РП по письму и развитию речи 7 кл., 1 вариант

ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Аннотация к рабочей программе по предмету «Письмо и развитие речи»
Рабочая

программа

составлена

на

основании

АООП

образования

обучающихся с умственной отсталостью вариант 1.
Цель: выработка навыков грамотного письма, развитие устной и письменной
речи путем формирования практически значимых орфографических и
пунктуационных навыков.
Задачи: вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на
основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по
грамматике

и

правописанию;

развивать

и

систематизировать

орфографические навыки; активизировать и обогащать словарь учащихся;
учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме.
Количество часов на изучение дисциплины:
Четверть
I
II
III
IV
всего
Количество часов
34 ч.
28 ч.
43 ч.
31 ч.
136 ч.
Основные разделы дисциплины: в рабочей программе по письму и развитию
речи представлены следующие разделы: «Грамматика и правописание»,
«Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Части речи».
В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся
овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.
Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Формы текущего контроля: оценка знаний учащихся осуществляется по
результатам письменных работ по окончанию изучения темы программы,
итоговых контрольных работ за четверть и за год, тестирование по
формированию УУД. Виды письменных работ: диктанты, диктанты с

орфографическим заданием, контрольное списывание (индивидуальные
маршруты).
Учебно-методический комплекс: учебник Н. Г. Галунчикова, Э. В.
Якубовская, Русский язык 7 класс, Москва«Просвещение» 2015 г.
Конспекты, презентации, таблицы, иллюстрации, индивидуальные карточки.
Достаточный уровень.
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов; различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги; пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
название частей речи, их значение;
наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
характеризовать главных действующих лиц;
пересказывать содержание прочитанного материала.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений.
Минимальный уровень знаний и умений.
Учащиеся должны уметь:
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов, различать части речи, оформлять деловые бумаги по образцу,

пользоваться словарём, но объём заданий и текстов для письма по слуху
определяется психофизическим развитием учащихся.
Учащиеся должны уметь читать осознанно, выразительно вслух; читать «про
себя»; выделять главную мысль произведения; пересказывать содержание
прочитанного материала по наводящим вопросам, но объём текстов для чтения
и заучивания наизусть определяется психофизическим развитием учащихся.
Содержание учебного предмета
Письмо и развитие речи.
Повторение
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными
членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами, а, но.
Сложные предложения с союзами и, а, но.
Слово
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное
написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые
гласные и согласные в корне слов.
Сложные

слова.

Простейшие

случаи

написания

сложных

слов

с

соединительными гласными о не.
Части речи.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени
существительного — род, число, падеж, склонение. Правописание падежных
окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование
имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее,
прошедшее, будущее) и числам.

Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица
-шь, шься.
Изменение глаголов в прошедшем по родам и числам.
Глаголы на -ся (-сь).
Предложение
Простое

предложение.

Предложения

распространенные

и

нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое
предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных
членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без
союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными
союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому
что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь1
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по
картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными
произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической
деятельности, на основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему
научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных
мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.),

заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи
и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного материала за год.
Словарь
Антракт, аппарат, бассейн, беречь, бригада, бутерброд, велосипед, гардероб,
гастроном, государство, делегат, документ, кабинет, километр, лекарство,
литература, манекен, мастер, масштаб, материк, милиция, монтаж, мороженое,
мотор, насекомое, население, независимость, паспорт, патриот, планета,
платформа, почерк, почтальон, программа, продавец, процент, революция,
республика, рецепт, Россия, сантиметр, слесарь, спектакль, стадион, стеречь,
температура, токарь, тренер, тренировать, тротуар, универмаг, хирург,
хозяйство, центнер, чемодан, экзамен, электричество (57 слов).
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Аннотация к рабочей программе по предмету «Чтение и развитие речи»
Рабочая

программа

составлена

на

основании

АООП

образования

обучающихся с умственной отсталостью вариант 1.
Цель: развитие устной речи, мышления, воображения обучающихся,
способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи: совершенствовать навыки осознанного, выразительного чтения,
соблюдать

логические

паузы;

развивать

нравственные

качества

обучающихся; учить школьников последовательно и правильно излагать
свои мысли в устной форме; закреплять умение самостоятельной работать с
книгой; учить находить главную мысль произведения, учить обосновывать
свое

высказывание,

анализировать

поступки

действующих

лиц

произведений; учить выделять в тексте меткие выражения, художественные
определения и сравнения.
Количество часов на изучение дисциплины:
Четверть
Количество часов

I
25 ч.

