РП АООП вар.2 ОСМ 8 кл.

Окружающий социальный мир
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир»
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)

далее

ФАООП

УО

(вариант2),

утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№1026.
ФАООП

УО

интеллектуальными

(вариант

адресована

2)

нарушениями

с

учетом

обучающимся
реализации

с

особых

образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о
родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории,
современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными
явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их
характерные

признаки,

объединять

в

группы

по

этим

признакам,

устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной
жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и
поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и
общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в
различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в
частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в
образовательной организации.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам.
Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе
необходима

совместная

целенаправленная

последовательная

работа
2

специалистов и родителей (законных представителей). Важно сформировать
у обучающегося типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки
в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной
ситуации.
Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир"
заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах
общего пользования (парк, магазин и д.р). Ребенок выходит в город
(поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими
услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится
вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах
поведения.
Основные задачи:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие,

функциональное

назначение

окружающих

предметов,

действия с ними);
- развитие функциональной грамотности в процессе изучения предмета.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по
предмету окружающий социальный мир
Патриотическое воспитание:

3

Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Гражданское воспитание:
Представления об основных, правах свободах и обязанностях гражданина,
социальных

нормах

и

правилах

межличностных

отношений

в

поликультурном и многоконфессиональном обществе.
Духовно-нравственное воспитание:
Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора.
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей
его усвоения обучающихся
Обучение

детей

жизни

в

обществе

включает

формирование

представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться
в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей
физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР
испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим
программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет
планомерно

формировать

осмысленное

восприятие

социальной

действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор»,
«Школа»,

«Предметы

и

материалы,

изготовленные

человеком»,

«Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». В процессе обучения у
ребенка формируются представления о родном городе, в котором он
проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с
рукотворными

объектами

и

социальными

явлениями

окружающей
4

действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки,
объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок
учится

соотносить

нравственными

свое

ценностями

поведение

и

(эталонами)

поступки
и

других

людей

общепринятыми

с

нормами

поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать
риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть
внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 136 часов (34 учебные недели) по 4 часа в
неделю.
Класс
8

Программа

I
четверть

II
четверть

27

21

представлена

III
IV
четверть
четверть
Количество часов
30
23

следующими

разделами:

Всего

«Квартира,

101

дом,

двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и
материалы, изготовленные человеком», «Населенный пункт», «Транспорт»,
«Страна», «Традиции и обычаи».
Предметные результаты освоения учебного предмета
"Окружающий социальный мир"
- представления о доме, образовательной организации, о расположенных в
них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая
площадка), о транспорте;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,
на улице, в транспорте, в общественных местах.

5

- овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о
профессиональных и социальных ролях людей:
- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель),
правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
- умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, .
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других
видах доступной деятельности;
- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании,
участие в них;
- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных
праздников.
- представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или
внучки, гражданина.
- представление о стране проживания Россия:
- представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
Содержание учебного предмета
Раздел "Квартира, дом, двор".
Узнавание (различение) частей дома. Узнавание (различение) типов
домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской
(сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в
доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).

6

Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и
открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во
время движения лифта. Соблюдение правил безопасности, поведения в
местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым
человеком, не залезать на чердак, не трогать провода. Соблюдение правил
пользования домофоном, почтовым ящиком. Узнавание (различение)
помещений квартиры. Знание функционального назначения помещений
квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома,
номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух). Узнавание
(различение) частей территории двора (игровая площадка, спортивная
площадка, место для парковки автомобилей, место для контейнеров с
мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во
дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление
(батарея, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы),
водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина),
электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение)
правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.
Узнавание (различение) предметов посуды. Узнавание (различение) часов
(наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая,
минутная)). Узнавание (различение) техники и средствах связи (телефон,
компьютер, планшет). Знание назначения технического устройства (сотовый
телефон, планшет, компьютер). Соблюдение последовательности действий
при

пользовании телефоном (компьютером, планшетом):

включение,

использование (связь, игра), выключение.
Раздел "Продукты питания".
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад,
компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с
напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт,
творог, сметана, кефир, масло, мороженое) по внешнему виду, на вкус.
7

Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения
молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к
употреблению
продуктов.

(колбаса,

Узнавание

ветчина).
(различение)

Знание

правил

рыбных

хранения

продуктов:

мясных

готовых

к

употреблению (крабовые палочки, консервы). Знание правил хранения
рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых
к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари),
требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны,
вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления)
мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание
(различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная
фасоль,

кукуруза,

горошек),

требующих

обработки

(приготовления)

(бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) бобовых.
Знание правил хранения бобовых. Узнавание (различение) кондитерских
изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил
хранения кондитерских изделий.
Раздел "Предметы быта".
Узнавание

(различение)

электробытовых

приборов

(вентилятор,

обогреватель, микроволновая печь, тостер, электрический чайник, фен).
Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности
при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение)
предметов мебели. Знание назначения предметов мебели. Различение видов
мебели (кухонная, спальная). Узнавание (различение) предметов посуды.
Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного
инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник,
открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.

