ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА. Русский язык. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Русский язык» ставит своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения. Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка: - развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета; - вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию; - повышать уровень общего развития учащихся; - учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - Развивать нравственные качества школьников. ПРИОРЕТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 1. Патриотическое воспитание: 1.1. Осознание российской гражданской идентичности поликультурном и многоконфессиональном обществе, 1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; 1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, 1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; 2. Гражданское воспитание: 2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; 2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; 2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; 2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 3. Духовно-нравственное воспитание: 3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 3.3. Активное неприятие асоциальных поступков; 3.4. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства 4. Эстетическое воспитание: 4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 5. Ценности научного познания: 5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; 6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: 6.1. Осознание ценности жизни; 6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); 6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая; 6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния; 6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7. Трудовое воспитание: 7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 8. Экологическое воспитание: 8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Обучение русскому языку имеет коммуникативную направленность. Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание называется, грамматической как изменяется), теории и сколько орфографических умение применять правил (как изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики. В рабочих программах по русскому языку для 5 класса описаны два уровня требований к усвоению программного материала. Это позволит учителю осуществлять дифференцированный подход к учащимся в выборе учебных заданий. К учащимся, не способным усваивать грамматические понятия и правила правописания, осуществляется индивидуальный подход (третий уровень требований). Он заключается в следующем: письменные формы работы ограничиваются списыванием с печатного и рукописного текстов; участие в коллективных устных формах работы осуществляется по желанию. В текстах контрольных работ, представленных в методических рекомендациях, отражены три уровня требований к усвоению программного материала: для первого уровня увеличивается количество слов, значит, и орфограмм в тексте диктанта. Для третьего уровня предлагается контрольное списывание сокращённого и упрощённого текста диктанта. Работа учеников на уроке – это коллективный труд всего класса. Важность такого рода деятельности общеизвестна. Но для каждого отдельного ученика ощущение ценности своего участия в коллективном труде становится несколько смазанным при работе с учебником. Это может привести к снижению мотивации в учебном процессе. Устранению данного недостатка способствует персонификация адресата в работе с учебником. В связи с этим на первый план выдвигаются цели и задачи развития речи, учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Основные разделы дисциплины: в рабочей программе по русскому языку представлены следующие разделы: «Повторение», «Состав слова. Текст», «Части речи. Текст», «Предложение. Текст». Формы текущего контроля: самостоятельные работы после изучения темы, четвертные и итоговые контрольные работы, тестирование. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Учебный предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Язык и речевая практика». Согласно ФАООП УО (вариант 1), составленной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение предмета «Русский язык» отводится в общем объёме 136 часов (34 учебных недели) по 4 часа в неделю. Количество часов на изучение дисциплины: Четверть I Количество часов 33 ч II 31 ч. III IV Всего 44 ч. 28 ч. 136 ч. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные: 1) Формирование познавательного интереса и становление функции познавательного мотива. 2) Умение выражать положительное отношение к процессу познания. 3) Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. 4) Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. 5) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. 6) Развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. 7) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Предметные: Минимальный уровень: - знать буквы, обозначать звуки буквами; - списывать с печатного и рукописного текстов отдельные небольшие предложения, слова (20-25 слов); - записывать по памяти отдельные короткие слова из 2-4 букв и некоторые слова из словаря; - участвовать в подборе слов к предметным картинкам; - находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце); - участвовать в коллективном обсуждении содержания теста упражнений, подборе заголовка к тексту; - записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес. Достаточный уровень: - писать под диктовку текст с изученными орфограммами (45-50 слов); - пользоваться школьным орфографическим словарём; - решать орфографические задачи, опираясь на схему; - называть и различать части речи; - принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста; - оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя). СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Звуки и буквы. Текст. Повторение. Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем. Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я. Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного. Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные. Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли. Предложение. Текст. Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов). Слово. Текст. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова Непроверяемые безударные гласные. или подбора однокоренных слов. Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов. Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания. Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение. Разделительный ъ в словах с приставками. Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, ик- и др.) Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или, о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»). Части речи. Текст. Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи. Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных (на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.). Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки). Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников. Изменение имен существительных по числам. Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода. Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием. Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа. Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму. Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога. Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам. Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных). Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика. Упражнения в образовании прилагательных от существительных. Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи). Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям. Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями. Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным. Распространение предложений именами прилагательными. Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным словосочетаниям. Глагол. Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства). Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам. Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы. Предложение. Текст. Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении. Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому слову. Составление предложений с данными словосочетаниями. Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование. Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении. Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем). Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания. Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом. Повторение. Связная речь речи, работа с текстом. Заполнение дневника учащимися. Работа с деформированным текстом. Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся). Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Составление рассказа, по опорным словам, после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой). Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку. Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Во всех разделах задания по теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем. Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка. СЛОВАРЬ: адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница, до свидания, забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница, область, облако, огромный, однажды, охрана, пассажир, победа, север, столица, телефон, телевизор. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебные пособия: 1. Русский язык. Методические рекомендации. 5 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2020. 