РП Технология работы с деревом, металлом 5, 7, 8 кл., 1 вариант

Рабочая программа
«Технология работы с деревом, металлом,
штукатурно-малярных и санитарно- технических работ»
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа рабочей программы по технологии
 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании в РФ» (в
редакции Федерального закона от 17.07.2011 №148-ФЗ)
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об
утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
 Методические рекомендации в рамках реализации мероприятия Федерального
проекта «Современная школа» нац. Проекта «Образование», направленного на
поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Министерство просвещения РФ от 29.03.2019г № Р- 41)
 Локальные акты ГКОУ АО ОШИ №5













Технология — это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации
в интересах и по плану человека. Она включает изучение методов и средств преобразования
и использования указанных объектов.
В школе учебный предмет «Технология» — интегративная образовательная область,
синтезирующая знания общеобразовательных предметов и показывающая их использование
в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других
направлениях деятельности человека.
Данная программа предназначена для подготовки обучающихся детей с интеллектуальной
недостаточностью по профессии «мастер общестроительных работ» до профессионального
уровня. Программа содержит в себе четыре модуля: работа по дереву; работа по металлу;
штукатурно- малярное дело; санитарно- технические работы.
Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «Технология» включает:
культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;
ручную и механическую обработку конструкционных материалов;
основы материаловедения и машиноведения;
прикладную экономику и предпринимательство;
историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;
экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и
здоровье человека;
профинформацию и профориентацию;
нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;
эстетическое воспитание;
творческое, художественное развитие.
2. Цели и задачи, реализуемые в образовательной программе
Цель данной образовательной программы - установление содержания до
профессионального обучения детей с ОВЗ 5-9 классов, развитие личностных способностей
ребенка с ОВЗ, становление его способности быть полноценной, социально активной,
конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых профессиональных
знаний, умений и навыков.

Учебные цели:
 выполнение государственного заказа на достижение учащимися уровня знаний,
определенных программой трудового обучения в школах для детей с ОВЗ по
профессии «Мастер общестроительных работ».
 подготовка умственно отсталых учащихся к выполнению несложных видов
работы в промышленности и домашнем хозяйстве, социализации и адаптации в
обществе.
Для достижения этой цели обучение технологиям работы с деревом, металлом, малярноштукатурным, сантехническим работам решает следующие задачи:
- развитие умения умственно отсталых учащихся ориентироваться в трудовом задании,
планировать и контролировать ход его выполнения
- обучение профессиональным приёмам труда по специальности и развитие
соответствующих трудовых навыков; - формирование доступных школьникам технических и
технологических знаний;
- воспитание устойчивого положительного отношения учащихся к труду и необходимых в
трудовой деятельности качеств личности (ответственность за порученное дело, честность,
готовность помочь однокласснику, работать на общую пользу, выполнение проектных работ
в группе и др.).
• повышение качества и уровня до профессионального обучения учащихся
с ОВЗ.
Социально-ориентированные цели:
• формирование мотивации и технологической готовности учащихся к выполнению
заданий, требующих использования знаний и умений из разных предметных
областей,
• создание условий для приобретения школьниками опыта самостоятельного
разрешения проблем в процессе обучения на основе использования собственного и
социального опыта.
Координирующие цели:
• обеспечение целенаправленности, системности и единства деятельности педагогов в
сфере содержания профессионального обучения;

обеспечение единства образовательного процесса в школе.
Приоритетные направления в воспитательной работе
1. Патриотического воспитания:
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе,
1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
2. Гражданского воспитания:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
4. Эстетического воспитания:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
5. Ценности научного познания:
5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

6.1. Осознание ценности жизни;
6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного образования;
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности,
7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
7.3. Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
8. Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
III. Структура и содержание образовательной программы

Содержание программы ориентировано на дифференциацию трудовой подготовки
учащихся. Данная рабочая программа предусматривает овладение учащимися знаниями,
умениями и навыками в соответствии с программами трудового обучения для специальных
(коррекционных) школ по направлениям - столярное, слесарное, малярно- штукатурное дело
и специализацию до профессионального обучения по профессии «слесарь сантехнических
устройств». В течение учебного года учащиеся знакомятся с гигиеной труда,
производственной санитарией, техникой безопасности. Изучают переносной электрический
инструмент, повторяют правила электробезопасности.
В рабочей программе дана последовательность тем и содержание практических работ
применительно к условиям данной школы. Количество учебных часов на каждую четверть
рассчитывается в соответствии с принятым школой учебным планом и календарным годовым
графиком для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
В зависимости от основной учебной задачи, которая ставится перед каждым
конкретным уроком, уроки по трудовому обучению можно разделить на несколько типов:
урок приобретения учащимися новых знаний, урок формирования умений и навыков, урок
применения знаний на практике, урок систематизации и обобщения знаний, урок проверки
знаний, умений и навыков, комбинированный урок.
Формы организации учебного процесса.
Занятия проводятся в классно - урочной форме, организация практики на пришкольной
территории и территории интерната, а так же территории детского сада №3 «Веснушки».
Методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация
-практические – упражнения. ( проектная деятельность)
-методы изложения новых знаний
-методы повторения, закрепления знаний
-методы применения знаний
-методы контроля
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических
нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей
и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в
обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Данная программа предполагает максимально возможное исправление недостатков трудовой
деятельности, характерных для умственно отсталых учащихся.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков может быть письменной, устной и
практической. Возможно использование при этом программированных заданий (карточкизадания, тесты).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно Адаптированной образовательной программе образования обучающихся с
умственной отсталостью, составленной на основе ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение предмета отводится:
в 7 классе - 204 часа (34 учебных недели) по 6 часов в неделю;
в 8 классе - 272 часа (34 учебных недели) по 8 часов в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- осознание себя как гражданина России;
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты
Достаточный уровень

Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными
видами трудовой деятельности.

Умение самостоятельно выполнять виды работ по профилю трудовой подготовки.

Умение использовать в трудовой деятельности различные ручные малярноштукатурные инструменты (мастерок, полутёрок, правило, шпатель, кисть, валик и
другие), столярные инструменты (рубанок, рашпиль, молоток, отвертка и
др.).слесарные инструменты (напильник, ножовку по металлу, ножницы по металлу,
плоскогубцы, молоток, зубило и пр.), электроинструменты (дрель, перфоратор,
шуруповерт, эл. миксер, бетономешалка, выжигательный прибор, электролобзик и
пр). Материалы (цемент, песок, сухие строительные смеси, шпатлёвочные составы,
краски вододисперсионные и эмалевые, доски, плиты ДСП, ОСП, фанера, тубы ПВХ,

металл и пр.); соблюдать необходимые правила техники безопасности, планировать
свою деятельность, самостоятельно готовить рабочие места.
Умение читать простейшие технологические карты, соблюдать технологические процессы.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать
результаты своего труда.
Минимальный уровень:
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными
видами трудовой деятельности.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды
работ под контролем учителя.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы (с
помощью учителя); соблюдать необходимые правила техники безопасности.
Соблюдать технологические процессы.
Умение выполнять работу, оценивать результаты своего труда.
Освоение нового оборудования по федеральному проекту
«Современная школа» национального проекта «Образования».
Раздел
Оборудование
5 класс
Пиление материалов из древесины
Сверление отверстий деревянных изделий
Выжигание
Подготовка деревянных поверхностей под
окраску, простая окраска
отливка из гипса и цемента

