РП по русскому языку и чтению, 6 класс, АООП 1 вариант

ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА.
Русский язык.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Цели предмета:
- выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений;
- развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления
предложений, объяснения действий, выполнения упражнений по запоминанию;
- осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.
В основные задачи обучения грамматики и правописанию входят:
- развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета;
- развивать связную устную и письменную речь обучающихся;
- формирование практически значимых орфографических и пунктуационных
навыков;
-коррекция активного (пассивного) словаря на основе чтения и выполнения
упражнений, составления предложений, ответов на вопросы, объяснения
действий;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;
- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания
правил;
- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных
таблиц, иллюстраций, словарной работы.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной
деятельности, с целью усиления практической направленности обучения
проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Приоритетные направления воспитательной работы на уроках русского
языка:
1. Патриотическое воспитание.
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края;
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достоинствам своей Родины –
России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
1.5.

Уважение

к

символам

России,

государственным

праздникам,

историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
2. Гражданское воспитание.
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации местного
сообщества, родного края, страны; - неприятия любых форм экстремизма,
дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственное воспитание.
3.1.

Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного

выбора;

Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а

3.2.

также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом сознания последствий поступков;
Активное неприятие асоциальных поступков;

3.3.

4.Эстетическое воспитание.
Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству

4.1.

своего и других народов.
5. Ценности научного познания.
5.1.

Ориентация

в

деятельности

на

современную

систему

научных

представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязи человека с природной и социальной средой.
Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской

5.2.

культурой, навыками чтения, как средства познания мира;
6.

Физическое

воспитание.

Формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия.
6.1.

Осознание ценности жизни.

6.2.

Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый

образ

жизни

(здоровое

сбалансированный

режим

питание,
занятий

соблюдение

гигиенических

и

регулярная

отдыха,

правил,

физическая

активность);
6.3.

Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление

алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
6.4.

Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного

поведения в интернет - среде в процессе школьного образования;
6.5.

Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся

социальным информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
6.6.

Умение принимать себя и других, не осуждая;

6.7.

Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное

состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния;
6.8.

Сформированность навыков рефлексии;

6.9.

Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудовое воспитание.
7.1.

Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках

семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности;
7.2.

Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять

такого рода деятельность;
7.3.

Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;

7.4.

Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

7.5.

Осознанный

выбор

и

построение

индивидуальной

траектории

образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей.
8. Экологическое воспитание.
8.3.

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального

характера экологических проблем и путей их решения;
8.4.

Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его
усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Все знания
обучающихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений,
являются

практически

реабилитации.
деятельности

значимыми

Необходимость
детей

с

для

коррекции

умственной

их

социальной
познавательной

отсталостью

адаптации
и

и

речевой

(интеллектуальными

нарушениями) обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой,
графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития,
имеющихся психофизических функций.

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе учитывает особенности
познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности детей с
нарушением интеллекта, способствует их умственному развитию, обеспечивает
гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое развитие.
Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того
уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для
социальной адаптации. В начале учебного года идёт повторение, учитывающее
умственные и возрастные возможности детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Изучение состава слова, словообразующей
роли значимых частей направлено на обогащение и активизацию словаря,
формирование у обучающихся навыков единообразного написания гласных и
согласных в корне и приставке. Части речи изучаются в 6 классе в том объёме,
который

необходим

обучающимся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) для выработки практических навыков
устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Тема «Предложение» включена в календарно-тематическое планирование всех
лет обучения. В процессе упражнений у обучающихся формируются навыки
построения

разной

предложения.

степени

Одновременно

распространения
идёт

простого

закрепление

и

сложного

орфографических

и

пунктуационных навыков.
На

уроках

русского

языка

особое

внимание

уделяется

формированию навыков связной речи. Поэтому в 6 классе проводятся
творческие работы, что позволяет учащимся овладеть такими видами, как
изложение и сочинение. Прививаются навыки делового письма: написание
адреса, поздравления, записки, письма, объявления.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет «Русский язык» относится к образовательной области
«Язык и речевая практика».

Согласно ФАООП УО (вариант 1), составленной на основе ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
изучение предмета «Русский язык» отводится в общем объёме 136 часов (34
учебных недели) по 4 часа в неделю.
Количество часов на изучение предмета:
Четверть

I

Количество часов 33 ч.

