Рабочая программа Окружающий природный мир 11 класс 2 вариант АООП

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО
(вариант 2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии
человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
- формирование представлений об объектах и явлениях живой и неживой природы,
- формирование временных представлений,
- формирование представлений о растительном мире
- формирование представлений о животном мире.
- развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках «Окружающий
природный мир»
1. Патриотического воспитания:
1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
2. Гражданского воспитания:
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
8. Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
8.2. Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
8.3. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения
обучающихся.
В процессе формирования представлений о неживой природе, учащиеся получают знания о
явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – чередовании времен года
(лето, осень, весна, зима), понятие о сутках (утро, день, вечер, ночь), учатся устанавливать общие
закономерности

природных явлений. Учащиеся знакомятся с разнообразием растительного и

животного мира, получают представления о среде обитания животных и растений, учатся выделять
характерные признаки животных и растений, объединять их в группы по этим признакам,
устанавливать связи между ними. Внимание учащегося обращается на связь живой и неживой
природы: как растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер
переносит семена растений и др. Учащийся выполняет доступные действия: посадка, полив и другой
уход за растениями. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и
гуманному отношению к ней.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели 2 часа в неделю, 68
часов.
Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

22

14

68

Количество часов
11

16

16

Базовые учебные действия
- Соблюдать общепринятые правила поведения на уроках, перемене;
- Умение выполнять инструкции педагога;
- Использовать по назначению учебный материал;
- Умение выполнять действие по образцу и по подражанию;
- Выполнять задание от начала до конца.

Планируемые предметные результаты
o

знать и называть объекты неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, река,

водоемы.);
o

знать времена года, характерные признаки времен года, погодных изменениях, их

влиянии на жизнь человека;
o

уметь

учитывать

изменения

жизнедеятельности, охраны здоровья;

в

окружающей

среде

для

выполнения

правил

o

различать и называть представителей животного и растительного мира (растения,

животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние»);
o

уметь соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

o

различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года;

o

иметь представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней

недели, месяцев в году и др.
Содержание учебного предмета
Растительный мир
Жизненные формы растений (дерево, куст, трава).
Разновидность деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан)
Фрукты (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос,
киви).
Овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква,
кабачок, перец).
Ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика,
брусника, клюква).
Грибы (белый гриб, мухомор, шампиньон, вёшенка, подберёзовик, лисичка, подосиновик,
опенок, поганка).
Травянистые растения (цветы) (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион).
Пряные травянистые растения. (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята (мелисса, перечная)).
Комнатных растения (герань, кактус, фиалка, фикус), особенностях ухода за ними, значением
в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении).
Зерновых культурах (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы).
Значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами
их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол и др.)
Животный мир.
Домашних животные (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).
Диких животные (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр).
Животные, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень,
песец, тюлень, морж).
Дикие животные, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф,
зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). е.
Домашние птицы (курица (петух), утка, гусь, индюк).
Перелетные и зимующие птицы (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист,
ласточка).
Водоплавающие птицы (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе.

Речных рыбах (сом, окунь, щук).
Морские рыбы (акула, сельдь, камбала, рыба-ёж, скат)..
Насекомые (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан).
Морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог,
креветка).
Значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают
одежду и др.).
Объекты природы
Почва. Вода. Огонь. Воздух.
Лес. Луг.
Представление о формах земной поверхности.
Представление об изображении земной поверхности на карте.
Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк, гранит, золото, серебро и
др.) с учетом местных природных ресурсов.
Значении объектов природы в жизни человека.
Временные представления
Части суток. Неделя. Месяц. Год.
Времена года (осень, зима, весна, лето). Календарь.
Сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер).
Погоде текущего дня.
Деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные
растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе
экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации
обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по
уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе;
рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и
другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей
доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; огород, теплица и др.

№

Тема

Кол.час.

1 четверть (16 ч)
1

Узнавание (различение) растений:

дерево.

