Аннотация к рабочей программе по предмету «Бытовая ориентация» 9 класс. Рабочая программа составлена на основании АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (Вариант II). Цели программы: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации. накопление ребенком социально-бытового практического опыта. Задачи: знакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения); формировать представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действий с ними). знакомиться с родным городом, в котором живет, с Россией, ее культурой, историей, современной жизнью; знакомиться с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности (выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними); учиться соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и общепринятыми нормами поведения; учиться ориентироваться в различных жизненных ситуациях (избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе). Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей, что создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме и отработки необходимых умений. В соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения на этапе основного общего образования учебный предмет «Бытовая ориентация» изучается с 7 по 9 класс. Кол-во часов Всего Класс I четверть II четверть III четверть IV четверть 9 класс 36 28 36 32 132 Обучение по учебному предмету предусматривает включение следующих разделов: «Школа», «Квартира, дом, двор», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Транспорт», «Город», «Предметы быта», «Традиции, обычаи», «Страна». Учебно-методический комплекс: презентации, журналы. В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, практические работы, создание ситуации успеха, дидактические игры и упражнения. Коррекционная направленность обеспечивается введением коррекционных, сюжетно – ролевых игр, упражнений. Социальное развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Содержание программы построена с учётом особых образовательных потребностей обучающихся, развитие их жизненной компетенции в разных социальных сферах, а также решение у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Планируемые результаты 1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства. Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. 1) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др. Умение сообщать о своих потребностях и желаниях. 2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому. Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета). 3) Умение следить за своим внешним видом. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. 1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома. Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др. Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно- бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др. Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения. 1) Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности. Представления о мире, созданном руками человека Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. 1) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.). Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка. 2) Развитие межличностных и групповых отношений. Представления о дружбе, товарищах, сверстниках. Умение находить друзей на основе личных симпатий. Умение строить отношения на основе поддержки взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание. Умение взаимодействовать в группе в процессе и учебной, игровой, других видах доступной деятельности. 3) Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них. Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности. Умение соблюдать традиции государственных праздников. 4) Представления об обязанностях и правах ребенка. семейных, школьных, Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др. Представления об обязанностях внука/внучки, гражданина и др. 5) Представление о стране проживания Россия. обучающегося, сына/дочери, Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания. Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн). Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России. 9 класс Личная гигиена и здоровье. Представления о себе. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером. Правила и приемы ухода за органами зрения. Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков). Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Семья. Забота друг о друге. Бережное отношение ко всем членам семьи. Дни рождения членов семьи. Торжественные события в семье. Семейный альбом. Соседи. Друзья. Друзья. Их имена. Способы знакомства, приветствия, предложений об организации совместных игр. Обращение за помощью («Дай, пожалуйста, карандаш!»). Совместный досуг. Общие увлечения: музыка, книги, компьютерные игры и занятия на компьютере, занятия в кружках. Квартира, дом, двор. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). Город. Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих на городском транспорте. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города. Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте. Страна. Наша родина – Россия. Карта России. Столица нашей страны – Москва. Представление о странах мира. Представление о выдающихся людях мира. Национальности людей. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Магазины и покупки. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара (складывание продукта в пакет, выкладывание на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом). Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе (выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку). Раскладывание продуктов в места хранения. Безопасное поведение Безопасное поведение в природе. Правила поведение в лесу (без взрослых не ходить в лес, не шуметь, не трогать и не пробовать незнакомые растения и грибы, не рвать цветы и не ломать ветки, а наблюдать, слушать, вдыхать аромат цветов, зарисовывать). Правила поведения на воде (купаться в сопровождении взрослых, далеко в воду не заходить, долго не купаться, в воду заходить спокойно, не прыгать). Безопасное поведение в обществе. Основное правило – ребенок может находиться на улице (на площадке, на улице, в общественных заведениях) только в сопровождении взрослого, должен всегда откликаться на зов, если потерялся – стоять на месте и ждать, когда его найдут учитель или родители. Правила поведения с незнакомыми людьми (никуда с незнакомыми людьми не ходить, вежливо отказываться от угощения и игрушек, стараться скорее вернуться к сопровождающему взрослому). Правила поведения в незнакомом месте (предупреждение паники, обращение за помощью к сотрудникам правоохранительных органов, справочных служб (администратор магазина, дежурный по вокзалу и т.