Ножовка, линейка, столярный угольник, эл.
лобзик, рашпиль, шлиф. шкурка
Сверлильный станок, шуруповерт, отвертка,
молоток.
Выжигательный аппарат
Строительный фен, шпатель, шлиф. шкурка,
малярная кисть, малярный валик.
Шпатель, кельма, правило,

Содержание программы
Технология работы с деревом
5 класс
Вводное занятие
Сообщение о профессии столяра, её роль в современной жизни. Правила поведения
учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с материалами и инструментом.
Пиление столярной ножовкой
Изделие. Строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для
последующих работ.
Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера
длины в столярном деле. Виды брака при пилении и работе шкуркой.
Столярные инструменты и приспособления: виды(измерительная линейка, столярный
угольник, столярная ножовка, стусло), правила пользования и назначение. Понятие припуск
на обработку.
Материалы для изделия: древесина, фанера, плиты ОСП, ДСП, шлифовальная шкурка,
водные краски.
Умение. Работа столярной ножовкой, разметка длины деталей с помощью линейки и
угольника. Пиление поперёк волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой.
Шлифование в «пакете», пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и
формы детали с помощью линейки и угольника
Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине.
Окрашивание изделий кисточкой
Теоретические сведения о древесине:
дерево-основные части дерева (крона, ствол, корень), породы(хвойные, лиственные).
Древесина- использование, заготовка, разделка(бревна), транспортировка. Доска- обрезная,
необрезная. Размеры (ширина, толщина). Брусок- квадратный, прямоугольный), грани и
ребра, их взаиморасположение (под прямым углом) торец.
2 четверть
Сверление отверстий на станке
Правила безопасности при работе с электро- инструментами
Изделие: подставка для карандашей из прямоугольного бруса, изделия из фанеры
Теоретические сведения.
Понятие сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и
основные части. Сверла: виды(спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы
на настольном сверлильном станке.
Умение. Работа на настольном сверлильном станке.
Практические работы. Разметка одинаково удаленных друг от друга линий по линейке и
угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с
применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по по отметке на
сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления.
Изделия из древесины и других материалов.
Модели игрушек, хоз. инвентарь, специальные заказы школы.

Теоретические знания Рашпиль, напильник драчёвый, дрель: устройство, применение,
правила безопасной работы.
Умение. Работа рашпилем, напильником, дрелью, отверткой. Организовать работу на
верстаке.
Наглядные пособия: Изображения (рисунки, фотографии) изготавливаемых изделий, видео
материалы по технологии изготовления изделий
Практические работы Крепление заготовок в зажиме верстака, изготовление деталей.
Обработка закруглённых поверхностей рашпилем. Сборка изделий с помощью гвоздей,
шурупов, клея.
Выжигание
Объекты работы. Ранее выполненные изделия.
Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности
при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.
Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие.
Практическая работа. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на
изделие с помощью копировальной бумаги. Нанесение лака на поверхность изделия.
Самостоятельная работа. По выбору учителя.
3 четверть
Малярно- штукатурное дело
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Беседа о профессии маляра. Задачи обучения в 5 классе. Объекты учебных работ.
Ответственность учащихся за сохранность инструмента и оборудования, находящегося в
мастерской. Распределение учащихся по рабочим местам с учётом физических данных и
индивидуальных особенностей. Закрепление инструмента индивидуального пользования.
Назначение инструментальщика, бригадира. Порядок дежурства в мастерской. График
дежурства. Обязанности бригадира, инструментальщика и дежурных. Содержание рабочего
места.
ПРОСТАЯ И УЛУЧШЕННАЯ ОКРАСКА.
1. Подготовить масляные краски к работе.
2. Определить (примерно) вязкость красок.
3. Определить вид окраски в классе, в других помещениях школы.
4. Определить вид окраски хозяйственных помещений.
Технические сведения. Масляные краски, их свойства и состав. Масляные краски
густотертые и готовые к употреблению. Применение масляных красок. Подготовка масляных
красок к работе. Водные окрасочные составы, их свойства и состав. Применение водных
окрасочных составов. Простая и улучшенная окраски, их применение.
ПОДГОТОВКА ДЕРЕВЯННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОД ПРОСТУЮ ОКРАСКУ.
1. Очистка ранее окрашенной поверхности.
2. Подбор кистей для работы.
3. Нанесение грунтовочного состава на поверхность (грунтовочный состав готовит
учитель).
Технические сведения. Кисти: ручник и маховая, применение и уход за ними. Правила
подготовки ранее окрашенных и неокрашенных деревянных поверхностей к окраске.
Масляная грунтовка. Техника безопасности при малярных работах.
Примерные объекты работы. Скамейки парковые, сооружения детской и спортивной
площадок, щиты, стенды (по выбору).
ПРОСТАЯ ОКРАСКА МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ ДЕРЕВЯННЫХ
ПОВЕРХНОСТЕЙ.
Определение готовности поверхности к окраске, погружение кисти в краску на половину
рабочей части кисти, отжимка излишка краски, нанесение краски на поверхность с
последующим распределением её непрерывными движениями кисти.

Технические сведения. Сроки окраски после грунтовки. Организация рабочего места при
окраске. Правила безопасной работы.
Примерные объекты работы. Скамейки парковые, сооружения детской и спортивной
площадок, стенды, щиты (по выбору).
УЛУЧШЕННАЯ ОКРАСКА ДЕРЕВЯННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ.
1. Зачистка поверхности, нанесение олифы флейцевой кистью или ручником, нанесение
грунтовки кистью зигзагообразно и растушёвывание параллельными движениями с
отрывом кисти.
2. Упражнение 1. Нанести олифу на учебные шиты.
3. Упражнение 2. Приготовить масляную грунтовку.
4. Упражнение 3. Нанести грунтовку на учебные щиты.
5. Упражнение 4. Произвести первую и вторую окраску на учебных щитах.
Технические сведения. Применение улучшенной окраски. Характеристика улучшенной
окраски. Инструменты для улучшенной окраски: кисти флейцевые, валики.
Масляная грунтовка и её приготовление.
Объекты работы. Столы разные, табуретки, скамейки, стенды, рамки (по выбору) или
другие столярные изделия.
4 четверть
ОТЛИВКИ ИЗ ГИПСА И ЦЕМЕНТА.
1. Ориентировка в задании по образцу. Планирование работы в групповой беседе.
2. Подбор форм для отливок и их подготовка. Смазка форм.
3. Подготовка гипсового раствора. Заполнение форм гипсовым раствором.
4. Подготовка цементного раствора. Заполнение форм цементным раствором.
5. Снятие отливок путём перевёртывания или разборки форм.
6. Сушка отливок и их отделка.
7. Оценка качества работы в сравнении с образцом.
Технические сведения. Растворы для изготовления отливок из гипса и цемента, их состав.
Подготовка форм для отливок. Виды смазок для форм. Правила заполнения форм раствором.
Определение готовности отливок. Правила и время сушки готовых изделий и их отделка.
Изделия. Барельефы разные.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
1. Выполнение операций по обработке древесины с ориентировкой на образцы.
2. Выполнение операций окраски деревянных изделий с ориентировкой на образцы.
Объекты работы. Творческие работы из древесины, фанеры. Ремонтные малярные работы:
окраска панелей, окраска деревянных изделий.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И АНАЛИЗ ЕЁ КАЧЕСТВА.
КРАСКИ ЭМАЛЕВЫЕ.
1. Упражнение. Отличить эмалевые краски от масляных по запаху.
2. Упражнение. Примерно определить вязкость красок.
3. Упражнение. Приготовить краску к работе: довести её до рабочей вязкости, процедить
через металлическую сетку.
Технические сведения. Свойства и состав эмалевых красок. Подготовка эмалевых красок к
работе.
УЛУЧШЕННАЯ ОКРАСКА ДЕРЕВЯННЫХ ИЗДЕЛИЙ ЭМАЛЕВЫМИ КРАСКАМИ.
Сглаживание поверхности лещадью.
Вырубка сучьев и засмолков стамеской.
Расшивка трещин.
Нанесение олифы.
Грунтовка полусухой кистью.
Окраска в два покрытия.
Технические сведения. Инструменты для подготовки деревянных поверхностей к
улучшенной окраске: лещадь, стамеска, молоток. Подготовка деревянных поверхностей к
улучшенной окраске.

