Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» по профилю «Полиграфия» 9 класса составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №1026. Настоящая программа предусматривает подготовку обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности и решает следующие задачи: - развитие интереса к трудовой деятельности; - формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; - освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий; - воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду; - развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета. Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках «Труд (технология)» по профилю «Полиграфия» Патриотическое воспитание: - ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Гражданское воспитание: - активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края; 2 - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. Духовно-нравственное воспитание: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Эстетическое воспитание: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязь человека с природой и социальной средой. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного образования. Трудовое воспитание: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школу, города, края) технологической и социальной направленности; - способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 3 - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его усвоения обучающимися Данная рабочая программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2). Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения и с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на других уроках. Программа включает в себя следующие основные разделы: - применение материалов и оборудования; - правила работы с материалами и оборудованием; - знакомство и работа за компьютером; 4 - работа с различным полиграфическим оборудованием (ламинатор, брошюратор, резак, принтер и т. д.); - применение и работа с компьютерными программами. На уроках обучающихся знакомят различной полиграфической продукцией, с материалами и инструментами, используемыми в полиграфии, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции из дерева. Обучающиеся соответствии с учатся организовывать используемыми свое рабочее материалами, место в инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) создают эскиз изделия, проводят анализ образца с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планируют последовательность операций по изготовлению продукта; контролируют качество выполненной работы; обсуждают полученный результат в соответствии с своими представлениями. Программа по учебному предмету «Труд (технология)» по профилю «Полиграфия» носит предметно-практическую направленность на всех этапах обучения, развивает мышление, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, изготовление и дизайн полиграфической продукции формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение предмета «Труд (технология)» по профилю «Элементы столярного дела» отводится: 5 в 9 классе - 204 часа (34 учебных недели) по 6 часов в неделю. Планируемые результаты освоения обучающимися общеобразовательной программы Обучающиеся с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости могут достичь следующих результатов обучения: овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. ✓ Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности. ✓ Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. ✓ Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. ✓ Умение соблюдать технологические процессы. ✓ Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. ✓ Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. ✓ Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности Материально-техническое обеспечение учебного предмета учебного предмета «Труд (технология)» по профилю «Полиграфия»: - методические рекомендации для учителя; 6 - полиграфическое оборудование (ламинатор, брошюратор, резак и т.д.); - инструменты и приспособления для проведения практических работ (дырокол, ручной степлер, ножницы и т.д.); - материалы для проведения практических работ (пружины, плёнка для ламинирования, обложки, картон, бумага и т.д.) - оргтехника (компьютер, принтер, сканер); - видеоподборки и презентации по темам программы; - инструкционно-технологические и технологические карты; - наглядно-демонстрационный материал; - образцы готовых изделий; - раздаточный материал. Содержание учебного предмета 9 класс Вводное занятие Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Профиль трудового обучения «Полиграфия». Беседа о профессиях, связанных с полиграфией. Знакомство с изделиями, которые предстоит выполнить. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Закрепление рабочих мест. Организация рабочего места. Материалы и оборудование, применяемое в полиграфии. Знакомство с принтером Теоретические сведения. Принтер: виды, назначение и применение. Правила работы с принтером. Правила техники безопасности при работе с принтером. Сведения и работа за компьютером. Теоретические сведения. Общие сведения о компьютере. Правила техники безопасности при работе за компьютером. Клавиатура: назначение и правила пользования. Общие сведения о программе Microsoft Office Word. 7 Создание документа Microsoft Office Word. Упражнения. Включение компьютера, загрузка и выключение компьютера. Создание документа и набор текста. Отбор картинок на определенную тему. Печать картинок и документов на принтере. Изготовление блокнота для записей. Изделие. Блокнот для записей с магнитом. Теоретические сведения. Материалы, применяемые для изготовления блокнота. Оборудование, необходимое для изготовления блокнота Составление плана изготовления блокнота. Общие сведения о магнитной ленте. Общие сведения о компьютере. Правила техники безопасности при работе за компьютером. Общие сведения о ламинаторе. Правила техники безопасности при работе с ламинатором. Общие сведения о принтере. Правила техники безопасности при работе с принтером. Общие сведения о степлере. Правила техники безопасности при работе со степлером. Работа по технологической карте (в картинках). Практические работы. Заготовка основы блокнота: отбор картинок на компьютере, печать картинки, ламинирование основы. Отсчет, складывание и выравнивание листов. Скрепление листов степлером. Приклеивание магнитной ленты. Изготовление магнитов Изделия. Магниты. Теоретические сведения. Материалы, применяемые для изготовления магнита. Составление плана изготовления магнита. Общие сведения о магнитной ленте. Правила техники безопасности при работе за компьютером. Правила техники безопасности при работе с ламинатором. Упражнения. Отбор картинки на компьютере для магнита. Ламинирование. 8 Практические работы. Отбор картинки на компьютере для магнита. Ламинирование картинки. Вырезание магнита. Крепление магнитной ленты. Вводное занятие План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация и подготовка рабочего места. Материалы, применяемые в полиграфии. Оборудование, применяемое в полиграфии. Техника безопасности при работе на полиграфическом оборудовании. Знакомство с брошюратором. Теоретические сведения. Брошюратор: назначение, применение и основные части. Правила работы с брошюратором. Техника безопасности при работе с брошюратором. Форматы бумаги. Понятие перфорация. Способы перфорации. Упражнения. Перфорирование листов разных форматов с помощью брошюратора. Изготовление обложки. Изделие. Обложка для блокнота. Теоретические сведения. Материалы, применяемые для изготовления обложки. Знакомство с фотобумагой, её свойства и виды. Составление плана изготовления обложки. Общие сведения о компьютере. Правила техники безопасности при работе за компьютером. Общие сведения о ламинаторе. Правила техники безопасности при работе с ламинатором. Общие сведения о принтере. Правила техники безопасности при работе с принтером. Общие сведения о брошюраторе. Техника безопасности при работе с брошюратором. Работа по технологической карте (в картинках). Практические работы. Отбор картинок на компьютере, печать картинки, ламинирование обложки. Перфорирование обложки с помощью брошюратора. 9 Изготовление блокнота. Изделие. Изготовление блокнота с помощью брошюратора. Теоретические сведения. Сведения о блокнотах: виды, назначение, применение. Материалы, применяемые для изготовления обложки и блокнота. Последовательность изготовления обложки и блокнота. Общие сведения о фотобумаге. Оборудование, необходимое для изготовления блокнота. Общие сведения о компьютере. Правила техники безопасности при работе за компьютером. Общие сведения о ламинаторе. Правила техники безопасности при работе с ламинатором. Общие сведения о принтере. Правила техники безопасности при работе с принтером. Общие сведения о брошюраторе. Техника безопасности при работе с брошюратором. Работа по технологической карте (в картинках). Практические работы. Заготовка обложки: отбор