РП ИЗО 5 класс АООП 1 вариант

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на
основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП
УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Изобразительное искусство 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ М.Ю. Рау, М.А.
Зыкова. - Москва «Просвещение 2021» 112 стр/ ISBN 978-5-09-084150-4.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области
«Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному
предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство».
Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и
обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного
восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета,

его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке,
аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в
повседневной жизни.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к изобразительному искусству;
− раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;
2

− формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.
Расширение художественно-эстетического кругозора;
− развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать
их содержание и формулировать свое мнение о них;
− формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работав нетрадиционных техниках;
− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)
− обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др.,
применяемым в разных видах изобразительной деятельности;
− формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, памяти, представлению и воображению;
− воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя
определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности
(коллективное рисование, коллективная аппликация).
- развитие функциональной грамотности в ходе реализации мероприятий по
воспитательной работе.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
―

коррекции

познавательной

деятельности

учащихся

путем

систематического

и

целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в
изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование
умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно
выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.

3

Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках:
1. Патриотического воспитания:
1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
2. Гражданского воспитания:
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
2.5. Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
3.4. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства
4. Эстетического воспитания:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
5. Ценности научного познания:
5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой;
6. Физического
благополучия:

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального

6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
6.3. Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;
4

7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности,
7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
7.3. Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
8. Экологического воспитания:
8.2. Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;

5

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его усвоения
обучающимися.
Изобразительное искусство, как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно
- развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у
него положительных навыков и привычек.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельного,
дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и
воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на
основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного
потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений,
позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной
адаптации в условиях современного общества.
В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический
принцип группировки материала.
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе предусмотрено 2
учебных часа в неделю в течение учебного года обучения, всего 68 уроков.
Данную рабочую программу обеспечивает УМК:
М.Ю. Рау, М.А Зыкова. Изобразительное искусство. 5 класс. - Москва Просвещение, 2020 г.

Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области
«Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по
учебному предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Количество часов на изучение дисциплины:
Класс

I

II

III

IV

Итого

Количество часов
5А
5Б
6

Формы текущего

контроля:

самостоятельные работы

после изучения

темы,

тестирование.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 5 класса
Мнимальный уровень:
− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства,
назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
− знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка»,
«линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
− владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);− рисовать по образцу предметы
несложной формы и конструкции;
− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;
− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности
цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.
Достаточный уровень
− знать названия жанров изобразительного искусства;
− знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Хохлома и др.);
− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых врисовании, лепке
и аппликации;
− знать
и применять
выразительные
средства
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность»,
«точка»,
«линия»,
«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать
способы
комбинированный);

лепки

(конструктивный,

пластический,
7

− находить необходимую для выполнения работы информацию вматериалах учебника,
рабочей тетради;
− следовать
при выполнении
работы инструкциям
учителя
или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности иодноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все
признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, семье и обществу;
− различать произведения живописи, графики, скульптуры,архитектуры и декоративноприкладного искусства;
− различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное
изображение.

8

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»:
 Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
 Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
 Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
 Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;

Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности);

Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной
и пространственной среды, в понимании красоты человека;
9


Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных,

Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия; формирование активного отношения
к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;

Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;

Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.

10

Содержание учебного предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах:
«Подготовительный период обучения»,
«Обучение композиционной деятельности»,
«Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;
«Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»,
«Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное
рисование.
― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по
образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников,
книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного
искусства.
1. Подготовительный период обучения.
Введение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения
и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места;
материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности;
правила их хранения.
Формирование организационных умений:

правильно сидеть, правильно держать и

пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать
11

изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и
обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг,
квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и
рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки;
формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции
нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения
движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении
аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
― приемы работы ножницами;
― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в
соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …,
слева от …, посередине;
― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью
пластилина.
― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью
клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
12

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных,

горизонтальных,

наклонных,

зигзагообразных

линий;

рисование

дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по
образцу);
― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на
карандаш.
Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
― штрихование внутри

