РП Русский язык и чтение 5 класс АООП 1 вариант

ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА.
Русский язык.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» ставит своей целью развитие
коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной
деятельности, способности выбирать средства языка в соответствии с
условиями общения.
Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
- развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета;
- вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе
усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и
правописанию;
- повышать уровень общего развития учащихся;
- учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме;
- Развивать нравственные качества школьников.
ПРИОРЕТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Патриотическое воспитание:

1.1. Осознание российской гражданской идентичности поликультурном и
многоконфессиональном обществе,
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и
культуре Российской Федерации, культуре своего края,
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
2. Гражданское воспитание:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм
экстремизма,

дискриминации;

понимание

роли

различных

социальных

институтов в жизни человека;
2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственное воспитание:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;

3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3.3. Активное неприятие асоциальных поступков;
3.4. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства
4. Эстетическое воспитание:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
5. Ценности научного познания:
5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира;
6.

Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный

режим

занятий

и

отдыха,

регулярная

физическая

активность);
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния;

6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
7. Трудовое воспитание:
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
8. Экологическое воспитание:
8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Обучение русскому языку имеет коммуникативную направленность.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение
акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа
над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаёт
быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно
речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько
запоминание
называется,

грамматической
как

изменяется),

теории

и

сколько

орфографических
умение

применять

правил

(как

изученный

грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой
практики. В рабочих программах по русскому языку для 5 класса описаны два
уровня требований к усвоению программного материала. Это позволит учителю
осуществлять дифференцированный подход к учащимся в выборе учебных
заданий. К учащимся, не способным усваивать грамматические понятия и
правила правописания, осуществляется индивидуальный подход (третий
уровень требований). Он заключается в следующем: письменные формы
работы ограничиваются списыванием с печатного и рукописного текстов;
участие в коллективных устных формах работы осуществляется по желанию.

В

текстах

контрольных

работ,

представленных

в

методических

рекомендациях, отражены три уровня требований к усвоению программного
материала: для первого уровня увеличивается количество слов, значит, и
орфограмм в тексте диктанта. Для третьего уровня предлагается контрольное
списывание сокращённого и упрощённого текста диктанта.
Работа учеников на уроке – это коллективный труд всего класса.
Важность такого рода деятельности общеизвестна. Но для каждого отдельного
ученика ощущение ценности своего участия в коллективном труде становится
несколько смазанным при работе с учебником. Это может привести к
снижению мотивации в учебном процессе. Устранению данного недостатка
способствует персонификация адресата в работе с учебником. В связи с этим на
первый план выдвигаются цели и задачи развития речи, учащихся как средства
общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Основные
разделы дисциплины: в рабочей программе по русскому языку представлены
следующие разделы: «Повторение», «Состав слова. Текст», «Части речи.
Текст», «Предложение. Текст». Формы текущего контроля: самостоятельные
работы после изучения темы, четвертные и итоговые контрольные работы,
тестирование.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет «Русский язык» относится к образовательной области
«Язык и речевая практика».
Согласно ФАООП УО (вариант 1), составленной на основе ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
изучение предмета «Русский язык» отводится в общем объёме 136 часов (34
учебных недели) по 4 часа в неделю.

Количество часов на изучение дисциплины:
Четверть

I

Количество часов

33 ч

II
31 ч.

III

IV

Всего

44 ч.

28 ч.

136 ч.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
1) Формирование познавательного интереса и становление функции
познавательного мотива.
2)

Умение выражать положительное отношение к процессу познания.

3) Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
4) Осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину.
5)

Владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия.
6) Развитие способности к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование

и

развитие

социально

значимых

мотивов

учебной

деятельности.
7) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях.
8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.

Предметные:
Минимальный уровень:
- знать буквы, обозначать звуки буквами;
- списывать с печатного и рукописного текстов отдельные небольшие
предложения, слова (20-25 слов);
- записывать по памяти отдельные короткие слова из 2-4 букв и
некоторые слова из словаря;
- участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
- находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка
в конце);
- участвовать в коллективном обсуждении содержания теста упражнений,
подборе заголовка к тексту;
- записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также домашний
адрес.
Достаточный уровень:
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами (45-50 слов);
- пользоваться школьным орфографическим словарём;
- решать орфографические задачи, опираясь на схему;
- называть и различать части речи;
- принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала
для создания текста;
- оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством
учителя).
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Звуки и буквы. Текст. Повторение. Звуки речи: гласные и согласные.
Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и

согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука —
алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.
Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости
согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения
согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя
раздельного произношения согласного и гласного.
Согласные

звонкие

и

глухие.

