Рабочая программа Окружающий социальный мир 12 класс 2 вариант АООП

ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный
мир» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО вариант 2,
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026.
ФАООП УО вариант 2 адресована обучающимся с умственной
отсталостью
в
умеренной,
тяжелой
или
глубокой
степени
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Цель - формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах
поведения.
Задачи: развивать функциональную грамотность в процессе изучения
предмета, выбор варианта поведения при решении типичных проблем в
повседневной жизни, знакомство с явлениями социальной жизни (человек и
его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование
представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о
родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории,
современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными
явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их
характерные признаки, объединять в группы по этим признакам,
устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной
жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и
поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и
общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в
различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в
частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в
образовательной организации.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для
формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима
совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и
родителей (законных представителей). Важно сформировать у обучающегося

типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном
транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации.
Содержание материала по программе "Окружающий социальный мир"
является основой формирования представлений, умений и навыков по
предметам "Домоводство", "Труд". Так знания, полученные ребенком в ходе
работы по разделу "Посуда", расширяются и дополняются на занятиях по
домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол.
Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир"
заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах
общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал). Ребенок выходит в город
(поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими
услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится
вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Приоритетные направления в воспитательной работе
Патриотическое воспитание:
Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе,
Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Гражданское воспитание:
Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; Активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
Духовно-нравственное воспитание:
Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;

Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Активное неприятие асоциальных поступков;
Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства
Ценности научного познания:
Ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира;
Физическое воспитание, формирование
эмоционального благополучия:

культуры

здоровья

и

Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни
(здоровое
питание,
соблюдение
гигиенических
правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет - среде в процессе школьного образования;
Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
Умение принимать себя и других, не осуждая;
Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния.
Трудовое воспитание:
Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,

Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Общая характеристика предмета
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор»,
«Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы,
изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и
обычаи». В процессе обучения у ребенка формируются представления о
родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре,
истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и
социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится
выделять их характерные признаки,
объединять в
группы по этим
признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о
социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое
поведение и поступки других людей с нравственными ценностями
(эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится
ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его
жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и
осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам.
Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе
необходима совместная целенаправленная последовательная работа
специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели
поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте,
покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание
материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой
формирования представлений, умений и навыков по предметам
«Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания,
полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и
дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить,
сервировать стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир»
заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах
общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в
город, знакомится с различными организациями, предоставляющими
услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей,
учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Описание места предмета в учебном плане
Согласно Адаптированной образовательной программе обучающихся с
умственной отсталостью, составленной на основе ФГОС для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели 3
раза в неделю.

Класс
12

I четверть
II четверть III четверть
Количество часов
32
32
44

IV четверть

Всего

28

136

БУД освоения учебного предмета
1) Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом
объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.),
о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,
на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных
ролях людей.
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих
ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
Представления о социальных ролях
людей (пассажир, пешеход,
покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в
различных ситуациях.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие
возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение находить друзей на основе личных симпатий.
Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи,
умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой,
других видах доступной деятельности.
Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных
интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни.
Представление
о праздниках, праздничных мероприятиях, их
содержании, участие в них.
Использование
простейших эстетических ориентиров/эталонов о
внешнем виде на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных
праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на
неприкосновенность личности и достоинства и др.

Представления
об обязанностях обучающегося, сына/дочери,
внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе
(селе), месте проживания.
Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).Представление
о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Планируемые предметные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека, интерес к объектам,
созданным человеком;
- представления о доме, образовательной организации, о расположенных в
них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая
площадка), о транспорте;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,
на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных
ролях людей:
- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих
обучающегося ("учитель", "повар", "врач", "водитель");
- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель),
правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая
адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу
обучающегося.
3) Развитие межличностных и групповых отношений:
- представления о дружбе, других обучающихся, сверстниках;
- умение находить друзей на основе личных симпатий;
- умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других
видах доступной деятельности;
- умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных
интересов;
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни:
- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании,
участие в них;
- использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем
виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных
праздников.
5) Представления об обязанностях и правах обучающегося:
- представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на
неприкосновенность личности и достоинства;
- представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или
внучки, гражданина.
6) Представление о стране проживания Россия:
- представление о стране, народе, столице, больших городах, месте
проживания;
- представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
- представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях
России.