II

III

IV

Всего

31 ч.

44 ч.

28 ч.

136 ч.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты освоения учебного предмета
- осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и
обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
Минимальный уровень
- Знать буквы, обозначать звуки буквами;
- Списывать с

печатного и рукописного текстов отдельные

небольшие предложения, слова(30-35 слов);
- Записывать по памяти отдельные короткие слова и некоторые слова
из словаря;

- Участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
- Находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка
в конце);
- Участвовать

в

коллективном

обсуждении

содержания

теста

упражнений, подборе заголовка к тексту;
- Записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также
домашний адрес.
Достаточный уровень
- Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55-60слов);
- Пользоваться школьным орфографическим словарём;
- Решать орфографические задачи, опираясь на схему;
- Называть и различать части речи;
- Принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала
для создания текста;
- Оформлять

деловые

бумаги

с

опорой

на

образец

(под руководством учителя).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Звуки и буквы. Текст (8ч)
Повторение. Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных
(слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие —
твердые, звонкие—глухие). Буквенная азбука алфавит. Знакомство с
орфографическим словарем.
Согласные

звонкие

и

глухие.

Их

дифференциация.

Установление

несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на
конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и
не соответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма.
Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые

безударные

гласные. Части текста. Красная строка. Запись текста с соблюдением красной
строки.

Предложение. Текст (10 ч)
Предложение как единица речи.
Нераспространённые и распространённые предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Распространение предложения с помощью вопросов, рисунков.
Ответы

на

вопрос

предложениями.

нераспространённым

Практическое

знакомство

с

и

распространённым

однородными

членами

предложения. Интонация перечисления. Деление текста на предложения.
Расположение частей текста в соответствии с данным планом.
Состав слова. Текст (29ч) Корень и однокоренные слова. Правописание
проверяемых безударны гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов
путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Непроверяемые

безударные

гласные.

Наблюдение

за

единообразным

написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от
приставки.

Составление

словосочетаний,

противоположных

по

значению (пришел на стадион—ушел со стадиона).Приставка и
предлог.

Их

различение.

Правописание

гласных

в

приставках.

Правописание приставок на согласную. Разделительный ъ в словах с
приставками.
Суффикс.

Изменение

значения

слова

в

зависимости

от

суффикса.

Расположение частей текста в соответствии с данным планом. Деление текста
на части по данному плану.
Части речи. Текст (2 ч). Слово как название предмета, его признака или
действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.
Имя существительное(30ч). Значение в речи. Разделение существительных
на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные,
растения, явления природы, состояние и т.д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные

по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование
сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза,
как бусинки).
Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и
неодушевленные.
Большая буква в именах собственных. Кавычки в именах собственных.
Изменение имен существительных по числам.
Род имен существительных.
Изменение существительных по падежам (склонение).
Начальная форма. Постановка существительных, стоящих в косвенных
падежах, в начальную форму. Выделение опорных слов (существительных) в
тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам.
Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития
основной мысли (из ряда предложенных).
Имя прилагательное (25 ч ). Значение в речи (оценить предмет, определить
его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными:
цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его
оценочная характеристика. Прилагательные, близкие и противоположные по
смыслу.

Выделение

из

текста

словосочетаний

существительных

с

прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным
словосочетаниям. Род прилагательных. Его зависимость от рода имен
существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями.
Понятие

о

склонении

прилагательных.

Склонение

прилагательных

мужского и среднего рода.
Глагол (16 ч). Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы
движения, речи, мысли, труда, чувства).

Глаголы, противоположные по

значению. Подбор к данным глаголам однокоренных и глаголов,
противоположных по значению. Изменение глаголов по временам и
числам. Текст. Связь частей в тексте.
Предложение. Текст (8ч) Наблюдение над интонацией предложения. Точка,
вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

Выделение

вопросительных

слов

в

предложении.