контурного изображения; правила штрихования; приемы

штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой,
трубочкой и т.п.; приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.
2. Обучение композиционной деятельности:
Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции.
Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр
(зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа
(расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при
использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе
- больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и
второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и
высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое).
Достижение равновесия композиции с помощью симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и
декоративном рисовании.
3. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию.
13

Формирование понятий: "предмет", "форма", "фигура", "силуэт", "деталь", "часть",
"элемент", "объем", "пропорции", "конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура",
"барельеф", "симметрия", "аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические
фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в
рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача
пропорций предметов. Строение тела человека, животных.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и
целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из
бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии;
рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам,
самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике
(повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по
форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке,
аппликации, рисунке.
4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать
его в рисунке с помощью красок:
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и
холодные цвета.
Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на
палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его
эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном
звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных
образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры
или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
5. Обучение восприятию произведений искусства:
Примерные темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие
14

материалы использует художник (краски, карандаши). Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники
создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В.
Конашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К.
Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин.
"Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка,
группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина,
пластилин). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная
средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А.
Опекушин, В. Мухина.
"Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства". Истоки
этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий
труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в
природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной
культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров
расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись).

15

Календарно - тематическое планирование
по предмету «Изобразительное искусство»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
№
п/п
1
2

I четверть (16 часов)
Тема урока

Кол-во
часов

Дата

Кол-во
часов

Дата

Кол-во
часов

Дата

Вводное занятие. «Мои каникулы в фото»
«Признаки уходящего лета». Рисуем с натуры листочки
деревьев и кустарников.
Рисуем осенние деревья (нетрадиционными материалами).
Знакомство с художниками - пейзажистами.
Рисование пейзажа (деревья).
Рисование пейзажа (небо, река, море)
Знакомство с натюрмортом.
Рисование натюрморта с натуры.
Рисование сценки из жизни. Составление описания своей
картины.
Красочный осенний веночек
Разные сосуды и их части.
Аппликация из силуэтов сосуда.
Гирлянда «Осенние листья» (с помощью свечки).
Аппликация из осенних листьев.
Художник настоящий фантазер (видео урок).
Проверочная работа «Выполнение цветового круга».
Рисуем настроение «Мне радостно».
II четверть (
часов)
Тема урока
Линия — выдумщица!
Корявая и сильная линия «Мощный дуб»
Тонкая и нежная линия «Тонкая березка»
Рисование нитью
Иллюстрации в книге.
Рисуем иллюстрацию к сказке.
Рисуем зимние развлечения.
Лепка, иллюстрация к сказке.
Аппликация «Ежик»
Лепка «Зимние чудеса»
Узоры на стекле «рисует» мороз.
Украшаем кокошник «Наряди красавицу!»
Лепка «Кокошник»
Плетение из полосок бумаги «Сердце»
Плетение из полосок бумаги «Рыбка».
III четверть (
Тема урока

часа)

Промыслы России « Дымковская игрушка».
Лепка дымковская игрушка «Конь».
16

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Роспись дымковской игрушки «Конь»
Промыслы России «Хохлома»
«Чудо - Хохлома! В технике пластилинография.
Роспись посуды хохломским узором.
Искусство Гжели
Роспись кувшина элементами гжели.
Городецкая роспись.
Расписываем доску городецким узором.
Жостовская роспись.
Расписываем поднос жостовским узором.
Викторина (уч. стр 102-103)
Аппликация «День защитника отечества!».
Рисуем сирень (ватными палочками). Выставка работ.
IV четверть (
часов
Тема урока

Кол-во
часов

Дата

Аппликация из геометрических фигур (спутник земли, ракета).
Лепка «Ракета».
Рисование «Космонавт».
Изображение действительности. Плакат
Рисование плаката, призывающий людей охранять природу.
Рисуем страуса.
Рисование двумя руками (нейроупражнения).
Лепка на свободную тему.
Музеи России. (виртуальная экскурсия).
Рисуем в технике «Монотипия» (Бабочка).
Что такое портрет? Наблюдай, рассматривай, изображай.
Изучаем внешность людей.
Рисование, портрет человека в профиль.
Нарисуй прическу. Выставка работ.
Рисование на тему: «Весна красна!»

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».