РП по русскому языку и чтению, 9 кл, АООП 1 вариант

Русский язык.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по учебному предмету «русский язык» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Цели предмета:
- выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений;
- развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления
предложений, объяснения действий, выполнения упражнений по запоминанию;
- осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.
В основные задачи обучения грамматики и правописанию входят:
- развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование
практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
-коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений,
составления предложений, ответов на вопросы, объяснения действий;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;
- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил;
- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц,
иллюстраций, словарной работы;
- развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной
деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится
коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Приоритетные направления воспитательной работы на уроках русского
языка:
1. Патриотическое воспитание.
1.1.

Осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе;
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения народов России;
1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края;
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достоинствам своей Родины – России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.
2. Гражданское воспитание.
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации местного
сообщества,

родного

края,

страны;

-

неприятия

любых

форм

экстремизма,

дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
2.4.

Готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственное воспитание.
3.1.

Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

3.2.

Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также

поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
сознания последствий поступков;
3.3.

Активное неприятие асоциальных поступков;

4.Эстетическое воспитание.
4.1.

Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и

других народов.
5. Ценности научного познания.

5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязи
человека с природной и социальной средой.
5.2.

Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,

навыками чтения, как средства познания мира;
6. Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия.
6.1.

Осознание ценности жизни.

6.2.

Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ

жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
6.3.

Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,

наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
6.4.

Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в

интернет - среде в процессе школьного образования;
6.5.

Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным

информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
6.6.

Умение принимать себя и других, не осуждая;

6.7.

Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние

других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;
6.8.

Сформированность навыков рефлексии;

6.9.

Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудовое воспитание.
7.1.

Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,

школы, города, края) технологической и социальной направленности;
7.2.

Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого

рода деятельность;
7.3.

Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;

7.4.

Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

7.5.

Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и

жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
8. Экологическое воспитание.
8.3.

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера

экологических проблем и путей их решения;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное направление коррекционной работы: коррекция речи и мышления
учащихся. Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все
разделы программы по основным разделам русского языка, является развитие речи
школьников, особенно её коммуникативной функции.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во
многом зависит успешность всего школьного обучения. Все знания обучающихся,
получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически
значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции
познавательной

и

речевой

деятельности

детей

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) обусловлена трудностями овладения ими русской
фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития,
имеющихся психофизических функций.
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе учитывает особенности
познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Она направлена на разностороннее развитие личности детей с нарушением интеллекта,
способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное,
трудовое, эстетическое и физическое развитие. Программа содержит материал,
помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,
который необходим им для социальной адаптации. В начале учебного года идёт
повторение, учитывающее умственные и возрастные возможности детей с умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями).

Изучение

состава

слова,

словообразующей роли значимых частей направлено на обогащение и активизацию
словаря, формирование у обучающихся навыков единообразного написания гласных и
согласных в корне и приставке. Части речи изучаются в 9 классе в том объёме, который
необходим

обучающимся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) для выработки практических навыков устной и письменной речи,
формирования навыков грамотного письма.
Тема «Предложение» включена в календарно-тематическое планирование всех лет
обучения. В процессе упражнений у обучающихся формируются навыки построения
разной степени распространения простого и сложного предложения. Одновременно идёт
закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков
связной речи. Поэтому в 9 классе проводятся творческие работы, что позволяет
учащимся овладеть такими видами, как изложение и сочинение. Прививаются навыки

делового письма, написание объявления, анкеты, расписки, заявления, заметки в
стенгазету.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Язык и
речевая практика».
Согласно

Адаптированной

общеобразовательной

программе

образования

обучающихся с умственной отсталостью, составленной на основе ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
изучение предмета «Русский язык» отводится в общем объёме 136 часов (34 учебных
недели) по 4 часа в неделю.
Количество часов на изучение предмета:
Четверть

I

II

III

IV

Всего

Количество часов

33 ч.

32 ч.

42 ч.

29 ч.

136 ч.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты освоения учебного предмета
- осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи
и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Предметные результаты освоения учебного предмета.
Достаточный уровень
Учащиеся должны уметь:
- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
- оформлять все виды деловых бумаг;

- пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь выполнять основные требования к знаниям и умениям
достаточного уровня, но объем заданий и текстов определяется психофизическим развитием
учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Основные разделы дисциплины: учебный материал класса делится на следующие
разделы: повторение; грамматика и правописание; звуки и буквы; слово; предложение;
связная речь; части речи.
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение.
Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы,
потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь.
Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова.
Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное
написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от
произношения: без- (бес-), воз- (вое-), из- (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных
гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя

существительное.