д.), ожидание их помощи или возвращения своего сопровождающего, вежливый отказ от помощи незнакомых людей). Правила движения по улице группой (парами, перед учителем, с сигнальными флажками или браслетами безопасности). Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте (спокойно ждать транспорт на остановке, сходить и заходить в транспорт, внимательно смотря под ноги, не бежать, не шуметь и не возиться в салоне транспортного средства, по возможности сидеть при движении или держаться за поручни) Ознакомление и запоминание телефонов первой помощи. Обращение по телефону в экстренной ситуации. Кухня. Питание. Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней. Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения. Кухонная мебель: названия, назначение. Средства связи Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка, денежный перевод. Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления. Профессии работников почты. Почтовый ящик. Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая). Культура разговора по телефону. Номера телефонов экстренной службы. Правила оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые компании, тарифы. Интернет-связь. Электронная почта. Видео-связь (скайп). Особенности, значение в современной жизни. Культура поведения. Этика. Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как проявляется зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое время. Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер, отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта характера человека. Что значит быть доброжелательным человеком: внешние признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика). Проявления доброжелательности в повседневной жизни. Предприятия бытового обслуживания. Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг в зависимости от вида одежды. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви. 9 «Г» класс (132 часа) № п/п I II ТЕМА I четверть (36 часов) Вводный инструктаж по охране труда учащихся в кабинете СБО. Повторение пройденного материала Личная гигиена и здоровье. Представления о себе. Кол-во часов 2 10 1. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила и приемы ухода за органами зрения. 2 2. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером. Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков). 2 4. Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. 2 5. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. 2 3. 2 III Семья. Школа. 16 1. Забота друг о друге. Бережное отношение ко всем членам семьи. Дни рождения членов семьи. Торжественные события в семье. Семейный альбом. Друзья. Их имена. Способы знакомства, приветствия, предложений об организации совместных игр. Обращение за помощью («Дай, пожалуйста, карандаш!»). Совместный досуг. Общие увлечения: музыка, книги, компьютерные игры и занятия на компьютере, занятия в кружках. Профессии людей, работающих в школе. Что такое дружеские взаимоотношения. 2 Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. 2 7. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. 2 8. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах. 2 2. 3. 4. 5. 6. 2 2 2 2 Дата IV Жилище. Квартира, дом, двор. 8 1. Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Территория двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Благоустройство квартиры или дома (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). 2 2. 3. 4. 2 2 2 II четверть (28 часов) Жилище. Квартира, дом, двор. 5. V 1. Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). Город. 2 2 12 2 2. История родного города. Символика города Астрахань. Что такое губерния? Символы Астраханской области. Природа и животные Астраханской области, 3. Культура разных национальностей нашего края. 2 4. 2 5. Представление о профессиях людей, работающих на благо города. Соблюдение правил поведения в общественных местах. 6. Соблюдение правил поведения на улице. 2 2 2 VI Транспорт. 10 1. Виды транспорта (повторение): автобусы, поезда, самолеты, вертолеты, корабли, теплоходы. Профессии людей, работающих на транспорте. Общественный и грузовой транспорт. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Специальный транспорт. 2 Профессии людей, работающих на специальном транспорте. 2 2 2. 3. 4. 5. 2 2 VII 1. 2. Страна. Наша Родина – Россия. Россия – многонациональная страна. Национальности людей. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. III четверть (36 часов) Страна. 3. 4. Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о выдающихся людях России. Представление о странах мира. Семь чудес света. 5. 6. VIII 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. IX 1. 2. 3. 4. 4 2 2 8 2 2 2 Безопасное поведение. 2 14 Правила поведения на воде (купаться в сопровождении взрослых). Правила поведения в незнакомом месте (предупреждение паники, обращение за помощью). Справочные службы (администратор магазина, дежурный по вокзалу и т.п.). Правила движения по улице группой (парами, перед учителем, с сигнальными флажками или браслетами безопасности). Повторение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте (спокойно ждать транспорт на остановке) 2 Ознакомление и запоминание телефонов первой помощи. Обращение по телефону в экстренной ситуации. 2 Культура поведения. Этика. Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как проявляется зло. Добро и зло в разных сказках. Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер, отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта характера человека. Что значит быть доброжелательным человеком: внешние признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика). Проявления доброжелательности в повседневной жизни. 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 5. X 1. 2. Магазины и покупки. Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. 4 2 2 IV четверть (32 часа) Магазины и покупки. 6 Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара (складывание продукта в пакет, выкладывание на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом). Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе (получение чека и сдачи). Раскладывание продуктов в места хранения. Места и сроки хранения различных продуктов. 2 XI Кухня. Питание. 12 1. 2 5. Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней. Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). 6. XII Средства связи. 3. 4. 2 5. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. XIII 1. 2. Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка, денежный перевод. Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления. Профессии работников почты. Почтовый ящик. Интернет-связь. Электронная почта. Видео-связь (скайп). Особенности, значение в современной жизни. Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви. Экскурсия. 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 4 2 2