Содержание учебного предмета
Содержание предмета "Окружающий социальный мир" представлено
следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания",
"Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные
человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".
Раздел "Квартира, дом, двор". Узнавание (различение) частей дома (стена,
крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов
(одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской

(сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в
доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия
дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время
движения лифта. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах
общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не
залезать на чердак, не трогать провода. Соблюдение правил пользования
мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком).
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская,
гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание
функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего
домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание
своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего
домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место
для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки
автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для
контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и
поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире:
отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной
бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль,
раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание
(соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной
ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи,
тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о
вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил
поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов
посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода,
чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные,
настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов
(циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио,
видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон,
плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый
телефон, планшет, видеоплеер). Соблюдение последовательности действий
при пользовании телефоном (плеером, планшетом): включение,
использование (связь, игра), выключение.
Раздел "Продукты питания".
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот,
квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог,
сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание
упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных
продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к
употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления)

(мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета,
фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных
продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание
(различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые
палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки
(приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный
фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных
продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание
(различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон,
пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки
(приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).
Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий.
Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и
бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза,
горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис,
пшено, крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки
(приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых.
Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное,
конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Раздел "Предметы быта".
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа,
вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер,
электрический
чайник,
фен,
кондиционер).
Знание
назначения
электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании
электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол,
стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание
назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная,
спальная, кабинетная). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка,
стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник,
нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение)
кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг,
половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора,
скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические,
электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки,
циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Раздел "Школа".

Узнавание (различение) помещений образовательной организации. Знание
назначения помещений образовательной организации. Нахождение
помещений образовательной организации. Знание профессий людей,
работающих в образовательной организации. Соотнесение работника
образовательной организации с его профессией. Узнавание (различение)
участков школьной территории. Знание назначения участков школьной
территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории
образовательной организации. Узнавание (различение) зон класса. Знание
назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта,
мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка,
фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования.
Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как
члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по
внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов
проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к
другому человеку.
Раздел "Предметы и материалы, изготовленные человеком".
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание
(различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная
бумага, картон), по фактуре (глянцевая, бархатная). Узнавание предметов,
изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга). Узнавание
(различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой
(ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол).
Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло,
когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка,
деревянные игрушки, двери). Узнавание (различение) инструментов, с
помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов,
изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки). Соблюдение
правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из
стекла.
Знание
свойств
резины
(эластичность,
непрозрачность,
водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины
(резиновые перчатки, сапоги, игрушки).
Знание свойств металла (прочность, твёрдость - трудно сломать, тонет в
воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла,
кастрюля). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора,
покрывала, постельное бельё, обивка мебели). Узнавание (различение)

инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла).
Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы,
предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры).
Раздел "Населенный пункт".
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры, улицы
(проспекты, переулки), площади, здания, парки.
Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт,
железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса,
больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет,
одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный,
драматический), цирк, жилой дом.
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель,
парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание
особенностей деятельности людей разных профессий.
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.
Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного
движения (дорожный знак ("Пешеходный переход"), разметка ("зебра"),
светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание
(соблюдение) правил поведения на улице.
Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (например,
Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник героям).
Раздел "Транспорт".
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый).
Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных
частей наземного транспортного средства.
Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения
воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей
воздушного транспортного средства.
Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного
транспорта.
Узнавание
(различение)
составных
частей
водного
транспортного средства.