8

Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало,
штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов
интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, настольная лампа).
Раздел "Школа".
Узнавание (различение) помещений образовательной организации.
Знание назначения помещений образовательной организации. Нахождение
помещений

образовательной

организации.

Знание

профессий

работающих в образовательной организации. Соотнесение

людей,

работника

образовательной организации с его профессией. Узнавание (различение)
участков школьной территории. Знание назначения участков школьной
территории.

Знание

(соблюдение) правил

поведения

на

территории

образовательной организации. Знание назначения зон класса. Знание
(соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных
принадлежностей.

Знание

назначения

школьных

принадлежностей.

Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение)
мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств
человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств).
Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Раздел "Предметы и материалы, изготовленные человеком".
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание
(различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная
бумага, картон), по фактуре (глянцевая, бархатная). Узнавание предметов,
изготовленных из бумаги. Узнавание (различение) инструментов, с помощью
которых работают с бумагой (ножницы, фигурный дырокол). Узнавание
предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки,
двери). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых
9

обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла
(прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла
(ваза, стакан, оконное стекло, очки). Соблюдение правил безопасности при
обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств ткани
(мягкая, мнется, намокает, рвётся). Узнавание предметов, изготовленных из
ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка
мебели). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых
работают с тканью (ножницы, игла).
Раздел "Населенный пункт".
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры, улицы,
площади, здания, парки. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе,
вокзал

(железнодорожный,

автовокзал),

службы

помощи

(больница,

поликлиника, парикмахерская), магазин (супермаркет, одежда, посуда,
цветы, продукты), театр (кукольный, драматический), цирк, жилой дом.
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель,
парикмахер). Знание особенностей деятельности людей разных профессий.
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание
(различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание
(различение)

технических

средств

организации

дорожного

движения

(дорожный знак ("Пешеходный переход"), разметка ("зебра"), светофор).
Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил
поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего
города.
Раздел "Транспорт".
Узнавание
безрельсовый).

(различение)
Знание

наземного

назначения

наземного

транспорта
транспорта.

(рельсовый,
Узнавание

(различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание
10

(различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного
транспорта.

Узнавание

(различение)

составных

частей

воздушного

транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание
назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей
водного транспортного средства. Узнавание (различение) общественного
транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном
транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная
машина,

скорая

помощь,

полицейская

машина).

Знание

назначения

специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на
специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание
места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным
транспортом (посадка в автобус, покупка билета).
Раздел "Страна".
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание Президента
Российской

Федерации

(на

фото,

видео).

Знание

государственных

праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных
достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь) на фото,
видео.
Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение)
документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт,
свидетельство о рождении).
Раздел "Традиции, обычаи".
Знание традиций и атрибутов праздников. (Новый Год, День Победы, 8
марта, 23 февраля). Представление о школьных праздниках и традициях:
День знаний, последний звонок, день Детства и др., участие в школьных
мероприятиях.
11

Окружающий социальный мир
1 четверть (27 ч)
№

Тема

Кол

Дата

час
Школа
1

Я – ученик. Правила поведения в классе.

1

Поддержание порядка.
2

Класс и его зоны. Оборудование (мебель), учебные

1

вещи. Правила пользования, бережное отношение.
3

Помещения школы. Школьная территория. Правила

1

поведения на территории школы.
4

Профессии людей, работающих в школе.

1

Соотнесение работника с его профессией.
5

Распорядок школьного дня.

1

6

Перемены в школе. Их назначение.

1

7

Порядок в классе. Дежурные и их обязанности.

1

Квартира, дом, двор
8

Дом. Типы домов.

1

9

Дом. Закрепление знаний о частях дома.

1

10

Места общего пользования в доме (чердак, подвал).

1

11

Места общего пользования в доме (подъезд,

1

лестничная площадка, лифт).
12

Места общего пользования в доме (лифт). Правила

1

пользования лифтом.
13

Правила безопасности, поведения в местах общего

1

пользования в доме (не заходить в лифт с
12

незнакомым человеком, не залезать на чердак, не
трогать провода и т.д).
14

Домофон. Правила пользования домофоном.

1

15

Почтовый ящик. Правила пользования почтовым

1

ящиком.
16

Квартира. Комнаты в квартире.

1

17

Гостиная. Мебель и оборудование.

2

18

Спальня. Мебель и оборудование.

2

19

Кухня. Мебель и оборудование.

2

20

Прихожая. Мебель и оборудование.

2

21

Туалет ванная. Мебель и оборудование.

1

22

Домашний адрес. Сообщение своего домашнего

1

адреса. Узнавание своего домашнего адреса (на
слух).
23

Части территории двора. Правила безопасности и

1

поведения во дворе.

Окружающий социальный мир
2 четверть (21 ч)
№

Тема

Колчас

Дата

Страна
1

Государство, в котором мы живем.

1

2

Государственная символика (флаг).

1

3

Государственная символика (гимн).

1

4

Государственная символика (герб).

1

5

Президент Российской Федерации. Узнавание на
фото, видео.

