РП АООП вар.2 Растениеводство 8-9 кл.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Труд (технология)» профильного
труда «Растениеводство» составлена на основе Федеральной адаптированной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 № 1026
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных возможностей.
Целью учебного курса по предмету «Труд (технология)» профильного труда
«Растениеводство» является оказание социально-психологической поддержки
учащихся в их профессиональной ориентации и профессиональном
самоопределении, в осознанном выборе профессии и пути дальнейшего
профессионального образования. Трудовое обучение носит коррекционную и
практическую направленность, что определяется содержанием и структурой
учебного предмета.
Практический курс направлен на освоение учащимися навыков организации,
планирования декоративного оформления помещений, выращиванию
комнатных растений.
Цели:
- овладение трудовыми и специальными компетенциями, безопасными
приемами труда; умениями рациональной организации трудовой
деятельности
- развитие познавательных интересов, пространственного воображения,
творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности
к самостоятельному поиску и использованию информации для решения
практических задач, к анализу трудового процесс

2

-

воспитание трудолюбия,

бережливости,

аккуратности,

целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности,
уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их
труда.
Задачи обучения:
o

Формирование

прочных

профессионально-трудовых

компетенций.
o

Формирование эстетических представлений и вкуса.

o

Формирование практических умений по выращиванию

растений и уходу за ними.
o

Формирование

практических

умений,

связанных

с

проведением наблюдений и опытов.
o

Формирование у учащихся ответственного отношения к

труду, к окружающей среде, к деятельности по её сохранению и
улучшению.
o

Развитие мышления, способности к пространственному

анализу.
o

Развитие интереса обучающихся к изучению растений.

o

Развитие интереса школьников к профессиям, связанным с

выращиванием растений и уходом за ними.
o

Воспитание культуры труда и умение использовать в

практической деятельности общеобразовательных знаний и умений.
o

Озеленение территории и помещений школы.

Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках
растениеводства:
2. Гражданского воспитания:
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
3

институтов в жизни человека;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4. Эстетического воспитания:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
5. Ценности научного познания:
5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим

занятий

и отдыха,

регулярная

физическая

активность);
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
4

направленности,
7.2.

Способность

инициировать,

планировать

и

самостоятельно

выполнять такого рода деятельность;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
8. Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования

поступков и оценки их возможных последствий для

окружающей среды;
8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Общая характеристика предмета профильный труд «Растениеводство».
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
- обучение обязательному общественно полезному, производительному
труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных
видов труда дома, в семье и по месту жительства;- коррекция и развитие
познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления, речи);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе
формирования практических умений; в процессе знакомства с живой
природой необходимо развивать у учащихся речь, мышление, инициативу,
наблюдательность при систематическом наблюдении за ростом и развитием
опытных растений, сравнении их, учете результатов наблюдений и умения
сделать правильный вывод из них;
5

-формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности;
- воспитание бережного отношения к природе, сообщение учащимся
элементарных знаний об окружающей нас природе (вода, воздух, почва,
солнечный свет и тепло, о растения, их жизнь и среда обитания, взаимосвязь
живой и неживой природы;
-формирование грамотности в области естествознания: формирование
правильного понимания и отношения к природным явлениям (дождь, снег,
ветер, туман, чередование времен года и изменения в жизни растений и т.д.);
- формирование практических умений по выращиванию растений и
уходу за ними:
• учить обращаться с современным садово-огородным инвентарем;
•учитьвыполнять работу:
- с почвой;
- с семенами;
- по выращиванию рассады
- по пересадке, посадке растений;
- по уходу за растениями;
- создавать и поддерживать условия для роста и развития растений;
- соблюдать правила техники безопасности при выполнении работ;
- формирование функциональной грамотности в процессе изучения
предмета.
- реализация мероприятий федерального проекта «Современная школа»
национального проекта « Образование» по формированию у обучающихся
навыков выращивания рассады культурных растений (овощей, цветов и т.д.)
вне зависимости от климатических условий с использованием теплицы ,
оборудованной LED-светильниками ( обеспечение условий для фотосинтеза),
датчиками влажности, температуры, освещенности (для анализа окружающей

6

среды); датчиками химического состава контроль (состава почвы и воздуха)
навыков использования современных технологий.
Место предмета в учебном плане.
Количество часов на изучение дисциплины:
8 Г- 3 часа;
9 Г -5 часов;
9 В -3 часа в неделю
Клас

8г

9г

9в

Коли

102

170

102

с
чество
часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Усвоение

детьми

систематических

и

последовательных

знаний

окружающем мире природы, в том числе и о цветковых растениях и способах
ухода за ними. На их основе закладываются первичные представления о среде
обитания человека. Создаются

необходимые условия для успешного

усвоения всего цикла природоведческих дисциплин.
Содержание учебного предмета
Выращивание комнатных растений. Определение необходимости
полива растения. Определение количества воды для полива. Полив растения.
Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание
растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов.
Выращивание растений в открытом грунте.