Узнавание (различение) космического аппарата. Знание назначения
космического аппарата. Узнавание (различение) составных частей
космического аппарата. Знание (называние) профессий людей, работающих в
космической отрасли. Соотнесение деятельности с профессией.
Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение)
правил поведения в общественном транспорте. Знание места посадки и
высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в
автобус, покупка билета).
Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая
помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта.
Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте.
Соотнесение деятельности с профессией.
Раздел "Страна".
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание Президента
Российской Федерации (на фото, видео). Знание государственных
праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных
достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская
Галерея, Большой театр) на фото, видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток,
Сочи). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и
обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов,
удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о
рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России.
Знание выдающихся людей России.
Раздел "Традиции, обычаи".
Знание традиций и атрибутов праздников. Знание школьных традиций.
Знание символики и атрибутов различных религий. Знание нравственных
традиций, принятых в различных религиях.

Описание материально-технического обеспечения
По возможности, используются технические
и
транспортные
средства.
Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений
являются: компьютер, видеопроектор и другое
мультимедийное
оборудование.
- компьютерные обучающие игры и программы, способствующие
формированию
у детей доступных
социальных представлений.;
- натуральные объекты, муляжи, макеты;

- предметные сюжетные картинки;
- дидактические игры: «Лото – профессий», «Пазлы – профессий»
«Воздушный транспорт», «Наземный транспорт», «Водный транспорт»
«Грузовые и легковые машины» и т.д.
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную
жизнь людей, правила поведения в общественных местах.
- тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального
мира.

Окружающий социальный мир (4 часа в неделю/136 часов)
№

1

2
3

4

5
6

7

8

9

Тема
1 четверть (32 часа)
Школа, культура поведения (14 часов)
Школа. Школьная символика. Правила поведения в школе
учениками. Правила поведения на уроках, переменах.
Знание распорядка школьного дня.
Экскурсия по школе-интернату. Ориентировка в
помещениях, назначения зон школы-интерната.
Знание профессий людей, работающих в образовательной
организации. Соотнесение работника образовательной
организации с его профессией.
Узнавание (различение) участков школьной территории.
Знание назначения участков школьной территории. Знание
(соблюдение) правил поведения на территории
образовательной организации.
Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон
класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей:
школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник,
карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка,
линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание
назначения школьных принадлежностей.
Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание
(различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание
положительных качеств человека. Знание способов
проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать
свой интерес к другому человеку.
Культура общения между сверстниками. Знать правила
культуры общения. Уметь отвечать на вопросы. Уметь
задавать вопросы. Уметь общаться с противоположным
полом, соблюдая правила общения. Урок –импровизация.
Внешний вид. Правила соблюдения внешнего вида. Выбор

Ко
л.
ч.

Дата

1

05.09.

1

05.09.

1

06.09.

1

07.09.

1

12.09.
12.09.

13.09.

1

14.09.

1 19.09.

10

11

12

13

14

15

16
17
18
19

20

21

22

одежды в зависимости от места посещения учреждения,
определенного повода.
Школьная форма. Правила соблюдения внешнего вида.
Выбор одежды в зависимости от места посещения
учреждения, определенного повода.
Оказание помощи сверстнику. Правила культуры
общения. Уметь отвечать на вопросы. Уметь задавать
вопросы. Оказание помощи собеседнику.
Обращение
с просьбой. Правила культуры общения.
Обращение с просьбой к собеседнику, соблюдая правила
общения.
Культура поведения в свободном общении. Знать правила
культуры поведения в свободном общении. Уметь
обыгрывать ситуацию.
Экскурсия в город. Обыгрывание ситуации: «Как пройти
….»
Праздники, традиции, обычаи (1 час)
Праздники. Праздник «День учителя». Знание
традиций и атрибутики праздника. Отвечают на
вопросы, раскрашивание рисунков, работа с
картинками, выполнение действия по показу.
Поздравляем учителей. Выполнение стенгазеты
«Дорогие наши учителя».
Видеопоздравление «С днём учителя»
Видеопоздравление «С днём учителя»
Одежда, обувь (4часов)
Особенности ухода за одеждой из различных видов тканей.
Уметь различать некоторые виды ткани (по возможности).
Виды
тканей. Предметы одежды из разных видов
ткани. Особенности ухода за одеждой из различных видов
тканей. Умение различать некоторые виды ткани (по
возможности). Виды одежды, уметь их назвать и различать.
Практическая работа. Уход за одеждой. Стирка. Правила
безопасности при использовании стирального
порошка. Правила стирки изделий из шерстяных и
синтетических тканей. Стирка изделий в домашних
условиях.
Практическая работа. Ремонт одежды. Знать правила
безопасности при использовании инструментов во время
ремонта одежды. Уметь выполнять ремонт изделий в
домашних условиях.
Практическая работа. Уход за одеждой. Утюжка. Правила
работы и безопасности при работе с утюгом. Уметь
пользоваться утюгом. Знать и применять на практике правила
и приемы глажения одежды из различных видов ткани.

