0
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная
коммуникация» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО
(вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г. №1026.
ФАООП УО (вариант 2 ) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой
и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей в 9 классе ГКОУ АО «ОШИ № 5».
Основная
цель
реализации
программы
по
предмету
речь
и
альтернативная коммуникация формирование коммуникативно-речевых
умений, владение и совершенствование которых в дальнейшем поможет
выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни,
занять адекватное социальное положение в обществе.
Основные задачи реализации программы:
сформировать способность пользоваться доступными средствами
коммуникации и общения – вербальными и невербальными
научить пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов,
обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного
мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный
словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
1
глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов,
обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и
действий.
развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Приоритетные направления в воспитательной работе на
уроках речь и альтернативная коммуникация
1. Патриотическое воспитание: проявление интереса к познанию русского
языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края.
2. Ценности научного познания: овладение основными навыками
исследовательской
деятельности
с
учетом
специфики
школьного
языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков
и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
3. Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении
практических
задач
(в
рамках
семьи,
школы,
города,
края)
технологической и социальной направленности.
Общая характеристика учебного предмета с учётом
особенностей его усвоения обучающихся
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной
жизни человека. Специфические нарушения развития обучающихся
значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с
окружающими. В связи с этим, обучение речи и коммуникации должно
включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у
обучающейся потребности в общении, на развитие сохранных речевых
механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств
коммуникации и социального общения.
Организация обучения
подразумевает неразрывность всех видов
деятельности, а именно, занятия по чтению и письму, развитию речи
2
включаются в единый процесс, нацеленный на развитие речи, активизацию
познавательной деятельности, на обучение чтению и письму с учетом
индивидуальных достижений. Весь программный материал представлен в
виде единого комплекса.
Программный материал «Речь и альтернативная коммуникация» состоит
из следующих разделов: «Коммуникация», «Чтение и письмо».
Раздел «Коммуникация» включает коммуникации с использованием
вербальных
невербальных
средств.
Коммуникация,
как
процесс
установления и развития контактов между людьми, возникает в связи с
потребностью в совместной деятельности, включает в себя обмен
информацией, обладает взаимным восприятием и попытками влияния друг
на друга. Коммуникация нужна, чтобы: кому-то что-то сообщить, на когото что-то повлиять (например, попросить), получить опыт (например,
обсудить что-то с другими людьми).
Раздел «Чтение и письмо» включает предпосылки к начальным навыкам
чтения и письма. Организация обучения подразумевает неразрывность
всех видов деятельности, а именно, занятия по чтению и письму, развитию
речи включаются в единый процесс, нацеленный на развитие речи,
активизацию познавательной деятельности, на обучение чтению и письму
с учетом индивидуальных достижений.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 9 классах занятия проводятся 5 раз в неделю. Продолжительность
занятий 40 минут, общее количество занятий в год - 170 часов.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели.
Класс
I четверть
II четверть
III четверть
IV
четверть
Всего
Количество часов
9
45
35
50
40
170
3
Планируемые результаты изучения учебного предмета
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта ребенка;
овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными;
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации;
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных
реакций
для
выражения
индивидуальных
потребностей;
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих
возрасту житейских задач;
понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков;
умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:
жестов, взглядов, альбомов по развитию речи;
чтение
в
доступных ребенку
пределах, понимание смысла
узнаваемого слова;
узнавание и
различение напечатанных
слов, обозначающих
имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации;
развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение
чтению и письму;
узнавание и различение образов графем (букв);
4
копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Содержание учебного предмета
Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного
контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника словом,
предложением. Привлечение к себе внимания словом, предложением.
Выражение своих желаний словом, предложением. Обращение с просьбой
о помощи, выражая её словом, предложением. Выражение согласия
(несогласия) словом, предложением. Выражение благодарности словом,
предложением. Ответы на вопросы словом (предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на
вопрос;
выражение
мимикой
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики;
выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов. Реагирование на
собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся
класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание
обобщающих
понятий.
Понимание
слов,
обозначающих
действия
предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета. Понимание
простых предложений. Понимание и называние слов указывающие на
предмет, его признак. Понимание и называние слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении. Ответы на вопросы по содержанию
5
текста. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа
ос себе.
Чтение и письмо.
Навыки чтения и письма.
Овладение начертанием (копированием) печатных заглавных и строчных
букв. Овладение начертанием (копированием) письменных прописных и
строчных букв. Списывание с доски (карточки) букв, слогов. Чтение
небольших текстов. Определение границ предложений. Составление слов
из слогов работа с кассой. Списывание коротких предложений.
Списывание предложений с образцов. Дифференциация глухих и звонких
согласных, разучивание коротких стихотворений по теме. Узнавание
(различение)
напечатанных
слов.
Узнавание
(различение)
распространённых знаков безопасности и их информации.
Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы
букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,
пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- аудио и видеоматериалы.
