Рабочая программа Окружающий социальный мир 11 класс 2 вариант АООП

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения),
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними)
- развитие функциональной грамотности через способность быть самостоятельным
в ситуации выбора и принятия решений;
- развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета;
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках
«Окружающий социальный мир»
1. Патриотического воспитания:
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе,
1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
2. Гражданского воспитания:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
2.5. Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
3.3. Активное неприятие асоциальных поступков;
6.

Физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности,
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения
обучающимися
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном городе,
в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с
рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности,
ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим
признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни,
в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей
с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок
учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и
здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования
умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная

последовательная работа специалистов. Важно сформировать у ребенка типовые модели
поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, поведение в
опасной ситуации и др.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Реализация рабочей программы предмета «Окружающий социальный мир»
рассчитана на 34 недели, 4 часа в неделю. Всего 136 часа.

Кол-во часов

Всего

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

11 класс

33

31

44

28

136

Программа формирования базовых учебных действий.
- Соблюдать общепринятые правила поведения на уроках, перемене;
- Умение выполнять инструкции педагога;
- Использовать по назначению учебный материал;
- Умение выполнять действие по образцу и по подражанию;
- Выполнять задание от начала до конца.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1) Представления о мире, созданном руками человека:
- интерес к объектам, созданным человеком;
- представления о доме, школе. О расположенных в них и рядом объектах (мебель,
оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на
улице, в транспорте, в общественных местах.
2)

Представления

об

окружающих

людях:

овладение

первоначальными

представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,
повар, врач, водитель и т.д.);
- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.),
правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы
контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.
- представления о дружбе, товарищах, сверстниках;
- умение находить друзей на основе личных симпатий;
- умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности;
- умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной
жизни.
- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие
в них;
- использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на
праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
- представление о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность
личности и достоинства и др.;
- представление об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки,
гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
- представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте
проживания;
- представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
- представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Содержание учебного предмета
Школа.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.
Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе.
Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков
школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание
(соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса.
Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание
(различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник,
тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски,

пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей.
Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и
девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов
проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому
человеку.
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание

(различение)

типов

домов

(одноэтажный

(многоэтажный),

каменный

(деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего
пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей,
нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др.
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не
заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др.
Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком,
кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная,
детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание
функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса
(город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух,
написанного). Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая
площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья,
место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание
(соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными
удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз,
сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль,
раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил
безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение)
вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме.
Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение)
правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды:
тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.
Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные
(наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)).
Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер,

планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства
(сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий
при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, использование (связь,
игра и т.п.), выключение.
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа,
вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник,
фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники
безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение)
предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание
назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная
и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка,
нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.
Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска,
дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть,
ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы).
Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей
часов).
Питание.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас,
кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение)
молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по
внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил
хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к
употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина,
говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами
обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов.
Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки,
консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо
(филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами
обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных

продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению
(хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки
(приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со
способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных
изделий.

Узнавание

(различение)

круп

и

бобовых:

готовых

к

употреблению

(консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки
(приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами
обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых.
Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета,
шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов
бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре
(глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка,
коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых
работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств
дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание
предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево
(молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание
предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из
стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость).
Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и
др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде).
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание
свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала,
постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью
которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость,
хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы,
предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город.

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры улицы, площади,
парки.

Узнавание

(различение),

назначение

зданий:

кафе,

вокзал

(аэропорт,

железнодорожный, автовокзал), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника,
парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты),
театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение)
профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник
химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий.
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение)
частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических
средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»),
разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание
(соблюдение)

правил

поведения

на

улице.

Узнавание

(различение)

достопримечательностей своего города.
Транспорт.
Узнавание (различение) наземного транспорта. Знание назначения наземного
транспорта. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте.
Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного
транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.
Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь,
полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий
людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией.
Знание места посадки и высадки из автобуса.
Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта,
Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций.
Страна.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео).
Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание)
основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь) на фото, видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и
др.). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей
гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность
гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание выдающихся людей
России.

Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
1. Презентации;
2. Практические работы.
3. Дидактические игры и упражнения.

№
1

2

3

4

Тема
1 четверть (33 ч)
Культура общения между сверстниками. Знать правила культуры
общения. Уметь отвечать на вопросы. Уметь задавать вопросы.
Уметь общаться с противоположным
полом, соблюдая правила общения. Урок –
импровизация.

Кол. Дата
ч.
1

Внешний вид. Правила соблюдения внешнего вида. Выбор
одежды в зависимости от места посещения учреждения,определенного
повода.
Школьная форма. Правила соблюдения внешнего вида.
Выбор одежды в зависимости от места посещенияучреждения,
определенного повода.
Оказание помощи сверстнику. Правила культуры общения. Уметь
отвечатьна вопросы. Уметь задавать
вопросы. Оказание помощи собеседнику.

2

1

1

5

Обращение
с просьбой. Правила культуры
общения. Обращение с просьбой ксобеседнику,
соблюдая правила общения.

2

6

Культура поведения в свободномобщении. Знать правила культуры
поведения в свободном общении.
Уметь обыгрывать ситуацию.
Знать особенности ухода за одеждой из различных видов
тканей. Уметь различать некоторые виды ткани (повозможности).

1

7

1

8

Виды тканей. Предметы одежды из разных видов ткани.
Особенности уходаза одеждой из различных видов тканей. Умение
различать некоторые виды ткани (по
возможности). Виды одежды, уметь их назвать и различать.

2

9

Практическая работа. Уход заодеждой. Стирка. Правилабезопасности
прииспользовании стирального
порошка. Правила стирки изделий из шерстяных и
синтетических тканей. Уметь выполнять стиркуизделий в
домашних условиях.

1

10

Практическая работа. Ремонт
одежды. Знать правила
безопасности прииспользовании
инструментов во время ремонта одежды. Уметь
выполнять ремонт изделийв домашних условиях.

1

11

Практическая работа.
Уход заодеждой. Утюжка. Правила
работы и безопасности при работе сутюгом. Уметь пользоваться
утюгом. Знать и применять на практике правила и
приемы глажения одежды из различных видов ткани.

2

Экскурсия. Химчистка. Соблюдать правила поведения
на экскурсии, в общественном месте.
13 Праздники. Праздник «День учителя». Знаниетрадиций
и атрибутики праздника. Отвечают на вопросы,
раскрашивание рисунков, работа с
картинками, выполнение действия по показу.
12

1
1

14

Квартира. Знать названия комнат. Уметь отвечать на вопросы. Уметь
рассказать о своей квартире, опираясь на
краткий план (с помощью учителя).

2

15

Коммунальные удобства
в квартире. Отопление. Уметь
рассказать об отоплении квартиры, опираясь на краткий
план (с помощью учителя).

1

16

Водоснабжение. Канализация. Знать коммунальныеудобства в
квартире, систему водоснабжения. канализации. Уметь
отвечать на вопросы.
Уметь рассказать о водоснабжении, канализации,опираясь на
краткий план (с помощью учителя).

1

17 Коммунальные удобства
в квартире.
Электроснабжение. Знать коммунальные удобства в квартире,
систему электроснабжения. Уметь отвечать на вопросы. Уметь
рассказать об электроснабжении, опираясь
на краткий план (с помощью учителя).
18

Правила безопасности и поведения во время аварийной ситуации в
доме. Знать правила безопасности и поведения во время аварийной
ситуации в квартире. Уметь отвечать на
вопросы.

1

19

Уборка кухни, санузла, ванны. Знать правила уборки кухни,
санузла, ванны, уметь подбирать моющие средствадля уборки.
Уметь выполнять простейшие действия при
уборке кухни, санузла, ванны.

1

20

Деревянный и каменный дом. Знать (различать) места
общего пользования в доме(чердак, подвал, подъезд, лестничная
площадка, лифт). Уметь отвечать на вопросы.
Правила безопасности и поведения в местах общегопользования в доме.
Знать и соблюдать правила
безопасности в местах общественного пользования в доме.

2

21

22

Двор. Знать (различать) части территории двора. Рассказ очастях двора1
(место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место
для парковки
автомобилей, место для сушки белья, место для выбиванияковров,
место для контейнеров с
мусором, газон) Правила безопасности и поведения водворе. Знать
(соблюдать) правила безопасности и поведения во дворе. Уметь
отвечать на вопросы.

