Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21). Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15, Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599). 1.2. Положение регламентирует порядок разработки и утверждения специальной индивидуальной программы развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее СИПР), определяет структуру, оформление, порядок и сроки их рассмотрения. 1.3. Специальная индивидуальная программа развития - документ, разрабатываемый ГКОУ АО «ОШИ №5» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) на основе требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и адаптированной основной общеобразовательной программы, учитывающий индивидуальные специфические образовательные потребности обучающихся. 1.4. Цель разработки СИПР – создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития для обретения обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. 1.5. Временной период реализации СИПР составляет один учебный год. 1.6. В разработке СИПР принимают участие учитель класса (ребенка), педагогпсихолог, социальный педагог, учитель музыки, учитель физической культуры, другие специалисты (по возможности ОУ), работающие с учащимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития в ГКОУ АО «ОШИ №5», и его родители. 2. Структура специальной индивидуальной программы развития 2.1. Структура СИПР включает: титульный лист (Приложение 1); 1) общие сведения об обучающемся; 2) характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка; 3) индивидуальный учебный план; 4) расписание занятий; 5) содержание образования в условиях школы и семьи; 6) перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; 7) перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося (программа сотрудничества школы и семьи); 8) перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; 9) средства мониторинга и оценки динамики обучения (приложение 2) 10) программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения учащимся в домашних условиях. 3.Требования к разделам специальной индивидуальной программы развития Элементы СИПР Титульный лист (Приложение 1) 1.Общие сведения об обучающемся 2.Характеристика обучающегося Содержание элементов СИПР -полное наименование школы; - гриф принятия, согласования и утверждения СИПР; - указание фамилии и имени обучающегося, класса, для которого реализуется СИПР; - срок реализации СИПР; -согласование программы с родителями обучающегося; - название населенного пункта; - год разработки СИПР. Общие сведения содержат персональные данные об учащемся и его родителях: - фамилия, имя, отчество учащегося; - дата рождения учащегося; - домашний адрес; - дата поступления в школу (указать дату перевода на индивидуальное обучение на дому); - медицинский диагноз; - наличие справки об организации индивидуального обучения на дому (при наличии) и каким учреждением выдано; - инвалидность (при наличии); - общие сведения о родителях, условия проживания Характеристика должна отражать: - бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка; - заключение ЦМПК; - данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка; - особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления; - состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций; - характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей); - сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания (счет, письмо, чтение, 3.Индивидуальный учебный план 4. Расписание занятий 5. Содержание образования в условиях школы и семьи 6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР 7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося (приложение ) 8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов 9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения представления об окружающих предметах, явлениях); потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая; - выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в школе, в условиях надомного обучения Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на учащегося. Расписание учебных занятий Содержание образования в условиях школы и семьи СИПР включает: конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из: -программы формирования базовых учебных действий; -программ учебных предметов, коррекционных занятий; -программы нравственного развития; -программы формирования экологической культуры, -здорового и безопасного образа жизни обучающихся; -программы внеурочной деятельности. - перечень специалистов (учитель/классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, учитель физической культуры или адаптивной физкультуры, учитель музыки. включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, учебно-методические комплекты, дидактические материалы, индивидуальные средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР Описание процедуры проведения мониторинга 4. Порядок согласования и утверждения специальной индивидуальной программы развития 4.1.Содержательной основой разработки СИПР служит Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2. 4.2. Содержание отбирается с учетом уровня развития обучающегося, его индивидуальных особенностей и возможностей. 