Положение о классном руководстве ГКОУ АО ОШИ № 5

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение)
регламентирует работу классного руководителя ГКОУ АО «ОШИ №5»
1.2. Положение разработано в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»,

Методическими рекомендациями органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное
управление в сфере образования, по организации работы
педагогических работников, осуществляющих классное руководство в
общеобразовательных организациях от 12.05.2020 № б/н;

Уставом ГКОУ АО «ОШИ №5».
1.3. Классными руководителями являются педагогические работники в ГКОУ
АО «ОШИ №5», которым предоставляются права, социальные гарантии и меры
социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
1.4. Классное руководство распределяется администрацией ГКОУ АО «ОШИ
№5», закрепляется за работником с его согласия, исходя из интересов ГКОУ
АО «ОШИ №5» с учетом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных
особенностей.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и
содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного
вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический
работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты
и надлежащего юридического оформления.
1.6. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим
работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
1.7. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется:

Конституцией Российской Федерации;

Семейным кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»;

Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной
политики»;

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской

Федерации на период до 2024 года»;

Распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;

ФГОС ОО УО (ИН), утвержденного приказом Минобрнауки
России от 19.12.2014 №1599

ФГОС НОО ОВЗ, утвержденного приказом Минобрнауки России
от 19.12.2014 №1598

приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об
утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени
отдыха
педагогических
и
иных
работников
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность».
1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном
контакте с воспитателем, администрацией ГКОУ АО «ОШИ №5», органами
школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными
представителями), классным родительским советом, психологом, педагогами
дополнительного образования.
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного
руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя
определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и
развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе
Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года» и распоряжении Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года».
2.2. Цели работы классного руководителя:
формирование и развитие личности в соответствии с семейными,
общественными, духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении
социально-значимых задач содержания воспитания и успешной социализации
обучающихся:

опора на духовно-нравственные ценности народов Российской
Федерации, исторические и национально-культурные традиции;

организация социально открытого пространства духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;

нравственный пример педагогического работника;

социальная востребованность воспитания;

поддержка
единства,
целостности,
преемственности
и
непрерывности воспитания;

признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов
каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы
образования;

кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания
(семьи, общества, государства, образовательных и научных
организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:

создание благоприятных психолого-педагогических условий в
классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования
навыков
общения
обучающихся,
детско-взрослого
общения,
основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи,
ответственности, коллективизма и социальной солидарности,
недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления
жестокости;

формирование у обучающихся достаточного уровня духовнонравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и
российских традиционных духовных ценностей и практической
готовности им следовать;

формирование внутренней позиции личности обучающегося по
отношению к негативным явлениям окружающей социальной
действительности, в частности по отношению к кибербуллингу,
деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных
веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия,
жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;

формирование у обучающихся активной гражданской позиции,
чувства ответственности за свою страну, причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, включая
неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности
событий и итогов Второй мировой войны;

формирование способности обучающихся реализовывать свой
потенциал в условиях современного общества за счет активной
жизненной и социальной позиции, использования возможностей
волонтерского движения, детских общественных движений, творческих
и научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных
задач:

выбор эффективных педагогических форм и методов достижения
результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности
обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики,
активного освоения успешных современных воспитательных практик,
непрерывного развития педагогической компетентности;

реализация процессов духовно-нравственного воспитания и
социализации обучающихся с использованием ресурсов социальнопедагогического партнерства;

взаимодействие с родителями (законными представителями)


несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической
компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности
детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов,
содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию
детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей,
содействие формированию ответственного и заинтересованного
отношения семьи к воспитанию детей;
 обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого
ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами
педагогического коллектива ГКОУ АО «ОШИ №5», органами
социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;

участие в организации комплексной поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.6. В планировании деятельности классного руководителя выделяются
инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру
содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально
необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и
актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная
часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от
контекстных условий ГКОУ АО «ОШИ №5».
2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и
социализации обучающихся в классе, включая:

содействие повышению дисциплинированности и академической
успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления
контроля посещаемости и успеваемости;

обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по
приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и
социализации;

содействие успешной социализации обучающихся путем
организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих
формирование у них опыта социально и личностно значимой
деятельности, в том числе с использованием возможностей
волонтерского движения, детских общественных движений, творческих
и научных сообществ;

осуществление
индивидуальной
поддержки
каждого
обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических
особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного
воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;

выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной
жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения
в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных,
стрессовых и конфликтных;

выявление и педагогическую поддержку обучающихся,
нуждающихся в психологической помощи;

профилактику наркотической и алкогольной зависимости,
табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;

формирование навыков информационной безопасности;

содействие формированию у детей с устойчиво низкими
образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у
них познавательных интересов;

обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов
обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы
образования.
2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся,
осуществляемая с классом как социальной группой, включая:

изучение и анализ характеристик класса как малой социальной
группы;