1

23 Электробытовые приборы. Названия электроприборов, их
назначения. Знать и уметь соблюдать правила техники
безопасности при использовании электробытовых приборов.

2

24 Мебель для кухни. Называние и назначение мебели. Знать и
уметь соблюдать правила обращения с мебелью.
25 Мебель для отдыха. Называние и назначение мебели. Знать
и уметь соблюдать правила обращения с мебелью.
2 четверть (31 ч)
1
Чайная посуда. Называние и назначение чайной посуды.
Знание и соблюдение правила ухода за чайной посудой.
2
Кухонный инвентарь. Называние и назначение кухонного
инвентаря. Знание и соблюдение правила ухода закухонным
инвентарем.
3
Кухонный инвентарь. Называние и назначение кухонного
инвентаря. Знание и соблюдение правила ухода закухонным
инвентарем.
Предметы интерьера. Знать названия предметов интерьера.Знать их
4
назначение. Уметь отвечать на вопросы. Знать и
уметь соблюдать правила обращения с предметамиинтерьера.

1

5

Предметы интерьера. Знать названия предметов интерьера.Знать их
назначение. Уметь отвечать на вопросы. Знать и
уметь соблюдать правила обращения с предметамиинтерьера.

1

6

Первая помощь при бытовой травме. Уметь решать актуальные
житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную,
невербальную),
как средство достижения
цели. Знать основные правила оказания первой помощи прибытовых
травмах.

1

7

Первая помощь при бытовой травме. Уметь решать актуальные
житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную,
невербальную),
как средство достижения
цели. Знать основные правила оказания первой помощи при
бытовых травмах.

2

8

Первая
помощь при отравлении. Знать основные правила
оказания первой помощи при отравлении, уметь
использовать их при необходимости.

1

9

Оказание первой помощи при ожогах. Знать основныеправила оказания 1
первой помощи при ожогах, уметь
использовать их при необходимости.

10 Первая
помощь при обморожении. Знать основные
правила оказания первой помощи при обморожении, уметь
использовать их при необходимости.

1

2
1

1

2

2

11 Тестирование. Практическое применение изученного по
теме «Медицинская помощь».
12 Виды транспорта. Наземный транспорт. Назначение наземного
транспорта, его разнообразие. Уметь описатьпредложенную
картинку. Составление рассказа на заданную тему (опираясь на
краткий план, с помощью
учителя).

1

13 Воздушный транспорт. Назначение воздушного транспорта,
его разнообразие. Уметь описать предложенную картинку.
Составление рассказа на заданную тему (опираясь на
краткий план, с помощью учителя).
14 Водный транспорт. Назначение водного транспорта, егоразнообразие.
Уметь описать предложенную картинку.
Составление рассказа на заданную тему (опираясь накраткий
план, с помощью учителя).

2

15 Профессии людей, работающих
на транспорте.
Различение профессий людей, работающих на транспорте. (шофёр,
пилот, капитан, машинист и т.д. Уметь соотноситьдеятельность с
профессией.
16 Что такое маршрут? Транспорт нашего города. Знать, что такое
«маршрут». Знать некоторые номера маршрутов транспорта нашего
города. Уметь рассказать о такси (вызовтакси, номера телефонов),
маршрутных такси, автобусах,
используемых чаще всего в жизни.

1

на транспорте». Знать назначение
17 Экскурсия. «Поездка
билета на различных видах транспорта, их стоимость.
Приобретение билета на маршрутном такси.

1

на транспорте». Знать назначение
18 Экскурсия. «Поездка
билета на различных видах транспорта, их стоимость.
Приобретение билета на маршрутном такси.

1

19 Виды профессий. Игра «Назови по описанию».
20 Важность различных видов профессий для общества. Знать
(называть) разные виды профессий людей.
21 Профессии моих родителей. Уметь называть профессии
своих родителей. Уметь отвечать на вопросы. Уметь
составлять рассказ по плану о профессии родителей.
22 Праздники«Новый год». Знание традиций и атрибутики
праздника. Анализ (с помощью учителя) предложенных
жизненных ситуаций. Выполнение практических действий.
Изготовление праздничной атрибутики.

