Программа системы оценки вариант 2, 8.4

Результаты освоения АООП (вариант 2), АООП НОО РАС (вариант
8.4) оцениваются как итоговые на момент завершения обучения.
Освоение обучающимися АООП (вариант 2), АООП НОО РАС
(вариант 8.4) предполагает достижение ими двух видов результатов:
- личностных, включающих сформированность мотивации к обучению
и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметных (коррекционных для коррекционных курсов),
включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета
опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания и его применению.
В соответствии с требованиями стандарта, личностные и предметные
планируемые результаты освоения обучающимися АООП (вариант 2), АООП
НОО РАС (вариант 8.4) рассматриваются в качестве возможных
(примерных, ожидаемых) результатов, соответствующих индивидуальным
возможностям
и
специфическим
образовательным
потребностям
обучающихся.
Система оценки достижения планируемых (возможных) результатов
решает следующие задачи:
 закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности,
описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
 обеспечивает комплексный подход к оценке предметных, базовых учебных
действий и личностных результатов освоения АООП (вариант 2), АООП
НОО РАС (вариант 8.4);
 позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений
обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Освоение ребенком запланированных результатов оценивает экспертная
группа, основной метод – наблюдение в ходе учебных занятий,
коррекционных курсов и во внеурочной деятельности.
Аттестация (оценивание) обучающихся подразделяется на текущую которая происходит в конце полугодия в форме мониторинга
запланированных достижений по установленным критериям.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку
результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по
итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся
применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе)
объединяющий специалистов, осуществляющих процесс образования и

развития ребенка и члены семьи обучающегося. Задачей экспертной группы
(созданная приказом ОУ) является выработка согласованной оценки
достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит
анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Результаты анализа представляются в удобной и понятной всем членам
группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной
компетенции на заседании ППк.
Результаты промежуточной аттестации в конце учебного года
фиксируются в форме характеристики.
Предметом итоговой аттестации освоения обучающимися АООП
(вариант 2), АООП НОО РАС (вариант 8.4) является достижение результатов
освоения СИПР последнего года обучения и развития жизненных
компетенций обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение
последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением
обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и
оценить результаты обучения.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в
оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам
выполняемых
практических
действий:
«выполняет
действие
самостоятельно»,
«выполняет
действие
по
инструкции»
(вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет
действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
При оценке результативности обучения учитываются особенности
психического, неврологического и соматического состояния обучающегося.
Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом
психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных,
речевых, предметных действий, графических работ и др.
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся
оказывается помощь:
Разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и
жестовые инструкции;
Задания по подражанию.
В случае затруднений
в оценке сформированности действий и
представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных
тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, оцениваем его
эмоциональное состояние и другие возможные личностные результаты.
При оценке результативности обучения обучающихся учитываются
затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже
образовательных областей, которые не должны рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов включает целостную характеристику
освоения обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих
компонентов:

• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
2. Программа оценки предметных результатов
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
Возможные предметные результаты освоения АООП (вариант 2),
АООП НОО РАС (вариант 8.4) заносятся в СИПР с учетом индивидуальных
возможностей
и
специфических
образовательных
потребностей
обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и
конкретных учебных предметов.
Результаты заносятся экспертной
группой за 1 полугодие и за год, что и позволяет проследить динамику
освоения обучающимися СИПР по каждому учебному предмету и
коррекционному курсу на основе сравнительного анализа результатов.
Оценка выявленных результатов освоения СИПР, разработанной на основе
АООП (вариант 2), АООП НОО РАС (вариант 8.4) образовательного
учреждения осуществляется с использованием метода наблюдения и с
применением специальных диагностических проб.
Диагностическая проба включает оценку сформированности представлений и
умений по
критериям в соответствии с содержанием программного
материала. Наблюдение за ребенком проводят не только на занятиях, но и в
режимные моменты, в свободной деятельности.
Таблица 1
Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий
- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

