– приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; – Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" – письмом Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»; – приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"»; – приказом Минтруда от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"»; – уставом ГКОУ АО «ОШИ №5» – локальными нормативными актами ГКОУ АО «ОШИ №5» 2. Цели и задачи тьюторского сопровождения 2.1. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ) построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация Адаптированных основных общеобразовательных программ образования (АООП) и Специальных индивидуальных образовательных программ (СИПР) сопровождается поддержкой тьютора. 2.2. Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). 3. Функции тьютора Организуя следующие функции: тьюторское сопровождение, тьютор осуществляет – диагностическая: сбор данных об обучающихся методом наблюдения и методом практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, возможностях, задатках и предпосылках дальнейшего развития; – проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и на основании этого разработка средств и процедур тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия оказываемой помощи; – реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве школы-интерната и поддержка обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем; аналитическая: наблюдение и анализ процесса реализации работы по индивидуальным программам, за прохождением индивидуальных маршрутов и за результатами самоопределения обучающихся. 4. Организация и содержание деятельности тьютора 4.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением, должностной инструкцией, рекомендациями психолого-педагогического консилиума и может быть реализована с помощью: – проектной технологии; – технологии группового и индивидуального консультирования; – тренинговой технологии; – информационных технологий. 4.1.1. Основные формы тьюторского сопровождения: – индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого обучающегося. Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта. Целью тьюторской беседы является прежде всего активизация каждого обучающегося с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т. д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы; – групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся с похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (так же, как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации обучающихся на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий обучающихся, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных образовательных программ; – коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умение вести диалог, так как для эффективного проведения консультации важны как совместная работа обучающихся и тьютора, так и взаимодействие обучающихся между собой; – рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения. 4.2. Информационная деятельность: – информирование родителей о тьюторском сопровождении; – составление памяток, обучающимся, родителям, классным руководителям по ликвидации существующих проблем; – формирование папки документов тьютора. 4.3.Учебно-методическая деятельность: – изучение методической литературы по тьюторскому сопровождению; – составление графика работы с тьюторантом (группой); – составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого тьюторанта; – оформление дневников наблюдений тьютора; – индивидуальные консультации с обучающимися, родителями (законными представителями), классными руководителями; – ознакомление и изучение новых направлений и технологий в тьюторском сопровождении; – выступление на заседаниях методических объединений школы-интерната. 4.4. Диагностико-аналитическая деятельность: – формирование банка данных детей, испытывающих трудности в обучении; – отслеживание продвижения обучающихся; – отслеживание итогов успеваемости. Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся. 4.5. В процессе организации деятельности тьютор: – составляет план работы на четверть и учебный год; – организует тьюторское сопровождение в рамках реализации ИОМ; – отслеживает еженедельное продвижение обучающихся через Дневник наблюдения. 4.6. Трудовые действия тьютора: – выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования; – организация участия обучающихся в разработке ИОМ, учебных планов; – педагогическое сопровождение обучающихся в реализации ИОМ, учебных планов; – подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса; – педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации ИОМ, учебных планов; – организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации ИОМ, учебных планов; – участие в реализации АООП и СИПР, обучающихся с ОВЗ; – применение методов педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся; – осуществление педагогической поддержки обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов; – консультирование обучающихся и их родителей/законных представителей по вопросам разработки ИОМ; – реализация мер по формированию благоприятного психологического климата, позитивного общения субъектов образования; – выстраивание доверительных отношений с обучающимся и его окружением в ходе реализации ИОМ; – контроль и оценивание эффективности построения и реализации ИОМ. 5. Права тьютора 5.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности. 5.2. Получать от администрации и работников МБОУ СОШ № 1 информацию, необходимую для осуществления своей деятельности. 5.3. Требовать от руководства МБОУ СОШ № 1 оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей. 5.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей. 5.5. Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции. 5.6. Совмещать основную должность с учительской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора. 5.7. Участвовать в работе методических объединений. 5.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции. 5.9. Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года в соответствии с графиком курсовой подготовки педагогов школы. 6. Ответственность тьютора 6.1. Ответственность сотрудников регламентируется их должностными инструкциями. 6.2. Тьютор обязан: – принимать участие в разработке программ индивидуального сопровождения обучающегося; – не реже одного раза в полугодие предоставлять сведения специалистам ППк о сопровождаемом ребенке, об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации рекомендаций; – руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами; – сохранять конфиденциальность сведений; – защищать права и интересы детей и их родителей (законных представителей). 7. Взаимодействие с другими работниками 7.1. Работу тьютора непосредственно направляют заместитель директора по УВР, директор ГКОУ АО «ОШИ №5» 7.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником, обучающимися, руководителями школьных методических объединений, родителями, администрациейГКОУ АО «ОШИ №5». 8. Документация тьютора 8.1. Тьютор ведет следующую документацию: – график работы тьютора (на учебный год); – программу тьюторского сопровождения (цель, задачи, нормативные документы (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ, АООП, годовой план учителя – СИПР)); – план работы на неделю и четверть; – дневники наблюдений; – журнал учета посещений и успеваемости тьюторантов; – характеристика на тьюторанта; – анализ работы тьюторанта за учебный год. 8.2. Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и в соответствии с инструкцией по делопроизводству, принятой в ГКОУ АО «ОШИ №5».