Их

дифференциация.

Установление

несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на
конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением
и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма.
Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок.
Выделение основной мысли.
Предложение. Текст.
Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная
законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены
предложения. Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно
выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях).
Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление
последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте
(нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов).
Слово. Текст. Состав слова.

Корень и однокоренные слова. Правописание

проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов
путем

изменения

формы

слова

Непроверяемые безударные гласные.

или

подбора

однокоренных

слов.

Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с
непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные
согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне.
Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных
слов. Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от
приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению
(пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.
Разделительный ъ в словах с приставками.
Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы
с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, ик- и др.)
Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке
текста: о ком или, о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о
предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или
основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»).
Части речи. Текст. Слово как название предмета, его признака или действия.
Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и
вопросы как средство для выявления этих частей речи.
Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных (на
слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные,
растения, явления природы, состояние и т. д.).
Существительные,

близкие

(предмет

один,

а

слов

много)

и

противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и
антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет
похож на другой: глаза, как бусинки).

Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и
неодушевленные.
Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная
открытка. Правильное написание названий праздников.
Изменение имен существительных по числам.
Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у
существительных женского рода.
Изменение

существительных

по

падежам

(склонение).

Склонение

существительных в единственном числе с ударным окончанием.
Выделение

из

предложений

различных

словосочетаний

с

именем

существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и
определение падежа.
Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную
форму.
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в
предложении.

Упражнения

в

правильном

выборе

падежной

формы

существительного после предлога.
Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное
восстановление текста по плану и опорным словам.
Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития
основной мысли (из ряда предложенных).
Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его
качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет,
размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная
характеристика.

Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование
имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок),
художественных определений (синее море), переносного значения (грозные
тучи).
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными
и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.
Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных.
Наблюдение за родовыми окончаниями.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их
согласование с существительным.
Распространение предложений именами прилагательными.
Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне
словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по
опорным словосочетаниям.
Глагол. Значение в речи.
Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда,
чувства).
Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных
временных категорий.
Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по
опорным словам.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой
на картинку или вопросы.

Предложение. Текст. Нераспространенное и распространенное предложения.
Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением
порядка слов в предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от
главного слова к зависимому слову. Составление предложений с данными
словосочетаниями.
Наблюдение над интонацией

предложения. Точка, вопросительный,

восклицательный знаки в конце предложения.
Выделение

вопросительных

слов

в

предложении.

Составление

вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них.
Правильное интонирование.
Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в
восклицательном предложении.
Составление

диалогов

(с

опорой

на

картинку,

текст,

ситуацию).

Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим
сообщить (отвечаем, рассказываем).
Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове
или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в
зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со
знаками препинания.
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация
перечисления.
Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста
в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану,
связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то
раз. Работа с деформированным текстом.

Повторение.
Связная речь речи, работа с текстом. Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом. Изложение по предложенному учителем
плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки
учащихся). Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по
картине, серии картин, материалам наблюдений. Составление рассказа, по
опорным словам, после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса,
школы, проведение каникул, игры зимой). Упражнения в связной письменной
речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому
языку.
Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка,
письмо. Записки: личные и деловые.
Во всех разделах задания по теме «Текст» выполняются в процессе изучения
других грамматических тем.
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами
творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные
упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского
языка.
СЛОВАРЬ: адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница,
до свидания, забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница, область,
облако, огромный, однажды, охрана, пассажир, победа, север, столица,
телефон, телевизор.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные пособия: 1. Русский язык. Методические рекомендации. 5
классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.

основные общеобразоват. программы / Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение,
2020.
2. Учебник: Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова «Русский язык», 5 класс
– М.; Просвещение, 2020г.
Календарно тематическое планирование.
№

Тема урока

Кол

Даты

-во
часо
в
5 «А»

I четверть (33ч.)
1

2

5 «Б»

Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.