Составление

вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без
них. Правильное интонирование. Практическое знакомство с однородными
членами предложения. Интонация перечисления. Перечисление без союзов
и с одиночным союзом и.
Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности.
Место обращения в предложении. Культура речи при обращении.
Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей
текста в соответствии с данным планом.
ПОВТОРЕНИЕ(8ч)
Связная речь речи, работа с текстом. Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом. Составление предложений и рассказа по
вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная
тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).Упражнения
в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного
материала по русскому языку.
Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка,
письмо, объявление. Записка.
Во всех разделах задания по теме «Текст» выполняются в процессе изучения
других грамматических тем.
СЛОВАРЬ:

апельсин,

богатство,

горизонт,

директор,

женщина,

интересный, календарь, командир, комбайн, компас, конфета, мужчина,
океан, пожалуйста, прекрасный, природа, растение, сейчас, солдат,
соревнование, сосед, телеграмма, теперь, хозяин, шоссе.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое
образовательного
средствами:

и

процесса

материально-техническое
представлено

следующими

обеспечение
объектами

и

1.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках

грамматики и правописания в5-9 классах специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. –
М.:Просвещение,2002.
2. АрсирийА.Т.Занимательные

уроки

по

русскомуязыку.-

М.:Просвещение,1995.
3. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной)

школы VIII вида:5-7 классы: Пособие для учителя /Составитель
Кудрявцева Е.Я.М.: Владос, 2003.
2.Учебники:
1.

Учебник: Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова «Русский язык», 6
класс,2021;

2.

Конспекты, презентации, схемы, иллюстрации.
Календарно тематическое планирование.
РУССКИЙ ЯЗЫК (136 ч )

№

Тема урока

Колво

Дата
6 «А»

6 «Б»

ча
сов
I четверть (33ч.)
1

Повторение. Звуки и буквы. Текст.

1

1.09

1.09

Гласные и согласные. Их различение.
2

Безударные гласные в словах.

1

4.09

5.09

3

Сомнительные звонкие и глухие согласные в

1

6.09

6.09

1

7.09

7.09

1

8.09

8.09

словах.
4

Сомнительные гласные и согласные в
словах.

5

Текст. Части текста. Красная строка.

6

Непроверяемые гласные и согласные в

1

11.09

12.09

словах.
7

Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме.

1

13.09

13.09

8

Деловое письмо. Адрес

1

14.09

14.09

9

Предложение. Текст

1

15.09

15.09

1

18.09

19.09

1

20.09

20.09

1

21.09

21.09

Деление текста на предложения.
10

Выделение главных и второстепенных
членов
предложения.

11

Нераспространённые и распространённые
предложения.

12

Текст. Расположение частей текста в
соответствии с данным планом.

13

Диагностическая контрольная работа.

1

22.09

22.09

14

Распространение предложений с помощью

1

25.09

26.09

1

27.09

27.09

рисунков.
15

Распространение предложений с помощью
вопросов.

16

Однородные члены предложения.

1

28.09

28.09

17

Предложение. Закрепление знаний по теме.

1

29.09

29.09

18

Деловое письмо. Поздравление.

1

2.10

3.10

19

Состав слова. Текст.

1

4.10

4.10

Корень и однокоренные слова.
20

Окончание как изменяемая часть слова.

1

5.10

5.10

21

Образование смысловой связи между

1

6.10

6.10

словами с помощью окончания.
22

Приставка как часть слова.

1

9.10

10.10

23

Изменение значения слова в зависимости от

1

11.10

11.10

1

12.10

12.10

приставки.
24

Суффикс как часть слова.

25

Разбор слов по составу.

26

Правописание безударных гласных в
корне.

1

13.10

13.10

1

16.10

17.10

Написание гласных в корне однокоренных
слов.
27

Проверяемые и проверочные слова.

1

18.10

18.10

28

Проверка безударных гласных в корне.

1

19.10

19.10

29

Контрольный диктант за I четверть.

1

20.10

20.10

30

Работа над ошибками.

1

23.10

24.10

31

Правописание звонких и
1

25.10

25.10

1

26.10

26.10

1

27.10

27.10

глухих согласных в корне.
Написание согласных в корне однокоренных
слов. Проверяемые и проверочные слова.
32

Проверка парных звонких и глухих
согласных в корне.

33

Правописание безударных гласных и
сомнительных согласных в корне.
IIчетверть(31ч.)

1

Правописание приставок.
Приставка и предлог.

1

6.11

7.11

2

Различение приставки и предлога.

1

8.11

8.11

3

Наблюдение за правописанием гласных в

1

9.11

9.11

приставках.
4

Правописание гласных в приставках.

1

10.11

10.11

5

Правописание безударных гласных в корне

1

13.11

14.11

1

15.11

15.11

1

16.11

16.11

и приставке.
6

Текст. Деление текста на части по данному
плану.

