Пояснительная записка Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям «Уроки общения» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1,2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 1, 2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися старших классов в системе психологической помощи детям с трудностями в обучении и общении. Известно, что у каждого ребёнка имеются свои школьные проблемы и трудности, и если на какой-либо возрастной ступени нарушаются нормальные условия развития, то необходима специальная коррекционная работа. Наша система психологической помощи детям с трудностями в обучении и общении, во-первых, основана на понимании уникальности каждого периода возрастного развития, во-вторых, построена с учётом основных возможностей и потребностей каждой возрастной стадии развития. Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от многих факторов и предполагает поэтапную возрастную преемственность коррекционноразвивающих методов и программ. В работе с подростками мы отдаём предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что ребят существует потребность в благоприятном, доверительном общении со взрослым. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать вину и конструктивно разрешать конфликты. Цель программы: Формирование коммуникативной компетенции подростков в процессе тренинговых занятий с использованием интерактивных игр. Задачи: • Формирование функциональной грамотности • Обучение успешному взаимодействию, умению выстраивать отношения со сверстниками, работать в группе. • Развитие коммуникативных способностей, навыков эффективного общения. • формирования уверенности в себе, чувства собственного достоинства. • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи. • Формулировать собственное мнение и позицию. • Использовать речь для регуляции своего действия. Предметные результаты: Расширение социального опыта, осознание и решение личных проблем, выработка адекватной самооценки и корректировка своего поведения. Формы работы: Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений и ролевых игр, участники овладевают навыками эффективного общения. Приоритетные направления в воспитательной работе на коррекционно-развивающих занятиях 1. Патриотического воспитания: 1.1. Осознание российской гражданской многоконфессиональном обществе, идентичности в поликультурном и 2. Гражданского воспитания: 2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; 2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; 2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; 2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 3. Духовно-нравственного воспитания: 3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4. Эстетического воспитания: 4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 5. Ценности научного познания: 5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с социальной средой; 5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: 6.1. Осознание ценности жизни; 6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); 6.3. Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; 6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного образования; 6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая; 6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния; 6.8. Сформированность навыков рефлексии; 6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7. Трудового воспитания: 7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, 7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; 7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; Материально-техническое обеспечение курса - «Набор для аутистов» - развитие коммуникативных навыков, причинноследственных связей, хватательных рефлексов. Способствует активизации памяти, внимания, мышления., который включает в себя: Игра «Крестики-нолики» - игра способствует развитию координации движений и внимания, а также логического мышления; Настенный коммуникатор - даёт возможность коммуникации детям с задержкой речевого развития в течение всего дня. Коммуникатор предназначен для выражения повседневных желаний (например, «Я голоден!», «Мне нужно в ванную комнату» и т.д.); Утяжелённый коврик - позволяет ребенку чувствовать себя в положении сидя более уверенно. Данная подушка дает возможность ребенку удобно сидеть в течение длительного периода; Сенсомоторная труба - данная игра разработана для развития хватательных рефлексов, изучения причинно-следственных связей. Просто поднимите трубу и держите в вертикальном положении. Вы сразу почувствуете расслабляющую вибрацию, увидите мерцание огоньков, а также услышите легкую музыку; Подушка с вибрацией - стимулирует осязательное восприятие, оказывает расслабляющее действие; Массажёр - массажер с настройкой режима вибрации и мягкой щёткой-насадкой на эргономичной рукоятке. В комплект входит специальная отвертка, с помощью которой можно регулировать интенсивность вибрации массажера; Говорящий фотоальбом - создайте свою говорящую книгу-коммуникатор с Вашими любимыми фотографиями, изображениями, рисунками. В альбоме 20 страниц. Максимальная продолжительность записи для каждой страницы – 10 секунд. - Фланелеграф – для создания сюжетных картин (времена года, кто где живёт и т. д) - предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить: кольца, шары, бусины; - Звуковые цилиндры с наполнителем по методики Монтессори) -для развития слухового внимания, сенсорной дезинтиграции, памяти. - Интеллектуальные игры Б.