1. Пояснительная записка Рабочая программа по коррекционному курсу «Ритмика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООПУО(вариант1,2),утвержденной приказом Министерства просвещенияРоссииот24.11.2022г.№1026. ФАООПУО(вариант1, 2)адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации ихb особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Программа по ритмике для обучающихся 5-12-х классов является логическим продолжением соответствующей учебной программы 1-4-х классов. Цель программы обучения: развитие двигательной активности обучающегося в процессе восприятия музыки. Необходимость осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Основные направления работы по ритмике: - упражнения на ориентировку в пространстве; - ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения с детскими музыкальными инструментами; - игры под музыку; - танцевальные упражнения. упражнения, Задачипрограммыобучения: Образовательные: - формирование временных, пространственных представлений; - обучение навыкам танцевального мастерства; - формирование умений соотносить движения с музыкой; - овладение свободой движения; - формирование системы знаний, умений, навыков по основам ритмики. Развивающие: - исправление недостатков физического развития; развитие познавательной деятельности и общего развития учащихся; - развитие физических данных, координации движений, пластичности; - танцевальной памяти, выносливости; - развитие внимательности, творческого воображения и фантазии через комбинации; - развитие артистических способностей. - развитие функциональной грамотности. Воспитательные: - воспитание музыкальных способностей; - активизация творческих способностей; - воспитание любви и интереса к предмету ритмики; - психологическое раскрепощение учащихся; - приобщение к танцевальному искусству; - приобщение ребёнка к здоровому образу жизни и гармонии тела. - воспитание положительных качеств личности: настойчивость, самостоятельность, любознательность, дисциплинированность, дружелюбие, коллективизм 2. Общая характеристика учебного предмета Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основные типы учебных занятий: урок изучения нового учебного материала; урок закрепления и применения знаний; урок обобщающего повторения и систематизации знаний; урок контроля знаний и умений. нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, практическое занятие, урок-презентация. Основным типом урока является комбинированный. Виды и формы организации учебного процесса коллективная; групповая; индивидуальная работа; работа в парах. 3.Личностные и предметные результаты. Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Развитие двигательной активности; Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала; Развитие танцевальных навыков; Метапредметные: Знать о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию народа. Иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Познавательные: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; Навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; Регулятивные использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Коммуникативные: В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 4. Планируемы предметные результаты. Минимальный уровень Учащиеся должны уметь: Готовиться к занятиям, входить в зал организованно под музыку, занимать правильное исходное положение; ходить свободным естественным шагом; ходить и бегать по кругу; ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; выполнять игровые и плясовые движения после показа учителя; начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. Достаточный уровень Учащиеся должны уметь: готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю ивходить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равнять сябя в шеренге, в колонне; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии; Ритмично выполнять несложные движения рукам и ногами; Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; Выполнять игровые и плясовые движения; выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; Начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. 5. Содержание учебного предмета. Программа по ритмике состоит из 5 разделов: УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕУПРАЖНЕНИЯ Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть иподнимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч,палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведениеее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (праваярука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правойруки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги —в сторону, левой руки в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение рук и головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Упражнение на расслабление мышц.Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация стряхивания воды с пальцев); подняв плечи какможно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание—тяжелым, комичными т. д.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕУПРАЖНЕНИЯ Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами,кружением,хлопками. Данная программа рассчитана: 5-12 классы – 1 час в неделю, 34 часа. На каждом уроке осуществляется работапо всем разделам программы. В начале и конце каждого урока должны выполнятьсяупражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. В зависимости от целей и задачконкретного урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени(пособственномуусмотрение.) 6. Описание материально-технического обеспечения. Технические средства обучения: Персональный компьютер. Мультимедийный проектор и экран. Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры: микрофоны, усилитель звука, микшер, динамики. Музыкальная портативная колонка. Экранно-звуковые пособия: Аудиозаписи. Учебно – практическое оборудование: Гимнастические палки, ленты, обручи, балансиры, шары. Комплект детских музыкальных инструментов. Народные инструменты.