2. Учебник: Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова «Русский язык», 5 класс – М.; Просвещение, 2020г. Календарно тематическое планирование. № Тема урока Кол Даты -во часо в 5 «А» I четверть (33ч.) 1 2 5 «Б» Повторение. Звуки и буквы. Текст. Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит. 1 1.09 1.09 Гласные и согласные. Несовпадение звука и 1 4.09 4.09 буквы в слове. 3 Твёрдые и мягкие согласные перед И,Е,Ё,Ю,Я. 1 5.09 5.09 4 Мягкий знак на конце и в середине слова. 1 6.09 6.09 5 Правописание слов с разделительным мягким 1 8.09 8.09 знаком (ь). 6 Текст. Различение текста и не текста. 1 11.09 11.09 7 Парные звонкие и глухие согласные, их 1 12.09 12.09 правописание на конце слова. 8 Ударные и безударные гласные в слове. 1 13.09 13.09 9 Проверка безударных гласных в слове. 1 15.09 15.09 10 Диагностический диктант. 1 18.09 18.09 11 Текст. Определение темы текста. Заголовок. 1 19.09 19.09 12 Звуки и буквы. Закрепление знаний. 2 20, 22.09 20, 22.09 13 Деловое письмо. Адрес. 2 25, 26.09 25, 26.09 14 Коллективное составление рассказа по серии 2 27, 29.09 27, 29.09 Выражение в предложении законченной мысли. 1 2.10 2.10 16 Распространение предложений. 1 3.10 3.10 17 Порядок слов в предложении. 1 4.10 4.10 18 Связь слов в предложении. 1 6.10 6.10 19 Главные члены предложения. Сказуемое. 1 9.10 9.10 20 Главные члены предложения. Подлежащее. 1 10.10 10.10 21 Второстепенные члены предложения. 1 11.10 11.10 22 Текст. Отличие предложения от текста. Деление 1 13.10 13.10 2 16, 17.10 16, 17.10 1 18.10 18.10 картинок. 15 Предложение. Текст. текста на предложения. 23 Контрольный диктант за I четверть. Работа над ошибками. 24 Разные по интонации предложения. Наблюдение за знаками препинания в конце предложения. 25 Вопросительные предложения. 1 20.10 20.10 26 Восклицательные предложения. 1 23.10 23.10 27 Повествовательные, вопросительные и 1 24.10 24.10 восклицательные предложения. 28 Предложение. Закрепление знаний. 1 25.10 25.10 29 Деловое письмо. Адрес. 1 27.10 27.10 1 6.11 6.11 1 7.11 7.11 1 8.11 8.11 II четверть (31ч.) 1 Состав слова. Текст. Корень и однокоренные слова. 2 Общее и различия в значении однокоренных слов. 3 Включение однокоренных слов в предложение. 4 Окончание–изменяемая часть слова. 1 10.11 10.11 5 Установление связи между словами с помощью 1 13.11 13.11 окончания. 6 Приставка как часть слова. 1 14.11 14.11 7 Изменение значения слова в зависимости от 1 15.11 15.11 приставки. 8 Приставка и предлог. 1 17.11 17.11 9 Суффикс как часть слова. 1 20.11 20.11 10 Изменение значения слова в зависимости от 1 21.11 21.11 2 22, 24.11 22, 24.11 1 27.11 27.11 суффикса. 11 Правописание безударных гласных в корне. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне. 12 Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов. 13 Слово - корень с ударной гласной. 1 28.11 28.11 14 Проверяемые и проверочные слова в группе 1 29.11 29.11 однокоренных слов. 15 Проверка безударных гласных в корне слова. 2 1, 4.12 1, 4.12 16 Правописание парных звонких и глухих 2 5, 6.12 5, 6.12 1 8.12 8.12 1 11.12 11.12 согласных. Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне. 17 Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. 18 Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. 19 Проверяемые гласные и согласные в корне. 2 12, 13.12 12, 13.12 20 Непроверяемые написания в корне. 1 15.12 15.12 21 Единообразное написание корня в группе 1 18.12 18.12 2 19, 20.12 19,20.12 однокоренных слов. 22 Контрольный диктант за II четверть. Работа над ошибками. 23 Состав слова. Закрепление знаний. 2 22, 25.12 22, 25.12 24 Деловое письмо. Поздравление. 1 26.12 26.12 25 Составление рассказа по сюжетной картинке и 1 27.12 27.12 данному плану. III четверть (44ч.) 1 Части речи. Текст. 1 8.01 8.01 Название предметов, действий и признаков. 2 Понятие о частях речи. Существительное. 1 9.01 9.01 3 Глагол. 1 10.01 10.01 4 Прилагательное. 1 12.01 12.01 5 Различение частей речи по вопросу и значению. 2 15, 16.01 15, 16.01 6 Употребление разных частей речи в 2 17, 19.01 17, 19.01 Значение существительных в речи. 1 22.01 22.01 Одушевлённые и неодушевлённые 1 23.01 23.01 1 24.01 24.01 предложениии тексте. 7 8 Имя существительное. существительные. 9 Собственные и нарицательные существительные. 10 Правописание имён собственных. 1 26.01 26.01 11 Текст. Тема и основная мысль текста. 1 29.01 29.01 12 Понятие о единственном и множественном 1 30.01 30.01 1 31.01 31.01 числе. 13 Употребление существительных в единственном и множественном числе. 14 Изменение существительных по числам. 1 2.02 2.02 15 Знакомство с понятием рода. 1 5.02 5.02 16 Существительные мужского рода. 1 6.02 6.02 17 Существительные женского рода. 1 7.02 7.02 18 Существительныесреднегорода. 1 9.02 9.02 19 Различение существительных по родам. 1 12.02 12.02 20 Существительное. Закрепление знаний. 3 13, 14, 13, 14, 16.02 16.02 21 Деловое письмо. Поздравление. 