РП ОСЖ 5-6 кл., СБО 7-8 кл., 1 вариант

Рабочая программа по предмету
Основы социальной жизни
5 класс
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания;
знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их
значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;
соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных
правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях,
медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических
нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.).
Содержание учебного предмета, курса
Введение (2 часа)
·Основные вопросы
Кабинет основ социальной жизни и его оборудование. Название учебного курса; цель нового учебного
предмета, его назначение; инструкции по технике безопасноости при нахождении в кабинете, правила
обучающихся школы.
·Самостоятельная (лабораторная) работа
Работа в тетради.
·Тематика практических работ
Беседа.
Личная гигиена (6 часов)
·Основные вопросы
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями.
Правила ухода за полостью рта; предметы личной гигиены по уходу за полостью рта; правила ухода за ушами.
Правила освещенности рабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. Правила
ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства для мытья головы.
·Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам.
·Тематика практических работ
Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос.
Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Одежда и обувь (8 часов)
·Основные вопросы
Виды одежды и головных уборов, их назначение. Правила ухода за одеждой. Виды обуви и их назначение;
правила ухода за кожаной обувью. Правила повседневного ухода за обувью из замши, текстиля, шерсти.
Правила подготовки обуви к хранению по сезонно.

·Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
·Тематика практических работ
Чистка и сушка повседневной одежды, обуви.
Питание (24 часа)
Приложение №1

при изучении темы

«Питание» используется программа «Поварское дело».

Жилище (10 часа)
·Основные вопросы
Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; виды отопления в городе и селе; жилой дом,
домашние помещения: зал (гостиная), спальня, кухня, ванная, прихожая; их названия, функциональное
назначение. Гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой
и влажной уборки. Гигиенические требования к жилому помещению; инвентарь и виды моющих средств,
используемых при уборке.
·Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
·Тематика практических работ
Сухая и влажная уборка помещений.
Культура поведения (6 часов)
·Основные вопросы
Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях. Правила поведения за
столом; правила этикета.
·Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
·Тематика практических работ
Правила поведения за столом.
Торговля (6 часов)
·Основные вопросы
Основные виды магазинов; правила поведения в магазине. Назначение продуктовых магазинов, их отделы и
содержание продукции. Специализированные продуктовые магазины. Правила покупки товаров в
продовольственном магазине.
·Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
·Тематика практических работ
Правила поведения в магазине. Оплата покупки.
Транспорт (6 часов)
·Основные вопросы
Основные виды транспортных средств, имеющихся в городе. Стоимость проезда на всех видах городского
транспорта (разовый билет, проездной билет, удостоверение); порядок приобретения билетов. Правила
поведения в транспорте и на улице. Транспортный и пешеходный маршрут до школы и обратно. Правила
дорожного движения. Правила проезда в транспорте; правила передвижения по улице.
·Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.
·Тематика практических работ
Составление маршрута от дома до школы. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на
пути к дому, школе.
При изучении темы «Питание» используется оборудование приобретенное в рамках федерального проекта
«Современная школа» национального проекта "Образование".
Тема
Оборудование
ПИТАНИЕ
1.Кухня, кухонная посуда. Уход
за посудой




Ножеточка на присосках
Нескользящий коврик для посуды
















2. Овощи и фрукты. Обработка
овощей. Кухонный комбайн и
работа с ним.
Блюда из овощей. Винегрет.
3.Кухня, кухонная посуда. Уход
за посудой.
Правила мытья и чистки посуды.
Посудомоечная машина и работа
с ней.



Нескользящая миска для смешивания продуктов
Миксер
Духовой шкаф
Плита индукционная
Кухонный комбайн
Набор столовых приборов
Холодильник
Микроволновая печь
Тостер
Соковыжималка
Электрическая мясорубка
Раковина
Кухонный гарнитур – напольные и навесные ящики для хранения
Набор посуды для приготовления с крышками (сковороды,
кастрюли)
Комплект учебно-методических
«Поварское дело»

материалов

по

направлению

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основной список литературы
1.

Воронкова

В.В.

«Программы

специальных

(коррекционных)

общеобразовательный

учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год.
Дополнительный список литературы
1.

Веретенников

И.В.

Методика

коррекционно-развивающей

работы:

Социально-бытовое

ориентирование, М., 2000 год.
2. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной
(коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А.
Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год – 247 с.
3. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994 год.
4. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 год – 92 с.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует действующим
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые спецификой предмета «Основы
социальной жизни». Занятия проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и
для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ,
предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и
правила техники безопасности.