Объекты работы. Школьная мебель, столярные изделия, деревянное оборудование
спортивного зала и мастерских.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
Подготовка красок к работе.
Подбор красок с помощью учителя.
Выполнение операции окраски с ориентировкой на образец.
Объекты работы. Окраска деревянных поверхностей, ранее окрашенных панелей,
деревянных частей хозяйственных строений (по выбору).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
Самостоятельная подготовка краски к работе, подбор кистей, самостоятельная подготовка
изделия к окраске, окраска.
Объекты работы. Окраска ученических столов или стульев.
Клендарно- тематическое планирование
№
п/п
1
2

3

4

5
6

7

Наименование тем, разделов
1 четверть (52 часа)
Вводное занятие
Пиление столярной ножовкой
1. Понятие «плоская поверхность»
2. Миллиметр, как основная мера длины в столярном деле
3. ПТБ при пилении столярной ножовкой
4. Практическая работа: поперечное пиление
5. Продольное пиление
6. Столярные инструменты и приспособления:
измерительная линейка, столярный угольник, столярная
ножовка, стусло. Устройство, правила пользования и
назначение
7. Понятие «припуск на обработку»
Промышленная заготовка древесины
1. Дерево: основные части, породы
2. Древесина: использование, заготовка, разделка
3. Пиломатериалы: виды, использование
4. Доска: виды, размеры
5. Брусок: грани, ребра, торец
Изделия из древесного материала
1. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение,
обозначение размеров
2. Шило: назначение, пользование, правила безопасной
работы
3. Самостоятельная работа
Вводное занятие
Сверление отверстий на станке
1. Устройство сверлильного станка
2. ПТБ при сверлении
3. Разметка параллельных, одинаково удаленных друг от
друга линий по линейке и угольнику
4. Крепление сверла в патроне
5. Сверление сквозных и несквозных отверстий
Изделия из древесины
1. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство,
применение, правила безопасной работы

Колво
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Дата
проведения
урока

2. Изготовление деталей

4

3. Обработка закругленных поверхностей рашпилем

2

2 четверть (42часа)
4. Сборка изделия
8

Выжигание
1. Электровыжигатель: устройство, правила безопасной
работы
2. Подготовка основы к выжиганию

9
1.
1.
2.
3.

1.
2.
3.
1.
2.
3.
1
1.

3. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной
бумаги
4. Работа выжигателем
5. Раскраска рисунка
6. Нанесение лака на поверхность изделия
Контрольная работа
Практическая работа
3четверть (56часов)
Вводное занятие.
Простая и улучшенная окраска.

2
2
4
2
2
4
4
2
20
2
8

Масляные краски. Их свойства, применение и состав.
Водные краски. Их свойства, применение и состав.
Эмали. Применение, свойства и состав.
Подготовка деревянных поверхностей под простую окраску.
Очистка поверхности.
Нанесение грунтовочного состава.
Техника безопасности при малярных работах.
Простая окраска масляными красками деревянных
поверхностей.
Технология и порядок выполнения окрашивания.
Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
Окрашивание школьных стульев
Практическое повторение.
Самостоятельная работа
4 четверть (44 часа)
Вводное занятие.
Улучшенная окраска деревянных поверхностей.
Зачистка поверхности, нанесение олифы,нанесение
грунтовки,растушевывание.
Упражнение№1.
Нанести олифу на учебные щиты. Приготовить масляную
грунтовку. Нанести ее на учебные щиты.
Упражнение№2.
Произвести первую и вторую окраску.
Краткие сведения о зданиях и сооружениях.
Виды зданий, классификация, отличие зданий от сооружений.
Видеоэкскурсия на строительную площадку.
Отливка из гипса и цемента.
Растворы для изготовления из гипса и цемента. Их состав.
Свойства гипса и цемента.
Подготовка форм для отливки
Технологии заполнения форм раствором

12

12

16
8
2
4
2
4
8
2
4
2
2
2
2
4

Практическое повторение.
Самостоятельная работа

6
2

7 КЛАСС
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Обсуждение работы учащихся в прошлом году, задачи обучения в 7 классе. Проверка
состояния оборудования. Обязанности школьников по сбережению оборудования
мастерской. Перераспределение рабочих мест, закрепление индивидуального инструмента.
Назначение ответственных учащихся. График дежурства по мастерской.
ОКРАСКА ПОВЕРХНОСТЕЙ ВОДНЫМИ СОСТАВАМИ С ПОМОЩЬЮ
КРАСКОПУЛЬТА (знакомство с приспособлением).
Проверка и промывка краскопульта перед началом работы.
Подготовка клеевого раствора к работе, процеживание.
Заправка краскопульта.
Направление струи конуса красочного состава перпендикулярно поверхности, передвижение
удочки краскопульта плавными движениями вдоль окрашиваемой поверхности.
Соблюдение расстояния между поверхностью и форсункой краскопульта.
Нанесение грунтовочного и окрасочного слоёв.
7. Промывка краскопульта после работы тёплой водой.
Технические сведения. Ручной краскопульт. Устройство краскопульта и принцип работы.
Техника безопасности при работе с краскопультом. Подготовка краскопульта к работе.
Требования к водным составам, наносимым с помощью краскопульта. Правила работы
краскопультом.
ЗНАКОМСТВО С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ШТУКАТУРНЫХ РАБОТ НА ПРОИЗВОДСТВЕ.
Сравнение качества растворов, приготовленных вручную и при помощи бетономешалки
(миксера).
Ознакомления с организацией штукатурных работ и механизмами (на основании фото и
видеоматериалов).
ШТУКАТУРКА КИРПИЧНЫХ И БЕТОННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ.
Осмотр поверхностей, удаление остатков затвердевшего раствора штукатурным молотком и
металлической кельмой.
Смачивание кирпичной и бетонной поверхности водой.
Насечка поверхности зубилом или зубчатой бугардой.
Выполнение операций штукатурки (простой или улучшенной).
Нанесение грунта.
Нанесение накрывки.
Технические сведения. Подготовка ранее не штукатуренных кирпичных и бетонных
поверхностей к штукатурке. Инструменты для подготовки кирпичных и бетонных
поверхностей к штукатурке. Металлический сокол, пользование им. Правила техники
безопасности при работе.
Объекты работы. Стены и потолки различных помещений.
МЕХАНИЗАЦИЯ МАЛЯРНЫХ РАБОТ.
Упражнение. Сравнить качество грунтовочных составов, клеевых окрасочных составов,
шпаклёвочных составов, приготовленных вручную и при помощи механизмов.
Ознакомление с организацией малярных работ и механизмами.
Технические сведения. Объемы малярных работ. Механизация малярных работ. Мелотёрки,
мелосеялки, краскораспылители и краскотерки. Общее знакомство с принципами работы
этих механизмов. Правила техники безопасности при работе.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ШПАТЛЁВКИ С ПОМОЩЬЮ МИКСЕРА И НАНЕСЕНИЕ ЕЁ НА
ПОВЕРХНОСТЬ ВРУЧНУЮ.
Осмотр поверхностей перед нанесением шпатлёвочного состава.