регулирование и гуманизацию межличностных отношений в
классе, формирование благоприятного психологического климата,
толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной
среде;

формирование ценностно-ориентационного единства в классе по
отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям,
здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму,
чувству ответственности за будущее страны, признанию ценности
достижений
и
самореализации
в
учебной,
спортивной,
исследовательской, творческой и иной деятельности;

организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного
взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в
волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и
образовательных проектов;

выявление и своевременную коррекцию деструктивных
отношений, создающих угрозу физическому и психическому здоровью
обучающихся;

профилактику
девиантного
и
асоциального
поведения
обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия,
травли в детском коллективе.
2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся,
включая:

привлечение
родителей
(законных
представителей)
к
сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования
единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных
условий для развития личности каждого ребенка;

регулярное
информирование
родителей
(законных
представителей) об особенностях осуществления образовательного
процесса в течение учебного года, основных содержательных и
организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях
жизни класса;


координацию взаимосвязей между родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими
участниками образовательных отношений;

содействие
повышению
педагогической
компетентности
родителей (законных представителей) путем организации целевых
мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам
обучения и воспитания, личностного развития детей.
2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
педагогическим коллективом, включая:

взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью
разработки единых педагогических требований, целей, задач и
подходов к обучению и воспитанию;
 взаимодействие с администрацией ГКОУ АО «ОШИ №5» и учителями
учебных
предметов
по
вопросам
контроля
и
повышения
результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;

взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом
и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения
личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в
коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных
траекторий личностного развития;

взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в
различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную,
творческую, трудовую, общественно полезную, художественноэстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;

взаимодействие с воспитателями, хореографами, музыкальным
руководителем, педагогами дополнительного образования по вопросам
вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности,
организации внешкольной работы, досуговых мероприятий;
 взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией
ГКОУ АО «ОШИ №5» по вопросам профилактики девиантного и
асоциального поведения обучающихся;
 взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками
ГКОУ АО «ОШИ №5» (социальным педагогом, педагогом-психологом,
тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки
обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во
взаимодействии с социальными партнерами, включая:

участие
в
организации
работы,
способствующей
профессиональному самоопределению обучающихся;

участие в организации мероприятий по различным направлениям
воспитания и социализации обучающихся в рамках социальнопедагогического партнерства с привлечением организаций культуры,
спорта,
дополнительного
образования
детей,
научных
и
образовательных организаций;


участие в организации комплексной поддержки детей из групп
риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением
работников социальных служб, правоохранительных органов,
организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования
детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
2.8. Вариативная часть отражает специфику ГКОУ АО “ОШИ» № 5 и включает
в себя:
2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых центрами дополнительного
образования культуры, спорта и профессионального образования.
2.8.2. Участие в общешкольных мероприятиях и предметных неделях в
соответствии с планом воспитательной работы ГКОУ АО “ОШИ» № 5
3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:
самостоятельно определять приоритетные направления, содержание,
формы работы и педагогические технологии для осуществления
воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебнометодические материалы на основе ФГОС общего образования с
учетом контекстных условий деятельности;
 вносить на рассмотрение администрации ГКОУ АО «ОШИ №5»,
педагогического
совета,
органов
государственно-общественного
управления
предложения,
касающиеся
совершенствования
образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от
своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
 участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов ГКОУ
АО «ОШИ №5» в части организации воспитательной деятельности в
ГКОУ АО «ОШИ №5» и осуществления контроля ее качества и
эффективности;

самостоятельно планировать и организовывать участие
обучающихся в воспитательных мероприятиях;
 использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру
ГКОУ АО «ОШИ №5» при проведении мероприятий с классом;
 получать своевременную методическую, материально-техническую и
иную помощь от руководства и органов государственно-общественного
управления ГКОУ АО «ОШИ №5» для реализации задач по классному
руководству;
 приглашать
в ГКОУ АО «ОШИ №5» родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся для обсуждения
вопросов, связанных с осуществлением классного руководства;

давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса
при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;

посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими
работниками (по согласованию), с целью корректировки их
взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом
обучающихся класса;


защищать собственную честь, достоинство и профессиональную
репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны
администрации ГКОУ АО «ОШИ №5», родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
других
педагогических работников;

