Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специальные условия:
- обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам 1,2
вариант для обучающихся с умственной отсталостью; программы 8.3, 8.4 вариантов
для обучающихся с РАС;
- наличие в штате специалистов, прошедших профессиональную подготовку по
направлениям «Олигофренопедагогика», «Обучение и воспитание детей с
ограниченными возможностями здоровья», «Коррекционная работа
педагога-дефектолога с детьми с ОВЗ», по узкопрофильным направлениям: учителя-олигофренопедагога,
воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной
физкультуре (лечебной физкультуре), социальный педагог, медицинские работники,
тьюторы.
В структуре материально-технического обеспечения процесса образования
отражена специфика требований к:
- организации пространства, в котором обучается ребёнок с умственной
отсталостью: наличие учебной зоны, зоны отдыха, коррекционно-развивающей
работы;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации.
- наглядно действенный характер содержания образования; упрощение системы
учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; предъявление
учебного материала с обязательной опорой на зрительные образы (иллюстрации,
модели, схемы);
использовать все виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая);
чередование различных видов деятельности на уроке.
- введение учебных предметов, способствующих формированию представлений
об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств
коммуникации, социально бытовых навыков («Мир природы и человека», «Речевая
практика», «Основы социальной жизни», «Альтернативная коммуникация» и др.)
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью – применение практико-ориентированного
подхода.
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
-обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной
системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с умственной
отсталостью и РАС: длительность урока 30-40 минут, в зависимости от варианта
обучения; выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами; увеличение сроков освоения
адаптированной образовательной программы
- использование преимущественно позитивны средств стимуляции деятельности
и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в
познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
-организация предметно-практической деятельности, как основы развития
познавательной сферы обучающихся с легкой степенью умственной отсталости РАС, в
частности интеллектуальной и речевой;
- постепенность расширения и уточнение представлений об окружающей
действительности: от ближайшего окружения, ограниченного рамками семьи и школы,
до более удаленного и усложненного.
- введение в содержание образования учебных предметов, обеспечивающих
формирование представлений о естественных и социальных компонентах окружающего
мира; социально-бытовых навыках, применяемых в условиях усложненной социальной
среды;
- поэтапность овладения
трудовыми навыками, начиная от социально-бытовых навыков, и заканчивая
профессионально-трудовыми.
Специально оборудованные учебные кабинеты
СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ
В школе-интернате имеются следующие учебные кабинеты и мастерские:
№ п/п |
этаж |
название
кабинета |
количество кабинетов |
1 |
1 |
помещение,
оборудованное под физкультурный зал |
1 |
2 |
2 |
многопрофильная
мастерская № 1 |
1 |
3 |
1 |
многопрофильная
мастерская № 2 |
1 |
4 |
1 |
социально-бытовой
ориентировки |
1 |
5 |
2 |
швейная мастерская |
1 |
6 |
2 |
кабинет
домоводства |
1 |
7 |
1 |
штукатурно-малярная
мастерская |
1 |
8 |
1 |
начальных
классов |
8 |
9 |
2 |
начальных
классов |
6 |
10 |
2 |
компьютерный
класс |
1 |
11 |
2 |
логопедии |
1 |
12 |
2 |
кабинет
психолога |
2 |
13 |
2 |
кабинет
русского языка |
2 |
14 |
2 |
кабинет
географии и биологии |
1 |
15 |
1 |
кабинет
коррекционно-развивающей работы |
1 |
16 |
2 |
кабинет
коррекционно-развивающей работы |
1 |
2 |
кабинет
растениеводства |
1 |
|
18 |
2 |
актовый
зал |
1 |
19 |
1 |
кабинет
ритмики |
1 |
20 |
2 |
библиотека |
1 |
21 |
1 |
тренажерный
зал |
2 |
- В структуре материально-технического обеспечения
процесса образования отражена специфика требований к организации
пространства, в котором обучается ребёнок с умственной отсталостью:
- наличие учебной зоны, зоны отдыха, коррекционно-развивающей работы;
- во всех классах ученическая мебель соответствует ростовым показателям обучающихся, санитарно-гигиенические требования выполняются;