Приготовление шпатлёвки под масляную окраску: просеивание мела, растворение животного
клея, смешивание этих компонентов до рабочей вязкости.
Приготовление шпатлёвки с помощью миксера.
Нанесение шпатлёвочного состава шпателем или шпателем - полутёрком, нанесение
шпатлёвочного состава ребром под углом 15 градусов и перемещение шпателя – полутёрка
снизу вверх на стенах и на себя на потолках.
Нанесение шпатлёвки шпателем под различными углами в зависимости от слоя шпатлёвки,
от угла между поверхностью и шпателем.
Заполнение шпатлёвочным составом трещин и других неровностей.
Заполнение трещин поперечными движениями (по отношению к ним), выравнивание
уложенного слоя движениями шпателя вдоль трещин.
Зачистка наждачной или стеклянной бумагой.
Технические сведения. Шпатлёвки, их назначение и применение в малярных работах.
Основные виды шпатлёвки. Шпатлёвки под водоразбавляемые красочные составы: клеевая,
купоросная, квасцовая. Шпаклёвки под масляные и эмалевые краски; масляно – клеевая,
масляная; их рецепты. Основные компоненты шпатлёвочных составов. Инструменты для
нанесения шпатлёвочного состава ручным способом: шпатели металлические и деревянные,
шпатель – полутёрок, шлифовальная шкурка.
Объекты работы. Нанесение шпатлёвки на учебные щиты, подоконники, мебель и другие
изделия.
ВЫПОЛНЕНИЕ НЕСЛОЖНЫХ ТЯГ.
Приготовление раствора для разделки угла.
Набрасывание грунта в углы, придание нанесенному грунту формы тяги, нанесение
накрывочного раствора, разделка угла при помощи линейки с равномерным нажимом на неё.
Проверка угла по отвесу.
Технические сведения. Знакомство учащихся с назначением тяг и выполнением их в
штукатурных работах. Виды тяг. Инструменты и приспособления для вытягивания тяг:
шаблоны, правила, линейки. Растворы для вытягивания тяги. Правила техники безопасности
при вытягивании тяг.
Объекты работы. Выполнение простейшей тяги и разделка углов на учебных макетах
ШТУКАТУРКА ОКОННЫХ ОТКОСОВ И ДВЕРНЫХ ПРОЁМОВ.
Проверка крепления коробки и её закрепление.
Подкладывание кирпича, установка по уровню, крепление анкерными дюбелями, заполнение
монтажного шва полиуретановой пеной вставленной коробки.
Установка правил на верхние откосы и их штукатурка.
Установка правил на боковые откосы и их штукатурка.
Разравнивание раствора малкой или правилом, нанесение накрывочного состава и
разравнивание его малкой.
Железнение штукатурки на откосах мокрым способом: нанесение раствора толщиной 2-3 мм
на поверхность и тщательное разглаживание его металлической кельмой.
Технические сведения. Понятие о дверных и оконных откосах. Элементы оконных и дверных
откосов. Откосы внутренние и наружные. Заглушены верхние, нижние, боковые.
Последовательность штукатурки оконных и дверных откосов. Инструменты и
приспособления для штукатурки оконных и дверных откосов: уровень, правило, малка.
Правила техники безопасности при штукатурке дверных и оконных откосов. Железнение
штукатурки на откосах. Пена монтажная полиуретановая.
Объекты работы. Штукатурка дверных и оконных откосов в хозяйственно – бытовых
помещениях.
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Основные причины возникновения пожаров на строительных площадках.
Противопожарные средства.
Технические сведения. Основные причины возникновения пожаров на строительных
площадках: неосторожное обращение с огнём, курение в запрещённых местах, нарушение
правил пользования электроинструментами и электроприборами. Меры по предупреждению
пожаров. Правила поведения рабочих при возникновении пожара. Порядок вызова пожарной
охраны.

Объекты работы. Противопожарные средства: пожарные посты, огнетушители, ящики с
песком, оборудование противопожарных щитов.
ПОДГОТОВКА РАНЕЕ ОКРАШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОД ВОДНУЮ ОКРАСКУ.
Промывка потолков тёплой водой или специальными растворами для удаления копоти,
ржавчины.
Промывка поверхностей стен тёплой водой или специальными растворами для удаления
копоти, ржавчины.
Очистка набела металлическим шпателем.
Технические сведения. Основные операции подготовки ранее оштукатуренных поверхностей
под окраску. Понятие о набеле. Набелы казеиновые и силикатные. Растворы для снятия
набела. Растворы для снятия копоти, ржавчины. Инструменты для снятия набела. Правила
техники безопасности при работе со смывочным раствором.
Объекты работы. Могут быть стены в классах, спальнях, мастерских и других помещениях.
ОКРАШИВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ВОДНЫМ СОСТАВОМ РУЧНЫМ И
МЕХАНИЗИРОВАННЫМ СПОСОБАМИ.
ОТБИВКА ПАНЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ШНУРА И ЛАЗЕРНОГО ПОСТРОИТЕЛЯ
ПЛОЩАДЕЙ И ИХ ОКРАСКА.
Разметка высоты панели. Отбивка границы панели шнуром. Опыление древесным углем.
Грунтование поверхности масляной грунтовкой.
Грунтование поверхности водной грунтовкой.
Шпатлевание прогрунтованных поверхностей масляной шпаклёвкой.
Нанесение окрасочного состава двумя покрытиями.
Технические сведения. Понятие о панелях, высота панелей. Инструменты для отбивки
панелей. Понятие о гобелене, фризе, их отличие друг от друга, классификация гобелена.
Последовательность операций при разметке фриза, бордюра, панели. Правила техники
безопасности при разметке и окраске панелей
ВЫТЯГИВАНИЕ ФИЛЁНОК.(С ПОМОЩЬЮ ПОСТРОИТЕЛЯ ЛАЗЕРНЫХ ПЛОЩАДЕЙ).
Понятие о филёнках, их назначении. Подбор кистей для филёнки.
Вытягивание филенок с помощью построителя лазерных площадей.
Приготовление окрасочного раствора для вытягивания филёнок.
Расположение кисти под углом 45 градусов к стене и передвижение кисти слева направо
вдоль линии лазера.
Технические сведения. Понятия о филёнках, их назначении. Цвет и ширина филёнок.
Инструменты и приспособления для вытягивания филёнок вручную: узкие кисти,
построитель лазерных площадей, металлическая баночка ёмкостью 200 – 300 г. Правила
техники безопасности при вытягивании филёнок.
Объекты работы. Вытягивание филёнок на учебных щитах и в хозяйственных помещениях.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
Самостоятельное определение вида ремонта.
Самостоятельное выполнение операции штукатурки и окраски.
Удаление остатков затвердевшего раствора штукатурным молотком и металлической
кельмой. Очистка поверхностей от старой штукатурки.
Очистка откосов от старой оставшейся штукатурки.
Насечка поверхности зубилом или зубчатой бучардой.
Штукатурка стен различных помещений.
Штукатурка кирпичных и бетонных поверхностей (по выбору).
Выполнение операций оштукатуривания дверных и оконных откосов с помощью учителя.
Окраска оштукатуренных поверхностей кистями и краскопультом.
Приготовление шпатлёвки. Нанесение шпатлёвочного состава шпателем.
Приготовление красочного состава. Окраска водными составами, масляными или эмалевыми
красками (по выбору).
Очистка других поверхностей.
Самостоятельное приготовление водных растворов в зависимости от их назначения.
Побелка известковым раствором деревьев у школы и интерната. Шпатлевание поверхностей
шпатлёвкой.
Грунтование грунтовкой на водной основе.

