Рабочая программа Растениеводство 11 класс 2 вариант АООП

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Растениеводство»
составлена на основе Федеральной адаптированной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФАООП УО
вариант 2 утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. N
1026. ФАООП УО вариант 2 адресована обучающимся с легкой умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель программы: подготовка обучающихся к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи:
1. развитие интереса к трудовой деятельности;
2. формирование

навыков

работы

с

различными

инструментами

и

оборудованием;
3.

освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных
изделий, по работе с почвой, с растениями.

4. Развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках
«Растениеводства»
2. Гражданского воспитания:
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
4. Эстетического воспитания:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других

народов;
5. Ценности научного познания:
5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой;
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности,
7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
8. Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Общая характеристика предмета.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в
ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных
технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой
деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности,
положительное отношение к результатам своего труда. Обучающихся знакомят с
различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат
соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно
накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических

умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения
намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять
задуманное, оценивать результат).
Описание места предмета в учебном плане
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели 3 часа в
неделю, 102 часа.
Класс

I четверть

II четверть

11

Количество часов
25
23

III четверть

IV четверть

Всего

33

21

102

Базовые учебные действия


организовать рабочее место;



понимать инструкцию;



последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;



при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание
от начала до конца;



ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.
Планируемые предметные результаты
- Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах;
овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и
освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
-

Интерес

к

овладению

доступными

профильными,

прикладными,

вспомогательными видами трудовой деятельности (растениеводство): уход за
придомовой территорией, помощь рабочему зеленого хозяйства, изготовление
поделок из природного материала, оригами, флористика, вторичное использование
предметов из пластика и другие. С учетом особенностей региона.
- Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций,
несложные виды работ: применять приемы ухода за растениями в зависимости от
времени года, заполнять емкости для посева семян, посадки и пересадки комнатных
растений, осуществлять посев семян и высадку рассады в грунт и так далее.
- Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты ,
материалы: лопаты, грабли, мотыги, секатор, лейки, шланги, метлы, совки,

рыхлители, опрыскиватели. Знать назначение и предметы спецодежды, соблюдать
необходимые правила техники безопасности.
- Умение соблюдать технологические процессы: при выращивании рассады из
семени и уход за растениями, при изготовлении изделий из бумаги, дерева, пластика,
глины, и другие, с учетом особенностей региона.
- Умение, стремление, выполнять работу качественно, в установленный промежуток
времени, оценивать результаты своего труда. Стремиться работать по словесной
инструкции, самостоятельно определять вид работ и выбирать инвентарь для него,
содержать в порядке рабочее место, понимать зачем и почему проводят именно этот
вид работ.
- Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
- Овладение специальными и общетехническими знаниями и умениями в области
тепличного хозяйства.
-Овладение

сведениями об основных

сельскохозяйственных профессиях,

профессиях сферы сервиса.
Содержание учебного предмета
Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива растения.
Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка
растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений.
Мытье горшков и поддонов. Выращивание растений в открытом грунте. Перекапывание
почвы. Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву. Приготовление компоста.
Оформление грядки и междурядья. Изготовление бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание
ямы. Подготовка семян к посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт.
Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей. Срезание овощей.
Подготовка овощей к хранению (очищение от земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистка и
мытье садового инвентаря.
Вводное занятие.
Правила поведения и безопасной работы в мастерской и теплице. Санитарно-гигиенические
требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и
инструментов. Распределение рабочих мест. Экскурсия на пришкольный участок и в теплицу.
Обращение с садово- огородным инвентарем.
- для обработки земли:
Лопата, грабли, тяпка. Устройство и функциональное назначение каждой части.

(рабочая часть, ручка).
Правила техники безопасности при работе с инвентарем для обработки почвы.
Технология использования (лопаты, тяпки, граблей) в работе с растениями.
-для полива:
Лейка, ведро, шланг. Устройство технология использования.
Правила техники безопасности при работе с садово-огородным инвентарем, предназначенным
для полива.
-хранение и уход за инвентарем.
Практическая работа
-осенние работы на участке.
Общие представления о растениях.
Плодовые деревья.
Кустарники.
Лечебные травянистые растения.
Среда роста растений: вода, земля, камни, горы. Условия необходимые для жизни растений.
Плоды и семена.
Экскурсия. Сбор семян и плодов.
Сортировка семян и плодов.
Создание коллекции семян и плодов.
Вводное занятие.
Правила поведения в мастерской. Подготовка к работе специальной одежды . Подготовка к
работе инструментов и приспособлений. Правила личной гигиены.
Комнатные растения.
Условия содержания комнатных растений. Комнатные растения школы. Ручной инвентарь для
выращивания комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Полив комнатных
растений. Перевалка комнатных растений. Пересадка комнатных растений.
Практическая работа .
Пересадка комнатных растений школы.
Перевалка комнатных растений школы.
Вводное занятие.
Комнатное цветоводство.
Уход за комнатными растениями в зимнее время. Разнообразие цветковых растений.
Надземная и подземная части цветкового растения. Строение листьев цветковых растений.
Строение цветка. Образование плода. Размножение.
Почва. Состав почвы. Перегной почвы. Песчаные и глинистые почвы. Свойства песчаных и

глинистых почв.
Практическая работа.
Приготовление почвы для посева семян.
Использование однолетних цветочных растений для оформления улиц и помещений.
Однолетние цветочные растения, используемые для оформления улиц и помещений.
Размещение однолетних цветочных растений на улицах и в помещениях.
Выращивание однолетних цветочных растений.
Размножение

растений.

