РП Уроки общения 5-9 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям
«Уроки общения» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО
(вариант 1,2), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г.
№ 1026.
ФАООП УО (вариант 1, 2) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих
занятий с учащимися старших классов в системе психологической помощи
детям с трудностями в обучении и общении.
Известно, что у каждого ребёнка имеются свои школьные проблемы и
трудности, и если на какой-либо возрастной ступени нарушаются нормальные
условия развития, то необходима специальная коррекционная работа.
Наша система психологической помощи детям с трудностями в обучении и
общении, во-первых, основана на понимании уникальности каждого периода
возрастного развития, во-вторых, построена с учётом основных возможностей
и потребностей каждой возрастной стадии развития. Эффективность
коррекционно-развивающей работы зависит от многих факторов и
предполагает поэтапную возрастную преемственность коррекционноразвивающих методов и программ.

В работе с подростками мы отдаём предпочтение групповой форме
проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст
является очень благоприятным временем для начала проведения подобной
работы. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто
очень важное и личностное, однако известно, что ребят существует
потребность в благоприятном, доверительном общении со взрослым. Для
большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении,
характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети
не умеют и не желают признавать вину и конструктивно разрешать
конфликты.

Цель программы:
Формирование коммуникативной компетенции подростков в процессе
тренинговых занятий с использованием интерактивных игр.

Задачи:
• Формирование функциональной грамотности
• Обучение успешному взаимодействию, умению выстраивать отношения
со сверстниками, работать в группе.
• Развитие коммуникативных способностей, навыков эффективного
общения.
• формирования уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
• Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологические высказывания,
владеть диалогической формой речи.
• Формулировать собственное мнение и позицию.
• Использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные результаты:
Расширение социального опыта, осознание и решение личных проблем,
выработка адекватной самооценки и корректировка своего поведения.

Формы работы:
Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных
упражнений и ролевых игр, участники овладевают навыками эффективного
общения.

Приоритетные направления в воспитательной работе
на коррекционно-развивающих занятиях

1. Патриотического воспитания:
1.1. Осознание российской гражданской
многоконфессиональном обществе,

идентичности

в

поликультурном

и

2. Гражданского воспитания:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека;
2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
4. Эстетического воспитания:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
5. Ценности научного познания:
5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с социальной средой;
5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального

благополучия:
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
6.3. Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного образования;
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности,
7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

Материально-техническое обеспечение курса
- «Набор для аутистов» - развитие коммуникативных навыков, причинноследственных связей, хватательных рефлексов. Способствует активизации памяти,
внимания, мышления., который включает в себя:
Игра «Крестики-нолики» - игра способствует развитию координации движений и
внимания, а также логического мышления;
Настенный коммуникатор - даёт возможность коммуникации детям с задержкой
речевого развития в течение всего дня. Коммуникатор предназначен для выражения

повседневных желаний (например, «Я голоден!», «Мне нужно в ванную комнату» и
т.д.);
Утяжелённый коврик - позволяет ребенку чувствовать себя в положении сидя более
уверенно. Данная подушка дает возможность ребенку удобно сидеть в течение
длительного периода;
Сенсомоторная труба - данная игра разработана для развития хватательных
рефлексов, изучения причинно-следственных связей. Просто поднимите трубу и
держите в вертикальном положении. Вы сразу почувствуете расслабляющую
вибрацию, увидите мерцание огоньков, а также услышите легкую музыку;
Подушка с вибрацией - стимулирует осязательное восприятие, оказывает
расслабляющее действие;
Массажёр - массажер с настройкой режима вибрации и мягкой щёткой-насадкой на
эргономичной рукоятке. В комплект входит специальная отвертка, с помощью которой
можно регулировать интенсивность вибрации массажера;
Говорящий фотоальбом - создайте свою говорящую книгу-коммуникатор с Вашими
любимыми фотографиями, изображениями, рисунками. В альбоме 20 страниц.
Максимальная продолжительность записи для каждой страницы – 10 секунд.
- Фланелеграф – для создания сюжетных картин (времена года, кто где живёт и т.
д)
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить: кольца, шары, бусины;
- Звуковые цилиндры с наполнителем по методики Монтессори) -для развития
слухового внимания, сенсорной дезинтиграции, памяти.
- Интеллектуальные игры Б.П. Никитина «Кубики для всех» - развитие
пространственного мышления, образное мышление, глазомер, мелкую моторику.

- Сундучок «Социальные истории» - развитие понимания «социальных ролей». Развитие
познавательной деятельности: памяти, внимания, логики, навыков систематизации,
образного мышления. Знакомство с явлениями окружающего мира. Знакомство с
эмоциями. Развитие творческого и ассоциативного мышления; воображения.

- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой величины);
- наборы предметов для занятий: бруски, цилиндры с наполнителем и т.д по методике
Монтессори - развитие мелкой моторики, изучение объёма, цвета, звука, фактуры.
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);
- мозаики, матрешки, стаканчики и т.д.

- предметы различной формы, величины, цвета;
- оборудования, позволяющего
выполнять
упражнения
на
сортировку,
группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам
(тактильные панели, доски-вкладыши и т.д.)-развитие мышления, внимания,памяти,
моторики и т.д.
- Сенсорный ящик - при проведении игр тренируется память, развивается навык
соотнесения
информации,
полученной
через
разные
сенсорные
системы, сличение признаков разной модальности (дифференцировка, обобщение). С его
помощью можно формировать осязательные представления о материалах, фактуре, о
тяжести и форме предметов.
Использование дидактического набора «Сенсорный ящик» позволяет создать
оптимальный фон для проявления природной латерализации. Развиваются навыки
коммуникации и игрового взаимодействия
- Световой стол для рисования песком с кнопками-оказывает релаксационный эффект,
стимулирует умственную деятельность-логику, ассоциативную мышление, память,
обогащает сенсорный опыт.
- Настенное пано «Живая вода» - для релаксации и снятия психоэмоционального
напряжения, развития воображения.
- Настенный ковёр «Звёздное небо» - для релаксации и снятия психоэмоционального
напряжения.

- Кровать-трансформер - удобное кресло с изгибами, повторяющими форму тела,
позволяет принять комфортную для расслабления позу, отдохнуть и спокойно понаблюдать
за происходящим вокруг.

- Проектор «Жар-птица» - стимуляции тактильно-визуальных ощущений,
пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения,
внимания, а также снижения уровня психо - эмоционального и мышечного напряжения.

- Зеркальный шар - можно использовать для расширения словарного запаса. Игра «Скажи
«какой?». Цель игры: активизация глагольного словаря, развитие общей моторики.

- Светильник «Пламя» - для удержания внимания на одном действии. Обучение
концентрации внимания. Развитие воображения. Снятие психоэмоционального
напряжения.

- Тактильная панель - развитие логического мышления, соотнесение предметов
по определенным признакам, развитие мелкой моторики, гармоничное развитие слуха,
зрения, осязания.

В работе, используется оборудование, полученное в рамках Федерального
национального проекта «Образование»:
- Бизидом - для развития мелкой моторики, внимания, изучения форм, цветов, фактуры.
Удержание внимания на одном действии. Обучение концентрации внимания. Бизидом-это
целый комплекс полезных игр на усидчивость, внимательность, умение
концентрироваться; это развитие логики и мозговой активности. С помощью этой
развивающей игры ребёнок учится нажимать, открывать, крутить, включать, застёгивать.
Развивает сообразительность; цветовосприятие.
- Конструктор «Строитель»- развитие пространственного мышления, образное
мышление, глазомер, мелкую моторику.
- Игра «Цвет, форма, размер - Vay Toy»-развитие логического мышления, памяти,
внимания, развитие речи, развитие умения ориентироваться в пространстве.
- Фибероптический душ - (для сенсорной комнаты)- способствует эмоциональному
расслаблению; психологическому комфорту и мотивирует на дальнейшую работу;
способствует активизации кинестетических ощущений; развивает воображение,
познавательные процессы.
- Воздушно-пузырьковая трубка - развивает зрительное восприятие; способствует
концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации;
способствует развитию тактильных ощущений.
- Набор шумовых русских народных инструментов - для развития слухового воприятия;
сенсорной дезинтеграции.
- Набор колокольчиков - для развития слухового воприятия; сенсорной дезинтеграции.
- Маты с цветным наполнителем гелем - улучшает концентрацию внимания, оказывают
успокаивающее воздействие.

- Мягкие пуфы «Фрукты»
- Многоуровневый игровой ковёр - в процессе взаимодействия с ним у детей формируются
представления об объектах окружающего мира и их свойствах: цвете, форме, количестве.

Игры и занятия с применением полифункциональных модульных наборов позволяют
развивать координационные и сенсорно-перцептивные способность целенаправленные
движения детей.

- Панно «Бесконечность» - предназначено для релаксации, зрительной стимуляции,
развития пространственного восприятия. Панно состоит из множества светящихся
огоньков, образующих удивительный эффект бесконечного тоннеля, от которого ребёнку
будет не оторваться.

- Пуфики-кресла с гранулами (3 шт ) - позволяет снять излишнюю напряженность,
успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Поверхность пуфика способствует
тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие пенополистерольные
гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению
за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами
обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.

- Панно «Звездное небо» - панно и ковер «Звездное небо» – важная составляющая
интерактивной среды темной сенсорной комнаты. При взаимодействии с панно у ребенка
возникает ощущение, будто бы он дотрагивается рукою до звезд. Панно и ковер находят
применение в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильновизуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития
восприятия, воображения, внимания, а также снижения уровня психо - эмоционального и
мышечного напряжения.

