РП Русский язык и чтение 7 класс АООП 1 вариант

РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «русский язык» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г.
№ 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей

и

возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» ставит своей целью развитие коммуникативноречевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности, способности
выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
•

вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на

основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и
правописанию;
•

повышать уровень общего развития учащихся;

•

учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли

в устной и письменной форме;
•

Развивать нравственные качества школьников.

•

Развивать функциональную грамотность

в процессе изучения

предмета.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках русского
языка
1. Патриотического воспитания:
1.1. Осознание российской гражданской идентичности поликультурном и
многоконфессиональном обществе,

1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края,
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
2. Гражданского воспитания:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества,

родного

края,

страны;

–

неприятие

любых

форм

экстремизма,

дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
3.3. Активное неприятие асоциальных поступков;
3.4. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства
4. Эстетического воспитания:

4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
4.2. Понимание эмоционального воздействия искусства; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства
5. Ценности научного познания:
5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира;
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7. Трудового воспитания:
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
8. Экологического воспитания:
8.2. Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение
направленность.

русскому
Реализация

языку

в

старших

коммуникативного

классах
подхода

имеет

коммуникативную

предполагает

некоторое

смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа
над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть
самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и
навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории
и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять
изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой
практики. В рабочих программах по русскому языку для 5–9 классов описаны два уровня
требований к усвоению программного материала. Это позволит учителю осуществлять
дифференцированный подход к учащимся в выборе учебных заданий. К учащимся, не
способным усваивать грамматические понятия и правила правописания, осуществляется
индивидуальный подход (третий уровень требований). Он заключается в следующем:
•

письменные

формы

работы

ограничиваются

списыванием

с

печатного и рукописного текстов;
•

участие в коллективных устных формах работы осуществляется по

желанию.
На всех уровнях выполнения учебных заданий работа учащихся должна
оцениваться как удовлетворительная, хорошая или очень хорошая. Это даст шанс
каждому ученику почувствовать себя успешным в учёбе независимо от степени
нарушения интеллекта. В текстах контрольных работ, представленных в методических
рекомендациях, отражены три уровня требований к усвоению программного материала:
для первого уровня увеличивается количество слов, значит, и орфограмм в тексте
диктанта. Для третьего уровня предлагается контрольное списывание сокращённого и
упрощённого текста диктанта.
В тематическом планировании представлена почасовая разбивка по темам. Каждая
учебная тема поддерживается рабочими тетрадями с указанием номеров страниц и
заданий, предлагаемых на выбор, а также методическими рекомендациями, содержащими
устные игровые упражнения (грамматические разминки и орфографические минутки);
примерные конспекты уроков; тексты контрольных диктантов с методикой их проведения.
Работа учеников на уроке – это коллективный труд всего класса. Важность такого
рода деятельности общеизвестна. Но для каждого отдельного ученика ощущение
ценности своего участия в коллективном труде становится несколько смазанным при

работе с учебником. Это может привести к снижению мотивации в учебном процессе.
Устранению данного недостатка способствует персонификация адресата в работе с
учебником. В связи с этим на первый план выдвигаются цели и задачи развития речи
учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Русский язык» входит в образовательную область по русскому языку,
которая составляет два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и
развитие речи» учебного плана ГКОУ АО для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Общеобразовательная школа-интернат №5».
Рабочая программа рассчитана в 7 классе на 136 часов, 4 часа в неделю, 34 учебные
недели.
Количество часов на изучение дисциплины:
Четверть
Количество часов

I

II

III

IV

33 ч

32 ч.

42 ч.

29 ч.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные:
1) Формирование устойчивого познавательного интереса и становление функции
познавательного мотива.
2) Выражать положительное отношение к процессу познания.
3) Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
4)

Оценивать

собственную

учебную

деятельность,

свои

достижения,

самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
5) Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
6)

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального

взаимодействия;
7) Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

8) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и

сверстниками

в

разных

социальных ситуациях;
9) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
10)

Развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
11) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
12) Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Достаточный уровень:
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов);
- пользоваться школьным орфографическим словарём;
- решать орфографические задачи, опираясь на схему;
- называть и различать части речи;
- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
- образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
- определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на
таблицу;
- принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для
создания текста;
- оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
Минимальный уровень:
- знать буквы, обозначать звуки буквами;
-

списывать

с

печатного

и

рукописного

текстов

отдельные

небольшие

предложения, слова (35-40 слов);
- записывать по памяти отдельные короткие слова и некоторые слова из словаря;
- участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
- находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);
- подбирать

однокоренные

слова

с

помощью

учителя;

- различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно
употреблять

их

в

предложении;

- решать орфографические задачи, опираясь па таблицу, или с помощью учителя.