П. Никитина «Кубики для всех» - развитие пространственного мышления, образное мышление, глазомер, мелкую моторику. - Сундучок «Социальные истории» - развитие понимания «социальных ролей». Развитие познавательной деятельности: памяти, внимания, логики, навыков систематизации, образного мышления. Знакомство с явлениями окружающего мира. Знакомство с эмоциями. Развитие творческого и ассоциативного мышления; воображения. - предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра); - вставления (стаканчики одинаковой величины); - наборы предметов для занятий: бруски, цилиндры с наполнителем и т.д по методике Монтессори - развитие мелкой моторики, изучение объёма, цвета, звука, фактуры. - пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); - мозаики, матрешки, стаканчики и т.д. - предметы различной формы, величины, цвета; - оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам (тактильные панели, доски-вкладыши и т.д.)-развитие мышления, внимания,памяти, моторики и т.д. - Сенсорный ящик - при проведении игр тренируется память, развивается навык соотнесения информации, полученной через разные сенсорные системы, сличение признаков разной модальности (дифференцировка, обобщение). С его помощью можно формировать осязательные представления о материалах, фактуре, о тяжести и форме предметов. Использование дидактического набора «Сенсорный ящик» позволяет создать оптимальный фон для проявления природной латерализации. Развиваются навыки коммуникации и игрового взаимодействия - Световой стол для рисования песком с кнопками-оказывает релаксационный эффект, стимулирует умственную деятельность-логику, ассоциативную мышление, память, обогащает сенсорный опыт. - Настенное пано «Живая вода» - для релаксации и снятия психоэмоционального напряжения, развития воображения. - Настенный ковёр «Звёздное небо» - для релаксации и снятия психоэмоционального напряжения. - Кровать-трансформер - удобное кресло с изгибами, повторяющими форму тела, позволяет принять комфортную для расслабления позу, отдохнуть и спокойно понаблюдать за происходящим вокруг. - Проектор «Жар-птица» - стимуляции тактильно-визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, внимания, а также снижения уровня психо - эмоционального и мышечного напряжения. - Зеркальный шар - можно использовать для расширения словарного запаса. Игра «Скажи «какой?». Цель игры: активизация глагольного словаря, развитие общей моторики. - Светильник «Пламя» - для удержания внимания на одном действии. Обучение концентрации внимания. Развитие воображения. Снятие психоэмоционального напряжения. - Тактильная панель - развитие логического мышления, соотнесение предметов по определенным признакам, развитие мелкой моторики, гармоничное развитие слуха, зрения, осязания. В работе, используется оборудование, полученное в рамках Федерального национального проекта «Образование»: - Бизидом - для развития мелкой моторики, внимания, изучения форм, цветов, фактуры. Удержание внимания на одном действии. Обучение концентрации внимания. Бизидом-это целый комплекс полезных игр на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться; это развитие логики и мозговой активности. С помощью этой развивающей игры ребёнок учится нажимать, открывать, крутить, включать, застёгивать. Развивает сообразительность; цветовосприятие. - Конструктор «Строитель»- развитие пространственного мышления, образное мышление, глазомер, мелкую моторику. - Игра «Цвет, форма, размер - Vay Toy»-развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие речи, развитие умения ориентироваться в пространстве. - Фибероптический душ - (для сенсорной комнаты)- способствует эмоциональному расслаблению; психологическому комфорту и мотивирует на дальнейшую работу; способствует активизации кинестетических ощущений; развивает воображение, познавательные процессы. - Воздушно-пузырьковая трубка - развивает зрительное восприятие; способствует концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации; способствует развитию тактильных ощущений. - Набор шумовых русских народных инструментов - для развития слухового воприятия; сенсорной дезинтеграции. - Набор колокольчиков - для развития слухового воприятия; сенсорной дезинтеграции. - Маты с цветным наполнителем гелем - улучшает концентрацию внимания, оказывают успокаивающее