Программа воспитания

Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………..3
I. Целевой………………………………………………………………………...4
1.1 Цели и задачи программы воспитания на 2022-2023 учебный год…….4
1.2 Направления воспитания…………………………………………………..7
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ……………………………8
II. Содержательный…………………………………………………………….13
2.1Уклад общеобразовательной организации………………………………..13
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности…………….16
2.3 Инвариантные разделы рабочей программы воспитания……………….16
Раздел «Классное руководство. Воспитатель» ……………………………..16
Раздел «Школьный урок» ……………………………………………………19
Раздел «Внеурочная деятельность»…………………………………………20
Раздел «Работа с родителями»................................................................23
Раздел «Профориентация»…………………………………………………25
Раздел «Детские общественные объединения»..........................................26
Раздел «Основные школьные дела»…………………………………………….27
Раздел «Профилактика и безопасность»…………………………………28
Раздел «Экскурсии».....................................................................................31
Раздел «Предметно-пространственная среда»………………………………
31
Раздел «Социальное партнерство»………………………………………….33
III. Организационный………………………………………………………....34
3.1 Кадровое обеспечение………………………………………………………34
3.2 Нормативно-методическое обеспечение…………………………………..34
3.3Система поощрения социальной успешности и проявления активной
-жизненной позиции
обучающихся……………………………………………..35

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее — Программа) ГКОУ АО
«ОШИ № 5» (далее – школа) разработана с учётом Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р)
и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных
образовательных стандартов.
Программа предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности; реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам
и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских
базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение,
формирование российской культурной и гражданской идентичности
обучающихся.

3

I. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие работники ГКОУ АО «ОШИ № 5», обучающиеся, воспитанники, их
родители (законные представители), представители иных организаций,
участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с
законодательством
Российской
Федерации,
локальными
актами
общеобразовательной организации. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в школе
определяется
содержанием
российских
базовых
(гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют содержание
воспитания обучающихся.
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в
сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
1.1 Цели и задачи программы воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также
основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья,
труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек)
формулируется общая цель воспитания в ГКОУ АО «ОШИ №5» личностное развитие школьников, проявляющееся:
в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (социально значимых знаний);
4

в развитии позитивных отношений к общественным ценностям (то есть
в развитии социально значимых отношений);
в приобретении соответствующего жизненным ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности.
Сотрудничество со всеми членами образовательного процесса,
партнерские отношения являются важным фактором успехов достижение
цели:
1. Создание благоприятных условий для усвоения школьниками
социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут, для развития социально значимых
отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел. К наиболее важным относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час», как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом
5

людям; уважительно относиться к людям иной национальной или
религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь действовать самостоятельно, без
помощи старших.
Знания обучающихся, воспитанников данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования
имеет особое значение, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в систему
общественных отношений.
2. Ценностные отношения:
- к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине;
- к природе, как источнику жизни на Земле;
3. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающимся, воспитанникам получить
необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений,
эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя
чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с
людьми разных возрастов и разного социального положения, искать и
находить выходы из трудных жизненных ситуаций
Достижению
поставленной
цели
воспитания
обучающихся,
воспитанников будет способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел;
- реализовывать потенциал классного руководителя и воспитателя в
воспитании школьников, поддерживать активное участие классно-групповых
сообществ в жизни школы;
- вовлекать обучающихся, воспитанников во внеурочную деятельность
(кружки, секции, клубы, студии и иные объединения), реализовывать их
воспитательные возможности;
- использовать в воспитании обучающихся, воспитанников возможности
школьного урока, воспитательских часов, кружковых занятий по
направлениям внеурочной деятельности, мероприятий, поддерживать
использование интерактивных форм занятий обучающихся, воспитанников;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
- организовывать для обучающихся, воспитанников экскурсии, походы и
6

реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися,
воспитанниками;
- организовать работу с семьями обучающихся, воспитанников, их
родителями или законными представителями, направленную на совместное
решение проблем личностного развития детей.
- организовать в школе-интернате интересную и событийно насыщенную
жизнь школьного сообщества, что станет эффективным способом
профилактики антисоциального поведения школьников.
Способы достижения цели:
- четкое планирование воспитательной работы в классах, группах
продленного дня;
- прохождение воспитательной работы через все виды и формы деятельности
всего педагогического коллектива (учителей, воспитателей, узких
специалистов, учителей-предметников);
- методическая работа классных руководителей и воспитателей;
- методическая работа учителей предметников, воспитателей школыинтерната;
- работа в социуме с родителями, общественными организациями,
организациями образования, культуры и спорта;
- организация внутришкольного контроля.
Планируемый результат – формирование потенциала личности
обучающихся, воспитанников:
Нравственный потенциал: социальная взрослость, правовая культура,
адекватная самооценка, честность, умение отстаивать свои взгляды и
убеждения, профессиональное самоопределение, воспитанность;
Познавательный потенциал: достаточный уровень базовых знаний,
норм социального поведения и межличностного общения, целостное видение
проблем, ориентирование в знаниях на межпредметном уровне;
Коммуникативный потенциал: эмпатия, коммуникативность, культура
общения, признание ценности гармоничных отношений между людьми,
толерантность, умения саморегуляции.
Художественно-эстетический потенциал: осознанные познавательные
интересы и стремление их реализовать.
Физический потенциал: способность действовать в чрезвычайных
ситуациях обучающихся, воспитанников.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
7

деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с
ФГОС:
- гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
- патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с
учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения
в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны,
защиты, восстановления природы, окружающей среды;
- ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания в 1 – 4 классах.
Гражданско-патриотическое воспитание
8

Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, группы, в доступной по возрасту
социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
9

безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Ценности познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы.
Целевые ориентиры результатов воспитания в 5 – 11 классах.
Гражданское воспитание
Знающий
и
принимающий
свою
российскую
гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического
сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей.
10

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации,
в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально
значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий
свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего
и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
11

народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным
и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору трудовой деятельностии
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов,
потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение экологических проблем, значение экологической
культуры человека в обществе.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
12

Участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной направленности.
Ценности познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).

13

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
ГКОУ АО «ОШИ №5» находится в исторической части города, вблизи
музеев и памятников архитектуры, центральной площади и набережной.
Данное местонахождение школы дает возможность активно использовать
социальное окружение в целях обучения и воспитания, организации досуга.
В школу-интернат поступают обучающиеся, воспитанники со всех
районов города и области. Школа-интернат – школа полного дня, с
круглосуточным и дневным пребыванием.
Воспитательное пространство
школы-интерната гибкое, построено на принципе индивидуально
дифференцированного подхода.
Специфика воспитательного процесса в школе-интернате для
обучающихся, воспитанников с интеллектуальными нарушениями
заключается:
- в осуществлении комплексных динамических коррекционноразвивающих мер;
- в преодолении затруднений социальной адаптации обучающихся,
воспитанников с особыми образовательными потребностями; формировании
коммуникативных
навыков,
духовно-нравственных;
трудовых
и
профессиональных,
общекультурных,
социальных,
спортивнооздоровительных;
- в социальной реабилитации обучающихся, воспитанников, подготовке
их к жизни в обществе;
- в целенаправленном вовлечении семьи в этот процесс.
В школе-интернате создаются оптимальные условия для воспитания и
коррекции
обучающихся,
воспитанников
с
интеллектуальными
нарушениями, способствующие не только максимальному овладению
знаниями, но и формированию жизненных компетенций с учетом
особенностей развития и возможностей каждого обучающегося,
воспитанника.
В основу организации воспитательного процесса положен принцип
личностно-ориентированного и деятельностного подхода, включающего
обучающегося,
воспитанника
в
учебно-воспитательную,
здоровьесберегающую, социально-общественную, трудовую и досуговую
среду.
Компоненты воспитательной работы реализуются через проведение
воспитательских, коррекционных занятий, классных часов, коллективных
творческих дел, традиционных школьных мероприятий, реализацию
14

коллективных творческих проектов, совместные мероприятия с родителями,
занятия кружков и секций, сетевое взаимодействие с общественными
организациями и организациями дополнительного образования.
Воспитательная система школы-интерната складывается из совместной
деятельности учителей, воспитателей, узких специалистов, обучающихся,
воспитанников, родителей, педагогов дополнительного образования,
педагогов учреждений культуры и спорта, из воспитания на уроке, вне урока:
через систему дополнительного образования, экскурсионной и творческой
деятельности. Педагоги школы-интерната уделяют большое внимание
воспитанию
обучающихся,
воспитанников,
совершенствованию
и
обновлению внеклассной воспитательной деятельности.
Управление воспитательным процессом осуществляется на уровне всех
участников образовательного и воспитательного процесса. Наряду с
администрацией, педагогическим коллективом, в решении принципиальных
вопросов воспитания, развития школы участвуют советы родителей, совет
отцов, общешкольный родительский комитет.
В школе успешно функционируют объединения по интересам:
спортивные секции и кружки. Они оказывают целенаправленное воздействие
на личность обучающихся, воспитанников, удовлетворяя ее потребности в
различных видах деятельности. В культурно - досуговом социуме школа
активно взаимодействует с учреждениями дополнительного образования,
музеями, кинотеатрами, познавательными и развлекательными центрами.
Традиции коллектива - это обычаи, порядки, правила поведения,
установившиеся в нем, оберегаемые им, передаваемые от одного поколения
воспитанников к другому.
В школе накоплен богатый опыт работы по
КТД. В течение года каждый обучающийся, воспитанник принимает участие
в коллективных творческих делах - это и обучение, и труд, и общение, и
искусство, и различные формы досуговой деятельности.
Школьный календарь включает в себя не только традиционные, а также
народные, профессиональные, государственные даты.
Эффективность воспитательной системы зависит от всех участников
воспитательного процесса. В работе классных руководителей и воспитателей
большое внимание уделяется правилам поведения и конструктивного
общения со взрослыми и сверстниками, внешнему виду обучающихся,
воспитанников, профилактике безнадзорности и правонарушений, правилам
дорожного
движения
и
безопасности
пешеходов.
Спортивнооздоровительная и духовно-нравственная работа, эстетическое развитие
детей, посещение выставок, театров, музеев, библиотек - всё это труд
педагогического коллектива, их инициатива, их стремление реализовать
15

