РП коррекционно-развивающих занятий 11 класс АООП 2 вариант

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно - развивающие занятия.
Сенсорное развитие» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной

программы

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант
2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель: - обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное
систематическое воздействие на различные анализаторы.
Задачи:
— обогащение чувственного познавательного опыта;
— развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
—

развитие

функциональной

грамотности

на

основе

формирования

пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его
освоения обучающимися
Сенсорное развитие любого человека направлено на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является
чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от
того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического
поражения ЦНС у этих детей процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных
и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных
действий происходит со значительной задержкой.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели 2 раза в
неделю, 68 часов.

Класс

I четверть

II четверть

11

Количество часов
17
15

III четверть

IV четверть

Всего

22

14

68

Программа формирования базовых учебных действий.
- Соблюдать общепринятые правила поведения на уроках, перемене;
- Умение выполнять инструкции педагога;
- Использовать по назначению учебный материал;
- Умение выполнять действие по образцу и по подражанию;
- Выполнять задание от начала до конца.
Планируемые результаты изучения коррекционного курса
- Следить взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по
горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
- Следить взглядом за движущимся удаленным объектом.
- Узнавать и различать цвета объекта.
- Слуховое восприятие: следить за близко расположенным перемещающимся
источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Восприятие
- Соотносить звук с его источником.
- Находить объекте, одинаковых по звучанию.
- Адекватно реагировать на соприкосновение с материалами (дерево, металл,
клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый),
фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).
- Адекватно реагировать на вибрацию, исходящую от объектов.
- Адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей
- Различать материалы по характеристикам (температура, фактура, влажность,
вязкость).
-Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-Выделять существенные признаки предметов;

Содержание учебного предмета
Зрительное восприятие
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание
(различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др). Фиксация
взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете
(фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева
от ребенка).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча,
талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.
Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его
источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на
соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.),
различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый),
вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов.
Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное)
положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с
разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа,
вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый),
влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя,
кофе и др.)
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый,
соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение)
продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых
качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
- вставления (матрешка, стаканчики одинаковой величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа Монтессори - материал и др.);
- мозаики, матрешки, стаканчики и т.д.
- предметы различной формы, величины, цвета;

№

Тема

Колво
часо
в

I четверть (17 ч)
1

Обследование детей, комплектование групп для
занятий.
Зрительное восприятие

1

2

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

3

Музыкально-ритмические упражнения

1

4

Выполнение воображаемых действий (вдеть нитку в иголку,
подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать
белье и др.)

5

Сравнение и группировка предметов по форме.

1

6

Сравнение и группировка предметов величине и цвету.

1

7

Группировка предметов по двум самостоятельно
выделенным признакам, обозначение словом.

1

8

Составление сериационных рядов по самостоятельно
выделенным признакам из 30—40 предметов.

1

9

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

1

10

Определение постоянных цветов. Игра «Назови цвет».

1

11

Дорисовывание симметричной половины изображения.

2

12

Конструирование сложных форм предметов.

1

13

Узнавание предмета по одному элементу.

1

14

Нахождение отличительных и общих признаков на
наглядном материале.

1

15

Тренировка зрит. памяти. Игра «Нарисуй по памяти».

1

16

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

1

1

II четверть (15 ч)
1

Зрит. гимнастика. Упр. на закрепление оптических
эталонов.

1

2

Работа по серии сюжетных картинок, составление
рассказа.

1

3

Зрительная ориентировка в пространстве (в помещениии на
улице), вербализация пространственных
отношений с использованием предлогов.

1

4

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет
о выполнении задания. Игра «Куда пойдешь, то и
найдешь».

1

Дата

Моделирование пространственного расположениямебели в
комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».

1

6-7

Работа с мозаикой. Составление узоров по образцу.

2

8
9
10

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части.
Расположение предметов в вертик. и гориз. полях листа.
Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к
доске (вертикальное расположение
листа).

1
1
1

11
12

Расположение предметов и их перемещение на парте.
Сравнение трех предметов, отличающихся
незначительными
качествами или свойствами.

1
1

13

Тренировка зрительной памяти. Игра «Что
изменилось?».

1

14

Выкладывание рядов из 2-3 чередующихся элементов
(по цвету, форме, величине) через 1-2 детали.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
III четверть (22 ч)
Игры на развитие слухового внимания и восприятия.
Различение мелодий по темпу, прослушивание
музыкальных отрывков.

1

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте
тона.

1

Игры и упражнения на формирование чувства ритма:
отхлопывание, оттопывание, отстукивание мячом; повторение
прохлопанного ритмического рисунка;
ходьба при изменении звучащей музыки, с хлопками,

3

5

15
1
2
3
4,5,
6

7

стихами, под удары бубна и т.д.
Упражнения на развитие слухомоторной координации.
Выполнение действий по звуковому сигналу.

1
1
1

1

Различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
Выполнение действий на звучание опред. инструментов.

1

910

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной
инструкции педагога (поворот направо –два шага вперед –
один шаг назад); словесный отчет о выполнении.

2

11

Определение названия предмета по словесному
описанию.

1

8

12

Релаксационные упражнения под прослушивание
музыкальных композиций.

1

13

Упражнения на развитие мелкой моторики. Игры с
мелкой мозаикой.

1

14

Упражнения на развитие тактильно - двигательного
восприятия (раскатывание и рисование пластилином)

1

1516

Закрепление тактильных ощущений при работе с
пластилином, глиной, кинетическим песком.

2

17

Дифференцировка предметов на ощупь по разным
качествам.

1

18

Дифференцировка предметов на ощупь по разн.
свойствам.

1

19

Развитие ощущений чувства тяжести (тяжелее-легче).
Взвешивание на ладони, определение веса на глаз.

1

20
21

Сочетание движений и поз различных частей тела.
Упражнения на расслабление и снятие мышечных
зажимов.
IV четверть (14 ч)

1
2

1-2

Игры и упражнения с сенсорным материалом.

2

3

Выкладывание узора из семян арбуза, семян
подсолнечника.

1

4

Работа в технике «рваной» аппликации.

1

5

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов
(елочка, снежинка, яблоко).

1

6

Игры на сочетание движений и поз различных частей
тела, вербализацию поз и действий.

1

7

1

1011
12

Упражнения для развития моторной координации (упражнения с
мячом, с воздушными шарами и др.)
Игры и упражнения на развитие крупной моторики,
ловкости крупных движений, удержания равновесия.
Различение пищевых и непищевых запахов, их
словесное обозначение.
Запахи приятные и неприятные.

1314

Различение вкусов продуктов, их словесное
обозначение.

2

8-9

2
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».