- участвовать в коллективном обсуждении содержания теста упражнений, подборе
заголовка к тексту;
- записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.

• СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Звуки и буквы. Текст. 7 часов
Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и
безударные гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Их дифференциация.
Соотношение произношения и написания (соответствие и несоответствие
произношения написанию в корне, приставке, окончании).
Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить
орфограмму, устанавливать её место (приставка, корень, суффикс, окончание), выбирать
способ решения орфографической задачи (подбор или подстановка проверочного слова).
Употребление разделительных ъ и ь знаков в словах, работа со школьным
орфографическим словарём. Алфавит.
Единство темы, наличие основной мысли и её развитие, части текста (вступление,
основное содержание, заключение), изобразительные средства языка (сравнение,
определение, употребление слов в переносном значении).
Тема 2. Предложение. Текст. 6 часов
Простое предложение с однородными членами с бессоюзной и союзной связью.
Союзы и, а, но. Знаки препинания.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных членов.
Интонация перечисления и сопоставления. Паузы между однородными членами.
Логическое ударение на сопоставляемых понятиях.
Использование

различных

грамматических

категорий

(существительное,

прилагательное, глагол) в качестве однородных членов.
Выделение в отрывке литературного произведения смысловых частей, средств
связи предложений, образных выражений. Изложение текста.
Тема 3. Состав слова. Текст. 20 часов.
Состав слова.

Повторение.
Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их
дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и
окончания. Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов,
обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок – волчище, Маша
– Машенька).
Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в
значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях
однокоренных слов.
Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях существительных.
Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.
Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми согласными и
двойными согласными в корне.
Правописание приставок на а и о, приставка пере-. Разделительный ъ после
приставок. составление групп слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой
теме, составление текста с этими словами.
Части речи. 70 часов.
Имя существительное. Роль в речи. Расширение круга имен существительных за
счёт слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии
людей, черту характера.
Существительные близкие и противоположные по значении. Использование их в
контексте.
Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж.
склонение) с опорой на таблицу.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в
единственном числе. Проверка окончаний способом подстановки существительного того
же склонения и падежа, нос ударным окончанием.
Склонение существительных во множественном числе (тишь, врач. туч).

Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с
ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения, текстовые
синонимы, наречия, разные падежные формы имён существительных).
Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где
происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их
нахождения (где?). Построение текста по аналогии.
Имя прилагательное.
Роль в речи. Расширение круга имён прилагательных за счёт обозначения
пространственного

расположения

предметов

(близкий,

далёкий).

оценочной

характеристики (мужественный, добродушный).
Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний
единственного и множественного числа: -ее, -ие.
Упражнения

в

подборе

прилагательных,

помогающих

описать

предмет.

согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование
образных средств языка (определение, сравнение).
Склонение

имён

прилагательных.

Правописание

падежных

окончаний

прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных
с помощью вопроса.
Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных
падежах. Подбор словосочетаний на определённую тему, составление текста по опорным
словосочетаниям.
Местоимение. Значение личных местоимений в речи.
Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными.
Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного
числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи
предложений в тексте.

Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора), главная
часть (где? что?), заключение (впечатление).
Глагол. Роль в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда,
чувства, цвета, звучания).
Слова, близкие и противоположные по значению. Включения их в предложения.
Сравнительные обороты с союзом как, будто.
Начальная форма глагола (неопределённая форма) на –ть,-ться, -ти, -чься (что
делать? что сделать?).
Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем
времени. Род глагола в прошедшем времени.
Дифференциация глаголов 3 лица единственного числа и неопределённой формы
(-тся, -ться).
изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение).
Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с
опорой на эту лексику ми средства связи.
Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного
характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов,
указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец)
или на их неожиданность (вдруг, внезапно).
Предложение. Текст. 15 часов.
Повествовательные,

вопросительные

и

восклицательные

предложения.

