Пояснительная записка Рабочая программа по профильному труду (полиграфия) 10 класса составлена на основе требований к результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2 ГКОУ АО «ОШИ №5». Настоящая программа предусматривает подготовку учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта к самостоятельному выполнению несложных видов работ, тем самым способствует внедрению детей со значительными отклонениями в развитии в современный социум и решает следующие задачи: - реализация мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по формированию у обучающихся навыков использования современных технологий; - развитие интереса к трудовой деятельности; - формирование доступных школьникам технических и технологических знаний; - формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; - развитие у учащихся общетрудовых умений; - воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду. Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках профильного труда (полиграфия) Патриотическое воспитание: - ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Гражданское воспитание: - активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. Духовно-нравственное воспитание: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Эстетическое воспитание: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязь человека с природой и социальной средой. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного образования. Трудовое воспитание: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школу, города, края) технологической и социальной направленности; - способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Содержание программы направлено на достижение базовых учебных результатов адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ГКОУ АО «ОШИ №5». Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его усвоения обучающимися Данная рабочая программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2). Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения и с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на других уроках. Программа включает в себя следующие основные разделы: - применение материалов и оборудования; - правила работы с материалами и оборудованием; - знакомство и работа за компьютером; - работа с различным полиграфическим оборудованием (ламинатор, брошюратор, резак, принтер и т. д.); - применение и работа с компьютерными программами. На уроках обучающихся знакомят различной полиграфической продукцией, с материалами и инструментами, используемыми в полиграфии, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции из дерева. Обучающиеся учатся организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) создают эскиз изделия, проводят анализ образца с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планируют последовательность операций по изготовлению продукта; контролируют качество выполненной работы; обсуждают полученный результат в соответствии с своими представлениями. Программа по профильному труду (полиграфия) носит предметно-практическую направленность на всех этапах обучения, развивает мышление, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, изготовление и дизайн полиграфической продукции формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно Адаптированной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, составленной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение предмета «Профильный труд (полиграфия)» отводится: в 10 классе - 68 часов (34 учебных недели) по 2 часов в неделю. Базовые учебные действия Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. Формирование учебного поведения: - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; - принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Формирование умения выполнять задание: - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - готовность к безопасному и бережному поведению в обществе. - использование по назначению учебных материалов. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - организовывать рабочее место; - контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами; - принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев; - корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Планируемые результаты освоения обучающимися общеобразовательной программы Учащиеся с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости могут достичь следующих результатов обучения: овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности. Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. Умение соблюдать технологические процессы. Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Профильный труд (полиграфия)»: - учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей; - методические рекомендации для учителя; - полиграфическое оборудование (ламинатор, брошюратор, резак и т.д.); - инструменты и приспособления для проведения практических работ (дырокол, ручной степлер, ножницы и т.д.); - материалы для проведения практических работ (пружины, плёнка для ламинирования, обложки, картон, бумага и т.д.) - оргтехника (компьютер, принтер, сканер); - видеоподборки и презентации по темам программы; - инструкционно-технологические и технологические карты; - наглядно-демонстрационный материал; - образцы готовых изделий; - раздаточный материал. Содержание учебного предмета 10 класс Вводное занятие Беседа о профессиях, связанных с полиграфией. Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Закрепление рабочих мест. Организация рабочего места. Сведения о материалах и оборудовании. Теоретические сведения. Материалы, применяемые в полиграфии. Оборудование, применяемое в полиграфии (компьютер, брошюратор, ламинатор, принтер). Техника безопасности при работе на полиграфическом оборудовании. Упражнения. Перфорирование листов, брошюровка. Изготовление календарей разных форматов. Изделие. Настольный календарь с пластиковой пружиной. Теоретические сведения. Виды, назначение и применение календарей. Материалы, применяемые для изготовления настольного календаря. Последовательность изготовления настольного календаря. Оборудоване применяемое для изготовления календаря: компьютер, брошюратор, ламинатор, принтер, резак, беговщик. Правила техники безопасности при работе за компьютером, ламинатором, принтером, брошюратором, беговщиком. Оформление надписи при помощи WordArt. Практические работы. Отбор картинок на компьютере, печать картинки, ламинирование обложки календаря. Перфорирование календаря с помощью брошюратора. Отсчет, складывание и выравнивание листов календаря. Перфорирование листов. Скрепление листов календаря с помощью пружины. Вводное занятие План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. Изготовление блокнота. Изделие. Блокнот для записей с пластиковой пружиной. Теоретические сведения. Материалы, применяемые для