II
21 ч.

III
33 ч.

IV
23 ч.

всего
102 ч.

В 7 классе продолжается работа по развитию техники беглого и осознанного
чтения, выработке навыков выразительного чтения и пересказа прочитанного
произведения по плану.
Формы текущего контроля: оценка знаний учащихся осуществляется по
результатам

активности

работы

на

уроке,

пересказу

прочитанного

произведения и чтению наизусть пройденных стихотворений, тестирование
по формированию УУД.
Учебно-методический комплекс: учебник А. К. Аксёнова, Чтение 7 класс,
Москва«Просвещение» 2014 г.
Конспекты, презентации, видеофильмы по изучаемым произведениям,
иллюстрации, индивидуальные карточки.
Планируемые предметные результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Достаточный уровень
Учащиеся должны уметь:
читать вслух осознанно, правильно, бегло, выразительно; читать «про себя»; выделять
главную

мысль

произведения;

определять

основные

черты

характера

действующих лиц; пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать: наизусть 8 стихотворений.
Минимальный уровень
Читать вслух осознанно, правильно; читать «про себя»; пересказывать текст
по плану с помощью учителя. Объём текстов для чтения и заучивания
наизусть определяется психофизическим развитием учащихся.
Содержание учебного предмета
Чтение и развитие речи
Доступные художественные произведения и отрывки из художественных
произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие
сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание моральноэтических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н. А.
Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, Н. А. Островского, М. А.
Шолохова, А. Т. Твардовского, А. А. Фадеева, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова,
Н. П. Кончаловской, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова,

Р.

И.

Рождественского, А. Г. Алексина, Е. И. Носова, Ч. И. Айтматова, Р. П.
Погодина.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не
совпадающих со знаками препинания.
Выделение

главной

мысли

произведения.

Называние

главных

действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков,
подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики
героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и
сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица
рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений.
Календарно – тематическое планирование
по письму и развитию речи в 7 «А» классе
Письмо и развитие речи (136 ч)
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов
I четверть

Сроки

1 Простое и сложное предложение.
2 Простое предложение с однородными
членами. Перечисление без союзов и
одиночным союзом и, а, но.
3 Сложные предложения с союзами и, а, но.
4 Состав слова: выделение частей слова,
словообразование.
5 Единообразное написание гласных в
корне. Правило проверки.
6 Звонкие и глухие согласные в корне.
Правило проверки.
7 Непроизносимые согласные.
Диагностический диктант.
8 Непроверяемые гласные и согласные.
9 Гласные и согласные в приставках.
10 Разделительный Ъ после приставок.
11 Сложные слова с соединительной гласной
о-е.
12 Самостоятельная работа (состав слова).
13 Имя существительное; одушевленные и
неодушевлённые; собственные и
нарицательные.
14 Род, число, склонение, падеж
существительных.
15 Падежные окончания существительных
ед. числа.
16 Правописание ударных и безударных
окончаний существительных ед. числа.
17 Проверочный диктант.
18 Падежные окончания существительных
мн. числа.
19 Правописание существительных ед. и мн.
числа с основой на шипящую.
20 Подготовительная работа к контрольному
диктанту.
21 Контрольный диктант.
22 Работа над ошибками.

1
2

1.09
2, 6.09

2
2

7, 8.09
9, 13.09

3

14, 15, 16.09

2

20, 21.09

1

22.09

1
1
1
2

23.09
27.09
28.09
29, 30.09

1
2

4.10
5, 6.10

2

7,11.10

2

12, 13.10

1

14.10

1
2

18.10
19, 20.10

2

21, 25.10

1

26.10

1
1

27.10
28.10

1

8.11

II четверть.
1

Повторение.