1 19.09.

1 20.09.

1

21.09.

1

26.09.

1

26.09.

1
1

27.09.

1

28.09.

1
1

03.10
03.10

1

04.10

1 05.10

1 10.10

1 10.10

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

1
2

Квартира, дом, двор (10 часов)
Квартира. Знать названия комнат. Уметь отвечать на
1
вопросы. Уметь рассказать о своей квартире, опираясь на
краткий план (с помощью учителя).
Коммунальные удобства
в квартире. Отопление. Уметь
1
рассказать об отоплении квартиры, опираясь на краткий план
(с помощью учителя).
Водоснабжение. Канализация. Знать коммунальные
1
удобства в квартире, систему водоснабжения.
канализации. Уметь отвечать на вопросы.
Уметь рассказать о водоснабжении, канализации,
опираясь на краткий план (с помощью учителя).
Коммунальные удобства
в квартире.
1
Электроснабжение. Знать коммунальные удобства в квартире,
систему электроснабжения. Уметь отвечать на вопросы.
Уметь рассказать об электроснабжении, опираясь на краткий
план (с помощью учителя).
Правила безопасности и поведения во время аварийной
1
ситуации в доме. Знать правила безопасности и поведения во
время аварийной ситуации в квартире. Уметь отвечать на
вопросы.
Уборка кухни, санузла, ванны. Знать правила уборки кухни,
1
санузла, ванны, уметь подбирать моющие средства для
уборки. Уметь выполнять простейшие действия при уборке
кухни, санузла, ванны.
Деревянный и каменный дом. Знать (различать) места общего 1
пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная
площадка, лифт). Уметь отвечать на вопросы.
Правила безопасности и поведения в местах общего
1
пользования в доме. Знать и соблюдать правила безопасности
в местах общественного пользования в доме.
Двор. Знать (различать) части территории двора. Рассказ о
частях двора (место для отдыха, игровая площадка,
1
спортивная площадка, место для парковки
автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания
ковров, место для контейнеров с
мусором, газон) Правила безопасности и поведения во
дворе. Знать (соблюдать) правила безопасности и поведения
во дворе. Уметь отвечать на вопросы.
Экскурсия. Астраханский двор.
2 четверть (32 часа)
Предметы быта (10 часов)
Предметы быта. Функциональное назначение предметов
1
мебели. Узнавание предметов мебели.
Значение предметов домашнего обихода. Помощь родителям: 1

11.10.

12.10.

17.10.

17.10.

18.10.

19.10.

24.10.

24.10.

25.10.

26.10.

07.11.
07.11.

