РП коррекционного курса Альтернативная коммуникация

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая

программа

коррекционно-развивающего

курса

«Альтернативная

коммуникация»» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью в умеренной,
тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития,
далее ФАООП УО, утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО адресована обучающимся с умственной отсталостью в умеренной,
тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития,
с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
У обучающегося с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой
степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), не
владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом
нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение
обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств
коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической
работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи
(если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Целью коррекционного курса является:
-формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей
коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей,
желаний и выражения себя.

Задачи:
- выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации;
- развитие функциональной грамотности через умение использовать выбранные средства
коммуникации, доступные индивидуальным возможностям ребенка;
- формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя
с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;

- формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами,
изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и
желаний;
- формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия;
- формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;
- формирование и поддержание у учащихся интереса к общению;
- обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;
- формирование адекватного ситуации поведения ребенка в окружающей среде,
необходимых умений и навыков социального взаимодействия.

Приоритетные направления в воспитательной работе на коррекционных
занятиях:
1. Патриотическое воспитание:
1.1. Осознание российской гражданской
многоконфессиональном обществе,

идентичности

в

поликультурном

и

1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края;
2. Гражданское воспитание:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека;
3. Духовно-нравственного воспитание:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
3.3. Активное неприятие асоциальных поступков;
4. Эстетического воспитания:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
5. Ценности научного познания:
5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой;
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

6.1. Осознание ценности жизни;
6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного образования;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности,
8. Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.

Общая характеристика
Дети с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, имеют
конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно
затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи,
которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит
из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой
умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными.
Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации
позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам
элементарной коммуникации.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и
отвлекаемостью.

Слабость

активного

внимания

препятствует

решению

задач

познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может
быть увеличена.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в
координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У
обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене
поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный
темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность,
сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью
движений.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов
познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти
непродуктивным

оказываются

подходы,

требующие

абстрактного

мышления,

задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные
трудности в усвоении «академического» компонента различных программ образования.
Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием
мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР.
Интерес к какой-либо деятельности,

если

возникает,

то,

как правило,

носит

кратковременный, неустойчивый характер.
Занятия по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» проводятся 1-2
раза в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому
ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. В процессе
занятия используются различные виды деятельности: игровая (сюжетно-ролевая,
дидактическая, подвижная игра), конструктивная, изобразительная (лепка, рисование,
аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами.
В

ходе

реализации

коррекционно-развивающего

следующие методы: наблюдение,

беседа,

объяснение,

процесса

используются

наглядно-действенные

и

практические методы.
Основные технологии, используемые в коррекционной работе:
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- компьютерные.
Формирование базовых учебных действий
Формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у
обучающихся к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с
умственной отсталостью и включает следующие задачи:
1. Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагогического работника;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными
параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Содержание программы
Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных средств
коммуникации. Обучение исходит от реального предмета/объекта к абстрактному символу
или жесту. Применяется метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к
общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках развития
функциональной грамотности и функционального использования (для решения задач
различного назначения).
Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором в
данный момент находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное
пополнение и расширение способностей к общению.
1. Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики.
Выражение

жестом

согласия

(несогласия),

удовольствия

(неудовольствия),

благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы
на вопросы с использованием жеста.
Привлечение

внимания

звучащим

предметом;

выражение

удовольствия

(неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на
вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов

с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка,

пиктограмма).

Выражение

согласия

(несогласия),

удовольствия

(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с
напечатанными

словами.

Выражение

согласия

(несогласия),

удовольствия

(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием технических устройств. Привлечение внимания,
выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием
коммуникативной кнопки. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового
коммуникатора.
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,
рассказывание с использованием коммуникатора.
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,
рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
2. Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи,
обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих
предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда,обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть, гулять).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание
слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание
простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства).
Сообщение имён членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников
класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и
объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование

графического

изображения

(электронного

устройства)

для

обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения
слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование
электронного устройства для обозначения числа и количества
предметов (пять, второй).

