РП География 9 класс АООП 1 вариант

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Географии» для обучающихся 9
классов составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООПУО вариант1, утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026 адресована
обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а
также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География » ставит своей целью дать элементарные, научные и
систематические сведения о природе, населении и хозяйстве своего региона, России и
зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы,
познакомить с культурой и бытом разных стран, помочь усвоить правила поведения в
природе; развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета.
Основными задачами географии являются:
 формирование умений работать с географической картой, графической
наглядностью;
 учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
причинно-следственные зависимости;
 развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в
ней процессов;
 воспитание доброго и бережного отношения к природе, прививать интерес к ее
познанию;
 содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром
 профессий, распространенных в нашем регионе;
 формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому санитарно-гигиеническому
воспитанию подростков;
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках географии
1. Патриотическое воспитание:
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе,
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.
4. Эстетическое воспитание:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
5. Ценности научного познания:
5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
8. Экологическое воспитание:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
8.2. Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
8.3. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
8.7. Готовность
направленности.

к

участию

в

практической

деятельности

экологической

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЕТОМ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО УСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала,
последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и
способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Содержание

программы направлено на достижение личностных и предметных результатов
адаптированной образовательной программе образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ГКОУ АО «ОШИ №5».
Данная программа по географии разработана с учетом изменений, происходящих в
современном обществе, и новых данных географической науки. Программа составлена
для детей с легкой степенью умственной отсталости, с учетом их
психофизиологических особенностей. Географический материал в силу своего
содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции
познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать,
сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать элементарные причинноследственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с
символическими пособиями, какими является географическая карта, способствует
развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа расширяет
словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной
речи. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин,
обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных
тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой,
изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и
другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах
«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности» и «Природоведение». География как учебный
предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для
всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.
Значительную помощь обучающимся оказывают атласы (иллюстрированные
приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и
возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями. Используя их,
обучающиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной
территории.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор школьников об
окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического,
интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в
разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9
классу, что способствует более полноценному усвоению элементарных
географических знаний.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно Адаптированной образовательной программе образования обучающихся
с умственной отсталостью, составленной на основе ФГОС для обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение предмета
«География» отводится :
в 9 классе - 68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Для реализации Рабочей программы используется УМК по географии включающий
учебники, рекомендованные к использованию в образовательной деятельности в
образовательных
организациях,
реализующих
адаптированные
основные
образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию:
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В
2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. –
232с.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 9 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) классов VIII вида. М.: «Просвещение», 2016г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ^
https://resh.edu.ru/
Путешествия и открытия http://pyty.ru/
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ:
Природные зоны России
Физическая карта полушарий
Глобус Земли физический
Глобус Земли политический

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета
 воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою страну, осознания себя гражданином России;
 формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
 совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
 формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями
(учебник, приложение к учебнику, тетрадь на печатной основе, глобус,
настенная карта, компас, и др.);
 совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
 развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности
(наблюдений, опытов);
 развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении
моделей или макета форм рельефа местности;
 развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе
проведения географических экскурсий;
 воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, при
заполнении контурных карт и выполнении зарисовок (цветовая гамма,
оттенки), при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов
России и родного города;
 воспитание уважения и восхищения людьми, совершившими научные
открытия (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников
Земли и людей в космос, первые космонавты).
 воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы,
молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п. явлений
природы);
 учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности,
некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);
 при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное
отношение к пресной, питьевой воде;
 учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по
охране водоемов от загрязнения

Предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень
 что изучает география. Основные формы земной поверхности· Виды водоемов,












их различия. Меры по охране воды от загрязнения. Правила поведения в
природе·. Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем.
Географическое положение нашей страны.
делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм
земной поверхности
положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе· Природные
зоны России. Природные условия и богатства России. Типичных представителей
растительного и животного мира. Правила поведения в природе .
давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами.
Делать несложные макеты изучаемых природных зон. Принимать простейшие
меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.
названия океанов и материков. Государства, их положение на материке.
Природные условия и богатства России в целом;
показывать на географической карте океаны и материки ;
давать элементарное описание их природных условий.
находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы.
По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные
страны Евразии.
Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных
ресурсов своей местности.
Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области.