7

Перекапывание почвы. Рыхление почвы. Внесение органических
удобрений в почву. Приготовление компоста. Оформление грядки и
междурядья. Изготовление бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание ямы.
Подготовка семян к посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый
грунт. Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание
овощей. Срезание овощей. Подготовка овощей к хранению (очищение от
земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистка и мытье садового инвентаря
Основные разделы дисциплины:
1) Знакомство с разнообразием садово - огородного инвентаря :
накомство с устройством и обращение с современным садово-огородным
инвентарем. (применение, хранение техника безопасности)
Оборудование теплицы. Устройства поддержания необходимых условий для
роста растений ( в том числе и комнатных).
2) Общие представления о растениях: понятие о жизненных формах растений,
изучение строения растения, функций органов растения , в том числе и с
использованием гербариев.
3) Практические работы с почвой, семенами, растениями в условиях теплицы.
Полный цикл развития растения из семени ( в том числе и комнатных),
получение плодов, с последующей заготовкой семян. Приемы посева,
посадки, применения разных техник проращивания. Улучшение условий
роста и развития растений в условиях теплицы. .
4) Классификация растений. Определение видов культур растений. Изучение
видов культур растений. Практические работы по выращиванию изученных
растений
5) Практические работы: работа на пришкольном участке с использованием
современного инвентаря. Уход за растениями участка, уход за комнатными
растениями в школе. Практические работы с растениями в теплице ( в том
числе и комнатных), пересадка на участок

8

9 клас
I четверть.
I. Вводное занятие.
Экскурсия с целью наблюдения « Мир растений.»
Экскурсия на пришкольный участок
II. Общие представления о растения.
а) комнатные растения, растения на участке, в теплице;
б) строение растений, уход, способы размножения;
в) инвентарь для ухода за комнатными растениями;
б) бережное отношение к растениям.
1.Растения в разное время года.
а) природа осени, сбор плодов и семян;
б) засушивание цветов, листьев (понятие о гербарии с демонстрацией
готовых образцов)
III. Знакомство со специальным инвентарем и устройством теплицы.
•

Для обработки земли: лопата, грабли, мотыга. Устройство (ручка,

рабочая часть).
Садовый набор «Торнадо» .Устройство, применение.
Правила техники безопасности. Приёмы работы с инструментами в
работе с растениями (практическое занятие). Ручной инвентарь.
•

Для полива: шланг, лейка, ведро, ковш, шланг. Приёмы

пользования. Устройство. Практическое применение.
Практическое применение инвентаря для работы на клумбе.
•Оборудование теплицы для поддержания условий роста растений
(назначение дополнительного освещения и датчиков - тестеров в
теплице).
Правила техники безопасности.
Хранение инвентаря и оборудования.
2. Комнатные растения.
9

а) уход за растениями в школе и теплице (основные приемы ухода,
удобрение почвы, обработка от вредителей, пересадка, перевалка, замена
верхнего слоя почвы, обрезка, черенкование и т.д.);
б) укоренение отростков и перенос растений в теплицу;
в) заготовка поливной воды.
II четверть
IV. Практические работы с почвой в теплице:
- изготовление почвенных смесей для растений (практическая работа),
- заготовка дренажа (для пересадки и посадки черенков комнатных
растений)
- заполнение емкостей для посадки и пересадки растений (алгоритм
действий)
- пересадка растений и посадка черенков в горшок.
- подготовка емкостей для выращивания рассады однолетних культур.
- выполнение творческих работ с семенами растений.
Практические работы с семенами растений в теплице.
- строение семени,
- проращивание семян,
- развитие растений из семян,
- определение семян на всхожесть (практическое
занятие в теплице)
III четверть
V. Классификация растений.
1. Овощные и зерновые культуры (практические занятия в теплице).
а) Лук, чеснок. Разновидности, значение, выращивание в тепличных
условиях. Отбор посадочного материала (посадка лука и чеснока на перо,
наблюдение, уход).
б) Овес, пшеница, ячмень. Значение и применение. Проращивание
зелени в тепличных условиях на корм животным и птицам.
10

в) Пасленовые (помидор, баклажан, перец). Разновидности, значение.
Выращивание рассады в тепличных условиях (посев наблюдение, уход).
2. Цветочно-декоративные культуры (практические занятия в теплице).
•

Изучение однолетних культур: бархатцы.

