РП по ОСЖ, 5-6 кл., 1 вариант

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для 5 класса
разработана на основе:
 требований к личностным и предметным результатам освоения АООП;
 программы формирования базовых учебных действий;
с учетом:
 примерной АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
 адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 ГКОУ АО «ОШИ №5».
Изучение учебного предмета направлено на достижение основных целей:
 развитие личности обучающихся в соответствие с требованиями современного
общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной
адаптации.
 повышение уровня общего развития обучающихся и их всестороння подготовка к
самостоятельной жизни.
Основные задачи:
- формирование у воспитанников школы-интерната знаний и умений, способствующих
социальной адаптации;
- формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического
здоровья школьника и их социально-психологической адаптации;
- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
- развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями
для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
- повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и
представлений об окружающем мире;
- воспитание позитивных качеств личности.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках «Основы социальной
жизни»
1. Патриотического воспитания:
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе,
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
2. Гражданского воспитания:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственного воспитания:

3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
3.4. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства
4. Эстетического воспитания:
4.2. Понимание эмоционального воздействия искусства; понимание ценности отечественного
и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства
5. Ценности научного познания:
5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира;
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного образования;
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности,
7.3. Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
8. Экологического воспитания:
8.3. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет "Основы социальной жизни"
предполагает концентрическое
распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в
следующих классах, такое распределение изучаемого материала способствует более
прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от
более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и
закрепляется последующих классах.
На уроках "Основы социальной жизни" используются следующие методы:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
- наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;
- практические: карточки, тесты.

Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетноролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация
учебных кинофильмов, презентаций.
Методы и формы позволяют коррегировать познавательную деятельность:
наблюдательности, воображения, внимания, памяти и устной речи. Способствует развитию
самостоятельности учащихся при выполнении заданий, постепенно подготавливает их труду
и самостоятельной жизни.
Занятия по данной рабочей программе тесно связаны с такими предметами как: "Русский
язык",
"Чтение",
"Математика",
"Природоведение",
"География",
"Биология",
"Естествознание" и "Ручной труд".
На занятиях по "Основам социальной жизни" следует уделять внимание развитию устной
и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках
"Русского языка". На всех этапах занятия в связи с изученным материалом необходимо
следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умение детей
правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.
Занятия по ОСЖ проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для
учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов
практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются
санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ГКОУ АО "Общеобразовательная школа-интернат
№ 5", учебный предмет "Основы социальной жизни" представлен в обязательной части
учебного плана, общий объем учебного времени в 5 классе составляет 68 часов в год (2 часа
в неделю).
5 класс (68 часов)
Четверть
I
II
III
IV
Кол-во часов
18
14
20
16

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются:
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их
социальной необходимости;
 осознание своей национальности;
 уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою
Родину;
 принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения;
 определение сильных и слабых сторон своей личности с помощью учителя;
 сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой
социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и
свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности;
 умение устанавливать личностный смысл;
 понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя,
ставить самостоятельно цели и добиваться результатов;
 умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций,
результатов трудовой деятельности;



уважительное отношение к чужому мнению.
Планируемые предметные результаты

Минимальный уровень:
 представления о разных группах продуктов питания;

знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам;
понимание их значения для здорового образа жизни человека;
 приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
 представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи;
 соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
 знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
 соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
 знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
 знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
 совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
 знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
 знание способов хранения и переработки продуктов питания;
 составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
 самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
 самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
 соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и
т.д.;
 соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;
 представления о морально-этических нормах поведения;
 некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье
посуды и т. п.).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (2 часа)
1. Основные вопросы
Кабинет основ социальной жизни и его оборудование. Название учебного курса; цель
нового учебного предмета, его назначение; инструкции по технике безопасности при
нахождении в кабинете, правила обучающихся школы.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Работа в тетради.
3. Тематика практических работ
Беседа.
Личная гигиена (6 часов)
1. Основные вопросы
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за кожей
рук, ног и ногтями. Правила ухода за полостью рта; предметы личной гигиены по уходу за
полостью рта; правила ухода за ушами. Правила освещенности рабочего места; правила
охраны
зрения
при
чтении,
просмотре
телепередач.
Правила
ухода
за
волосами; периодичность мытья головы; средства для мытья головы.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам.
3. Тематика практических работ
Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание
волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Комплекс упражнений гимнастики для
глаз.
Одежда и обувь (8 часов)
1. Основные вопросы
Виды одежды и головных уборов, их назначение. Правила ухода за одеждой. Виды обуви
и их назначение; правила ухода за кожаной обувью. Правила повседневного ухода за обувью
из замши, текстиля, шерсти. Правила подготовки обуви к хранению посезонно.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам.
Тестирование.
3. Тематика практических работ
Чистка и сушка повседневной одежды, обуви.
Питание (24 часа) при изучении темы «Питание» используется программа «Поварское
дело». Приложение №1
Жилище (10 часа)
1. Основные вопросы
Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; виды отопления в городе и
селе; жилой дом, домашние помещения: зал (гостиная), спальня, кухня, ванная, прихожая; их
названия, функциональное назначение. Гигиенические требования к жилому помещению;
правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Гигиенические
требования к жилому помещению; инвентарь и виды моющих средств, используемых при
уборке.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам.
Тестирование.
3. Тематика практических работ
Сухая и влажная уборка помещений.
Культура поведения (6 часов)
1. Основные вопросы
Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях. Правила
поведения за столом; правила этикета.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам.
Тестирование.
3. Тематика практических работ
Правила поведения за столом.
Торговля (6 часов)
1. Основные вопросы
Основные виды магазинов; правила поведения в магазине. Назначение продуктовых
магазинов, их отделы и содержание продукции. Специализированные продуктовые
магазины. Правила покупки товаров в продовольственном магазине.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам.
Тестирование.