- материально-техническое оснащение
кабинетов, зон отдыха соответствуют современным требованиям, а именно:
- помещение,
приспособленное под физкультурный зал, кабинет ритмики, зоны отдыха оснащены:
мягкими модулями, гимнастическими скамьями, сухими бассейнами шведской стенкой,
мячами, обручами, канатом, и другим необходимыми для занятий и отдыха оборудованием
и пособиями;
- в кабинетах начальных
классов имеется современное развивающие игровое и дидактическое оборудование,
телевизоры, компьютеры, игровые терминалы;
- предметные кабинеты
оснащены современной оргтехникой, пособиями для занятий с детьми;
- кабинеты педагога-психолога
и кабинет учителя-логопеда, оснащены современными игровыми пособиями для
групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми; сенсорная комната оснащена
мягким и тактильным оборудованием, набором для аутистов, панелями Бесконечность
и Звездное небо, воздушно-пузырьковой колонной, пуфами и другим современным
оборудованием;
- в медицинском кабинете имеются
электронные весы, лампа Чижевского, ростомер, аппарат для измерения
артериального давления, бактерицидная лампа, весы напольные;
- в актовом зале имеются:
звукоусиливающая аппаратура, видеопроектор;
- пищеблок оснащен
необходимым оборудованием;
- для физической
активности детей на улице имеется спортивная площадка и малые архитектурные
формы.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Основная задача специальной (коррекционной) школы – это социально-бытовая,социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с нарушением интеллекта, для дальнейшего обучения и самореализации в профессиональной деятельности. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение является подготовкой выпускников к получению специальности в профессиональных учреждениях и самостоятельному труду. Все трудовые мастерские оснащены необходимым для учебного процесса оборудованием согласно профилю трудового обучения.
Для отработки практических навыков по трудовому профилю«Растениеводство»в 2019 году в целях реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, была построена теплица, оснащенная современным оборудованием. Теплица отапливается, имеется подвод воды, что позволяет проводить практические работы в течение всего учебного года.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
СВЕДЕНИЯ О БИБЛИОТЕКЕ
Библиотека укомплектована специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющих реализовывать выбранный вариант стандарта – приобретение рекомендованных Приказом Министерства просвещения учебников;
В библиотеке имеются учебная и учебно-методическая литература для обучающихся, а также педагогическая, методическая литература для педагогических работников.
- объем библиотечного фонда – 10020 экземпляров;
- объем учебного фонда – 3728 экземпляров.
- педагогическая - 2883 экземпляров.
- художественная -3385 экземпляров.
- справочная - 34 экземпляров.
Обеспечение обучающихся обязательной учебно-методической литературой в соответствии с АООП, реализуемой в учреждении - 100%.
Учебный фонд комплектуется согласно Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе школы.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ СПОРТА
В школе-интернате имеется помещение, приспособленное под физкультурный зал, два тренажерных зала, кабинет ритмики. На школьной территории имеется две спортивные площадки, оборудованные безопасным покрытием, игровая площадка.
Все помещения оснащены необходимыми для занятий и отдыха оборудованием под возможности детей с инвалидностью и ОВЗ.
Имеется спортивный зал, в 2019 году произведен ремонт.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Осуществляется индивидуальное психологически-комфортное обучение на уроках и воспитательных занятиях.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Объект доступен для всех категорий населения. Имеется беспрепятственный доступ в школу: кнопка вызова для маломобильных групп населения (размещена около входа в здание), имеются пандусы, оборудованные ограждающими бортиками. Ступени лестниц оборудованы специальной сигнальной противоскользящей лентой, все лестницы оснащены с двух сторон перилами, открывающиеся части дверей помечены яркой краской. Вход оборудован противоскользящим покрытием. Имеется обозначенная знаком стоянка для инвалидов. Смонтированы широкие входные двери, санитарно-гигиенические помещения. Оборудована система голосового оповещения.