7

Наблюдение за правописанием согласных в
приставках.

8

Правописание приставок на согласную.

1

17.11

17.11

9

Разделительный твёрдый знак в словах с

1

20.11

21.11

2

22, 23.11

22, 23.11

приставками.
10

Различение написания слов с
разделительным твёрдым знаком (ъ) и без
него.

11

Состав слова. Закрепление знаний.

2

24, 27.11

24, 28.11

12

Деловое письмо. Записка.

1

29.11

29.11

13

Части речи. Текст.

14

Существительное, прилагательное, глагол.

3

Различение существительных,

1

6.12

6.12

1

7.12

7.12

1

8.12

8.12

1

11.12

12.12

1

13.12

13.12

30.11; 1, 4.12 30.11; 1, 5.12

прилагательных и глаголов в предложении.
15

Имя существительное.
Значение существительных в речи.

16

Существительные, обозначающие явления
природы.

17

Существительные, называющие один и тот
же предмет по-разному.

18

Существительные, противоположные по
значению.

19

Различение существительных по родам.

1

14.12

14.12

20

Изменение существительных по числам.

1

15.12

15.12

21

Контрольный диктант за вторую четверть.

1

18.12

19.12

22

Работа над ошибками.

1

20.12

20.12

23

Существительные обственные
и нарицательные.

2

21, 22.12

21, 22.12

24

Большая буква в именах собственных.

1

25.12

26.12

25

Кавычки в именах собственных.

1

27.12

27.12

26

Закрепление знаний.

1

28.12

28.12

III четверть (44ч.)

1

Различение написаний существительных

2

8, 10.01

9, 10.01

собственных и нарицательных.
2

Имя существительное. Закрепление знаний.

2

11, 12.01

11, 12.01

3

Понятие о склонении.

1

15.01

16.01

4

Определение падежей существительных по

1

17.01

17.01

вопросам.
5

Именительный падеж– кто? что?

1

18.01

18.01

6

Родительный падеж– кого? чего?

1

19.01

19.01

7

Дательный падеж–кому? чему?

1

22.01

23.01

8

Винительный падеж–кого? что?

1

24.01

24.01

9

Творительный падеж– кем? чем?

1

25.01

25.01

10

Предложный падеж –оком? очём?

1

26.01

26.01

11

Текст. Подтверждение основной мысли

1

29.01

30.01

текста дополнительными фактами.
12

Понятие о начальной форме.

1

31.01

31.01

13

Постановка существительных в начальную

1

1.02

1.02

2

2, 5.02

2, 6.02

форму.
14

Изменение существительных по падежам.
Закрепление знаний.

15

Деловое письмо. Письмо.

1

7.02

7.02

16

Коллективное сочинение по плану и опорным

1

8.02

8.02

1

9.02

9.02

1

12.02

13.02

1

14.02

14.02

1

15.02

15.02

словосочетаниям.
17

Имя прилагательное.
Значение прилагательных в речи.

18

Описание явлений природы с помощью
прилагательных.

19

Описание человека, животных с помощью
прилагательных.

20

Прилагательные, противоположные по
значению.

21

Изменение прилагательных по родам.

2

16, 19.02

16, 19.02

22

Окончания прилагательных мужского рода.

1

20.02

20.02

23

Окончания прилагательных женского рода.

1

21.02

21.02

24

Окончания прилагательных среднего рода.

1

22.02

22.02

25

Определение родовых окончаний

2

26, 28.02

27, 28.02

прилагательных.
26

Изменение прилагательных по числам.

1

29.02

29.02

27

Род и число прилагательных. Закрепление

1

1.03

1.03

1

4.03

4.03

косвенных падежах.

1

5.03

5.03

Именительный падеж прилагательных

1

6.03

6.03

1

7.03

7.03

1

11.03

12.03

полученных знаний.
28

Понятие о склонении прилагательных.

29

Постановка вопросов к прилагательным в

30

мужского и среднего рода.
31

Родительный падеж прилагательных
мужского и среднего рода.

32

Дательный падеж прилагательных мужского
и среднего рода.

33

Контрольный диктант за третью четверть.

1

13.03

13.03

34

Работа над ошибками.

