РП по ОПМ 10 кл., 2 вариант

Окружающий природный мир.
Пояснительная записка .
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире.
Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся
представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного
отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
формирование представлений об объектах и явлениях живой и неживой природы,
формирование временных представлений,
формирование представлений о растительном мире
формирование представлений о животном мире
Программа представлена следующими разделами:
«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе, учащиеся получают знания о явлениях природы (снег, дождь, туман
и др.), о цикличности в природе – чередовании времен года (лето, осень, весна, зима), понятие о сутках (утро, день, вечер, ночь),
учатся устанавливать общие закономерности природных явлений.
Учащиеся знакомятся с разнообразием растительного и животного мира, получают представления о среде обитания животных и
растений, учатся выделять характерные признаки животных и растений, объединять их в группы по этим признакам, устанавливать
связи между ними.
Внимание учащегося обращается на связь живой и неживой природы: как растения и животные приспосабливаются к изменяющимся
условиям среды, ветер переносит семена растений и др.
Учащийся выполняет доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями. Особое внимание уделяется воспитанию
любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие
образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео,
фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций
по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с
различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные
программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; огород, теплица и
др .
Кроме того, организованные занятия с живыми растениями способствуют нормализации эмоционального состояния учащихся в
процессе их непосредственного контакта с живой природой.
Содержание предмета
Растительный мир
Жизненные формы растений (дерево, куст, трава).
Разновидность деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан)
Фрукты (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви).
Овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец).
Ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква).
Грибы(белый гриб, мухомор, шампиньон, вёшенка, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка).
Травянистые растения (цветы) (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион).
Пряные травянистые растения. (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята (мелисса, перечная)).
Комнатных растения (герань, кактус, фиалка, фикус), особенностях ухода за ними, значением в жизни человека (украшение
помещения, очищение воздуха в помещении).
Зерновых культурах (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы).
Значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока,
варенья, джема, варка, жарка, засол и др.).
Животный мир.
Домашних животные (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).
Ддиких животные (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр).
Животные, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж).
Дикие животные, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна,
бегемот, питон, крокодил). е.
Домашние птицы (курица (петух), утка, гусь, индюк).
Перелетные и зимующие птицы (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка).
Водоплавающие птицы (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе.
Речных рыбах (сом, окунь, щук).
Морские рыбы (акула, сельдь, камбала, рыба-ёж, скат)..
Насекомые (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан).
Морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка).
Значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).
Объекты природы
Почве .Вода. Огонь. Воздух.
Лес. Луг.
Представление о формах земной поверхности.

Представление об изображении земной поверхности на карте.
Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк, гранит, золото, серебро и др.) с учетом местных природных
ресурсов.
Значении объектов природы в жизни человека.
Временные представления
Части суток. Неделя . Месяц. Год.
Времена года (осень, зима, весна, лето). Календарь.
Сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер).
Погоде текущего дня.
Деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду.
Измерение времени (календарь, часы).
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом ГКОУАО «ОШИ№5» учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную
часть учебного плана на 2021-2022 учебный год.
Общий объем учебного времени 68 часов (2 часа в неделю)
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам
освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории
обучающихся
1) знания о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе,
умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

Знания об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоёмы, формы земной поверхности,
полезные ископаемые и др.).
Определение времени года, основываясь на характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь
человека.

Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2)Знания о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Интерес к объектам живой природы.

Знания о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» «домашние» и др.).

Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Представления о течении времени:
 Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года.
 Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Возможные планируемые результаты
Базовые учебные действия:
o

организовать рабочее место;

o

понимать инструкцию;

o

последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;

o

при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца;

o

ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.