Узнавание

1

(различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист,
цветок). Знание значения частей растения. Знание значения
растений в природе и жизни
человека.
2

Узнавание (различение) растений: куст. Узнавание (различение) 1
частей растений (корень, ствол/ стебель,
ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения.
Знание значения растений в природе и жизни
человека.

3

Узнавание (различение) растений: трава. Узнавание (различение)

1

частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения.
Знание значения растений в природе ижизни
человека.
4

Узнавание (различение) деревьев: берёза,. Знание

1

строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
5

Узнавание (различение) деревьев: дуб. Знание строения

1

дерева (ствол, корень, ветки, листья).
6

Узнавание (различение) деревьев: клён. Знание

1

строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
7

Узнавание (различение) деревьев: ель. Знание строения

1

дерева (ствол, корень, ветки, листья).
8

Узнавание (различение) деревьев: осина,. Знание

1

строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
9

Узнавание (различение) деревьев: сосна. Знание

1

строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
10

Узнавание (различение) деревьев: ива. Знание строения

1

дерева (ствол, корень, ветки, листья).
11

Узнавание (различение) деревьев: каштан. Знание

1

строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
12

Узнавание (различение) плодовых деревьев: вишня.

1

13

Узнавание (различение) плодовых деревьев: яблоня.

1

14

Узнавание (различение) плодовых деревьев: груша.

1

Дата

15

Узнавание (различение) плодовых деревьев: слива.

1

16

Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание

1

значения деревьев в природе и жизни
человека.
2 четверть (16 ч)
1

Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание

1

значения кустарников в природе и
жизни человека.
2

Узнавание (различение) фруктов: яблоко, банан,
лимон по

внешнему

Различение

виду

съедобных и

(вкусу,

1

запаху).

несъедобных

частей

фрукта.

Знание значения фруктов в жизни человека.
Знание способов переработки фруктов.
3

Узнавание (различение) фруктов: апельсин, груша, мандарин,
по

внешнему

Различение

съедобных

виду

(вкусу,

1

запаху).

и несъедобных частей фрукта.

Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов
переработки фруктов.
4

Узнавание (различение) фруктов:
внешнему
съедобных

виду

(вкусу,

персик,
запаху).

абрикос, киви по

1

Различение

и несъедобных частей фрукта. Знание

значения фруктов в жизни человека. Знание
способов переработки фруктов.
5

Узнавание (различение) овощей: лук, картофель, морковь по

1

внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение съедобных и несъедобных частей овоща.Знание
значения

овощей

в

жизни

человека.

Знание

способов

переработки овощей.
6

Узнавание (различение) овощей: свекла, репа, редис по внешнему

1

виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных
частей овоща. Знание
значения

овощей

в

жизни

человека.

Знание

способов переработки овощей.
7

Узнавание (различение) овощей: тыква, кабачок, перец по
внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных
несъедобных частей овоща. Знание
значения

овощей

в

жизни

человека.

Знание

и

1

способов переработки овощей.
8

Узнавание

(различение)

ягод:

смородина,

клубника,

малина по внешнему виду (вкусу,

1

запаху).

Различение лесных и садовых ягод. Знание значения
ягод

в жизни

переработки
9

человека.

Знание

способов

ягод.

Узнавание

(различение)

ягод:

крыжовник,

1

земляника, черника по внешнему виду (вкусу,
запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знаниезначения
ягод

в жизничеловека.

переработки
10

Узнавание

Знание способов

ягод.

(различение)

ягод:

ежевика,

голубика,

1

брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение лесных и садовых ягод. Знание значенияягод в
жизни
переработки
11

Узнавание
мухомор,

человека.

