0 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.№1026. ФАООП УО (вариант 2 ) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей в 9 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5». Основная цель реализации программы по предмету музыка и движение– эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни. Основные задачи реализации программы: - Накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); - Приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки. - Обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру). Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по предмету музыка и движение 1.Патриотическое воспитание: проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края. 2. Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным видам искусства , традициям и творчеству своего и других народов. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его усвоения обучающихся Особенностью уроков «Музыка и движение» является то, что в процессе их организации и проведения решаются задачи как музыкально – эстетического развития, так и коррекционно –развивающие. Уроки «Музыка и движение» направлены на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах деятельности (подпевании, танцах, музицировании, музыкально – дидактических и хороводных играх). Учащиеся знакомятся с разнообразными ритмическими движениям, соответствующими характеру звучания музыки: бег, ходьба по кругу, бег и ходьба с предметом, прыжки на месте, кружение и др. Уроки «Музыка и движение» стимулируют учащихся к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В 9 классах занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 68 часов. Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели. Класс I II III IV четверть четверть четверть четверть 20 16 Всего Количество часов 9 18 14 68 Планируемые результаты изучения учебного предмета Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Освоение АООП (вариант 2), предмета «Музыка и движение» созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных. 1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. • Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). • Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения. • Освоение приемов игры на музыкальных инструментах. • Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре. 2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях. Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. • Стремление к совместной музыкальной деятельности; • и самостоятельной Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Раздел 1. «Что такое музыка сегодня». О понятии «Современная музыка». Почему меняется музыка. Как меняется музыка. О неизменном в музыке. Музыкальная среда. Какая музыка нам нужна. «Новая» жизнь «Старой» музыки. Современное композиторское творчество. Современное композиторское творчество. Виды музыки в современном мире. Виды музыки в современном мире. Раздел 2. «Человек в музыке» «Искусство —это твой собственный голос. Музыка и музицирование. О любительской музыке. Авторская песня. Герой авторской песни. Раздел 3. «В чем сила музыки». Рок-музыка. Рок-музыка. Герой рок-песни. Герой рок-песни. О разности вкусов. О музыке «легкой» и «серьезной». О музыке «легкой» и «серьезной» современность. О музыке «легкой» и «серьезной» современность. Стилевые взаимодействия. Стилевые взаимодействия. Раздел 4. «В чем сила музыки». «Отъезд», из сюиты С.Прокофьева «Зимний вечер». «Песня из концерта для смешанного хора «Лебедушка», В.Салманова. «Романс «Весенние воды», С.Рахманинова. «Мараканда», Ф. Бахора. «Творчество Иогана Штрауса». «Первый концерт П.И.Чайковского». «Из чего состоит музыка?» Мир композитора. Обобщающий урок учебного года. Описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности СД и аудиозаписи произведений русских, советских, зарубежных и современных композиторов; Фото и видеоматериалы; Наглядные пособия; Раздаточный материал. Музыкальный материал: Песни: Крылатые качели, Е.Крылатова. Планета детства, А.Журбина. Чудо-музыка, Д.Кабалевского. Кабы не было зимы, Е.Крылатова. Волшебный цветок, Ю.Чичкова. Варяг. Песни о маме. Весенняя песня, В.Моцарта. Планета детства, А.Журбина. Как здорово, О.Митяева. Мир, С.Баневича. Смешной человечек, Ю.Чичкова. Слушание музыкальных произведений: Матушка, матушка, что во поле пыльно?», М.Матвеев. Вальс, Жак Брель. Симфония №6, П.Чайковский. Вальс, П.Чайковский. Вальс, Ф.Шопен. Органная фуга, И.Бах. Симфония №5, Л.Бетховен. Второй концерт для фортепиано с оркестром, С.Рахманинов. Чапай остался жив, Е.Жарковский. Шествие из оперы «Золотой петушок», Н.Римский-Корсаков. Песня единого фронта, Г.Эйслер. Сцена на площади из второго действия оперы «В бурю», Т.Хренникова. Кантата, С.Прокофьева. Хор «Славься», ария «Сусанина» из оперы «Иван Сусанин», М.Глинка. Сюита №2, И.Стравинский. Опера «Снегурочка», Н.Римский-Корсаков. Первый концерт, П.Чайковский, реквием, В,Моцарт. Календарно – тематическое планирование по предмету «Музыка и движение». № Наименование разделов и тем п/п Раздел 1. «Что такое музыка сегодня» 1 Тема1. О понятии «Современная музыка» 2 Тема 2.Почему меняется музыка 3 Тема 3.Как меняется музыка. 4 Тема 4.О неизменном в музыке. 5 Тема 5. Музыкальная среда. 6 Тема 6.Какая музыка нам нужна. 7 Тема 7. «Новая» жизнь « старой» музыки. 8 Тема 8. Современное композиторское творчество. 9 Тема 9 Современное композиторское творчество. 10 Тема 10.Виды музыки в современном мире. 11 Тема11.Виды музыки в современном мире. Раздел 2. «Человек в музыке» 12 Тема 12. «Искусство —это твой собственный голос. 13 Тема 13. Музыка и музицирование 14 Тема 14.О любительской музыке 15 Тема 15. Авторская песня 16 Тема 16.Герой авторской песни Раздел 3. «В чем сила музыки». 17 Тема 17.Рок-музыка 18 Тема 18. Рок-музыка 19 Тема 19. Герой рок-песни 20 Тема 20.Герой рок-песни 21 Тема 21.О разности вкусов 22 Тема 22. О музыке «легкой» и «серьезной» 23 Тема 23. О музыке «легкой» и «серьезной» современность 24 Тема 24. О музыке «легкой» и «серьезной» современность 25 Тема 25.Стилевые взаимодействия 26 Тема 26. Стилевые взаимодействия Раздел 4. «В чем сила музыки». Количество часов 22 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 Дата 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема 27. «Отъезд», из сюиты С.Прокофьева «Зимний вечер» Тема 28. «Песня из концерта для смешанного хора «Лебедушка», В.Салманова Тема 29. Романс «Весенние воды», С.Рахманинова Тема 30. «Мараканда», Ф. Бахора Тема 31. «Творчество Иогана Штрауса» Тема 32. «Первый концерт П.И.Чайковского» Тема 33. «Из чего состоит музыка?» Тема 34. Мир композитора. Обобщающий урок учебного года. Всего: 68 часов 2 2 2 2 2 2 2 2 68