Способы

выращивания

однолетних

цветочных

растений.

Выращивание рассады однолетних цветочных растений. Бархатцы. Выращивание однолетних
цветочных растений в горшках.
Ранневесенние работы.
Цветники. Подбор однолетников для выращивания в цветнике. Петуния. Выращивание
рассады петунии. Зимующие многолетники из группы

лилейных. Лилия тигровая.

Ранневесенний уход за зимующими многолетниками. Мульчирующий слой. Пикировка
петунии.
Вводное занятие.
Весенние работы в цветнике.
Подготовка цветника к весеннее-летнему периоду. Инвентарь для работы в цветнике. Правила
безопасной работы с садовым инвентарем. Планирование размещения рабатки в цветнике.
Выбор однолетников для посева в цветнике. Подготовка почвы в цветнике. Посев семян
однолетних цветочных растений в цветник. Высадка рассады петунии и бархатцов. Уход за
однолетними посевами.
Описание материально- техического обеспечения
Тема

Оборудование

Обрезка деревьев и кустарников.

Секатор, садовая ножовка, тачка садовая

Уход за многолетниками.

Садовый набор инструментов

Инструменты для обработки почвы.

Лопата штыковая, вилы копательные, грабли
наборы Торнадо

Инструменты для полива.

Лейка садовая, ведро 10л,12л поливная
катушка Гардена, бочки

для заготовки

поливной воды
Опрыскивание растений.

Опрыскиватель

Заготовка почвенной смеси. Заполнение Теплица, тестеры, Лед- лампы, лопатки,

емкостей для посева семян. Посев семян на пластиковые
рассаду. Проращивание
и

семена.

Овощные

Садовые культуры
Общие

представления

Разновидности растений.

наборы

ручного

семян. Уход за инструмента для ухода за растениями,

проростками. Хранение инструментов.
Плоды

емкости,

рассадные кассеты

культуры. Наборы муляжей «Овощи»,

«Фрукты»,

учебный стенд «Витамин»
о

растениях. Фотографический гербарий «Основные виды
растений»,

гербарий

хозяйственные растения»

«Сельско-

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Темы
1 четверть 25 часов
Вводное занятие.
Правила поведения и безопасной работы в мастерской и теплице.
Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего
места.
Подготовка рабочей формы материалов и инструментов.
Распределение рабочих мест.
Экскурсия на пришкольный участок и в теплицу.
Обращение с садово- огородным инвентарем.
Инвентарь для обработки земли.
Устройство и функциональное назначение лопаты (практическая
работа).
Устройство и функциональное назначение грабли (практическая
работа).
Устройство и функциональное назначение тяпки (практическая
работа).
Техника безопасности при работе с лопатой, граблей, тяпкой.
Инвентарь для полива растений.
Устройство и технология использования лейки (практическая
работа).
Устройство и технология использования ведра (практическая
работа). Устройство и технология использования
шланга
(практическая работа).
Правила техники безопасности при работе с садово-огородным
инвентарем предназначенным для полива. Хранение и уход
инвентаря.
Практическая работа
Осенние работы на участке.

1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1

Темы

Кол-во
часов

2 четверть (23 часа)
1.
2.
3.
4.
1
2.
3.
4.
5.
1.

Календ.
сроки

3

13.

№
п/п

Кол-во
часов

Вводное занятие.
Правила поведения в мастерской.
Подготовка к работе спец.одежды. Подготовка инструментов и
приспособлений.
Организация рабочего места. Правила личной гигиены.
Общие представления о растениях.
Плодовые деревья.
Кустарники.
Лечебные травы.
Среда роста растений: вода, земля, камни, горы.
Условия необходимые для жизни растений.
Плоды и семена.

2
1
2
1
2
1
2
1
2
1

Календ.
сроки

Комнатные растения. Условия содержания комнатных растений.
Комнатные растения школы.
Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений.
Уход за комнатными растениями.

2.
3.
1.
2.

2
1
2
1
2

3.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Темы
3 четверть (33 часа)
Вводное занятие. Правила поведения и безопасной работы в
мастерской.
Организация рабочего места. Подготовка к работе инструментов
и приспособлений. Повторить названия инструментов.
Весенние работы в цветнике. Основные виды цветников.
Инвентарь для работы в цветнике.
Правила безопасной работы с инвентарем.
Планирование работы в цветнике. Выбор однолетников для
посева в цветнике.
Подготовка почвы в цветнике, для посадки рассады.
Посев семян однолетних цветочных растений.
Высадка рассады петунии и бархацов в клумбы.
Уход и полив однолетних цветов.

Кол-во
часов

Календ
сроки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».