•

Изучение многолетних культур: ирисы.

•

Подготовка семян и емкостей для посева на рассаду (ящики),

посев, наблюдение, пикировка.
•

Практические работы по уходу растениями.

•

Правила техники безопасности при проведении практических

работ.
3. Огородные растения.
а) овощи, название,
значение на нашем столе;
б) дидактические игры с использованием муляжей.
4. Садовые растения.
а) название фруктов и ягод, значение для здоровья;
б) дидактические игры с использованием муляжей.
5. Растения Астраханской области:
а) названия растений(садовые ,огородные, бахчевые и т.д.) для чего
выращивают;
б) посев на рассаду семян овощных культур региона (на выбор);
в) лекарственные растения АО (в том числе и комнатные);
г) посев семян лекарственных трав, комнатных растений (на выбор).
IV четверть
VII. Проведение весенних работ на пришкольном участке и уход за
комнатными растениями.
1 .Подготовка грядок к высадке рассады с использованием современных
инструментов:
- определение мест высадки рассады;
11

- перекопка, формирование грядок, разметка мест посадки с помощью
облегченных лопат;
- рыхление и выравнивание грядок наборами «Торнадо», мотыгами,
зубчатыми граблями;
- выкопка лунок и пересадка рассады из теплицы в грунт садовыми
лопатками;
- пересадка комнатных растений из теплицы в грунт с использованием
инвентаря;
- полив из леек с насадками;
- соблюдение техники безопасности при проведении работ на участке.
2.Уход и наблюдение за растениями. Практическое повторение и
закрепление.
Подведение итогов года.
8Г класс
I четверть
I. Вводное занятие: «Мир вокруг нас».
Экскурсия в природу (Наблюдение за растениями ранней осенью)
Экскурсия на пришкольный участок. Определение видов работ на участке
ранней осенью.
II. Общие представления о растениях.
а) растения на пришкольном участке (повторение)
б) растения в классе (повторение)
1. Природа, окружающий нас мир и бережное отношения к растениям:
а) разновидность растений (повторение)
б) уход за комнатными растениями (практическое повторение)
в) виды работы на пришкольном участке (практическое повторение)
12

2. Времена года и их чередование. Понятие цикличности в природе.
- Природа осенью
- Сбор природного материала для изготовления гербария. (Экскурсия в
природу).
Техника засушивания растений (практическое занятие).
Сбор цветочных семян на пришкольном участке.
Изготовление бумажных пакетов для хранения семян (практическое занятие).
Сортировка семян по пакетам (практическое занятие).
III. Ознакомление с разнообразием садово-огородного инвентаря.
Практические работы с инвентарем.
а) Для обработки земли: лопата, грабли, мотыга. Виды. Назначение.
б) Для полива растений: лейка, ведро, шланг. Виды. Назначение.
в) Правила техники безопасности при использовании садово-огородного
инвентаря.
г) Практическое закрепление изученного материала
II четверть
IV.Выполнение практических работ.
а) сбор мусора на участке с использованием специального инвентаря, вынос
мусора в специальный контейнер;
б) полив цветочных клумб с использованием ведра;
в) полив цветочных клумб с использованием шланга;
г) удаление сорной растительности вручную;
д) удаление сорной растительности с использованием садово-огородного
инвентаря;
е) повторение правил безопасности при использовании специального
инвентаря;
ё) подготовка пришкольного участка к зиме. Зачистка участка, перекопка
почвы, укрывание многолетних растений;
ж) работа с природным материалом (с семенами, сухоцветом, листьями,
шишками и т.д.). Знакомство с видами природного материала
(практическое занятие);
13

з) повторение правил безопасности при выполнении работ с
ножницами, иголкой, бросовым материалом (практическое занятие);
и) повторение изученного материала с практическим закреплением.
III четверть
V.Классификация растений.
1.Определение овощных культу: виды овощных культур.
а) Луковичные культуры: репчатый лук, чеснок Различие и сходство лука и
чеснока. Значение выращивания лука на перо в комнатных условиях.
Подготовка и удобрение почвы (практическая работа). Отбор посадочного
материала, посадка луковиц в грунт (практическая работа).
б) Зернобобовые культуры: горох, соя, фасоль, бобы, чечевица. Значение,
различие и сходство гороха и фасоли.
в) Тыквенные культуры: огурец, тыква. Признаки тыквенных растений.
Значение выращивания.
2. Выполнение практических работ:
а) посадка луковичных культур в почвенную смесь;
б) полив посевного материала;
в) уход и наблюдение;
г) посадка зерновых культур в почвенную смесь;
д) полив посевов;
е) уход и наблюдение за посаженными растениями.
З. Цветочные растения:
а) Комнатные растения: герань, аспидастра, кливия, традесканция. Различие.
Уход за комнатными растениями. Ручной инвентарь для ухода за
комнатными растениями. Выращивание герани. Размножение. Уход.
Наблюдение.
4. Повторение изученного материала с практическим закреплением.
5. Правила техники безопасности при проведении практических работ.
14