2 19, 20.02 19, 20.02 22 Коллективное изложение текста, воспринятого 2 21, 22.02 21,22.02 1 26.02 26.02 1 27.02 27.02 1 28.02 28.02 на слух. 23 Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. 24 Различение признаков, обозначаемых прилагательными. 25 Зависимость рода прилагательных от рода существительных. 26 Окончания прилагательных мужского рода. 1 1.03 1.03 27 Окончания прилагательных женского рода. 1 4.03 4.03 28 Окончания прилагательных среднего рода. 1 5.03 5.03 29 Окончания прилагательных мужского, 2 6, 7.03 6, 7.03 2 11, 12.03 11, 12.03 2 13, 15.03 13, 15.03 женского, среднего рода. 30 31 Изменение прилагательных по родам. Контрольный диктант за III четверть. Работа над ошибками. 32 Прилагательное. Закрепление знаний. 2 18, 19.03 18, 19.03 33 Деловое письмо. Записка. 2 20, 22.03 20, 22.03 IV четверть (28ч.) Глагол. 1 3.04 3.04 1 Значение глаголов в речи. 2 Различение действий, обозначаемых глаголами. 1 5.04 5.04 3 Изменение глаголов по временам. 1 8.04 8.04 Настоящее время глаголов. 4 Прошедшее время глаголов. 2 9, 10.04 9, 10.04 5 Будущее время глаголов. 1 12.04 12.04 6 Различение глаголов по временам. 1 15.04 15.04 7 Текст. Отбор примеров и фактов для 1 16.04 16.04 подтверждения основной мысли. 8 Глагол. Закрепление знаний. 1 17.04 17.04 9 Коллективное изложение текста, воспринятого 1 19.04 19.04 Главные члены предложения. 1 22.04 22.04 11 Второстепенные члены предложения. 1 23.04 23.04 12 Итоговый контрольный диктант. 2 24, 26.04 24, 26.04 1 29.04 29.04 1 30.04 30.04 на слух, по данному началу и опорным словам. 10 Предложение. Текст. Работа над ошибками. 13 Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. 14 Различение нераспространённых и распространённых предложений. 15 Распространение предложений. 1 6.05 6.05 16 Знакомство с однородными членами 1 7.05 7.05 1 8.05 8.05 1 13.05 13.05 предложения. 17 Дополнение предложения однородными членами. 18 Предложение. Закрепление знаний. 19 Деловое письмо. Записка. 1 14.05 14.05 20 Повторение. 1 15.05 15.05 Состав слова. 21 Существительное. 1 16.05 16.05 22 Прилагательное. 1 17.05 17.05 23 Глагол. 1 20.05 20.05 24 Предложение. 1 21.05 21.05 25 Текст 1 22.05 22.05 26 Деловоеписьмо. Письмо. 1 24.05 24.05 ЧТЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Чтение» ставит своей целью совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно- познавательных текстов; развитие положительных качеств и свойств личности. Программа формулирует следующие задачи преподавания чтения: развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета; научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя; осмысленно воспринимать прочитанное; выделять главных действующих лиц, оценивать их поступки; выбирать в тексте слова, выражения, характеризующие героев, события, картины природы; формировать навык сознательного, правильного и выразительного чтения; выработка умения правильно строить предложения; формировать нравственные качества. ПРИОРЕТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ 1. Патриотическое воспитание: 1.1. Осознание российской гражданской идентичности поликультурном и многоконфессиональном обществе, 1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; 1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, 1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; 2. Гражданское воспитание: 2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; 2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; 3. Духовно-нравственное воспитание: 3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 3.3. Активное неприятие асоциальных поступков; 3.4. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства 4. Эстетическое воспитание: 4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 4.2. Понимание эмоционального воздействия искусства; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства 5. Ценности научного познания: 5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; 6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: 6.1. Осознание ценности жизни; 6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое сбалансированный режим питание, занятий соблюдение гигиенических и регулярная отдыха, правил, физическая активность); 6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая; 6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7. Трудовое воспитание: 7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 8. Экологическое воспитание: 8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среде. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет «Чтение» занимает особое место в системе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Данный курс нацелен на формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность, выразительность), но и речевых умений. Кроме того, уроки чтения должны развивать интерес к чтению доступной литературы, духовно и нравственно обогащать их. Чтение является сложнейшим видом речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного. Психофизической взаимодействие работы основой зрительного, процесса чтения речедвигательного, является слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Чтение» относится к образовательной области «Язык и речевая практика». Согласно, ФАООП УО (вариант 1), составленной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение предмета «Чтение» отводится в общем объёме 136 часов (34 учебных недели) по 4 часа в неделю. Количество часов на изучение дисциплины: Четверть I II III IV Всего Количество часов «А» 33 ч 31ч. 44 ч. 28 ч. 136 ч. «Б» 32 ч. 32 ч. 44 ч. 28 ч. 136 ч. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные: -формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания и развития; -совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения; -развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с литературными произведениями; -развивать морально-этические представления, эмоционально- нравственную отзывчивость; -развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; -развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; -развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений. Предметные: Минимальный уровень: - правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам (после предварительной подготовки); - определение темы произведения (под руководством учителя); - отвечать на вопросы по предметному содержанию текста под руководством учителя текста; - заучивание стихотворений наизусть (4-6, объём теста с учётом учебных возможностей учащегося); - принимать участие в уроках внеклассного чтения. Достаточный уровень: - правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях - по слогам; - читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту; - отвечать на вопросы учителя; - пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно; - определение основной мысли произведения (с помощью учителя); - выражать свое отношение к поступкам героев и событиям; - выучить наизусть 8—10 стихотворений; - читать небольшие тесты внеклассной литературы под наблюдением учителя и воспитателя. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Устное народное творчество Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представления о добре и зле. Картины родного края Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские православные праздники в разные времена года. Труд и развлечение детей, их помощь взрослым. О животных Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека. Из прошлого нашего народа Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники). Спешите делать добро Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей. Из произведений зарубежных писателей Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и из произведений целыми словами и по слогам. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Работа с текстом: осознание последовательности смысла событий, выделение главной мысли текста, определение мотивов поступков героев под руководством учителя. Деление текста на части, озаглавливание, составление плана (с помощью учителя). Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы и поговорки. Внеклассное чтение: самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, газет и журналов. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения. Формы текущего контроля: самостоятельные работы после изучения темы, итоговые проверки техники чтения, тестирование. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебные пособия: 1. Учебник «Чтение», З.Ф. Малышева, 5 класс, 2020 г. 2. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. И. Шишкова. — М.: Просвещение, 2020. Календарно – тематическое планирование Чтение(136ч) № Темаурока Кол Дата во 5 «А» 5 «Б» 3 1,5,6.09 4,5,6.09 Iчетверть(33ч.) (32ч) 1 Устное народное творчество. Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки. 2 Обобщение по теме. 1 7.09 7.09 3 Картины родной природы. Лето. 1 8.09 11.09 12.09 Г. Скребицкий «Июнь» 4 И. Суриков «Ярко солнце светит…» 1 12.09 5 А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) 4 13, 14, 15, 13, 14, 18, 19.09 19.09 6 А. Прокофьев «Берёзка» 1 20.09 20.09 7 Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к 1 21.09 21.09 1 22.09 25.09 закату…» Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето» 8 Картины родной природы. Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь». 9 По И. Соколову-Микитову «Золотая осень». 1 26.09 26.09 10 К. Бальмонт «Осень». 1 27.09 27.09 11 По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» 2 28, 29.09 28.09; 2.10 12 По В. Астафьеву «Осенние грусти…» 1 3.10 3.10 13 И. Бунин «Первый снег». 1 4.10 4.10 Обобщение по теме «Картины родной природы. Осень». 