РП по бытовой ориентации 9 кл., 2 вариант

Аннотация к рабочей программе по предмету
«Бытовая ориентация» 9 класс.
Рабочая программа составлена на основании АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (Вариант II).
Цели программы:
 формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной
среде и общепринятых правилах поведения.
 развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их
успешной социализации и социальной адаптации.
 накопление ребенком социально-бытового практического опыта.
Задачи:
 знакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы
поведения);
 формировать представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действий с ними).
 знакомиться с родным городом, в котором живет, с Россией, ее культурой, историей, современной
жизнью;
 знакомиться с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности
(выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи
между ними);
 учиться соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и
общепринятыми нормами поведения;
 учиться ориентироваться в различных жизненных ситуациях (избегать риски и угрозы его жизни и
здоровью, быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе).
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет один и тот же
материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением
содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними
связей и зависимостей, что создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме и отработки
необходимых умений.
В соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения на этапе основного
общего образования учебный предмет «Бытовая ориентация» изучается с 7 по 9 класс.
Кол-во часов

Всего

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

9 класс

36

28

36

32

132

Обучение по учебному предмету предусматривает включение следующих разделов: «Школа»,
«Квартира, дом, двор», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Транспорт», «Город»,
«Предметы быта», «Традиции, обычаи», «Страна».
Учебно-методический комплекс:
презентации, журналы. В программе предусмотрены
разнообразные формы и методы организации деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные
игры, практические работы, создание ситуации успеха, дидактические игры и упражнения.
Коррекционная направленность обеспечивается введением коррекционных, сюжетно – ролевых игр,
упражнений. Социальное развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в
единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления.
Содержание программы построена с учётом особых образовательных потребностей обучающихся, развитие
их жизненной компетенции в разных социальных сферах, а также решение у обучающихся с тяжёлыми и
множественными нарушениями развития жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него
пределах.
Планируемые
результаты
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.



Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в

зеркале.




Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.





Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства.

Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
1) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.


Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.


Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.


Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов
утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

3)

Умение следить за своим внешним видом.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.


Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной
роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с
выполнением повседневных дел дома.

Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка,
глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.

Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно- бытовой деятельности:
стирка, уборка, работа на кухне, др.

Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей,
продуктов, химических средств бытового назначения.
1)


Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства,
инструменты, соблюдая правила безопасности.
Представления о мире, созданном руками человека

Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель,
оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах.
1) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,
повар, врач, водитель и т.д.).

Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.),
правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.



Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта,
соответствующие возрасту и полу ребенка.
2) Развитие межличностных и групповых отношений.






Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение находить друзей на основе личных симпатий.
Умение
строить
отношения
на
основе
поддержки
взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
Умение

взаимодействовать

в

группе

в

процессе

и

учебной,

игровой, других видах доступной деятельности.


3)

Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.




Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на
праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.


Умение
соблюдать
традиции
государственных праздников.
4) Представления об обязанностях и правах ребенка.

семейных,

школьных,


Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность
личности и достоинства и др.

Представления
об обязанностях
внука/внучки, гражданина и др.
5) Представление о стране проживания Россия.


обучающегося,

сына/дочери,

Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте

проживания.




Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
Представление

о

значимых

исторических

событиях

и выдающихся людях России.
9 класс
Личная гигиена и здоровье. Представления о себе.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к
зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с
компьютером. Правила и
приемы ухода за
органами
зрения.
Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной
гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков).
Негативное
влияние
на организм
человека
вредных
веществ:
табака, алкоголя,
токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления.
Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека.
Семья.
Забота друг о друге. Бережное отношение ко всем членам семьи. Дни рождения членов семьи.
Торжественные события в семье. Семейный альбом. Соседи. Друзья.
Друзья. Их имена. Способы знакомства, приветствия, предложений об организации совместных игр.
Обращение за помощью («Дай, пожалуйста, карандаш!»). Совместный досуг. Общие увлечения: музыка,
книги, компьютерные игры и занятия на компьютере, занятия в кружках.
Квартира, дом, двор.
Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для
парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с
мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация,
водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света,
воды и т.д.).
Город.
Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места.
Представление о профессиях людей, работающих на городском транспорте. Соблюдение правил поведения
в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного
города.
Транспорт.
Назначение. Называние отдельных видов транспорта.
Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном
транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном
транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.
Страна.