ЗП

- выполняет задание с частичной помощью

ЧП

- выполняет задание по подражанию

П

- выполняет задание по образцу

О

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

СШ

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

Реакция на воздействия
- негативная реакция

НГ

- нейтральная реакция

НР

- положительная реакция

ПР

3. Программа оценки базовых учебных действий
В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
образовательное
учреждение самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки
БУД.
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в
процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования к
личностным и предметным результатам освоения АООП (вариант 2), АООП
НОО РАС (вариант 8.4), включая следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию
с
группой
обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
 умение выполнять инструкции педагога;
 использование по назначению учебных материалов;
 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени,
 от начала до конца,
 с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в
СИПР, разработанные с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся на основе АООП (вариант 2), АООП НОО РАС (вариант 8.4)
образовательного учреждения. Решение поставленных задач происходит, как
на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на
специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного
плана и во внеурочной деятельности.
Оценивание БУД осуществляется
с применением бальной системы
оценивания:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его
смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя,
в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в
определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда
допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить
достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными
действиями, получить общую картину сформированности учебных действий
у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их
формирования на протяжении всего времени обучения.
Оценка сформированности БУД производится 2 раза в год в начале и
конце учебного года экспертной группой созданной приказом ОУ.
Оценка сформированности всех групп БУД обучающегося заносятся в
таблицу 1 и подсчитывается средний балл, по количеству баллов
определяется уровень сформированности БУД
(Таблица 3) Лист
сформированности БУД) по каждому обучающемуся, и по классу в целом
заносятся в журнал итоговых достижений БУД обучающихся (Таблица 4)
В соответствии с требованиями Стандарта конкретные базовые
учебные действия, формируемые у обучающихся:

Таблица 1
Ф.И. обучающегося_______________________________________год обучения_____________
Оценка сформированности БУД
№
п/п

Группа БУД

Перечень учебных действий

1

Подготовка ребенка к
нахождению и обучению в среде
сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию с группой
обучающихся.

-Умение понимать мимику и пантомимику сверстников.
-Умение
концентрировать
направленность
говорящего взрослого/задание.
-Умение
оценивать
состояние
сверстников,
мимике, пантомимике.

Оценка
сформированности
(в баллах)
начало
конец
уч. года
уч. года
взгляда

на

взрослых

по

Максимум 15 баллов
2

Формирование учебного
поведения

3

Формирование умения
выполнять задание

4

Формирование умения
самостоятельно переходить
от одного задания (операции,
действия) к другому в
соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом
действия и т.д.

-Умение выполнять инструкции педагога.
- Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
- Умение использовать по назначению учебный материал.
Максимум 15 баллов
- Умение выполнять задание в течение определенного
периода времени.
- Умение выполнять задание от начала до конца.
Умение
выполнять
задание
с
заданными
качественными
параметрами.
Максимум 15 баллов
- Умение пошагово выполнять задание.
- Умение следовать наглядной развернутой инструкции педагога.
- Умение следовать словесной инструкции педагога.
- Умение самостоятельно выполнять задание.

Максимум 20 баллов
Итого баллов

Лист мониторинга оценки сформированности базовых учебных действий заполняется экспертной группой
Результаты оценки сформированности базовых учебных действий заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося.
В соответствующие клетки таблицы вносятся результаты оценки каждого параметра.
В соответствующие графы вписывается количественное оценивание (цифры )от 0 до 5.

Таблица 2
Уровень сформированности БУД
№
п/п

Уровень сформированности БУД

1

Первый уровень сформированности БУД

2

Второй уровень сформированности БУД

3

Третий уровень сформированности БУД

4

Четвертый уровень сформированности
БУД

Умения

Кол-во
баллов

Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно
применять действия в любых ситуациях.
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно
применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации
допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя.
Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в
основном выполняет действия по указанию учителя.

65-50

В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет
только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может
справиться с поставленной

19-0

Таблица 3
Ф.И.О. обучающегося__________________________________________________
Лист сформированности БУД

49-32
31-20

№
п/п
1
2
3
4

Группа БУД

Год обучения
1

2

3

4

5

6

7

8

9

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения
Формирование умения выполнять задание
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.
Общее количество баллов

Уровень сформированности БУД
I уровень сформированности
БУД
II уровень сформированности
БУД

Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях.

65-50

Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в
необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя.

49-32

III уровень сформированности
БУД
IV уровень сформированности
БУД

Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию
учителя.
В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в
затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной задачей

31-20
19-0

Таблица 4
№
п/п

Журнал итоговых достижений БУД обучающихся________класса____________уч.год
Ф.И.
Группа БУД
Подготовка ребенка Формирование
Формирование
Формирование
обучающегося
к нахождению и
обучению в среде
сверстников, к

учебного поведения

умения выполнять
задание

умения
самостоятельно
переходить от одного

эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию с
группой
обучающихся.

задания (операции,
действия) к другому
в соответствии с
расписанием
занятий, алгоритмом
действия и т.д.

1
2
3
4
5

I уровень сформированности БУД

Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях.