Знание

способов

ягод.
(различение)

грибов

(белый

гриб,

1

подберёзовик, лисичка, подосиновик,

опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду.
Знание строения гриба (ножка, шляпка).
Различение съедобных и несъедобных грибов.
Знание значения грибов в природе и жизни человека.Знание
способов
12

Узнавание
мухомор,

переработки

(различение)

грибов:

грибов.
белый

гриб,

1

подберёзовик, лисичка, подосиновик,

опенок, поганка, вешенка, шампиньон по внешнему виду.
Знание строения гриба (ножка, шляпка).
Различение съедобных и несъедобных грибов.
Знание значения грибов в природе и жизни человека.Знание
способов
13

переработки

грибов.

Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений 1
(астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс,
роза, лилия, пион, гвоздика).

14

Узнавание (различение)

дикорастущих цветочно-

декоративных растений
фиалка,

колокольчик,

ландыш);

знание
листья,

(ромашка,

лютик,

строения

василек, подснежник,
цветов

(корень, стебель,

цветок). Соотнесение цветения

цветочно-декоративных растений с временем
Знание

значения

природе
15

2

года.

цветочно-декоративных

растений в

и жизни человека.

Узнавание травянистых

растений.

Узнавание

1

(различение) культурных и дикорастущих травянистыхрастений
(петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята,
одуванчик, подорожник, крапива).
3 четверть (22 ч)
1

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова,

1

туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива,
пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного.
Установление
строения
2

связи
тела животного с его образом жизни.

Узнавание (различение) домашних животных: корова, свинья, 1
лошадь, коза. Знание питания домашних
животных. Знание способов передвижения домашнихживотных.
Объединение животных в группу «домашние
животные». Знание значения домашних животных в

жизни человека. Уход за домашними животными.
Узнавание (различение) детенышей домашних
животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок.
3

Узнавание (различение) домашних животных: овца (баран), кот, 1
собака). Знание питания домашних
животных. Знание способов передвижения домашнихживотных.
Объединение животных в группу «домашние
животные». Знание значения домашних животных в жизни
человека. Уход за домашними животными.
Узнавание

(различение)

детенышей

домашних

животных: ягненок, котенок, щенок).
4

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк,

1

медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких
животных. Знание способов передвижения диких животных.
Объединение диких животных в группу «дикие животные».
Знание значения диких животных в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей диких животных
(волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок,ежонок).
5

Узнавание

(различение) диких животных:

лиса, заяц, волк. 1

Знание питания диких животных. Знание
способов передвижения диких животных.
Объединение диких животных в группу «дикие животные».
Знание значения диких животных в
жизни

человека.

Узнавание

(различение) детенышей диких

животных: волчонок, лисенок, зайчонок.
6

Узнавание (различение) диких животных: медведь,
лось, белка. Знание питания диких

животных. Знание

способов передвижения диких животных. Объединение диких
животных в группу «дикие животные».

Знание

значения

диких животных в
жизни

человека.

Узнавание

(различение) детенышей диких

животных (медвежонок, бельчонок, ежонок).

1

7

Узнавание (различение) диких животных:

еж,

1

кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание
способов передвижения диких животных. Объединение
диких животных в группу «дикие животные».

Знание

значения диких животных в
жизни

человека.

Узнавание

(различение) детенышей диких

животных: бельчонок, ежонок.
8

Узнавание (различение) животных, обитающих в

1

природных зонах холодного пояса: белый медведь, пингвин.
Установление

связи

его местом обитания.
животных.

строения

животного с

Знание питания

Знание способов

передвижения

животных.
9

Узнавание (различение) животных, обитающих в природных
зонах холодного пояса: олень,
Установление
животного с его местом
питания

животных.

1

песец,тюлень, морж).
связи

строения

обитания.

Знание

Знание способов

передвижения

животных.
10

Узнавание

(различение)

животных, обитающих в

1

природных зонах жаркого пояса: верблюд, лев, слон, жираф.
Установление связи строения животного с
его местом обитания. Знание питания животных. Знание
способов
11

передвижения

Узнавание

(различение)

животных.

