РП по предмету Человек 8 кл, 2 вариант

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от
других:
■ Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
■ Представление о собственном теле.
■ Отнесение себя к определенному полу.
■ Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои
интересы, желания.
■ Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол,
место жительства, интересы.
■ Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к
своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей:
■ Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет
выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
■ Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами:
■ Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое),
показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
■ Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня
(чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения
туалета).
■ Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:

■ Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой
деятельности семьи.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена
на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП
(вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся.
• Спокойное пребывание в новой среде.
• Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
• Принятие контакта, инициированного взрослым.
• Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в
организации учебного процесса.
• Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса.
• Планирование учебного дня.
• Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий,
очередности действий).
• Следование расписанию дня.
2. Формирование учебного поведения:
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
• умение выполнять инструкции педагога;
• использование по назначению учебных материалов;
• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени;
• от начала до конца;

• с заданными качественными параметрами;
• переходить от одного задания (операции, действия) к другому в
соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
4. Коррекция проблемного поведения:
• стереотипии;
• неадекватный плач, крик, смех;
• физическое сопротивление;
• агрессия, самоагрессия.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение
поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных
занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных
коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
2.2.4. Человек
Пояснительная записка
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла
человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение
уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами:
«Представления о себе»,
«Семья»,
«Гигиена тела»,

«Туалет»,
«Одевание и раздевание»,
«Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание:
представления о своем теле, его строении, о своих двигательных
возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон,
прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней),
поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных
привычках, возрастных изменениях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений
умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти,
причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по
формированию
умений
ориентироваться
в
одежде,
соблюдать
последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время
еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку,
пользованию салфеткой.
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений
о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между
ними, семейных традициях.
Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения
в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось
доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный
приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к
ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.
Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как
мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста, а
обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе и др. проводится с
детьми более старшего возраста.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным
операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под
струей воды, намыливать руки и т.д.

После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность
этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане
усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических
навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы.
На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и
т.д.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять
усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в учреждении,
должна продолжаться дома.
В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для
совершенствования навыков самообслуживания. В учебном плане предмет
представлен на протяжении 9 лет обучения. С обучающимися старшего
возраста формирование навыков самообслуживания (например, бритье,
мытье тела и др.) осуществляется в рамках коррекционноразвивающих
занятий.
Для реализации программы предмета «Человек» используются предметные и
сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;
пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с
изображением действий, операций самообслуживания, используемых при
этом предметов и др.
Кроме
того,
используются
видеоматериалы,
презентации,
мультипликационные
фильмы,
иллюстрирующие
внутрисемейные
взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради для раскрашивания,
вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у
детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. По
возможности,
используются
технические
средства:
компьютер,
видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Примерное содержание предмета
1. Представления о себе:
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание
(различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), Туловище (спина,
живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги(колено, ступня, пальцы, пятка).

Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека
(глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей
лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа).
Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела)
(сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних
органов.
Знание вредных привычек.
Сообщение о состоянии своего здоровья.
Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты
рождения).
Знание видов деятельности для организации своего свободного времени.
Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений
человека.
2.Гигиена тела:
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора
струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук
полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана,
регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук,
намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.
Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Вытирание лица.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица:
открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды,
набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица,
закрывание крана, вытирание лица. Чистка зубов. Полоскание полости рта.
Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании
полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки,
выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта,
мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Очищение носового хода.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание
шампуня с волос, вытирание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей.

Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла,
вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела:
ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла,
вытирание тела.
Пользование гигиеническими прокладками.
Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой,
гигиенической помадой, духами).
Обращение с одеждой и обувью: Узнавание (различение) предметов одежды:
пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер
(джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье),
брюки (джинсы, шорты), носки (колготки).
Знание назначения предметов одежды. Узнавание(различение) деталей
предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник,
манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды.
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки,
кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви
(спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви
(зимняя, летняя, демисезонная).
Узнавание (различение) головных уборов
(шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов.
Различение сезонных головных уборов.
Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных
уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.
Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя,
спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки,
шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край
правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край
левого рукава, стягивание левого рукава кофты).
Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого
ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого
ботинка, стягивание левого ботинка).