3

4

5
6
7
8
9

10

11

12

13

14

15

16

17

уборка пыли.
Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть,
ваза, свечи и т.д.). Безопасное использование предметов
интерьера.
Электробытовые приборы. Названия электроприборов, их
назначения. Знать и уметь соблюдать правила техники
безопасности при использовании электробытовых приборов.
Мебель для кухни. Называние и назначение мебели. Знать и
уметь соблюдать правила обращения с мебелью.
Мебель для отдыха. Называние и назначение мебели. Знать и
уметь соблюдать правила обращения с мебелью.
Столовая посуда. Называние и назначение столовой посуды.
Чайная посуда. Называние и назначение чайной посуды.
Знание и соблюдение правила ухода за чайной посудой.
Кухонный инвентарь. Называние и назначение кухонного
инвентаря. Знание и соблюдение правила ухода закухонным
инвентарем.
Кухонный инвентарь. Называние и назначение кухонного
инвентаря. Знание и соблюдение правила ухода закухонным
инвентарем.
Медицинская помощь (6 часов)
Первая помощь при бытовой травме. Уметь решать
актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную),
как средство достижения
цели. Знать основные правила оказания первой помощи при
бытовых травмах.
Первая помощь при бытовой травме. Уметь решать
актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную),
как средство достижения
цели. Знать основные правила оказания первой помощи при
бытовых травмах.
Первая
помощь при отравлении. Знать основные правила
оказания первой помощи при отравлении, уметь использовать
их при необходимости.
Оказание первой помощи при ожогах. Знать основные
правила оказания первой помощи при ожогах, уметь
использовать их при необходимости.
Первая
помощь при обморожении. Знать основные
правила оказания первой помощи при обморожении, уметь
использовать их при необходимости.
Тестирование. Практическое применение изученного по теме
«Медицинская помощь».
Транспорт (6 часов)
Виды транспорта. Наземный транспорт. Назначение
наземного транспорта, его разнообразие. Уметь описать

1

08.11.

1

09.11.

1

14.11.

1

14.11.

1
1

15.11.
16.11.

1

21.11.

1

21.11.

1

22.11.

1

23.11.

1

28.11.

1

28.11.

1

29.11.

1

30.11.

1

05.12.

18

19

20

21

22

23

24
25

26
27

28

29

30

предложенную картинку. Составление рассказа на
заданную тему (опираясь на краткий план, с помощью
учителя).
Воздушный транспорт. Назначение воздушного транспорта,
его разнообразие. Уметь описать предложенную картинку.
Составление рассказа на заданную тему (опираясь на краткий
план, с помощью учителя).
Водный транспорт. Назначение водного транспорта, его
разнообразие. Уметь описать предложенную картинку.
Составление рассказа на заданную тему (опираясь на краткий
план, с помощью учителя).
Профессии людей, работающих
на транспорте. Различение
профессий людей, работающих на транспорте. (шофёр, пилот,
капитан, машинист и т.д. Уметь соотносить деятельность с
профессией.
Что такое маршрут? Транспорт нашего города. Знать, что
такое «маршрут». Знать некоторые номера маршрутов
транспорта нашего города. Уметь рассказать о такси (вызов
такси, номера телефонов), маршрутных такси, автобусах,
используемых чаще всего в жизни.
Экскурсия. «Поездка на транспорте». Знать назначение
билета на различных видах транспорта, их стоимость.
Приобретение билета на маршрутном такси.
Предметы быта (6 часа)
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор,
утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь,
тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер).
Знание назначения электроприборов. Знание правил техники
безопасности при пользовании электробытовым прибором.
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван,
шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание
назначения предметов мебели.
Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная).
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник,
половник, нож). Знание назначение предметов посуды.
Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка,
овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник,
открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Праздники «Новый год». Знание традиций и атрибутики
праздника. Анализ (с помощью учителя) предложенных
жизненных ситуаций. Выполнение практических действий.
Изготовление праздничной атрибутики.
Праздники «Новый год». Знание традиций и атрибутики
праздника. Анализ (с помощью учителя) предложенных

1

05.12.

1

06.12.

1

07.12.

1

12.12.

1

12.12.

1

13.12.

1

14.12.

1

19.12.

1
1

19.12.
20.12.

1

21.12.

1

26.12.

1

26.12.