1

1.09

1.09

Гласные и согласные. Несовпадение звука и

1

4.09

4.09

буквы в слове.
3

Твёрдые и мягкие согласные перед И,Е,Ё,Ю,Я.

1

5.09

5.09

4

Мягкий знак на конце и в середине слова.

1

6.09

6.09

5

Правописание слов с разделительным мягким

1

8.09

8.09

знаком (ь).
6

Текст. Различение текста и не текста.

1

11.09

11.09

7

Парные звонкие и глухие согласные, их

1

12.09

12.09

правописание на конце слова.
8

Ударные и безударные гласные в слове.

1

13.09

13.09

9

Проверка безударных гласных в слове.

1

15.09

15.09

10

Диагностический диктант.

1

18.09

18.09

11

Текст. Определение темы текста. Заголовок.

1

19.09

19.09

12

Звуки и буквы. Закрепление знаний.

2

20, 22.09 20, 22.09

13

Деловое письмо. Адрес.

2

25, 26.09 25, 26.09

14

Коллективное составление рассказа по серии

2

27, 29.09 27, 29.09

Выражение в предложении законченной мысли.

1

2.10

2.10

16

Распространение предложений.

1

3.10

3.10

17

Порядок слов в предложении.

1

4.10

4.10

18

Связь слов в предложении.

1

6.10

6.10

19

Главные члены предложения. Сказуемое.

1

9.10

9.10

20

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

10.10

10.10

21

Второстепенные члены предложения.

1

11.10

11.10

22

Текст. Отличие предложения от текста. Деление

1

13.10

13.10

2

16, 17.10 16, 17.10

1

18.10

18.10

картинок.
15

Предложение. Текст.

текста на предложения.
23

Контрольный диктант за I четверть.
Работа над ошибками.

24

Разные по интонации предложения.
Наблюдение за знаками препинания в конце
предложения.

25

Вопросительные предложения.

1

20.10

20.10

26

Восклицательные предложения.

1

23.10

23.10

27

Повествовательные, вопросительные и

1

24.10

24.10

восклицательные предложения.
28

Предложение. Закрепление знаний.

1

25.10

25.10

29

Деловое письмо. Адрес.

1

27.10

27.10

1

6.11

6.11

1

7.11

7.11

1

8.11

8.11

II четверть (31ч.)
1

Состав слова. Текст.
Корень и однокоренные слова.

2

Общее и различия в значении однокоренных
слов.

3

Включение однокоренных слов в предложение.

4

Окончание–изменяемая часть слова.

1

10.11

10.11

5

Установление связи между словами с помощью

1

13.11

13.11

окончания.
6

Приставка как часть слова.

1

14.11

14.11

7

Изменение значения слова в зависимости от

1

15.11

15.11

приставки.
8

Приставка и предлог.

1

17.11

17.11

9

Суффикс как часть слова.

1

20.11

20.11

10

Изменение значения слова в зависимости от

1

21.11

21.11

2

22, 24.11 22, 24.11

1

27.11

27.11

суффикса.
11

Правописание безударных гласных в
корне. Изменение формы слова для
проверки безударной гласной в корне.

12

Единообразное написание гласных в корне
однокоренных слов.

13

Слово - корень с ударной гласной.

1

28.11

28.11

14

Проверяемые и проверочные слова в группе

1

29.11

29.11

однокоренных слов.
15

Проверка безударных гласных в корне слова.

2

1, 4.12

1, 4.12

16

Правописание парных звонких и глухих

2

5, 6.12

5, 6.12

1

8.12

8.12

1

11.12

11.12

согласных. Изменение формы слова для
проверки парных звонких и глухих согласных
в корне.
17

Единообразное написание парных звонких и
глухих согласных в корне однокоренных слов.

18

Проверка парных звонких и глухих согласных в
корне слова.

19

Проверяемые гласные и согласные в корне.

2

12, 13.12 12, 13.12

20

Непроверяемые написания в корне.

1

15.12

15.12

21

Единообразное написание корня в группе

1

18.12

18.12

2

19, 20.12 19,20.12

однокоренных слов.
22

Контрольный диктант за II четверть.
Работа над ошибками.

23

Состав слова. Закрепление знаний.