картинок на компьютере, печать картинки, ламинирование обложки. Перфорирование обложки с помощью брошюратора. Отсчет, складывание и выравнивание листов. Перфорирование листов блокнота. Скрепление блокнота с помощью тесьмы, шнура или ленты. Вводное занятие План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. Материалы, применяемые в полиграфии. Оборудование, применяемое в полиграфии. Техника безопасности при работе на полиграфическом оборудовании. Общие сведения о брошюраторе. Теоретические сведения. Брошюратор: назначение, применение и основные части. Правила работы с брошюратором. Техника безопасности при работе с брошюратором. Знакомство с пружиной: её свойства, назначение и применение. Правила установки пружины в гребень 10 брошюратора. Правила установки пружины в отверстия листов. Упражнения. Перфорирование листов разных форматов с помощью брошюратора. Установка пружины в гребень брошюратора. Установка пружины в отверстия листов. Изготовление блокнота с пружиной. Изделие. Блокнот для записей с пружиной. Теоретические сведения. Сведения о блокнотах: виды, назначение, применение. Материалы, применяемые для изготовления обложки и блокнота. Последовательность изготовления блокнота. Оборудование, необходимое для изготовления блокнота. Общие сведения о фотобумаге. Общие сведения о компьютере. Правила техники безопасности при работе за компьютером. Общие сведения о ламинаторе. Правила техники безопасности при работе с ламинатором. Общие сведения о принтере. Правила техники безопасности при работе с принтером. Общие сведения о брошюраторе. Техника безопасности при работе с брошюратором. Общие сведения о пружинах. Правила установки пружины в гребень брошюратора. Работа по технологической карте (в картинках). Практические работы. Заготовка обложки: отбор картинок на компьютере, печать картинки, ламинирование обложки. Перфорирование обложки с помощью брошюратора. Отсчет, складывание и выравнивание листов. Перфорирование листов. Скрепление листов с помощью пружины. Сведения и работа за компьютером Теоретические сведения. Общие сведения о компьютере. Знакомство с рабочим столом. Сведения о папках на рабочем столе компьютера. Общие сведения о программе MicrosoftOfficeWord. Правила техники безопасности при работе за компьютером. Способы редактирования текста. Упражнения. Создание папки на рабочем столе компьютера, 11 переименование папки. Создание документа MicrosoftOfficeWord. Набор текста в программе MicrosoftOfficeWord. Редактирование текста. Изготовление открытки Теоретические сведения. Сведения об открытках: виды и их назначение. Форматы открыток. Материалы, применяемые для изготовления открытки. Составление плана изготовления открытки. Оборудование, необходимое для изготовления открытки. Техника безопасности при работе на полиграфическом оборудовании. Упражнения. Набор текста в программе MicrosoftOfficeWord. Редактирование текста. Ламинирование. Практические работы. Отбор картинки для открытки. Набор текста открытки в программе MicrosoftOfficeWord. Редактирование текста открытки. Печать открытки с двух сторон. Ламинирование открытки. Вводное занятие План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. Материалы, применяемые в полиграфии. Оборудование, применяемое в полиграфии. Техника безопасности при работе на полиграфическом оборудовании. Работа за компьютером Теоретические сведения. Общие сведения о компьютере. Рабочий стол компьютера. Сведения о папках на рабочем столе компьютера. Общие сведения о программе MicrosoftOfficeWord. Правила техники безопасности при работе за компьютером. Способы редактирования текста. Корзина на рабочем столе компьютера и способы очистки корзины. Способы копирования, переноса, удаления файлов. Упражнения. Создание папки на рабочем столе компьютера, переименование папки. Создание документа MicrosoftOfficeWord. Набор текста в программе MicrosoftOfficeWord. Редактирование текста. Копирование, перенос и удаление файлов. 12 Резак для бумаги. Теоретические сведения. Резак: виды, назначение, применение и основные части. Правила работы с резаком. Техника безопасности при работе с резаком. Упражнения. Нарезка листов разных форматов с помощью резака. Изготовление записной книжки Изделие. Записная книжка с пружиной. Теоретические знания. Сведения о записных книжках: виды, форматы, назначение. Материалы, применяемые для изготовления записной книжки. Анализ образца записной книжки совместно с учителем. Последовательность изготовления записной книжки. Оборудование, необходимое для изготовления записной книжки. Техника безопасности при работе на полиграфическом оборудовании. Практические работы. Заготовка обложки записной книжки: отбор картинок на компьютере, набор текста для обложки и его редактирование, печать и ламинирование обложки. Перфорирование обложки с помощью брошюратора. Нарезка листов определенного формата для книжки. Отсчет, складывание и выравнивание листов. Перфорирование листов записной книжки. Скрепление записной книжки с помощью пружины. 