При изучении темы «Питание» используется оборудование приобретенное

в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта "Образование".

Технические средства обучения
1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.
2. Карточки с заданиями, перфокарты.
3. Раздаточный материал.
4. Дидактический материал.
5. Презентации.
6. Оборудование кабинета.
Компьютерные технологии
1. Компьютер.
Интернет-ресурсы
1. http://www.ed.gov.ru,
2. http://www.rfh.ru,
3. http://www.int-edu.ru,
4. http://www.rsl.ru,
5. http://www.gnpbu.ru,
6. http://www.pedlib.ru,
7. http://dic.academic.ru,
8. http://ditionary.fio.ru

Календарно-тематическое планирование
5 класс (68 часов)
№
п/п
Тема
I четверть (18 часов)
I
Значении предмета «Основы социальной жизни».
Знакомство с кабинетом и правилами поведения в нём.
II
Личная гигиена

Кол-во
часов

1.

2

2.

Наука - личная гигиена. Правила личной гигиены.
Предметы и средства личной гигиены.
Уход за полостью рта и ушами.

2
6

2
3.

Личная гигиена правило приема утреннего и вечернего
туалета. (Практическая работа)

4.

Содержание в чистоте и порядке личные вещи. Гигиена
зрения.

2

III

Одежда и обувь

8

1.
2.

Одежда и ее ассортимент.
Повседневный уход за одеждой подготовка её к хранению.
Виды обуви, её назначение.
Чистка хранение обуви и одежды. (Практическая работа)

2
2

3.
4.
IV

V
1.
2.
3.
4.

II четверть ( 14 часов)
Питание.
Уроки
дело».Приложение№1

по

разделу

«Поварское

24

Жилище
Виды жилых помещений в городе и деревне.
Комнаты и их назначение.
Гигиенические требования к жилому помещению;
правила и последовательность проведения сухой и
влажной уборки.

10

5.

Гигиенические
требования
к
помещению; инвентарь и виды моющих
используемых при уборке.
Сухая и влажная уборка помещений.

VI

VI четверть (16 часов)
Культура поведения

1.
2.
3.

2
2

жилому
средств,

Поведение в музее, библиотеке, на улице.
Ролевая игра «Запишите меня в библиотеку», «Здравствуй
театр».
Поведение за столом. Правила приема пищи. Упражнение
по этикету. Проведение чаепития в классе.

2
2
2
2
2

6
2
2
2

Дата

VII

Торговля

6

1.

Основные виды магазинов и их назначение.

2

2.
3.

Виды отделов. Товары и цены.
Экскурсия в продуктовый магазин.

2
2

VIII

Транспорт

6

1.
2.

Виды транспортных средств.
Правила поведения в общественном транспорте и на
улице.
Правила и знаки дорожного движения. Транспортный и
пешеходный маршрут до школы и обратно правила
передвижения по улице.

2
2

3.

2

Основы социальной жизни
6 класс
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:

·элементарные правила личной гигиены и правила закаливания;
· закаливать свои организм; соблюдать правила личной гигиены дома, в школе;
· виды одежды и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью;
· уметь подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить одежду;
· значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, правила сервировки стола,
правила мытья посуды;

·нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, вымыть посуду, строго соблюдать правила работы с режущими
инструментами;

· состав семьи, имена, отчества и фамилии родных;
· рассказать о месте работы родителей; выполнять определенные обязанности в семье;
· правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;
·культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;
тактично и вежливо вести себя при разговоре со старшими и со сверстниками; вежливо обращаться с просьбой,
вопросом к сверстникам и взрослым;

·

гигиенические требования к жилому помещению; правила организации рабочего места школьника;
правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; санитарно-гигиенические
требования и правила ТБ при работе с пылесосом;

·соблюдать

гигиенические требования к жилому помещению; производить сухую и влажную уборку
помещения;

·правила поведения в магазине и правила общения с работниками магазина;

выбрать нужный товар, выяснить срок гарантии на его использование, оплатить;

·виды междугороднего транспорта, стоимость проезда на всех видах городского транспорта;
·выбирать наиболее рациональные маршруты передвижения;
· основные виды связи, основные почтовые отправления;
·записать адрес на конверте;
способы вызова врача на дом;

· записаться на прием к врачу, вызвать врача на дом;
· виды детских учреждений, виды кружков, секций;
·обращаться к сотрудникам ДДТ; правильно вести себя на занятиях, читальных залах; соблюдать правила
поведения в школе.