2

22, 25.12 22, 25.12

24

Деловое письмо. Поздравление.

1

26.12

26.12

25

Составление рассказа по сюжетной картинке и

1

27.12

27.12

данному плану.
III четверть (44ч.)
1

Части речи. Текст.

1

8.01

8.01

Название предметов, действий и признаков.
2

Понятие о частях речи. Существительное.

1

9.01

9.01

3

Глагол.

1

10.01

10.01

4

Прилагательное.

1

12.01

12.01

5

Различение частей речи по вопросу и значению.

2

15, 16.01 15, 16.01

6

Употребление разных частей речи в

2

17, 19.01 17, 19.01

Значение существительных в речи.

1

22.01

22.01

Одушевлённые и неодушевлённые

1

23.01

23.01

1

24.01

24.01

предложениии тексте.
7

8

Имя существительное.

существительные.
9

Собственные и нарицательные
существительные.

10

Правописание имён собственных.

1

26.01

26.01

11

Текст. Тема и основная мысль текста.

1

29.01

29.01

12

Понятие о единственном и множественном

1

30.01

30.01

1

31.01

31.01

числе.
13

Употребление существительных в
единственном и множественном числе.

14

Изменение существительных по числам.

1

2.02

2.02

15

Знакомство с понятием рода.

1

5.02

5.02

16

Существительные мужского рода.

1

6.02

6.02

17

Существительные женского рода.

1

7.02

7.02

18

Существительныесреднегорода.

1

9.02

9.02

19

Различение существительных по родам.

1

12.02

12.02

20

Существительное. Закрепление знаний.

3

13, 14,

13, 14,

16.02

16.02

21

Деловое письмо. Поздравление.

2

19, 20.02 19, 20.02

22

Коллективное изложение текста, воспринятого

2

21, 22.02 21,22.02

1

26.02

26.02

1

27.02

27.02

1

28.02

28.02

на слух.
23

Имя прилагательное. Значение прилагательных
в речи.

24

Различение признаков, обозначаемых
прилагательными.

25

Зависимость рода прилагательных от рода
существительных.

26

Окончания прилагательных мужского рода.

1

1.03

1.03

27

Окончания прилагательных женского рода.

1

4.03

4.03

28

Окончания прилагательных среднего рода.

1

5.03

5.03

29

Окончания прилагательных мужского,

2

6, 7.03

6, 7.03

2

11, 12.03 11, 12.03

2

13, 15.03 13, 15.03

женского, среднего рода.
30
31

Изменение прилагательных по родам.
Контрольный диктант за III четверть.
Работа над ошибками.

32

Прилагательное. Закрепление знаний.

2

18, 19.03 18, 19.03

33

Деловое письмо. Записка.

2

20, 22.03 20, 22.03

IV четверть (28ч.)
Глагол.

1

3.04

3.04

1

Значение глаголов в речи.

2

Различение действий, обозначаемых глаголами.

1

5.04

5.04

3

Изменение глаголов по временам.

1

8.04

8.04

Настоящее время глаголов.
4

Прошедшее время глаголов.

2

9, 10.04

9, 10.04

5

Будущее время глаголов.

1

12.04

12.04

6

Различение глаголов по временам.

1

15.04

15.04

7

Текст. Отбор примеров и фактов для

1

16.04

16.04

подтверждения основной мысли.
8

Глагол. Закрепление знаний.

1

17.04

17.04

9

Коллективное изложение текста, воспринятого

1

19.04

19.04

Главные члены предложения.

1

22.04

22.04

11

Второстепенные члены предложения.

1

23.04

23.04

12

Итоговый контрольный диктант.

2

24, 26.04 24, 26.04

1

29.04

29.04

1

30.04

30.04

на слух, по данному началу и опорным словам.
10

Предложение. Текст.

Работа над ошибками.
13

Постановка вопросов от главных членов
предложения к второстепенным членам.

14

Различение нераспространённых и
распространённых предложений.

15

Распространение предложений.

1

6.05

6.05

16

Знакомство с однородными членами

1

7.05

7.05

1

8.05

8.05

1

13.05

13.05

предложения.
17

Дополнение предложения однородными
членами.

18

Предложение. Закрепление знаний.

19

Деловое письмо. Записка.

1

14.05

14.05

20

Повторение.

1

15.05

15.05

Состав слова.
21

Существительное.