9 «Г» класс (204 часа) I четверть (54 часа) № Темы и содержание занятий п/п 1. Трудовой профиль «Полиграфия». 2. Беседа о профессиях, связанных Кол-во часов 1 с Календ. сроки 1 полиграфией. 3. Правила поведения в мастерской. 1 4. Правила безопасной работы в мастерской. 1 5. Организация и подготовка рабочего места. 1 13 6. Материалы и оборудование, применяемое в 1 полиграфии. 7. Техника безопасности при работе на 1 и 1 с 1 полиграфическом оборудовании. 8. Знакомство с принтером: - виды принтеров, их назначение применение; - техника безопасности при работе принтером; - правила работы с принтером. 9. 1 Сведения и работа за компьютером: - общие сведения о компьютере; 1 - части компьютера; 1 - техника безопасности при работе на 1 компьютере; правила 1 - сведения о программе Microsoft Office 1 - клавиатура: назначение и пользования; Word; 10. - включение и загрузка компьютера; 1 - создание документа Microsoft Office Word; 1 - набор текста в документе; 2 - печать документа на принтере; 1 - отбор и печать картинок на принтере; 2 - выключение компьютера. 1 Блокнот для записей с магнитом: - сведения о блокнотах; 1 - материалы, применяемые для изготовления 1 блокнота; 14 - сведения о магнитной ленте; - оборудование, необходимое 1 для 1 изготовления блокнота; - сведения о компьютере; 1 - правила техники безопасности при работе за 1 компьютером; - сведения о принтере; 1 - правила техники безопасности при работе с 1 принтером; - сведения о ламинаторе; 1 - правила техники безопасности при работе с 1 ламинатором; - сведения о степлере; 1 - правила техники безопасности при работе 1 со степлером; - составление плана изготовления блокнота; 1 - заготовка основы блокнота; 2 - отсчет, складывание и выравнивание листов 2 блокнота; 11. - скрепление листов степлером; 2 - приклеивание магнитной ленты. 1 Изготовление магнитов: - сведения о магнитах; 1 - сведения о магнитной ленте; 1 - материалы, применяемые для изготовления 1 магнита; - составление плана изготовления магнита; 1 - отбор и печать картинки для магнита; 2 - ламинирование картинки для магнита; 2 15 - вырезание магнита; 2 - крепление магнитной ленты. 1 II четверть (42 часа) № Темы и содержание занятий п/п 1. Правила поведения в мастерской. Кол-во часов 1 2. Правила безопасной работы в мастерской. 1 3. Организация и подготовка рабочего места. 1 4. Материалы, применяемые в полиграфии. 1 5. Оборудование, применяемое в полиграфии. 1 6. Техника безопасности при работе на Календ. сроки 1 полиграфическом оборудовании. 7. Знакомство с брошюратором: - брошюратор: назначение и применение; 1 - основные части брошюратора; 1 - правила работы с брошюратором; 1 - техника безопасности при работе с 1 брошюратором; - форматы бумаги; 1 - понятие перфорация; 1 - способы перфорации; 1 помощью 2 - материалы, применяемые для изготовления 1 - перфорирование листов с брошюратора. 8. Изготовление обложки: обложки; - знакомство с фотобумагой, её свойства и 1 виды; - оборудование, необходимое для 1 16 изготовления обложки; - техника безопасности при работе на 1 полиграфическом оборудовании; - составление плана изготовления обложки; 1 - сведения о брошюраторе; 1 с 1 на 1 - печать картинки и ламинирование обложки; 2 - техника безопасности при работе брошюратором; - отбор картинок для обложки компьютере; помощью 2 - сведения о блокнотах: виды, назначение, 1 - перфорирование обложки с брошюратора. 9. Изготовление блокнота: применение; - материалы, применяемые для изготовления 1 обложки и блокнота; - сведения о фотобумаге; 1 - последовательность изготовления блокнота; 1 для 1 - техника безопасности при работе на 1 - оборудование, необходимое изготовления блокнота; полиграфическом оборудовании; - отбор картинок для обложки на 1 компьютере; - печать картинки, ламинирование обложки; - перфорирование обложки с 2 помощью 1 выравнивание 1 брошюратора; - отсчет, складывание и 17 листов; - перфорирование листов блокнота; 2 - скрепление блокнота с помощью тесьмы, 2 шнура или ленты. III четверть (60 часов) № Темы и содержание занятий п/п 1. Правила поведения в мастерской. Кол-во часов 1 2. Правила безопасной работы в мастерской. 