65-50

II уровень сформированности
БУД

Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной
ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя.

49-32

III уровень сформированности
БУД
IV уровень сформированности
БУД

Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя.

31-20

В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных
ситуациях не может справиться с поставленной задачей

19-0

4. Программа оценки личностных результатов
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в структуре планируемых
результатов освоения АООП образования обучающихся с умеренной,
глубокой и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), ТМНР, РАС ведущее место принадлежит исключительно
личностным результатам, так как именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования, введению
обучающихся в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты отражают жизненные компетенции:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир
в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери,
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
На основании сформулированных в ФГОС требований к личностным
результатам освоения АООП, которые выступают в качестве критериев

оценки жизненной компетенции, программа предусматривает перечень
параметров
и
индикаторов
оценки
каждого
результата.
Они
дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим специфике
индивидуально – возрастных особенностей развития обучающегося, а
именно: 1-4 классы, 5-11 классы.
Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребёнка
используется метод экспертной группы и родителей (законных
представителей) и создается приказам ОУ. Задачей экспертной группы
является выработка общей оценки достижений ребёнка в сфере жизненной
компетенции. Основой оценки продвижения ребенка в жизненной
компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни
- в школе и дома.
4.1. Оценка динамики достижений ребенка в сфере жизненной
компетенции и социальном развитии.
Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год на
конец учебного года.
Система оценки:
Результаты анализа представлены в форме условных единиц:
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика.
Классному руководителю, воспитателю, Экспертной группе, родителям
(законным представителям) предлагается оценить уровень развития
жизненных компетенций каждого обучающегося в 1 классе в начале года (до
15 сентября) и в конце (до 25 мая) учебного года, а в последующих классах
на конец учебного года (до 25 мая).
Классный руководитель передаёт родителям анкету содержащую
вопросы для оценки личностных результатов обучающегося и лист
наблюдений (Таблица 3) на родительском собрании или в индивидуальном
порядке, пояснив задание и уточнив время его выполнения.
Классный руководитель и воспитатель оценивают уровень развития
жизненных компетенций каждого обучающегося класса (Таблица 3, 4).
Оценка экспертной группы заносится
в бланк оценивания
экспертной группы по каждому обучающимуся (Таблица 5,6)

4.2. Обработка и анализ полученных результатов.
При обработке результатов мониторинга оценки экспертной группы
(Таблицы5,6) подсчитывается суммарный балл показателей и уровень
развития жизненных компетенций по каждому критерию в % соотношении

по каждому обучающемуся каждый учебный год (Таблица7),
результаты всего класса заносятся в журнал итоговых достижений
(Таблица 8)
Бланк оценивания обучающихся
хранится в карте развития
обучающегося, Журнал итоговых достижений обучающихся класса за
учебный год хранится в ППк.
По результатам оценивания в конце учебного года классный
руководитель определяет цель и задачи СИПР на следующий учебный год.
Уровень развития жизненных компетенций определяется по сумме
баллов в каждой содержательной линии. Рассчитаем средний показатель
оценивания.
Максимальное количество баллов – 100%
Суммарный показатель обучающегося – х%
Максимальное количество баллов в каждом критерии оценивания,
которое может набрать ученик - 27 баллов ( 3 результата * 9 оценок).

4.3.Критерии, параметры и индикаторы оценки личностных результатов.
Таблица №1.
Ожидаемые личностные результаты (критерии, параметры и индикаторы
1-4 классов.
№ п/
п
1.

Критерии

Параметры оценки

Основы персональной
идентичности, осознание
принадлежности к
определенному полу, осознания
себя как «Я»

Персональная идентичность
(соотнесение себя со своим именем, своим
изображением на фотографии, отражением
в зеркале)

2.

Основы социальноэмоционального участия в
процессе общения и совместной
деятельности.

3.

Формирование уважительного
отношения к окружающим.

Индикаторы

Узнает свое имя, свою фамилию.
Отвечает правильно на вопрос «Как тебя
зовут?»
Идентифицирует по внешним признакам пол
человека на картинке, на фотографии.
Определяет свою половую принадлежность.
Соотносит понятия «моё»/ «чужое» (предметы,
учебные вещи, учебное место).
Адекватность
применения
ритуалов Умеет обратиться к взрослому с целью
социального взаимодействия
реализации собственных потребностей.
Проявляет доверие к близким взрослым и
педагогу.
Стремится (проявляет активность, радость) к
общению и совместной деятельности с
взрослыми и сверстниками.
Сформированность
коммуникативных Обращается
уважительно
к
взрослым
навыков.
(интонация, называет по имени и отчеству) и к
сверстникам в школе.
Выражает поведением, мимикой, жестами,
речью уважительное отношение к взрослым и
сверстникам в условиях дома, в других
социально-культурных учреждениях.