Соблюдение последовательности действий при раздевании (например,
верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки,
снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание
(завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).
Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс,
вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину,
натягивание брюк).
Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого
сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого
сапога, вставление ноги в сапог).
Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта
одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание
юбки, надевание кофты).
Контроль своего внешнего вида.
Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха
(низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка).
Выворачивание одежды.
Прием пищи:
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки
(стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту,
наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание
кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку.
Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки,
зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту,
снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват
вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с
вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и
вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого
куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование
салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Семья: Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей
и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение
социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой
деятельности членов семьи. Представление о профессиональной
деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.

IV.ЧЕЛОВЕК Пояснительная записка. Приобщение ребенка к социальному
миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности
ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего
мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в
процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими
родными и близкими. 50 Содержание обучения в рамках предмета «Человек»
включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем
окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе
самообслуживания. Программа представлена следующими разделами:
«Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и
раздевание», «Прием пищи». Раздел «Представления о себе» включает
следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих
двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня,
питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье,
полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена
тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под
душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел
«Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию
умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий
при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи»
предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов,
питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в
раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование
представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,
взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится
соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно,
чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное
и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон.
Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание,
общаться и взаимодействовать с ними. Содержание разделов представлено с
учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких
гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с
детьми младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в
душе и др. проводится с детьми более старшего возраста. Большинство
разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям,
например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды,

намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится
соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения
предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например,
формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения
мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится
принимать душ, мыть голову и т.д. При формировании навыков
самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей.
Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних
условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования
навыков самообслуживания. В учебном плане предмет представлен на
протяжении 9 лет обучения. С обучающимися старшего возраста
формирование навыков самообслуживания (например, бритье, мытье тела и
др.) осуществляется в рамках коррекционно- развивающих занятий. Для
реализации программы по предмету «Человек» материально- техническое
обеспечение включает: специально оборудованные санузлы для пользования
ими обучающимися на 51 инвалидных креслах-колясках; душевые кабины и
душевые кушетки; подъемно-передвижное оборудование для обучающихся с
нарушениями ОДА; тренажеры для обучения обращению с одеждой и
обувью; насадки для столовых приборов, специальные кружки и другая
посуда, облегчающая самостоятельный прием пищи детьми с нарушениями
ОДА. Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением
членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил
поведения,
пиктограммы
с
изображением
действий,
операций
самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того,
используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,
иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом,
рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для
раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и
альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие
формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном
окружении. По возможности, используются технические средства:
компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Стеллажи для наглядных пособий, зеркала настенные и индивидуальные,
столы, стулья с подлокотниками, подножками и др. Примерное содержание
предмета Представления о себе. Узнавание (различение) мальчика и девочки
по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши
(девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея,
лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено,
ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание

(различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык,
зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет,
мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на
схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения
внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии
своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего
возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации
своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе.
Знание возрастных изменений человека. Гигиена тела. Различение вентилей с
горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание
воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с
помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование
напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук,
смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на
руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой.
Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного
покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование
напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды
на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. Чистка зубов.
Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой,
намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка
зубов, полоскание рта, мытье щетки, 52 закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.
Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой,
безопасным станком. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание
волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение
последовательности действий при сушке волос феном: включение фена
(розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки
головы, выключение фена, расчесывание волос. Мытье ушей. Чистка ушей.
Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла,
вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела,
смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование
гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами

(дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Обращение с одеждой и обувью. Узнавание (различение) предметов одежды:
пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер
(джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье),
брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов
одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы
(молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей
предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги
(валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения
видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение
сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение)
головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения
головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по
сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор
одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов
одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор
одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной
одежды (зимняя, летняя, демисезонная). Расстегивание (развязывание)
липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета
одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание
правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого
рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части
правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части
левого
ботинка,
стягивание
левого
ботинка).
Соблюдение
последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды:
снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки,
расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки
(молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды
(например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину,
вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви
(например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление
ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в
сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта
одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание
юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение
лицевой 53 (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа)
одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка).
Выворачивание одежды. Туалет. Сообщение о желании сходить в туалет.
Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование

туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете
(поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк,
колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз,
пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк),
нажимание кнопки слива воды, мытье рук. Прием пищи. Сообщение о
желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват
кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки
(стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана)
на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда
руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки,
поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание
ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи,
поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание
вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи:
отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром
с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи.
Накладывание пищи в тарелку. Семья. Узнавание (различение) членов семьи.
Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной
роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о
бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о
профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье. Место
предмета в учебном плане В учебном плане предмет представлен с расчетом
по 3 часа в неделю с 1доп. по 2 класс и 2 часа в неделю с 3 по 4 класс. 1 доп.
класс Модуль Тема Представления о себе Узнавание (различение) мальчика и
девочки по внешнему виду. Узнавание (различение) частей лица человека
(глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Гигиена тела Вытирание рук
полотенцем. Туалет Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на
унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной
бумагой. Прием пищи Сообщение о желании пить. Питье через соломинку.
Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение 54 кружки
(стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в
рот, опускание кружки (стакана) на стол. Сообщение о желании есть. Еда
руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки,
поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание
ложки в тарелку. 1 класс Модуль Тема Представления о себе Идентификация
себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение)
частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки
(локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Гигиена тела
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора

струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана,
регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук,
намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.
Нанесение крема на руки. Очищение носового хода. Расчесывание волос.
Обращение с одеждой и обувью Узнавание (различение) предметов одежды:
пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер
(джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье),
брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов
одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки),
ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Расстегивание (развязывание)
липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета
одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание
правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого
рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части
правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части
левого ботинка, стягивание левого ботинка). Туалет Соблюдение
последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание
сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на
унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной
бумагой, 55 одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки
слива воды, мытье рук. Прием пищи Наливание жидкости в кружку. Еда
вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту,
снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Семья
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и
взрослых. 2 класс Модуль Тема Представления о себе Знание назначения
частей тела. Знание назначения частей лица. Сообщение о состоянии своего
здоровья. Называние своего имени и фамилии. Гигиена тела Вытирание лица.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица:
открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды,
набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица,
закрывание крана, вытирание лица. Чистка зубов. Полоскание полости рта.
Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании
полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки,
выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта,
мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Мытье ушей. Чистка ушей
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела:
ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла,
вытирание тела. Обращение с одеждой и обувью Узнавание (различение)

деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник,
манжеты). Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная,
рабочая). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка,
панама, платок). Соблюдение последовательности действий при раздевании
(например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание
куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание
(завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).
Соблюдение последовательности действий при одевании 56 комплекта
одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание
юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение
лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа)
одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка).
Выворачивание одежды. Прием пищи Использование салфетки во время
приема пищи. Накладывание пищи в тарелку. Семья Определение своей
социальной роли в семье. 3 класс Модуль Тема Представления о себе Знание
вредных привычек. Называние своего возраста (даты рождения). Знание
видов деятельности для организации своего свободного времени. Гигиена
тела Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Нанесение
косметического средства на лицо. Вытирание ног. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног,
намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног. Обращение с одеждой и
обувью. Знание назначения деталей предметов одежды. Различение сезонной
обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Знание назначения головных уборов.
Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов
одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в
зависимости от погодных условий. Различение сезонной одежды (зимняя,
летняя, демисезонная). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват
брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую
брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват
двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват
двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Прием
пищи Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в
тарелку. Семья Определение своей социальной роли в семье. 57 4 класс
Модуль Тема Представления о себе Знание строения человека (скелет,
мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на
схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения
внутренних органов. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание
возрастных изменений человека. Гигиена тела Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой.

Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного
покрытия с ногтей. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание
шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности
действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель),
направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена,
расчесывание
волос.
Пользование
косметическими
средствами
(дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Обращение с одеждой и обувью Различение видов одежды (повседневная,
праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости
от предстоящего мероприятия. Прием пищи Использование ножа и вилки во
время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска,
наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Семья Представление о
профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».