Нанесение окрасочного состава.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
Объекты работы. Приготовление шпатлевки с помощью миксера.
Шпатлевание деревянной поверхности.
ЭЛЕКТРИКА
Вводное занятие: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРИКА»
Представление об электричестве, электроснабжении, профессии электрика. Техника
безопасности при работе с электроприборами. Оказание первой медицинской помощи при
поражении током. Виды соединительных проводников, их назначение. Выключатели,
розетки, автоматы их предназначения и устройство. Сборка электрических цепей.
Календарно тематический план
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ
ЧАСЫ СРОКИ
ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

1

2

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

ОКРАСКА ПОВЕРХНОСТЕЙ
ВОДНЫМИ СОСТАВАМИ С
ПОМОЩЬЮ
КРАСКОПУЛЬТА.
1. Проверка и промывка
краскопульта перед началом
работы.
2. Подготовка клеевого
раствора к работе,
процеживание.
3. Заправка краскопульта.
4. Направление струи конуса
красочного состава
перпендикулярно
поверхности, передвижение
удочки краскопульта
плавными движениями
вдоль окрашиваемой
поверхности.
5. Соблюдение расстояния
между поверхностью и
форсункой краскопульта.
6. Нанесение грунтовочного и
окрасочного слоёв.
7. Промывка краскопульта
после работы тёплой водой.

3

4

5

4 ч.

5.09

2 ч.

6.09

4 ч.

7.09

4 ч.
2 ч.

12.09
13.09

Обсуждение работы учащихся в
прошлом году, задачи обучения в
7 классе. Проверка состояния
оборудования. Обязанности
школьников по сбережению
оборудования мастерской.
Перераспределение рабочих
мест, закрепление
индивидуального инструмента.
Назначение ответственных
учащихся. График дежурства по
мастерской.
Ручной краскопульт. Устройство
краскопульта и принцип работы.
Техника безопасности при работе
с краскопультом. Подготовка
краскопульта к работе.
Требования к водным составам,
наносимым с помощью
краскопульта. Правила работы
краскопультом. Условия
равномерного нанесения
красочного состава.

4 ч.

14.09

4 ч.

19.09

2 ч.

20.09

ЗНАКОМСТВО С
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ШТУКАТУРНЫХ РАБОТ НА
ПРОИЗВОДСТВЕ.
• Сравнение качества
растворов, приготовленных
вручную и при помощи
бетономешалки (миксера).
• Экскурсия на
строительную площадку для
ознакомления с
организацией штукатурных
работ и механизмами.
ШТУКАТУРКА КИРПИЧНЫХ
И БЕТОННЫХ
ПОВЕРХНОСТЕЙ.
1. Осмотр поверхностей,
удаление остатков
затвердевшего раствора
штукатурным молотком и
металлической кельмой.
2. Смачивание кирпичной и
бетонной поверхности
водой.
3. Насечка поверхности
зубилом или зубчатой
бугардой.
4. Выполнение операций
штукатурки (простой или
улучшенной).
5. Штукатурка потолка:
расположение сокола на
уровне плеча или головы,
набрасывание раствора
мастерком “от себя”, “над
собой”, выбор правильного
положения при штукатурке
потолка.
6. Нанесение грунта и
накрывки.
ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПОВТОРЕНИЕ.
Самостоятельное выполнение
операции штукатурки и
окраски.
1. Удаление остатков
затвердевшего раствора
штукатурным молотком и
металлической кельмой.
2. Насечка поверхности
зубилом или зубчатой
бугардой.
3. Смачивание кирпичной
поверхности водой.
4. Штукатурка стен различных
помещений.

4 ч.

21.09

4 ч.

26.09

2 ч.

27.09

4 ч.

28.09

4 ч.

3.10

2 ч.

4.10

4 ч.

5.10

4 ч.

10.10

2 ч.

11.10

4 ч.

12.10

4 ч.

17.10

2 ч.
4 ч.
4 ч.
2 ч.
4 ч.
2 ч.

18.10
19.10
24.10
25.10
31.10
1.11

Подготовка ранее не
штукатуренных кирпичных и
бетонных поверхностей к
штукатурке. Инструменты для
подготовки кирпичных и
бетонных поверхностей к
штукатурке. Металлический
сокол, пользование им. Правила
техники безопасности при
работе.

5. Штукатурка потолка
различных помещений.
6. Окраска оштукатуренных
поверхностей кистями и
краскопультом.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА.

1

4 ч.

2.11

4 ч.

26.10

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И
ЧАСЫ СРОКИ
ПОДТЕМ
2
3
4
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
МЕХАНИЗАЦИЯ МАЛЯРНЫХ
РАБОТ.
4 ч.
14.11
1. Упражнение. Сравнить
качество грунтовочных
составов, клеевых
окрасочных составов,
шпаклёвочных составов,
2 ч.
15.11
приготовленных вручную и
при помощи механизмов.
2. Экскурсия на производство
или строительную площадку
для ознакомления с
организацией малярных
работ и механизмами.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
ШПАТЛЁВКИ И НАНЕСЕНИЕ
ЕЁ НА ПОВЕРХНОСТЬ
ВРУЧНУЮ.
4 ч.
16.11
1. Осмотр поверхностей перед
нанесением шпаклёвочного
4 ч.
21.11
состава.
2. Приготовление шпаклёвки
под масляную окраску:
просеивание мела,
растворение животного
2 ч.
22.11
клея, смешивание этих
4 ч.
23.11
компонентов до рабочей
вязкости.
3. Определение готовности
шпаклёвки.
4. Нанесение шпаклёвочного
состава шпателем или
шпателем - полутёрком,
4 ч.
28.11
нанесение шпаклёвочного
состава ребром под углом 15
градусов и перемещение
шпателя – полутёрка снизу
2 ч.
29.11

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
5
Объемы малярных работ.
Механизация малярных работ.
Мелотёрки, мелосеялки,
краскотёрки и вибраторы. Общее
знакомство с принципами работы
этих механизмов. Правила
техники безопасности при работе
на мелотёрках, мелосеялках,
краскотёрках.