Достаточный уровень:

·

правила закаливания организма; приемы обтирания и мытья ног; о вреде наркотиков и токсических
веществ; закаливать свои организм; соблюдать правила личной гигиены дома, в школе;

·значение опрятного вида, правила и приемы ручной стирки, правила пришивания пуговиц, петель, глажка
фартуков, носовых платков и салфеток;
пришивать пуговицы, петли, вешалки, подбирать моющиеся средства для стирки, стирать изделия из х\б и
гладить их;

·значение питания, виды блюд, не требующих тепловой обработки;
·правила сервировки стола, правила мытья посуды и уборки помещения;
·прочитать рецепт блюд, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, приготовить
вымыть посуду;

кашу, сварить картошку,

·состав семьи, имена, отчества и фамилии, место работы, занимаемую должность родителей;

продуктивную

деятельность членов семьи и близких родственников;

·рассказать о месте работы родителей; выполнять определенные обязанности в семье;
· правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;

способы ведения

разговоров со старшими и сверстниками;

·культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;
·

тактично и вежливо вести себя при
разговоре со старшими и со сверстниками; вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и
взрослым;

гигиенические требования к жилому помещению; правила организации рабочего места школьника;
правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; санитарно-гигиенические
требования и правила ТБ при работе с пылесосом; назначение комнатных растений, уход и допустимое
количество их в квартире;

·соблюдать

гигиенические требования к жилому помещению; производить сухую и влажную уборку
помещения; чистить ковры, книжные полки, батареи; ухаживать за комнатными растениями;

·виды

междугороднего транспорта, стоимость проезда на всех видах городского транспорта, порядок
приобретения билетов;

·выбирать наиболее рациональные маршруты передвижения, ориентироваться в расписании пригородного
транспорта;

·виды магазинов, правила поведения в магазине и правила общения с работниками магазина, правила покупки
товаров, стоимость наиболее необходимых товаров;
выбрать нужный товар, выяснить срок гарантии на его использование, оплатить, проверить чек и сдачу, вернуть
товар, не отвечающий желанию покупателя;

· основные виды связи; основные почтовые отправления; стоимость почтовых услуг при отправке писем;
· записать адрес на конверте;
· способы вызова врача на дом, меры по предупреждения глистных; заболеваний, основной состав домашней
аптечки, о возможном вреде самолечения;

· записаться на прием к врачу, вызвать врача на дом, приобрести лекарство в аптеке;
· виды детских учреждений, виды кружков, секций;
Содержание учебного предмета
Специальные коррекционные уроки по основам социальной жизни направлены на практическую
подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих
социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Личная гигиена:

·значение личной гигиены для здоровья и жизни человека;
·утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение;
·личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце);
· правила содержания личных вещей;
·гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук;
·приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног:

необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.
Жилище:

· типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды жилья: собственное и государственное.
·
·

Домашний почтовый адрес;
коммунальные удобства в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в
многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики);
правила пользования общей собственностью в многоквартирном доме. Правила проживания в
собственном и многоквартирном доме;

·комнатныерастения.

Виды комнатных растений. Особенности хода:
температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений.

полив,

подкормка,

Одежда и обувь:

· виды

одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и
т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей;

· особенности разных видов одежды;
·головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека;
·магазины по продаже различных видов одежды;
·значение опрятного вида человека;
·уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды;
·виды

обуви: сезонная, в зависимости от назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.) и вида
материалов (кожаная, резиновая, текстильная и т. д.);

·магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в магазине: выбор, примерка,
оплата.

·гарантийный срок службы обуви; хранение чека или его копии.
Уход за обувью:

·хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов
для чистки обуви, их назначение. Сушка обуви;
правила ухода за обувью из различных материалов.

Охрана здоровья:

·виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная;
·виды медицинских учреждений: поликлиника, амбулатория,
больница, диспансер;

·работники

медицинских учреждений: младший медицинский персонал, медицинская сестры (братья,)
врачи. Функции основных врачей-специалистов;

·виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом;
·медицинские показания для вызова врача на дом.