Составление простых предложений с использованием графического изображения
(электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием
графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического
изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием
графического изображения (электронного устройства).
3. Чтение и письмо.
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих
имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными
словами как средства коммуникации.
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности:
На

уроках

используются

учебные

пособия

для

коррекционной

работы,

приобретенные в рамках реализации федерального программы «Доступная среда»:
предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с
напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные
тетради, пиктограммы, карточки с эмоциями, рисунки, речевой коммуникатор,
дидактические пособия, индивидуальный раздаточный материал, сюжетные картинки
различной тематики для развития речи.
А также пособия приобретенные в рамках реализации федерального проекта
«Современная школа» национального проекта «Образование»:
- набор музыкальных, шумовых русских инструментов с росписью;
- логопедический тренажер «ДЭЛЬФА» 142. Модификация 2.2;
- развивающая игра «СВЕТОФОР»;
- развивающий комплекс «БИЗИДОМ»;
- программно-методический комплекс развития речи «ЛОГОВЕСТ»;
- детский учебно- игровой терминал «ВОЛШЕБНЫЙ ЭКРАН»;

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1, 2, 3 класс
№
п.
п.

Тема урока, раздела

2

I. Обследование.
Диагностика уровня развития речи, речевых процессов
обучающегося на начало учебного года.
II. Развитие речевой моторики ( ч.)
Развитие общей артикуляционной моторики.

3

Развитие силы голоса и речевого дыхания.

4

Игры и упражнения на развитие силы голоса и речевого
дыхания.
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.

1

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16

17

18
19

III. Развитие речи средствами вербальной
и невербальной коммуникации ( ч.)
Начинаем общаться: «Жесты, символы и их
значение». Жесты/символы «да», «нет».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа».
Жесты/символы «школа», «класс», «урок», «перемена».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа».
Жесты/символы «сидеть», «слушать», «смотреть».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа».
Жесты/символы «парта», «стул», «перемена».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моё имя».
Жесты/символы
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа».
Символы обозначающие школьные принадлежности.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Мои
одноклассники».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа».
Символы обозначающие школьные дисциплины.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Личные
нужды». Жесты/символы «спасибо», «всё», «есть».
Ситуация: «Я хочу есть»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Личные
нужды». Жест/символ «пить». Ситуация: «Я хочу пить»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Личные
нужды». Жест/символ «туалет». Ситуация: «Я хочу в
туалет»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Личные
нужды». Жест/символ «Мыть, мыть руки». Ситуация:
«Мне надо вымыть руки»
Мимика и её роль в общении. Символы «Радость»,
«Грусть» Ситуации: «Я рад», «Я грущу»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя
семья». Жесты/символы «мама», «папа», «дом».

Кол-во
часов

Дата

20

21
22
23

24
25
26

Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя
семья». Жесты/символы «мама», «папа», «дом»,
«автобус», «машина», «ехать». Ситуация: «Я еду
домой»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя
семья». Ситуация: «Я еду в школу»
Коммуникативное
взаимодействие
по
теме
«Каникулы». Жесты/символы «бабушка», «дедушка».
Коммуникативное
взаимодействие
по
теме
«Каникулы». Ситуация: «Я еду к бабушке»
IV. Глобальное чтение и письмо ( ч.)
Звуки и буквы. Соотнесение звука с буквой.
Узнавание звука в слоге (слове). Выкладывание букв из
простых материалов.
Написание букв с опорой на образец.

Узнавание графического изображения буквы в слоге
(слове). Образование и прочтение открытых слогов.
28 Понимание слов, обозначающих предмет (мебель,
игрушки). Чтение односложных слов с опорой на
картинку.
29 Понимание слов, обозначающих предмет (посуда,
бытовая техника). Чтение односложных слов с опорой
на картинку.
30 Понимание слов, обозначающих предмет (одежда,
обувь). Чтение односложных слов с опорой на
картинку.
31 Понимание слов, обозначающих предмет (животные,
птицы, насекомые). Чтение односложных слов с
опорой на картинку.
32 Понимание слов, обозначающих предмет (овощи,
фрукты). Чтение односложных слов с опорой на
картинку.
33 Понимание слов, обозначающих предмет (транспорт).
34 Диагностика уровня развития речи, речевых процессов
обучающегося на конец учебного года.
Итого:
27

часов

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4-5 КЛАСС
№
п.
п.
1

2

Тема урока, раздела
I. Обследование.
Диагностика уровня развития речи, речевых процессов
обучающегося на начало учебного года.
II. Развитие общей и речевой моторики ( ч.)
Развитие общей артикуляционной моторики.

Кол-во
часов

Дата

3

Развитие силы голоса и речевого дыхания.

4

Игры и упражнения на развитие силы голоса и речевого
дыхания.
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.

5

7

Развитие координации движений. Ориентировка в
пространстве.
Ориентировка в схеме собственного тела. Части тела.

8

Жесты, символы и их значение.

9

Мимика и её роль в общении.