4.

5.

6.

Овладение
начальными Сформированность навыков адаптации.
навыками
адаптации
в
динамично – изменяющемся и
развивающемся мире.

Наличие признаков преодоления стереотипов в
поведении и появления новых образцов
учебного поведения.
Закрепляет навыки сдерживания импульсивного
поведения и аффективных реакций. Проявляет
терпение.
Сохраняет
устойчивость
поведения
и
адекватную реакцию в случаях изменении
режима дня в домашних условиях и в школе.
Освоение доступных социальных Адекватность
применения
ритуалов Владеет навыком пребывания в социальной
ролей (обучающегося, сына
социального взаимодействия, расширение ситуации общественного транспорта, магазина,
(дочери), пассажира, покупателя), сферы мотивов учебной деятельности и кафе и т.д.
развитие мотивов учебной
проявление
устойчивого
интереса,
деятельности и формирования
потребности к отдельным познавательным Наличие
представлений
о
домашних
личностного смысла учения.
заданиям.
обязанностях.
Наличие
представлений
о
школьных
обязанностях.
Выражен мотив и активность стремления к
успешному выполнению отдельных операций
или действий.
Проявляет стойкий интерес к выполнению
отдельных познавательных заданий.
Формирование установки на
Соблюдение норм здорового образа жизни, Наличие санитарно – гигиенических навыков
безопасный, здоровый образ
знание и соблюдение правил личной
(мыть руки, чистить зубы, умываться,
жизни, наличие мотивации к
гигиены, обихода; проявления интереса и
причесываться и т.д.)
труду, работе на результат,
активности к занятиям физической
Владеет использованием моющих средств.
бережному отношению к
культуры, к прогулкам и играм на свежем
Умеет обслуживать себя (принимать пищу,
материальным и духовным
воздухе.
пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой,
ценностям.
туалетной бумагой).
Активен на занятиях адаптивной физкультуры,
с удовольствием выходит на прогулки и любит
играть в подвижные игры на воздухе.

Таблица №2.
Ожидаемые личностные результаты (критерии, параметры и индикаторы)
5-11 классов.
№ п/
п
1.

2.

Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Основы персональной
идентичности, осознание
принадлежности к
определенному полу, осознания
себя как «Я»
Социально-эмоциональное
участия в процессе общения и

Персональная идентичность

Знает своё имя
Знает свою фамилию
Идентифицирует по внешним признакам пол
человека.

Владение средствами коммуникации

Умение работать в коллективе, группе.
Принятие правил поведения в классе (группе).

совместной деятельности.

3.

Формирование социальноориентированного взгляда на
окружающий мир в его
органичном единстве и
разнообразии природной и
социальной частей

Адекватность
применения
социального взаимодействия

4.

Формирование уважительного
отношения к окружающим.

Сформированность
уважительного
отношения к взрослому, сверстнику.

5.

Овладение начальными
навыками адаптации в
динамично – изменяющемся и
развивающемся мире.
Освоение доступных социальных
ролей (обучающегося, сына
(дочери), пассажира, покупателя),
развитие мотивов учебной
деятельности и формирования
личностного смысла учения.

Сформированность навыков адаптации.

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои
поступки на основе
представлений о нравственных

Сформированность
представлений
о
нравственных
нормах,
общепринятых
правилах

6.

7.

ритуалов

Адекватность
применения
ритуалов
социального взаимодействия.
Сформированность мотивации учебной
деятельности,
включая
социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы.

Принятие правил поведения в школьных
помещениях (столовая, гардероб, спальня)
Принятие правил поведения на школьных
мероприятиях.
Умение обратиться к взрослому за помощью и
сформулировать просьбу
Умение точно описать сложившуюся проблему
в области жизнеобеспечения
Способность
определять
допустимое
и
необходимое в еде, физической нагрузке, в
приёме медицинских препаратов
Наличие навыков самообслуживания.
Умение выслушать иное мнение
Использование в речи слов этикета
Проявление
заботы
к
родителям,
одноклассникам, педагогам
Умение
выстраивать
добропорядочные
отношения в классе (группе)
Умение контролировать своё поведение в
любых проблемных ситуациях
Владение навыком приветствия, прощания.
Владение навыком культуры обращения
Узнавание одноклассников
Знание школьных кабинетов
Ежедневное использование и аккуратное
отношение к школьной форме.
Правильное использование и аккуратное
отношение к школьной атрибутике (дневник,
учебник, тетрадь)
Знание правил поведения в разных социальных
ситуциях слюдьми разного возраста и статуса
Умение адекватно использовать принятые
социальные ритуалы

нормах и общепринятых
правилах

8.