6
Календарно – тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
№
Наименование раздела программы и тем урока Ко-во часов
1
Коммуникация с использованием вербальных и
Дата
1
невербальных средств.
День знаний.
2
«Снова в школу» по Н. Носову.
1
3
Повторение звука и буквы «А».
1
4
Чтение рассказа «Жил-был учитель»
1
Э.Мошковская
5
Повторение звука и буквы «У».
6
Чтение стихотворения «Чему учат в школе»
1
М.
1
Пляцковский
7
Повторение звука и буквы «М».
1
8
Чтение рассказа «Поздравление» по
1
Ю. Ермолаеву
9
Чтение и письмо слов с буквой М.
10 Чтение сказки «Жёлтой краской кто- то…» Н.
1
1
Антонова, Н. Абрамцева «осенняя
сказка»
Составление и чтение открытых и закрытых
1
11 слогов.
12 Чтение стихотворения «Почему сороконожки
1
опоздали на урок» В. Орлов
7
Повторение звука и буквы «О».
1
14 Слушание сказки «Мужик и медведь».
1
15 Чтение и письмо закрытых слогов «ам, ум, ом»
1
16 Слушание сказки «По щучьему веленью.
1
13
17
18
Повторение звука и буквы «С».
1
Слушание рассказа «Три желания Вити» по Л.
1
Каминскому
19
Звук и буква «С» в середине слов.
1
20
Заучивание стихотворения Н.Антонова «Желтой
1
краской кто-то….»
21
Повторение звука и буквы «Х».
1
22
Чтение рассказа «Подарки осени» Е. Благинина
1
23
Слушание рассказа «В осеннем лесу» по В.
1
Путилиной
24
Чтение и запись открытых и закрытых слогов.
1
25
Чтение стихотворения «Славная осень…» Н.
1
Некрасов
26
Составление и чтение слов из изученных слогов
1
8
27
Слушание рассказа «Отчего Осень грустна» по
1
Ю. Шиму
28
Повторение звука и буквы «Ш».
1
29
Слушание и чтение стихотворения «Осень» К.
1
Бальмонт
30
Дифференциация букв «с-ш» в написании слов.
1
31
«Осень». Составление рассказа по картинке
1
32
Повторение звука и буквы «Л».
1
33
«Осени щедрые дары». Работа с предметными
1
картинками
34
Чтение слов с открытыми и закрытыми слогами
1
35
Слушание рассказа «Время листьям опадать…»
1
по Граубину
36
Повторение звука и буквы «ы».
1
37
Чтение рассказа «Жмурки» по М. Булатову
1
38
Чтение и письмо слов с буквой «ы»
1
39
Одеваемся по погоде
1
40
Повторение звука и буквы «Н».
1
41
Одеваемся по погоде
1
9
42
Составление, чтение, запись слов с буквой «н»
1
43
Загадки. Обобщающий урок по теме «Время
1
листьям опадать…»
44
Повторение звука и буквы «Р».
1
45
Развитие речи средствами вербальной и
1
невербальной коммуникации Импрессивная
речь.
Чтение рассказа По В.Гаранжину "Пушок"
46
Чтение и запись слогов и слов с буквой «р»
1
47
Составление рассказа «Мои родственники»
1
48
Дифференциация букв «р-л» в чтении и
1
написании слов.
49
Все профессии важны
1
50
Чтение и запись знакомых слов
1
51
Чтение рассказа «Томка» По Е. Чарушину
1
52
Повторение звука и буквы «К».
1
53
Слушание рассказа по Б. Житкову "Охотник и
1
собаки"
54
Составление, чтение, письмо слов с буквой «к».
1
10
55
«Улетают птицы в теплые края» составление
1
рассказа по картинке
56
Повторение звука и буквы «П».
1
60
«Зимующие птицы» называние птиц по
1
картинке
61
Составление, чтение, запись изученных слов.
1
62
Работа по предметным картинкам и слушание
1
голосов зимующих птиц.
63
Составление,. чтение, запись простых
1
предложений на тему «Птицы».
64
Слушание рассказа "Хитрый бурундук» Г.
1
Снегирёв
65
Повторение звука и буквы «Т».
1
66
Развитие слухового внимания .
1
67
Чтение небольшого текста.
1
68
Чтение рассказа "Игрушки лисят" Г. Корольков
1
69
Повторение звука и буквы «И».
1
70
Слушание рассказов про животных
1
11
71
«И» в середине слов.
72
Чтение рассказа по Г. Снегирева
1
«Как птицы и
1
звери к зиме готовятся»
73
Дифференциация слогов с твёрдыми-мягкими
1
согласными на письме .
74
Дикие животные и их голоса.
1
75
Сочетание «ши». Дифференциация твёрдых-
1
мягких согласных.
76
Чтение сказки «Двенадцать месяцев»
1
77
Повторение звука и буквы «З».
1
78
Прослушивание сказки «Двенадцать месяцев»
1
79
Дифференциация букв «з-с» на письме.
