РП Развитие эффективной коммуникации АООП 2 вариант

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям
«Развитие навыков эффективной коммуникации» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026.
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Дети с умственной отсталостью нуждаются в специальной психологопедагогической реабилитации. Для них характерно недоразвитие всех сторон
психической деятельности, моторики, эмоционально – волевой сферы. У
умственно – отсталых детей страдает процесс восприятия. Для них требуется
больше времени, чтобы воспринять материал, включиться в игру, выполнить
практические действия.
Особенности психических и физических функций детей с интеллектуальными
нарушениями носят стойкий характер. В процессе специального обучения
можно добиться положительной динамики в их развитии.
Многие исследователи (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Г.А.Мишина,
Л.Б.Баряева, Е.А.Стребелева и др.) обращали внимание на то что
приоритетным и базисным для интеллектуального развития ребенка является
сенсорное развитие, обогащение его чувственного опыта, формирование
представлений о свойствах предметов.
Данная программа коррекционного развития составлена с учетом
индивидуальных, психофизических состояний учеников. Задачи программы
по каждому разделу состоят из трех этапов, так как дети разного уровня
развития. Если один ребенок может преодолеть задачи трех уровней за
учебный год, то другой ребенок за этот же период сможет освоить только
первый этап.
Цель программы: коррекционное развитие познавательной деятельности,
развитие коммуникативных навыков, навыков социального взаимодействия.
Задачи программы:

Образовательные:
• Обучение успешному взаимодействию, умению выстраивать отношения
со сверстниками, работать в группе.
• Развитие коммуникативных способностей, навыков эффективного
общения.
• формирования уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
• Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологические высказывания,
владеть диалогической формой речи.
• Формулировать собственное мнение и позицию.
Использовать речь для регуляции своего действия
• Развитие речевых навыков и коммуникативной деятельности в общении
с окружающими в рамках формирования функциональной грамотности.

Развивающие:
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- развитие умений следовать определенному порядку при выполнении
предметных действий.
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного
опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Воспитательные:
1. Создавать условия для адаптации ребенка в школе и установление
доброжелательных отношений с педагогами и сверстниками;
2. Стимулировать детей на выполнение навыков самообслуживания;
3. Овладение учащимися системой доступных, практически значимых
знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и
адаптации в обществе.

Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.

Материально-техническое обеспечение курса
- «Набор для аутистов» - развитие коммуникативных навыков,
причинно-следственных связей, хватательных рефлексов. Способствует
активизации памяти, внимания, мышления., который включает в себя:
Игра «Крестики-нолики» - игра способствует развитию координации
движений и внимания, а также логического мышления;
Настенный коммуникатор - даёт возможность коммуникации детям с
задержкой речевого развития в течение всего дня. Коммуникатор
предназначен для выражения повседневных желаний (например, «Я
голоден!», «Мне нужно в ванную комнату» и т.д.);
Утяжелённый коврик - позволяет ребенку чувствовать себя в положении
сидя более уверенно. Данная подушка дает возможность ребенку удобно
сидеть в течение длительного периода;
Сенсомоторная труба - данная игра разработана для развития
хватательных рефлексов, изучения причинно-следственных связей.
Просто поднимите трубу и держите в вертикальном положении. Вы сразу
почувствуете расслабляющую вибрацию, увидите мерцание огоньков, а
также услышите легкую музыку;
Подушка с вибрацией - стимулирует осязательное восприятие, оказывает
расслабляющее действие;
Массажёр - массажер с настройкой режима вибрации и мягкой щёткойнасадкой на эргономичной рукоятке. В комплект входит специальная
отвертка, с помощью которой можно регулировать интенсивность
вибрации массажера;
Говорящий фотоальбом - создайте свою говорящую книгу-коммуникатор
с Вашими любимыми фотографиями, изображениями, рисунками. В
альбоме 20 страниц. Максимальная продолжительность записи для каждой
страницы – 10 секунд.
- Фланелеграф – для создания сюжетных картин (времена года, кто где
живёт и т. д)
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить: кольца, шары,
бусины;
- Звуковые цилиндры с наполнителем по методики Монтессори) -для
развития слухового внимания, сенсорной дезинтиграции, памяти.

