Рабочая программа Окружающий природный мир 8 класс 2 вариант АООП

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный
мир» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№1026.
ФАООП УО (вариант 2 ) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой
и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей в 8 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5».
Основная цель реализации программы по предмету окружающий
природный мир – формирование представлений о живой и неживой
природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к
природе.
Основные задачи реализации программы:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и
явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных,
растений, к явлениям природы);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе
наблюдения и практического экспериментирования;
- закреплять полученные представления в процессе различных видов
доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
- развитие функциональной грамотности в процессе изучения предмета.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по
предмету окружающий природный мир
1. Ценности научного познания: овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учетом специфики школьного языкового
образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
2. Экологическое воспитание: повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения.
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его
усвоения обучающихся
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об
окружающем природном мире. Подобранный программный материал по
предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у
обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи
живой, неживой природы и человека.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 8 классах занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность
занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 68 часов.
Учебный план ГКОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего

Количество часов
8

16

15

23

14

68

Программа формирования базовых учебных действий
 Соблюдать общепринятые правила поведения на уроках, перемене;
 Умение выполнять инструкции педагога;
 Использовать по назначению учебный материал;
 Самостоятельно переходит от одного задания к другому в
соответствии с заданным алгоритмом действия;
 Умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
 Выполнять задание от начала до конца.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
 представления о мире, созданном руками человека;

представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом
объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и
др.), о транспорте и т.д.;

умение соблюдать элементарные правила безопасности
поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
 представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и
социальных ролях людей;

представления о деятельности и профессиях людей, окружающих
ребенка (учитель, повар, врач, водитель ит.д.);

представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,
покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в
различных ситуациях;

умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая
адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и
полу ребенка;

умение взаимодействовать в группе в процессе
учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их
содержании, участие в них;


представления об обязанностях и правах ребенка;

представления об обязанностях обучающегося, сына,
дочери;
 представление о стране проживания Россия;

представление о стране, городе (селе), месте проживания;

представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
Содержание учебного предмета
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание
(различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист,
цветок).Знание значения частей растения. Знание значения растений в
природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза,
дуб, клён, ель, осина, сосна, ива,). Знание строения дерева (ствол,
корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев
(вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и
хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни
человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник,
крыжовник, смородина). Знание особенностей внешнего строения
кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание
значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание
(различение) фруктов (лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос) по
внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных
частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание
способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей ( репа,
редис, тыква, кабачок, перец, огурец) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения
овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина,
крыжовник, черника, ежевика) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни
человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение)
грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик) по
внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение
съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и
жизни человека. Знание способов переработки грибов.
Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений
(астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, гвоздика).Узнавание
(различение)
дикорастущих
цветочно-декоративных
растений
(ромашка, колокольчик, лютик, василек, ландыш); Знание строения
цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения
цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения
цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека.
Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных

и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик,
кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав
в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений
(зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных
растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных
растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения.
Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание
значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание
(различение) зерновых культур (пшеница, ячмень, рожь, кукуруза,
горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых
культур в жизни человека.
Животный мир.
Знание строения домашнего животного (голова, туловище,
шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши).
Знание основных признаков животного. Установление связи строения
тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних
животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).
Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения
домашних животных. Объединение животных в группу «домашние
животные». Знание значения домашних животных в жизни человека.
Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей
домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок,
ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) животных, живущих
в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки).
Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Знание строения дикого животного (голова, туловище, шерсть,
лапы, хвост, ноги, копыта, рога, уши).Узнавание (различение) диких
животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, кабан, белка, еж). Знание
питания диких животных. Знание способов передвижения диких
животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные».
Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание
(различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок,
медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение)
животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание
питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание
строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом
жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц
(курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида
птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу
«домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок,
гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь,
ворона, воробей, дятел, синица, снегирь).Узнавание (различение)
перелетных птиц (ласточка, дикая утка, грач, журавль). Знание питания

птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы».
Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание
значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение)
водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь). Знание значения птиц в жизни
человека, в природе. Знание строения рыбы(голова, туловище, хвост,
плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом
жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом,
окунь, щука, сазан, вобла). Знание значения речных рыб в жизни
человека, в природе. Знание строения насекомого (жук, бабочка, комар,
муха, пчела, стрекоза, муравей) Установление связи строения тела
насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание
(различение) речных насекомых. Знание способов передвижения
насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в
природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в
природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание
знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса.
Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание
значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба.
Определение месторасположения земли и неба. Определение
месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека.
Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в
лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга
в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных
ископаемых (например: уголь), знание способов их добычи и значения в
жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения
воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки
(ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на
реке.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер,
ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение
частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней
недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с
определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев.
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
Соотнесение месяцев свременами года. Узнавание (различение)
календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре
(определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и
т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по
характерным
признакам.
Представление
о
годе
как
о

последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни
животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в
жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений
природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде
текущего дня.
Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности

компьютерные обучающие игры;

натуральные объекты, муляжи, макеты;

предметные сюжетные картинки;

дидактические игры: «Лото – профессий», «Пазлы – профессий»
«Воздушный транспорт», «Наземный транспорт», «Водный транспорт»
«Грузовые и легковые машины» и т.д.

аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие
социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.

тетради – раскраски с различными объектами окружающего
социального мира.

комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б.
Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье",
"Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

Тема

Колво
часов

№

I четверть – 16 часов
1.
2.
3
4
5
6
7
8

Здравствуй, осень! Сентябрь-первый месяц осени.
Что нас окружает? Экскурсия.

2
2

Осенние цветы (астры, ноготки).

2

Труд людей осенью (уборка урожая).

2

Плодовые деревья (яблоня, груша).

2

Лиственные деревья (береза, клен, дуб, тополь).
Хвойные деревья (ель, сосна).

2
2

Растения в жизни человека.

2
II четверть – 15 часов

Фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан).
2

9
Овощи (огурец, помидор, лук, капуста).

2

10
Наблюдение. Вода и её свойства

2

11
Декабрь-первый месяц зимы. Зимние признаки

1

12

13

Домашние животные (кошка, собака, корова,
лошадь)

2

Домашние животные зимой.
2

14
15
16

Дикие животные (волк, лиса, заяц, еж)
Дикие животные зимой.

2
2

III четверть – 23 часа
17
18

Домашние птицы (курица, петух, утка, гусь)
Зимующие птицы (синица, воробей, голубь)

2
2

Дата

19

Труд людей зимой. Экскурсия на природу.

2

Зимние забавы детей
2

20
21
22
23
24
25
26

Посадка лука. Наблюдения за её ростом.
Планета земля, её форма. Земля наш дом.
Март-первый месяц весны. Признаки весны: потепление,
таяние снега и льда, сосульки, капель.
Перелетные птицы (скворец, грач.)

3
3
2
2

Воздух в природе и в жизни человека.

3

Комнатные растения.

2
IV четверть - 14 часов

27
28
29
30
31
32
33
34

Весна. Признаки весны.
Раннецветущие растения: мать-и мачеха, одуванчик.
Первые весенние цветы на клумбах (тюльпан, нарцисс)
Труд людей весной.
Насекомые.
Экология воздуха и окружающей среды.
Рыбы.
Повторение
ИТОГО

1
2
2
2
2
2
2
1
68
ЧАСОВ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».