животных,

обитающих

в

1

природных зонах жаркого пояса: зебра, черепаха,
носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установлениесвязи строения
животного с его местом обитания.
Знание питания животных. Знание
передвижения
12

Знание

способов

животных.

строения

птицы. Установление связи

строения тела птицы с ее образом жизни. Знаниепитания птиц.

1

13

Узнавание (различение) домашних птиц: (курица (петух), утка).

1

Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания
птиц. Объединение

домашних птиц в группу «домашние

птицы». Знание значениядомашних
жизни человека.
(различение) детенышей
(цыпленок,
14

птиц в

Узнавание

домашних

птиц

утенок).

Узнавание (различение) домашних птиц (гусь,

1

индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание
питания птиц.

Объединение

домашних

птиц в группу

«домашние птицы». Знание значения
домашних птиц в жизни человека. Узнавание
(различение) детенышей домашних птиц (гусенок,индюшонок).
15

Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь,

1

ворона, воробей).
16

Узнавание (различение) зимующих птиц (дятел,
синица, снегирь, сова).

1

17

Узнавание (различение) перелетных птиц (аист,ласточка, дикая 2
утка,). Знание питания птиц.
Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы».
Объединение зимующих птиц в группу
«зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в
природе.

18

Узнавание (различение) перелетных птиц (дикий

1

гусь, грач, журавль). Знание питания птиц.
Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы».
Объединение зимующих птиц в группу
«зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в
природе.
19

Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь,

1

утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизничеловека,
в природе.
20

Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, 1
жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом
жизни. Знание питания рыб.
Узнавание
щука).

(различение)

Знание значения

речных

рыб

(сом,

окунь,

речных

рыб

в жизни

человека, в природе.
21

Обобщающий урок по пройденным темам.

1

4 четверть (14 ч)
1

Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, 1
жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом
жизни. Знание питания рыб.
Узнавание
щука).

Знание значения

человека, в
2

Знание
строения

(различение)

речных

рыб

(сом,

окунь,

речных

рыб

в жизни

природе.
строения
тела

Знание питания

насекомого.
насекомого

с

Установление

связи

его

жизни.

образом

насекомых. Узнавание (различение) речных

насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей).Знание
способов
Знание
природе.

передвижения

значения насекомых

в жизни

насекомых.
человека,

в

1

3

Знание

строения насекомого. Установление связи строения

тела насекомого с его образом жизни. Знание питания
насекомых.

Узнавание

(различение)

насекомых (кузнечик, муха, комар, пчела, таракан).

речных
Знание

способов передвижения
насекомых.

Знание

человека, в природе.

значения насекомых

в

жизни

1

4

Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин,
морская звезда).
морских

Знание

обитателей.

1

строения

Установление

связи

строения

тела морского обитателя с его образом жизни.
Знание питания морских обитателей. Знание значения морских
обитателей в жизни человека, в природе.
5

Узнавание (различение) морских обитателей (медуза,
морской конек, осьминог, креветка).

Знание

строения

Установление

морских

обитателей.

1

связи строения тела морского обитателя с его
образом жизни. Знание питания морских обитателей.
Знание значения морских обитателей

в жизни

человека, в природе.
6

Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка,

1

собака, декоративные птицы,
аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей
ухода (питание, содержание и др.).
7

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни

1

человека и в природе.
8

Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни

1

человека и в природе.
9

Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).

1

Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения
Земли из космоса. Узнавание глобуса –
модели Земли.
10

Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе

1

и жизни человека. Различение земли, неба. Определение
месторасположения земли и неба.
Определение месторасположения объектов на земле инебе.
11

Узнавание (различение) форм земной поверхности.

1

Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и
жизни человека. Изображение земной поверхности на карте.
Узнавание (различение) суши (водоема).
12

Узнавание леса. Знание значения леса в природе и
жизни

человека.

Различение

растений

Соблюдение правил поведения в лесу.

(животных)

1
леса.

13

Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание

1

значения луга в природе и жизни человека.
14

Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в 1
природе и жизни человека. Узнавание реки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».