- Интеллектуальные игры Б.П. Никитина «Кубики для всех» - развитие
пространственного мышления, образное мышление, глазомер, мелкую
моторику.
- Сундучок «Социальные истории» - развитие понимания «социальных
ролей». Развитие познавательной деятельности: памяти, внимания, логики,
навыков систематизации, образного мышления. Знакомство с явлениями
окружающего мира. Знакомство с эмоциями. Развитие творческого и
ассоциативного мышления; воображения.
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой величины);
- наборы предметов для занятий: бруски, цилиндры с наполнителем и т.д
по методике Монтессори - развитие мелкой моторики, изучение объёма,
цвета, звука, фактуры.
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);
- мозаики, матрешки, стаканчики и т.д.
- предметы различной формы, величины, цвета;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку,
группировку различных предметов, их соотнесения по определенным
признакам (тактильные панели, доски-вкладыши и т.д.)-развитие мышления,
внимания,памяти, моторики и т.д.
- Сенсорный ящик - при проведении игр тренируется память, развивается
навык соотнесения информации, полученной через разные сенсорные
системы, сличение признаков разной модальности (дифференцировка,
обобщение). С его помощью можно формировать осязательные представления
о материалах, фактуре, о тяжести и форме предметов.
Использование дидактического набора «Сенсорный ящик» позволяет
создать оптимальный фон для проявления природной латерализации.
Развиваются навыки коммуникации и игрового взаимодействия
- Световой стол для рисования песком с кнопками-оказывает
релаксационный эффект, стимулирует умственную деятельность-логику,
ассоциативную мышление, память, обогащает сенсорный опыт.
- Настенное пано «Живая вода» - для релаксации
психоэмоционального напряжения, развития воображения.

и

снятия

- Настенный ковёр «Звёздное небо» - для релаксации и снятия
психоэмоционального напряжения.
- Кровать-трансформер - удобное кресло с изгибами, повторяющими форму
тела, позволяет принять комфортную для расслабления позу, отдохнуть и
спокойно понаблюдать за происходящим вокруг.
- Проектор «Жар-птица» - стимуляции тактильно-визуальных ощущений,
пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия,
воображения, внимания, а также снижения уровня психо - эмоционального и
мышечного напряжения.
- Зеркальный шар - можно использовать для расширения словарного запаса.
Игра «Скажи «какой?». Цель игры: активизация глагольного словаря, развитие
общей моторики.
- Светильник «Пламя» - для удержания внимания на одном действии.
Обучение концентрации внимания. Развитие воображения. Снятие
психоэмоционального напряжения.
муляция зрительного восприятия, развитие воображение.
- Тактильная панель - развитие логического мышления, соотнесение
предметов по
определенным признакам, развитие мелкой моторики,
гармоничное развитие слуха, зрения, осязания.
- Психопрофилактическая программа «Экватор»- для обучения навыку
произвольной релаксации и оптимизация с его помощью функционального
состояния.

В работе, также используется оборудование, полученное в рамках
Федерального национального проекта «Образование»:
- Бизидом - для развития мелкой моторики, внимания, изучения форм, цветов,
фактуры. Удержание внимания на одном действии. Обучение концентрации