Достаточный уровень.
 что изучает география. Горизонт, линию и стороны горизонта.· Основные формы
земной поверхности. Виды водоемов, их различия. Меры по охране воды от
загрязнения. Правила поведения в природе·. Отличие плана от рисунка и
географической карты. Масштаб, его обозначения. Распределение суши и воды
на Земле. Материки и океаны, их Расположение на карте и глобусе.
Кругосветные путешествия. Различия в нагревании и освещении земной
поверхности Солнцем.· Основные типы климата. Солнце как ближайшую к
Земле звезду.· Значение запусков в космос. Географическое положение нашей
страны;
 определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным
признакам. Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты
изучаемых форм земной поверхности. Читать планы местности (для начальных
классов массовой школы). Ориентироваться по плану, на географической карте,
глобусе. Читать географическую карту. Составлять описания изучаемых
объектов с опорой на карту и картины. Показывать на карте объекты, указанные
в программе, обозначать их на контурной карте;
 положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе· . Пояса
освещенности, в которых расположена наша страна. Природные зоны России.
Природные условия и богатства России. Типичных представителей
растительного и животного мира. Основное население и его занятия.
Особенности географического положения своей местности. Основные
мероприятия по охране природы. Правила поведения в природе. Расположение
географических объектов.

 Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте,
карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам,
пользуясь картами;
 показывать по картам (физической и природных зон России) географические
объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
 устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения. Делать несложные макеты
изучаемых природных зон. Принимать простейшие меры по охране окружающей
среды, правильно вести себя в природе;
 название, расположение и хозяйственное значение океанов и материков.
Природные условия и богатства России, возможности использования их
человеком. Особенности географического положения, очертания берегов и
природные условия материков. Государства, их положение на материке,
основное население, столицы, хозяйственное значение.
 показывать на географической карте океаны, давать им характеристику.
Определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов
каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.
 географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых
государств Евразии. Границы, государственный строй и символику России.
 Особенности географического положения своей местности, типичных
представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по
охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры
безопасности при стихийных бедствиях. Медицинские учреждения и отделы
социальной защиты своей местности.
 находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
 по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные
города и страны Евразии;
 показывать Россию на политических картах мира и Евразии. Находить свою
местность на карте России;
 давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных
ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом
своего края;
 называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 класс
На изучение стран Евразии выделено три четверти. Изучение стран Евразии строится

по плану:
1.Географическое положение.
2.Государственный строй, символика.
3.Климат, рельеф, флора и фауна.
4.Хозяйство и население.
5.Столица,крупные города.
6.Достопримечательности
Политическая карта Евразии
Европа
Западная Европа
Великобритания (Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
Франция (Французская Республика).
Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа.
Испания. Португалия (Португальская Республика).
Италия (Итальянская Республика).
Греция (Греческая Республика).
Северная Европа.
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа.
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая
Республика).
Венгрия (Венгерская Республика).
Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).
Сербия. Черногория.
Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Литва (Литовская Республика).
Белоруссия (Республика Беларусь).
Украина.
Молдавия (Республика Молдова).
Азия (22ч)
Центральная Азия.
Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркмения (Туркменистан).
Киргизия (Кыргызская Республика).
Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго-западная Азия.
Грузия.
Азербайджан (Азербайджанская Республика).
Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика).
Ирак (Республика Ирак).

Иран (Исламская Республика Иран).
Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Южная Азия.
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия.
Китай (Китайская Народная Республика).
Монголия.
Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).
Япония.
Юго-Восточная Азия.
Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).
Индонезия (Республика Индонезия) или другие государства по выбору учителя.
Россия .
Границы России.
Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России.
Столица, крупные города России.
Обобщающий урок по России.
Обобщающий урок по географии материков и океанов.
Практические работы
Обозначение на контурной карте государств Евразии и их столиц.
Нанесение границ Европы и Азии.
Заканчивается курс региональным обзором. В процессе изучения Астраханской
области обучающиеся систематизируют знания о природе области, знакомятся с
местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется
спрос в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и
культурных аспектов.
История возникновения нашего края.
Географическое положение. Границы. Рельеф.
Климат.
Полезные ископаемые.
Реки, озёра. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоёмов.
Растительный мир . «Красная книга». Охрана растительного мира.
Животный мир нашей местности .Вред природе наносимый браконьерами. «Красная
книга». Охрана животных. Заповедники, заказники.
Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы,
фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Промышленность. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать
выпускники школы.
Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство и т. п.).
Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
Наш город (посёлок, деревня).
Обобщающий урок «Моя малая Родина».
Практические работы

На карте своего края обозначить условными знаками, вырезанными из картона,
месторождения полезных ископаемых, цветными кружками - краевой и районный
центры. Обозначить на контурной карте России свой край.
К карте своего края прикрепить контуры наиболее распространённых растений и
животных, отметить заповедные места.
Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу.
Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии
известных людей края.