намеченные задачи.
В школе-интернате уделяется большое внимание сохранению и
укреплению здоровья каждого обучающегося, воспитанника. Для
оздоровления используются оздоровительные прогулки и экскурсии, игры на
свежем воздухе. Работает спортивный зал, площадка во дворе школы с
искусственным покрытием и ограждением, универсальная игровая площадка,
площадка с уличными спортивными тренажерами; функционируют
спортивные секции, составлен календарь традиционных спортивнооздоровительных мероприятий.
Процесс воспитания в школе-интернате основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся,
воспитанников:
- соблюдение законности прав семьи и обучающегося воспитанника,
конфиденциальности и информации об обучающемся и семье, приоритета
безопасности при нахождении в школе-интернате;
- создание в школе-интернате психологически комфортной среды для
каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников как предмета совместной деятельности взрослых и обучающихся;
Основными традициями воспитания в школе-интернате являются
следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется
интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе созданы условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах;
- отсутствие в проведении общешкольных дел соревновательности
между
классами,
поощрение
конструктивного
межклассного
и
межвозрастного взаимодействия обучающихся, а также их социальная
активность;
- ориентирование педагогических работников школы-интерната на
формирование школьных коллективов, кружков, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
Безусловно, личность обучающегося, воспитанника раскрывается в
общении с самыми близкими людьми. Семья всегда играла ведущую роль в
формировании важнейших качеств личности, которые в дальнейшем
16

обеспечивают ребенку успешное включение в общественную жизнь, учебновоспитательный процесс. Поэтому работа с семьей является одним из
важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса нашей школыинтерната. Большое внимание уделяется организации планомерной
совместной деятельности с родительской общественностью, взаимосвязи со
школьным педагогом - психологом, учителем логопедом, социальным
педагогом, медицинскими работниками, работниками правоохранительных
органов.
Таким образом, в школе-интернате сложилась комфортная
психологическая
атмосфера,
взаимопонимание
между
учителями,
воспитателями, обучающимися, воспитанниками и родителями.
Программа воспитания обучающихся ГКОУ АО «ОШИ №5»
разработана с учетом:
Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года;
Конституции РФ;
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Международной Конвенции ООН «О правах ребенка»;
Всеобщей декларации прав человека;
Федерального государственного образовательного стандарта;
«Национальной стратегии действий в интересах детей на 2017-2022
годы»
Календаря образовательных событий на текущий учебный год.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
2.2.1 Основные (инвариантные) разделы
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле..
Инвариантные разделы: «Классное руководство. Воспитатель»,
«Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное
образование», «Работа с родителями», «Профориентация».
Вариативные разделы: «Детские общественные объединения»,
«Ключевые общешкольные дела», «Профилактика».
17

Процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса и
совместной жизнедеятельности взрослых и детей направлен на укрепление
общешкольного коллектива, укрепления и пропаганды общешкольных
традиций, которые реализуются в традиционных формах: «День Знаний»,
«День здоровья», «День учителя», «Посвящение в первоклассники»,
«Новогодние праздники», «Неделя Мужества», «День самоуправления»,
«Прощание с Букварем», «Праздник 8 Марта», «Фестиваль песни»,
«Конкурс чтецов», «Спортивные мероприятия, посвященные Великой
Победе», «День Победы», экологические акции и субботники, спортивные
мероприятия, праздник Последнего звонка, проведение Уроков мужества,
Уроков здоровья, тематических единых классных и групповых часов,
мероприятий, Дней профориентации, выпускной вечер, работа
обучающихся
в
ДШО
«Содружество»,
дни
толерантности,
профилактические мероприятия органов правопорядка, библиотечные
уроки, участие в проектах, участие в профилактических акциях и др.
Обучающиеся, воспитанники участвуют в общественно значимых делах
школы-интерната, что способствует развитию общественной активности,
формированию нравственного идеала, гражданского отношения к Отечеству,
малой Родине, семье, обществу, воспитанию нравственного потенциала,
сознательного отношения к труду.
Раздел «Классный руководитель. Воспитатель»
Профессиональную деятельность педагога, направленную на воспитание
обучающегося, воспитанника в ученическом коллективе и работу с классом
осуществляет классный руководитель; работу в группе продленного дня с
воспитанниками осуществляет воспитатель. Классный руководитель,
воспитатель организуют работу с обучающимися, воспитанниками
вверенного ему класса, группы; работу с учителями-предметниками;
педагогом - психологом, педагогами дополнительного образования,
логопедом, социальным педагогом, медицинскими работниками школы, с
родителями или законными представителями детей.
Классный руководитель и воспитатель организуют и проводит:
- работу по формированию и развитию классно-группового коллектива;
- индивидуальную работу с обучающимися, воспитанниками класса;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу со слабоуспевающими, испытывающими трудности по
отдельным предметам, контроль за успеваемостью;
- работу с обучающимися, состоящими на различных видах учета,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации, контроль за занятостью
учащегося во внеурочное время;
18