Однородные члены предложения без союза и с союзами. Место обращения в
предложении. Знаки препинания. Части сложного предложения. Знаки препинания.
Повторение. 12 часов.
Состав слова. Правописание безударных гласных в корне слова и приставке.
Существительное, прилагательное, глагол, местоимение.
Связная речь. 11 часов.

Свободный диктант. Изложение. Составление рассказов по картине. Составление
текста письма. Сочинение.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные пособия:
1. Русский язык. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /
Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2020.
2. Учебник: Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова «Русский язык», 7 класс – М.;
Просвещение, 2022;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЧТЕНИЕ
Рабочая программа по учебному предмету «чтение» составлена на основе
Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г.
№ 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей

и

возможностей.
Учебный предмет «Чтение» ставит своей целью совершенствование навыка
полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного
текстов; развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов; ― развитие положительных качеств и
свойств личности. Программа формулирует следующие задачи преподавания чтения:
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя; осмысленно
воспринимать прочитанное; выделять главных действующих лиц, оценивать их поступки;
выбирать в тексте слова, выражения, характеризующие героев, события, картины
природы; формировать навык сознательного, правильного и выразительного чтения;
выработка умения правильно строить предложения; формировать нравственные качества,
развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках чтения
1. Патриотического воспитания:
1.1. Осознание российской гражданской идентичности поликультурном и
многоконфессиональном обществе,
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края,
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины
— России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

2. Гражданского воспитания:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков;
3.3. Активное неприятие асоциальных поступков;
3.4. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства
4. Эстетического воспитания:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
4.2. Понимание эмоционального воздействия искусства; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства
5. Ценности научного познания:
5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира;
6.

Физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ

жизни

(здоровое

питание,

соблюдение

гигиенических

правил,

сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния;

6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7. Трудового воспитания:
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
8. Экологического воспитания:
8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной среде;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Чтение» занимает особое место в системе образования
обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями.

Данный

курс

нацелен

на

формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность, выразительность,
беглость), но и речевых умений. Кроме того, уроки чтения должны развивать у
старшеклассников интерес к чтению доступной литературы, духовно и нравственно
обогащать их.
Чтение является сложнейшим видом речевой деятельности, в процессе которого
буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного.
Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного,
речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как
мышление, речь, память, внимание, воображение.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Чтение» входит в образовательную область по русскому языку, которая
составляет два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие
речи» учебного плана ГКОУ АО для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями

здоровья

«Общеобразовательная

школа-интернат

№5».

Рабочая

программа рассчитана в 7 классе на 136 часов, 4 часа в неделю, 34 учебные недели.
Количество часов на изучение дисциплины:
Четверть
Количество часов

I

II

III

IV

33 ч

32ч.

42 ч.

29 ч.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

Личностные:
формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного
из учебных предметов, необходимых для самопознания и развития;
совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в
процессе чтения;
развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с
литературными произведениями;
развивать

морально-этические

представления,

эмоционально-нравственную

отзывчивость;
развивать

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности её решения;
развивать

умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
развивать умения строить рассуждения в процессе анализа текста;
развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении
художественных произведений.
Предметные:
1-й уровень (достаточный)
читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях
— целым словом);
читать про себя с предварительным заданием лёгкие по содержанию тексты;
выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в
простейших случаях — самостоятельно;
характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их
поступкам;
выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью
учителя);
соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с помощью учителя);
выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
2-й уровень (минимальный)

читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом (по
слогам);
читать про себя проанализированные ранее тексты;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные
учащимся по изображённым событиям (с помощью учителя);
высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников);
участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по
прочитанному тексту.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Примерная тематика чтения
Устное народное творчество как отражение жизни человеческого общества
Русские народные песни. Сказки. Представления народа о единстве красоты —
внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное
повторение событий, концовка. Нравственные ценности, заложенные в пословицах и
поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений
устного народного творчества.
Русская литература XIX века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов.)
Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова,
Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова.
Русская литература XX века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов, их общественной
значимости для времени.)
Биография

