РП АООП вар.2 ОПМ 8 кл.

Окружающий природный мир
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№1026.
ФАООП

УО

интеллектуальными

(вариант

2)

нарушениями

адресована
с

учетом

обучающимся

реализации

с

особых

образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение
представлений

об

окружающем

природном

мире.

Подобранный

программный материал по предмету "Окружающий природный мир"
рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её
многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основные задачи:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
- формирование временных представлений;
- формирование представлений о растительном и животном мире.

2

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных,
растений, к явлениям природы);
- развитие функциональной грамотности в процессе изучения предмета.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по
предмету окружающий природный мир
Ценности научного познания:
Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом
специфики школьного языкового образования; установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Экологическое воспитания:
Повышение

уровня

экологической

культуры,

осознание

глобального

характера экологических проблем и путей их решения;
Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей
его усвоения обучающимися
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок
получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в
природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных
изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие
закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием
растительного и животного мира, получает представления о среде обитания
животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание
обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и
животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер
переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за
домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные
3

действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных
рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе,
бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу "от
частного к общему". Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом,
учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели) по 2 часа в
неделю.
Класс

I
четверть

II

III

IV

четверть

четверть

четверть

20

16

Всего

Количество часов
8

18

14

68

Программа включает следующие разделы: «Растительный мир», «Животный
мир», «Объекты природы», «Временные представления».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
"Окружающий природный мир"
- представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, лес, луг,
река, водоемы и т.д.); интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях;
- представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека;
- интерес к объектам живой природы;
- представления о животном и растительном мире (растения, животные, их
виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.);

4

- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода
за ними;
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки
и др.);
- умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками;
- умение различать дни недели;
- представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение
недели.
Содержание учебного предмета
Растительный мир.
Узнавание растений (дерево, куст, трава). Узнавание частей растений.
Знание значения частей растения.
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, ель, ива). Знание строения
дерева.
Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива).
Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.
Узнавание(различение)

кустарников (шиповник, крыжовник, смородина,

малина).
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, лимон, апельсин, груша, мандарин,
персик, абрикос, киви, гранат) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение
съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни
человека. Способы переработки фруктов.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа,
редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду. Различение съедобных и
несъедобных частей овоща. Значение овощей в жизни человека. Способы
переработки овощей.
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник,
ежевика) по внешнему виду. Значение ягод в жизни человека. Способы
5

переработки ягод. Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных
растений (астра, тюльпан, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений
(ромашка, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель,
листья, цветок).
Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) лекарственных
растений (зверобой, ромашка, календула). Знание значения лекарственных
растений в жизни человека. Узнавание (различение) культурных и
дикорастущих травянистых растений (одуванчик, подорожник, петрушка,
укроп, базилик, мята). Знание значения трав в жизни человека.
Узнавание комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание
строения растения. Знание особенностей ухода за ними.
Узнавание (различение) зерновых культур по внешнему виду (фасоль,
кукуруза, горох) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в
жизни человека.
Животный мир.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть,
лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание
основных признаков животного. Узнавание домашних животных (корова,
свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Объединение животных в
группу «домашние животные». Питание,

способ передвижения, уход,

значение в жизни человека. Узнавание детенышей домашних животных.
Узнавание диких животных
Знание

питания,

знание

(лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж).
способов

передвижения

диких

животных.

Объединение диких животных в группу «дикие животные». Узнавание
(различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок,
зайчонок, бельчонок, ежонок).

6

Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах
холодного пояса (белый медведь, пингвин, лось). Питание,

способ

передвижения. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных
зонах жаркого пояса (черепаха, верблюд, лев, слон, жираф, обезьяна).
Питание, способ передвижения.
Узнавание домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Строение,
внешний вид, питание. Объединение домашних птиц в группу «домашние
птицы». Узнавание детенышей домашних птиц. Значения домашних птиц в
жизни человека.
Узнавание зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, снегирь, сова).
Узнавание (различение) перелетных птиц (ласточка, грач). Питание птиц.
Объединение перелетных птиц в группу "перелетные птицы". Объединение
зимующих птиц в группу "зимующие птицы". Знание значения птиц в жизни
человека, в природе.
Узнавание водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь). Питание птиц.
Знание строения рыбы. Узнавание речных рыб (сом, окунь, щука).
Знание строения насекомого. Знание способов передвижения насекомых.
Узнавание животных, живущих в квартире. Содержание, питание, уход.
Объекты природы.
Узнавание Солнца, Луны. Знание значения солнца в жизни человека и в
природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Различение
земли, неба. Месторасположение земли и неба. Знаменитые космонавты (Ю.
А. Гагарин). Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса модели Земли.
Воздух, свойства воздуха. значения воздуха в природе и жизни человека.