работу с родителями обучающихся, воспитанников или их законными
представителями;
- интересные и полезные для личностного развития ребенка совместные
дела с обучающимися класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной направленности);
- профилактическую
работу,
направленную
на
формирование
осознанного отношения к собственной жизни, безопасного поведения,
а также понимания норм поведения в кризисных ситуациях;
- ведут документацию, принятую ГКОУ АО «ОШИ №5».
В реализации видов и форм деятельности, классный руководитель,
воспитатель ориентируется на целевые приоритеты, связанные с
возрастными особенностями воспитанников, позволяющие вовлечь детей с
самыми разными потребностями в мероприятия всех уровней, и тем самым
дать им возможность самореализоваться, а с другой стороны, установить и
упрочить доверительные отношения с обучающимися, воспитанниками
класса, группы, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения в обществе.
Работа с классным коллективом:
- выработка совместно со школьниками законов класса, норм и правил
общения в классном и школьном коллективах;
- проведение классных и воспитательских часов, плодотворного и
доверительного общения, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды
для общения.
- вовлечение обучающихся, воспитанников в социально значимую
деятельность в классе-группе, школе;
- сплочение коллектива класса-группы через: игры и тренинги на сплочение;
- инициирование и поддержка участия класса-группы в общешкольных,
ключевых делах, оказание необходимой помощи ученикам в их подготовке,
проведении; совместный анализ мероприятий;
- проведение инструктажей по ТБ, обучение правилам поведения в школе,
соблюдение ПДД, ППБ;
- проведение родительских собраний;
- проведение творческих мероприятий в классе-группе (празднования дней
рождения
детей,
включающие
подготовленные
ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши,
-

19

дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса-группы, праздники для мам, пап, бабушек и дедушек, дни
семейных традиций);
проведение профориентационных мероприятий;
выход в театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, филармонии,
развлекательные центры;
- экскурсии, организуемые классными руководителями, воспитателями и
родителями.
Индивидуальная работа с обучающимися, воспитанниками:
Формы и виды деятельности:
- фиксация учебных, творческих, спортивных, личностных достижений
обучающегося в портфолио;
- работа классного руководителя, воспитателя с обучающимися,
находящимися в состоянии стресса и дискомфорта, изучение особенностей
личностного развития обучающихся, воспитанников класса-группы через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, при необходимости со
школьным педагогом - психологом, социальным педагогом;
- вовлечение обучающихся, воспитанников в социально значимую
деятельность класса-группы и школы;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора
профессии, дальнейшего трудоустройства, успеваемости).
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями; через включение в проводимые школьным
психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
Работа с родителями обучающихся, воспитанников или их законными
20

представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах
их детей, о жизни класса в целом;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса-группы;
- организация на базе класса-группы семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
На индивидуальном уровне решение острых конфликтных ситуаций,
обсуждение и решение острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного учащегося, консультации и мероприятия
специалистов по запросу родителей.
Раздел «Школьный урок»
Реализация воспитательного потенциала урока ориентирована на
целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся
и предполагает следующее: повышение жизненной компетентности
обучающихся, воспитанников;
установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности, использование занимательных
элементов, историй из жизни современников;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
21

- применение на уроке интерактивных форм работы: развивающих игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефской помощи, дающая школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- создание гибкой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов,
открытых образовательных ресурсов, систем управления, что позволит
получать образование постоянно;
- развитие навыков сотрудничества, коммуникации, социальной
ответственности, способности критически мыслить, оперативно и
качественно решать проблемы.
Формы деятельности для реализации воспитательного потенциала
урока:
- предметные образовательные события на уровне школы, района,
города, области;
- мероприятия, конкурсы в рамках предметных недель;
- интерактивные формы работы.
Раздел «Внеурочная деятельность»
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от
урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения
образовательной программы.
Цели внеурочной деятельности:
• создание условий для достижения обучающимися, воспитанниками
необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей;
• создание условий для многогранного развития и социализации каждого
обучающегося, воспитанника в свободное от учёбы время;
• создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию
социальных, познавательных интересов обучающихся в свободное
время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с
формированной гражданской
ответственностью
и правовым
22

самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых
условиях, способной на социально значимую практическую
деятельность.
Основные задачи внеурочной деятельности:
- организация общественно-полезной и досуговой деятельности
обучающихся в тесном взаимодействии с социумом;
- выявление интересов, склонностей, возможностей обучающихся,
включение их в разностороннюю внеурочную деятельность;
- создание условий для реализации базовых учебных действий;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- организация информационной поддержки обучающихся;
- усиление психолого-педагогического влияния на жизнь обучающихся в
свободное от учебы время.
Воспитание на занятиях внеурочной деятельности и дополнительного
образования осуществляется через:
- вовлечение обучающихся, воспитанников в интересную и полезную
деятельность, приобретению социально значимых знаний, развитию в себе
важных для своего личностного развития социально - значимых отношений;
Направления внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительное (ЗОЖ, ОБЖ, ПДД, ППД) заключается в
формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной
программы. Во время занятий формируется культура здорового и
безопасного образа жизни; используется оптимальный двигательный режим
для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
развиваются потребности в занятиях физической культурой и спортом;
Общекультурное
(художественно-эстетическое,
экологическое,
познавательное), способствует воспитанию способности к духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию,
формированию
ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомству с
общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями
отечественной
культуры,
нравственно
этическими
ценностями
многонационального народа России и народов других стран, развивает
эмоциональную сферу ребенка, чувства прекрасного, творческие
23

способности, формирует коммуникативную и общекультурную компетенции,
формирует активную жизненную позицию;
Социальное
(духовно-нравственное,
гражданско-патриотическое,
правовое) обеспечивает развитие обучающихся в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической
работе школы, семьи и других институтов общества. В основу работы по
данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые
национальные
ценности
российского
общества,
формирование
общечеловеческих ценностей в контексте развития у обучающихся
гражданской идентичности; воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России; приобщение
обучающихся к культурным ценностям своей этнической или
социокультурной группы; последовательное расширение и укрепление
ценностно-смысловой сферы личности; формирование духовной культуры,
привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и чувства
патриотизма, позитивного отношения к базовым ценностям общества. По
итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, концерты,
защита проектов;
Социальное (личностное развитие, основы социализации и общения,
трудовая деятельность, профессиональное самоопределение, работа с
родителями) в основу положена проблема формирования сознательного
гражданина с прочными убеждениями, воспитания ценностного отношения к
окружающей
среде,
людям;
формирования
социально-трудовой
компетенции, воспитания с ранних лет коллективизма, требовательности к
себе и друг другу, честности и правдивости, стойкости, трудолюбия,
потребности приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать
мотивационно - потребностную сферу растущего человека. Без усвоения
норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности,
в процессе развития
которой происходит повышение уровня
самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе
отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество».
Критерием оценки выполнения программ социального направления является
не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень
сформированности ответственного отношения к общему делу. Формирование
готовности к выбору своей профессиональной деятельности в соответствии с
интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом
потребности рынка труда.
Дополнительное образование детей - одно из важнейших составляющих
образовательного пространства в современном российском обществе. Оно
24

социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со
стороны государства как система, органично сочетающая в себе воспитание,
обучение и развитие личности ребенка.
В настоящее время в школе-интернате работает система
дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Федеральный проект предусматривает обновление содержания
дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и
вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме,
чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными
образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и
совершенствование профессионального мастерства педагогических и
управленческих кадров.
В рамках взаимодействия дополнительного образования с экологобиологическим центром:
- Занятия по дополнительной общеобразовательной программе
естественно-научной направленности «Природа терапия».
- Занятия по дополнительной общеобразовательной программе
краеведческой направленности «Мой край».
- Занятия по дополнительной общеобразовательной программе
естественно-научной направленности «Сити-фермер».
- Занятия по дополнительной общеобразовательной программе
социально-педагогической направленности «Поводья жизни».
- Занятия по дополнительной общеобразовательной программе
социально-педагогической направленности «Играем и учимся с собакой».
Раздел «Работа с родителями»
Цель: формирование эффективной системы взаимодействия родителей
с педагогами для создания благоприятной среды для сплочения
обучающихся, воспитанников в единый дружный коллектив, создание в
школе благоприятных условий для свободного развития личности.
Задачи:
1. Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается
личность ребёнка, приобщение родителей к целенаправленному
процессу воспитательной работы образовательного учреждения;
2. Включение родителей в разнообразные сферы деятельности
образовательного учреждения;
25

3. Повышение психолого - педагогической культуры.

Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- общешкольный родительский комитет, общешкольные родительские
собрания, Совет отцов, Совет родителей, участвующих в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации обучающихся, воспитанников;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в школе;
- семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям
площадку для совместного проведения досуга и общения, доверительного
взаимодействия с родителями и детьми, где проводятся мастер классы,
семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
- родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов;
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
- участие родителей в психолого педагогических консилиумах, собираемых
в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
Мероприятия в рамках раздела:
− Организация и проведение общешкольных родительских собраний.
− Организация встреч родителей со специалистами, работающими в
школе.
26

− Организация и проведение классных родительских собраний.
− Организация родительского собрания, выборы родительского актива.
− Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой
обучения в школе.
− Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям
воспитательной работы.
− Привлечение родителей к участию в школьных праздниках.
− Посещение членами родительского совета «проблемных» семей.
− Родительские лектории, семинары, диспуты.
− День открытых дверей.
− Привлечение родителей выпускников к
"Последний звонок", выпускных вечеров.

проведению

праздника

− Привлечение родителей 1 - 4 классов к участию в празднике "Прощай,
начальная школа".
Раздел «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности - подготовить школьника к осознанному выбору
своей
будущей
профессиональной
деятельности.
Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность
школьника
к
выбору,
педагог
актуализирует
его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и
внепрофессиональную
составляющие
такой
деятельности,
ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными
особенностями обучающихся, воспитанников. Эта работа осуществляется
через:
- циклы
профориентационных
часов
общения,
конкурсов
профмастерства, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
- профориентационные деловые игры, расширяющие знания школьников
о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
27

посещение профориентационных выставок, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий;
- участие в работе всероссийского профориентационного проекта
«Абилимпикс»;
- индивидуальные консультации психолога, социального педагога для
школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей,
которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессиональной деятельности;
- освоение школьниками основ профессии в рамках предметного
обучения, включенных в основную образовательную программу
школы-интерната.
- индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение
в выборе ими будущей профессии;
-

Раздел «Детские общественные объединения»
Действующее на базе ГКОУ АО «ОШИ №5» детское общественное
объединение «Содружество» - это добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих
целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой
основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ ст.5 (ред. от 20.12.2017) "Об
общественных объединениях".
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется
через:
− утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы, подотчетность;
ротация состава выборных органов), дающих ребенку возможность
получить социально значимый опыт гражданского поведения;
− организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в
целом - акции добра и заботы, благотворительность, возложение цветов
к мемориальным объектам памяти;
28

− работа по облагораживанию пришкольной территории, уход за
деревьями, кустарниками, благоустройство клумб;
− шефские
мероприятия,
реализующие
деятельности детского общественного
видеороликов;

идею
популяризации
объединения, создание

− неформальные встречи членов детского общественного объединения
для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел
в школе и празднования знаменательных для членов объединения
событий;
− поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами,
чувство причастности к тому, что происходит в объединении
(реализуется посредством введения особой символики детского
объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены
детского объединения);
− вовлечение, по возможности, каждого ребенка в мероприятия детских
общественных объединений.
− участие членов детских общественных объединений в проектах,
акциях, конкурсах;
− участие членов детского общественного объединения в волонтерских
акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального
окружения в целом.
Раздел «Основные школьные дела»
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в
школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых
для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в ГКОУ АО «ОШИ №5» используются следующие формы работы,
ориентированные на целевые приоритеты, связанные с возрастными
особенностями воспитанников:
• патриотические акции (возложение цветов к мемориальным объектам);
• участие в торжественных церемониях у мемориальных объектов в Дни
воинской славы России;
• мероприятия, проводимые и организуемые совместно с семьями,
29

•
•
•

•

•
•

спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям;
социальные акции трудовой и экологической направленности.
общешкольные праздники, социальные акции, ориентированные на
преобразование окружающего в школу социума, ежегодно проводимые
творческие театрализованные музыкальные и др. дела, связанные со
значимыми для педагогов и детей знаменательными датами, в которых
участвует педагогический, ученический и родительский коллектив
школы
награждение (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к
другу.
участие школьных классов, групп в реализации общешкольных
ключевых дел;
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей;
Раздел «Профилактика и безопасность»

Раздел «Профилактика и безопасность» направлен на реализацию
воспитательного
потенциала
профилактической
деятельности
педагогического коллектива школы в целях формирования и поддержки
безопасной, комфортной среды в образовательной организации,
профилактику безнадзорности и противоправного поведения обучающихся.
Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по
направлению «Профилактика и безопасность» включает в себя развитие
творческих способностей и коммуникативных навыков детей, формирование
здорового образа жизни, воспитание культуры поведения, создание условий
для формирования желаний обучающихся, воспитанников приносить пользу
обществу, уважение к правам и свободам человека, позитивного отношения к
жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения и
реализуется по следующим направлениям:
30

