ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение Цели: формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики; формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития; усиление культурологической составляющей школьного образования; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Задачи: познакомиться с понятием информация; рассмотреть следующие действия с информацией: хранение, передача, кодирование, обработка, получение новой информации; познакомиться с устройством компьютера и его программного обеспечения; развивать навык работы на клавиатуре и с мышью; изучать графический редактор Paint; научиться создавать простейшие анимации в PowerPoint; закреплять навыки работы с файлами и папками, познакомить с текстовым процессором Word; автоматизировать навыки работы в текстовом и графическом редакторах; развивать функциональную грамотность в процессе изучения премета. 2 Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках Информатики 1. Патриотического воспитания: 1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, 2. Гражданского воспитания: 2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; 2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 3. Духовно-нравственного воспитания: 3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 5. Ценности научного познания: 5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: 6.5. Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; 6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая; 6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния; 6.8. Сформированность навыков рефлексии; 6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7. Трудового воспитания: 7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, 7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; 7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 3 8. Экологического воспитания: 8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Курс имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств ИКТ в повседневной жизни в различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами ИКТ, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах WORD И POWER POINT. 4 Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях. МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитан на 34 часа, что составляет 1 час в неделю. Четверть Кол-во часов I 9 7-9 классы (34 часа) II III 7 10 IV 8 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения предмета «Информатика» - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - наличие мотивации к труду, работе на результат; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Планируемые предметные результаты: Минимальный уровень: 5 представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.). Достаточный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс Введение. Техника безопасности. (2ч) Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии. История развития вычислительной техники. (1ч) Устройство компьютера (10 ч) Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации. Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Системный блок. Назначение блока. Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и внешняя. Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и долговременная память компьютера. Обработка графической информации (10 ч) Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Знакомство с программой PAINT 6 Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word (10 ч) Создание таблицы в текстовом документе. Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы. Вкладка Конструктор. Вкладка Макет. Корректировка созданной таблицы. Повторение (1 час) 8 класс Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. (2ч). Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии Устройство компьютера(4ч). Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл. Периферийное устройство - принтер. Распечатка рисунка, небольшого текста. Обработка текстовой информации (10 часов) Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Компьютерный практикум Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул». Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев». Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков». Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными». Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint (17 ч). Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или 7 ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат. Повторение (1 час) 9 класс Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (9 часов) Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных (с использованием различных технических средств: фото- и видеокамеры, микрофона и т.д.). Сканирование рисунков и текстов. Организация системы файлов и папок, сохранение изменений в файле. Распечатка файла. Использование сменных носителей (флэш-карт), учёт ограничений в объёме записываемой информации. Обработка графической информации (7 часов) Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Компьютерный практикум Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». Практическая работа № 13 «Анимация». Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор Excel (11ч) Знакомство с Excel. Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel. Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание диаграммы. Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков. Действие сложение с помощью программы Excel. Решение примеров на сложение многозначных чисел. Вычитание, умножение, деление с помощью программы Excel. Решение задач в Excel. Решение примеров на все действия в программе Excel. Коммуникационные технологии (7 часов) Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Поиск и обработка информации: информация, её сбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых словарях и 8 справочниках, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера. Структурирование информации, её организация и представление в виде таблиц, схем, диаграмм и пр. Повторение (1 час) МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 7–9 классов 1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 4. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/) Интернет – ресурсы: 1) Педсовет http://pedsovet.su/ 2) Учительский портал. http://www.uchportal.ru/ 3) Уроки. Нет. http://www.uroki.net/ 4) Единая коллекция образовательных ресурсов. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ 5) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/ 6) Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/). 7) http://www.klyaksa.net/ 8) http://www.informatka.ru/ 9) http://www.informatik.kz/index.htm 10) http://uchinfo.com.ua/links.htm 11) http://www.school.edu.ru/ 12) http://infoschool.narod.ru/ 13) http://www.school.edu.ru/ 14) http://kpolyakov.narod.ru 15) http://window.edu.ru/resource/526/58526 16) http://www.it-n.ru 9 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс (34 часа) Кол-во часов Тема 1 2 Практика работы на компьютере. Техника безопасности в кабинете информатики. Компьютеры в нашей жизни. Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие. Дата I четверть - 8 часов 8 1 1 3 Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. 1 4 Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. 1 5-6 2 Клавиатура. Клавиши и их назначение при наборе текста. Пользование мышью, 2 использование простейших средств текстового редактора II четверть — 8 часов Практика работы на 1 компьютере. Безопасные приёмы работы на 1 компьютере. Правила ТБ. 7-8 9 10 Основные виды учебной деятельности Работа с простыми информационными объектами. 11- Текст (создание, 12 сохранение). Соблюдать правила ТБ в кабинете информатики. Называть, показывать основные устройства компьютера. Знать, называть, показывать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включать и выключать компьютер и подключаемые к нему устройства. Знать, называть, показывать клавиатуру, мышь. Набирать текст. Соблюдать правила ТБ в кабинете информатики. Называть, показывать основные устройства компьютера. 6 2 Создавать документ, называть, сохранять 10 13- Текст (преобразование, сохранение). 14 15 Текст (удаление). 16 Ввод небольшого текста. Практическая работа. 17 1819 2 1 1 III четверть - 10 часов Работа с простыми 10 информационными объектами. Редактирование текста. 1 Практическая работа. Таблица (создание, сохранение). 20- Таблица (преобразование, 21 сохранение). 22 Таблица (удаление). 2 2 1 23 Вывод текста на принтер. 1 2425 Работа с рисунками в графическом редакторе. 2 26 Организация системы файлов и 1 папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок. IV четверть - 8 часов Поиск и обработка 4 информации 1 Информация, её сбор, анализ и систематизация. Способы получения, 1 хранения, переработки информации. Поиск информации в 1 Интернете. 27 28 29 его. Удалять слово, предложение, весь документ. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст. Создавать документ, называть, сохранять его. Создавать таблицу, сохранять, преобразовывать её. Удалять слово, предложение в таблице. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст в таблице. Выводить текста на принтер. Создавать документ. Работать с рисунками в графическом редакторе. Сохранять рисунок. Создавать документ, папку. Называть и переименовывать их. Переносить на другие носители. Искать информацию в компьютере и в сети Интернет, на съёмном носителе (флешке). Переносить информацию в документ, 11 30 Поиск информации внутри компьютера, на съёмном носителе. Общение в цифровой среде 32 Создание почтового ящика. 32- Создание и передача сообщений. 33 34 систематизировать и анализировать найденную информацию. 1 4 Создавать почтовый ящик. Входить в созданный почтовый ящик.Принимать и передаватьсообщения. Создавать странички в социальной сети. Входить на свою страницу. Принимать и передавать сообщения. 