1 3. Организация рабочего места. 1 4. Материалы, применяемые в полиграфии. 1 5. Оборудование, применяемое в полиграфии. 1 6. Техника безопасности при работе на Календ. сроки 1 полиграфическом оборудовании. 7. Общие сведения о брошюраторе: - брошюратор: назначение и применение; 1 - основные части брошюратора; 1 - правила работы с брошюратором; 1 с 1 - знакомство с пружиной: виды и её свойства; 1 - назначение и применение пружины; 1 - правила установки пружины в гребень 1 - техника безопасности при работе брошюратором; брошюратора; - правила установки пружины в отверстия 1 листов; помощью 2 - установка пружины в гребень брошюратора; 2 - перфорирование листов с брошюратора; 18 - установка пружины в отверстия листов. 8. 2 Изготовление блокнота с пружиной: - сведения о блокнотах: виды, назначение, 1 применение; - материалы, применяемые для изготовления 1 обложки и блокнота; - последовательность изготовления блокнота; для 1 - техника безопасности при работе на 1 - оборудование, необходимое 1 изготовления блокнота; полиграфическом оборудовании; - сведения о пружинах; 1 - правила установки пружины в гребень 1 брошюратора; - отбор картинок для обложки на 1 компьютере; - печать картинки, ламинирование обложки; - перфорирование обложки с 2 помощью 1 выравнивание 1 брошюратора; - отсчет, складывание и листов; 9. - перфорирование листов блокнота; 2 - скрепление листов с помощью пружины. 2 Сведения и работа за компьютером: - сведения о компьютере; 1 - правила техники безопасности при работе за 1 компьютером; - знакомство с рабочим столом; 1 - папки на рабочем столе компьютера; 1 19 - создание папки на рабочем столе 1 компьютера; - переименование папки; 1 - сведения о программе MicrosoftOfficeWord; 1 - создание документа MicrosoftOfficeWord; 1 - набор текста в программе 1 MicrosoftOfficeWord; - способы редактирования текста. 10. 2 Изготовление открытки: - сведения об открытках; 1 - форматы открыток; 1 - материалы, применяемые для изготовления 1 открытки; для 1 - техника безопасности при работе на 1 - оборудование, необходимое изготовления открытки; полиграфическом оборудовании; - составление плана изготовления открытки; 1 - отбор картинки для открытки; 1 - набор текста открытки в программе 1 MicrosoftOfficeWord; - редактирование текста открытки; 2 - печать открытки с двух сторон; 1 - ламинирование открытки. 2 IV четверть (48 часов) № Темы и содержание занятий п/п 1. Правила поведения в мастерской. 2. Правила безопасной работы в мастерской. Кол-во часов 1 Календ. сроки 1 20 3. Организация рабочего места. 1 4. Материалы, применяемые в полиграфии. 1 5. Оборудование, применяемое в полиграфии. 1 6. Техника безопасности при работе на 1 полиграфическом оборудовании. 7. Работа за компьютером: - сведения о компьютере; 1 - правила техники безопасности при работе за 1 компьютером; - рабочий стол компьютера; 1 - папки на рабочем столе компьютера; 1 - создание папки на рабочем столе 1 компьютера; - переименование папки; 1 - сведения о программе MicrosoftOfficeWord; 1 - создание документа MicrosoftOfficeWord; 1 - набор текста в программе 2 MicrosoftOfficeWord; - способы редактирования текста; 2 - корзина на рабочем столе компьютера; 1 - способы очистки корзины; 1 - способы копирования, переноса, удаления 1 файлов; - копирование, перенос и удаление файлов. 8. 2 Резак для бумаги: - резак: виды, назначение, применение; 1 - основные части резака; 1 - правила работы с резаком; 1 - техника безопасности при работе с резаком; 1 21 - нарезка листов разных форматов с помощью 2 резака. 9. Изготовление записной книжки: - сведения о записных книжках: виды, 1 форматы, назначение; 1 - материалы, применяемые для изготовления 1 записной книжки; - анализ образца записной книжки; 1 - последовательность изготовления записной 1 книжки; для 1 - техника безопасности при работе на 1 - оборудование, необходимое изготовления записной книжки; полиграфическом оборудовании; - заготовка обложки записной книжки: отбор 1 картинок на компьютере; - набор текста для обложки и его 2 редактирование; - печать и ламинирование обложки; помощью 1 - нарезка листов определенного формата для 2 - перфорирование обложки с 1 брошюратора; книжки; - отсчет, складывание и выравнивание 1 листов; - перфорирование листов записной книжки; 2 - скрепление записной книжки с помощью 2 пружины. 22