Положение о тьюторском сопровождении

– приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
– Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"
– письмом Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций»;
– приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении
Единого
квалификационного
справочника
должностей
руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования"»;
– приказом Минтруда от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении
профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"»;
– уставом ГКОУ АО «ОШИ №5»
– локальными нормативными актами ГКОУ АО «ОШИ №5»
2. Цели и задачи тьюторского сопровождения
2.1. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ) построение
образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных,
психофизических особенностей обучающихся, в частности предполагается
возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация
Адаптированных основных общеобразовательных программ образования (АООП)
и Специальных индивидуальных образовательных программ (СИПР)
сопровождается поддержкой тьютора.
2.2. Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию
персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал
ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной
деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка
дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя,
сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть
класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах,
включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты).
3. Функции тьютора
Организуя
следующие функции:

тьюторское

сопровождение,

тьютор

осуществляет

– диагностическая: сбор данных об обучающихся методом наблюдения и
методом практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах,
сильных и слабых сторонах, возможностях, задатках и предпосылках дальнейшего
развития;
– проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления
имеющихся у обучающихся проблем и на основании этого разработка средств и
процедур тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным
особенностям восприятия оказываемой помощи;
– реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в
образовательном пространстве школы-интерната и поддержка обучающихся при
решении возникающих затруднений и проблем;

аналитическая: наблюдение и анализ процесса реализации работы по
индивидуальным программам, за прохождением индивидуальных маршрутов и за
результатами самоопределения обучающихся.
4. Организация и содержание деятельности тьютора
4.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением,
должностной
инструкцией,
рекомендациями
психолого-педагогического
консилиума и может быть реализована с помощью:
– проектной технологии;
– технологии группового и индивидуального консультирования;
– тренинговой технологии;
– информационных технологий.
4.1.1. Основные формы тьюторского сопровождения:
– индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является
индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и
представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с
личным развитием и образованием каждого обучающегося. Индивидуальные
тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более
целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта. Целью
тьюторской беседы является прежде всего активизация каждого обучающегося с
учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и
т. д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации
своей индивидуальной образовательной программы;
– групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, как и на
индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом,
осуществляющим
тьюторскую
деятельность,
реализуется
тьюторское
сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся с
похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (так
же, как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно
осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и
рефлексивную.

Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня
мотивации обучающихся на развитие своего познавательного интереса; в
соотнесении различных ожиданий обучающихся, их приоритетов и целей в
построении своих индивидуальных образовательных программ;
– коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной
связи в группе и ее результативности; умение вести диалог, так как для
эффективного проведения консультации важны как совместная работа
обучающихся и тьютора, так и взаимодействие обучающихся между собой;
– рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение
понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и
поиск коллективного решения.
4.2. Информационная деятельность:
– информирование родителей о тьюторском сопровождении;
– составление памяток, обучающимся, родителям, классным руководителям
по ликвидации существующих проблем;
– формирование папки документов тьютора.
4.3.Учебно-методическая деятельность:
– изучение методической литературы по тьюторскому сопровождению;
– составление графика работы с тьюторантом (группой);
– составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого
тьюторанта;
– оформление дневников наблюдений тьютора;
– индивидуальные консультации с обучающимися, родителями (законными
представителями), классными руководителями;
– ознакомление и изучение новых направлений и технологий в тьюторском
сопровождении;
– выступление на заседаниях методических объединений школы-интерната.
4.4. Диагностико-аналитическая деятельность:
– формирование банка данных детей, испытывающих трудности в обучении;
– отслеживание продвижения обучающихся;
– отслеживание итогов успеваемости.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных
технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского
сопровождения и не наносящих вред обучающимся.
4.5. В процессе организации деятельности тьютор:
– составляет план работы на четверть и учебный год;
– организует тьюторское сопровождение в рамках реализации ИОМ;
– отслеживает еженедельное продвижение обучающихся через Дневник
наблюдения.
4.6. Трудовые действия тьютора:

– выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей,
проблем, затруднений обучающихся в процессе образования;
– организация участия обучающихся в разработке ИОМ, учебных планов;
– педагогическое сопровождение обучающихся в реализации ИОМ, учебных
планов;
– подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации
образовательного процесса;
– педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов
реализации ИОМ, учебных планов;
– организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в
разработке и реализации ИОМ, учебных планов;
– участие в реализации АООП и СИПР, обучающихся с ОВЗ;
– применение методов педагогической диагностики для выявления
индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся;
– осуществление педагогической поддержки обучающихся в проявлении ими
образовательных потребностей, интересов;
– консультирование обучающихся и их родителей/законных представителей
по вопросам разработки ИОМ;
– реализация мер по формированию благоприятного психологического
климата, позитивного общения субъектов образования;
– выстраивание доверительных отношений с обучающимся и его
окружением в ходе реализации ИОМ;
– контроль и оценивание эффективности построения и реализации ИОМ.
5. Права тьютора
5.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства
предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей
деятельности.
5.2. Получать от администрации и работников МБОУ СОШ № 1
информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
5.3. Требовать от руководства МБОУ СОШ № 1 оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
5.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых
им должностных обязанностей.
5.5. Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей
компетенции.
5.6. Совмещать основную должность с учительской деятельностью в
соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно
условиям трудового договора.
5.7. Участвовать в работе методических объединений.
5.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, ведомств по вопросам
создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по
обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции.

5.9. Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года в
соответствии с графиком курсовой подготовки педагогов школы.
6. Ответственность тьютора
6.1. Ответственность сотрудников регламентируется их должностными
инструкциями.
6.2. Тьютор обязан:
– принимать участие в разработке программ индивидуального
сопровождения обучающегося;
– не реже одного раза в полугодие предоставлять сведения специалистам
ППк о сопровождаемом ребенке, об изменениях в состоянии развития ребенка в
процессе реализации рекомендаций;
– руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими
принципами, нравственными нормами;
– сохранять конфиденциальность сведений;
– защищать права и интересы детей и их родителей (законных
представителей).
7. Взаимодействие с другими работниками
7.1. Работу тьютора непосредственно направляют заместитель директора по
УВР, директор ГКОУ АО «ОШИ №5»
7.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями,
учителем-логопедом,
педагогом-психологом,
социальным
педагогом,
медицинским
работником,
обучающимися,
руководителями
школьных
методических объединений, родителями, администрациейГКОУ АО «ОШИ №5».

8. Документация тьютора
8.1. Тьютор ведет следующую документацию:
– график работы тьютора (на учебный год);
– программу тьюторского сопровождения (цель, задачи, нормативные
документы (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ, АООП, годовой план
учителя – СИПР));
– план работы на неделю и четверть;
– дневники наблюдений;
– журнал учета посещений и успеваемости тьюторантов;
– характеристика на тьюторанта;
– анализ работы тьюторанта за учебный год.

8.2. Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими
методическими рекомендациями и в соответствии с инструкцией по
делопроизводству, принятой в ГКОУ АО «ОШИ №5».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».