0 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026. ФАООП УО (вариант 2 ) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей в 9 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5». Основная цель реализации программы по предмету домоводство– повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи реализации программы: - формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; -освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами. Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по предмету «Домоводство». 1. Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности. 2. Экологическое воспитание: Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его усвоения обучающихся Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в большинстве случаев затруднено самостоятельное выполнение даже простых бытовых заданий. Однако, формирование у обучающихся четких алгоритмов выполнения действия, возможность использования различных адаптеров для бытовых приборов, дает возможность участия в данном виде деятельности индивидуально доступным образом, что создает у обучающихся ощущения причастности к работе по дому и существенно повышает качество их жизни. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В 9 классах занятия проводятся 5 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 170 часов. Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели. Класс I II III IV четверть четверть четверть четверть 50 40 Всего Количество часов 9 45 35 170 Планируемые результаты изучения учебного предмета Ожидаемые личностные результаты: • оценивать поступки как хорошие или плохие; • определять самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Возможные предметные результаты освоения: Уметь последовательно выполнять с помощью учителя действия при сгребании травы и листьев; Уметь вытирать пыль с поверхности парты, уметь выполнять доступные поручения; Уметь ухаживать за мягкой мебелью; Уметь ухаживать за ковровыми изделиями; Уметь выполнять гигиенические правила и нормы; Уметь группировать предметы по их свойствам и признакам; Уметь соблюдать гигиену, чистоту и порядок на кухне; Уметь различать кухонные и столовые приборы; Уметь различать повседневную и сервировочную посуду; Уметь с помощью учителя приготовить яичницу»; Уметь с помощью учителя работать с ножом; Уметь с помощью учителя приготовить овощной салат; Уметь выбрать одежду по назначению, иметь навыки самообслуживания; Уметь найти форменную одежду для людей разных профессий (милиционер, врач, дворник, повар); Уметь выбрать приспособления и средства для стирки; Уметь различать грязное белье от чистого ; Уметь правильно ухаживать за обувью; Уметь правильно сушить обувь; Уметь пользоваться лопатой и скребком при уборке снега; Уметь делать элементарные покупки; Уметь взвешивать товар и складывать в сумку; Уметь работать пылесосом; Уметь с помощью учителя пользоваться машинной стиркой; - Уметь ухаживать за комнатными растениями; Уметь утюжить мелкие вещи, знать ТБ при работе с утюгом. Содержание учебного предмета Покупки. Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара (складывание продукта в пакет, выкладывание на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом). Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе (выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку). Раскладывание продуктов в места хранения. Приготовление пищи. Различение кухонного инвентаря по его назначению (посуда (тарелка, кастрюля, сковорода и др.), кухонные принадлежности (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, пресс для чеснока, открывалка и др.), бытовая техника (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн и др.). Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды (очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка). Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов. Подготовка к приготовлению блюда. Соблюдение правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей и фруктов. Резание ножом. Нарезание продуктов (кубиками, кольцами, полукольцами). Приготовление напитков чай, какао компот из фруктов Соблюдение последовательности действий при использовании духового шкафа и при изготовлении несложной выпечки (включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта в формы, постановка формы в духовку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, снимание продукта). Соблюдение последовательности действий при сервировке стола (накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд). Уход за вещами Ручная стирка: наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке (наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку). Машинная стирка: различение составных частей стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке (сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины, вынимание белья). Глажка белья: различение составных частей утюга, знание их назначения. Соблюдение последовательности действий при глажении белья (установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске). Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка одежды. Мытье обуви. Просушивание обуви. Чистка обуви. Уборка помещения. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели (наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды). Подметание пола: сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Выполнение последовательности действий при подметании пола (сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну). Уход за коврами и чистка ковров пылесосом. Уборка пылесосом: различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом (подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса). Мытье пола: соблюдение последовательности действий при мытье пола (наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье использованной воды, просушивание мокрых тряпок). пола, выливание Описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности Учебник: Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Специальный учебник 5 класс:- ООО «Современные образовательные технологии», 2021 год Литература для реализации данной программы. Рабочая программа по домоводству для 8 класса адаптированной основной ощеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена с использованием учебника Живой мир. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/Н.Б.Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2018.-95 с.:ил. Методические и учебные пособия Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2017. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2018.-208 с Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2016. — № 1. — С. 18–29. Материально-техническое обеспечение: системный блок, монитор, экран, игровые компьютеры. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Домоводство» предусматривает: Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения стирки белья, глажения белья и др. • Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, утюг, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь), доски, уборочный инвентарь, лейки и др. Видео-ролики и презентации по темам разделов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ДОМОВОДСТВО. № Наименование раздела программы и тем урока Кол-во часов I четверть – 9 недель 1 Уборка территории Устройство пришкольного участка 1 2 Виды работы на территории 1 3 Осенняя уборка дорожек 2 4 Осенняя уборка дорожек 2 5 Осенняя уборка дорожек 1 6 Правила безопасности при работе на территории 2 7 Хранение инвентаря для работы на территории 2 8 Уборка бытового мусора. Подметание территории подметальной машиной 2 9 Уборка бытового мусора. Подметание территории подметальной машиной 2 10 Уборка бытового мусора. Подметание территории подметальной машиной Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем 2 12 Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем 2 13 Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем. 2 11 2 Дата 14 Уход за уборочным инвентарем 2 15 Уход за комнатными растениями Растения в доме, их назначение: оздоровление, эстетика быта. Уход за декоративными растениями: подкормка, температурный, световой режим.0 1 17 Огород на подоконнике (балконе). 1 18 Посуда, ее виды для комнатных растений (горшок, кашпо). 1 19 Уборка помещений Помещения школы 1 Правила ухода за мебелью. 2 21 Виды мебели и средства для ухода за нею. 1 22 Виды мебели и средства для ухода за нею. 1 23 Мягкая мебель. Ее назначение. 2 24 «Использование пылесоса, чистящих средств: чистка мягкой мебели» 2 25 «Использование пылесоса, чистящих средств: чистка мягкой мебели». «Использование пылесоса, чистящих средств: чистка мягкой мебели». Уход за Одеждой Одежда по назначени Рабочая одежда 2 16 20 26 27 28 1 2 1 1 II четверть – 7 недель 29 Одежда для разных видов работ 2 30 Правила хранения одежды 2 31 Уход за одеждой 2 32 Символы ухода за одеждой 2 33 Режим ухода за изделием 2 34 Ручная стирка. 2 35 Знаки стирки, отжима и сушки 2 36 Машинная стирка: различение составных частей стиральной машины 2 37 Сортировка белья перед стиркой. 2 38 Закладывание и вынимание белья из машины. 2 39 Установка программы и температурного режима. 2 40 1 41 Соблюдение последовательности действий при машинной стирке. Утюжка мелких вещей, ТБ при работе с утюгом 42 Утюжка мелких вещей, ТБ при работе с утюгом 2 2 43 44 45 Уборка помещений Ковровые изделия. «Использование пылесоса, чистящих средств: чистка ковров». Ковровые изделия. «Использование пылесоса, чистящих средств: чистка ковров». Ковровые изделия. «Использование пылесоса, чистящих средств: чистка ковров». 2 2 2 III четверть – 10 недель 46 Обращение с кухонным Кухонные принадлежности и посуда 1 47 Виды посуды по назначению. 1 48 Виды посуды по материалу изготовления. 1 49 Кухонные и столовые приборы. 1 50 1 53 Повседневная и сервировочная посуда. Различие и назначение Практическая работа по сервировке стола к завтраку Уход за посудой. Удаление остатков пищи, замачивание, протирание губкой с моющим средством, ополаскивание и сушка. Практическая работа по уходу за посудой. 54 Хранение посуды. Повторение пройденного. 1 55 «Правила техники безопасности» на кухне 1 56 Приготовление Питание и здоровье человека. Режим питания. Гигиена приготовления пищи. 1 57 Продукты питания, их виды. Правила хранения. 1 51 52 1 1 1 58 Молоко и молочные продукты, правила хранения. 1 59 1 60 Кипячение молока. Приготовление молочной каши. ПТБ Яйца, правила хранения. 61 Блюда из яиц. Запись рецептов. 1 62 Приготовление яичницы. ПТБ. 1 63 Овощи, грибы, правила хранения. 2 64 Первичная обработка продуктов. Техника безопасности при работе с режущими инструментами Приготовление овощного салата. ПТБ. 2 66 Хранение и консервирование продуктов 1 67 История хлеба. Хлеб в сознании человека как ценность и мерило труда. 1 68 Русский хлеб, его разновидности. 1 69 Хранение хлеба. 1 70 Блюда из хлеба на завтрак. 1 71 Блюда из хлеба на обед. 1 72 Блюда из хлеба ужин 1 65 1 2 73 Уборка территории Правила ТБ при работе с инструментами для уборки снега 2 74 Уборка территории. Уборка снега Уборка территории.Уборка снега. 2 76 Уборка помещений Правила ухода за зеркалами и стеклами.0 1 77 Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий. 2 78 «Применение народных средств стеклянных изделий». 2 79 Личная гигиена Правила личной гигиены 2 80 Правила гигиены в стихах 2 81 «Чисто жить – здоровым быть!» 2 82 Гигиена тела 2 75 2 для очистки IV четверть – 8 недель 83 Предметы и средства личной гигиены 2 84 Правила гигиены жилища 2 85 «Покупки» Какие бывают магазины 2 86 Профессии людей, работающих в магазине 2 87 Планирование покупок 2 88 Расплата за продукты 2 89 Деньги 2 90 Банковская карта 2 91 Расчет на кассе. 2 92 93 Уход за обувью. Правила размещения хранения обуви в шкафу Различение уличной и домашней обуви 94 Правила ухода за обувью 1 95 Уход за уличной обувью 1 96 Соблюдение последовательности действий при мытье обуви. Просушивание обуви. 1 Соблюдение последовательности действий при чистке обуви Уход за комнатными растениями Правила полива комнатных растений 1 97 98 99 и 1 1 1 1 100 Полив комнатных растений 1 101 Уход за комнатными растениями 1 102 Удобрение для растений 1 Покупки Бюджет семьи 2 104 Доходы семьи 2 105 Расходы 2 106 Основные расходы 1 103 107 Неосновные расходы 1 108 Планирование покупок 1 109 Расплата за продукты 2 110 Способы приобретения товаров. 2 111 Интернет магазины. Онлайн торговля. 2 За год 170