4.4. Для разработки СИПР создается рабочая группа в составе: - учителя, работающие с данным ребенком; - специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителем музыки; учителем физкультуры или адаптивной физкультуры, и др; - классный руководитель. 4.5. Ответственным за разработку и реализацию СИПР назначается за разработку и реализацию СИПР назначается классный руководитель. 4.6. В обязанности ответственного входит: объединение усилий специалистов при подготовке СИПР; оформление СИПР и утверждение ее директором ГКОУ АО «ОШИ №5»; согласование СИПР с родителями (законными представителями) обучающегося; внесение корректив в содержание СИПР и другие функции. 4.7. СИПР рассматривается на заседании психолого-педагогического консилиума на предмет соответствия структуры и содержания программы установленным требованиям до 1 октября. Результаты рассмотрения программы фиксируются в протоколе ППк. 4.8. СИПР согласовывается с заместителем директора по УВР. Заместитель директора школы в титульном листе под грифом «Согласовано» ставит дату, подпись. 4.9. СИПР утверждается директором школы не позднее 1 октября. 4.10.При несоответствии СИПР установленным требованиям, программа возвращается педагогу(ам) на доработку с указанием замечаний и предложений по внесению в неё изменений. Переработанная СИПР повторно представляется учителем на рассмотрение методическим объединением учителей. 4.11. СИПР в обязательном порядке следует согласовать с родителями (законными представителями) обучающегося. При согласии с содержанием СИПР родителю следует поставить подпись. 4.12. СИПР хранится у педагога или заместителя директора по учебновоспитательной работе в течение 1 года. 4.13.Утвержденные СИПР являются составной частью адаптированной общеобразовательной программы ГКОУ АО «ОШИ №5», входят в обязательную нормативную локальную документацию школы. 4.14. По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию со специалистами психолого-педагогического консилиума в ее содержание могут вноситься коррективы. 4.15. По итогам промежуточной аттестации осуществляется обсуждение успешности реализации СИПР обучающегося на итоговом психологопедагогическом консилиуме ГКОУ АО «ОШИ №5». 5. Реализация СИПР 5.1. Реализация СИПР осуществляется учителями, специалистами, которые еѐ разрабатывали, и родителями (законными представителями). 5.2. В соответствии с индивидуальным учебным планом составляется расписание занятий для каждого обучающегося. 5.3. Реализация СИПР отражается в классном журнале, который ведется на каждого обучающегося. 5.4. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. 6. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы 6.1.Обучение ребенка с умеренной, выраженной умственной отсталостью или тяжелыми и множественными нарушениями в развитии не предполагает использования оценочной системы. 6.2. Перевод обучающегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту. 6.3. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП школы. 6.4. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребѐнка по итогам учебного года. 6.5. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. 6.6. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов и рассматриваются как показатель не успешности их обучения и развития в целом. 6.7. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающемуся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. 6.8. При оценке обучения важно учитывать особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося, степень самостоятельности ребенка; затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. 6.9. По итогам каждого полугодия оценивается уровень сформированности представлений, действий /операций, внесенных в СИПР. 6.10. Оценка основывается на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». 6.11. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. 6.12. На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа (специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка) делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями в развитии за год по каждому показателю по следующей шкале: 0 – отсутствие динамики или регресс. 1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия. 2 – минимальная динамика. 3 – средняя динамика. 4 – выраженная динамика. 5 – полное освоение действия. 6.13. Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале: 6.14. Уровень сформированности действий/операций: 0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет). 1 – действие выполняет совместно с педагогом. 2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. 4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной). 5 – выполняет действие самостоятельно. Уровень сформированности представлений: «узнает объект». «не всегда узнает объект» (ситуативно). «не узнает объект». 6.15.В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. 6.16. Итоговые результаты образования за учебный год оформляются описательно в форме характеристики за год. В первый год обучения характеристика составляется по итогам первого полугодия. 6.17. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. 6.18. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций. 6.19. По всем предметам учебного плана на конец учебного года во 2-х-12-х классах организуется промежуточная аттестация обучающихся. 