IV четверть
VI. Проведение весенних работ на пришкольном участке
Сгребание прошлогодней травы, листвы в кучи.
Вынос мусора в ведрах в специальный контейнер.
Определение места и направления для подметания. Подметание территории.
Правила техники безопасности при работе с садово-огородным инвентарем.
Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы. Размётка мест посадки
растений. Выкопка лунок по размётке и посадка в них рассады.
Первоначальный полив растений.
Наблюдение. Уход за растениями, полив, рыхление почвы, удаление
сорняков.
Практическое повторение: весенние работы в цветнике.
Самостоятельная работа: размётка посевных рядков, посев семян цветковых
растений.
VII. Подведение итогов года
9 В класс.
I четверть
I. Вводное занятие: «Многообразие растительного мира. Значение
растений и их охрана».
Экскурсия в природу.
Экскурсия на пришкольный участок.
II. Общие представления о растениях.
а) деревья: ясень, дуб, береза, сосна, ель, акация. Экскурсия в природу.
б) кустарники: сирень, шиповник, роза, туя. Экскурсия в природу.
в) травянистые растения целебные и ядовитые. Правила техники
безопасности при работе с травами. Экскурсия в природу.
15

г) среда роста растений: вода, земля, камни, горы.
д) условия необходимые для жизни растений:
- почва — верхний слой земли.
- основное свойство почвы — плодородие.
- обработка почвы на пришкольном участке: вскапывание и боронование
лопатой и граблями, рыхление почвы мотыгами (практическое занятие). --экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.вода: свойства, значение для растений. Измерение температуры воды
(практическое занятие). три состояния воды.
- полив растений с использованием лейки, шланга, ведра.
- воздух, свойства воздуха, температура воздуха, как важный фактор роста
растений, кислород.
е) строений цветковых растений. Корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.
Экскурсия в природу.
ж) повторение изученного материала с практическим закреплением.
III. Знакомство с разнообразием инвентаря.
Обращение с садово-огородным инвентарем.
1. Для обработки земли: лопата, грабли, тяпка. Устройство, функциональное
значение каждой части (рабочая часть, ручка).
- правила техники безопасности при работе с инвентарем для обработки
почвы.
- приемы использования лопаты в работе с растениями (практическое
занятие).
- приемы использования тяпки в работе с растениями (практическое занятие).
- приемы использования граблей в работе с растениями (практическое
занятие).

16

2. Для полива: лейка, ведро, шланг.
- устройство,приемы использования.
- правила техники безопасности при работе с садово-огородным инвентарем,
предназначенным для полива.
- использование инвентаря в работе с растениями (практическое занятие).
3. Мелкий ремонт инвентаря, виды ремонта.
4. Хранение и уход за инвентарем.
5. Повторение изученного материала с практическим закреплением.
II четверть
III. Выполнение практических работ.
а) с семенами:
развитие растений из семян, строение семени, всхожесть семян, определение
на всхожесть(практическая работа), условия, необходимые для прорастания
семян, проростки семян, составление графика наблюдения за семенами, посев
и полив семян (практические работы).
б) с почвой:
изготовление почвенных смесей для растений (практическая работа), мытье
горшков и поддонов,
наполнение почвой горшков и ящиков, определение влажности, сухости
почвы, определение количества воды для полива растений.
в) уход за растениями:
подкормка растений удобрениями,
удобрения органические и минеральные (практическая работа),
орошение почвы (практическая работа).
г)практическая работа с комнатными растениями:
размножение растений черенками корней, стеблей, листьев.
17