Питание: при изучении темы «Питание» используется программа «Поварское дело». Приложение №2
Транспорт:

·городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта.
Правила поведения в городском транспорте;

·проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного
пункта. Расчет стоимости проезда; пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения,
электрички; стоимость проезда. Расписание.
Средства связи:

·основные средства связи: почта, телефон, компьютер. Назначение, особенности использования;
·почта.

Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо,
бандероль, посылка, денежный перевод;

·письма.

Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем
различного вида. Стоимость пересылки.
Предприятия, организации, учреждения:

·образовательные учреждения.
Дошкольные
образовательные учреждения;
·учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления

работы.

Посещение образовательных организаций дополнительного образования.
Семья:

·родственные

отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников;
возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между
родственниками. Распределение обязанностей в семье;

·помощь старших младшим: домашние обязанности
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые спецификой предмета «Основы
социальной жизни». Занятия проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и
для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ,
предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и
правила техники безопасности.
При изучении темы «Питание» используется оборудование приобретенное
в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта "Образование".
Технические средства обучения
1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.
2. Карточки с заданиями, перфокарты.
3. Раздаточный материал.
4. Дидактический материал.
5. Презентации.
6. Оборудование кабинета.
Компьютерные технологии
1. ноутбук, телевизор
Интернет-ресурсы
1. http://www.ed.gov.ru,
2. http://www.rfh.ru,
3. http://www.int-edu.ru,
4. http://www.rsl.ru,
5. http://www.gnpbu.ru,
6. http://www.pedlib.ru,
7. http://dic.academic.ru,
8. http://ditionary.fio.ru

Календарно-тематическое планирование
6 к л а с с (68 ч.)
№
Тема
п/п
I четверть (18 часов)

Кол-во
часов

I.

Личная гигиена

2

1.

Закаливание организма, (зарядка, обтирание)
Режим дня школьника.
Уход за волосами (мытье, причёска).
Уход за кожей рук, ног и ногтями.

1

II.

Транспорт

4

1.
2.

Транспорт нашего города.
Правила пользования городским транспортом. Оплата проезда.

1
1

3.

Рациональные маршруты передвижения в разные точки города.

1

4.

Правила поведения в общественном транспорте.

1

III.

Одежда и обувь

4

1.
2.

Мелкий ремонт одежды (подготовительные работы)
Пришивание пуговиц, петель.
Утюг. Правила техники безопасности при работе с утюгом.
Утюжка изделий.

1
1

2.

3.
4.
5.

1

2

IV.

II четверть ( 14 часов)
Питание. Уроки по раз «Поварское дело».Приложение№2 ( 30
часа)
III четверть (20 часов)

V.

Семья и семейные отношения.

2

1.

Состав семьи учащихся. Место работы каждого члена семьи.
Занимаемая должность.
Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между
членами семьи.
Жилище человека.

1

Гигиенические требования к жилому помещению. Основные
правила организации рабочего места школьника.
Значение уборки жилых помещений. Периодичность уборки
(ежедневная, недельная, сезонная).

2

2.
VI.
1.
2.

1
6

2

IV четверть (16 часов)
Жилище человека.
4.

Виды половых покрытий: деревянные, паркет, линолеум.
Приспособления и средства по уходу за полами. Пылесос.
Правила и техника безопасности при работе с ним.

2

Дата

VII.

Культура поведения.

1.

Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. Мимика и жесты во
время разговора.
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и
расставании, с просьбой или вопросом.

2.

4
2
2

VIII.

Торговля.

4

1.

Продовольственные магазины. Виды товаров, стоимость, порядок
приобретения.
Сюжетно-ролевые игры: «Я покупатель», «Покупка продуктов по
списку».
Экскурсия в магазин.

1

IX.

Средства связи

4

1.

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон,
компьютер),Виды почтовых отправлений. Их стоимость.

2

2.

Экскурсия на почту.

2

X.
1.

Охрана здоровья
Виды медицинских учреждений.
Функции основных врачей-специалистов.
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Вызов
врача на дом.

4
2

Учреждения и организации

2

2.

2.
XI

Детские ясли, детские сады, школы. Их назначение. Центр
досуговой деятельности

7 класс
Планируемые предметные результаты

1
2

2

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Минимальный уровень.