1

14.03

14.03

35

Винительный падеж прилагательных

1

15.03

15.03

1

18.03

19.03

1

20.03

20.03

1

21.03

21.03

1

22.03

22.03

мужского и среднего рода.
36

Творительный падеж прилагательных
мужского и среднего рода.

37

Предложный падеж прилагательных
мужского и среднего рода.

38

Склонение прилагательных мужского и
среднего рода. Закрепление знаний.

39

Деловое письмо. Объявление.

IV четверть (28ч.)
1

Глагол

1

3.04

3.04

Значение глагола в речи.
2

Глаголы, противоположные по значению.

1

4.04

4.04

3

Различение существительных,

1

5.04

5.04

прилагательных и глаголов.
4

Настоящее время глаголов.

1

8.04

9.04

5

Прошедшее время глаголов.

1

10.04

10.04

6

Будущее время глаголов.

1

11.04

11.04

7

Различение глаголов по временам.

1

12.04

12.04

8

Единственное и множественное число

1

15.04

16.04

1

17.04

17.04

1

18.04

18.04

глаголов настоящего времени.
9

Единственное и множественное число
глаголов будущего времени.

10

Единственное и множественное число
глаголов прошедшего времени.

11

Текст. Связь частей в тексте.

1

19.04

19.04

12

Глагол. Закрепление знаний.

1

22.04

23.04

13

Итоговая контрольная работа за год.

1

24.04

24.04

14

Работа над ошибками.

1

25.04

25.04

15

Коллективный рассказ на основе

1

26.05

26.04

1

29.04

29.04

1

30.04

30.04

распространения данного текста.
16

Предложение. Текст. Различение
повествовательных, вопросительных и
восклицательных предложений.

17

Однородные члены предложения.
Определение однородных
членов предложения.

18

Однородные члены предложения без союзов.

1

6.05

6.05

19

Однородные члены предложения с союзом и.

1

7.05

7.05

20

Однородные члены предложения без союзов

1

8.05

8.05

Знакомство с обращением.

1

13.05

14.05

22

Место обращения в предложении.

1

15.05

15.05

23

Предложение. Закрепление знаний.

1

16.05

16.05

24

Повторение. Состав слова.

1

17.05

17.05

25

Правописание гласных и согласных в корне и

1

20.05

21.05

и с союзом и.
21

Обращение.

приставке.
26

Имя существительное.

1

22.05

22.05

27

Имя прилагательное.

1

23.05

23.05

28

Глагол.

1

24.05

24.05

Чтение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение» занимает особое место в системе образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Данный курс нацелен на
формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность,
выразительность, беглость), но и речевых умений. Кроме того, уроки чтения
должны развивать у старшеклассников интерес к чтению доступной
литературы, духовно и нравственно обогащать их.
Цель предмета: осознание значения чтения для решения социально
значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Задачи данного предмета:
- развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета;
- формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность,
выразительность, беглость;
-

знакомство

(через

содержание

представлениями и понятиями;

читаемого

материала)

с

новыми

- коррекция высших психических функций, обучающихся (речи, мышления,
внимания, памяти, восприятия, воображения);
- формирование коммуникативных умений, обучающихся;
- развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся;
- формирование нравственно-этических норм поведения обучающихся.
Эти задачи решаются с помощью текстов, представленных в учебниках по
чтению, методического аппарата к данным текстам, а также рабочей
программы, разработанной самим педагогом.
Приоритетные направления воспитательной работы на уроках чтения:
1. Патриотическое воспитание.
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края;
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достоинствам своей Родины –
России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
2. Гражданское воспитание.
2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе;
2.4 Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственное воспитание.
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
3.2.

Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а

также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом сознания последствий поступков;
Активное неприятие асоциальных поступков;

3.3.

4. Эстетическое воспитание.
Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству

4.1.

своего и других народов.
Понимание эмоционального воздействия искусства; понимание ценности

4.2.

отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания.
5.1.

Ориентация

в

деятельности

на

современную

систему

научных

представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязи человека с природной и социальной средой.
5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения, как средства познания мира.
6.

Физическое

воспитание.

Формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия.
6.1.

Осознание ценности жизни.

6.2.

Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый

образ

жизни

(здоровое

сбалансированный

режим

питание,
занятий

соблюдение

гигиенических

и

регулярная

отдыха,

правил,

физическая

активность);
6.3.

Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление

алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
6.4.

Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного

поведения в интернет - среде в процессе школьного образования;

6.5.

Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся

социальным информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
6.6.

Умение принимать себя и других, не осуждая;

6.7.

Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное

состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния;
6.8.

Сформированность навыков рефлексии;

6.9.

Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудовое воспитание.
7.1.

Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках

семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности;
7.2.

Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять

такого рода деятельность;
7.3.

Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;

7.4.

Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

7.5.

Осознанный

выбор

и

построение

индивидуальной

траектории

образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей.
8. Экологическое воспитание.
8.3.

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального

характера экологических проблем и путей их решения;
8.4.

Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Практика показывает, что ученики с интеллектуальными нарушениями
испытывают

трудности

произведений.

при

Большинство

чтении
из них

и

понимании

находится

художественных

на этапе

становления

синтетических приёмов чтения, и это обусловлено целым рядом причин:
нарушение фонематического слуха; нарушение пространственного восприятия;
нарушение взаимодействия между слуховым, зрительным и кинестетическим
восприятием;

нарушение

мыслительных

операций,

памяти,

внимания,

воображения, речи; нарушение поведения и работоспособности.
В силу перечисленных интеллектуальных и речевых недостатков этап
автоматизированного чтения оказывается для умственно отсталых школьников
практически недостижимым.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет «Чтение» относится к образовательной области «Язык и
речевая практика».
Согласно, ФАООП УО (вариант 1), составленной на основе ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
изучение предмета «Чтение» отводится в общем объёме 136 часов (34 учебных
недели) по 4 часа в неделю.
Количество часов на изучение предмета:
Четверть

I

II

III

IV

Всего

Количество часов в 6 «А»

33 ч.

31 ч.

44 ч.

28 ч.

136 ч.

в 6 «Б»

32 ч.

32 ч.

44 ч.

28 ч.

136 ч.

В 6 классе продолжается работа по развитию техники беглого чтения,
выработке

навыков

выразительного

чтения

и

пересказа

прочитанного

произведения по плану.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам активности
работы на уроке, пересказу прочитанного произведения и чтению наизусть
пройденных стихотворений, тестирование по формированию УУД.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты освоения учебного предмета.
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть
показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств

для свободного выражения мыслей

и чувств в процессе

речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по слогам,
соблюдая

синтаксические

паузы,

интонацию

конца

предложения

в

зависимости от знаков препинания;
читать про

себя

проанализированный

заранее

текст,

выполняя

несложные задания учителя;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию; оценивать
поступки героев (с помощью учителя);
заучивать

стихотворения

наизусть

(объём

текста

с учётом

индивидуальных особенностей учащихся);
участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания
по прочитанным текстам.
Достаточный уровень:
читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с
переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях—целым
словом;
читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному
тексту;
делить текст на части под руководством учителя;
пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя
опорные слова;
определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;
выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
выучить наизусть 8—10 стихотворений;
читать

внеклассную

литературу

под

контролем

учителя

или

воспитателя.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Устное народное творчество
Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры - игра
мыслей,

столкновение

мира

обычного

и

потешного).

Народные

литературные сказки. Мир добра и зла.
Люблю природу русскую
Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные
времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего
всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в
связи с разными временами года.

и

О далёком прошлом России
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о далеком прошлом, о
нашем времени из истории России (см. программу по истории для 6 класса).
Животные в нашем доме
Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к
животному миру как показателя нравственных черт.
Будь человеком, человек!
Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве,
осмысление мира и своего места в нём.
Они прославили Россию
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о
жизни великих людей прошлого и настоящего России (полководцы,
писатели, художники).
Смешное и весёлое
Юмористические произведения разных жанров.
Вечный свет подвига
Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в
прошлом и настоящем.
Писатели мира - детям
Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров.
Навыки чтения
Сознательное,

правильное,

выразительное

и

беглое

чтение

словосочетанием, в трудных случаях – целым словом в соответствии с
нормами

литературного

содержанию

и

структуре

произношения.
слов,

Использование

отрывков

из

текста

простых

по

учебника

для

совершенствования навыка беглого чтения.
Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное
чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических
пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при
однородных членах.

Работа с текстом
Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов,
соотнесение содержания, прочитанного с опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с
заглавием текста.
Деление текста на части, составление простого плана под руководством
учителя.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение
мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
Полный
использование

или

частичный

пересказ

произведения.