Занятия проходят с использованием сенсорной комнаты.

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№

Тема

Кол-во
часов

1.

Вводное занятие. Принятие групповых правил.

1

2.

Общение в жизни человека.

2

3.

Виды и способы общения. Мимика.Жесты.

2

4.

Зачем нужно знать себя?

2

5.

Самоанализ: кто Я? Что Я знаю о себе?

2

6.

Мои достоинства и мои недостатки.

2

7.

Развитие положительной самооценки.

2

8.

Я не такой, как все и все мы разные.

2

9.

Я и мы. Личность, группа , коллектив.

2

10.

Сотрудничество.

2

11.

Я умею слушать.

2

12.

Я умею договариваться с людьми.

2

13.

Я и мои друзья.

2

14.

Комплименты.

2

15.

Взаимопомощь.

2

16.

Почему люди ссорятся?

2

17.

Я умею контролировать свои чувства!

2

18.

Урок рефлексии (итоговое)

1

Всего: 34 часа

Календарно-тематическое планирование

6 класс

№

Тема

Кол-во
часов

1.

Вводное занятие. Принятие групповых правил.

1

2.

Что такое информация? Виды общения.

2

3.

Вербальное и невербальное общение. Мимика. Жесты

2

4.

Наблюдательность в общении.

2

5.

Чувства людей и их поведение.

2

6.

Учусь понимать окружающих.

2

7.

Я и другие. Как ты относишься к людям.

2

8.

Что такое конфликт? Его причины?

2

9.

Способы разрешения конфликтов.

2

10.

Обида. Имею ли я право сердиться и обижаться?

2

11.

Культура эмоций. С чего она начинается?

2

12.

Чем мы обязаны другим? Чувство благодарности.

2

13.

Я не такой как все. Все мы разные.

14.

Взаимопомощь.

15.

Чувство эмпатии.

2

16.

Толерантность в отношениях с людьми.

2

17.

Рефлексия (итоговое)

2

Всего: 34 часа

Календарно-тематическое планирование

7 класс

№

Тема

Кол-во
часов

1.

Вводное занятие. Принятие групповых правил.

1

2.

Знакомство с эмоциями: радость

2

3.

Знакомство с эмоциями: горе

2

4.

Знакомство с эмоциями: гнев

2

5.

Знакомство с эмоциями: страх

2

6.

Знакомство с эмоциями: удивление

2

7.

Знакомство с эмоциями: грусть и обида

2

8.

Знакомство с эмоциями: вина и стыд.

2

9.

Знакомство с эмоциями: отвращение и брезгливость.

2

10.

Знакомство с эмоциями: самодовольство, хвастовство.

2

11.

Какие эмоции испытывают окружающие?

2

12.

Эмоции людей и их поведение.

2

13.

Тревожность.

2

14.

Злость и агрессия. Как с ними бороться?

2

15.

Развитие навыком снятия психофизического напряжения.

2

16.

Развитие самоконтроля.

3

17.

Рефлексия (итоговое)

2

Всего: 34 часа

Календарно-тематическое планирование

8 класс

№

Тема

Кол-во
часов

1.

Вводное занятие. Принятие групповых правил.

1

2.

Я в своих глазах и в глазах других людей.

2

3.

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

2

4.

Мои плюсы и минусы.

2

5.

Ярмарка достоинств.

2

6.

Критика.

2

7.

Чувства полезные и вредные.

2

8.

Я и мир радости.

2

9.

Я и мир грусти.

2

10.

Злость и агрессия.

2

11.

Что делать со злостью и агрессией.

3

12.

Как управлять своими эмоциями.

3

13.

Я и мои «колючки»

2

14.

Что такое одиночество?

2

15.

Нужно ли человеку меняться?

2

16.

Я-творец своей жизни!

2

17.

Рефлексия (итоговое)

1

Всего: 34 часа

Календарно-тематическое планирование

9 класс

№

Тема

Кол-во
часов

1.

Вводное занятие. Принятие групповых правил.

1

2.

Что такое эффективное общение?

2

3.

Оптимистическое настроение. Как его воспитать?

2

4.

Урок улыбки.

2

5.

Умеете ли вы правильно выражать эмоции?

2

6.

Состояние телесного покоя. Как его достичь?

2

7.

Состояние эмоционального покоя. Как его достичь?

2

8.

Что такое стресс? Как справляться со стрессом?

2

9.

Моя семья.

2

10.

Мои права в семье.

2

11.

Мои обязанности. Моя ответственность.

2

12.

Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье.

2

13.

Учимся говорить «Нет!»

2

14.

Мои интересы.

2

15.

Мои способности. Цели.

2

14.

Моя будущая профессия.

2

15.

Я-творец своей жизни!

2

16.

Рефлексия (итоговое)

1
Всего: 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».