1

16.05

16.05

22

Прилагательное.

1

17.05

17.05

23

Глагол.

1

20.05

20.05

24

Предложение.

1

21.05

21.05

25

Текст

1

22.05

22.05

26

Деловоеписьмо. Письмо.

1

24.05

24.05

ЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной

общеобразовательной

программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение» ставит своей целью совершенствование
навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и
научно-познавательного текстов; развитие навыков речевого общения на
материале

доступных

для

понимания

художественных

и

научно-

познавательных текстов; развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа формулирует следующие задачи преподавания чтения:
развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета;
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
осмысленно воспринимать прочитанное; выделять главных действующих лиц,
оценивать их поступки; выбирать в тексте слова, выражения, характеризующие
героев, события, картины природы; формировать навык сознательного,
правильного и выразительного чтения; выработка умения правильно строить
предложения; формировать нравственные качества.

ПРИОРЕТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
1. Патриотическое воспитание:
1.1. Осознание российской гражданской идентичности поликультурном и
многоконфессиональном обществе,
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края,
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины
— России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
2. Гражданское воспитание:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм
экстремизма,

дискриминации;

понимание

роли

различных

социальных

институтов в жизни человека;
3. Духовно-нравственное воспитание:
3.1.

Ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3.3. Активное неприятие асоциальных поступков;
3.4. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства
4. Эстетическое воспитание:

4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
4.2.

Понимание

эмоционального

воздействия

искусства;

понимание

ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства
5. Ценности научного познания:
5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира;
6.

Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ

жизни

(здоровое

сбалансированный

режим

питание,
занятий

соблюдение

гигиенических

и

регулярная

отдыха,

правил,

физическая

активность);
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7. Трудовое воспитание:
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
8. Экологическое воспитание:
8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной среде.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Чтение» занимает особое место в системе образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Данный курс нацелен на
формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность,
выразительность), но и речевых умений. Кроме того, уроки чтения должны

развивать интерес к чтению доступной литературы, духовно и нравственно
обогащать их.
Чтение является сложнейшим видом речевой деятельности, в процессе
которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание
прочитанного.

Психофизической

взаимодействие

работы

основой

зрительного,

процесса

чтения

речедвигательного,

является
слухового

анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память,
внимание, воображение.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Чтение» относится к образовательной области «Язык и
речевая практика».
Согласно, ФАООП УО (вариант 1), составленной на основе ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
изучение предмета «Чтение» отводится в общем объёме 136 часов (34 учебных
недели) по 4 часа в неделю.
Количество часов на изучение дисциплины:
Четверть

I

II

III

IV

Всего

Количество часов «А»

33 ч

31ч.

44 ч.

28 ч.

136 ч.

«Б»

32 ч.

32 ч.

44 ч.

28 ч.

136 ч.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
-формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы
как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания и развития;
-совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и
мире в процессе чтения;

-развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе
знакомства с литературными произведениями;
-развивать

морально-этические

представления,

эмоционально-

нравственную отзывчивость;
-развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
-развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
-развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и
обсуждении художественных произведений.
Предметные:
Минимальный уровень:
- правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам
(после предварительной подготовки);
- определение темы произведения (под руководством учителя);
- отвечать на вопросы по предметному содержанию текста под руководством
учителя текста;
- заучивание стихотворений наизусть (4-6, объём теста с учётом учебных
возможностей учащегося);
- принимать участие в уроках внеклассного чтения.
Достаточный уровень:
- правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях
- по слогам;
- читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные
слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно;
- определение основной мысли произведения (с помощью учителя);

- выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
- выучить наизусть 8—10 стихотворений;
- читать небольшие тесты внеклассной литературы под наблюдением учителя и
воспитателя.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Устное народное творчество
Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки,
пословицы. Сказки. Представления о добре и зле.
Картины родного края
Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные
времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в
представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские
православные праздники в разные времена года. Труд и развлечение детей, их
помощь взрослым.
О животных
Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.
Из прошлого нашего народа
Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи, содержащие краткие и
доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России
(полководцы, писатели, художники).
Спешите делать добро
Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению
нравственных эталонов, принятых в обществе людей.
Из произведений зарубежных писателей
Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и из
произведений целыми словами и по слогам. Выразительное чтение
произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Работа с текстом: осознание последовательности смысла событий, выделение
главной мысли текста, определение мотивов поступков героев под
руководством учителя. Деление текста на части, озаглавливание, составление
плана (с помощью учителя). Практическое знакомство с жанрами устного
народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы и поговорки.
Внеклассное чтение: самостоятельное чтение доступных по содержанию
детских книг, газет и журналов. Предварительная подготовка детей в течение
месяца к уроку внеклассного чтения.
Формы текущего контроля: самостоятельные работы после изучения темы,
итоговые проверки техники чтения, тестирование.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные пособия:
1. Учебник «Чтение», З.Ф. Малышева, 5 класс, 2020 г.
2. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / М. И. Шишкова. — М.: Просвещение, 2020.

Календарно – тематическое планирование
Чтение(136ч)
№

Темаурока

Кол

Дата

во
5 «А»

5 «Б»

3

1,5,6.09

4,5,6.09

Iчетверть(33ч.) (32ч)
1

Устное народное творчество. Считалки.
Заклички-приговорки. Потешки.
Пословицы и поговорки. Загадки.

2

Обобщение по теме.

1

7.09

7.09

3

Картины родной природы. Лето.

1

8.09

11.09

12.09

Г. Скребицкий «Июнь»
4

И. Суриков «Ярко солнце светит…»

1

12.09

5

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)

4

13, 14, 15, 13, 14, 18,
19.09

19.09

6

А. Прокофьев «Берёзка»

1

20.09

20.09

7

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к

1

21.09

21.09

1

22.09

25.09

закату…»
Обобщающий урок по теме «Картины родной
природы. Лето»
8

Картины родной природы. Осень.
По Г. Скребицкому «Сентябрь».

9

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень».

1

26.09

26.09

10

К. Бальмонт «Осень».

1

27.09

27.09

11

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»

2

28, 29.09

28.09; 2.10

12

По В. Астафьеву «Осенние грусти…»

1

3.10

3.10

13

И. Бунин «Первый снег».

1

4.10

4.10

Обобщение по теме «Картины родной

природы. Осень».
14

Сказки.
«Никита Кожемяка» (Русская сказка)

2

5, 6.10

5, 9.10

15

«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка)

1

10.10

10.10

16

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

1

11.10

11.10

17

«Морозко» (Русская сказка)

2

12, 13.10

12, 16.10

18

«Два Мороза» (Русская сказка)

1

17.10

17.10

19

«Три дочери» (Татарская сказка)

1

18.10

18.10

20

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о

5

19, 20, 24, 19, 23, 24.

семи богатырях»
21

Внеклассное чтение «Сказки народов

25, 26.10

25, 26.10

1

27.10

6.11

5

7, 8, 9, 10, 7, 8, 9, 13,

Российской Федерации»
II четверть (31ч.) (32 ч.)
1

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»
Обобщение по теме «Сказки».

14.11

14.11

1

15.11

15.11

Ю. Яковлев «Колючка».

2

16, 17.11

16, 20.11

4

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

2

21, 22.11

21, 22.11

5

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

2

23, 24.11

23, 27.11

2

Внеклассное чтение. Народные и авторские
сказки, произведения устного народного
творчества малых форм (выбор
произведения на усмотрение учителя)

3

О друзьях-товарищах.

(отрывок)
6

В. Медведев «Фосфорический» мальчик».

2

28, 29.11

28, 29.11

7

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

3

30.11, 1,

30.11; 4,

5.12

5.12

6.12

6. 7.12

8

Я. Аким «Твой друг».
Обобщение по теме «О друзьях – товарищах»

1

9

Басни И. Крылова.
И. Крылов «Ворона и Лисица», «Щука и Кот»,

3

7, 8, 12.12 11, 12.12

Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

2

13, 14.12

13. 14.12

11

О. Бондарчук «Слепой домик».

1

15.12

18.12

12

В. Осеева «Бабка».

4

19, 20, 21, 19, 20, 21.

«Квартет».
Обобщение по теме «Басни И. Крылова».
10

13

Спешите делать добро.

А. Платонов «Сухой хлеб».

22.12

25.12

26, 27,

26. 27.