14 Сказки. «Никита Кожемяка» (Русская сказка) 2 5, 6.10 5, 9.10 15 «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) 1 10.10 10.10 16 «Золотые руки» (Башкирская сказка) 1 11.10 11.10 17 «Морозко» (Русская сказка) 2 12, 13.10 12, 16.10 18 «Два Мороза» (Русская сказка) 1 17.10 17.10 19 «Три дочери» (Татарская сказка) 1 18.10 18.10 20 А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о 5 19, 20, 24, 19, 23, 24. семи богатырях» 21 Внеклассное чтение «Сказки народов 25, 26.10 25, 26.10 1 27.10 6.11 5 7, 8, 9, 10, 7, 8, 9, 13, Российской Федерации» II четверть (31ч.) (32 ч.) 1 По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» Обобщение по теме «Сказки». 14.11 14.11 1 15.11 15.11 Ю. Яковлев «Колючка». 2 16, 17.11 16, 20.11 4 Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» 2 21, 22.11 21, 22.11 5 Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» 2 23, 24.11 23, 27.11 2 Внеклассное чтение. Народные и авторские сказки, произведения устного народного творчества малых форм (выбор произведения на усмотрение учителя) 3 О друзьях-товарищах. (отрывок) 6 В. Медведев «Фосфорический» мальчик». 2 28, 29.11 28, 29.11 7 Л. Воронкова «Дорогой подарок» 3 30.11, 1, 30.11; 4, 5.12 5.12 6.12 6. 7.12 8 Я. Аким «Твой друг». Обобщение по теме «О друзьях – товарищах» 1 9 Басни И. Крылова. И. Крылов «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», 3 7, 8, 12.12 11, 12.12 Н. Хмелик «Будущий олимпиец». 2 13, 14.12 13. 14.12 11 О. Бондарчук «Слепой домик». 1 15.12 18.12 12 В. Осеева «Бабка». 4 19, 20, 21, 19, 20, 21. «Квартет». Обобщение по теме «Басни И. Крылова». 10 13 Спешите делать добро. А. Платонов «Сухой хлеб». 22.12 25.12 26, 27, 26. 27. 28.12 28.12 2 9, 10.01 8. 9.01 3 III четверть (44ч.) 1 В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»). 2 В. Брюсов «Труд». 1 11.01 10.01 3 Р. Рождественский «Огромное небо» 1 12.01 11.01 1 16.01 15.01 Ф.Тютчев«Чародейкою Зимою…» 1 17.01 16.01 6 Г. Скребицкий «Декабрь». 1 18.01 17.01 7 К. Бальмонт «К зиме». 1 19.01 18.01 8 Г. Скребицкий «Всяк по-своему» 2 23, 24.01 22, 23.01 9 С. Есенин «Поёт зима–аукает…» 1 25.01 24.01 10 С. Есенин «Берёза». 1 26.01 25.01 11 А. Пушкин «Зимняя дорога» 1 30.01 29.01 Обобщение по теме «Спешите делать добро». 4 Внеклассное чтение. Чтение рассказов и стихов по теме «Спешите делать добро» (по выбору учителя). 5 Картины родной природы. Зима. Обобщение по теме «Зима». 12 О животных. Н.Гарин–Михайловский «Тёма и Жучка» 4 (отрывок из повести «Детство Тёмы») 13 А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести 31.01. 1, 2. 30, 31.01; 1. 6.02 5.02 3 7, 8, 9.02 6, 7, 8.02 «Детство Никиты»). 14 К. Паустовский «Кот Ворюга». 2 13, 14.02 12, 13.02 15 Б. Житков «Про обезьянку». 3 15, 16. 14, 15. 20.02 19.02 16 Э. Асадов «Дачники». 2 21. 22.02 20, 21.02 17 Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» 1 26.02 22.02 18 С. Михалков «Будь человеком». 1 27.01 26.02 Г. Скребицкий «Март». 1 28.02 27.02 А. Толстой «Вот уж снег последний в поле 1 29.02 28.02 1 1.03 29.02 Обобщение по теме «О животных». 19. 20 Весна. тает…» 21 Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки). 22 Г. Скребицкий «Весна-красна». 1 5.03 4.03 23 Г. Скребицкий «Грачи прилетели» 1 6.03 5.03 24 Г.Скребицкий«Заветный кораблик» 1 7.03 6.03 25 Г. Скребицкий «В весеннем лесу» 1 11.03 7.03 26 А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывок из 1 12.03 11.03 повести «Детство Никиты») 27 А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» 1 13.03 12.03 28 А. Блок «Ворона» 1 14.03 13.03 29 Е. Серова «Подснежник» 1 15.03 14.03 30 И. Соколов–Микитов «Весна» 1 19.03 18.03 31 И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном» 1 20.03 19.03 32 С. Есенин «Черёмуха» 1 21.03 20.03 33 Я. Аким «Весна, весною,о весне» 1 22.03 21.03 1 3.04 3.04 Обобщение по теме «Весна». IV четверть (28ч.) 1 Из прошлого нашего народа. На поле Куликовом. По О. Тихомирову «Москва собирает войско» 2 По О. Тихомирову «Куликовская битва» 1 4.04 4.04 3 По О. Тихомирову «Слава героям» 1 5.04 8.04 4 По С. Алексееву «Рассказы овойне1812года.» 2 9, 10.04 9, 10.04 1 11.04 11.04 4 12, 16, 17, 15, 16, 17, «Бородино. Ключи. Конец похода» 5 Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 6 7 А. Куприн «Белый пудель» (отрывки) По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь 18.04 18.04 2 19, 23.04 22, 23.04 1 24.04 24.04 1 25.04 25.04 26, 30.04; 29, 30.04; 6.05 метелью!» 8 Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа». 9 Внеклассное чтение произведений о героическом прошлом нашего народа (выбор произведения на усмотрение учителя) 10 11 Из произведений зарубежных писателей. В. Гюго «Гаврош» (отрывки) 3 6.05 М. Твен «Приключения Тома Сойера» 5 7, 8, 13, 14, 7. 8, 13, 14, (отрывок) 12 С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 3 15.05 15.05 16, 17, 16, 17, 21.05 20.05 13 Г. Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) 2 22,23.05 21, 22.05 14 Внеклассное чтение произведений 1 24.05 23.05 зарубежных писателей (выбор произведения на усмотрение учителя)