1

13

6

Москва - столица России.

1

7

Достопримечательности столицы (Кремль, Красная
площадь). Узнавание на фото, видео.

1

Населенный пункт
Город в котором мы живем.

1

8

Город. Административные здания.

1

9

Элементы городской инфраструктуры, улицы,
площади, здания, парки. Узнавание (различение).

1

10

Село. Административные здания.

1

11

Общественные места и правила поведения в них.

1

12

«В магазине». Профессия продавца, кассира.

2

13

2

14

В больнице, поликлинике. Профессия врача,
медсестры, фармацевта.
В парикмахерской. Профессия парикмахера.

15

В театре. Профессии искусства (актеры, музыканты).

2

1

Традиции, обычаи
16

Праздник новый год в разных странах.

1

17

Традиции и обычаи нового года в России.

1

Окружающий социальный мир
3 четверть (30 ч)
№

Тема

Колчас

Дата

Предметы и материалы, изготовленные человеком
1

Представление о стекле. Свойства стекла. Правила
безопасности при обращении с предметами,
изготовленными из стекла.

2

2

Ткань. Свойства ткани. Предметы, изготовленные из
ткани.

2

3

Дерево и предметы из дерева. Свойства дерева.
Инструменты для работы с деревом.

1

14

Транспорт
4

Транспорт виды транспорта.

1

5

Наземный транспорт (рельсовый, безрельсовый).
Составные части.

1

6

Назначение наземного транспорт. Профессии людей,
работающих на транспорте.

1

7

Воздушный транспорт. Составные части. Профессии
людей, работающих на транспорте.

1

8

Водный транспорт. Составные части. Профессии
людей, работающих на транспорте.

1

9

Общественный транспорт. Правила поведения в
общественном транспорте.

1

10

Специальный транспорт. Профессии людей,
работающих на транспорте.

2

11

Обобщающий урок по теме «Транспорт».

1

Предметы быта
12

Электробытовые приборы. Назначения. Правила
пользования и ТБ.

1

13

Электронные устройства. Мобильный телефон,
персональный компьютер. Правила безопасности при
обращении

1

Страна
14

Права и обязанности гражданина России.

1

15

Документы, удостоверяющие личность гражданина
России (паспорт, свидетельство о рождении).

1

Традиции, обычаи
16

23 февраля День защитников Отечества. Традиции и
атрибуты праздника.

1

17

8 марта праздник бабушек и мам. Традиции и
атрибуты праздника.

1

Продукты питания
18

Узнавание (различение) напитков по внешнему

1
15

виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
19

Молочные продукты. Правила хранения молочных
продуктов.

2

20

Мясные продукты, готовые к употреблению
(колбаса, ветчина). Правила хранения мясных
продуктов.

2

21

Рыбные продукты, готовые к употреблению
(крабовые палочки, консервы). Правила хранения
рыбных продуктов.

2

22

Мука и мучные изделия, готовые к употреблению.
Правила хранения мучных изделий.

2

23

Полезные и вредные продукты.

1

Окружающий социальный мир
4 четверть (24 ч)
№

Тема

Кол

Дата

час
Предметы быта
1

Мебель. Предметы мебели. Назначения предметов

1

мебели.
2

Виды мебели. Различение.

1

3

Посуда. Предметы посуды. Назначение, уход.

2

4

Столовая посуда. Различие столовой посуды.

1

5

Кухонная посуда. Различение кухонной посуды.

1

6

Кухонный инвентарь. Узнавание (различение).

1

Назначение.
7

Чайная посуда. Различение чайной посуды.

1

8

Предметы интерьера (зеркало, штора). Назначение.

2

16

9

Предметы интерьера (скатерть, ваза). Назначение.

2

Квартира, дом, двор
10

Знакомство с коммунальными удобствами в

2

квартире: отопление (батарея, вода).
11

Знакомство с коммунальными удобствами в

1

квартире: канализация (вода, унитаз, сливной бачок,
трубы.
12

Знакомство с коммунальными удобствами в

1

квартире: водоснабжение (вода, кран, трубы
(водопровод), вентиль, раковина.
13

Знакомство с коммунальными удобствами в

1

квартире: электроснабжение (розетка, свет,
электричество).
14

Знание (соблюдение) правил безопасности и

1

поведения во время аварийной ситуации в доме.
Традиции, обычаи
15

Традиции и атрибуты праздника «9 мая»

2

16

Ветеран в моей семье.

1
Предметы быта

17

Осветительные приборы. Светильники (люстра,

1

настольная лампа). Узнавание и различение.
18

Часы. Различение часов (наручные, настенные).

1

Составные части часов.
19

Предметы интерьера (статуэтки, свечи). Назначение.

1

17

Описание материально - технического обеспечения образовательной
деятельности
- компьютерные обучающие игры;
- натуральные объекты, муляжи, макеты;
- предметные сюжетные картинки;
- дидактические игры: «Лото – профессий», «Пазлы профессий»
«Воздушный транспорт», «Наземный транспорт», «Водный транспорт»
«Грузовые и легковые машины» и т.д.
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную
жизнь людей, правила поведения в общественных местах.
- тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального
мира.
- интерактивная доска.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».