РП Окружающий социальный мир 10 кл., 2 вариант

АННОТАЦИЯ
к рабочему предмету «Окружающий социальный мир» 10 класс.

Рабочая программа составлена на основании АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (Вариант II).
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета.
Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта»,
«Продукты питания», «Транспорт», «Традиции и обычаи», «Город», «Страна».
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными
явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными
ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных
ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторож ным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в обще ственном транспорте, поведение в опасной ситуации и др.
Место предмета в учебном плане.
Реализация рабочей программы предмета «Окружающий социальный мир» для 10 класса рассчитана на 34 недели, 3 часа в неделю. Всего 102 часа.
Кол-во часов
Класс
10 класс

Всего

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

27

21

30

24

102

Учебно-методический комплекс: презентации, журналы. В программе предусмотрены разнообразные
формы и методы организации деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, практические
работы, создание ситуации успеха, дидактические игры и упражнения.
Информационно-методическое обеспечение
1.Ноутбук.
2. Интерактивная доска.
3. Классная доска с набором магнитов.
4.Мультимедийные средства обучения соответствующие тематики разделов программы.( пособие
Multimain)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1) Представления о мире, созданном руками человека:
- интерес к объектам, созданным человеком;
- представления о доме, школе. О расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда,
посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной
жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);

- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения
согласно социальным ролям в различных ситуациях;
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с
взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и
полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
- представления о дружбе, товарищах, сверстниках;
- умение находить друзей на основе личных симпатий;
- умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельно сти;
- умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
- использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяй ственно-бытовой деятельности;
- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
- представление о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и досто инства и др.;
- представление об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
- представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания;
- представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
- представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Программа представлена следующими разделами: «Мой дом», «Школа», «Транспорт», «Продукты питания», «Предметы быта», «Традиции, обычаи». Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, поведение в школе и дома и др. Содержа ние материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений,
умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Труд» и др. Специфика работы по програм ме «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия могут проводиться не только в классе, но и
в местах общего пользования (парк, магазин и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными органи зациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью родителей и окружающих людей,
учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения. В рамках коррекционно-развивающих занятий
возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в
дополнительной индивидуальной работе. Программа дополнительно включает в себя широкое использование
различного словесного и иллюстративного материала: стихи, загадки, пословицы и поговорки, веселые рисунки, упражнения, создающие эмоциональный фон.
Планируемые результаты
Личностные:



Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;



Принимать участие в коллективных играх, мероприятиях;



Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 Освоение доступных социальных ролей
Предметные:
 Выполнять упражнения с применением игровых аналогов технических приборов, включение их в
различные игровые ситуации (при прямом и косвенном руководстве учителя).







Наблюдать за работой бытовых технических приборов, иметь запас элементарных сведений о технике безопасности



Иметь представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах

Умение соблюдать правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных
местах.
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).





Представления о социальных ролях
поведения .

людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах

Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками



Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.



Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.



Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельно сти.



Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.



Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.




Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

Основное содержание предмета
Школа.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией.
Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения
зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей:
школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание
положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать
свой интерес к другому человеку.
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение)
типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнава ние (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать
провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым
замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня,
ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего
домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная
площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для
контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с
коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной
бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка,
свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.
Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме.
Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Зна ние назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, использование (связь,
игра и т.п.), выключение.
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель,
микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения

предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение)
предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).
Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки,
свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание
(различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Питание.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду,
на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог,
сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание
правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил
хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы,
краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к
употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления)
(макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления)
(греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых.
Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное,
конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание
предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание
свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание
свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из
резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно
сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание
свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё,
обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы,
игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы
(бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город.
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры улицы , площади, парки. Узнавание
(различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал), службы помощи
(банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник
банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в
общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание
(различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»),
разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.
Транспорт.
Узнавание (различение) наземного транспорта. Знание назначения наземного транспорта. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание
(различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение
деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса.

Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля,
Пасха). Знание школьных традиций.
Страна.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики
(герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание на звания столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь ) на фото, видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание выдающихся
людей России.
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
I
II

III

IV

V

Те м а
I четверть ( 27 часов)
Вводный инструктаж по охране труда учащихся в кабинете СБО.
Повторение пройденного материала
Школа.
1. Правила школьной жизни.
2.Права и обязанности обучающегося.
3. Профессии людей, работающих в школе.
4. Что такое дружеские взаимоотношения.
5.Выполнение обязанностей дежурного по школе, в классе .(Практическая работа)

Кол-во
часов
1
5
1
1
1
1
1

Жилище. Квартира, дом, двор.

8

1.Использование предметов домашнего обихода в повседневной
жизни.
2.Территория двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная
площадка, место для парковки автомобилей, место для контейнеров с
мусором, газон). Ориентация во дворе.
3.Благоустройство квартиры или дома (отопление, канализация,
водоснабжение, электроснабжение)
4. Соблюдение правил при пользовании лифтом, мусоропроводом.
Безопасные места на дворовой территории.