изготовления блокнота. Составление плана изготовления обложки и блокнота. Оборудование, применяемое для изготовления блокнота: компьютер, ламинатор, брошюратор, принтер. Правила техники безопасности при работе за компьютером, ламинатором, принтером, брошюратором. Правила установки пружины в гребень брошюратора. Упражнения. Установка пружины в гребень брошюратора. Практические работы. Заготовка обложки: отбор картинок на компьютере, печать картинки, ламинирование обложки. Перфорирование обложки с помощью брошюратора. Отсчет, складывание и выравнивание листов. Перфорирование листов. Скрепление листов с помощью пружины. Вводное занятие План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. Знакомство с термопереплётчиком Теоретические сведения. Виды, назначение и применение термопереплётчика. Правила работы на термопереплетчике. Правила техники безопасности при работе на термопереплетчике. Типичные неисправности и методы их устранения. Расходные материалы для термопереплётчика. Упражнения. Работа на термопереплетчике. Изготовление кулинарной книги Изделия. Кулинарная книжка для рецептов. Теоретические знания. Виды кулинарных книг, их назначение и применение. Материалы, применяемые для изготовления кулинарной книги. Детали кулинарной книги. Последовательность изготовления кулинарной книги. Правила техники безопасности при работе с оборудованием. Анализ образца и составление плана работы. Упражнения. Изготовление обложки. Отсчет, выравнивание и складывание листов, выполнение разметки для скрепления листов, скрепление листов различными способами. Практические работы. Нарезка бумаги и обложки определенного формата. Отсчет, складывание и выравнивание листов и обложки. Выполнение разметки для скрепления листов. Скрепление кулинарной книги при помощи термопереплётчика. Вводное занятие План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. Термопресс Теоретические сведения. Виды, назначение и применение термопресса. Правила работы на термопрессе. Правила техники безопасности при работе на термопрессе. Типичные неисправности и методы их устранения. Расходные материалы для термопресса. Упражнения. Работа на термопрессе. Практические работы. Печать на кружках. Изготовление открытки Изделие. Открытка к празднику. Теоретические сведения. Открытка: виды, назначение и применение. Материалы, применяемые для изготовления открытки. Составление плана изготовления открытки. Оборудование, применяемое для изготовления открытки: компьютер, принтер, ламинатор. Правила техники безопасности при работе за компьютером, ламинатором, принтером. Оформление открытки в программе Microsoft Office Word (рамка, разлиновка, заливка). Практические работы. Подбор картинки, оформление обратной стороны открытки, печать и ламинирование открытки. 10 «Г» класс (68 часа) I четверть (18 часов) Темы и содержание занятий № п/п 1. Беседа о профессиях, связанных с полиграфией. 2. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Кол-во часов 1 1 Календ. сроки 01.09 01.09 3. 4. 5. 6. 7. Организация и подготовка рабочего места. Материалы, применяемые в полиграфии. Оборудование, применяемое в полиграфии. Техника безопасности при работе на полиграфическом оборудовании. Изготовление календарей разных форматов: - виды календарей, их назначение и применение; - материалы, применяемые для изготовления календаря; - составление плана изготовления календаря; - оборудование, применяемое для изготовления календаря; - техника безопасности при работе за оборудованием; - оформление надписи при помощи WordArt; - отбор картинки для обложки на компьютере, печать; - ламинирование обложки календаря; - перфорирование обложки календаря с помощью брошюратора; - перфорирование листов календаря; - скрепление листов календаря с помощью пластиковой пружины. II четверть (14 часов) № Темы и содержание занятий п/п 1. Правила поведения мастерской. 2. Правила безопасной работы в столярной мастерской. 3. Подготовка к работе инструментов и приспособлений. Изготовление блокнота: 4. - блокнот: виды, назначение и применение; - материалы, применяемые для изготовления блокнота; - составление плана изготовления блокнота; - оборудование, применяемое для изготовления блокнота; - техника безопасности при работе за оборудованием; - правила установки пружины в гребень ламинатора; - заготовки обложки для блокнота; - перфорирование обложки для блокнота; - перфорирование листов блокнота; - скрепление листов блокнота с помощью пластиковой пружины. III четверть (20 часов) № Темы и содержание занятий п/п 1. Правила поведения в мастерской. 2. Правила безопасной работы в мастерской. 3. Организация рабочего места. 1 1 1 1 08.09 08.09 15.09 15.09 1 1 22.09 22.09 1 1 29.09 29.09 1 1 1 06.10 06.10 13.10 1 1 13.10 20.10 2 1 20.10-27.10 27.10 Кол-во часов 1 1 1 Календ. сроки 10.11 10.11 17.11 1 1 17.11 24.11 1 1 24.11 01.12 1 1 1 1 2 1 01.12 08.12 08.12 15.12 15.12-22.12 22.12 Кол-во часов 1 1 1 Календ. сроки 12.01 12.01 19.01 4. 5. Знакомство с термопереплётчиком: - виды, назначение и применение термопереплётчика; - правила работы на термопереплётчике; техника безопасности при работе на термопереплётчике; - расходные материалы для термопереплётчика; - работа на термопереплётчике. Изготовление кулинарной книги: - виды кулинарных книг, их назначение и применение; - материалы, применяемые для изготовления книги; - составление плана изготовления кулинарной книги; - нарезка бумаги и обложки определенного формата; - изготовление обложки кулинарной книги; - формирование книги (отсчёт, складывание и выравнивание листов и обложки); - разметка для скрепления листов книги; техника безопасности при работе на термопереплетчике; - скрепление кулинарной книги при помощи термопереплётчика. IV четверть (16 часов) Темы и содержание занятий № п/п 1. Правила поведения в мастерской. 2. Правила безопасной работы в столярной мастерской. 3. Термопресс: - виды, назначение и применение термопресса; - правила работы на термопрессе; - правила техники безопасности при работе на термопрессе; - типичные неисправности и методы их устранения; - расходные материалы для термопресса; - печать на кружках. 4. Изготовление открытки: - открытка: виды, назначение и применение; - материалы, применяемые для изготовления открытки; - составление плана изготовления открытки; - оборудование, применяемое для изготовления открытки (компьютер, принтер, ламинатор; - оформление открытки в программе Microsoft Office Word (рамка, разлиновка, заливка); - подбор картинки, оформление обратной стороны открытки; - печать и ламинирование открытки. 1 19.01 1 1 26.01 26.01 1 2 02.02 02.02-09.02 1 09.02 1 1 1 2 2 16.02 16.02 02.03 02.03-09.03 09.03-16.03 1 1 16.03 23.03 1 23.03 Кол-во часов 1 1 Календ. сроки 06.04 06.04 1 1 1 13.04 13.04 20.04 1 1 1 20.04 27.04 27.04 1 1 04.05 04.05 1 1 11.05 11.05 1 18.05 2 18.05-25.05 1 25.05