Роль

существительного

в

речи.

Основные

грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний
имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен
прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных
местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение
глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и
-тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Повелительная

форма

глагола.

Правописание

глаголов

повелительной

формы

единственного и множественного числа.
Частица не с глаголами.
Имя

числительное.

Понятие

об

имени

числительном.

Числительные

количественные и порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 200,300,400,90.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ
действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие,
предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения
распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со
словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в
предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней;
большая буква в прямой речи.
Связная речь
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений,
практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу
на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.
Словарь
Авиация, автономия, авторитет, агент, агитация, агрегат, агрессия, агрессор,
адвокат, администратор, архив, аэрофлот, бетон, библиография, биография, благодарность,
благодаря (чему?), буржуазия, бухгалтер, бухгалтерия, былина, вентиляция, воззвание,
восстание, гарнизон, гражданин, демократия, диагноз, досуг, дубликат, единомышленник,
ежемесячный, жандарм, жюри, забастовка, заведующий, заимообразно, за счет, иждивенец,
избиратель, извержение, издательство, излишество, изящный, иногородний, инфекция,
истязать, исцелять, капиталистический, катастрофа, каторга, квалификация, коллега,
коллективизация, колония, комиссар, комиссия, компенсация, кооператив, ландшафт,
легенда, ликвидация, ликование, малодушный, митинг, монархия, население, оборона,
обучение, общежитие, объединенный, обычай, обязанность, окрестность, окружение,
организация, оригинальный, отчизна, парламент, планета, планетарий, правительство,
правонарушение, прогрессивный, пролетариат, профессия, равенство, расправа, сберкасса,
свидетельство, совершеннолетний, сознательность (92 слов).

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык» включает:
- учебник Н. Г. Галунчикова, Э. В.Якубовская, Русский язык 9 класс, Москва
«Просвещение» 2013 г.
- печатные пособия: таблицы по изучаемым темам;
- технические средства обучения;
- слайды, соответствующие содержанию обучения;
- методические рекомендации для учителя;
- конспекты, презентации, иллюстрации.

Чтение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «чтение» составлена на основе
Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г.
№ 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Чтение» занимает особое место в системе образования
обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями.

Данный

курс

нацелен

на

формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность, выразительность,
беглость), но и речевых умений. Кроме того, уроки чтения должны развивать у
старшеклассников интерес к чтению доступной литературы, духовно и нравственно
обогащать их.
Цель предмета: осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по
содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных
навыков в процессе чтения литературных произведений. Развивать функциональную
грамотность в процессе изучения предмета.
Задачи данного предмета:
- формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность,
выразительность, беглость;
- знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и
понятиями;
- коррекция высших психических функций, обучающихся (речи, мышления, внимания,
памяти, восприятия, воображения);
- формирование коммуникативных умений, обучающихся;

- развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся;
- формирование нравственно-этических норм поведения обучающихся.
Эти задачи решаются с помощью текстов, представленных в учебниках по
чтению, методического аппарата к данным текстам, а также рабочей программы,
разработанной самим педагогом.

Приоритетные направления воспитательной работы на уроках чтения:
1. Патриотическое воспитание.
1.1.

Осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе;
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения народов России;
1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края;
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достоинствам своей Родины – России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
2. Гражданское воспитание.
2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
2.4

Готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к

взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственное воспитание.
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
3.2.

Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также

поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
сознания последствий поступков;
3.3.

Активное неприятие асоциальных поступков;

4. Эстетическое воспитание.
4.1.

Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и

других народов.
4.2.

Понимание эмоционального воздействия искусства; понимание ценности

отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5. Ценности научного познания.
5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязи
человека с природной и социальной средой.
5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения, как средства познания мира.
6. Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия.
6.1.

Осознание ценности жизни.

6.2.

Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ

жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
6.3.

Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,

наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
6.4.

Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в

интернет - среде в процессе школьного образования;
6.5.

Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным

информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
6.6.

Умение принимать себя и других, не осуждая;

6.7.

Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние

других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;
6.8.

Сформированность навыков рефлексии;

6.9.

Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудовое воспитание.
7.1.

Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,

школы, города, края) технологической и социальной направленности;
7.2.

Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого

рода деятельность;
7.3.

Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;

7.4.

Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

7.5.

Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и

жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
8. Экологическое воспитание.

8.3.

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера

экологических проблем и путей их решения;
8.4.

Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЕТОМ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
Практика

показывает,

что

ученики

старших

классов

с

интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при чтении и
понимании художественных произведений. Большинство из них находится
на этапе становления синтетических приёмов чтения, и это обусловлено
целым рядом причин: нарушение фонематического слуха; нарушение
пространственного

восприятия;

нарушение

взаимодействия

слуховым, зрительным и кинестетическим восприятием;

между

нарушение

мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, речи; нарушение
поведения и работоспособности.
В силу перечисленных интеллектуальных и речевых недостатков этап
автоматизированного

чтения

оказывается

старшеклассников практически недостижимым.

для

умственно

отсталых

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет «Чтение» занимает особое место в системе образования
обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями.

Данный

курс

нацелен

на

формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность, выразительность,
беглость), но и речевых умений. Кроме того, уроки чтения должны развивать у
старшеклассников интерес к чтению доступной литературы, духовно и нравственно
обогащать их.
Чтение является сложнейшим видом речевой деятельности, в процессе которого
буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного.
Психофизической
зрительного,

основой

процесса

речедвигательного,

чтения

слухового

является

взаимодействие

анализаторов

и

работы

таких

психических

программе

образования

процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение.
Согласно

Адаптированной

общеобразовательной

обучающихся с умственной отсталостью, составленной на основе ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
изучение предмета «Чтение» отводится в общем объёме 136 часов (34 учебных недели)
по 4 часа в неделю.
Количество часов на изучение предмета:
Четверть
Количество часов

I

II

III

IV

Всего

33 ч.

32 ч.

42 ч.

29 ч.

136 ч.

В 9 классе продолжается работа по развитию техники беглого чтения, выработке
навыков выразительного чтения и пересказа прочитанного произведения по плану.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам активности работы на
уроке,

пересказу прочитанного

произведения

и

стихотворений, тестирование по формированию УУД.

чтению

наизусть

пройденных

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты освоения учебного предмета.
- осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи
и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии; - бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.

Предметные результаты освоения учебного предмета.
Достаточный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным героям;
- высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с
прочитанным материалом.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Минимальный уровень
- читать осознанно, правильно, целыми словами, выразительно вслух;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным героям с помощью учителя;
- пересказывать содержание произведения с помощью учителя по наводящим вопросам.
- объём текстов для чтения и заучивания наизусть определяется психофизическим
развитием учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков
русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины,
баллады.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На

примере

художественной

литературы

воспитание

морально-этических

и

нравственных качеств личности подростка.
Произведения В. А. Жуковского, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
И. А.,Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. А. Фета, А. П. Чехова, А. И.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, К. Г. Паустовского,
С. А. Есенина, М. А. Шолохова, Е. И. Носова, Н. М. Рубцова, Ю. И. Коваль.
Произведения Р.Л. Стивенсона, Э. Сетон-Томпсона, Д. Даррелла.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение» включает:
- учебник А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова, Чтение 9 класс, Москва «Просвещение» 2022
г.
- печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых
произведений, в том числе и в цифровой форме;
- репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений;
- портреты поэтов и писателей; книги разного типа из круга чтения;
- технические средства обучения;
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова
произведений художественной литературы;
- слайды, соответствующие содержанию обучения;
- методические рекомендации для учителя;
- конспекты, презентации, картинки, иллюстрации.

Тематическое планирование
Русский язык (136 ч.)
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Сроки

1

I четверть (33 часов)
Простое и сложное предложение. Выделение подлежащего и
сказуемого.

1

1.09

2

Простое предложение с однородными членами. Знаки
препинания при однородных членах.

2

4,5.09

3

Обращение. Место обращения в предложении. Знаки
препинания при обращении.
Сложное предложение с союзами и без союзов.

2

6,8.09

1

11.09

5

Сложное предложение с союзными словами что, который, где,
когда.

1

12.09

6

Диагностический диктант

1

13.09

7

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные

1

15.09

8

Согласный твердый и мягкий, звонкий, глухой. Обозначение
мягкости согласных гласными е, ё, я, ю, и, ь.
Гласные ударные и безударные

1

18.09

1

19.09

10

Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в словах с
разделительными ь и ъ знаками.

1

20.09

11

Состав слова. Разбор слов по составу.