внимания. Бизидом-это целый комплекс полезных игр на усидчивость,
внимательность, умение концентрироваться; это развитие логики и мозговой
активности. С помощью этой развивающей игры ребёнок учится нажимать,
открывать, крутить, включать, застёгивать. Развивает сообразительность;
цветовосприятие.
- Конструктор «Строитель»- развитие пространственного мышления,
образное мышление, глазомер, мелкую моторику.
- Игра «Цвет, форма, размер - Vay Toy»-развитие логического мышления,
памяти, внимания, развитие речи, развитие умения ориентироваться в
пространстве.
- Фибероптический душ - (для сенсорной комнаты)- способствует
эмоциональному расслаблению; психологическому комфорту и мотивирует на
дальнейшую работу; способствует активизации кинестетических ощущений;
развивает воображение, познавательные процессы.
- Воздушно-пузырьковая трубка - развивает зрительное восприятие;
способствует концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительномоторной координации; способствует развитию тактильных ощущений.
- Набор шумовых русских народных инструментов - для развития слухового
воприятия; сенсорной дезинтеграции.
- Набор колокольчиков - для развития слухового воприятия; сенсорной
дезинтеграции.
- Маты с цветным наполнителем гелем - улучшает концентрацию внимания,
оказывают успокаивающее воздействие.
- Мягкие пуфы «Фрукты»
- Многоуровневый игровой ковёр - в процессе взаимодействия с ним у детей
формируются представления об объектах окружающего мира и их свойствах:
цвете, форме, количестве.
Игры и занятия с применением полифункциональных модульных наборов
позволяют
развивать
координационные
и
сенсорно-перцептивные
способност6 целенаправленные движения детей.

- Панно «Бесконечность» - предназначено для релаксации, зрительной
стимуляции, развития пространственного восприятия. Панно состоит из
множества светящихся огоньков, образующих удивительный эффект
бесконечного тоннеля, от которого ребёнку будет не оторваться.
- Пуфики-кресла с гранулами (3 шт ) - позволяет снять излишнюю
напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу.
Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся
с ним частей тела. Легкие пенополистерольные гранулы оказывают мягкое
приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого
точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами
обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.
- Панно «Звездное небо» - панно и ковер «Звездное небо» – важная
составляющая интерактивной среды темной сенсорной комнаты. При
взаимодействии с панно у ребенка возникает ощущение, будто бы он
дотрагивается рукою до звезд. Панно и ковер находят применение в
развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных
ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития
восприятия, воображения, внимания, а также снижения уровня психо эмоционального и мышечного напряжения.

Календарно-тематическое планирование
10 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Тема
Вводное занятие. Принятие групповых правил.
Общение в жизни человека.
Виды и способы общения. Мимика.Жесты.
Зачем нужно знать себя?
Самоанализ: кто Я? Что Я знаю о себе?
Мои достоинства и мои недостатки.
Развитие положительной самооценки.
Я не такой, как все и все мы разные.
Я и мы. Личность, группа , коллектив.
Сотрудничество.
Я умею слушать.
Я умею договариваться с людьми.
Я и мои друзья.
Комплименты.
Взаимопомощь.
Почему люди ссорятся?
Я умею контролировать свои чувства!
Урок рефлексии (итоговое)

Кол-во
часов
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
Всего: 34 часа

Календарно-тематическое планирование
11 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Тема
Вводное занятие. Принятие групповых правил.
Что такое информация? Виды общения.
Вербальное и невербальное общение. Мимика. Жесты
Наблюдательность в общении.
Чувства людей и их поведение.
Учусь понимать окружающих.
Я и другие. Как ты относишься к людям.
Что такое конфликт? Его причины?
Способы разрешения конфликтов.
Обида. Имею ли я право сердиться и обижаться?
Культура эмоций. С чего она начинается?
Чем мы обязаны другим? Чувство благодарности.
Я не такой как все. Все мы разные.
Взаимопомощь.

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

15.
16.
17.

Чувство эмпатии.
Толерантность в отношениях с людьми.
Рефлексия (итоговое)

2
2
2
Всего: 34 часа

Календарно-тематическое планирование
12 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
14.
15.
16.

Тема
Вводное занятие. Принятие групповых правил.
Что такое эффективное общение?
Оптимистическое настроение. Как его воспитать?
Урок улыбки.
Умеете ли вы правильно выражать эмоции?
Состояние телесного покоя. Как его достичь?
Состояние эмоционального покоя. Как его достичь?
Что такое стресс? Как справляться со стрессом?
Моя семья.
Мои права в семье.
Мои обязанности. Моя ответственность.
Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье.
Учимся говорить «Нет!»
Мои интересы.
Мои способности. Цели.
Моя будущая профессия.
Я-творец своей жизни!
Рефлексия (итоговое)

Кол-во
часов
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
Всего: 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».