Формирование эстетических
потребностей, ценностей и
чувств

9.

Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других
людей
Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения
не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных
ситуаций

10.

Умение вступать в контакт и общаться в
соответствии
с
возрастом,
близостью,
социальным статусом собеседника.
Умение корректно привлечь к себе внимание
Умение отказаться от нежелательного контакта
Умение выразить свои чувства (благодарность,
сочувствие, намерение, посьбу и т.д.)
Сформированность
представлений
о Дисциплина
наличии нравственных субстанций.
Отзывчивость
Трудолюбие
Выполнение правил школы-интерната
Сформированность духовно-нравственных Выполнение обещаний
качеств
Активное
участие
в
общешкольных
мероприятиях
Инициативноть при оказании помощи
Сформированность навыков
сотрудничества со взрослыми

Сформированность навыков коммуникации
со сверстниками
11.

Формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат,

Сформированность установки на
безопасный, здоровый образ жизни

Умение сотрудничать со взрослыми в разных
социальных ситуациях
Соблюдение в повседневной жизни норм
речевого этикета и правил устного общения
(обращение, приветствие)
Участие в коллективной групповой работе
сверстников, соблюдение в повседневной жизни
норм коммуникации
Умение в ситуации конфликта найти путь его
ненасильственного преодоления
Умение учитывать иное мнение в совместной
работе
Отказ от вредных привычек
Активное
участие
в
спортивнооздоровительных
мероприятиях
школыинтерната

бережному отношению к
материальным и духовным
ценностям.

Активное занятие творческим трудом или
спортом
Проявление
бережного
отношения
к
результатам своего или чужого труда

Анкета для родителей (законных представителей), содержащая вопросы для оценки личностных результатов
обучающегося.
Обучающегося__________________________________
класса
_____________уч. год
№
п/п

Вопрос

Да

Нет

1

Может ли ребенок назвать свои ФИО, возраст и пол?

2

Знает ли ваш ребенок свой адрес?

3

Способен ли ваш ребенок описать свое физическое состояние? Например, когда ему жарко,
холодно, больно и т.п.

4

Способен ли ваш ребенок оповестить о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.)?

5

Убирает ли ребенок за собой свои вещи, игрушки?

6

Пользуется ваш ребенок в повседневной жизни навыками личной гигиены?

7

Дома и во дворе следит за своим внешним видом?

8

Обращается ли за помощью к взрослым членам семьи?

9

Знает ли ребенок ФИО близких родственников?

10

Знает ли ребенок место работы близких родственников?

11

Нравится ли ему учиться в школе?

12

Делится ли ребенок своими впечатлениями?

13

Случается ли, что ребенок испытывает чувство стыда, вины?

14

Дома ребенок соблюдает режим дня?

15

Есть ли у ребенка вредные привычки?

16

Соблюдает правила дорожного движения?

Укажите какие?

17

Соблюдает правила безопасного поведения дома (например, правила обращения с
электроприборами и т.п.) ?

18

Соблюдает правила безопасного поведения на улице (например, правила общения с
незнакомыми людьми)

19

Имеет ли ребенок свои домашние обязанности? Укажите какие?

Таблица 3
Лист наблюдений
1-4 класс
Обучающегося__________________________________
класса
Критерий

_____________уч. год

Показатели оценки

1.Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я»

Оценка

Узнает свое имя, свою фамилию.
Отвечает правильно на вопрос «Как тебя зовут?»
Идентифицирует по внешним признакам пол человека на картинке, на фотографии. Определяет свою половую
принадлежность.
Соотносит понятия «моё»/ «чужое» (предметы, учебные вещи, учебное место).
2. Основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности.
Умеет обратиться к взрослому с целью реализации собственных потребностей.
Проявляет доверие к близким взрослым и педагогу.
Стремится (проявляет активность, радость) к общению и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
3. Формирование уважительного отношения к окружающим.
Обращается уважительно к взрослым (интонация, называет по имени и отчеству) и к сверстникам в школе.
Выражает поведением, мимикой, жестами, речью уважительное отношение к взрослым и сверстникам в условиях дома, в
других социально-культурных учреждениях.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и развивающемся мире.
Наличие признаков преодоления стереотипов в поведении и появления новых образцов учебного поведения.
Закрепляет навыки сдерживания импульсивного поведения и аффективных реакций. Проявляет терпение.
Сохраняет устойчивость поведения и адекватную реакцию в случаях изменении режима дня в домашних условиях и в школе.
5. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной
деятельности и формирования личностного смысла учения
Владеет навыком пребывания в социальной ситуации общественного транспорта, магазина, кафе и т.д.
Наличие представлений о домашних обязанностях.
Наличие представлений о школьных обязанностях.