6

10

11

12

13
14

15
16
17

18

19
20
21
22
23

III. Развитие речи средствами вербальной
и невербальной коммуникации ( ч.)
Использование графического изображения (фото и
картинки) для выражения благодарности, приветствие
и прощание.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моё имя».
Жесты/символы. Отработка аудиальных и речевых
реакций на имя, фамилию, пол.
Ориентировка
в
ближайшем
окружении.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Мои
одноклассники».
Учимся
дифференцировать
одноклассников по половой принадлежности.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя
семья». Жесты/символы «мама», «папа», «дом».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя
семья». Жесты/символы «мама», «папа», «сестра»,
«брат» (все члены семьи).
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа».
Символы обозначающие школьные принадлежности.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа».
Символы обозначающие школьные дисциплины.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Личные
нужды». Жесты/символы «спасибо», «всё», «есть»,
«пить». Ситуация: «Я хочу есть/пить»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Личные
нужды». Жест/символ «туалет/кран». Ситуация: «Я
хочу в туалет, мыть руки»
IV. Глобальное чтение и письмо ( ч.)
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.
Соотнесение звука с буквой. Узнавание звука/буквы в
слоге (слове).
Выкладывание букв из простых материалов.
Написание букв с опорой на образец.
Понимание/узнавание слов, обозначающих предмет
(игрушки, школьные принадлежности). Проигрывание
простых речевых ситуаций.

24

25
26

Понимание/узнавание слов, обозначающих предмет
(посуда, бытовая техника). Проигрывание простых
речевых ситуаций.
Понимание/узнавание слов, обозначающих предмет
(мебель). Проигрывание простых речевых ситуаций.
Понимание/узнавание слов, обозначающих предмет
(одежда). Проигрывание простых речевых ситуаций.

Понимание/узнавание слов, обозначающих предмет
(обувь). Проигрывание простых речевых ситуаций.
28 Понимание/узнавание слов, обозначающих предмет
(овощи). Проигрывание простых речевых ситуаций.
29 Понимание/узнавание слов, обозначающих предмет
(фрукты). Проигрывание простых речевых ситуаций.
30 Понимание/узнавание слов, обозначающих предмет
(животные). Проигрывание простых речевых ситуаций.
31 Понимание/узнавание слов, обозначающих предмет
(насекомые).
Проигрывание
простых
речевых
ситуаций.
32 Понимание/узнавание слов, обозначающих предмет
(транспорт). Проигрывание простых речевых ситуаций.
33 Узнавание графического изображения буквы в слоге
(слове). Образование и прочтение открытых слогов.
34 Диагностика уровня развития речи, речевых процессов
обучающегося на конец учебного года.
Итого:
27

часов

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6-7 класс
№
п.
п.

Тема урока, раздела

2

I. Обследование.
Диагностика уровня развития речи, речевых процессов
обучающегося на начало учебного года.
II. Развитие моторики (8 ч.)
Развитие общей артикуляционной моторики.

3

Развитие силы голоса и речевого дыхания.

4

Игры и упражнения на развитие силы голоса и речевого
дыхания.
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.

1

5

6

III. Развитие речи средствами вербальной
и невербальной коммуникации (36 ч.)
Развитие координации движений. Ориентировка в
пространстве.

Кол-во
часов

Дата

7

Жесты, символы и их значение.

8

Мимика и её роль в общении.

9

Понимание простых по звуковому составу слов.

10

Понимание слов, обозначающих предмет.

11

Понимание обобщающих понятий.

12

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

13

Понимание слов, обозначающих признак предмета.

14

18

Понимание слов, обозначающих признак действия,
состояние.
Понимание слов, указывающих на предмет, его
признак.
Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов.
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении.
Соотнесение слов с иллюстративным материалом.

19

Предложение. Понимание простых предложений.

20

Деление предложений на слова.

21

Подбор картинок к заданному предложению.

22

24

Составление простых предложений по сюжетным
картинкам.
Соотнесение
предложений
с
иллюстративным
материалом.
IV. Глобальное чтение и письмо (22 ч.)
Звуки и буквы.

25

Звуки гласные и согласные.

26

Соотнесение звука с буквой.

27

Узнавание звука в слоге (слове).

28

Выкладывание букв из простых материалов.

29

Написание букв с опорой на образец.

30

Узнавание графического изображения буквы в слоге
(слове)
Образование и прочтение открытых слогов.

15
16
17

23

31

31

Чтение односложных слов с опорой на картинку.

32

Составление связного высказывания.

33

Проигрывание простых речевых ситуаций.

Диагностика уровня развития речи, речевых процессов
обучающегося на конец учебного года.
Итого:
34

часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».