2
1

23 Праздники«Новый год». Знание традиций и атрибутики
праздника. Анализ (с помощью учителя) предложенных
жизненных ситуаций. Выполнение практических действий.
Изготовление праздничной атрибутики.

1

1

1

2

1

2

1
2
3
4

5

3 четверть (44 ч)
Выбор будущей профессии. Мои возможности и реалии.
Выбор будущей профессии. Мои возможности и реалии.
Виды магазинов. Назначения магазинов, их различия.
Виды рынков (продуктовые, вещевые, крытые, открытые,
постоянно действующие, временные, оптовые). Назначения
рынков, их различия.
Различение магазинов и рынков. Составление рассказа назаданную
тему, опираясь на краткий план, картинный
материал, помощь учителя.

2
1
1
2

1

Профессии работников магазинов. Анализ (с помощью
учителя) предложенных жизненных ситуаций).
Профессии работников рынков. Обыгрывание
предложенных жизненных ситуаций.
Экскурсия в гипермаркет. Соблюдение правила поведенияна
экскурсии, в общественном месте. Рассказ (передать
жестами) об увиденном, услышанном на экскурсии.

1

Цена товара. Уметь соотносить цену с монетами разногодостоинства.
Работа с иллюстративным материалом.
Выполнение практических действий.

1

10 Цена товара. Уметь соотносить цену с монетами разногодостоинства.
Работа с иллюстративным материалом.
Выполнение практических действий.

2

Виды телефонов. Умение решать актуальные житейские
11 Телефон.
задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную), как
средство достижения цели.
Инсценировка «Разговор по телефону». Пользованиетелефоном,
ведение диалога по телефону.

1

12 Междугородняя телефонная связь. Знать и понимать
назначение телефонной связи. Знать виды телефонной
связи.

1

13 Использование телефона стационарного, мобильного.
Анализ (с помощью учителя) предложенных
жизненных ситуаций. Выбор правильных действий.Выполнение
практических действий.
14 Телефонный справочник, назначение телефонного
справочника. Умение пользоваться телефонным
справочником.

2

15 Анализ (с помощью учителя) предложенных
жизненных ситуаций. Выбор правильных действий.Выполнение
практических действий. Работа по технологической карте.

1

6
7
8

9

2
1

1

16 Телефоны экстренных служб. Номера телефонов экстренныхслужб.
Начало и поддержание разговора, задать вопрос,
выразить свою просьбу, желание, опасение. Работа по
технологической карте, выбор правильных действий.

2

17 Радио. Умение решать актуальные житейские задачи, используя
коммуникацию (вербальную, невербальную), каксредство достижения
цели. Просматривают презентацию.
Работа с иллюстративным материалом. Обыгрываниежизненных
ситуаций.

1

18 Почта. Работать по заданному алгоритму. Уметь начать и
поддержать разговор, задать вопрос, выразить свою просьбу,
желание, опасение. Работают с иллюстративным
материалом. Заполнение почтовых бланков.

1

19 Праздники. День Защитника Отечества. Традиции иатрибуты
праздника. Изготовление поздравительной
открытки.

2

20 Праздники. Масленица. Традиции и атрибуты праздника.
21 Учреждения города (администрация города, администрациярайона,
мэрия города и т.д.). Знание, называние учреждений
города, их назначение.

1
1

22 Учреждения города (администрация города, администрациярайона,
мэрия города и т.д.). Знание, называние учреждений
города, их назначение. Просмотр презентации, работа с
иллюстративным материалом.

2

23 Праздники. Международный женский День. Традиции и
атрибуты праздника. Изготовление поздравительнойоткрытки.

1

24 Праздники. Международный женский День. Традиции иатрибуты
праздника. Изготовление поздравительной
открытки.

1

25 Организации города. Знать и называть организации города иих
назначение. Уметь начать и поддержать разговор, задать
вопрос, выразить свою просьбу, желание, опасение.

2

26 Организации города. Знать и называть организации города и
их назначение. Уметь начать и поддержать разговор, задатьвопрос,
выразить свою просьбу, желание, опасение.
27 Экскурсия. Учреждения и организации города.
28 Праздники. Пасха. Традиции и атрибуты праздника.
Изготовление праздничной открытки.
29 Праздники. Пасха. Традиции и атрибуты праздника.
Изготовление праздничной открытки.