Выражен мотив и активность стремления к успешному выполнению отдельных операций или действий.
Проявляет стойкий интерес к выполнению отдельных познавательных заданий.
6. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Наличие санитарно – гигиенических навыков (мыть руки, чистить зубы, умываться, причесываться и т.д.)
Владеет использованием моющих средств.
Умеет обслуживать себя (принимать пищу, пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой, туалетной бумагой).
Активен на занятиях адаптивной физкультуры, с удовольствием выходит на прогулки и любит играть в подвижные игры на
воздухе.

Таблица 4
Лист наблюдений
5-11 класс
Обучающегося__________________________________
класса
_____________уч. год
Критерий

Показатели оценки

1.Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я»
Знает своё имя
Знает свою фамилию

Оценка

Идентифицирует по внешним признакам пол человека.
2. Основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности.
Умение работать в коллективе, группе.
Принятие правил поведения в классе (группе).
Принятие правил поведения в школьных помещениях (столовая, гардероб, спальня)
Принятие правил поведения на школьных мероприятиях.
3. Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии
природной и социальной частей
Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу
Умение точно описать сложившуюся проблему в области жизнеобеспечения
Способность определять допустимое и необходимое в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов
Наличие навыков самообслуживания.
4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
Умение выслушать иное мнение
Использование в речи слов этикета
Проявление заботы к родителям, одноклассникам, педагогам
5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и развивающемся мире.
Умение выстраивать добропорядочные отношения в классе (группе)
Умение контролировать своё поведение в любых проблемных ситуациях
6.Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной
деятельности и формирования личностного смысла учения.
Узнавание одноклассников

Знание школьных кабинетов
Ежедневное использование и аккуратное отношение к школьной форме.
Правильное использование и аккуратное отношение к школьной атрибутике (дневник, учебник, тетрадь)
7.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и
общепринятых правилах
Знание правил поведения в разных социальных ситуциях слюдьми разного возраста и статуса
Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы
Умение вступать в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью, социальным статусом собеседника.
Умение корректно привлечь к себе внимание
Умение отказаться от нежелательного контакта
Умение выразить свои чувства (благодарность, сочувствие, намерение, просьбу и т.д.)
8.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Дисциплина
Отзывчивость
Трудолюбие
Выполнение правил школы-интерната
9.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей
Выполнение обещаний
Активное участие в общешкольных мероприятиях
Инициативноть при оказании помощи
10.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Умение сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуациях
Соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения (обращение, приветствие)
Участие в коллективной групповой работе сверстников, соблюдение в повседневной жизни норм коммуникации
Умение в ситуации конфликта найти путь его ненасильственного преодоления
Умение учитывать иное мнение в совместной работе
11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Отказ от вредных привычек
Активное участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы-интерната
Активное занятие творческим трудом или спортом
Проявление бережного отношения к результатам своего или чужого труда

Таблица 5
Бланк оценивания экспертной группы
1-4 класс
Обучающегося__________________________________
Критерий

1.Основы
персональной

класса

Узнает свое имя, свою фамилию.

0123

оценка
классно
го
руково
дителя
0123

Отвечает правильно на вопрос «Как тебя зовут?»

0123

0123

Показатели оценки

оценка
родите
ля

_____________уч. год
оценка
воспи
тателя

0123

0123

сумма
балов/
%

идентичности,
осознание
принадлежност
ик
определенному
полу,
осознания себя
как «Я»

Идентифицирует по внешним признакам пол человека на
картинке, на фотографии. Определяет свою половую
принадлежность.

0123

0123

0123

Соотносит понятия «моё»/ «чужое» (предметы, учебные вещи,
учебное место).

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

Обращается уважительно к взрослым (интонация, называет по
имени и отчеству) и к сверстникам в школе.

0123

0123

0123

Выражает поведением, мимикой, жестами, речью уважительное
отношение к взрослым и сверстникам в условиях дома, в других
социально-культурных учреждениях.