1. Профилактика безнадзорности и правонарушений

Задачи воспитания:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и
подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и
подростковой безнадзорности и преступности;
- организация
профилактической
работы
по
предупреждению
правонарушений школьников;
- повышение правовой культуры и социально - педагогической
компетенции родителей и обучающихся, воспитанников;
- сотрудничество с организациями и службами по работе с семьей, с
целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению
корректировки воспитания в семьях;
- воспитание ответственности за порученное дело;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Реализуется путем составления и корректировки социального паспорта
класса и школы;
- выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении,
детей «группы риска»;
- создания банка данных неблагополучных детей, детей группы риска;
- выявления детей, систематически пропускающих уроки без уважительных
причин;
- посещения на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий;
- разработки памяток; оформление стенда «Безопасность»;
- взаимодействия с инспектором по делам несовершеннолетних;
- вовлечения детей, состоящих на внутри школьном учете, в общественнозначимую деятельность;
- организации встреч с работниками прокуратуры, комиссии по делам
несовершеннолетних, правоохранительных органов.
2. Профилактика суицидального поведения
Задачи воспитания:
• оказать помощь в решении личностных проблем социализации и
построении конструктивных отношений с родителями, педагогами и
сверстниками;
• содействовать профилактике неврозов;
• способствовать развитию навыков саморегуляции и управления
стрессом.
Реализация путем:
• работы школьного педагога - психолога;
31

семинары для педагогического коллектива;
• индивидуальных консультаций
с учителями-предметниками и
классными руководителями, воспитателями;
• общешкольных родительских собраний;
• консультаций для родителей, оказавшихся в кризисной ситуации;
• изучения
межличностных
взаимоотношений
обучающихся,
воспитанников;
• комплексной
психологической
диагностики
обучающихся,
воспитанников с проблемами обучения, развития, воспитания.
• тематических классных и воспитательских часов.
• консультации для обучающихся, воспитанников, оказавшихся в
кризисной ситуации;
• информирования о действии «Телефонов доверия», памятки,
инструкции.
3. Профилактика экстремизма и терроризма.
Задачи воспитания:
• воспитание культуры толерантности и межнационального согласия;
• достижение необходимого уровня правовой культуры как основы
толерантного сознания и поведения;
• формирование в детской и молодежной среде мировоззрения и
духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения,
основанных на принципах уважения прав и свобод человека,
стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу;
Реализация путем:
• обучения правилам эвакуации в экстренных ситуациях;
• организации учебы работников по безопасности;
• уроков Мира, классных и воспитательских часов, посвященных
трагедии в Беслане.
• организации тематических классных и воспитательских часов по
проблеме воспитания толерантности у обучающихся, по профилактике
экстремизма, расовой, национальной, религиозной розни;
• организации родительских собраний по проблеме воспитания
толерантности у обучающихся, по профилактике проявлений
экстремизма;
• встреч с работниками правоохранительных органов по вопросу
ответственности за участие в противоправных действиях;
4. Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения.
Задачи воспитания:
• продолжить формирование знаний об опасности различных форм
•

32

зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и
профилактической деятельности с обучающимися, воспитанниками,
педагогами, родителями;
• способствовать обеспечению условий для организации и проведению
мероприятий, направленных на формирование у обучающихся,
воспитанников стремления к ведению здорового образа жизни;
• систематизировать совместную работу с родителями, педагогами,
медиками и общественностью по профилактике употребления
употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных
веществ, табачных изделий;
• продолжить
развитие
коммуникативных
и
организаторских
способностей
обучающихся,
воспитанников,
способности
противостоять негативному влиянию со стороны.
Реализация путем:
• установления неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей,
детей, состоящих под опекой и попечительством;
• установления обучающихся, воспитанников, склонных к употреблению
алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и
проведение с ними профилактической работы;
• корректировки картотеки индивидуального учёта подростков «группы
риска»;
• контроля над внеурочной занятостью обучающихся, воспитанников
(вовлечение в кружки, клубы, секции);
• размещения информационно-методических материалов на сайте
школы;
• контроля
над посещаемостью учебных занятий, выявление
обучающихся,
воспитанников,
не
посещающих
школу
по
неуважительным причинам, профилактическая работа с ними,
своевременное реагирование;
• организации циклов бесед, тематических классных и воспитательских
часов, акций, конкурсов для обучающихся, воспитанников;
• систематического
выявления
обучающихся,
воспитанников,
нарушающих Устав школы, Закон РФ «Об ограничении курения
табака», Законы КО «О профилактике наркомании и токсикомании на
территории РФ « О мерах по предупреждению причинения вреда
здоровью и развитию несовершеннолетних в КО», «О защите
несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и
профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних» другие
нормативные акты, регулирующие поведение школьников и принятие
33