правила личной гигиены девушек и юношей; правила ухода за кожей лица, волосами;



подбирать мыло и шампунь; правильно ухаживать за лицом и волосами








санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды.,
особенности стирки цветного и белого белья; правила пользования моющими средствами;
стирать белое белье вручную ; гладить одежду и белье;
требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя; правила поведения при встрече и
расставании ;формы обращения с просьбой, вопросом; правила поведения за столом;
следить за своей осанкой; принимать правильную позу в положении сидя и стоя; следить за своей
походкой и жестикуляцией; правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками
(мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;
вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;
виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; почтовый адрес своего дома, виды
моющих средств, используемые в уборке;



ухаживать за полом в зависимости от покрытия;



место работы, занимаемую должность близких родственников;










функции жд транспорта, типы пассажирских вагонов, типы пассажирских вагонов;
приобретать билеты в ж\д кассах, выполнять правила безопасности во время поездки в ж\д
транспорте;
назначение универмага, универсама; отделы магазинов.
найти нужный товар в отделе;
правила хранения лекарств в домашних условиях;
обрабатывать раны, накладывать повязки;
название рабочих профессий;

обращаться с вопросами по теме;
Достаточный уровень.









правила личной гигиены девушек и юношей; правила ухода за кожей лица, волосами;
определить тип кожи и волос; подбирать мыло и шампунь; правильно ухаживать за лицом и
волосами;
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды.,
особенности стирки цветного и белого белья; правила пользования моющими средствами;
устройство стиральной машины и правила пользования ею; санитарно-гигиенические требования
и правила ТБ при стирке вручную и с помощью стиральной машины;
стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины; гладить одежду и белье;
членов семьи и близких родственников;
рассказать о месте работы родителей; выполнять определенные обязанности в семье;
требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя; правила поведения при встрече и
расставании ;формы обращения с просьбой, вопросом; правила поведения за столом;



следить за своей осанкой; принимать правильную позу в положении сидя и стоя; следить за своей
походкой и жестикуляцией; правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками
(мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях
;вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым; тактично и вежливо вести
себя во время разговора со старшими и сверстниками; правильно вести себя за столом во время
приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).



виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; почтовый адрес своего дома и школыинтерната; способы и периодичность ухода за окнами; виды моющих средств, используемые в
уборке и мытье окон; способы утепления окон




писать адреса на почтовых открытках
функции жд транспорта, типы пассажирских вагонов, примерную стоимость билетов, функции
жд транспорта, типы пассажирских вагонов, камера хранения;



ориентироваться в расписании, приобретать билеты в ж\д кассах, выполнять правила
безопасности во время поездки в ж\д транспорте;



назначение универмага, универсама; стоимость бытовой техники, мебели, подбор товаров;
хранение чека или его копии;



найти нужный товар в отделе;



заполнить бланк на отправку, оплата бандеролей; определение стоимости простых посылок;



подобрать упаковку для посылки;







виды бандеролей, порядок отправления.
правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах (покой и фиксация
конечностей с помощью повязки или временной шины); правила хранения лекарств в домашних
условиях;
использовать лекарственные растения при оказании первой помощи; готовить настои, отвары из
лекарственных растений ;обрабатывать раны, накладывать повязки.
название рабочих профессий; виды выпускаемой продукции;
обращаться с вопросами по теме.

Основное содержание предмета.
Жилище.





Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды нежилых
помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных)
помещений;
Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире; печь и плита в сельской местности;
микроволновые печи. Правила техники безопасности пользования нагревательными приборами.
Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка и др.):
назначение, правила использования и ухода, техника безопасности;
Убранство
жилых комнат: зеркала, картины,
фотографии; ковры,
паласы; светильники.
Правила ухода за убранством жилых комнат. Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому
помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие

средства,электробытовые приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности использования
чистящих и моющих средств.
Одежда и обувь.




Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение
появление вредителей на одежде (моли). Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка,
глажение, чистка, починка.
Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья.
Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках.



Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования. Глажение изделий из
различных видов тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы
глажения блузок и рубашек.
Личная гигиена .







Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей
рук и ногтями: значение чистоты рук;
приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног:
необходимость ежедневного мытья ног;
приемы обрезания ногтей на ногах. Гигиенические требования к использованию личного белья
(нижнее белье, носки, колготки);
Уход заволосами. Средства
для ухода за волосами:
шампуни,
кондиционеры,
ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и
выпадением волос;
Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены
подростками (отдельно для девочек и мальчиков). Гигиенические правила для девушек. Гигиенические
правила для юношей.