2

Предметы и материалы, изготовленные человеком.
1. Стекло. Свойства стекла: хрупкость, легкость,
прозрачность.
2.Знакомство с предметами, изготовленными из стекла (ваза, стакан,
оконное стекло, очки), их назначением.
3. Соблюдение правил ТБ при обращении с предметами, изготовленными из
стекла (осколки – острые, можно пораниться).
Транспорт.
1.Виды транспорта (повторение): автобусы, поезда, самолеты,
вертолеты, корабли, теплоходы.
2.Профессии людей, работающих на транспорте.
3.Общественный и грузовой транспорт.
4. Соблюдение правил пользования общественным транспортом.
5.Специальный транспорт. Профессии людей, работающих на
специальном транспорте.
II четверть (21 ч)

6

2
2
2

2
2
2
7
2
2
2
1

Дата

VI

Традиции, обычаи.
1.Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы,
8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха, Курбан-байрам).

14
2

2. Школьные традиции.

2

3. Духовность разных конфессий.
4. Нравственные традиции, принятые в православии.
5. Положительные качества человека.

2

7. Отрицательные качества человека.

2
2
2

Предметы быта.
1. Электробытовые приборы. Назначение электроприборов.

7
2

2. Правила техники безопасности при пользовании электробытовым
прибором

2

3. Мебель. Назначения предметов мебели. Различение видов мебели
(кухонная, спальная, кабинетная и др.).

2

4. Кухонный инвентарь. Назначение.

1

6. Способы проявления дружеских отношений

VII

2

III четверть (30 ч)

VIII

5. Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза,
статуэтки, свечи). Назначение предметов интерьера.

2

Продукты питания.

28
2

1.Напитки по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
2. Молочные продукты по внешнему виду, на вкус. Правила хранения
молочных продуктов.

2

3.Мясные продукты готовые к употреблению.

2

4. Мясные продукты, требующие обработки. Способы обработки (приготовления) мясных продуктов.

2

5. Рыбные продукты готовые к употреблению.

2

6. Рыбные продукты, требующие обработки. Способы обработки (приготовления) рыбных продуктов.

2

7. Правила хранения мясных и рыбных продуктов.

2
2

8. Мучные изделия готовые к употреблению.
9. Мука и мучные изделия, требующие обработки (приготовления).
Способы приготовления мучных изделий.
10. Правила хранения мучных изделий.

2
2
2

11. Крупы и бобовые: готовые к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох).
12. Крупы и бобовые требующие обработки (приготовления) (греча,
рис, пшено и др. крупы, бобовые).

IX

2

13. Способы обработки (приготовления) круп и бобовых. Правила хранения круп и бобовых.

2

14. Кондитерские изделия (торт, печенье, пирожное, конфета,
шоколад). Правила хранения кондитерских изделий.

2

Город.
1

1. Городская инфраструктура: районы, улицы, площади, здания, парки.
2. Здания: кафе, вокзал, службы помощи, магазин, театр, цирк, жилой
дом.
VI четверть (24 ч)
3. Профессии. Деятельность людей разных профессий.
4. Правила поведения в общественных местах.
5. Улица города. Правила перехода улицы.
6.Правила поведения на улице.

1
1
1
1
1
1

7. Достопримечательности города.
X

Страна.

7

1.Государство, в котором мы живем. Государственная символика (герб,
флаг, гимн).

1

2. Москва- столица России.

1
1

3.Крупные города России и их достопримечательности : С.Петербург,
Казань, Сочи.
4. Права и обязанности гражданина России.
5. Документы, удостоверяющие личность гражданина России (паспорт,
свидетельство о рождении).
6. Значимые исторические события России.
7. Выдающиеся люди России и г. Астрахани.
XI

1
1
1
1

Жилище. Квартира, дом.
1 Мой дом. Домашний адрес.

1
1

2.Правила безопасного поведения в доме.
3. Правила безопасности, поведения в местах общего пользования в
доме.
XII

Предметы быта.
1. Часы. Виды часов.
2. Аудио, видеотехника и средства связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер).

XIII

1

1
1

3.Телефон, планшет. Назначение, последовательность действий при
пользовании, использование (связь, игра и т.п.).

1

Предметы и материалы, изготовленные человеком.
1. Резина. Свойства резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Предметы из резины.

6

2. Металл. Свойства металла (прочность, твёрдость – трудно сломать,
тонет в воде). Предметы, изготовленные из металла (ведро, игла, кастрюля, др.).
3. Ткань. Свойства ткани. Предметы из ткани (одежда, скатерть, штора,
покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.).
4. Инструменты, для работы с тканью (ножницы, игла).

1
1

1

5. Пластмасса. Свойство пластмассы (лёгкость, хрупкость). Предметы
из пластмассы.

1

6.Итогово-обобщаюший урок.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».