Правильное

средств связи, предложений и частей текста. Передача

событий от лица разных героев.
Формирование

внимания

к

авторскому

слову:

самостоятельное

выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение
слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение.
Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова.
Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к
ним.
Уточнение

жанровых

особенностей

произведения

(сказка,

стихотворение, рассказ, басня).
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных
по содержанию книг, написанных для детей и юношества.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое

и

материально-техническое

обеспечение

образовательного

процесса

представлено

следующими

объектами

и

средствами:
1.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Н. В. Новоторцева. Развитие речи для детей. (Пособие для

родителей и педагогов). Ярославль, «Академия развития», 1998.
2. Е. Д. Худенко, Е.В.Останина. Практическое пособие по развитию речи.

–М.,«Руссико»,1991.
2.Учебник:
1.«Чтение» И. М. Бгажнокова, 6 класс, 2021;
Конспекты, презентации, картинки, иллюстрации.

Чтение
№

Темаурока

Кол-

Дата

во
ча

6 «А»

6 «Б»

сов
I четверть (33ч.) (32ч.)
1

По В. Пескову «Отечество».

1

1.09

4.09

2

М. Ножкин «Россия».

1

4.09

5.09

3

М. Пришвин «Моя Родина».

1

5.09

6.09

4

В. Бианки «Сентябрь».

1

7.09

7.09

5

И. Бунин «Лес, точно терем расписной…»

1

8.09

11.09

6

Ю. Качаев «Грабитель».

1

11.09

12.09

7

Б. Житков «Белый домик»

2

12, 14.09

13, 14.09

8

Внеклассное чтение. Чтение произведений

1

15.09

18.09

3

18,19,

19. 20,

21.09

21.09

устного

народного

творчеств (выбор

произведений на усмотрение учителя)
9

А. Белорусец «Звонкие ключи»

10

12

К. Паустовский «Заячьи лапы»
И. Тургенев «Осенний день в берёзовой

3

22, 25,

25, 26,

26.09

27.09

1

28.09

28.09

роще»
13

Е. Носов «Хитрюга»

2

29.09; 2.10 2, 3.10

14

В. Бианки «Октябрь»

1

3.10

4.10

15

С. Михалков «Будь человеком»

1

5.10

5.10

16

Б. Заходер «Петя мечтает»

1

6.10

9.10

17

По Д. Биссету «Слон и муравей»

1

9.10

10.10

18

По Д. Биссету «Кузнечик Денди»

1

10.10

11.10

19

Дж. Родари «Как один мальчик играл с

1

12.10

12.10

палкой»
20

Дж. Родари «Пуговкин домик»

2

13,16.10

16, 17.10

21

«Илья

1

17.10

18.10

Муромец

и

Соловей-разбойник»

(отрывок из былины)
22

Ф. Глинка «Москва» (в сокращении)

1

19.10

19.10

23

В.

1

20.10

23.10

24

По С. Алексееву «Без Нарвы не видать

2

23,24.10

24, 25.10

2

26, 27.10

26. 10;

Бианки

«Ноябрь».

моря», «На берегу Невы»
25

Рассказы о русском подвиге.
По С. Алексееву «Медаль», «Гришенька».

6.11

II четверть (31ч.) (32 ч.)
1

Великодушный русский воин.

4

По Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь»,

6, 7, 9,

7, 8. 9,

10.11

13.11

13.11

14.11

«Боевое крещение», «День рождения
Наполеона», «В дни спокойные»
2

Внеклассное чтение.
Чтение рассказов о подвигах народа
(выбор произведений и авторов на
усмотрение учителя)

1

3

По Н. Носову «Как Незнайка сочинял

2

14, 16.11

15, 16.11

1

17.11

20.11

1

20.11

21.11

1

21.11

22.11

стихи»
4

Е. Пермяк «Тайна цены» (Сказка)

5

Перевод

с

польского

Д.