Личностные результаты:
o

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

o

формирование уважительного отношения к окружающим;

o

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

o

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;

o

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;

o
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
o
проявляет интерес к объектам живой и неживой природы.
Предметные результаты:
o
o
o
o
o
o

знать и называть объекты неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, река, водоемы.);
знать времена года, характерные признаки времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
уметь учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
различать и называть представителей животного и растительного мира (растения, животные, их виды, понятия «полезные» «вредные», «дикие» - «домашние»);
уметь соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года;
o
иметь представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Содержание учебного предмета
Раздел
Временные представления.
Животный мир.
Объекты природы.
Растительный мир.
Итого:

Кол-во
часов
12

практическая работа

В том числе

14
29
13

3

68

3

Проверочная работа
1

1

Календарно-тематическое планирование
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
I четверть (16часов)

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12.
13
14
15
16

Тема

Дата проведения

Растительный мир планеты Земля.
Части растения (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Жизненные формы растений.
Растения осенью. Признаки осени..

01.09
08.09
14.09
15.09

Количество
часов
1
1
1
1

Деревья (берёза, клен, ель, сосна).
Плодовые деревья (яблоня, груша).
Кустарники.
Травянистые растения.
Фрукты (лимон, апельсин).
Овощи (лук, морковь, свекла, картофель, кабачок, перец)
Грибы (шампиньон, мухомор).
Вредные и полезные растения.

21.09
22.09
28.09
29.09
05.10
06.10
12.10
13.10

1
1
1
1
1
1
1
1

Роль растений в жизни человека. Дыхание растений..
Плоды и семена.
Роль человека в жизни растений (уход, забота, восполнение).
Времена года. Осень. Смена сезонов (осень, зима).
.

19.10
20.10
26.10
27.10

1
1
1
1

II четверть (14часов)
№

Тема

Дата
проведения
09.11
10.11
16.11
17.11

Количество
часов
1
1
1
1

1
2
3
4

Календарь.
Дни недели.
Сутки. Части суток.
Режим дня. Расписание уроков.

5
6
7
8

Животный мир.
Дикие животные (лес, саванна ).
Домашние животные.
Детеныши домашних и диких животных.

23.11
24.11
30.11
01.12

1
1
1
1

9
10
11
12
13
14

Как меняется жизнь животных в разные времена года.
Роль животных в жизни человека.
Понятие пищевой цепочки. Взаимосвязь в живой природе.
Неживая природа.
Почва. Полезные ископаемые.
Объекты, созданные руками человека.

07.11
08.12
14.12
15.12
21.12
22.12

1
1
1
1
1
1

III четверть ( часов)
№
1
2
3
4
5
6
7
8.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20.

Тема

Дата
проведения

Чередование времен года. Зима.
Вода. Свойства воды.
Значение воды в жизни человека.
Явления природы, связанные с водой.
Огонь. Свойства огня..
Значение огня в жизни человека.
Воздух. Свойства, значение.
Явления природы , связанные с воздухом.
Влияние человека на окружающую среду. (экология)
Как сберечь природу и природные ресурсы.( экономия )
Чередование времен года. Весна.
Значение солнца в жизни природы.
Комнатные растения герань, фикус.
Уход за комнатными растениями.
Значение комнатных растений в жизни человека..
Размножение комнатных растений.
Животный мир. Птицы, разнообразие.
Дикие птицы.
Домашние птицы.
Охрана природы. Красная книга.

Количество
часов
!
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

IVчетверть ( 14 часов)
№

Тема

Дата
проведения

Количество
часов

1
2
3
4

Безопасное поведение. Дом и школа..
Правила дорожного движения. Дорога.
Чередование времен года. Лето.
Растения и животные летом.

1
1
1
1

5
6
7
8

Представление о насекомых.
Насекомые опылители.
Животный мир. Рыбы.
Обитатели рек и морей.

1
1
1
1

Представление о ягодах: клубника, смородина.
Представление о дикорастущих цветах: ромашка, одуванчик, ландыш.
Представители декоративных, садовых цветов : ирисы, пионы , розы .
Лекарственные травы.
Природные явления летом. Радуга, туман, гроза.
Правила поведения в период летнего отдыха.

1
1
1
1
1
1

9
10
11
12
13
14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».