0123

0123

0123

Наличие признаков преодоления стереотипов в поведении и
появления новых образцов учебного поведения.

0123

0123

0123

Закрепляет навыки сдерживания импульсивного поведения и
аффективных реакций. Проявляет терпение.

0123

0123

0123

максимальный бал 36
Умеет обратиться к взрослому с целью реализации собственных
потребностей.

2. Основы
социальноэмоциональног Проявляет доверие к близким взрослым и педагогу.
о участия в
Стремится (проявляет активность, радость) к общению и
процессе
совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
общения и
совместной
деятельности.
максимальный бал 27
3.
Формирование
уважительного
отношения к
окружающим.

максимальный бал 18
4.Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично –

изменяющемся
и
развивающемс
я мире.

Сохраняет устойчивость поведения и адекватную реакцию в
случаях изменении режима дня в домашних условиях и в школе.

0123

0123

0123

0123

0123

0123

Наличие представлений о домашних обязанностях.

0123

0123

0123

Наличие представлений о школьных обязанностях.

0123

0123

0123

максимальный бал 27
5.
Освоение
доступных
социальных
ролей
(обучающегося
,
сына
(дочери),
пассажира,
покупателя),
развитие
мотивов
учебной
деятельности и
формирования
личностного
смысла учения

Владеет навыком пребывания в социальной
общественного транспорта, магазина, кафе и т.д.

Выражен мотив и активность стремления
выполнению отдельных операций или действий.

ситуации

к

успешному

0123

0123

0123

выполнению

отдельных

0123

0123

0123

Наличие санитарно – гигиенических навыков (мыть руки, чистить
зубы, умываться, причесываться и т.д.)

0123

0123

0123

Владеет использованием моющих средств.

0123

0123

0123

Умеет обслуживать себя (принимать пищу, пользоваться ложкой,
кружкой, салфеткой, туалетной бумагой).

0123

0123

0123

Активен на занятиях адаптивной физкультуры, с удовольствием
выходит на прогулки и любит играть в подвижные игры на
воздухе.

0123

0123

0123

Проявляет стойкий интерес
познавательных заданий.

к

максимальный бал 45
6.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни,
наличие
мотивации
к
труду, работе
на результат,
бережному

отношению к
материальным
и
духовным
ценностям.
максимальный бал 36
Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается обучающийся.

Таблица 6
Бланк оценивания экспертной группы
5-11 класс
Обучающегося__________________________________

Знает своё имя

0123

Знает свою фамилию

0123

0123

0123

Идентифицирует по внешним признакам пол человека.

0123

0123

0123

Показатели оценки

оценка
родите
ля

_____________уч. год
оценка
классно
го
руково
дителя
0123

Критерий

1.Основы
персональной
идентичности,

класса

оценка
воспи
тателя
0123

сумма
балов

осознание
принадлежност
ик
определенному
полу,
осознания себя
как «Я»
максимальный бал 27
Умение работать в коллективе, группе.
2. Основы
Принятие правил поведения в классе (группе).
социальноэмоциональног Принятие правил поведения в школьных помещениях (столовая,
о участия в
гардероб, спальня)
процессе
Принятие правил поведения на школьных мероприятиях.
общения и
совместной
деятельности.
максимальный бал 36

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

3.
Формирование
социальноориентированн
ого взгляда на
окружающий
мир в его
органичном
единстве и
разнообразии
природной и
социальной
частей

Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать
просьбу

0123

0123

0123

Умение точно описать сложившуюся проблему в области
жизнеобеспечения

0123

0123

0123

Способность определять допустимое и необходимое в еде,
физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов

0123

0123

0123

Наличие навыков самообслуживания.

0123

0123

0123

максимальный бал 36

4.Формирован
ие
уважительного
отношения к
окружающим.

Умение выслушать иное мнение

0123

0123

0123

Использование в речи слов этикета

0123

0123

0123

Проявление заботы к родителям, одноклассникам, педагогам

0123

0123

0123

Умение выстраивать добропорядочные отношения в классе
(группе)

0123

0123

0123

Умение контролировать своё поведение в любых проблемных
ситуациях

0123

0123

0123

Узнавание одноклассников

0123

0123

0123

Знание школьных кабинетов

0123

0123

0123

Ежедневное использование и аккуратное отношение к школьной
форме.

