Рабочая программа Человек 8 класс 2 вариант АООП

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№1026.
ФАООПУО (вариант 2 ) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей в 8 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5».
Основная цель реализации программы по предмету человек является
формирование представления о себе своем и ближайшем окружении.
Основные задачи реализации программы:

формирование представлений о себе как «Я», осознание общности
и различий «Я» от других;

формирование умения решать каждодневные жизненные задачи,
связанные с удовлетворением первоочередных потребностей (принимать
пищу и пить, ходить в туалет, мыть руки, умываться и т.д.);

развивать способность выражать свое настроение и потребности с
помощью доступных средств;

учить устанавливать простейшие родственные отношения между
людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я и т. д.).
 развитие функциональной грамотности в процессе изучения
предмета.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по
предмету человек
1. Духовно- нравственное воспитание: активное неприятие асоциальных
поступков.
2. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья.
3. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет- среда в процессе школьного образования.
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его
усвоения обучающихся
Учебный предмет «Человек» является основной частью предметной области
«Окружающий мир». Приобщение ребенка к социальному миру начинается
с развития представления о себе. Становление личности ребенка
происходит при условии его активности, познания им окружающего мира,
смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального
мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе

взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными
и близкими. Программа представлена следующими разделами:
«Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и
раздевание», «Прием пищи».
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 8 классах занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность
занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 68 часов.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
Класс
16
8

I
II
четверть
четверть
Количество часов
15

III
четверть

IV
четверть

Всего

23

14

68

Программа формирования базовых учебных действий


















Соблюдать общепринятые правила поведения на уроках, перемене;
Умение выполнять инструкции педагога;
Использовать по назначению учебный материал;
Самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии
с заданным алгоритмом действия;
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
Выполнять задание от начала до конца.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от
других;
представление о собственном теле;
отнесение себя к определенному полу;
умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей;
умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет,
выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др;
умение сообщать о своих потребностях и желаниях;
умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами;
умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое),
показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня
(чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения
туалета);









умение следить за своим внешним видом;
представления о своей семье, взаимоотношениях в семье;
представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли;
овладение умением выполнять доступные бытовые поручения
(обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома;
умение выполнять доступные бытовые виды работ: чистка одежды,
обуви, сервировка стола, др.;
умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения
домашних вещей, продуктов.

Содержание учебного предмета
Представления о себе.
Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо),
туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено,
ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание
(различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык,
зубы). Знание назначения частей лица. Знание вредных привычек.
Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты
рождения).
Гигиена тела.
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора
струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Мытье рук и
ног. Вытирание рук и ног полотенцем. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании рук и ног: открывание крана,
регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук (ног),
намыливание рук(ног), смывание мыла с рук(ног), закрывание крана,
вытирание рук(ног). Нанесение крема на руки(ноги).
Уход за лицом. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и
температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо,
протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Уход за волосами. Соблюдение последовательности действий при мытье,
вытирании и сушки волос. Расчесываем волосы, посещением парикмахера.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности
действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с
зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную
щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с
зубной пастой.
Уход за ушами и носом. Соблюдение последовательности действий при
чистке ушей и носа. Носовой платок и для чего он нужен.
Семья.
Представления о себе Я – человек. Члены моей семьи. Узнавание
(различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых.

Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей
членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов
семьи. Элементарные представление о профессиональной деятельности
членов семьи. Семейные праздники. Представления о доме. Ответы на
вопросы о своей семье.
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка), шапка, шарф,
варежки, свитер, рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка, брюки
(джинсы), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды.
Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии),
рукав (воротник). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание
(различение) предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, туфли. Знание
назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная). Различение
сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение)
головных уборов (шапка, кепка, панама). Знание назначения головных
уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам
предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для
прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды
(повседневная, праздничная, спортивная). Выбор одежды в зависимости от
предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя,
демисезонная).
Соблюдение последовательности действий при одевании. Соблюдение
последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды:
снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки,
расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки
(молнии, пуговицы, ремня).
Прием пищи.
Режим дня. Как и для чего соблюдать режим дня. Узнавание и различение
видов посуды. Сервировка стола. Культура поведения за столом.
Правильное питание и для чего его соблюдать. Сообщение о желании есть.
Применение столовых приборов на практике. Использование салфетки во
время приема пищи. Учимся принимать гостей.
Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности
 предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов
семьи ребенка;
 пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы
с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при
этом предметов и др.
 видеоматериалы;
 презентации;
 мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные
взаимоотношения;

 семейный альбом;
 раскраски с изображениями контуров взрослых и детей для
раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и
альбомов;
 обучающие
компьютерные
программы,
способствующие
формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном
окружении.

№

Тема

Колво
часов

Календарно – тематическое планирование по предмету

I четверть – 16 часов. Части тела человека.
1.
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30

Части тела человека. Ориентация на себе. На картинке, на
2
кукле.
Части лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык,
2
зубы). Ориентация на себе и на картинке.
Руки. Уход за руками.
2
Нос. Значение носа. Уход за носом. Пользование носовым
2
платком.
Уши. Значение ушей. Уход за ушами.
2
Зубы. Значение зубов. Уход за зубами.
2
Волосы. Уход за волосами.
2
Уход за телом.
2
II четверть – 15 часов. Обращение с одеждой и обувью
Узнавание (различение) предметов одежды.
1
Назначение предметов одежды.
Узнавание (различение) предметов обуви.
1
Назначение предметов обуви.
Узнавание (различение) головных уборов. Назначение
1
головных уборов
Различение по сезонам предметов одежды (головных
2
уборов).
Различение видов одежды (повседневная, праздничная,
2
рабочая, домашняя, спортивная).
Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. 2
Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная). 2
Застегивание и расстегивание молнии, пуговицы.
2
Уход за одеждой и обувью.
2
III четверть – 23 часа. Туалет. Приём пищи.
Соблюдение последовательности действий в туалете.
2
Пользование унитазом. Нажимание кнопки слива воды.
2
Пользование туалетной бумагой, мытье рук.
2
Стирка мелких вещей с себя.
2
Назначение посуды.
3
Знание основных продуктов питания
3
Питьё. Наливание жидкости в кружку.
3
Еда. Накладывание пищи на тарелку.
2
Уборка стола после приёма пищи.
2
Правила поведения за столом, умение пользоваться
2
столовыми приборами.
IV четверть – 14 часов. Семья.
Представление о себе. Я-девочка, я- мальчик (Фамилия имя
2
возраст)
Дом. Домашний адрес.
2
Семья. Члены семьи.
3

Дата

31
32
33
34

Бытовая, досуговая, профессиональная деятельность семьи.

3

Рассказ о своей семье.
Повторение изученного
Итого

2
2
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».