На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей, коррекционно-развивающая область и внеурочная деятельность. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно - развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: • формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; • формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется ГКОУ АО «ОШИ №5» самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида. Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния обучающегося до 25 минут. Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не более 1690 часов на I этапе обучения (1 - 4 и дополнительный класс), 1700 часов на II этапе обучения (5 - 9 класс). Из 10 часов внеурочной деятельности в неделю не менее 5 часов отводится на реализацию коррекционно-развивающей области Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Обязательная часть учебного плана представлена следующими образовательными областями и предметами: • Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена предметами: «Русский язык», «Чтение (Литературное чтение) (1-9 кл.)» ( «Речевая практика (1-4 кл.)». • Образовательная область «Математика», предмет «Математика» (1-9 кл.), «Информатика (7-9 кл.)». • Образовательная область «Естествознание». Предметы: «Мир природы и человека (1-4 кл.)», «Биология (7-9 кл.)», «Природоведение (5-6 кл.)». • Образовательная область «Человек и общество». Предметы: «География (6-9 кл.)», «Основы социальной жизни (5-9 кл.)», «Мир истории 6 кл.», « История Отечества (7-9 кл.)». • Образовательная область «Искусство» реализуется предметами «Рисование (Изобразительное искусство 1-5 кл.)», «Музыка (1-6 кл.)». • Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом «Адаптивная физическая культура (1-9 кл.)». • Образовательная область «Технология» представлена предметом «Труд (технология) (19 кл.)», Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений в ГКОУ АО «ОШИ 5», предусматривает увеличение на 1час учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части и 1 час на введение факультативного курса. Во 2-4 классах часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает по 1 часу: 1. «Русский язык» образовательной области «Язык и речевая практика» для наиболее полного овладения обучающимися доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач. 2. «Математика» образовательной области «Математика» для формирования доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач. 3. Туристско-краеведческого факультатива «Астрахань-Родной край». Туристскокраеведческая деятельность направлена на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе. В 5-9 классах часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает по 1 часу: 5-6 кл. - 1ч «Математика», который отводится на изучение элементов геометрии. 5-9 кл. - 1ч Туристско-краеведческий факультатив «Астрахань-Родной край». Внеурочная деятельность Содержание коррекционно-развивающей области: 1-4 класс (6 часов): 3 ч -логопедические занятия; 1 ч – занятия ритмики; 1 ч – развитие психомоторики; 1 ч – развитие сенсорных процессов. 5-9 класс (6 часов): 2 ч –психокоррекционные занятия 1ч - занятия ритмики; 1ч – развитие смыслового чтения; 2ч - предметно-практическая деятельность; Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности в 1-9 классах (4 ч в неделю) является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочная деятельность реализуется через различные формы: художественные, музыкальные студии; соревновательные мероприятия, экскурсии, проекты. 1ч – Разговоры о важном. 1ч – «Занимательная математика» (1-6 кл.), «Финансовая грамотность» (7-9 кл.). 1ч – Проектная деятельность. 1ч – Художественно-эстетическая творческая деятельность. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся I - IV классов. Предметные области Класс Учебные предметы Количество Всего часов I II III IV Обязательная часть Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Музыка Рисование (изобразительное искусство) Адаптивная физическая культура Труд (технология) 3 3 2 3 2 2 1 3 4 2 4 1 1 1 3 4 2 4 1 1 1 3 4 2 4 1 1 1 12 15 8 15 5 5 4 5. Физическая культура 6. Технология Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений: русский язык математика туристско-краеведческий факультатив 3 2 21 - 3 1 20 3 1 1 1 3 1 20 3 1 1 1 3 1 20 3 1 1 1 12 5 81 9 3 3 3 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): логопедические занятия ритмика развитие психомоторики и сенсорных процессов Внеурочная деятельность 21 23 23 23 90 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4. Искусство 6 6 6 6 24 3 1 2 4 3 1 2 4 3 1 2 4 3 1 2 4 12 4 8 16 Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах). Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V-IX классов. Предметные области Класс Учебные предметы Количество Всего часов V VI VII VIII IX Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4. Человек и общество 5. Искусство Русский язык Чтение (Литературное чтение) Математика Информатика Природоведение Биология География Основы социальной жизни Мир истории История Отечества Музыка Рисование (изобразительное искусство) Адаптивная физическая культура Труд (технология) 4 4 4 2 2 1 2 4 4 4 2 2 2 2 - 4 4 3 1 2 2 2 2 - 4 4 3 1 2 2 2 2 - 4 4 3 1 2 2 2 2 - 6. Физическая культура 2 2 2 2 2 7.Технология 6 6 7 7 7 Итого 27 28 29 29 29 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 2 2 1 1 1 математика 1 1 туристско-краеведческий факультатив 1 1 1 1 1 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной 29 30 30 30 30 учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и 6 6 6 6 6 ритмика) Внеурочная деятельность 4 4 4 4 4 Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году). 20 20 17 3 4 6 8 10 2 6 1 2 10 33 142 7 2 5 149 30 20 Для занятий по трудовому обучению при наличии финансовых условий обучающиеся V-IX делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся. Учебный план АООП УО (ИН), вариант 2 1.Общие положения. Учебный план, реализующий АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) (далее - учебный план), - документ, который обеспечивает реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения. Учебный план, составлен в соответствии с: • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ»; • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; • Адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанной с учетом ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026; • Постановление от 28 января 2021 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 2. Структура учебного плана. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Недельный учебный план представлен по этапам обучения. 1 этап - I дополнительный, I - IV класс. 2 этап - V-IX классы; 3 этап - Х-ХII классы. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1 дополнительном и в 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 12 класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на I этапе обучения (I-IV или I дополнительный, I-IV класс), 5066 академических часов на II этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на III этапе (10-12 класс). Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 40% от общего объема АООП. В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающегося. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей, представленных десятью учебными предметами: • язык и речевая практика, • математика, • окружающий мир, • физическая культура, • искусство, • технологии, Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: • учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; • увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; • введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. АООП УО (вариант 2) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (далее - ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом федерального учебного плана организация, реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах обучающихся с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Для обучающихся, особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом. Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический работник проводит урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2 - 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса). Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них "среднего" обучающегося. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными курсами и коррекционно-развивающими занятиями. Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение ГКОУ АО «ОШИ №5» осуществляет самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной деятельности. Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не более 1690 часов на I этапе обучения (1-4 и дополнительный класс), 1700 часов на II этапе обучения (5-9 класс) и 1020 часов на III этапе (10-12 класс) Из 10 часов внеурочной деятельности в неделю не менее 5 часов отводится на реализацию коррекционно-развивающей области. Коррекционные курсы 1 дополнительный, 1-4 классы (6ч): 1ч - сенсорное развитие 2ч - предметно-практические действия 1ч – ритмика, двигательное развитие 2ч - альтернативная коммуникация 5-9 классы (4ч) 2ч - сенсорное развитие 1ч – ритмика, двигательное развитие 1ч - альтернативная коммуникация 10-11 классы (8ч): 2ч - сенсомоторное развитие 2ч - предметно-практические действия 2ч - двигательное развитие, ритмика 2ч -альтернативная коммуникация 12 класс (6ч): 2ч - сенсомоторное развитие 2ч - двигательное развитие, ритмика 2ч -альтернативная коммуникация Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в ГКОУ АО «ОШИ №5». Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР определяет ГКОУ АО «ОШИ №5». Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП. Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся I доп., I-IV классов. Предметные области Учебные предметы Классы Количество Всего часов I доп. I II III IV Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 3 3 3 2 2 13 2. Математика Математические представления 2 2 2 2 2 10 Окружающий природный мир 2 2 2 2 2 10 Человек 2 2 2 2 2 10 3. Окружающий мир Домоводство - - 1 1 2 Окружающий социальный мир 1 1 1 1 1 5 Музыка и движение 2 2 2 2 2 10 4. Искусство Изобразительная деятельность 3 3 3 3 3 15 5. Физическая культура Адаптивная физкультура 2 2 2 2 2 10 6. Технология Труд (технология) - - - - Итого 17 17 17 17 17 85 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 4 4 6 6 6 30 речь и альтернативная коммуникация 1 1 2 2 2 математические представления 1 1 2 1 1 окружающий социальный мир 1 1 1 1 1 домоводство 1 1 1 1 1 туристско-краеведческий факультатив 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной 21 21 23 23 23 111 учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том числе 10 10 10 10 10 50 Коррекционные курсы: 6 6 6 6 6 30 1. Сенсорное развитие 1 1 1 1 1 5 2. Предметно-практические действия 1 1 1 1 1 5 3. Двигательное развитие, ритмика 2 2 2 2 2 10 4. Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 2 10 Внеурочная деятельность (по направлениям) 4 4 4 4 4 20 Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в 1 доп. и в 1 классе, 34 учебных недели со 2 по 4 класс). Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся V-IX классов. Предметные области Учебные предметы Классы Количество Всего часов V VI VII VIII IX Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 3 3 3 2. Математика Математические представления 2 2 2 Окружающий природный мир 2 2 2 Человек 2 1 1 3. Окружающий мир Домоводство 3 5 5 Окружающий социальный мир 2 2 2 Музыка и движение 3 2 2 4. Искусство Изобразительная деятельность 3 3 3 5. Физическая культура Адаптивная физкультура 3 2 2 6. Технология Труд (технология) - 2 2 Итого 23 24 24 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 6 6 6 речь и альтернативная коммуникация 2 2 2 математические представления 1 1 1 окружающий социальный мир 1 1 1 человек 1 1 1 профильный труд туристско-краеведческий факультатив 1 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной 29 30 30 учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том числе 10 10 10 Коррекционные курсы: 4 4 4 1. Сенсомоторное развитие 1 1 1 2. Двигательное развитие, ритмика 1 1 1 3. Альтернативная коммуникация 1 1 1 4. Предметно-практические действия 1 1 1 Внеурочная деятельность (по направлениям) 6 6 6 Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет учебной неделе (34 учебных недели в году). 3 2 2 1 5 3 2 2 4 24 6 2 1 2 1 30 3 2 2 5 3 2 2 5 24 6 2 1 1 1 1 30 10 4 1 1 1 1 6 при 10 4 2 1 1 15 10 10 5 23 12 11 9 11 13 119 30 149 50 20 6 5 5 4 6 30 5-дневной Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся Х-ХII классов. Предметные области Классы \ Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 2. Математика Математические представления Окружающий мир 3. Окружающий мир Человек Домоводство Количество часов X XI XII Всего 2 2 2 5 6 5 4 16 2 2 2 5 2 1 6 Окружающий социальный мир 3 3 4 10 Изобразительная деятельность 4. Искусство Музыка и движение 2 2 1 5 5. Физическая культура Адаптивная физическая культура 2 2 2 6 6. Технология Труд (технология) 5 5 7 17 7. Коррекционно-развивающие занятия 2 2 2 6 Итого 25 25 25 75 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 5 5 5 15 Речь и альтернативная коммуникация 2 2 2 6 Математические представления 1 1 1 3 Окружающий социальный мир 1 1 2 Музыка и движение 1 1 Туристско-краеведческий факультатив 1 1 1 3 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной 30 30 30 90 учебной неделе) Внеурочная деятельность 10 10 10 30 Коррекционные курсы 8 8 6 22 1. Сенсомоторное развитие 2 2 2 6 2. Предметно-практические действия 2 2 4 3. Двигательное развитие, ритмика 2 2 2 4 4.Альтернативная коммуникация 2 2 2 4 Внеурочная деятельность по направлениям 2 2 4 8 Общий объем учебной нагрузки составляет 3060 часов за 3 учебных года при 5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).