Размножение герани стеблевыми черенками (практическое занятие),
размножение пиона корневыми черенками, размножение фиалки листьями
(практические занятия).
д) повторение изученного материала с практическим закреплением.
III четверть.
IV.Классификация растений.
1.Овощные культуры.
а) луковичные овощные культуры.
Лук. Разновидности, значение, выращивание лучных перьев в комнатных
условиях, подготовка и удобрение почвы (практическая работа).
Отбор посадочного материала, посадка луковиц в грунт (практическая
работа), уход и наблюдение за растениями.
б) зеленые овощные культуры.
Укроп, салат, петрушка, полезные свойства, выращивание зеленых овощных
культур в тепличных условиях, подготовка ящиков для посева, подготовка
почвы, посев, уход за посевами, составление графика наблюдения за
посевами.
в) зернобобовые овощные культуры.
Горох, фасоль, полезные свойства, выращивание, подготовка почвы,
проращивание семян, посев, уход за посевами.
г) наблюдение и уход за посаженными растениями
2. Цветочно-декоративньяе культуры.
а) виды цветочно-декоративных культур, однолетние цветочные растения,
многолетние цветочные растения.
б) изучение однолетних цветочных растений: бальзамин, петуния, шафран.
в) изучение многолетних цветочных культур: флокс, пион, тюльпан, лилия.

18

г) подготовка почвы и семян для посева на рассаду (практическое занятие),
посев семян в ящики, полив, наблюдение (практическое занятие).
Уход за цветочной рассадой.
3. Повторение изученного материала с практическим закреплением.
4. Правила техники безопасности при проведении практических работ.
IV четверть
V. Проведение весенних работ на пришкольном участке.
Собирание мусора в ведра, вынос мусора в специальный контейнер, правила
техники безопасности при работе по уборке мусора, сгребание прошлогодней
травы в кучи граблями, погрузка травы на носилки, вынос травы в
компостную яму, подметание территории, определение места и направления
для подметания, выбор места на участке для цветника.
Перекопка почвы. Оформление краев цветочных гряд. Выравнивание краев
цветочных гряд. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы. Разметка
мест посадки. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады.
Первоначальный полив (дальнейший по необходимости).
Правила техники безопасности при проведении весенних работ на
пришкольном участке.
1. Практическое повторение: весенние работы в цветнике.
2. Самостоятельная работа: разметка посевных рядков, посев семян
цветковых растений.
9 Г класс
I четверть
1.
2.

Вводное занятие - экскурсия «Мир растений»
Экскурсия «Мир растений».

1
2

3.
4.

Жизненные формы растений.
Строение растения.

2
4
19

5.
6.

Уход и содержание комнатных растений.
Практическая работа с растениями.

2
4

7.

Способы и правила ухода за комнатными растениями.
Практическая работа с растениями.

1
4

Ручной инвентарь, для ухода за комнатными растениями.
Устройство, применение.
Техника безопасного применения.
Устройство теплицы. Экскурсия в теплицу.
Оборудование теплицы для поддержания роста растений.
Специальный инвентарь
Инвентарь для обработки почвы.
Лопата, грабли, мотыга.
Инвентарь для полива.

1
2
1
1
2
2
2
2
2

18.

Практическое применение инвентаря на участке в сезонных
работах по уходу за растениями.

6

19

Гербарий.
Засушивание листьев и цветов
Правила ухода за комнатными растениями.
Практические работы.

2

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

20

3

2 четверть
1
2

Почва. Виды почв.
Плодородие.
Составление почвенной смеси.
Практически работы в теплице.

3

Дренаж. Заготовка дренажа.
Практические работы в теплице.

4

Заполнение емкостей для посева, посадки.
Посадка черенков комнатных растений в почву.

5

Строение семени.
Практическая работа с семенами в теплице.

6

Определение всхожести семян.
.

20

7

Практические работы в теплице.

8

Творческая работа с семенами растений.
Панно из семян.
3 четверть

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Овощные культуры.
Огородные растения.
Лук.
Чесок.
Укроп
.Петрушка.
Цветочно-декоративные культуры
Однолетние , многолеьние культуры.
Бархатцы.
Циннии.
Подготовка к посеву семян в теплице.
Посев семян в теплице.
Уход за рассадой в теплице.
Фрукты и ягоды.
Садовые растения ( игры с муляжами, домино, карточками).
Растения Астраханского края.
Уход за комнатными растениями весной.
Практические работы на участке .
4 четверть

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Определение сезонных работ на пришкольном участке.
Определение видов практических работ в теплице.
Подготовка почвы для высадки рассады
Подготовка рассады, работы в теплице.
Планирование посадок. Пересадка рассады в грунт.
Пересадка комнатных растений в грунт.
Уход за посадками, полив, рыхление
Удаление сорной травы. Прополка.
Практическое повторение и закрепление.
Подведение итогов года

8Г класс
1 четверть
1
2
3
4
5

Мир растений. (экскурсия)
Растения на пришкольном участке.
Комнатные растения .
Уход за растениями.
Практические работы по уходу за растениями.
21