3. Тематика практических работ
Правила поведения в магазине. Оплата покупки.
Транспорт (6 часов)
1. Основные вопросы
Основные виды транспортных средств, имеющихся в городе. Стоимость проезда на всех
видах городского транспорта (разовый билет, проездной билет, удостоверение); порядок
приобретения билетов. Правила поведения в транспорте и на улице. Транспортный и
пешеходный маршрут до школы и обратно. Правила дорожного движения. Правила проезда
в транспорте; правила передвижения по улице.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам.
Тестирование.
3. Тематика практических работ
Составление маршрута от дома до школы. Изготовление знаков дорожного движения,
встречающихся на пути к дому, школе.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для обеспечения реализации содержания программы, повышению коррекционновоспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков
самостоятельности и сознательной дисциплины у обучающихся используют специально
оборудованный кабинет, который соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и
противопожарным нормам.
В кабинете четко определены и специально оборудованы зоны. Проведение уроков в
специально оборудованном кабинете могут показать обучающимся в каких жизненных
ситуациях или видах деятельности они могут применить полученный опыт.
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать
правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении
явлений и событий жизни человека.
.
При изучении темы «Питание» используется оборудование приобретенное в рамках
федерального проекта «Современная школа» национального проекта "Образование".
Технические средства обучения
1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы
обучения.
2. Карточки с заданиями, перфокарты.
3. Раздаточный материал.
4. Дидактический материал.
5. Презентации.
6. Оборудование кабинета.
Компьютерные технологии
1. Компьютер.
Интернет-ресурсы
1. http://www.ed.gov.ru,
2. http://www.rfh.ru,
3. http://www.int-edu.ru,
4. http://www.rsl.ru,
5. http://www.gnpbu.ru,
6. http://www.pedlib.ru,
7. http://dic.academic.ru,

8. http://ditionary.fio.ru
Основной список литературы
1. Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный
учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год.
Дополнительный список литературы
1. Веретенников И.В. Методика коррекционно-развивающей работы: Социальнобытовое ориентирование, М., 2000 год.
2. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя /
В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год – 247 с.
3. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» ШколаПресс, 1994 год.
4. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.:
Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 год – 92 с.

Календарно-тематическое планирование
5 класс (68 часов)
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Дата
5 «А» 5 «Б»

I четверть (18 часов)
Значении предмета «Основы социальной
жизни». Знакомство с кабинетом и
правилами поведения в нём.

2

II

Личная гигиена

6

1.

Наука - личная гигиена. Правила личной
гигиены. Предметы и средства личной
гигиены.
Уход за полостью рта и ушами.
Личная гигиена правило приема
утреннего и вечернего туалета.
(Практическая работа)
Содержание в чистоте и порядке личные
вещи. Гигиена зрения.

Одежда и обувь

8

I

2.
3.
4.

III
1.
2.
3.
4.
5.

Одежда и ее ассортимент.
Повседневный уход за одеждой
подготовка её к хранению.
Виды обуви, её назначение.
Чистка хранение одежды.
(Практическая работа)
Чистка хранение обуви.
(Практическая работа)

01.09

02.09

2

8.09

09.09

2

15.09

16.09

2

22.09

23.09

2
2

29.09
06.10

30.09
07.10

2
2

13.10
20.10

14.10
21.10

2

27.10

28.10

10.11 –
28.12

11.11 –
22.12

II четверть ( 14 часов)
IV

Питание. Уроки по разделу

14

«Поварское дело». Приложение №1

V
1.
2.
3.

4.

III четверть (20 часов)
10
Жилище
Виды жилых помещений в городе и
деревне.
Комнаты и их назначение.
Гигиенические требования к жилому
помещению; правила и
последовательность проведения сухой и
влажной уборки.
Гигиенические требования к жилому
помещению; инвентарь и виды моющих

2
2
2
2

5.

средств, используемых при уборке.
Сухая и влажная уборка помещений.

2

VI

Питание. Уроки по разделу

10

«Поварское дело». Приложение №1

VI четверть (16 часов)
VII
1.
2.
3.

VIII
1.
2.
3.

Культура поведения

6

Поведение в музее, библиотеке, на улице.
Ролевая игра «Запишите меня в
библиотеку», «Здравствуй театр».
Поведение за столом. Правила приема
пищи. Упражнение по этикету.
Проведение чаепития в классе.

2
2

Торговля

6

Основные виды магазинов и их
назначение.
Виды отделов. Товары и цены.
Экскурсия в продуктовый магазин.

2

2
2
2

IX

Транспорт

6

1.
2.

Виды транспортных средств.
Правила поведения в общественном
транспорте и на улице.
Правила и знаки дорожного движения.
Транспортный и пешеходный маршрут
до
школы
и
обратно ; правила
передвижения по улице.

2
2

3.

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».