2

22,25.09

12

Единообразное написание ударных и безударных гласных в
корнях слов.

2

26,27.09

13

Единообразное написание звонких и глухих согласных в корне
слова.

2

29.09
2.10

14

1

3.10

15

Единообразное написание приставок на согласный с-в-над-подот в независимости от произношения.
Диктант (с обоснованием).

1

4.10

16
17

Правописание приставок на з-с (без, бес, из-ис, раз-рас).
Сложные слова. Правописание сложных слов.

1
2

6.10
9,10.10

18

Сложносокращенные слова.

1

11.10

19

Упражнения по теме «Состав слова».

2

13,16.10

20

Самостоятельная работа.

1

17.10

4

9

21

Имя существительное. Роль существительного в речи.

1

18.10

22

Подготовительные работы к контрольному диктанту.

1

20.10

23

Контрольный диктант.

1

23.10

24

Работа над ошибками.

1

24.10

25

Основные грамматические признаки существительного.

1

25.10

26

Склонение имен существительных.

1

27,10

1

II четверть (32 часов)
Склонение существительных. Падежные окончания
существительных 1-2-3 склонений.

2

2

Существительные с шипящей на конце.

1

3

Несклоняемые имена существительные.

1

4

Имя прилагательное. Роль прилагательных в речи.

1

5

Согласование прилагательных с существительным

1

6

Правописание падежных окончаний прилагательных
единственного числа.

2

7

Диктант «Проверяю себя».

1

8
9

Правописание окончаний прилагательных на-ий, -ья, -ье, -ьи.
Личные местоимения. Роль местоимений в речи.

2
1

10

Лицо и число местоимений.

1

11

Склонение личных местоимений.

2

12

Упражнения на закрепление понятий: лицо, число, падеж
местоимений.

2

13

Правописание местоимений с предлогами.

1

14

Правописание местоимений 3-его лица.

2

15

Самостоятельная работа.

1

16

Подготовительная работа к контрольному диктанту.

1

17

Контрольный диктант.

1

18

Работа над ошибками.

1

19

Деловое письмо. Составление доверенности и расписки (учебник
стр.186).

1

20

Сочинение по картине по данному плану и опорным словам
(учебник. №146 и цветной вкладыш).

2

21

Работа с деформированным текстом (правописание
существительных, прилагательных и местоимений).

3

1

III четверть (42 часов)
Повторение изученного в первом полугодие (существительное,
прилагательное, местоимение).

1

2

Глагол. Роль глаголов в предложении.

1

3

Грамматические признаки глагола: лицо, число, время.

2

4

Неопределённая форма глагола.

2

5

Частица не с глаголами.

1

6
7

Спряжение глаголов.
Глаголы 2-го лица ед. числа.

2
1

8

Упражнения на определение лица, числа, времени глагола.

1

9

Изменение глагола прошедшего времени по родам.

1

10

Самостоятельная работа (лицо, число, время глаголов).

1

11

1 и 2 спряжение глаголов.

2

12

Упражнения на определение спряжения глаголов.

1

13

Самостоятельная работа (определение спряжения глаголов).

1

14

Правописание глаголов на –ться, -тся.

2

15

Повелительная форма глагола.

2

16

Правописание глаголов повелительной формы ед. и мн. числа.

1

17

Мягкий знак в окончаниях глаголов (2-е лицо ед. число, –ться, тся, повел. форма).

1

18

Упражнения на закрепление правописания окончаний глаголов.

1

19

Проверочный диктант.

1

20

Имя числительное. Связь числительного с существительным.

1

21

Числительные порядковые и количественные.

1

22

Правописание числительных от 5 до 20, 30.

2

23

Правописание числительных от 50 до 80.

2

24

Правописание числительных от 500 до 900.

1

25

Правописание числительных 90, 200-300-400.

2

26

Тренировочно-закрепительные упражнения на правописание
числительных.

1

27

Диктант (правописание числительных).

1

28

Подготовительная работа к контрольному диктанту.

2

29

Контрольный диктант.

1

30

Работа над ошибками.

1

31

Деловое письмо: письмо своей бабушке.

1

32

Повторение изученного материала.

1

1

IV четверть (29 часов)
Повторение пройденного материала в 3-ей четверти.

1

2

Наречие. Нахождение наречий в предложение.

2

3

Наречия времени.

1

4

Наречия места.

1

5

Наречия образа (способа) действия.

1

6

Правописание наречий с о-а на конце.