Специальные условия питания
Питание осуществляется в соответствии с утвержденным меню. Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, в соответствии с представленными родителями (законными представителями) назначениями врача, может быть организовано лечебное и диетическое питание.
Специальные условия охраны здоровья
В ГКОУ АО «ОШИ №5» штатными
сотрудниками: врач-педиатр, врач-психиатр, медицинские сестры (4 человека)
проводится планомерная работа по созданию условий охраны здоровья. Оборудован
медицинский блок (кабинеты: врача, процедурный, санузел, изолятор). Имеется всё
необходимое новое оборудование для проведения первичного медицинского
обследования учащихся, оказания первой медицинской помощи, осуществления
контроля за санитарно-гигиеническим режимом. В медицинском кабинете заменена
мебель. Получена лицензия на медицинскую деятельность, в связи с введением
должности «Организация здравоохранения и общественному здоровью».
Регулярно проводится
диспансеризация, осуществляется контроль состояния детей, ежедневно проводится
термометрия. Врачом-педиатром контролируется процесс проведения уроков
физической культуры, ритмики. Проводится контроль соблюдения СанПиН.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сайт ГКОУ АО "ОШИ № 5" оборудован версией для людей с нарушением зрения.
IT-инфраструктура школы:
компьютеры есть в каждом классе, все классы имеют выход в интернет.
Для использования информационно-коммуникационных
технологий в образовательной деятельности имеется соответствующее оборудование,
которое постоянно пополняется:
Наименование |
Количество |
Компьютеры (в том числе
персональные) |
43 |
Периферийные технические
устройства: – мультимедиапроектор; |
5 |
- сканер |
5 |
– принтер; |
10 |
– интерактивные доски; |
4 |
– цифровые видеокамеры |
1 |
Учебные кабинеты, оснащенные
компьютерами |
15 |
Скорость подключения к сети Интернет составляет 256
кбит/с до 1 мбит/с.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
·
Самая известнаявэлектроннаябиблиотекаhttp://lib.ru/
·
Детские развивающие игрыhttp://www.lohmatik.ru
·
Детский сайт "Ребзики"http://www.rebzi.ru
·
Детский мирhttp://www.detskiy-mir.net
·
Министерство образования и науки Российской Федерацииhttp://минобрнауки.рф/
·
Портал о детях для родителейhttp://www.detiseti.ru
·
Коллекция: русская и зарубежная литература для школыhttp://litera.edu.ru/
·
Российская государственная библиотекаhttp://elibrary.rsl.ru/
·
Библиотека Гумер -Школьная литератураhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/school/index.php
·
Словари и энциклопедии Он-Лайнhttps://dic.academic.ru/
·
http://www.nachalka.comрассчитан на детей, родителей и учителей. Детям
будут интересны игры, проекты, конкурсы и общение со сверстниками. Родители
смогут узнать об интересующих их вопросах и почитать о проблемах воспитания, а
учителя — пообщаться с коллегами и обсудить насущные дела.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Во время проведения занятий
где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, применяются мультимедийные
средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной
информации обучающимися с различными нарушениями.
Для информирования
родителей имеется сайт школы.
Учебные кабинеты
оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и
индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
·мультимедийные комплексы
(проектор и экран),
·интерактивные доски,
·ноутбуки ученические
·телевизоры,
·МФУ,
· компьютеры.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Объект доступен для всех категорий населения. Имеется беспрепятственный доступ: кнопка вызова для маломобильных групп населения (размещена около входа в здание), имеются пандусы, оборудованные ограждающими бортиками. Верхние и нижние ступени лестниц окрашены специальной сигнальной краской, все лестницы оснащены с двух сторон перилами. Вход оборудован противоскользящим покрытием. Оборудована система голосового оповещения.