повышать свою квалификацию в области педагогики и
психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности,
связанной с классным руководством.
4. Организация деятельности классного руководителя
4.1. Классный руководитель ежедневно:
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся,
выясняет причины их отсутствия или опоздания;
проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и
непосещаемости учебных занятий;
организует и контролирует дежурство учащихся по ГКОУ АО «ОШИ
№5»;
различные формы индивидуальной работы, в том числе в случае
возникновения девиации в их поведении;
взаимодействует со всеми специалистами по оказанию психологопедагогической и медицинской помощи, воспитателями ГПД.
4.2. Классный руководитель еженедельно:
организует работу с родителями (по ситуации);
проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы
и установленным расписанием;
проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе,
посещает уроки;
анализирует состояние успеваемости в классе, проверяет дневники
учащихся.
4.3 Классный руководитель ежемесячно:
организует работу классного актива;
проводит мероприятия по плану воспитательной работы;
организует работу с учителями-предметниками;
4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
оформляет и заполняет журнал;
участвует
в
работе
методического
объединения
классных
руководителей и воспитателей;
проводит классное родительское собрание;
4.5. Классный руководитель один раз в полугодие:
оформляет дневники наблюдения;
4.6. Классный руководитель ежегодно:
оформляет личные дела учащихся;
составляет план воспитательной работы в классе;
проводит диагностический мониторинг обучающихся;
проводит мониторинг обученности, БУД;


оформляет классный журнал по окончанию года;
состовляет характеристики на учеников класса;
составляет план воспитательной работы на учебный год
4.6. График проведения классных часов утверждается директором ГКОУ АО
«ОШИ №5», обязателен для проведения классным руководителем и посещения
обучающимися (приложение №1).
4.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в
четверть.
4.8. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение
общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в
ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на
общешкольных мероприятиях обязательно.
4.9. При проведении внеклассных мероприятий в ГКОУ АО «ОШИ №5» и вне,
классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и
обязан обеспечить сопровождение обучающихся в расчете один человек на 8
учащихся. О проведении внеклассных мероприятий в ГКОУ АО «ОШИ №5» и
вне, классный руководитель в письменном виде уведомляет администрацию
ГКОУ АО «ОШИ №5».
4.10. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает
формы работы с обучающимися:

индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями,
оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения
проблемы и др.);

групповые (творческие группы и др.);

коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы,
соревнования и др.).
5. Документация классного руководителя
Классный руководитель ведет следующую документацию:

личное дело обучающегося;

журнал класса;

характеристики на обучающихся (по запросу);

дневники наблюдения за обучающимися;
Классный руководитель составляет план воспитательной работы на учебный
год, который включает

анализ воспитательной работ за предыдущий учебный год;

характеристика класса за предыдущий учебный год;

социальный паспорт класса ( социальный педагог);

модулей Программы воспитания на учебный год;

таблица отчета по модулям.

цели и задачи воспитательной работы на учебный год;

направления воспитательной работы класса;

циклограмма работы классного руководителя;

план воспитательной работы на учебный год;

таблица по работе с обучающимися, воспитанниками группы
риска;
«Работа с родителями»:

ФИО родителей, которые входят в общешкольный родительский
комитет, родительский комитет класса;

план проведения родительских собраний;

таблица индивидуальной работы с родителями (по ситуации);

протоколы родительских собраний.
«Психолого педагогическое сопровождение»
таблица рекомендаций по психолого педагогическому
сопровождению на учебный


6. Оценка эффективности деятельности классного руководителя

6.1. К критериям эффективности процесса деятельности,
связанной с классным руководством, относятся:

комплексность как степень охвата в воспитательном процессе
направлений, обозначенных в нормативных документах;

адресность как степень учета в воспитательном процессе
возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;

инновационность как степень использования новой по
содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для
современных обучающихся, интересных для них форм и методов
взаимодействия, в том числе интернет-ресурсов, сетевых сообществ и т.
д.;

системность
как
степень
вовлеченности
в
решение
воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.
7. Механизмы стимулирования классных руководителей
7.1. Стимулирование выражается в нематериальной стимуляции.
7.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
7.2.1 Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию
решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных
полномочий и создание условий для профессионального развития и роста,
включая:

наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя
методического
объединения
педагогических
работников,
осуществляющих классное руководство;

предоставление
возможности
участия
в
конкурсах
профессионального мастерства с целью развития личностной и
профессиональной самореализации;

предоставление возможности повышения квалификации, участия
в стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях
образовательного характера.
7.2.2. Психологическое стимулирование, предполагающее использование

разных механизмов создания благоприятного психологического климата в
педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех
педагогических работников, осуществляющих классное руководство, включая:

создание
механизмов
разрешения
и
предотвращения
конфликтных ситуаций между участниками образовательных
отношений;
 организацию консультаций и создание условий для психологической
разгрузки и восстановления в ГКОУ АО «ОШИ №5» или вне ее для
профилактики профессионального выгорания в связи с осуществлением
педагогическими работниками классного руководства.
7.2.3. Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее
удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива,
администрации ГКОУ АО «ОШИ №5», родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех форм
поощрения деятельности по классному руководству, включая:

публичное признание результатов труда педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, в виде
благодарности с занесением в трудовую книжку, награждения
почетными грамотами и благодарственными письмами различного
уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения их
фотопортретов с аннотациями на доске почета;
 размещение информации об успехах социально-значимой деятельности
педагогических работников, осуществляющих классное руководство на
официальном сайте ГКОУ АО «ОШИ №5»;

информирование родительской общественности о достижениях,
связанных с осуществлением педагогическими работниками классного
руководства;

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».