1

7

Диктант (правописание наречий).

1

8

Части речи: существительное, прилагательное, глагол,
числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

2

9

Подготовительная работа к контрольному диктанту.

1

10

Контрольный диктант.

1

11

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

1

12
13
14
15

Предложения распространённые и нераспространённые.
Предложения с однородными членами.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Предложения с союзными словами что, где, когда, который.

1
1
2
2

16

Составление простых и сложных предложений. Знаки
препинания в простых и сложных предложениях.

2

17

Прямая речь (после слов автора).

2

18

Знаки препинания при прямой речи (двоеточие, кавычки,
заглавная буква).

1

19

Работа над ошибками.

1

20

Предложение с обращением.

2

21

Деловое письмо: анкета при поступлении на работу.
(стр.153)
Повторение изученного материала.

1

22

1

ЧТЕНИЕ (136 ч.)
№
п/п

Автор.
Название произведения

Кол-во
часов

Сроки

I четверть (33 ч.)
1

УНТ (пословицы, поговорки, сказки).

2

1, 2.09

2
3
4

2
2
4

6, 7.09
8, 9.09
13, 14, 15, 16.09

5

Народные песни.
Былины. «На заставе богатырской».
Сказки. «Сказка про Василису Премудрую» русская
народная сказка.
Сказка «Лиса и тетерев».

1

20.09

6
7
8

Внеклассное чтение «УНТ».
В. А. Жуковский (биографическая справка).
В. Жуковский «Три пояса».

1
1
5

21.09
22.09
23, 27, 28, 29,
30.09

9
10

И Крылов (биографическая справка)
И. Крылов «Кот и Повар».

2
1

4, 5.10
6.10

11

А. Пушкин (биографическая справка).

2

7, 11.10

12

А. Пушкин «Руслан и Людмила».

11

12, 13, 14, 18, 19,
20, 21, 25, 26, 27,
28.10

II четверть (32 ч.)
10

2

А. Пушкин «Барышня-крестьянка».
Видео – урок «Барышня – крестьянка».
М. Лермонтов (биографическая справка).

3

М. Лермонтов «Тучи» наизусть.

1

4

М. Лермонтов «Баллада».

1

5

М. Лермонтов «Морская царевна».

1

6

Н. Гоголь (биографическая справка)

1

7

Н. Гоголь «Майская ночь или утопленница»

8

8

Н. Некрасов (биографическая справка)

2

9

Н. Некрасов «Рыцарь на час».

1

10

Н. Некрасов «Саша» (отрывок наизусть)

1

11

А. Фет (биографическая справка)

1

12

А. Фет «На заре ты её не буди».

1

1

2

III четверть (42 ч.)
1

А. Фет «Помню я», «Это утро» наизусть на выбор.

2

2

А. Чехов (биографическая справка).

1

3

А. Чехов «Злоумышленник».

4

4

А. Чехов «Пересолил».

1

5

М. Горький (биографическая справка).

1

6

М. Горький «Песня о соколе».

2

7

В. Маяковский (биографическая справка).

1

8

В. Маяковский «Необычайное приключение».

2

9

М. Цветаева (биографическая справка)

1

10

М. Цветаева «Красною кистью» наизусть.

1

11

М. Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел…»

1

12

К. Паустовский (биографическая справка).

1

13

К. Паустовский «Стекольный мастер».

5

14

С. Есенин (биографическая справка).

1

15

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» наизусть.

1

16

С. Есенин «Собаке Качалова».

1

17

М. Шолохов (биографическая справка).

2

18

М. Шолохов «Судьба человека».

6

19

Кино-урок «Судьба человека».

1

20

Е. Носов (биографическая справка).

1

21

Е. Носов «Трудный хлеб».

5

22

Н. Рубцов (биографическая справка).

1

IV четверть (29 ч.)
1

Н. Рубцов «Тихая моя родина».

1

2

Н. Рубцов «Русский огонёк».

1

3

Н. Рубцов «Зимняя песня».

1

4

Ю. И. Коваль (биографическая справка).

1

5

Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова»

7

6

Роберт Луис Стивенсон (биографическая справка).

1

7

Р. Стивенсон «Вересковый мёд».

3

8

Эрнест Сетон-Томпсон (биографическая справка).

1

9

Эрнест Сетон-Томпсон. «Снап».

7

10

Джеральд Даррелл (биографическая справка).

1

11

Джеральд Даррелл. «Живописный жираф».

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».