31
32

1
2
3

4

5

6
7

8
9

10

11

12

13

жизненных ситуаций. Выполнение практических действий.
Изготовление праздничной атрибутики.
«Новый год». Знание традиций и атрибутики праздника.
3 четверть (44 часа)
Продукты питания (10 часа)
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао,
лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус.
Узнавание упаковок с напитком. Сроки хранения.
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт,
творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду,
на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание
правил хранения молочных продуктов.
Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к
употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки,
баранки, сухари).
Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье,
пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения
кондитерских изделий.
Экскурсия в продуктовый магазин. Отдел хлебобулочных и
кондитерских изделий.
Узнавание (различение) муки и мучных изделий, требующих
обработки (приготовления): макаронные изделия (макароны,
вермишель, рожки. Знание правил хранения мучных изделий.
Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных
изделий. Правила безопасности при приготовлении.
Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к
употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек,
свежий горох),
Узнавание (различение) круп и бобовых, требующих
обработки (приготовления) (греча, рис, пшено, крупы,
бобовые). Знакомство со способами обработки
(приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения
круп и бобовых.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
(12 часов)
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).
Узнавание (различение) видов бумаги по плотности
(альбомный лист, папиросная бумага, картон), по фактуре
(глянцевая, бархатная).
Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка,
коробка, газета, книга). Узнавание (различение)
инструментов, с помощью которых работают с бумагой
(ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол).
Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде,
дает тепло, когда горит).

27.12.
28.12.

1

09.01.

1

09.01.
10.01.

1

11.01.

1

16.01.

1

16.01.

1

17.01.

1

18.01.

1

23.01.

1

23.01.

1

24.01.

1

25.01.

30.01.

14

15

16

17
18
19

20
21
22

23

24

25
26
27

28
29

Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка,
деревянные игрушки, двери). Узнавание (различение)
инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево
(молоток, пила, топор).
Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание
предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное
стекло, очки).
Соблюдение правил безопасности при обращении с
предметами, изготовленными из стекла.
Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность,
водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных
из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки).
Знание свойств металла (прочность, твёрдость - трудно
сломать, тонет в воде).
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла,
кастрюля).
Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда,
скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка
мебели).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых
работают с тканью (ножницы, игла).
Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые
приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры,
контейнеры).
Населённый пункт, праздники (18часа)
Узнавание (различение) элементов городской
инфраструктуры, улицы (проспекты, переулки), площади,
здания, парки.
Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал
(аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы
помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника,
парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда,
посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный,
драматический), цирк, жилой дом.
Экскурсия в город. Узнавание (различение) инфраструктур,
находящихся недалеко от школы.
Экскурсия в город. Узнавание (различение) инфраструктур,
находящихся недалеко от школы.
Праздники. День Защитника Отечества. Традиции и
атрибуты праздника. Изготовление поздравительной
открытки.
Праздники. Масленица. Традиции и атрибуты праздника.
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир,

1

30.01.

1

31.01.

1

01.02.

1

06.02.

1

06.02.

1

07.02.

1

08.02.

1

13.02.
13.02.

14.02.

15.02.

20.02.
20.02.
1

21.02.

1
1

22.02.
27.02.

30

31
32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник
химчистки, работник банка).
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир,
повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник
химчистки, работник банка).
Знание особенностей деятельности людей разных профессий.
Праздники. Международный женский День. Традиции и
атрибуты праздника. Изготовление поздравительной
открытки.
Праздники. Международный женский День. Традиции и
атрибуты праздника. Изготовление поздравительной
открытки.
Праздники. Международный женский День. Традиции и
атрибуты праздника. Изготовление поздравительной
открытки.
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных
местах. Узнавание (различение) частей территории улицы
(проезжая часть, тротуар).
Узнавание (различение) технических средств организации
дорожного движения (дорожный знак ("Пешеходный
переход"), разметка ("зебра"), светофор). Знание (соблюдение)
правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил
поведения на улице.
Экскурсия в город. Узнавание (различение)
достопримечательностей своего города (например, Кремль,
Братский сад, Морской садик и др.).
Экскурсия в город. Узнавание (различение)
достопримечательностей своего города (например, Кремль,
Братский сад, Морской садик и др.).
Полиция. Знание и понимание значения учреждения
«Полиция». Умение позвонить в дежурную часть и сообщить
о происшествии. Функциональные обязанности полицейского.
Работа с иллюстрационным материалом.
Поликлиника. Знание и понимание значения учреждения
«Поликлиника». Умение позвонить в поликлинику и
обратиться за помощью. Функциональные обязанности врача,
доктора. Работа с иллюстрационным материалом.
Предметы быта (2 часа)
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник,
зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи).
Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра,
настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные,
механические, электронные часы). Узнавание (различение)

27.02.