7

Узнавание леса. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил
поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание
значения луга в природе и жизни человека.
Узнавание воды, свойства воды. Знание значения воды в природе и жизни
человека.
Узнавание реки. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание огня.
Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с
огнем.
Временные представления.
Узнавание частей суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности.
Узнавание дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7
дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с
определенными видами деятельности.
Узнавание месяцев. Представление о годе как о последовательности 12
месяцев. Соотнесение месяцев со временами года. Узнавание времен года по
характерным признакам.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза,
радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.
Рассказ о погоде текущего дня.

8

Окружающий природный мир
1 четверть (18 ч)
№

Тема и содержание

1

Вот и лето прошло. Признаки ушедшего лета.

2

Солнце. Значение солнца в жизни человека и в природе.

Колвочас
ов
1

Дата

1

Восход, заход солнца.
3

Виды растений (дерево, куст, трава).

1

4

Части растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист,

1

цветок).
5

Дерево. Строение дерева (ствол, корень, ветки, листья).

1

6

Лиственные деревья (берёза, дуб).

1

7

Хвойные деревья (ель, сосна).

1

8

Культурные травянистые растения. Укроп, петрушка,

1

базилик, мята.
9

Зерновые культуры (фасоль, кукуруза, горох). Значения

2

зерновых культур в жизни человека.
10

Лес. Дикие обитатели леса: кабан. Внешний вид, питание.

2

11

Дикие обитатели леса: лось. Внешний вид, питание.

2

12

Дикие обитатели леса: заяц. Внешний вид, питание.

2

13

Осень. Признаки. Месяцы, сезонные изменения.

1

14

Растения. Части растений. Наблюдения за изменениями

1

(увядание, изменение окраски листьев, листопад).

Окружающий природный мир
2 четверть (14 ч)
№

1

Тема и содержание

Ягоды (смородина, клубника, малина, крыжовник,

Колвочас
ов
2

Дата

ежевика). Значение ягод в жизни человека. Способы
переработки ягод.

9

2

Явления природы (дождь, гроза, туман, облачность, ветер).

1

3

Домашние животные и их детеныши. Уход за домашними

2

животными. Значение домашних животных в жизни
человека.
4

Птицы. Строение птицы.

1

5

Домашние птицы и их детеныши. Значение домашних

1

птиц в жизни человека
6

Перелетные птицы (ласточка, грач).

2

7

Животные, обитающих в природных зонах холодного пояса

2

(белый медведь).
8

Животные, обитающих в природных зонах холодного пояса

2

(пингвин).
9

Явления природы снег (снегопад), метель. Свойства снега.

1

Окружающий природный мир
3 четверть (20 ч)
№

Тема и содержание

1

Зимующие птицы. Помощь птицам зимой. Кормушка.

2

Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса

Колвочас
ов
2

Дата

2

(черепаха). Питание, способ передвижения.
3

Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса

2

(верблюд). Питание, способ передвижения.
4

Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса

2

(лев). Питание, способ передвижения.
5

Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса

2

(слон). Питание, способ передвижения.
6

Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса

2

(жираф). Питание, способ передвижения.
7

Фрукты (лимон, груша, киви, гранат). Значение в жизни

1

человека. Способы переработки.
8

Овощи (свекла, тыква, кабачок, сладкий перец). Значение

1

в жизни человека. Способы переработки.
10

9

Водоплавающие птицы (лебедь, утка, гусь, пеликан).

2

Значение птиц в жизни человека, в природе.
10

Морские животные (дельфин).

2

11

Весна. Признаки. Месяцы, сезонные изменения.

1

12

Части суток. Последовательность. Соотнесение частей

1

суток с видами деятельности.

Окружающий природный мир
4 четверть (16ч)
№

Тема и содержание

Кол.

Дата

часов
1

Луна. Значение луны в жизни человека и в природе.

1

2

Небесные тела. Узнавание небесных тел. Планета, звезда.

1

3

Глобус – модель Земли. Изображение Земли из космоса.

2

Знаменитые космонавты.
4

Формы земной поверхности (степь, горы). Изображение

2

земной поверхности на карте.
5

Суша. Водоем. Изображение суши и водоёмов на карте.

2

Правила поведения на реке (водоеме).
7

Вода. Свойства воды. Значение воды в природе и жизни

2

человека.
8

Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха в природе.

2

9

Рыба. Внешний вид, части тела.

2

10

Речные рыбы. Рыбы нашего края.

1

11

Насекомые (жуки, бабочки). Внешний вид. Части тела.

1

11

Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности
- натуральные объекты, муляжи, макеты;
- предметные, сюжетные картинки по основным лексическим темам;
- дидактические игры;
- аудиозаписи

и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие

представителей живой природы;
- тетради- раскраски с различными объектами окружающего природного
мира;
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную
жизнь людей, правила поведения в общественных местах;
-тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального
мира.
- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т.
Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в
школе", "Ребенок и его дом", «Ребенок и животные», «Ребенок и растения».
- интерактивная доска.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».