РП АООП вар.2 7кл туристско-краевед. факультатив

1. Общие положения
Рабочая программа туристско - краеведческого факультатива в 7 «Г» классе на
2024-2025 учебный год (далее - Рабочая программа) составлена на основе
Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026.
Рабочая Программа разработана для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с
тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), с
расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) и составлена с учетом
особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
2. Пояснительная записка
Для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с ТМНР, с РАС характерно нарушение
процессов познавательной деятельности (восприятия, мышления, внимания,
памяти, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации).
Внимание обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем
продуктивности

из-за

быстрой

истощаемости,

отвлекаемости.

Процесс

запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо
нарушена. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто
ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных
оснований и носит кратковременный, неустойчивый характер.
Общими для детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с РАС,
являются

аффективные

проблемы

и

трудности

развития

активных

взаимоотношений со средой, их установка на сохранение постоянства в
окружающем и стереотипность поведения.
У большинства обучающихся данного класса отмечается нарушение всех
структурных компонентов речи.

Рабочая программа поддерживает традиционную для отечественной сферы
образования

нравственную,

гуманистическую

основу,

приоритет

воспитательных задач над узко прагматическими, а именно: приоритет в
формировании и развитии жизненной компетенции обучающихся с умственной
отсталостью, всестороннее развитие личности с целью

социализации и

интеграции в общество.
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность и
обеспечивает личностное развитие обучающихся.
Цель Рабочей программы: развитие личности обучающихся, формирование
общей

культуры,

соответствующей

общепринятым

нравственным

и

социокультурным ценностям, развитие познавательной активности и интереса к
Астрахани и Астраханской области; воспитание чувства патриотизма, любви к
"малой и большой Родине".
Задачи:
- формирование представлений о родном городе и регионе;
- получение новых знаний о достопримечательностях, о растительном и
животном мире, об объектах культуры Астрахани и Астраханской области, об
окружающей

социальной,

культурной,

природной

среде;

формирование

уважительного и бережного отношения к ним;
- знакомство с культурными традициями разных народов, проживающих в
Астраханской области;
- формирование знаний о знаменитых Астраханцах;
- формирование элементарных представлений о родной стране, её столице и
крупных городах.
- формирование умения испытывать чувство гордости за свой родной край,
свою

страну;

адекватно

эмоционально

откликаться

на

произведения

литературы, музыки, живописи соотечественников;
- организовывать для обучающихся экскурсии, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
- формирование у обучающихся способности использовать приобретаемые

знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных
отношений, способность адаптироваться в окружающей действительности и
функционировать в ней.
3. Общая характеристика факультатива с учетом особенностей освоения
обучающимися Рабочей программы.
На занятиях туристско- краеведческого факультатива, в процессе освоения
Рабочей программы, у обучающихся формируются представления о родном
городе

и

регионе.

Обучающиеся

познакомятся

с

главными

достопримечательностями Астраханской области, её культурой, историей,
современной жизнью, с её богатой флорой и фауной. Обучающиеся
познакомятся с культурными традициями разных народов, проживающих в
Астраханской области. В Рабочей программе предусмотрен цикл занятий по
теме «Знаменитые Астраханцы» (знакомство с родом их деятельности и
творчеством). Несколько занятий будет посвящено родной стране, её столице,
крупным городам.
К занятиям туристско - краеведческого факультатива могут привлекаться
организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В
этом случае занятия могут проходить не только в помещении школы, но и на
территории

этого

учреждения

(организации),

участвующего

в

данной

деятельности (спортивный комплекс, музей, театр).
4. Приоритетные направления воспитательной работы
а) Гражданско- патриотическое воспитание:
- воспитание уважения к историческому и природному наследию, памятникам
культуры, достопримечательностям родного края и страны, культурным
традициям разных народов нашего региона и страны;
б) Трудовое воспитание:
- формирование готовности к разнообразной совместной деятельности;

- формирование стремления к элементарному участию в жизни родного края.
в) Духовно-нравственное воспитание:
- воспитание уважения к произведениям литературы, музыки, живописи
соотечественников; формирование отношения к отечественной культуре как к
духовному богатству нашего общества; бережного отношения к культурноисторическому наследию родного края и страны;
5. Описание места в учебном плане. На занятия туристско- краеведческого
факультатива отводится в общем объеме 34 часа (34 учебные недели), 1 час в
неделю.
Четверть

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

Кол-во час.