Медицинская помощь.



Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке. Виды,
названия, способы хранения. Самолечение и его негативные последствия;



первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях, отравлениях,
солнечном ударе. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
Питание при изучении темы «Питание» используется программа «Поварское дело». Приложение №3
Транспорт.



Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы.
Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных
ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость
проезда в вагонах разной комфортности. Формы приобретения билетов.

Средства связи.



Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Порядок отправления.
Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления.
Предприятия, организации, учреждения.



Местные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия предприятия, вид
деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих.
Календарно- тематическое планирование
7 к л а с с ( 68 часов).

№
п/п

Тема

I.

I четверть (18 часов)

Кол-во
часов

Транспорт.

4

1.

Междугородный железнодорожный транспорт.
Вокзал. Справочная служба вокзала. Расписание поездов.

2

2.

Виды пассажирских вагонов, типы поездов.
Приобретение железнодорожных билетов. Камера хранения багажа.

2

II.

Одежда и обувь.

4

1.

Стиральная машина, правила работы с ней. Стирка белья с помощь
стиральной машины. Секреты стирки (условные знаки на ярлычках).

2

2.

Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной. Экскурсия в
школьную прачечную.

2

III.

Питание. Уроки по разделу «Поварское дело».Приложение№3

10

II четверть (14 часов)
1.

Личная гигиена. Личная гигиена подростка (мальчика и девочки).

IV.
1.

2

Средства связи.
Телеграф. Составление текстов телеграмм. Отправление.
бандеролей. Упаковка, заполнение бланка, порядок отправления.

4
Виды

2

Экскурсия на почту.

2
4
2

2.

Культура поведения.
Правила поведения в гостях.
Ролевая игра «Вы пришли в гости».
Выбор подарка. Изготовление несложных сувениров.

VI.

Жилище человека.

4

1.

Сезонная уборка помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету. Уход за
окнами, виды моющих средств.

2

Виды мебели: мягкая, корпусная, столы, стулья.
Способы ухода за мебелью. Средства и приспособления по уходу.

2

2.
V.
1.

2.

2

Дата

1.

III четверть ( 20 часов)
Способы ухода за зеркалами. Средства и приспособления.

2

Медицинская помощь.
Домашняя аптечка (состав). Назначение и хранение.
Лекарственные растения. Приготовление отваров и настоев.

4
2
2

VII
1.
2.
VIII
1.

1.

\Семья и семейные отношения.
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.
Детский уголок.
Разучивание тихих подвижных игр.
Торговля.
Универмаг. Универсам. Супермаркет.
Правила поведения в магазине. Стоимость основных видов продуктов.
Порядок приобретения товаров.
Питание. Уроки по разделу «Поварское дело».Приложение№3

2

2

10

IV четверть.( 16 часов).
Бюджет семьи.

6

1.

Деньги и их назначение.(монеты, купюры)

2

2.

Бюджет семьи. Источники дохода.
Заработная плата членов семьи, пенсия.

2

3.

Мелкие расходы и их планирование

2

1.
2.
3.

Учреждения, организации, предприятия.
Дома творчества, кружки, спортивные секции
Экскурсия в Дом творчества.
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия г.Астрахани.
Экскурсия.

8
2
2
2
2

Итогово-обобщающий урок

2

4.

8 класс
Планируемые предметные результаты.
Минимальный уровень.






правила ухода за кожей;
правильно пользоваться косметическими средствами;
правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей;
правила и последовательность глажения изделий;



