воздействие. - Мягкие пуфы «Фрукты» - Многоуровневый игровой ковёр - в процессе взаимодействия с ним у детей формируются представления об объектах окружающего мира и их свойствах: цвете, форме, количестве. Игры и занятия с применением полифункциональных модульных наборов позволяют развивать координационные и сенсорно-перцептивные способность целенаправленные движения детей. - Панно «Бесконечность» - предназначено для релаксации, зрительной стимуляции, развития пространственного восприятия. Панно состоит из множества светящихся огоньков, образующих удивительный эффект бесконечного тоннеля, от которого ребёнку будет не оторваться. - Пуфики-кресла с гранулами (3 шт ) - позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие пенополистерольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло. - Панно «Звездное небо» - панно и ковер «Звездное небо» – важная составляющая интерактивной среды темной сенсорной комнаты. При взаимодействии с панно у ребенка возникает ощущение, будто бы он дотрагивается рукою до звезд. Панно и ковер находят применение в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильновизуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, внимания, а также снижения уровня психо - эмоционального и мышечного напряжения. Занятия проходят с использованием сенсорной комнаты. Календарно-тематическое планирование 5 класс № Тема Кол-во часов 1. Вводное занятие. Принятие групповых правил. 1 2. Общение в жизни человека. 2 3. Виды и способы общения. Мимика.Жесты. 2 4. Зачем нужно знать себя? 2 5. Самоанализ: кто Я? Что Я знаю о себе? 2 6. Мои достоинства и мои недостатки. 2 7. Развитие положительной самооценки. 2 8. Я не такой, как все и все мы разные. 2 9. Я и мы. Личность, группа , коллектив. 2 10. Сотрудничество. 2 11. Я умею слушать. 2 12. Я умею договариваться с людьми. 2 13. Я и мои друзья. 2 14. Комплименты. 2 15. Взаимопомощь. 2 16. Почему люди ссорятся? 2 17. Я умею контролировать свои чувства! 2 18. Урок рефлексии (итоговое) 1 Всего: 34 часа Календарно-тематическое планирование 6 класс № Тема Кол-во часов 1. Вводное занятие. Принятие групповых правил. 1 2. Что такое информация? Виды общения. 2 3. Вербальное и невербальное общение. Мимика. Жесты 2 4. Наблюдательность в общении. 2 5. Чувства людей и их поведение. 2 6. Учусь понимать окружающих. 2 7. Я и другие. Как ты относишься к людям. 2 8. Что такое конфликт? Его причины? 2 9. Способы разрешения конфликтов. 2 10. Обида. Имею ли я право сердиться и обижаться? 2 11. Культура эмоций. С чего она начинается? 2 12. Чем мы обязаны другим? Чувство благодарности. 2 13. Я не такой как все. Все мы разные. 14. Взаимопомощь. 15. Чувство эмпатии. 2 16. Толерантность в отношениях с людьми. 2 17. Рефлексия (итоговое) 2 Всего: 34 часа Календарно-тематическое планирование 7 класс № Тема Кол-во часов 1. Вводное занятие. Принятие групповых правил. 1 2. Знакомство с эмоциями: радость 2 3. Знакомство с эмоциями: горе 2 4. Знакомство с эмоциями: гнев 2 5. Знакомство с эмоциями: страх 2 6. Знакомство с эмоциями: удивление 2 7. Знакомство с эмоциями: грусть и обида 2 8. Знакомство с эмоциями: вина и стыд. 2 9. Знакомство с эмоциями: отвращение и брезгливость. 2 10. Знакомство с эмоциями: самодовольство, хвастовство. 2 11. Какие эмоции испытывают окружающие? 2 12. Эмоции людей и их поведение. 2 13. Тревожность. 2 14. Злость и агрессия. Как с ними бороться? 2 15. Развитие навыком снятия психофизического напряжения. 2 16. Развитие самоконтроля. 3 17. Рефлексия (итоговое) 2 Всего: 34 часа Календарно-тематическое планирование 8 класс № Тема Кол-во часов 1. Вводное занятие. Принятие групповых правил. 1 2. Я в своих глазах и в глазах других людей. 2 3. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. 2 4. Мои плюсы и минусы. 2 5. Ярмарка достоинств. 2 6. Критика. 2 7. Чувства полезные и вредные. 2 8. Я и мир радости. 2 9. Я и мир грусти. 2 10. Злость и агрессия. 2 11. Что делать со злостью и агрессией. 3 12. Как управлять своими эмоциями. 3 13. Я и мои «колючки» 2 14. Что такое одиночество? 2 15. Нужно ли человеку меняться? 2 16. Я-творец своей жизни! 2 17. Рефлексия (итоговое) 1 Всего: 34 часа Календарно-тематическое планирование 9 класс № Тема Кол-во часов 1. Вводное занятие. Принятие групповых правил. 1 2. Что такое эффективное общение? 2 3. Оптимистическое настроение. Как его воспитать? 2 4. Урок улыбки. 2 5. Умеете ли вы правильно выражать эмоции? 2 6. Состояние телесного покоя. Как его достичь? 2 7. Состояние эмоционального покоя. Как его достичь? 2 8. Что такое стресс? Как справляться со стрессом? 2 9. Моя семья. 2 10. Мои права в семье. 2 11. Мои обязанности. Моя ответственность. 2 12. Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье. 2 13. Учимся говорить «Нет!» 2 14. Мои интересы. 2 15. Мои способности. Цели. 2 14. Моя будущая профессия. 2 15. Я-творец своей жизни! 2 16. Рефлексия (итоговое) 1 Всего: 34 часа