и

творчество

М. Горького,

К. Г. Паустовского,

К. М. Симонова,

Н. А. Рыленкова, Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина, А. Г. Алексина, М. В. Исаковского, М. М.
Зощенко, В. П. Катаева, Ю. Я. Яковлева, К.Я. Ваншенкина.
Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение в соответствии с
нормами литературного произношения.
Предварительное чтение про себя несложного текста по содержанию и структуре, в
остальных случаях — после анализа.
Умение

самостоятельно

подготовиться

к

выразительному

чтению

проанализированного в классе произведения или отрывка из него.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа с текстом
Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста, выделять
главную мысль каждой части и произведения в целом, оценивать поступки героев,
определять их мотивы. Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с
позиции его нравственной ценности.
Составление характеристики героя (с помощью учителя).
Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и составление
воображаемых диалогов главных действующих лиц.
Формирование умения самостоятельно составлять план к частям текста.
Различение частей текста описательного и повествовательного характера.
Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.
Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с незнакомыми
словами, развитие умения правильно объяснять их. Выделение образных средств языка,
их использование в пересказе.
Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного слова; передача с
помощью авторских слов характера героя, событий, отношения к ним автора.
Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение произведений для
юношества. Чтение отдельных статей из газет и журналов. Обсуждение прочитанных
книг. Составление отзывов. Ведение коллективных дневников внеклассного чтения (с
помощью учителя).

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные пособия:
1. Чтение. Автор А. К. Аксёнова – М.: Просвещение, 2022 г.
2. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /
М. И. Шишкова. — М.: Просвещение, 2020.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК (136ч)
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема урока

Колво
часов

Дата

1

4.09

1
1
1

5.09
6.09
7.09

Предложение. Текст. Предложение
нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения.
Распространение предложений однородными
членами.
Составление предложений с однородными
членами
Текст. Подтверждение основной мысли текста
фактами
Обращение. Его место в предложении
Употребление обращения в диалоге
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Диагностическая контрольная работа.
Деловое письмо. Адрес.
Состав слова. Текст. Корень. Однокоренные
слова.
Приставка
Суффикс
Окончание
Правописание гласных и согласных в корне.
Безударные гласные в корне

1

7.09

1
1

12.09
13.09

1

14.09

1

16.09

1
1
1

18.09
19.09
20.09

1
1
1

21.09
25.09
26.09

1
1
1
1

27.09
28.09
2.10
3.10

Звонкие и глухие согласные в корне
Правописание в корне. Закрепление знаний
Правописание приставок. Гласные и
согласные в приставках

1
1
1

4.10
5.10
9.10

I четверть (33ч.)
Повторение. Звуки и буквы. Текст. Звуки и
буквы. Алфавит.
Разделительный ь и ъ в словах.
Правописание безударных гласных в словах.
Правописание звонких и глухих согласных в
словах.
Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме.
Контрольные вопросы и задания.

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13

14

Разделительный твёрдый знак после приставок
Правописание в корне и приставке.
Закрепление знаний
Сложные слова. Знакомство со сложными
словами

1
1

10.10
11.10

1

12.10

Правописание сложных слов.
Образование сложных слов
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
Изложение повествовательного текста с
предварительным анализом
Деловое письмо. Поздравление
Состав слова. Закрепление знаний.
Состав слова. Контрольные вопросы и задания
IIчетверть (32ч.)
Части речи. Текст. Различение частей речи

16.10
1
1
1
1
1

17.10
18.10
19.10
23.10

1
1

24.10
25.10

1

26.10

1

Образование одних частей речи от других
Существительное. Значение существительных
в речи
Использование существительных для
сравнения одного предмета с другим
Род и число существительных
Различение существительных мужского и
женского рода с шипящей на конце
Правописание существительных с шипящей на
конце
Три склонения существительных в
единственном числе. Существительные 1-го
склонения

1
1

Определение склонения существительных по
начальной форме
Существительные 2-го склонения
Существительные 3-го склонения
Различение существительных 1, 2 и 3-го
склонений
1-е склонение существительных в
единственном числе. Ударные и безударные
окончания существительных 1-го склонения