2 Деловое письмо: заявление.
3

4

5

6

7

8

9

10

11

Имя
прилагательное.
Согласование с
существительным.
Выделение в
предложении.
Правописание
родовых
окончаний
прилагательных.
Правописание
падежных
окончаний
прилагательных М.
и Ср. рода.
Падежные
окончания
прилагательных Ж.
рода.
Самостоятельная
работа (падежные
окончания
прилагательных ед.
числа).
Правописание
падежных
окончаний
прилагательных
мн. числа.
Диктант с
заданием
(окончания
прилагательных
мн. числа)
Упражнения на
закрепление
правописания
падежных
окончаний
прилагательных ед.
и мн. числа.
Распространение

1

9.11

2

10, 11.11

1

15.11

2

16,17.11

1

18.11

1

22.11

2

23, 24.11

1

25.11

3

29, 30.11, 1.12

1

2.12

11
12

13
14
15
16

17
18
19
20
1

2
3
4

рассказа
прилагательными с
помощью картины.
Деловое письмо:
заметка в
стенгазету.
Местоимение.
Понятие о
местоимении.
Значение в речи.
Личные
местоимения.
Деловое письмо:
телеграмма.
Работа с
деформированным
текстом.
Изложение
рассказа по
коллективно
составленному
плану.
Подготовка к
контрольному
диктанту.
Контрольный
диктант.
Работа над
ошибками.
Повторение
III четверть
Повторение:
личные
местоимения,
число и лицо
местоимений.
Глагол. Понятие о
глаголе. Значение в
речи
Неопределённая
форма глагола.
Упражнения на
определение
глаголов

1

6.12

2

7, 8.12

1

9.12

1

13.12

1

14.12

2

15, 16.12

1

20.12

1

21.12

1

22.12

1

27.12

2

10 ,11.01

2

12.,13.01

2

17, 18.01

1

19.01

5

6
7
8
9
10
11

12
13
14
15

16

17

неопределённой
формы.
Времена глагола.
Глаголы
настоящего
времени.
Глаголы
прошедшего
времени.
Глаголы будущего
времени.
Упражнения в
определении
времён глагола.
Самостоятельная
работа.
Частица НЕ с
глаголами.
Изменение
глаголов по числам
и родам (прош.
время).
Изменение
глаголов по лицам.
Самостоятельная
работа (опр. лица и
числа глаголов).
Глаголы 1 и 2
спряжения.
Правописание
глаголов 2 л. Ед.
числа настоящего
и будущего
времени на –ишь,
-ишься, - ешься.
Диктант на
правописание
глаголов 2л. Ед.
числа настоящего
и будущего
времени.
Изменение
глаголов
прошедшего

2

20, 24.01

2

25, 26.01

2

27, 31.01

3

1.02, 2,3.02

1

7.02

1

8.02

2

9, 10.02

2

14, 15.02

1

16.02

2

17, 21.02

3

22, 24, 28.02

1

1.03

2

2.03, 3.03

18
19

20

21
22
23

24
25

1

2

времени по родам
и числам.
Глаголы на –ся
(сь).
Сочинение по
картине В.
Васнецова «После
побоища Игоря
Святославовича с
половцами» по
готовому
вступлению т
заключению (стр.
233 № 310)
Подготовительная
работа к
контрольному
диктанту.
Контрольный
диктант.
Работа над
ошибками.
Изложение
рассказа с
изменением лица
глаголов по
готовому плану.
Деловое письмо:
письмо другу.
Обобщающий урок
по изученному
материалу.
IV четверть
Повторение:
правописание
окончаний
глаголов –щь,
-шься, глаголы на –
ся, -сь.
Простое
распространённое
и
нераспространённо
е предложение.

2

7, 7.03

1

9.03

2

10, 14.03

1

15. 03

1

16.03

2

17, 21.03

1

22.03

2

23.03 24.03

1

4.04

2

5, 6.04

3
4
5
6

7
8
9

10

11

12

13

Главные и
второстепенные
члены
предложения.
Виды предложений
по интонации.
Самостоятельная
работа.
Предложения с
однородными
членами.
Знаки препинания
в предложении с
однородными
членами.
Предложения с
обращением.
Знаки препинания
в предложениях с
обращением.
Сложное
предложение с
союзами и без
союзов.
Сложное
предложение с
союзами и, а, но.
Запятая в сложном
предложении.
Упражнения на
составление
сложных
предложений с
союзами и без
союзов.
Сравнение
простых
предложений с
однородными
членами и, а, но со
сложными с теми
же союзами.
Сложное
предложение с