1
80
Чтение слов и предложений с буквой
1
«з».
81
Чтение рассказа С. Маршака « Декабрь»
1
82
Повторение звука и буквы «В».
1
12
83
Чтение рассказа "Снегурочка" А. Слащёв
1
84
Чтение и письмо слов и предложений с буквой
1
«в».
85
95
Чтение рассказа по В. Сутееву "Ёлка"
Составление короткого рассказа «Мои зимние
1
1
каникулы»
96
Дифференциация букв «б-п» на письме.
1
97
Составление короткого рассказа «Досуг в моей
1
семье»
98
Повторение звука и буквы «Г».
1
99
Составление короткого рассказа «Зимние
1
забавы»
100
Различение букв «г-к» на письме.
1
101
«Зимние забавы». Работа с предметными
1
картинками
102
Повторение звука и буквы «Д».
1
103
Чтение стихотворения "Снежная шапка" В.
1
Бирюков.
13
104
.Чтение и слов с буквой «д» на конце
1
(оглушение)
105
Разучивание стихотворения к празднику Дню
1
Защитника Отечества.
106
.Дифференциация букв «д-т» на письме.
1
107
Чтение рассказа по А. Спирину "Зимние приметы"
1
108
Звук и буква «Й».
1
109
Разучивание стихотворения к празднику Дню
1
Защитника Отечества
110
Звук «Й» в середине слова.
1
111
Зимние загадки
1
112
Чтение слов с буквами
1
И-Й (различение)
113
Чтение сказки "Старый Мороз и молодой
1
Морозец
114
Повторение буквы «ь».
1
115
Чтение сказки "Старый Мороз и молодой
1
Морозец"
14
116
Чтение слов с «ь». Наращивание слогов.
1
117
Разучивание стихотворения к празднику 8 марта
1
118
Чтение и письмо слов с изученными буквами.
1
119
Разучивание стихотворения к празднику 8 марта
1
120
Повторение звука и буквы «Е».
1
121
Разучивание стихотворения к празднику 8 марта
1
122
Чтение рассказа по М. Фроловой. "Восьмое
1
марта"
123
Слушание сказки «Иван-Царевич и серый волк».
1
124
Слушание сказки « Иван-Царевич и серый волк» .
1
126
«Е» в середине слов
1
126
Родительный падеж сущ-ых. «Кто у кого?»
1
127
. Повторение звука и буквы «Ё».
1
128
Повторение звука и буквы «Я».
1
15
129
Чтение рассказа по В. Бианки «Находчивый
1
медведь»
130
Сравнение, чтение, письмо твёрдых и мягких
1
слогов.
131
Чтение стихотворения Н. Некрасова "Не ветер
1
бушует над бором..."
132
Повторение звука и буквы «Ю».
1
133
Загадки про военные профессии
1
134
Дифференциация букв «у-ю» на письме.
1
135
Загадки про военную технику
1
136
Повторение звука и буквы «Ц».
1
137
Чтение рассказа по Г. Скребицкому «Редкая
1
гостья»;
138
Чтение слов со слогами «ца, цо, цы».
1
Образование множественного числа.
139
Животные и их детеныши
1
140
Повторение звука и буквы «Ч».
1
16
141
Жилище диких животных
1
142
Сочетание «ча-чу »
1
143
Чтение рассказа «Три товарища» .
1
144
Повторение звука и буквы «Щ».
1
145
Доскажи словечко (весенние загадки)
1
146
Сочетания «ща-щу»
1
147
Чтение рассказа по А. Соколовскому. "Бабушкина
1
вешалка"
148
Сочетания «ча-ща, чу-щу»
1
149
Мое любимое животное
1
150
Повторение звука и буквы «Ф».
1
151
Мое любимое животное
1
152
Дифференциация букв «в-ф» на письме.
1
153
Какой бывает транспорт.
1
17
154
Повторение звука и буквы «Э».
1
155
Наземный транспорт
1
156
Живые и неживые предметы. Вопросы: кто?
1
Что?
157
Подземный транспорт
1
158
Повторение буквы «ъ»
1
159
Воздушный транспорт
1
160
Чтение рассказа "Царь-колокол" М. Ильина.
1
161
Чтение рассказа " С. Васильева «Город на Неве";
1
162
Чтение рассказа " С. Васильева «Город на Неве";
1
163
Слушание стихотворения Д. Павлычко. "Где
1
всего прекрасней на земле»
164
Чтение рассказа По Л. Кассилю. "Какое это
1
слово?"
165
Чтение стихотворения У. Усачёва
1
«Защита»
166
Слушание рассказа по Л. Кассилю. "Никто не
1
знает, но помнят все"
18
167
Чтение рассказа по Л. Кассилю. "Никто не знает,
1
но помнят все"
168
Скоро лето» Составление рассказа по картинке
1
169
«Скоро лето» Составление рассказа по картинке
1
170
Чтение. С. Прокофьева. "Подарки лета"
1
19