1 2 Создание странички в социальной сети. 1 8 класс (34 часа) № Кол-во часов Тема Практика работы на компьютере. Дата Основные виды учебной деятельности I четверть - 8 часов 8 1 Техника безопасности в кабинете информатики. Компьютеры в нашей жизни. 1 Соблюдать правила ТБ в кабинете информатики. 2 Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие. 1 Называть, показывать основные устройства компьютера. 3 Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. 1 Знать, называть, показывать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. 12 4 Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. 5-6 Клавиатура. Клавиши и их назначение при наборе текста. 7-8 Пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора 1 Включать и выключать компьютер и подключаемые к нему устройства. 2 Знать, называть, показывать клавиатуру, мышь. Набирать текст. 2 II четверть - 8 часов 9 Работа с простыми информационными объектами. 8 Текст (создание, сохранение). 1 10- Текст (преобразование, 11 сохранение). 2 Текст (удаление). 1 12 13- Ввод небольшого текста. 14 Практическая работа. 15- Редактирование 16 текста. Практическая работа. Создавать документ, называть, сохранять его. Удалять слово, предложение, весь документ. 2 Набирать текст без ошибок. 2 Редактировать текст. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст. III четверть - 10 часов Работа с простыми информационными объектами. 17- Таблица (создание, 18 сохранение). 2 19- Таблица (преобразование, 20 сохранение). 2 Таблица (удаление). 1 21 22- Работа с таблицей. 23 Практическая работа. 2 Создавать документ, называть, сохранять его. Создавать таблицу, сохранять, преобразовывать её. Удалять слово, предложение в таблице. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст в таблице. 13 24 Вывод текста на принтер. 1 25- Работа с рисунками в 26 графическом редакторе. 2 Выводить текста на принтер. Создавать документ. Работать с рисунками в графическом редакторе. Сохранять рисунок. IV четверть - 8 часов 27- Организация системы файлов и 30 папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок. 4 Создавать документ, папку. Называть и переименовывать их. Переносить на другие носители. 31- Ввод 32 небольшого текста. Практическая работа. 33- Редактирование текста. 34 Практическая работа. 2 Создавать документ, называть, сохранять его. Удалять слово, предложение, весь документ. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст. 2 9 класс (34 часа) Поиск и обработка информации 7 1-2 Информация, её сбор, анализ и систематизация. 2 3-4 Способы получения, хранения, переработки информации. 2 5 Поиск информации в Интернете. 1 6 Поиск информации внутри компьютера. 1 7 Поиск информации на съёмном носителе. 1 Общение в цифровой среде 5 Искать информацию в компьютере и в сети Интернет, на съёмном носителе (флешке). Переносить информацию в документ, систематизировать и анализировать найденную информацию. 14 8 Создание почтового ящика. 9-10 Создание и передача сообщений. 11 Создание странички в социальной сети. 12 Передача и принятие сообщений в социальных сетях. Технология ввода информации в компьютер Создавать почтовый ящик. Входить в созданный почтовый ящик. Принимать и передавать сообщения. Создавать странички в социальной сети. Входить на свою страницу. Принимать и передавать сообщения. 1 2 1 1 9 1314 Ввод текста. 2 Набирать текст. 1516 Запись звука с помощью микрофона. 2 Записывать звуки с помощью микрофона и воспроизводить их на компьютере (самостоятельно или с помощью учителя). Воспроизводить скачанные звуки. 1718 Запись изображения с помощью видеокамеры. 2 Записывать изображения с помощью видеокамеры их на компьютере (самостоятельно или с помощью учителя). Воспроизводить видео. 1920 Сканирование рисунков. 2 Сканировать рисунки. 21 Редактирование сканированных рисунков. 1 Редактировать сканированные рисунки. Технология ввода информации в компьютер 13 Сканирование фотографий. 2 2223 Сканировать фотографии. 15 24 Редактирование сканированных фотографий. 1 Редактировать фотографии. 25 Сканирование текста. 1 Сканировать текст. 26 Сканирование таблицы. 1 Сканировать таблицы. 27 Распечатка текста. 1 Распечатывать текст. 28 Распечатка рисунков, фотографий. 1 Распечатывать фотографии, рисунки. 29 Использование сменных носителей (флэш-карт). 1 Использовать сменные носители для хранения информации, переносить информацию на сменный носитель и наоборот. 30 Учёт ограничений в объёме записываемой информации. 1 Определять объём хранящейся информации на сменном носителе. 31 Создание презентаций. Размер слайда. 1 32 Шаблон оформления (дизайн слайда). 1 33 Разметка слайда (расположение заголовков, текста и объектов на слайде). 1 34 Эффект перехода от слайда к слайду. Способы вывода презентаций. 1 Создавать презентацию (самостоятельно, под руководством учителя). Определять размер слайда. Использовать шаблон для создания презентации. Выполнять разметку слайда: располагать заголовок, текст, объекты на слайде). Использовать эффекты для вывода заголовка, текста и объектов; перехода от слайда к слайду. Выводить презентацию. 16