Наша родина – Россия. Карта России. Столица нашей страны – Москва. Представление о странах мира.
Представление о выдающихся людях мира. Национальности людей. Наша национальность. Некоторые
другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна.
Магазины и покупки.
Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара (складывание продукта в пакет,
выкладывание на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом). Складывание
покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе (выкладывание товара на
ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру,
получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку). Раскладывание продуктов в места хранения.
Безопасное поведение
Безопасное поведение в природе. Правила поведение в лесу (без взрослых не ходить в лес, не
шуметь, не трогать и не пробовать незнакомые растения и грибы, не рвать цветы и не ломать ветки, а
наблюдать, слушать, вдыхать аромат цветов, зарисовывать).
Правила поведения на воде (купаться в сопровождении взрослых, далеко в воду не заходить, долго
не купаться, в воду заходить спокойно, не прыгать).
Безопасное поведение в обществе. Основное правило – ребенок может находиться на улице (на площадке,
на улице, в общественных заведениях) только в сопровождении взрослого, должен всегда откликаться на
зов, если потерялся – стоять на месте и ждать, когда его найдут учитель или родители.
Правила поведения с незнакомыми людьми (никуда с незнакомыми людьми не ходить, вежливо
отказываться от угощения и игрушек, стараться скорее вернуться к сопровождающему взрослому).
Правила поведения в незнакомом месте (предупреждение паники, обращение за помощью к
сотрудникам правоохранительных органов, справочных служб (администратор магазина, дежурный по
вокзалу и т.д.), ожидание их помощи или возвращения своего сопровождающего, вежливый отказ от
помощи незнакомых людей).
Правила движения по улице группой (парами, перед учителем, с сигнальными флажками или
браслетами безопасности). Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения
ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному
переходу).
Правила безопасного поведения в общественном транспорте (спокойно ждать транспорт на
остановке, сходить и заходить в транспорт, внимательно смотря под ноги, не бежать, не шуметь и не
возиться в салоне транспортного средства, по возможности сидеть при движении или держаться за поручни)
Ознакомление и запоминание телефонов первой помощи. Обращение по телефону в экстренной
ситуации.
Кухня. Питание.
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными
изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки
стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.
Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье
(льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения.
Кухонная мебель: названия, назначение.
Средства связи
Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо,
бандероль, посылка, денежный перевод.
Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления. Профессии работников почты. Почтовый
ящик.
Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая).
Культура разговора по телефону. Номера телефонов экстренной службы. Правила оплаты различных видов
телефонной связи. Сотовые компании, тарифы.
Интернет-связь. Электронная почта. Видео-связь (скайп). Особенности, значение в современной
жизни.
Культура поведения. Этика.
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как проявляется зло. Развитие
взглядов на добро и зло в разное историческое время.
Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер, отношение к нему других
людей. Доброжелательность как черта характера человека. Что значит быть доброжелательным человеком:
внешние признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика). Проявления доброжелательности в
повседневной жизни.
Предприятия бытового обслуживания.
Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг в
зависимости от вида одежды.
Ремонт обуви. Виды
услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт.
Правила приема и выдачи обуви.

9 «Г» класс (132 часа)
№
п/п
I
II

ТЕМА
I четверть (36 часов)
Вводный инструктаж по охране труда учащихся в кабинете
СБО.
Повторение пройденного материала
Личная гигиена и здоровье. Представления о себе.

Кол-во
часов
2
10

1.

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности
человека. Правила
и приемы ухода за органами зрения.

2

2.

Правила бережного отношения к зрению при выполнении
различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре
телепередач, работы с компьютером.
Особенности соблюдения личной гигиены подростком.
Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками
(отдельно для девочек и мальчиков).

2

4.

Негативное
влияние
на организм человека
вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и
наркотических веществ.

2

5.

Вредные привычки и способы предотвращения их появления.
Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека.

2

3.

2

III

Семья. Школа.

16

1.

Забота друг о друге. Бережное отношение ко всем членам
семьи.
Дни рождения членов семьи. Торжественные события в семье.
Семейный альбом.
Друзья. Их имена. Способы знакомства, приветствия,
предложений об организации совместных игр. Обращение за
помощью («Дай, пожалуйста, карандаш!»). Совместный досуг.
Общие увлечения: музыка, книги, компьютерные игры и
занятия на компьютере, занятия в кружках.
Профессии людей, работающих в школе.
Что такое дружеские взаимоотношения.