6.20 Промежуточная аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка. 6.21. Итоговая аттестация осуществляется в конце последнего года обучения путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения, ее результаты фиксируются в форме характеристики. 6.22.Перевод обучающегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту. По окончанию обучения обучающиеся получают свидетельства установленного образца. 7. Основные нрава и обязанности участников реализации СИПР 7.1. ОУ обеспечивает соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучении и воспитания, возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способнсстям, интересам и потребностям обучающихся. 7.2. Администрация школы - организует процедуру разработки, обсуждения и утверждения СИПР; - участвует в разработке и обсуждении СИПР; - осуществляет контроль выполнения СИПР, производит оценку достижений отдельных результатов ее выполнения; - обеспечивает кадровые, материально- технические, финансовые условия для реализации СИПР. 7.3. Педагогические работники ОУ участвуют: - в разработке и обсуждении отдельных содержательных разделов СИПР (рабочих учебных программ по предметам, коррекцонных курсов, модулей); - в разработке оценочных средств мониторинга; в разработке оценочных средств мониторинга; - в консультировании родителей (законных представителей) по эффективной реализации СИПР; - в мониторинге реализации и коррекции СИПР. 7.4. Родители/законные представители обучающихся участвуют: - в формировании образовательного запроса, в изменении или расширении спектра мероприятий внеурочной деятельности и др.; - в деятельности по достижению запланированных результатов СИПР обучающимся. - в оценке выполнения СИПР. Приложение 1 Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Общеобразовательная школа-интернат №5» «Рассмотрено» на заседании ППк «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________ Ф.И.О Протокол № ___202_ г ____________Ф.И.О «___» 202_ г «Утверждаю» Директор ГКОУ АО «ОШИ №5» ___________Ф.И.О Приказ № ______г СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) обучающегося __ класса Ф.И.О 20__/20___ учебный год «Согласовано» родители (законные представители) _______________ Ф.И.О Приложение № 2 Средства мониторинга и оценки динамики обучения (оценка достижений обучающегося) 1. Уровни освоения действий/операций Показатели самостоятельности учащегося Пассивное участие/соучастие Условные обозначения 0 действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет). 2. 2.1 2.2 Действие выполняется ребёнком (активное участие): Выполняет действие самостоятельно 2.6 выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной). выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого. действие выполняет совместно с педагогом. 1 2 2 Узнавание объекта Не узнает объект Не всегда узнает объект Узнает объект 2.3 2.5 5 4 3 2 1 0 1 2 Индивидуальная программа развития Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)). Оценка результативности СИПР Текущая аттестация Промежуточ ная аттестация 1 2 20_/20__ полугодие полугодие учебный год Предметные области и предметы Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация Элементарные движения на развитие органов артикуляционного аппарата Восприятие и понимание речи Выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда») Выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня») Выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь») Математика Математические представления Выбрать названный предмет из двух Выбрать названный предмет из четырех Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов Указать названную часть тела Ориентировка в пространстве ДДИ Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» Перемещение «косточек» по проволочной рамке Навыки невербального общения: Установление визуального контакта с собеседником Ориентация на лицо взрослого Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) Соблюдение коммуникативной и физической дистанции Адекватное использование мимики и выражения лица Искусство Изобразительная деятельность Сминание бумаги Сгибание и разгибание бумаги Разрывание бумаги на части Раскатывание пластилина Деление пластилина на части Размазывание пластилина на плоскости Музыка и движение Умение сидеть на стуле и воспринимать музыкальное произведение Эмоциональная отзывчивость на музыку Реагирование на изменение громкости звучания музыкального произведения Реагирование на начало и конец музыки Реакция на учителя, воспитателя Умение следовать несложной словесной инструкции учителя Умение пользоваться невербальными средствами общения Человек Умывание (рук и лица, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки полотенцем) Чистка зубов, пользование туалетной бумагой Умение обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой Умение во время еды правильно удерживать ложку и есть, не проливая суп Пользование раковиной, водопроводным краном Умение пить из чашки и из стакана Умение надевать и снимать предметы одежды (обуви) Умение выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками Умение класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик). Ежедневная гигиена тела Знание названий частей тела человека Физическая культура Умение показать себя (реакция на «я», свое имя) Реакция на учителя, воспитателя Умение следовать несложной словесной инструкции учителя Умение пользоваться невербальными средствами общения Коррекционно – развивающие занятия Предметно – практические действия Сминание бумаги Отрывание кусочков бумаги от целого листа Работа с бумагой (сгибание, разгибание) Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей Разминание пластилина Размазывание материала по плоскости Лепка шариков Учитель __________________ Педагог-психолог_________________ Учитель физической культуры Родитель ______________________ Приложение 3 Программа нравственного развития Содержание 1.способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, 2.встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. 1.доброжелательное отношение к окружающим; 2.умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; 3.доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). 1.умение выражать свои желания, делая выбор; 2.умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; 3.умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; 4.контроль своих эмоций и поведения. 1.усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге 1.ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи. Наблюдения Приложение 4 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Содержание Наблюдения 1.Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. 2.Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. 3.Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др. 4.Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. 5.Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. Приложение 5 Программа сотрудничества школы с семьей Задачи Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических Мероприятия сроки 1.индивидуальные консультации В начале родителей со специалистами; учебного 2.индивидуальные консультации года родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Соблюдение режима дня», «Реализация Ответственный специалисты образовательных потребностях ребенка Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях СИПР в домашних условиях », 3.«Формирование социально - бытовых навыков». 4. Подведение итогов обучения. 5.Обмен информацией о ходе реализации СИПР 1.участие родителей в разработке СИПР посещение родителями уроков/занятий; 2. консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы. В начале учебного года специалисты ведение таблиц наблюдений; личные беседы. в течение года специалисты привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: «1 сентября – День Знаний» «Школьная ярмарка» «Новогодний праздник» и др Согласно Зам директора плану по ВР, учитель внеурочной деятельности Формы работы специалистов и учителей с родителями обучающегося с ОВЗ Формы работы Результат Специалисты Беседы Создание доверительных отношений, осознание искренности в желании помочь ребёнку Консультации Информирование родителей об этапах психологического развития ребёнка, организация предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье Тренинги Приобретение навыков решения конфликтных ситуаций с ребёнком, обучение эффективному взаимодействию с ним, решение некоторых личностных проблем, осознание и оптимизация своей родительской позиции Учителя Индивидуальные занятия с детьми Родители учатся не только содержательному с участием родителей взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся соотносить возможности ребёнка и свои требования к нему. Консультирование родителей по Родители закрепляют учебный материал, отрабатывают использованию заданий и формируемые навыки и поддерживают уже инструкций, буклетов, памяток сформированные с помощью заданий-инструкций, буклетов, памяток. Бланк регистрации содержания актуального опыта обучающегося ДЕЙСТВИЯ ОСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОГНИТИВНЫЕ Динамика Начало Конец учебного года учебного года 1. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: а) сосредоточение и концентрация взгляда на объекте; ДА б) перевод взгляда с одного объекта на другой; ДА в) сопровождение взглядом движущегося объекта; ЧАСТИЧНО г) сопровождение взглядом объекта, передвигаемого самим ЧАСТИЧНО ребенком Выводы: По образцу 2. СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: а) перемещение «косточек» по проволочной рамке; ДА б) переворачивание плоских предметов (страниц); ДА в) «адресация» предметов по форме; ЧАСТИЧНО г) дифференциация форм по размерам; ПОМОЩЬ д) использование пишущих предметов (мелок, грифель, ЧАСТИЧНО карандаш, ручка) Выводы: По инструкции 3. ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ: а) захватывание карандаша; ДА б) правильное удерживание карандаша; ЧАСТИЧНО в) пространственные передвижения карандаша НЕТ (вертикально, горизонтально, наклонно, кругообразно); г) дифференциация символов в пределах программы (букв, НЕТ цифр, знаков); Выводы: По подражанию 4. НАВЫКИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: а) установление визуального контакта с собеседником; ДА б) ориентация на лицо взрослого; ДА в) удержание позы во время диалога (сидя, стоя); ДА г) соблюдение коммуникативной и физической дистанции; ПОМОЩЬ д) адекватное использование мимики и выражения лица; ЧАСТИЧНО е) умение выражать желание жестами, мимикой; ЧАСТИЧНО Выводы: С привлечением внимания 5. ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ: восприятие и понимание речи: - выполнение одного действия по словесной инструкции ДА («Иди сюда»); - выполнение двух действий по словесной инструкции ДА («Иди сюда, посмотри на меня»); - выполнение одного, двух, трех действий по словесной 1-ДА инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»); 2-ДА 3-ПОМОЩЬ - выбрать названный предмет из двух; ДА - выбрать названный предмет из трех; ДА - принести выбрать названный предмет, выбрав из ряда ЧАСТИЧНО объектов; - указать названную часть тела; ЧАСТИЧНО - указать две и более названных частей тела; НЕТ - указать названный цвет; ПОМОЩЬ -указать большой или маленький предмет; ПОМОЩЬ - показать названный предмет на картинке; ДА - выполнить инструкцию с числительным («Покажи, где НЕТ пять яблок»); - найти парные предметы; ЧАСТИЧНО - найти парные картинки; НЕТ -убрать лишнее по цвету, размеру, форме, материалу; НЕТ - повторить предложение из 3-4 слов; ПОМОЩЬ - назвать события рассказа в любом порядке; НЕТ - назвать ключевые события рассказа в правильном НЕТ порядке Выводы: По образцу ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫЕ 1.НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ: а) знание наименований одежды: ЧАСТИЧНО б) пространственное различение сторон одежды (лицевая, НЕТ изнаночная) и умение правильно надевать ее; в) самостоятельное раздевание; ПОМОЩЬ г) различение обуви по схеме тела (правая, левая); ПОМОЩЬ д) самостоятельный прием пищи; ДА е) самостоятельное пользование туалетом; ДА ж) навыки личной гигиены ЧАСТИЧНО Выводы: По подражанию 2. НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОБИХОДА: для приготовления напитков: -чайник; -чай, кофе; -молоко; -заварной чайник; -чашка; -блюдце; -стакан; НЕТ ДА НЕТ ДА ДА НЕТ ДА -сахарница; - ложка Выводы: 3. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХОЛОДНОЙ ПИЩИ: ПОМОЩЬ ДА Частичное -приготовление бутербродов из нарезанных продуктов; -пользование ножом; -приготовление салатов; -узнавание среди банок консервированных пищевых продуктов; -использование консервированного ножа; -пользование плитой (газовой или электрической); -выбор кухонной посуды; - жиры и масла Вывод: НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ Отсутствует 4. СТИРКА ВЕЩЕЙ: -пользование -пользование водопроводными -моющие -стиральная -одежда и цветные ткани Выводы: раковиной; кранами; средства; машина; ДА ДА НЕТ НЕТ НЕТ По подражанию 5. УБОРКА ПОМЕЩЕНИЯ: -щетки, совок; -швабра; -пылесос; -выключатели, -ведро; -тряпка; - моющие средства Выводы: ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ электророзетки; НЕТ ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ НЕТ По подражанию 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ: -бакалея (каши, хлеб); -мясные продукты (колбасы, сосиски); -яйца; -молоко и молочные продукты (сыр, творог, кефир); -овощи; - напитки Выводы: НЕТ НЕТ ДА ЧАСТИЧНО ПОМОЩЬ НЕТ По инструкции 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ УПАКОВКИ ПРОДУКТОВ: -консервные банки; -пакеты, коробки; -бутылки; -замороженные - тюбики Выводы: НЕТ НЕТ НЕТ продукты; НЕТ НЕТ Отсутствуют 8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕНЕГ: -узнавание достоинства купюр -ориентировка в стоимости -выбор необходимого - оплата и получение сдачи и монет; НЕТ товара; НЕТ товара; НЕТ НЕТ Выводы: Отсутствуют СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ 1. ПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕФОНОМ: -действия при поступлении звонка; -умение вести разговор самостоятельно; -знание телефонов экстренной помощи Выводы: НЕТ НЕТ НЕТ Отсутствуют 2. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ УЛИЦЫ: -узнавание места перехода; -распознавание сигналов светофора; - меры предосторожности на улице Выводы: НЕТ НЕТ НЕТ Отсутствуют 3. ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАСПОРТОМ: -нахождение места остановки; -чтение и узнавание номера маршрута; -целевое ожидание на остановке; -оплата проезда; -распознавание конечного пункта поездки; -соблюдение норм поведения в общественном транспорте Вывод: НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ Отсутствуют Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями: - действие сформировано – «ДА»; - действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом – «ПОМОЩЬ»; -действие выполняется частично, даже с помощью педагога – «ЧАСТИЧНО»; - действие пока недоступно для выполнения – «НЕТ». Профиль развития обучающегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью Действия Уровень овладения Когнитивные Сенсорно - перцептивные По образцу Сенсорно - двигательные По инструкции Графомоторные навыки По подражанию Навыки невербальной коммуникации С привлечением внимания Общение и речь По образцу Хозяйственно - бытовые Навыки самообслуживания По подражанию Знание назначения предметов обихода Частичное Приготовление холодной пищи Стирка вещей По инструкции Уборка помещения По инструкции Определение видов пищевых продуктов Определение видов упаковки продуктов Использование денег Социальные Пользование телефоном Ориентация на проезжей части улицы Пользование общественным транспортом -