Шпаклёвки, их назначение и
применение в малярных работах.
Основные виды шпаклёвки.
Шпаклёвки под
водоразбавляемые красочные
составы: клеевая, купоросная,
квасцовая. Шпаклёвки под
масляные и эмалевые краски;
масляно – клеевая, масляная; их
рецепты. Основные компоненты
шпаклёвочных составов.
Инструменты для нанесения
шпаклёвочного состава ручным
способом: шпатели
металлические и деревянные,
шпатель – полутёрок, стеклянная
бумага.

вверх на стенах и на себя на
потолках.
5. Нанесение шпаклёвки
шпателем под различными
углами в зависимости от
слоя шпаклёвки, от угла
между поверхностью и
шпателем.
6. Заполнение шпаклевочным
составом трещин и других
неровностей.
7. Заполнение трещин
поперечными движениями
(по отношению к ним),
выравнивание уложенного
слоя движениями шпателя
вдоль трещин.
8. Зачистка наждачной или
стеклянной бумагой.
ВЫПОЛНЕНИЕ
НЕСЛОЖНЫХ ТЯГ.
1. Приготовление раствора для
разделки угла.
2. Набрасывание грунта в
углы, придание
нанесенному грунту формы
тяги, нанесение
накрывочного раствора,
разделка угла при помощи
линейки с равномерным
нажимом на неё.
3. Проверка угла по отвесу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПОВТОРЕНИЕ.
1. Приготовление раствора.
2. Очистка поверхностей от
старой оставшейся
штукатурки.
3. Штукатурка деревянных,
кирпичных и бетонных
поверхностей (по выбору).
4. Приготовление шпаклёвки.
Нанесение шпаклёвочного
состава шпателем.
5. Приготовление красочного
состава. Окраска водными
составами, масляными или
эмалевыми красками (по
выбору).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА И АНАЛИЗ ЕЁ
КАЧЕСТВА.

4 ч.

30.11

4 ч.

5.12

2 ч.

6.12

4 ч.

7.12

4 ч.

12.12

13.12
14.12
20.12
21.12
26.12
27.12
28.12

4 ч.

19.12

Знакомство учащихся с
назначением тяг и выполнением
их в штукатурных работах. Виды
тяг. Инструменты и
приспособления для вытягивания
тяг: шаблоны, правила, линейки.
Растворы для вытягивания тяги.
Правила техники безопасности
при вытягивании тяг.

1

ШТУКАТУРНО – МАЛЯРНОЕ ДЕЛО
7 КЛАСС
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И
ЧАСЫ СРОКИ
ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
ПОДТЕМ
2
3
4
5
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
ШТУКАТУРКА ДВЕРНЫХ И
Понятие о дверных и оконных
ОКОННЫХ ОТКОСОВ.
откосах. Элементы оконных и
1.
Проверка крепления
4 ч.
28.01
дверных откосов. Откосы
коробки и её
29.01
внутренние и наружные.
закрепление.
2 ч.
30.01
Заглушены верхние, нижние,
2.
Подкладывание кирпича,
боковые. Последовательность
крепление гвоздями,
штукатурки оконных и дверных
законопачивание
откосов. Инструменты и
вставленной коробки.
4 ч.
31.01
приспособления для штукатурки
3.
Установка правил на
1.02
оконных и дверных откосов:
верхние откосы и их
4 ч.
4.02
правило, малка, конопатка.
штукатурка.
5.02
Правила техники безопасности
4.
Установка правил на
2 ч.
6.02
при штукатурке дверных и
боковые откосы и их
оконных откосов. Железнение
штукатурка.
штукатурки на откосах. Пакля
5.
Разравнивание раствора
для законопачивания.
малкой или правилом,
4 ч.
7.02
нанесение накрывочного
8.02
состава и разравнивание
его малкой.
6.
Железнение штукатурки
на откосах мокрым
способом: нанесение
раствора толщиной 2-3
мм на поверхность и
тщательное
разглаживание его
металлической кельмой.
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ
Основные причины
МЕРОПРИЯТИЯ.
возникновения пожаров на
1.
Основные причины
4 ч.
11.02
строительных площадках:
возникновения пожаров
12.02
неосторожное обращение с
на строительных
огнём, курение в запрещённых
площадках.
2 ч.
13.02
местах, нарушение правил
2.
Противопожарные
4 ч.
14.02
пользования
средства.
15.02
электроинструментами и
3.
Экскурсия на
электроприборами. Меры по
строительную площадку
предупреждению пожаров.
для ознакомления с
Правила поведения рабочих при
противопожарными
возникновении пожара. Порядок
мероприятиями.
вызова пожарной охраны.
Противопожарные средства:
пожарные посты, огнетушители,
ящики с песком, оборудование
противопожарных щитов.

ПОДГОТОВКА РАНЕЕ
ОКРАШЕННЫХ
ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОД
ВОДНУЮ ОКРАСКУ.
1.
Промывка потолков
тёплой водой или
специальными
растворами для удаления
копоти, ржавчины.
2.
Промывка поверхностей
стен тёплой водой или
специальными
растворами для удаления
копоти, ржавчины.
3.
Очистка набела
металлическим
шпателем.
ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПОВТОРЕНИЕ. РЕМОНТ
РАНЕЕ ОШТУКАТУРЕННЫХ
ОТКОСОВ И ДРУГИХ
ПОВЕРХНОСТЕЙ.
1.
Очистка откосов от
старой оставшейся
штукатурки.
2.
Выполнение операций
оштукатуривания
дверных и оконных
откосов с помощью
учителя.
3.
Очистка других
поверхностей.
4.
Приготовление раствора
самостоятельно.
5.
Самостоятельное
оштукатуривание других
поверхностей.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА.

1

4 ч.

18.02
19.02

2 ч.

20.02
21.02

4 ч.

4 ч.

22.02

Основные операции подготовки
ранее оштукатуренных
поверхностей под окраску.
Понятие о набеле. Набелы
казеиновые и силикатные.
Растворы для снятия набела.
Растворы для снятия копоти,
ржавчины. Инструменты для
снятия набела. Правила техники
безопасности при работе со
смывочным раствором.

25.02
26.02

2 ч.
4 ч.

27 .02
28.02
01.03

28 ч. .

04.0322.03

2 ч.