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
15

Виды осенних работ на пришкольном участке.
Практические работы на пришкольном участке.
Понятие о цикличности в природе.
Понятие об экологии. Акция «Чистые берега».
Сбор природного материала.(экскурсия «Подарки осени»)
Знакомство с инвентарем для обработки почвы.
Грабли веерные. (устройство , применение, техника
безопасности)
Знакомство с инвентарем для полива.
Лейка. (устройство , применение, техника безопасности)
Практические работы на участке с применением инвентаря.
Сбор семян растений на участке.(экскурсия)
Изготовление пакетов для семян.
Сортировка семян, заполнение пакетов.
2 четверть

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Практическая работа с инвентарем, техника безопасной
работы.
Лопата. Устройство, практическое применение .
Практическая работа на участке с лопатой.
Зубчатые грабли. Устройство, практическое применение
Практическая работа на участке.
Уход за комнатными растениями. Основные правила.
Ручной инвентарь.
Особенности зимнего ухода за комнатными растениями.
Практическое повторение и закрепление навыков ухода за
комнатными растениями.
Семена растений.
Экскурсия « покормите птиц зимой»
Практическая работа с семенами растений.
3 четверть

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Виды овощных культур АО
Луковичные культуры.
Строение, значение, практическая работа.
Посадка лука на перо в стакан.
Посадка лука на перо в почву.
Альтернативная посадка луковичных.
Тыквенные культуры АО
Строение, значение , семена.
Сортировка семян.
Творческая работа с семенами тыквенных культур.
Посадка семян тыквенных культур. Практическая работа.
Зерновые злаки АО
Значении. Строение семени.
Проращивание семян зерновых (овес)
22

15
16
17
15

Сортировка семян зерновых и тыквенных культур.
Комнатные растения.
Уход за комнатными растениями.
Пересадка комнатных растений.
4 четверть

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Виды весенних работ на участке.
Определение видов работ на школьном дворе.
Подметание территории, использование инструментов.
Зачистка клумб от растительного мусора.
Сгребание мусора и растительных остатков граблями.
Контейнер для мусора.
Рыхление почвы с помощью инструментов.
Практическая работа на клумбе.
Использование лопатки для разметки лунок.
Посадка растений в лунку.
Первоначальный полив растений.
Ручной инвентарь для ухода за растениями на участке.
Полив из лейки. Правила, техника безопасной работы.
Практические работы по уходу за растениями на участке.
Практическое повторение и закрепление навыков полива и
рыхления.
Практическое повторение навыков ухода за комнатными
растениями.
Подведение итогов года.
9 В класс
1 четверть

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Вводное занятие «Многообразие растительного мира».
Растения на участке.
Деревья.
Кустарники.
Травы.
Осенние изменения в жизни растений.
Плоды и семена.
Экскурсия « Осенняя корзинка»
Среда роста растений.
Почва. Верхний слой земли. Плодородие.
Обработка почвы на пришкольном участке.
Мотыга, мотыжка ручная.( Практическое применение,
устройство т.б.
Практичкская работа с мотыгой.
Вода, свойства воды, три состояния воды.
Значение воды для растеий.
Полив растений на участке из лейки, ведра, шланга.
Воздух, свойства воздуха, значение в жизни растений
23

15
16
17

Температура воздуха , как важный фактор в жизни растений.
Измерение температуры воздуха.
Части растения.
Экскурсия в природу.
2 четверть

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
15

Семя. Строение семени.
Развитие растений из семян.
Сортировка семян.
Условия прорастания семян.
Практическая работа « Проращивание семян».
Наблюдение и уход за проростками. График.
Почва. Почвенные смеси.
Дренаж. Назначение дренажа.
Практическая работа «Составление почвенной смеси».
Емкости для посева семян.
Подготовка емкостей для посева семян.
Определение влажности, сухости почвы.
Определение количества воды для полива растений.
Уход за растениями. Подкормка.
Виды удобрений.
Внесение удобрений. Практическая робота.
Комнатные растения. Размножение черенками.
Посадка черенков в почву.