1

1
2
1

30 Полиция. Знание и понимание значения учреждения
1
«Полиция». Умение позвонить в дежурную часть и
сообщить о происшествии. Функциональные обязанностиполицейского.
Работа с иллюстрационным материалом.
31 Поликлиника. Знание и понимание значения учреждения
«Поликлиника». Умение позвонить в поликлинику и обратиться за
помощью. Функциональные обязанности
врача, доктора. Работа с иллюстрационным материалом.

2

32 Экскурсия по городу. Учреждения города «Поликлиника»

1

33 Экскурсия по городу. Учреждения города «Полиция».

1

1

4 четверть (28 ч)
Экскурсия «Пожарная часть». Соблюдение правил поведения на
экскурсии, в общественных местах. Умение
рассказать (передать жестами) о увиденном, услышанном.

2

Образовательные учреждения города. Знать и понимать
значение
профессий
учитель,
директор,
заместитель
директора и др. работа с иллюстративным материалом.
Кинотеатры. Театры. Значение профессии артиста, гримера
и др. Приобретение билета в театр, кинотеатр.
Праздники. День космонавтики. Традиции и атрибуты
праздника. Изготовление праздничной открытки.
Функции ЖКУ. Представление о работе управляющей
компании. Порядок оплаты коммунальных услуг (с
помощью взрослого).

1

6

Салоны сотовой связи. Операторы сотовой связи (Мегафон,МТС,
Билайн). Как и где оплатить сотовую связь. Анализ с
помощью педагога предложенной жизненной ситуации.

1

7

Аэропорт и железнодорожный вокзал города. Назначенияаэропорта и
вокзала, правила поведения в общественных
местах.
Анализ
с помощью
педагога
предложенной
жизненной ситуации. Выполнение практических действий.

2

2

3
4
5

Предметы и материалы, изготовленные человеком (10 часов)
8
Материал резина. Свойства резины: эластичность,
непрозрачность, водонепроницаемость. Предметы,
изготовленные из резины.
9
Материал пластмасса. Свойства пластмассы: лёгкость,
хрупкость. Предметы, изготовленные из пластмассы.
10 Материал стекло. Свойства стекла: лёгкость, хрупкость.
Предметы, изготовленные из стекла.
11 Материал металл. Свойства металла: прочность, твёрдость,трудно
сломать, тонет в воде. Предметы, изготовленные из
металла.

1
2
1

1

1
2
1

12 Праздники. Международный день солидарности трудящихся,
Традиции, атрибутика праздника. Выполнение
праздничной открытки.

1

13 Материал бумага. Свойства бумаги: рвется, мнётся,
намокает. Виды бумаги по плотности: папиросная бумага,альбомный
лист, картон и др. Виды бумаги по фактуре: глянцевая, бархатная и др.
Предметы, изготовленные из бумаги.
Пользование инструментами, с помощью которых работаютс бумагой:
ножницы, шило, фигурный дырокол и др.
14 Материал ткань. Свойства ткани: мягкая, мнётся, намокает, рвётся.
Знать (различать) инструменты, с помощью которых работают с тканью
(ножницы, игла). Предметы,
изготовленные из ткани.
15 Праздники «День Победы». История праздника, традиции,
атрибутика. Изготовление праздничной открытки».
16 Материал дерево. Свойства дерева: твёрдость, плавает в воде, даёт
тепло, когда горит. Знать (различать) инструменты, с помощью
которых обрабатывают дерево:
молоток, топор, пила. Предметы, изготовленные из дерева.
17 Правила безопасности при обращении с предметами, изготовленными
из разных материалов. Просмотр презентации. Анализ предложенных
учителем жизненных
ситуаций.
18 Города России. Знать названия городов России. Уметь задавать вопросы
и отвечать на вопросы по теме. Работают с
картой. Просмотр презентации, работа с иллюстративнымматериалом.
19 Достопримечательности городов России. Астраханский
Кремль. Экскурсия.
20 Права и обязанности гражданина России. Просмотр
презентации, работа с иллюстративным материалом.
21 Документы, удостоверяющие личность гражданина России.
Просмотр презентации, работа с иллюстративнымматериалом.

2

1

1
2

1

1

2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».