28.12

28.12

2

9, 10.01

8. 9.01

3

III четверть (44ч.)
1

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести
«Последний срок»).

2

В. Брюсов «Труд».

1

11.01

10.01

3

Р. Рождественский «Огромное небо»

1

12.01

11.01

1

16.01

15.01

Ф.Тютчев«Чародейкою Зимою…»

1

17.01

16.01

6

Г. Скребицкий «Декабрь».

1

18.01

17.01

7

К. Бальмонт «К зиме».

1

19.01

18.01

8

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

2

23, 24.01

22, 23.01

9

С. Есенин «Поёт зима–аукает…»

1

25.01

24.01

10

С. Есенин «Берёза».

1

26.01

25.01

11

А. Пушкин «Зимняя дорога»

1

30.01

29.01

Обобщение по теме «Спешите делать добро».
4

Внеклассное чтение. Чтение рассказов и
стихов по теме «Спешите делать добро» (по
выбору учителя).

5

Картины родной природы. Зима.

Обобщение по теме «Зима».

12

О животных.
Н.Гарин–Михайловский «Тёма и Жучка»

4

(отрывок из повести «Детство Тёмы»)
13

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести

31.01. 1, 2. 30, 31.01; 1.
6.02

5.02

3

7, 8, 9.02

6, 7, 8.02

«Детство Никиты»).
14

К. Паустовский «Кот Ворюга».

2

13, 14.02

12, 13.02

15

Б. Житков «Про обезьянку».

3

15, 16.

14, 15.

20.02

19.02

16

Э. Асадов «Дачники».

2

21. 22.02

20, 21.02

17

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»

1

26.02

22.02

18

С. Михалков «Будь человеком».

1

27.01

26.02

Г. Скребицкий «Март».

1

28.02

27.02

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле

1

29.02

28.02

1

1.03

29.02

Обобщение по теме «О животных».
19.

20

Весна.

тает…»
21

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой
грозы» (отрывки).

22

Г. Скребицкий «Весна-красна».

1

5.03

4.03

23

Г. Скребицкий «Грачи прилетели»

1

6.03

5.03

24

Г.Скребицкий«Заветный кораблик»

1

7.03

6.03

25

Г. Скребицкий «В весеннем лесу»

1

11.03

7.03

26

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывок из

1

12.03

11.03

повести «Детство Никиты»)
27

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

1

13.03

12.03

28

А. Блок «Ворона»

1

14.03

13.03

29

Е. Серова «Подснежник»

1

15.03

14.03

30

И. Соколов–Микитов «Весна»

1

19.03

18.03

31

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном»

1

20.03

19.03

32

С. Есенин «Черёмуха»

1

21.03

20.03

33

Я. Аким «Весна, весною,о весне»

1

22.03

21.03

1

3.04

3.04

Обобщение по теме «Весна».
IV четверть (28ч.)
1

Из прошлого нашего народа.
На поле Куликовом.
По О. Тихомирову «Москва собирает войско»

2

По О. Тихомирову «Куликовская битва»

1

4.04

4.04

3

По О. Тихомирову «Слава героям»

1

5.04

8.04

4

По С. Алексееву «Рассказы овойне1812года.»

2

9, 10.04

9, 10.04

1

11.04

11.04

4

12, 16, 17, 15, 16, 17,

«Бородино. Ключи. Конец похода»
5

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…»
(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

6

7

А. Куприн «Белый пудель» (отрывки)
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь

18.04

18.04

2

19, 23.04

22, 23.04

1

24.04

24.04

1

25.04

25.04

26, 30.04;

29, 30.04;
6.05

метелью!»
8

Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата»
Обобщение по теме «Из прошлого нашего
народа».

9

Внеклассное чтение произведений о
героическом прошлом нашего народа (выбор
произведения на усмотрение учителя)

10

11

Из произведений зарубежных писателей.
В. Гюго «Гаврош» (отрывки)

3

6.05

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

5

7, 8, 13, 14, 7. 8, 13, 14,

(отрывок)
12

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями»

3

15.05

15.05

16, 17,

16, 17,

21.05

20.05

13

Г. Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)

2

22,23.05

21, 22.05

14

Внеклассное чтение произведений

1

24.05

23.05

зарубежных писателей (выбор
произведения на усмотрение учителя)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».