19.03

ШТУКАТУРНО – МАЛЯРНОЕ ДЕЛО
7 КЛАСС
ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ
ЧАСЫ СРОКИ
ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
2
3
4
5
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
ОТБИВКА ПАНЕЛЕЙ И
Понятие о панелях, высота
ОКРАСКА.
.3 ч.
5.04
панелей. Инструменты для
1. Разметка высоты панели.
отбивки панелей. Понятие о
Отбивка границы панели
гобелене, фризе, их отличие друг
шнуром. Опыление
3 ч.
6.04
от друга, классификация
древесным углем.
гобелена. Последовательность
2. Грунтование поверхности
4 ч.
8.04
операций при разметке фриза,
масляной грунтовкой.
бордюра, панели. Правила
3. Грунтование поверхности
3 ч.
12.04
техники безопасности при

водной грунтовкой.
4. Шпаклевание
прогрунтованных
поверхностей масляной
шпаклёвкой.
5. Нанесение окрасочного
состава двумя покрытиями.
ВЫТЯГИВАНИЕ ФИЛЁНОК.
1. Понятие о филёнках, их
назначении. Подбор кистей
для филёнки.
2. Подвязка кистей для
вытягивания филёнок.
3. Приготовление окрасочного
раствора для вытягивания
филёнки.
4. Отбивка шнуром границы
филёнки.
5. Хватка кисти и линейки.
6. Расположение кисти под
углом 45 градусов к стене и
передвижение кисти слева
направо вдоль линейки.
ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПОВТОРЕНИЕ.
1. Самостоятельное
определение вида ремонта.
2. Самостоятельное
приготовление водных
растворов в зависимости от
их назначения.
3. Побелка известковым
раствором деревьев у школы
и интерната.
4. Штукатурка цокольной
части здания школы.
5. Шпаклевание поверхностей
шпаклёвкой.
6. Грунтовка водной
грунтовкой.
7. Нанесение окрасочного
состава.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

разметке и окраске панелей
3 ч.

13.04

4 ч.

15.04

3 ч.

19.04

3 ч.

20.04

4 ч.
3 ч.
3 ч.

22.04
26.04
27.04

4 ч.

29.04

3 ч.

3.05

3 ч.

4.05

4 ч.
3 ч.
3 ч.

6.05
10.05
11.05

4 ч.
3 ч.
4 ч.
3 ч.

13.05
18.05
20.05
24.05

3 ч.

17.05

Понятия о филёнках, их
назначении. Цвет и ширина
филёнок. Инструменты и
приспособления для вытягивания
филёнок вручную: узкие кисти,
шнур, металлическая баночка
ёмкостью 200 – 300 г, линейка.
Подвязка кистей для
вытягивания филёнки. Правила
техники безопасности при
вытягивании филёнок.

«Технология работы с деревом, металлом,
малярно- штукатурные, сантехнические работы»
8 КЛАСС
Наиболее сложными темами программы VIII класса является «Оклеивание
поверхностей обоями» и «Настилка линолеума». В программу VIII класса включена тема
«Сантехнические работы» Программа предусматривает совершенствование этих приемов в
производственных условиях или в условиях школы, дома. В связи с этим уроки проводятся
на базе штукатурно – малярной мастерской и на объектах в зданиях школы и интерната.
Цели и задачи учебного курса «Сантехнические работы»:
 Научить обучающихся, работать с металлом, при этом применяя разный инструмент
по слесарным работам, применяя различные виды соединений.



Развивать мышление, направленное на критический анализ процессов и результатов
деятельности.
 Расширять представление о профессиональной деятельности, о современных
материалах.
В процессе раскрытия тем рабочей учебной программы осуществляется
междисциплинарная связь с другими дисциплинами общепрофессионального цикла,
междисциплинарного курса, учебной и производственной практикой. При этом
обучающийся должен освоить наиболее характерные сочетания приемов и операций,
овладеть современными способами выполнения работ и высокопроизводительными
методами труда.
При изучении дисциплины предусматриваются такие формы учебной работы как
теоретические задания, выполнение творческих заданий.
Учащийся должен уметь:
- подготавливать вспомогательные материалы;
- выполнять комплектование труб, фитингов, арматуры, средства крепления;
- выполнять слесарные работы по профессии;
- выполнять монтаж трубопроводов и запорной арматуры;
- выполнять простые работы при монтаже и ремонте внутренних систем центрального
отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и водостоков; устанавливать ручной пресс для опрессовки систем;
- производить монтаж трубопроводов, санитарно-технических приборов, производить
разметку мест установки приборов;
- предупреждать и устранять дефекты при монтаже внутренних санитарно- технических
систем и оборудования;
Знать: - виды и назначение санитарно-технических материалов и оборудования;
- соединительные и фасонные части, арматуру и средства крепления, способы
измерения их диаметров;
- способы выполнения слесарных работ по профессии;
- виды основных деталей санитарно-технических систем, соединений труб и
креплений трубопроводов;
- назначение, устройство и особенности монтажа внутренних систем центрального
отопления, водоснабжения, водоотведения и водостоков;
- способы сверления и пробивки отверстий;
- правила пользования механизированным инструментом; - способы монтажа
разводящих трубопроводов и подводок к стоякам; - устройство монтажных поршневых
пистолетов и правила работы с ними;
- способы разметки мест установки креплений и приборов;
- правила установки санитарных, отопительных приборов.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Обсуждение работы учащихся в прошлом году, задачи обучения в 8 классе. Значение
строительных работ в народном хозяйстве. Проверка состояния оборудования. Обязанности
школьников по сбережению оборудования мастерской. Перераспределение рабочих мест,
закрепление индивидуального инструмента. Назначение ответственных учащихся. График
дежурства по мастерской.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБОЙНЫХ РАБОТАХ.
Технические сведения. Назначение обойных работ в малярном деле. Виды обоев,
инструменты и приспособления для обойных работ. Клеящие составы для обойных работ.
Техника безопасности при изготовлении клеящих составов.
ЗНАКОМСТВО С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБОЙНЫХ РАБОТ НА ПРОИЗВОДСТВЕ.
Сравнение качества обоев и клеящих растворов.
Ознакомления с организацией обойных работ (на основании фото и видеоматериалов).
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛИНОЛЕУМЕ.
Технические сведения. Виды линолеума, основные свойства, применение. Виды мастики и
клея для линолеума. Инструменты для производства работ по настилке линолеума.
САНТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

Техника безопасности при производстве сантехнических работ. Сантехнические системы
(водоснабжения и канализации). Устройства запорной арматуры, монтаж систем. Ремонт
сантехнического оборудования.
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Основные причины возникновения пожаров на строительных площадках. Противопожарные
средства. Технические сведения. Основные причины возникновения пожаров на
строительных площадках: неосторожное обращение с огнём, курение в запрещённых местах,
нарушение правил пользования электроинструментами и электроприборами. Меры по
предупреждению пожаров. Правила поведения рабочих при возникновении пожара. Порядок
вызова пожарной охраны. Объекты работы. Противопожарные средства: пожарные посты,
огнетушители, ящики с песком, оборудование противопожарных щитов.
Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или
изобретают. При проведении занятий по конструированию этот факт не просто учитывается,
а реально используется на каждом занятии.
Отличительной особенностью программы является, не только знакомство с
производством различного вида работ, но и получение практического умения отделочных
работ, создавать небольшие простые схемы, производить не сложный ремонт бытовых
приборов.

№
1

2.

3.
4.

5.