3 четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
15

Овощные культуры АО
Лук, разновидности лука.
Чеснок.
Строение лука и чеснока.
Посадка лука и чеснока на перо.
Значение и применение лука и чеснока( Чеснок и лук от всех
недуг).
Зеленые овощные культуры. Укроп.
Применение и польза зеленых овощных культур.
Зернобобовые культуры. Горох.
Применение и польза зернобобовых овощных культур
Сортировка семян зернобобовых культур.
Цветочно – декоративные культуры. Цветы.
Однолетние культуры,
Многолетние культуры.
Комнатные растения
Уход за комнатными растениями.
Пересадка комнатных растений.
Практические работы по уходу за комнатными растениями для
24

повторения и закрепления навыков .
4 четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Весенние изменения в жизни растений. Экскурсия;
Весенние работы во дворе.
Правила техники безопасности при работе на участке.
Уборка растительного мусора с помощью инвентаря.
Выбор инструментов и практическое применение,
Контейнер для мусора.
Рыхление почвы в цветнике с помощью ручного инвентаря.
Выкопка лунок лопаткой,
Пересадка комнатных растений в грунт.
Первоначальный полив.
Практическое закрепление навыков полива и рыхления.
Практическое повторение ухода за комнатными растениями.
Подведение итогов года

Материально техническое обеспечение.
В процессе реализации рабочей программы используется оборудование,
приобретенное в рамках реализации мероприятий федерального проекта
«Современная школа» национального проекта «Образование».
Тема
Обрезка деревьев и кустарников.
Уход за многолетниками.
Инструменты для обработки почвы.
Инструменты для полива.
Опрыскивание растений.
Заготовка почвенной смеси. Заполнение
емкостей для посева семян. Посев семян на
рассаду. Проращивание семян. Уход за
проростками. Хранение инструментов.
Плоды и семена. Овощные культуры.
Садовые культуры
Общие представления о растениях.
Разновидности растений.
Ядовитые и лекарственные травы.

Оборудование
Секатор, садовая ножовка, тачка садовая
Садовый набор инструментов
Лопата штыковая, вилы копательные,
грабли , наборы Торнадо
Лейка садовая, ведро 10л,12л поливная
катушка Гардена, бочки для заготовки
поливной воды
Опрыскиватель
Теплица, тестеры, Лед- лампы, лопатки,
пластиковые емкости, наборы ручного
инструмента для ухода за растениями,
рассадные кассеты
Наборы муляжей «Овощи», «Фрукты»,
учебный стенд «Витамин»
Фотографический гербарий «Основные
виды растений», гербарий «Сельскохозяйственные растения»
Гербарий «Лекарственные растения»

25

26

8 класс I четверть
1
2
3
4

Вводное занятие « Мир растений »
Экскурсия в природу. Времена года и их чередование.
Экскурсия на школьный участок и в теплицу
Виды работ осенью во дворе.

1
1
1
1

1.09
1.09
6.09
6.09

5
6
7
8
9

Общие представления о строении растений.
Виды и способы ухода за растениями в школе.
Виды работ на участке.
Знакомство с сельхозинвентарем
Лопаты, грабли, мотыга.
Садовый набор «Торнадо».
Назначение, применение инструментов.
Безопасная практическая работа.

1
1
1
1
1

8.09
8.09
13.09
13.09
15.09

1

15.09

10

1

20.09

1

20.09

14

Лейки, ведра, шланг, ковш
Назначение инструментов.
Применение инструментов.
Безопасная практическая работа.
Секатор, ножовка.
Назначение, применение,
Безопасная практическая работа

15

Практическое применение сельхоз инвентаря на участке.

2

27.09

16

Знакомство с устройством теплицы .

2

29.09

17

Оборудованием для обеспечения роста и развития
растений.
Ручной инвентарь для ухода за комнатными растениями.
Безопасная практическая работа

2

4.10

11
12
13

18

1

22.09

1

22.09

2

6.10
11.10
13.10

19
20

Растения на участке.

2
1

21
12

Виды ухода за ними. Практические работы
Строение растения.

1
1

13.10
18.10

Части растения и их функции

1

18.10

Растения в школе, комнатные растения.

1

20.10

13

Виды ухода за ними.
14

Экскурсия « Осенняя корзинка».
Сбор семян, листьев, плодов.(игры с муляжами овощей и
фруктов)

1
1
1

20.10
25.10
25.10
27

15
16

Изготовление бумажных пакетов для хранения семян.
Сортировка семян по пакетам

1

27.10

1

27.10

28

1
2

9 класс I четверть
Вводное занятие. « Многообразие растений».
Экскурсия на пришкольный участок и в теплицу.

1
2

1.09
6.09

Оборудование теплицы.

1

6.09

Определение осенних работ на участке.

1

7.09

5

Инвентарь для обработки почвы. Устройство, назначение,
безопасное применение.

1

8.09

6

Инвентарь для полива.

2

13.09

7

Устройство, назначение, безопасное применение.
Инвентарь для обрезки деревьев. Устройство , назначение,
безопасное применение.

1
1

13.09
14.09

8

Ручной инвентарь для ухода за растениями. Устройство,
назначение, безопасное применение.