гладить блузки, рубашки;
виды теста: дрожжевое, пресное. Приготовление изделий из теста.;
приготовить пресное тесто и изделие из него;
правила ухода за грудным ребенком;
содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки;
правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома, требования к
внешнему виду молодых людей;
культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах;
правила и периодичность уборки кухни, санузла;
моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла; санитарно-гигиенические требования и
правила ТБ при уборке кухни и санузла;
мыть кафельные стены, чистить раковин ;
составные части бюджета семьи и их размер; основные статьи расходов в семье;
соблюдать правила экономии в семье;
рынки их назначение; основные отличия рынков от магазинов, правила покупателя на рынке, цены на
основные продукты;
выбирать продукты, соблюдать правила поведения на рынке;
виды пригородного транспорта, порядок приобретения билетов; автовокзал;
ориентироваться в расписании пригородного транспорта; покупать билет; обращаться к диспетчеру за
справкой;
правила культурного краткого разговора;
кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова; написание смс сообщения;
меры предупреждения несчастных случаев в быту, правила и приемы оказания первой помощи при
несчастных случаях;
оказать первую помощь при ожоге, обморожении;
куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи;
обращаться с вопросами и просьбами к работникам администрации и других учреждений;
Достаточный уровень.
типы кожи и правила ухода за ней; виды косметических средств для ухода за кожей лица и
правила пользования ими;
выбирать косметические средства в зависимости от цели, состояния кожи, времени года; правильно
пользоваться косметическими средствами;
правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей;
правила и
последовательность глажения изделий; виды предприятий по химической чистке одежды, их
назначение; виды оказываемых ими услуг
правила подготовки вещей к сдаче в химическую чистку;
стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей;
гладить блузки, рубашки, платья;
виды теста: дрожжевое, пресное. Приготовление изделий из теста.
приготовление песочного печенья;
приготовить пресное тесто и изделие из него: блины и оладьи;
правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с
ложечки; правила и периодичность купания ребенка, санитарно-гигиенические требования к
содержанию детской постели, посуды,
купать, одевать, пеленать, кормить с ложечки и из соски куклу; содержать в порядке детскую
постель, посуду, игрушки;





















правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома, требования к
внешнему виду молодых людей.
культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, выбирать
косметические средства, украшения; подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст,
индивидуальные особенности.
правила и периодичность уборки кухни, санузла;
моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла; санитарно-гигиенические требования
и правила ТБ при уборке кухни и санузла;
мыть кафельные стены, чистить раковины; пользоваться печатными инструкциями к моющим
средствам, используемым при уборке кухни и санузла;
составные части бюджета семьи и их размер; основные статьи расходов в семье: размер
квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др;
стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.);
правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с
вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация,
покраска и др.); виды и цели сбережений;
подсчитать бюджет семьи; подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю,
день; снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованных электроэнергии,
газа, воды и т.п., заполнять квитанции; планировать и подсчитывать расходы на культурные и
текущие потребности, крупные покупки; соблюдать правила экономии в семье;
виды пригородного транспорта, стоимость проезда в пригородных автобусах; порядок приобретения
билетов;
выбирать наиболее рациональные маршруты передвижения; ориентироваться в расписании
пригородного транспорта; покупать билет; обращаться к диспетчеру за справкой;
рынки их назначение; основные отличия рынков от магазинов, правила покупателя на рынке, цены
на основные продукты;
выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню;
оплачивать покупку; соблюдать правила поведения на рынке;
основные виды связи; правила культурного краткого разговора;
кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова; написание СМС сообщения;
правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: выведение из состояние
теплового и солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении
разных степеней, промывание желудка при отравлении;
оказать первую помощь при ожоге, обморожении; оказать первую помощь утопающему;
куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи; адрес местной администрации; комиссий по
делам несовершеннолетних, отдел по трудоустройству молодежи;
обращаться с вопросами и просьбами к работникам администрации и других учреждений.

Содержание учебного предмета в 8 классе.
Жилище.
Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды
уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений.
Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты.
Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Уход за
различными видами напольных покрытий;
Ежедневная уборка. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету.
Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый грызунами и насекомыми. Профилактика появления
грызунов и насекомых в доме. Виды химических средств для борьбы с грызунами и насекомыми. Правила
использования ядохимикатов и аэрозолей для профилактики и борьбы с грызунами и насекомыми. Предупреждение
отравлений ядохимикатами.
Одежда и обувь


Предприятия бытового обслуживания. Прачечная. Виды услуг. Правила пользования
прачечной. Прейскурант. Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема изделий и выдачи изделий. Стоимость

услуг в зависимости от вида одежды;


выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением и
необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями;

магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже одежды. Правила
возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека. Гарантийные средства носки.
Личная гигиена
Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены
подростками (отдельно для девочек и мальчиков);
негативное
влияниена
организм
человека
вредных
веществ:
табака,
алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их
появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на
организм человека. Здоровье и красота;
средства по уходу за кожей лица: кремы, лосьоны, тоники. Средства по уходу за кожей лица для
девушек и юношей. Значение косметики для девушек и юношей. Правила и приемы ухода за кожей лица;
гигиенические правила для девушек. Гигиенические правила для юношей. Значение здоровья жизни и
деятельности человека.
Медицинская помощь.
Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях, отравлениях,
солнечном ударе. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
Питание.
Заготовка продуктов впрок на зиму. Консервирование. Запись рецептов. Предосторожности при
употреблении консервированных продуктов.
Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий из теса: пирожки, булочки,
печенье и др. приготовление изделий из теста. Запись рецептов.
При изучении темы «Питание» используется оборудование, приобретенное в рамках федерального проекта
«Современная школа» национального проекта "Образование".
Транспорт
Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты.
Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда.
Средства связи.
Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая).
Культура разговора по телефону. Номера телефонов экстренной службы.
Правила оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые компании, тарифы. Интернет-связь.
Электронная почта. Видео-связь (скайп). Особенности, значение в современной жизни.
Предприятия, организации, учреждения.
Исполнительные органы государственной власти (города, района). Муниципальные власти. Структура,
назначение.
Семья.
Будущая семья. Закон о семье и браке. Условия создания семьи. Семейные отношения. Распределение
обязанностей по ведению домашнего хозяйства, бюджета. Ответственность родителей
за
будущее
ребенка. Семейный уклад с появлением новорожденного в семье, распределение обязанностей. Грудной
ребенок в
семье: уход,
питание
новорожденного, детский гардероб, необходимое оборудование и
приспособления. Развитие ребенка раннего возраста
Календарно- тематическое планирование
8 к л а с с (68 часов)
№
Тема
п/п
I четверть (18 часов)

Кол-во
часов

I.

Личная гигиена.

2

1.

Правила ухода за кожей лица с помощью косметических средств.
Влияние вредных привычек на кожу подростка.

1

2.

1

II.

Транспорт.

4

1.
2.

Междугородний автотранспорт.
Автовокзал и его назначение. Расписание.

1
1

Дата

3.

1

4.

Основные областные маршруты. Порядок приобретения билетов.
Значение водного транспорта. Основные маршруты, расписание,
порядок приобретения билетов.

III.

Питание

10

1

Уроки по разделу «Поварское дело».
Приложение № 4
IV.

Культура поведения

2

1.
2.

Культура общения юноши и девушки.
Внешний вид молодых людей.

1
1

II четверть (14 часов)
V.

Жилище.

6

1.

Интерьер. Виды уборки квартиры (повторение). Освещение в
квартире.
Правила и периодичность уборки кухни. Моющие средства и
приспособления.

2

3.

Правила и периодичность уборки санузла. Техника безопасности
работы с моющими средствами.

2

VI.

Семья и семейные отношения.

2

1.

Семья, любовь, брак. Разбор ситуаций.
Правила ухода за грудным ребенком.
Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек, одежды.

1

VII.

Одежда и обувь

4

1.

1

3.

Подбор одежды по размеру. Размеры обуви головных уборов,
одежды.
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в
домашних условиях.
Глажение фасонного белья (рубашки)

VIII.

Средства связи

2

2.

2.

2.

1.

2

1

1
2

Телефонная связь. Виды телефонной связи. Номера телефонов
экстренной службы.
2.
Правила оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые
компании, тарифы. Интернет-связь. Электронная почта. Видеосвязь
III четверть (20 часов)

1

IX.

20

Питание

1

Уроки по разделу «Поварское дело».
Приложение № 4
IV четверть (16 часов)
X.

Медицинская помощь

4

1.

Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая
помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе.
Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.

2

2.

XI.

2

Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи.

4

3.

Основные статьи расходов. Планирование расходов на день, неделю.
Содержание жилища: оплата жилой площади и коммунальных
услуг.
Расчет электроэнергии. Снятие показаний счетчика и заполнение
квитанций.

XII.

Торговля

4

1.

1
1

2.
3.

Рынки и их виды. Различия рынка от магазина.
Сравнение рыночных цен и магазинных на одно и тоже название
товара.
Правила совершения покупок на рынке. Экскурсия на рынок.

XIII.

Учреждения и организации. Трудоустройство

4

1.
2.

2.

Гос. учреждения: адрес администрации города и области.
Куда обращаться с вопросами и просьбами к работникам
администрации и других учреждений;
Отделения и отделы по трудоустройству.

3.
4.

Трудоустройство.
Временная и постоянная
Самозанятость. Работа во время каникул.

1.

занятость.

1
1
2

2

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».