Календарно- тематическое планирование
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И
часы
дата
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ПОДТЕМ
СВЕДЕНИЯ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
4 ч.
Обсуждение работы
учащихся в прошлом году,
задачи обучения в 8 классе.
Проверка состояния
оборудования. Обязанности
школьников по сбережению
оборудования мастерской.
Перераспределение рабочих
мест, закрепление
индивидуального
инструмента. Назначение
ответственных учащихся.
График дежурства по
мастерской.
Обойные работы: назначение
Знакомство с видами
обойных работ в малярном деле.
2 ч.
отделочных работ, роль
обоев в отделке зданий
(преимущества и
Виды обоев. Полотнище и
недостатки).
кромки обоев.
4 ч.
Знакомство с маркировкой
обоев, умение их читать и
Бордюры и фризы.
использовать в работе.
4 ч.
Знакомство с видами
бордюров и фризами,
умение использовать их в
Инструменты и приспособления
отделке помещений.
для обойных работ.
2 ч.
Использование
инструментов и
приспособлений для
производства отделочных
Клеящие составы для обойных
работ. Отработка навыков

6.

работ: клейстер, клей КМЦ,
«Момент» и др.

4 ч.

7.

Техника безопасности при
изготовлении и работе с
клеящими составами.

4 ч.

8.

Варианты использования обоев

4 ч.

9.

Работа с пенополистиролом,
подготовка поверхности к
наклейке обоев.

4 ч.

Печатные обои.
Обои с рельефным рисунком.
Оклеечная бумага
Грубоволокнистые обои
Моющиеся обои
Виниловые обои
Обои из пенопластов
Ворсистые обои
Пробковые обои
Тканевые обои с бумажной
основой
Ткани без подложки
10.

Технологии работы с обоями:
Выравнивание кромок,
подгонка
Обрезка обычных обоев
Нанесение клея (на обои, на
стену)
Оклейка обоями ровной стены
контрольная работа.

64ч.
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
2.
Оклейка обоев за радиатором,
оклейка угла, вокруг
выключателей и розеток,
оклейка вокруг дверей и окон.
Наклейка виниловых,
3.
рельефных, ворсистых обоев.
Ткани и нестандартные обои.

2ч.
2ч.

работы с инструментами.
Понятие о клеящих составах
и приминения их в
зависимости от видов обоев
и условий помещений.
Меры предосторожности во
время работы, охрана
здоровья и окружающей
среды.
Характеристика обоев,
применение с учетом их
предназначения и
характеристики помещения.
Овладение навыками работы
с пенополистиролом
Знакомство с видами обоев,
технологиями работы с
ними.

2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
Отработка навыков работы с
обоями
2ч.
2ч.

4 ч.

6ч.

Самостоятельное
выполнение работ,
повторение пройденного
материала.
Отработка навыков раскроя,
подгонки, аккуратности
выполнения работ.

4.

Отделка полов линолеумом
Вводное занятие. Общие
сведения о линолеуме.
Виды линолеума: безосновный
и на основе.
Основные свойства линолеума:
водоустойчивость,
износоустойчивость,
эластичность.
Применение линолеума в
строительстве, хранение
линолеума.
Мастики и клеи для
приклеивания линолеума.
Способы приклеивания на
различные основания.
Правила подбора линолеума в
строительстве.
Правила безопасности при
работе с линолеумом.

4 ч.
2 ч.

Знакомство с новыми
отделочными материалами
их свойствами, технологиями
работы с материалами,
применение необходимого
инструмента. Знакомство с
различными клеями, их
применением в зависимости
от целей и свойств
отделочных материалов.

2 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.

2 ч.

5.

6.

Подготовка поверхности под
настилку линолеума.
Основные операции
подготовки поверхности под
настилку.
Нанесение олифы.
Шпатлевание полумасляной
шпатлёвкой.
Инструменты для подготовки
поверхностей.
Организация рабочего места
при настилке линолеума.

4 ч.

Раскрой линолеума.
Технические сведения.
Правила раскроя линолеума.
Организация рабочего места
для раскроя.
Расположение линолеума и
подгонка швов и рисунка.

2 ч.

2 ч.

Технологии использования
отделочных материалов,
применение необходимого
инструмента при отделке

2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.

2 ч.
2 ч.
2 ч.

Отработка навыков работы с
режущим инструментом,
расчет количества материала,
экономное использование.

Резание линолеума ножом или
резаком.
2 ч.
Самостоятельная работа и оценка
ее качества.

2 ч.

56ч.
3 четверть

1

3
4

Введение. Правила безопасности
при ведении слесарных,
сантехнических работ.
Инструменты для сантехнических
слесарных работ.
Понятие «сантехническая сеть»
Система подачи свежей воды

5

Канализация

2

Материалы для сантехники

4

Трубы и фитинги
Использование переходных
соединений
Виды соединений
Запорная арматура
Разборка, притирка и сборка
арматуры
Самостоятельная работа.
Соединение и разборка стальных
труб. Соединение стальных труб
на резьбе. Соединение стальных
труб на фланцах.
Соединение чугунных
раструбных труб.
Общие сведения.

2

2

2 ч.
2 ч.
4 ч.
2

6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23

Сборка чугунных труб с заделкой
раструбов
Полиэтиленовые трубы.
Общие сведения.
Соединение полиэтиленовых
труб. Заготовка узлов
трубопроводов для систем
канализации из полиэтиленовых
труб.
Чертежи монтажных работ
системы водоснабжения
Самостоятельная работа
(составление чертежа
внутреннего водопровода)
Резание и соединение труб из
жесткой пластмассы
Канализация:
Прочистка сифона
Прочистка сточной трубы с
помощью бурава
Раковины и умывальники:
Устройство и назначение
Демонтаж кухонной раковины

2
2
2
2

2

2
2

2

6
2
4
2
2
2
2

Демонтаж раковины умывальника

2

25

Установка раковины:
(удерживаемой собственной
закраиной и крепящейся к стене)
Водопроводные краны:
Краны для жилых домов

2

27

Разборка, притирка и сборка
арматуры. Устройство
арматуры.

2

24

26

Знакомство с техникой
безопасности при выполнении
сантехнических работ
Знакомство и использование
слесарных инструментов
Простейшие схемы соединения
сантехнических приборов в
общую систему водоснабжения
и канализации
Виды сантехнических
материалов и их
предназначение

2
2

Самостоятельная работа.
Противопожарные устройства

56часов
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Абрамов Н.Н. Водоснабжение. Учебник для вузов / Н.Н.Абрамов. – М.: Стройиздат,
1982. – 440 с.
2. Калицун В.И. Гидравлика, водоснабжение и канализация / В.И. Калицун, В.С.
Кедров, Ю.М. Ласков. – М.: Стройиздат, 2004. – 397 с.
3. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия»,
2008.
4. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.:
ОИЦ «Академия», 2007. – 272 с.
5. Ф.И.Грингауз Санитарно-технические работы.Учебник для ПТУ.Изд.6-е испр.
М.»Высш.школа»1971г-400с.
6. «НОВЕЙШЩИЙ СПРАВОЧНИК САНТЕХНИКА» 2014Г. 272-С.ИЗД-ВО «ФЕНИКС»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».