1

Замена существительных с ударным

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

15
16

17
18

19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

1
2

3

окончанием существительными с безударным
окончанием
Правописание безударных падежных
окончаний существительных 1-го склонения
2-е склонение существительных в
единственном числе. Ударные и безударные
окончания существительных 2-го склонения

1
1

Правописание безударных падежных
окончаний существительных 2-го склонения
3-е склонение существительных в
единственном числе. Ударные и безударные
окончания существительных 3-го склонения

1

Правописание безударных падежных
окончаний существительных 3-го склонения
Текст. Установление последовательности
фактов в тексте
Склонение существительных в единственном
числе. Закрепление знаний
Существительное. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Контрольный диктант за вторую четверть
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Записка

1

Сочинение по данному плану и опорным
словам
Прилагательное. Значение прилагательных в
речи
Описание предмета и его частей
Использование прилагательных для сравнения
предметов
Словосочетания с прилагательными
Согласование прилагательного с
существительным в роде и числе
IIIчетверть(42ч.)
Различение окончаний прилагательных в
единственном и множественном числе
Склонение прилагательных мужского и
среднего рода. Постановка вопросов от
существительного к прилагательному в разных
падежах
Наблюдение за окончаниями вопросов и

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

окончаниями прилагательных
Правописание падежных окончаний
прилагательных мужского и среднего рода
Склонение прилагательных женского рода.
Изменение прилагательных женского рода по
падежам

1
1

Постановка вопросов от существительных к
прилагательным в разных падежах
Наблюдение за окончаниями вопросов и
окончаниями прилагательных
Правописание падежных окончаний
прилагательных женского рода
Правописание падежных окончаний
прилагательных в единственном числе
Прилагательное. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Глагол. Значение глаголов в речи
Использование глаголов для сравнения
предметов
Время и число глаголов. Различение глаголов
по временам

1

Изменение глаголов по временам
Различение глаголов по числам
Изменение глаголов по числам
Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам
Различение окончаний женского и среднего
рода у глаголов в прошедшем времени
Время и число глаголов. Закрепление знаний
Текст. Составной план текста
Неопределённая форма глагола. Понятие о
неопределённой форме глагола

1
1
1
1

Правописание глаголов в неопределённой
форме
Постановка глаголов в неопределённую форму
Частица не с глаголами. Использование
частицы не в значении отрицания
Наблюдение за правописанием частицы не с
глаголами
Правописание частицы не с глаголами
Глагол. Закрепление знаний.
Глагол. Контрольные вопросы и задания

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

29

Деловое письмо. Письмо
1

30

Местоимение. Личные местоимения
1
1
1

31
32

Значение личных местоимений в речи
Лицо и число местоимений. Местоимения 1го лица

33
34
35

Местоимения 2-го лица
Местоимения 3-го лица
Изменение местоимений 3-го лица
единственного числа по родам
Изменение местоимений 3-го лица
единственного числа по родам
Личные местоимения. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Контрольная работа за 3 четверть.
Работа над ошибками.

1

Изложение рассказа по началу и опорным
словам
Предложение. Простое предложение.
Однородные члены предложения без союза и с
союзом и
Однородные члены предложения с союзами а,
но
Однородные члены предложения с союзами и,
а, но
IVчетверть(29ч.)
Обращение
Знаки препинания при обращении
Простое предложение. Закрепление знаний
Сложное предложение. Части сложного
предложения
Знаки препинания в сложном предложении

1

36
37
38
39
40
41

42
43

1
2
3
4-5
6-7
8-9
10
11
1213
14
15

Составление сложных предложений
Простое и сложное предложения. Закрепление
знаний.
Простое и сложное предложения.
Контрольные вопросы и задания
Коллективное сочинение по серии картинок
Деловое письмо. Объявление
Итоговая контрольная работа.

1
1
1
1

1

1
1

1
1
1
2

2
2
1
1

2
1
1

16
1718
1920
2122
2324
2526
2728
29

Работа над ошибками.
Повторение. Состав слова

1
1

Правописание в приставке и корне

1

Существительное

1

Прилагательное

1

Глагол

1

Местоимение

1

Деловое письмо. Повторение.