2

Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение
очередности.
Следование правилам игры.

2

7.

Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого
требует.

2

8.

Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в
общественных местах.

2

2.
3.

4.
5.
6.

2
2

2

2

Дата

IV

Жилище. Квартира, дом, двор.

8

1.

Использование предметов домашнего обихода в повседневной
жизни.
Территория двора (место для отдыха, игровая площадка,
спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место
для контейнеров с мусором, газон).
Ориентация во дворе.
Благоустройство квартиры или дома (отопление, канализация,
водоснабжение, электроснабжение).

2

2.

3.
4.

2

2
2

II четверть (28 часов)
Жилище. Квартира, дом, двор.
5.

V
1.

Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации
(отсутствие света, воды и т.д.).
Город.

2
2

12
2

2.

История родного города. Символика города Астрахань.
Что такое губерния? Символы Астраханской области.
Природа и животные Астраханской области,

3.

Культура разных национальностей нашего края.

2

4.

2

5.

Представление о профессиях людей, работающих на благо
города.
Соблюдение правил поведения в общественных местах.

6.

Соблюдение правил поведения на улице.

2

2

2

VI

Транспорт.

10

1.

Виды транспорта (повторение): автобусы, поезда, самолеты,
вертолеты, корабли, теплоходы.
Профессии людей, работающих на транспорте.
Общественный и грузовой транспорт. Соблюдение правил
пользования общественным транспортом.
Специальный транспорт.

2

Профессии людей, работающих на специальном транспорте.

2
2

2.
3.
4.
5.

2
2

VII
1.
2.

Страна.
Наша Родина – Россия. Россия – многонациональная страна.
Национальности людей. Наша национальность. Некоторые
другие национальности. Национальные костюмы.

III четверть (36 часов)
Страна.
3.
4.

Представление о правах и обязанностях гражданина России.
Представление о некоторых значимых исторических событиях
России. Представление о выдающихся людях России.
Представление о странах мира. Семь чудес света.

5.
6.
VIII
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
IX
1.
2.
3.
4.

4
2
2

8
2
2
2

Безопасное поведение.

2
14

Правила поведения на воде (купаться в сопровождении
взрослых).
Правила поведения в незнакомом месте (предупреждение
паники, обращение за помощью).
Справочные службы (администратор магазина, дежурный по
вокзалу и т.п.).
Правила движения по улице группой (парами, перед учителем,
с сигнальными флажками или браслетами безопасности).
Повторение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход,
правила нахождения ребенка на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по
пешеходному переходу).
Правила безопасного поведения в общественном транспорте
(спокойно ждать транспорт на остановке)

2

Ознакомление и запоминание телефонов первой помощи.
Обращение по телефону в экстренной ситуации.

2

Культура поведения. Этика.
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое
добро, как проявляется зло. Добро и зло в разных сказках.
Влияние добрых или неправильных поступков человека на его
характер, отношение к нему других людей.
Доброжелательность как черта характера человека. Что значит
быть доброжелательным человеком: внешние признаки
доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика).
Проявления доброжелательности в повседневной жизни.

2
2
2
2

2
10
2
2
2
2

2
5.

X
1.
2.

Магазины и покупки.
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок.
Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др.
Нахождение нужного товара в магазине.

4
2
2

IV четверть (32 часа)
Магазины и покупки.

6

Соблюдение последовательности действий при взвешивании
товара (складывание продукта в пакет, выкладывание на весы,
нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с
продуктом). Складывание покупок в сумку. Соблюдение
последовательности действий при расчете на кассе (получение
чека и сдачи). Раскладывание продуктов в места хранения.
Места и сроки хранения различных продуктов.

2

XI

Кухня. Питание.

12

1.

2

5.

Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения.
Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями.
Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила
ухода.
Предметы для сервировки стола: назначение, уход.
Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.
Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки.
Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной,
хлопчатобумажный, смесовая ткань).

6.
XII

Средства связи.

3.

4.

2

5.

2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.
5.
XIII
1.
2.

Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России».
Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка,
денежный перевод.
Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления.
Профессии работников почты. Почтовый ящик.
Интернет-связь. Электронная почта.
Видео-связь (скайп). Особенности, значение в современной
жизни.
Предприятия бытового
обслуживания.
Ремонт обуви. Виды
услуг. Прейскурант. Правила
подготовки обуви для сдачи в ремонт.
Правила приема и выдачи обуви. Экскурсия.

2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
4
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».