мер воспитательного воздействия к ним;
• организации консультаций для родителей по вопросам профилактики
алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий.
• организации родительские собраний, лекториев, анкетирования
родителей
Раздел «Экскурсии»
Экскурсии помогают школьнику расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный
опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных
ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формируются навыки самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- регулярные пешие прогулки,
- экскурсии или походы выходного дня,
-организуемые в классах их классными руководителями и родителями
школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на
природу.
Раздел «Предметно-пространственная среда»
Окружающая ребенка предметно-пространственная среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы.
Реализация воспитательного потенциала предметнопространственной среды
предусматривает совместную деятельность
педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по
её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу
государственной символикой Российской Федерации, Астраханской
области;
- организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
- размещение карт России, Астраханской Губернии, портретов выдающихся
34

государственных деятелей, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, героев и защитников Отечества;
- изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и
видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
- организацию звукового пространства позитивной духовно-нравственной,
гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение
гимна Российской Федерации;
- оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа), содержащих
новостную информацию позитивного
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного
содержания,
фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и
обучающихся и т. п.;
- совместная с детьми работа по созданию школьной символики (флаг,
эмблема, элементы школьной формы и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний,
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
- подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в школе, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
- событийное оформление интерьера школьных помещений (вестибюля,
коридоров, рекреаций, актового зала, окна и фасадов.) к традиционным
мероприятиям, значимым событиям (День знаний, Новый год, День Победы и
др.)
- поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
щколе-интернате, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение
территории;
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во
дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для школьников разных возрастных категорий,
оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
- благоустройство классных кабинетов, групп, осуществляемое классными
руководителями, воспитателями вместе со школьниками своих классов.
- разработку и обновление материалов (стендов, плакатов и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
35

ценностях, правилах, традициях, укладе школы, актуальных вопросах
профилактики и безопасности.
Раздел «Социальное партнёрство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
- участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии
с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в
рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
- участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
- проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности,
ориентированных
на
воспитание
обучающихся,
преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Для кадрового потенциала школы характерна стабильность
педагогического состава. Все педагоги — специалисты с большим опытом
работы. Профессионализм педагогических и управленческих кадров имеет
решающую роль в достижении главного результата – качественного и
результативного воспитания.
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на
повышение квалификации педагогов в сфере воспитания, организацию
научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом
планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у
самих педагогов интересов Педагоги регулярно повышают педагогическое
мастерство через:
- курсы повышения квалификации;
- регулярное проведение и участие в семинарах, вебинарах, научнопрактических конференциях;
- изучение научно-методической литературы;
36

- знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом.
Ведется работа школьного методического объединения классных
руководителей и воспитателей.
Кадровый состав школы: директор школы, заместитель директора по
учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной
работе, классные руководители, воспитатели, узкие специалисты (психолог
социальный педагог, педагог-дефектолог, педагоги – предметники)
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Школьные нормативно-правовые акты
Устав школы
Локальные акты:
 Положение о методическом объединении классных руководителей,
воспитателей
 положение о методическом объединении учителей начальных классов
 положение о методическом объединении учителей предметников
 Положение о Совете родителей
 Положение о классном руководстве
 Положение о Совете по профилактике правонарушений
 Положение о правилах поведения обучающихся
 Положение по использованию и включению в процесс обучения и
воспитания государственных символов РФ»
 Положение о ДШО «Содружество»
 Положение о «Родительских собраниях»
3.3 Система поощрения социальной успешности и проявления активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности
обучающихся призвана способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность; максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Поощрения выносятся за достижения
в области творческой, интеллектуальной, общественной и спортивной
деятельности.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех
обучающихся о награждении через сайт школы, социальные сети)
проведение награждений на еженедельной общешкольной линейке);
- соответствия процедур награждения укладу жизни школы, специфической
37

символике, выработанной и существующей в укладе школы (вручение
благодарностей, грамот, дипломов, поощрительных подарков производится в
торжественной обстановке, на праздничных мероприятиях, возможно в
присутствии
родительской
общественности,
педагогов-наставников
награждаемых);
- сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград, дает возможность стимулировать
как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся,
преодолевать межличностные противоречия между
обучающимися,
получившими награду и не получившими ее);
- привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия
ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных
представителей;
В школе применяются следующие формы поощрения:
- Переходной кубок «Лучшему классу года»;
- награждение благодарностями за активное участие в волонтерских и др.
акциях;
- награждение грамотами за победу или призовое место с указанием уровня
достижений
обучающихся
в
конкурсах
рисунков,
плакатов,
исследовательских работ, проектов, спортивных соревнованиях и т.п.
- награждение родителей (законных представителей) обучающихся
благодарственными письмами за хорошее воспитание детей и оказанную
поддержку в проведении школьных дел.
- награждение социальных партнеров за благотворительную поддержку
обучающихся, воспитанников.

Всеми обучающимися школы ведется портфолио. Обучающиеся собирают
(накапливают) факты, фиксирующие их, личностные достижения во всех
сферах деятельности различного уровня (всероссийского, федерального,
регионального, муниципального, школьного).

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».