1
1

28.02.
29.02.

1

05.03.

1

05.03.

1

06.03.

1

07.03.

1

12.03.

1

12.03.

1

13.03.

1

14.03.

19.03.

19.03.

43

44

1

2
3
4
5

6
7

8
9
10

11

12
13

частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов
(частей часов).
Страна (2 часа)
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание
(узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн).
Узнавание Президента Российской Федерации (на фото,
видео).
Знание государственных праздников. Знание названия
столицы России. Знание (узнавание) основных
достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь,
Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.
4 четверть (28 часов)
Населённый пункт, праздники (5 часа)
Организации города. Знать и называть организации города и
их назначение. Уметь начать и поддержать разговор, задать
вопрос, выразить свою просьбу, желание, опасение.
Экскурсия. Учреждения и организации города.
Праздники. Пасха. Традиции и атрибуты праздника.
Изготовление праздничной открытки.
Праздники. Пасха. Традиции и атрибуты праздника.
Изготовление праздничной открытки.
Праздники. День космонавтики. Традиции и атрибуты
праздника. Изготовление праздничной открытки.
Продукты питания (7 часов)
Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к
употреблению (колбаса, ветчина),
Узнавание (различение) мясных продуктов: требующих
обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина,
баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш).
Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных
продуктов.
Знание правил хранения мясных продуктов.
Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к
употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая,
соленая, вяленая),
Узнавание (различение) рыбных продуктов: требующих
обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка),
рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами
обработки (приготовления) рыбных продуктов.
Знание правил хранения рыбных продуктов.
Квартира, дом, двор (10 часов)
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире:
отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз,
сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы
(водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка,

1

20.03.

1

21.03.

1

03.04.

1
1

04.04.
09.04.

1

09.04.
10.04

1

11.04.

1

16.04.

1

16.04.

1
1

17.04.
18.04.

1

23.04.

1

23.04.

1

24.04.

14

15

16

17

18

19
20

21

22

23

24
25
26

свет, электричество).
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во
время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение)
вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы,
мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который
приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил
поведения в чрезвычайной ситуации.
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник,
половник.
Праздники. Международный день солидарности трудящихся,
Традиции, атрибутика праздника. Выполнение праздничной
открытки.
Узнавание (различение) часов (механические (наручные,
настенные), электронные (наручные, настенные). Знание
строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)).
Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах
связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер,
видеоплеер). Знание назначения технического устройства
(сотовый телефон, планшет, видеоплеер). Соблюдение
последовательности действий при пользовании телефоном
(плеером, планшетом): включение, использование (связь,
игра), выключение.
Праздники «День Победы». История праздника, традиции,
атрибутика. Изготовление праздничной открытки».
Соблюдение последовательности действий при пользовании
телефоном (плеером, планшетом): включение, использование
(связь, игра), выключение.
Салоны сотовой связи. Операторы сотовой связи (Мегафон,
МТС, Билайн). Как и где оплатить сотовую связь. Анализ с
помощью педагога предложенной жизненной ситуации.
Экскурсия в город. Салон сотовой связи Мегафон. Функции,
назначение салона.
Страна (6 часа)
Города России. Знать названия городов России. Уметь
задавать вопросы и отвечать на вопросы по теме. Работают с
картой. Просмотр презентации, работа с иллюстративным
материалом.
Достопримечательности городов России. Астраханский
Кремль. Экскурсия.
Права и обязанности гражданина России. Просмотр
презентации, работа с иллюстративным материалом.
Документы, удостоверяющие личность гражданина России.
Просмотр презентации, работа с иллюстративным
материалом.

1

25.04.

1

30.04.

30.04.

07.05.

07.05.

08.05.
1

13.05.

1

14.05.

1

14.05.

1

15.05.

1

16.05.

1

21.05.

1

21.05.

27

28

Выдающиеся люди России, значимые исторические события.
Просмотр презентации, работа с иллюстрационным
материалом.
Экскурсия по памятным местам города.

1

22.05.

1

23.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».