1

Чтение (136 ч.)
№

Тема урока

Колво
часов

Дата

1-2
3-5

I четверть (33ч.)
Жанры устного народного творчества
Русская народная сказка «Сивка - бурка»

2
3

1,4.09
5,7,8.09

6

Русская народная сказка «Журавль и

1

11.09

Цапля»
7

Русская народная сказка «Умный мужик»

1

12.09

8-9

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

2

14,15.09

10
11
12

Народные песни
Пословицы и загадки
Внеклассное чтение «Русские народные

1
1
1

18.09
19.09
21.09

сказки»
13

А. С. Пушкин. Биография

1

22.09

1419
20

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

6

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

1

23526,28,29.09
2,3.10
5.10

21

А. С. Пушкин «У лукоморья»(отрывок из

1

9.10

1

10.10

поэмы «Руслан и Людмила»)
22

Внеклассное чтение. Чтение произведений
А. С. Пушкина (выбор произведений на
усмотрение педагога)

23
2427
28

М. Ю. Лермонтов. Биография
М. Ю. Лермонтов «Бородино»

1
3

12.10
13,16,17.10

И. А. Крылов. Биография

1

19.10

2932

И. А. Крылов, басни. «Кукушка и Петух»,

3

20,23,24.10

«Волк и Журавль», «Слон и Моська»
33

Внеклассное чтение «О чём рассказывают

1

26.10

27.10

басни»
34

Н. А. Некрасов. Биография

1

1

II четверть (32ч.)
Н. А. Некрасов «Несжатая полоса»

1

2-4

Н. А. Некрасов «Генерал Топтыгин»

3

5

Л. Н. Толстой. Биография

1

6-16

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

11

17

Внеклассное чтение. Чтение произведений
о силе человеческого характера, о смелых
и красивых поступках людей (выбор
авторов и произведений на усмотрение
педагога)
А. П. Чехов. Биография

2

1

А. П. Чехов «Хамелеон»

2

Внеклассное чтение. Чтение
юмористических рассказов (выбор авторов
и произведений на усмотрение педагога)
В. Г. Короленко. Биография

2

В. Г. Короленко «Дети подземелья»

8

18
1920
21

22
2330

1

III четверть (42ч.)
1
1

3

В. Г. Короленко «Дети подземелья»
Внеклассное чтение. Чтение произведений
русских писатели XIX века (выбор авторов
и произведений на усмотрение учителя)
А. М. Горький. Биография

4-10

А. М. Горький «Детство»

6

1
2

1

А. М. Горький «В людях»

5

М. В. Исаковский «Детство»

2

М. В. Исаковский «Ветер», «Весна»

2

К. Г. Паустовский Биография
К. Г. Паустовский «Последний чёрт»

1
5

М. М. Зощенко. Биография

1

2730

М. М. Зощенко «Великие

4

31

К. М. Симонов. Биография

1

3235

К. М. Симонов «Сын артиллериста»

4

3638
39

В. П. Катаев. Биография. «Флаг»

3

Н. И. Рыленков. Биография. «Деревья»

1

Н. И. Рыленков «Весна без вещуньи-

2

1115
1617
1819
20
2125
26

4041

путешественники»

(отрывки)

кукушки …», «Всё в тающей дымке…»

43

Внеклассное чтение. Поэты о русской
природе
Ю. И. Коваль. Биография.

1-4

IV четверть (29ч.)
Ю. И. Коваль. «Капитан Клюквин»

4

5-9

Ю. И. Коваль «Картофельная собака»

5

1014
15

Ю. Я. Яковлев. Биография. «Багульник»

5

Внеклассное чтение. Чтение произведений

1

42

о взаимоотношениях человека с
животными. «Мы в ответе за тех, кого
приручили» (выбор авторов и

1
1

произведений на усмотрение учителя)
1620

Р. П. Погодин. Биография. «Время говорит

2124

А. Г. Алексин. Биография. «Двадцать

25

К. Я. Ваншенкин. Биография.

5

- пора»
4

девятое февраля»
1

«Мальчишка»
26

К. Я. Ваншенкин «Снежки»

1

2729

Внеклассное чтение. Чтение произведений
зарубежных писателей (выбор авторов и
произведений на усмотрение педагога)

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».