Рабочая программа Ритмика 2023-2024

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Ритмика» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
далее
ФАООПУО(вариант1,2),утвержденной
приказом
Министерства просвещенияРоссииот24.11.2022г.№1026.
ФАООПУО(вариант1, 2)адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации ихb
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Программа по ритмике для обучающихся 5-12-х классов является логическим
продолжением соответствующей учебной программы 1-4-х классов.
Цель программы обучения: развитие двигательной активности обучающегося в
процессе восприятия музыки. Необходимость осуществления коррекции
недостатков психического и физического развития детей средствами
музыкально-ритмической деятельности.
Основные направления работы по ритмике:
-

упражнения на ориентировку в пространстве;

- ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие
упражнения с детскими музыкальными инструментами;
-

игры под музыку;

-

танцевальные упражнения.

упражнения,

Задачипрограммыобучения:
Образовательные:
- формирование временных, пространственных представлений;
- обучение навыкам танцевального мастерства;
- формирование умений соотносить движения с музыкой;
- овладение свободой движения;
- формирование системы знаний, умений, навыков по основам ритмики.
Развивающие:
- исправление недостатков физического развития; развитие познавательной
деятельности и общего развития учащихся;
- развитие физических данных, координации движений, пластичности;
- танцевальной памяти, выносливости;
- развитие внимательности, творческого воображения и фантазии через
комбинации;
- развитие артистических способностей.
- развитие функциональной грамотности.

Воспитательные:
- воспитание музыкальных способностей;
- активизация творческих способностей;
- воспитание любви и интереса к предмету ритмики;
- психологическое раскрепощение учащихся;
- приобщение к танцевальному искусству;
- приобщение ребёнка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
- воспитание положительных качеств личности: настойчивость,
самостоятельность, любознательность, дисциплинированность, дружелюбие,
коллективизм
2. Общая характеристика учебного предмета
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике,
способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников,
исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики,
эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности
(дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому
воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая
деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку
разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных
инструментах.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами
музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и
речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья,
формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, практическое
занятие, урок-презентация.
Основным типом урока является комбинированный.
Виды и формы организации учебного процесса
коллективная;

групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
3.Личностные и предметные результаты.
Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Развитие двигательной активности;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала;
Развитие танцевальных навыков;
Метапредметные:
Знать о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию
народа.
Иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими
и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами.
Познавательные:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки
контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
Навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в
том числе творческого характера;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
4. Планируемы предметные результаты.

Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
 Готовиться к занятиям, входить в зал организованно под музыку, занимать
правильное исходное положение;
 ходить свободным естественным шагом;
 ходить и бегать по кругу;
 ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
 выполнять игровые и плясовые движения после показа учителя;
 начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень
Учащиеся должны уметь:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в
строю ивходить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя,
занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову,
без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равнять сябя в
шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая
круг и не сходя с его линии;
Ритмично выполнять несложные движения рукам и ногами;
Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;










Выполнять игровые и плясовые движения; выполнять задания после показа
и по словесной инструкции учителя;
Начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

5. Содержание учебного предмета.
Программа по ритмике состоит из 5 разделов:
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с
отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из
шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо,
налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время
ходьбы.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕУПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы,
круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных

направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты).
Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть иподнимать предметы
перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами
(обруч,палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение
стопы наружу и приведениеее внутрь, круговые движения стопой, выставление
ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на
выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и
опускание рук (праваярука вверху, левая внизу). Одновременные движения
правой руки вверх, левой — в сторону; правойруки — вперед, левой — вверх.
Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги —в
сторону, левой руки в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук
отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение рук и головой,
взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических
рисунков.
Упражнение на расслабление мышц.Подняв руки в стороны и слегка
наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки
вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти
кистями (имитация стряхивания воды с пальцев); подняв плечи какможно
выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное
круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно,
с одной ноги на другую (маятник).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное
сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.
Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке.
Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук.
Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и
нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой
отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на
барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с
проговариванием стихов, попевок и без них.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером
музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение
направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в
соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется

стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание—тяжелым,
комичными т. д.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных
на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки
зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с
определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.
Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в
музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым
сопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕУПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг.
Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп.
Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг,
шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с
платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на
пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу,
пляски с притопами,кружением,хлопками.
Данная программа рассчитана: 5-12 классы – 1 час в неделю, 34 часа. На
каждом уроке осуществляется работапо всем разделам программы. В начале и
конце каждого урока должны выполнятьсяупражнения на снятие напряжения,
расслабление, успокоение. В зависимости от целей и задачконкретного урока
учитель может отводить на каждый раздел различное количество
времени(пособственномуусмотрение.)

6. Описание материально-технического обеспечения.
Технические средства обучения:
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор и экран.
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры: микрофоны, усилитель звука,
микшер, динамики.
Музыкальная портативная колонка.
Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи.
Учебно – практическое оборудование:
Гимнастические палки, ленты, обручи, балансиры, шары.
Комплект детских музыкальных инструментов.
Народные инструменты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».