1

7.04

1

11.04

2

12, 13.04

2

14, 18.04

1

19.04

2

20, 21.04

1

25.04

2

26, 27.04

2

28.05,3.05

2

3.05,4.05

2

5,10.05

14

15

16

17
18
19
20

21

22

союзными словами
который, где,
когда, что, чтобы.
Запятая перед
союзными словами
в сложном
предложении.
Повторение:
запятая в
предложении с
однородными
членами,
обращением и в
сложном
предложении.
Подготовительная
работа к
контрольному
диктанту.
Контрольный
диктант.
Работа над
ошибками.
Деловое письмо:
доверенность.
Повторение: состав
слова, образование
слов с помощью
приставок и
суффиксов.
Правописание
безударных
гласных, звонких и
глухих согласных,
непроизносимого
согласных.
Части речи.
Различение по
вопросам и
значению.

1

10.05

2

11, 12.05

1

16.05

1

17.05

1

18.05

1

19.05

1

23.05

1

24.05

1

25.05

Чтение и развитие речи (102 ч)
№

Автор. Название произведения

Кол-во

Сроки

п/п
1

часов
I четверть
Устно Народное Творчество.
Сказки. Жанровые особенности сказок.
Былины, песни, загадки.
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Сказка «Журавль и цапля».
Сказка «Умный мужик».
Былина «Три поездки Ильи Муромца».
Народные песни. Загадки, пословицы.
А. Пушкин (биографическая справка).
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане.»
отрывок наизусть
А. Пушкин «Зимний вечер» наизусть.
А. Пушкин «У лукоморья…»
М. Лермонтов (биографическая справка)
М. Лермонтов «Бородино», отрывок
наизусть.

1
1
2
2

1, 6. 09
7.09
8, 13, 14.09
15.09
20.09
21, 22.09
27.09
28.09
29, 4.10, 5, 6,
11, 12, 13.10
18.10
19.10
20, 25.10
26, 27.10

1 И. Крылов (биографическая справка)

2

8, 9.11

2
3
4
5
6
7
8
9

1
1
1
2
1
2
1
12

10.11
15.11
16.11
17, 22.11
23.11
24, 29.11
30.11
1, 6, 7, 8, 13, 14,
15,20,21, 22,

2

10.01,11.01

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

2
1
3
1
1
2
1
1
7

II четверть

И. Крылов «Кукушка и Петух»
И. Крылов «Волк и Журавль».
И. Крылов «Слон и Моська».
Н. Некрасов (биографическая справка)
Н. Некрасов «Несжатая полоса»
Н. Некрасов «Генерал Топтыгин»
Л. Толстой (биографическая справка)
Л. Толстой «Кавказский пленник»

III четверть
1 Повторение. «Кавказский пленник» составление характеристики Жилина и

2.
3
4
5

Костылина.
А. Чехов (биографическая справка).
А. Чехов «Хамелеон».
В. Короленко (биографическая справка).
В. Короленко «Дети подземелья».

6 А. Горький (биографическая справка).
7 А. Горький «Детство».

3
3
3
12
1
9

12.01,17.01,18.01
19, 24.01,25.01
26.01,31.01,1.02
2, 7, 8, 9,
14,15, 16, 21,
22, 23,28, 1.03
2.03
7, 8, 9, 14, 15, 16, 21,
22.03,23.03

IV четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

А. Горький «В людях».
М. Исаковский «Детство».
М. Исаковский «Ветер» (наизусть).
К. Паустовский (биографическая справка).
К. Паустовский «Последний чёрт».
К. Симонов (биографическая справка).
К. Симонов «Сын артиллериста».
В. Катаев «Флаг».
Н. Рыленков (биографическая справка).
Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»
(наизусть)
11 К. Ваншенкин «Мальчишка».

4
2
1
1
5
1
2
4
1
1

4, 5, 6, 11.04
12, 13.04
18.04
19.04
20, 25, 26, 27, 3.05
3.05
10, 10.05
11, 16, 17,18.05
23.05
24.05

1

25.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».