0123

0123

0123

Правильное использование и аккуратное отношение к школьной
атрибутике (дневник, учебник, тетрадь)

0123

0123

0123

максимальный бал 27
5. Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично –
изменяющемся
и
развивающемс
я мире.

максимальный бал 18
6.
Освоение
доступных
социальных
ролей
(обучающегося
, сына (дочери),
пассажира,
покупателя),
развитие
мотивов
учебной
деятельности и
формирования

личностного
смысла учения
максимальный бал 36
7.Развитие
самостоятельн
ости и личной
ответственност
и
за
свои
поступки
на
основе
представлений
о
нравственных
нормах
и
общепринятых
правилах

Знание правил поведения в разных социальных ситуциях
слюдьми разного возраста и статуса

0123

0123

0123

Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы

0123

0123

0123

Умение вступать в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью, социальным статусом собеседника.

0123

0123

0123

Умение корректно привлечь к себе внимание

0123

0123

0123

Умение отказаться от нежелательного контакта

0123

0123

0123

Умение выразить свои чувства (благодарность, сочувствие,
намерение, посьбу и т.д.)

0123

0123

0123

Дисциплина

0123

0123

0123

Отзывчивость

0123

0123

0123

Трудолюбие

0123

0123

0123

Выполнение правил школы-интерната

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

0123

максимальный бал 54
8.Формирован
ие
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств

максимальный бал 36
9.Развитие
Выполнение обещаний
этических
Активное участие в общешкольных мероприятиях
чувств,
доброжелатель Инициативноть при оказании помощи
ности
и
эмоциональнонравственной

отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам
других людей
максимальный бал 27
10.Развитие
навыков
сотрудничеств
а со взрослыми
и
сверстниками
в
разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов и
находить
выходы
из
спорных
ситуаций

Умение сотрудничать со взрослыми в разных социальных
ситуациях

0123

0123

0123

Соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и
правил устного общения (обращение, приветствие)

0123

0123

0123

Участие в коллективной групповой работе сверстников,
соблюдение в повседневной жизни норм коммуникации

0123

0123

0123

Умение в ситуации конфликта найти путь его ненасильственного
преодоления

0123

0123

0123

Умение учитывать иное мнение в совместной работе

0123

0123

0123

Отказ от вредных привычек

0123

0123

0123

Активное участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях
школы-интерната

0123

0123

0123

Активное занятие творческим трудом или спортом

0123

0123

0123

Проявление бережного отношения к результатам своего или
чужого труда

0123

0123

0123

максимальный бал 45
11.Формирован
ие установки
на безопасный,
здоровый образ
жизни,
наличие
мотивации
к
труду, работе
на результат,

бережному
отношению к
материальным
и
духовным
ценностям.
максимальный бал 36

I уровень
сформированности жизненных компетентностей
II уровень
сформированности жизненных компетентностей
III уровень
сформированности жизненных компетентностей

Оптимальный уровень (сформированы все личностные результаты)

50-100 %

Достаточный уровень (не в полной мере сформированы личностные
результаты)
Низкий уровень (не сформированы некоторые личностные)

30-50%

I уровень
сформированности жизненных компетентностей

Оптимальный уровень (сформированы все личностные результаты)

от 17 до
20 баллов

II уровень
сформированности жизненных компетентностей

Достаточный уровень (не в полной мере сформированы личностные
результаты)

от 10 до
16 баллов

III уровень
сформированности жизненных компетентностей

Низкий уровень ( сформированы некоторые личностные)

ниже 10
баллов

0-30%

Таблица 7
Ф.И.О. обучающегося__________________________________________________
Оценка сформированности жизненных компетентностей
№
п/п
1.

Критерии оценки личностных результатов
Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания
себя как «Я»

2.

3.

Основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной
деятельности.
Формирование уважительного отношения к окружающим

4.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и
развивающемся мире.

5.

6.

Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования
личностного смысла учения
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Год обучения
0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах

8.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

9.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

10.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

11.

Таблица 8
Журнал итоговых достижений обучающихся _____ класса за _______________учебный год.
№ Ф.И.
Критерии развития жизненных компетенций
обучающегося

11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

10.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

9.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

8.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

7.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах

6.Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла
учения.

5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и
развивающемся мире.

4. Формирование уважительного отношения к окружающим.

3. Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей

деятельности.2. Основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной

1.Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу,
осознания себя как «Я»

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике
развития жизненной компетенции обучающегося за год по каждому критерию.
Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития
социальной (жизненной) компетенции ребенка.
Результаты оценки личностных достижений заносятся
в
индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным
компетенциям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».