9

7

10

8

34

6. Содержание
Знание названия города (Астрахань). Узнавание (различение) на фото и
иллюстрациях достопримечательностей своего города (Кремль, Площадь Ленина,
Братский садик, Набережная, Картинная Галерея, Дом- музей Кустодиева,
Астраханский заповедник).
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание названия столицы
России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы
(Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото,
видео.
Узнавание (различение) на фото, видео и иллюстрациях животного и
растительного мира Астраханской области.
Знание элементарных культурных традиций разных народов, проживающих в
Астраханской области.
Элементарные понятия о ценности искусства, культурных традиций и
творчества;
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток,

Сочи). Знание достопримечательностей городов России. Знание некоторых
значимых исторических событий России.
Знание выдающихся людей Астраханской области.
7. Материально-техническое обеспечение
- предметные, сюжетные иллюстрации по основным темам;
- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для
демонстрации обучающимся);
- раскраски с различными объектами и достопримечательностями Астрахани и
других городов нашей страны;
- технические средства: компьютер, другое мультимедийное оборудование.
8. Ожидаемый результат
- сформировано представление об Астрахани и Астраханской области;
- сформировано положительное отношение к родному городу и региону;
-

сформировано

представление

о

главных

достопримечательностях

Астраханской области; о флоре и фауне Астраханской области и умение
бережного отношения к ним;
- обучающиеся знакомы с культурными традициями разных народов,
проживающих в Астраханской области;
- сформировано представление о знаменитых и известных Астраханцах (о роде
их деятельности и творчестве);
- сформировано представление о родной стране, России, её столице и других
крупных городах.

Календарно — тематическое планирование занятий

№

Тема

1 Что такое туризм. Туризм и безопасность. Туристическое
снаряжение, уход за ним. Личная гигиена юного туриста.
2 Достопримечательности Астрахани: Астраханский Кремль.
3 Астраханский Кремль (экскурсия).
4 Экскурсионные объекты: «Селитренное - место расположения
городища Сарай - Бату.
5 Башни Астраханского Кремля. Спасо - Преображенский
монастырь (Астраханский Кремль).
6 Знаменитые Астраханские бахчевые культуры.
7 Астрахань многонациональная. Национальная культура казахов
(национальная одежда, блюда, обычаи).
8 Астраханские татары (национальная одежда, блюда, обычаи).
9 Площадь Ленина (экскурсия).
10 Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.
Догадина.
11 Астраханский ТЮЗ и Астраханский драматический театр.
12 Достопримечательности городов России (Ростов, Тула,
Ярославль, Кострома, Волгоград).
13 Храм князя Владимира в Астрахани.
14 О давнем прошлом края песков и полыни «Жемчужина Нижнего
Поволжья».
15 Астраханский театр оперы и балета.
16 Б.М. Кустодиев (биография и творчество).
17 Дом - музей Кустодиева (экскурсия).

Дата

№

Тема

18 Золотое кольцо России (часть 1).
19 Золотое кольцо России (часть 2).
20 Братский Садик (экскурсия).
21 Виртуальная экскурсия «Астраханский заповедник» (часть 1).
22 Виртуальная экскурсия «Астраханский заповедник» (часть 2).
23 Дом купца Тетюшинова в Астрахани (тематическое занятие).
24 Дом купца Тетюшинова в Астрахани (экскурсия).
25 Флора и фауна Астраханской области.
26 Знаменитые Астраханцы: В. Хлебников.
27 Знаменитые Астраханцы: М. Джалиль.
28 Знаменитые Астраханцы: В.Н. Татищев.
29 Культурная столица России — Санкт-Петербург.
30 Знаменитые Астраханские бахчевые культуры.
31 Астраханская рыба.
32 Птицы Астраханской области.
33 Легенда Астраханских степей: сайгак.
34 Москва — столица нашей Родины. Главные
достопримечательности Москвы. Виртуальная экскурсия.

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».