Гальпериной «Здравствуйте!» (В сокращении)
6

В. Бианки «Декабрь»,
Е. Благинина «Новогодние загадки»

7

А. Никитин «Встреча зимы»

1

23.11

23.11

8

А. Дорохов «Тёплый снег»

1

24.11

27.11

9

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

1

27.11

28.11

10

Д. Хармс «Пушкин»

2

28, 30.11

29, 30.11

11

Внеклассное чтение. Чтение произведений

1

1.12

4.12

А. С. Пушкина

(выбор произведений на

усмотрение педагога)
12

В. Бианки «Январь»

1

4.12

5.12

13

Г. Х. Андерсен «Ель»

3

5, 7, 8.12

6, 7, 11.12

14

А.Чехов «Ванька»

2

11, 12.12

12, 13.12

15

И. Никитин «Весело сияет месяц над

1

14.12

14.12

селом…»
16

И. Суриков «Белый снег пушистый…»

1

15.12

18.12

17

М. Зощенко «Лёля и Минька». «Ёлка»

2

18, 19.12

19, 20.12

18

Ю. Рытхэу «Пурга»

2

21, 22.12

21, 25.12

19

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»

2

25, 26.12

26, 27.12

20

Внеклассное чтение. Чтение произведений по

1

28.12

28.12

1

8.01

8.01

зимней тематике (выбор авторов и
произведений на усмотрение учителя).
III четверть (44ч.)
1

В. Бианки «Февраль»

2

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

6

9, 11, 12,

9, 10, 11,

15, 16,18.01 15, 16,
17.01
3

По Г. Х. Андерсену «Снежная Королева»

8

(Сказка)

19, 22, 23, 18, 22, 23,
25, 26, 29, 24, 25, 29,
30.01; 1.02 30, 31.01

4

С. Смирнов «Первые приметы»

1

2.02

1.02

5

В. Бианки «Март»

1

5.02

5.02

6

По В. Пескову «Весна идёт»

1

6.02

6.02

7

М. Пришвин «Жаркий час»

1

8.02

7.02

8

Г. Скребицкий «Весенняя песня» (Сказка)

3

9, 12, 13.02 8, 12, 13.02

9

В. Жуковский «Жаворонок»

1

15.02

14.02

10

А. Толстой «Детство Никиты» (Отрывок)

1

16.02

15.02

11

А. Твардовский «Как после мартовских

1

19.02

19.02

метелей…»
12

А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой…»

1

20.02

20.02

13

В. Бианки «Апрель»

1

21.02

21.02

14

Внеклассное чтение. Чтение произведений

1

22.02

22.02

4

26, 27,

26, 27, 28.

весенней

тематики

(выбор

авторов

и

произведений на усмотрение учителя)
15

К. Паустовский «Стальное колечко» (Сказка)

29.02; 1.03 29.02
16

По В. Астафьеву «Злодейка»

2

4, 5.03

17

По Е. Барониной «Рассказы про зверей»

3

6, 7, 11.03 6, 7, 11.03

20

В. Драгунский «Кот в сапогах»

2

12, 14.03

12, 13.03

21

Д. Хармс «Заяц и ёж»

2

15, 18.03

14, 18.03

22

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна» (Басня)

1

19.03

19.03

Внеклассное

2

21, 22.03

20, 21.03

чтение.

Чтение юмористических стихотворений и
рассказов (выбор авторов и произведений на

4, 5.03

усмотрение учителя)
IV четверть (28ч.)
1

По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави»

7

4, 5, 8, 9, 11, 3, 4, 8, 9,
12, 15.04

10, 11,
15.04

2

В. Набоков «Дождь пролетел…»

1

16.04

16.04

3

В. Бианки «Май»

1

18.04

17.04

4

М. Дудин «Наши песни спеты на войне» (В

1

19.04

18.04

5

22, 23, 25,

22. 23, 24,

26, 29.04

25, 29.04

30.04;

30.04;

6, 7, 8.05

6, 7, 8.05

13, 14, 15,

13, 14, 15,

16.05

16.05

1

17.05

17.05

1

20.05

20.05

сокращении)
5

6

В. Медведев «Звездолёт „Брунька”» (Сказка)
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми

4

шишками»

7

По

А.

де

Сент-Экзюпери «Маленький

4

принц»
8

Внеклассное

чтение.

Чтение рассказов

зарубежных писателей (выбор авторов и
произведений на усмотрение учителя)
9

В. Астафьев «Зорькина песня» (Глава из
повести «Последний поклон»)

10

Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка …»

1

21.05

21.05

11

Внеклассное чтение. Чтение рассказов о

2

23, 24.05

22, 23.05

дружбе и взаимовыручке (выбор авторов и
произведений на усмотрение учителя)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».