1

15.09

9

Практическое применение инвентаря на участке.
Практическое применение инвентаря для ухода за комнатными
растениями.

3
4

10

11

Строение растений. Части растений, их функции.

3

20.09

1

21.09

1

22.09

12

Целебные и ядовитые растения.

2

27.09

13

Гербарий лекарственных растений. Правила безопасного сбора
растений и трав.

1

27.09

11
12

Экскурсия в природу: « Подарки осени».
Условия жизни растений.
Почва, воздух, вода.
Оборудование теплицы.
Приборы для поддержания жизни растений зимой.
Повторение правил ухода за комнатными растениями.
Практическая работа.
Практическое повторение и закрепление.

13
14
15

1,1
3
1,1
3
1,1
3
1,1
3,1,1

28.09 29.09
4.10
5.10 6.10
11.10
12.10 13.10
18.10
19.10 20.10
25.10 26.10,
27.10

29

7 класс II четверть

1
2

3
4
5

8 класс II четверть
Применение специального инвентаря в
2,2 8.11 ,10.11
практических работах на участке и в теплице.
Обрезка многолетних растений секатором ,
2
15.11
ножовкой
2
17.11
Обработка почвы специальным инвентарем.
2,2 22.11, 24.11
Зачистка участка от растительного мусора.
2,2 29.11, 1.12
Уход за комнатными растениями в зимний
2
6.12
период.
2
8.12
Практическое повторение и закрепление.

6

Уход за растениями, зимующими в теплице.

2,2

13.12, 15.12

7

Оборудование теплицы для нормального роста
и развития растений.
Знакомство с видами природного материала.

2,2

20.12, 22.12

8

Выполнение творческих работ с природным
материалом.

1

27.12

1

27.12

9 класс II четверть
1

Строение семени.

2

Развитие растений из семян.
Практическая работа в теплице

3

Условия прорастания семян.

3, 1,1
3

8.11
10.11,11.11
15.11

1,1

16.11,17.11

3
22.11,
23.1124.11

4

Практическая работа в теплице
Определение всхожести семян.

1,1
3

5

Практическая работа в теплице
Практические работы с почвой.

1,1
3

6.12

Практическая работа в теплице.

1,1

7.12, 8.12

29.11,30.11,1.12

6

Уход за комнатными растениями зимой.
Практическая работа в теплице

3
1,1

13.12
14.12,15.12
30

7
8

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Размножение комнатных растений черенками. Практическая
работа в теплице
Практическое повторение и закрепление.

3
1,1
3,1

20.12
21.12, 22.12
27.12,28.12

8 класс
III четверть
Овощные культуры. Практические работы в теплице.
Луковичные культуры. Практические работы в теплице.
Зернобобовые культуры. Практические работы в теплице.
Тыквенные культуры. Практические работы в теплице.
Декоративные цветущие растения. Практические работы в
теплице
Размножение комнатных растений в теплице.
Бархотцы, календула. Посев семян на рассаду. Практические
работы в теплице.
Уход за рассадой в теплице.
Практическое повторение и закрепление
Практическое закрепление правил безопасной работы в
теплице и на участке.

9 класс
III четверть
Овощные культуры. Практические работы в теплице.
Луковичные культуры. Практические работы в теплице.
Зеленые овощные культуры. Практические работы в теплице.
Зернобобовые культуры. Практические работы в теплице.
Декоративные цветущие растения. Практические работы в
теплице
Размножение комнатных растений в теплице.
Петунья. Посев семян на рассаду. Практические работы в
теплице.
Пион, Лилия. Тюльпан. Посадка в грунт. Практические работы
в теплице.
Посев семян однолетних на рассаду. Уход за рассадой,
Практические работы в теплице.
Повторение с практическим закреплением.
Повторение правил безопасной работы с инструментами.
31

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1
2
3
4
5
6
7
8

7 класс
IV четверть
Сезонные работы на пришкольном участке.
Подготовка грядок к высадке рассады
Рыхление и выравнивание почвы.
Пересадка рассады в грунт.
Уход за посадками. Полив рыхление.
Внесение удобрений. Правила безопасной работы
Уход за комнатными растениями.
Практическое повторение.
Подведение итогов года.

9 класс
IV четверть
Определение видов сезонных работ на участке и в теплице.
Подбор инвентаря. Повторение правил безопасной работы.
Подготовка почвы к высадке рассады.
Разметка мест для рассады. Планирование посадок.
Высадка рассады.
Уход за посадками. Внесение удобрений
Практическое повторение и закрепление .
Подведение итогов года.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».