.

КАЛЕНДАРГО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс ( 68 часов)
№

Тема урока

Часы

I четверть. (16 часов)
1

Политическая карта Евразии. Государства Евразии
(обзор).

1

2

Великобритания
(Соединённое
Королевство
Великобритании
и
Северной
Ирландии):
географическое положение, природа, экономика.

1

3

Великобритания: население, культура, обычаи и
традиции.

1

4

Франция
(Французская
Республика):
географическое положение, природа, экономика.

1

5

Франция: население, культура, обычаи и традиции.

1

6

Германия (Федеративная Республика Германия).

1

7

Австрия (Австрийская Республика).

1

8

Швейцария (Швейцарская Конфедерация).

1

Южная Европа
9

Испания (Королевство Испания).

1

10

Португалия (Португальская Республика).

1

11

Италия (Итальянская Республика): географическое
положение, природа, экономика.

1

12

Италия: население, культура, обычаи и традиции.

1

13

Греция (Греческая Республика).

1

Северная Европа
14

Норвегия (Королевство Норвегия).

1

15

Швеция (Королевство Швеция).

1

16

Финляндия (Финляндская Республика).

1

II четверть (14 ч)
Восточная Европа

Дата

17

Польша (Республика Польша).

1

18

Чехия (Чешская Республика).Словакия (Словацкая
Республика).

1

19

Венгрия
(Венгерская
(Республика Румыния).

1

20

Болгария (Республика Болгария).

1

21

Сербия и Черногория.

1

22

Эстония (Эстонская Республика).

1

23

Латвия (Латвийская Республика).

1

24

Литва (Литовская Республика).

1

25

Белоруссия (Республика Беларусь).

1

26

Украина. Геополитические изменения .

1

27

Молдавия (Республика Молдова).

1

28

Обобщающий урок по теме «Страны Европы».

2

Республика).Румыния

Центральная Азия
29

Казахстан (Республика Казахстан).

1

30

Узбекистан (Республика Узбекистан).

1

III четверть ( 22 часа)
31

Туркмения (Туркменистан).

1

32

Киргизия (Кыргызская Республика).

1

III четверть ( 20 часов)
33

Таджикистан (Республика Таджикистан).

1

Юго-Западная Азия
34

Грузия (Республика Грузия).

1

35

Азербайджан (Азербайджанская Республика).

1

36

Армения (Республика Армения).

1

37

Турция (Республика Турция).

1

38

Ирак
(Республика
Республика Иран).

Ирак).Иран

(Исламская

1

географическое

1

Южная Азия
39

Индия (Республика Индия):
положение, природа, экономика.

40

Индия: население, культура, обычаи и традиции.

1

Восточная Азия
41

Китай
(Китайская
Народная
Республика):
географическое положение, природа, экономика.

1

42

Китай: население, культура, обычаи и традиции.

1

43

Монголия (Монгольская Народная Республика).

1

44

Корейская Народно-Демократическая Республика
(КНДР).

1

45

Республика Корея.

1

46

Япония: географическое
экономика.

47

Япония: население, культура, обычаи и традиции.

положение,

природа,

1
1

Юго-Восточная Азия
48

Таиланд (Королевство Таиланд).

1

49

Вьетнам
(Социалистическая
Республика
Вьетнам).Индонезия (Республика Индонезия).

1

50

Обобщающий урок по теме «Государства Азии».

1

51

Сухопутные и морские границы России. Изменение
границ.

1

52

Россия (Российская Федерация) – крупнейшее
государство Евразии. Геополитические изменения.

1

53

Административное деление России. Вхождение
республики Крым в состав России.

1

IV четверть
54

Столица, крупные города России.

1

55

Разнообразие природных зон России.

1

56

Водные ресурсы России.

1

57

Охрана природы. Заповедники,заказники.

1

Астраханская область.
58

Положение
на
карте.
Границы
области.
Поверхность и полезные ископаемые Астраханской
области.

1

59

Водные ресурсы Астраханской области.

1

60

Особенности климата , растительный и животный
мир.

1

61

Население
нашей
области.
Национальные обычаи и традиции.

состав.

1

62

Особенности
области.

Астраханской

1

63

Специализация сельского хозяйства. Транспорт
Астраханской области.

1

64

Архитектурно-исторические
и
культурные
памятники нашего края. Обобщающий урок «Моя
малая Родина»

1

65

Урок -экскурсия в музей Города Астрахани.

1

66

Итогово- обобщающий урок за год.

1

промышленности

Его


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».