РП АООП вар.2 Человек 8 кл. (1)

Человек
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Человек» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) далее ФАООП УО (вариант2), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026.
ФАООП

УО

интеллектуальными

(вариант

2)

нарушениями

адресована
с

учетом

обучающимся

реализации

с

особых

образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла
человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную

природу

"я"

ребенок

начинает

понимать

в

процессе

взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Содержание обучения в рамках предмета "Человек" включает
формирование представлений о себе как "Я" и своем ближайшем окружении
и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Цель обучения: – формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах
поведения.
Задачи предмета: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его
деятельность, общепринятые нормы поведения),
2

- формирование представлений о себе как «Я», осознание общности и
различий «Я» от других;
- формирование умения решать каждодневные жизненные задачи, связанные
с удовлетворением первоочередных потребностей;
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми
(бабушка, дедушка, папа, мама, я и т. д.).
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие,

функциональное

назначение

окружающих

предметов,

действия с ними).
- развитие функциональной грамотности в процессе изучения предмета.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять
усилия специалистов и родителей (законных представителей). Работа,
проводимая в образовательной организации, должна продолжаться дома. В
домашних

условиях

возникает

больше

естественных

ситуаций

для

совершенствования навыков самообслуживания.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках по
предмету человек
Духовно- нравственное воспитание:
Активное неприятие асоциальных поступков.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия.
Осознание последствий и неприятие вредных привычек и иных форм вреда
для физического и психического здоровья.

3

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей
его усвоения обучающихся
Учебный предмет «Человек» является основной частью предметной
области «Окружающий мир». Приобщение ребенка к социальному миру
начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка
происходит при условии его активности, познания им окружающего мира,
смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального
мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели) по 2 часу в неделю.
Класс

I
четверть

II

III

IV

четверть

четверть

четверть

10

8

Всего

Количество часов
8

9

7

34

Содержание учебного предмета "Человек" представлено следующими
разделами: "Представления о себе", "Гигиена тела", "Обращение с одеждой и
обувью»", "Туалет", "Прием пищи", "Семья".
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Человек".
- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от
других;
- представление о собственном теле;
- отнесение себя к определенному полу;
- умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
4

- адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
-

умение

решать

каждодневные

жизненные

задачи,

связанные

с

удовлетворением первоочередных потребностей;
- умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет,
выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др;
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях;
-

умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое),

показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня
(чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения
туалета);
- умение следить за своим внешним видом;
- представления о своей семье, взаимоотношениях в семье;
- представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли;
-

овладение

умением

выполнять

доступные

бытовые

поручения

(обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
Содержание учебного предмета
Раздел "Представления о себе".
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки).
Узнавание (различение) частей лица и тела. Знание назначения частей лица и
тела. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание
(различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие,
5

желудок). Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего
здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста
(даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего
свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание
возрастных изменений человека.
Раздел "Гигиена тела".
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование
напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Сушка
рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой.
Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании лица.
Чистка

зубов.

Полоскание

полости

рта.

Соблюдение

последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.
Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании волос. Соблюдение последовательности действий при
сушке волос феном.
Мытье ушей. Чистка ушей. Мытье и вытирание ног. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании
тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками.

6

Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой,
гигиенической помадой, духами).
Раздел "Обращение с одеждой и обувью".
Узнавание (различение) предметов одежды и обуви. Знание назначения
предметов одежды и обуви. Знание назначения видов обуви (спортивная,
домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя,
демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа,
кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение
сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды
(предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в
зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная,
праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости
от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя,
демисезонная).
Застегивание, расстегивание (завязывание, развязывание) липучки
(молнии, пуговицы, ремня). Одевание (снятие) предмета одежды, обуви.
Соблюдение последовательности действий при одевании (раздевании).
Надевание предмета одежды,

обувание обуви. Различение лицевой

(изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды.
Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание
одежды. Соблюдение последовательности действий при одевании. Контроль
своего внешнего вида.
Раздел "Туалет".
Сообщение

о

желании

сходить

в

туалет.

Соблюдение

последовательности действий в туалете. Последовательность выполнения
процедур утреннего и вечернего туалета.

7

Раздел "Прием пищи".
Значение питания. Правильное питание. Культура поведения в
столовой, за столом.
Раздел "Семья".
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и
взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение
социальных ролей членов семьи. Элементарные представления о бытовой и
досуговой деятельности членов семьи. Элементарные представление о
профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ (ответы на вопросы)
о своей семье.
Человек
1 четверть (9 ч)
№

Тема

Кол-во

Дата

часов
Представления о себе
1

Я – человек. Мои данные. Имя, пол, возраст.

1

2

Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши

1

(девушки).
3

Все люди разные. Светлые и темные. Большой,

1

маленький человек.
4

«Возрастные

изменения

человека»

1

«Я малыш». «Я подросток». "Взрослые люди".
5

Строение тела человека. Голова, ноги и руки

1

(конечности), туловище.
6

Строение тела человека. Ориентировка в схеме тела

1
8

на картинке и на себе.
7

Покровы тела; кожи, ногти, волосы.

1

8

Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).

2

Значение в жизни человека.
Человек
2 четверть (7 ч)
№

Тема и содержание

Кол-во

Дата

часов
Представления о себе
1

Первичное ознакомление с внутренним строением

1

тела человек (внутренние органы сердце).
2

Внутренние органы человека (легкие).

1

3

Внутренние органы человека (желудок).

1

Семья
4

Семья. Члены семьи. Дети и взрослые.

1

5

Социальные роли в семье. Определение своей

1

социальной роли в семье.
6

Бытовая и досуговая деятельность членов семьи.

1

7

Профессии членов моей семья.

1
Человек
3 четверть (10 ч)

№

Тема и содержание

Кол-во

Дата

часов
Обращение с одеждой и обувью
1

Одежда. Виды одежды. Назначение.

1

9

2

Различение лицевой (изнаночной), передней (задней)

1

стороны одежды.
3

Выворачивание одежды.

1

4

Обувь. Виды обуви. Назначение.

1

5

Обувание обуви. Различение правого (левого)

1

ботинка (сапога, тапка).
6

Головные уборы. Различение сезонных головных

1

уборов.
7

Практическое занятие: "Застежки на одежде и обуви"

1

Гигиена тела
8

Уход за телом. Соблюдение последовательности

1

действий при мытье и вытирании тела.
9

Гигиена интимной зоны. Пользование

1

гигиеническими прокладками.
10

Пользование косметическими средствами

1

(дезодорантом, туалетной водой, гигиенической
помадой, духами).
Человек
4 четверть (8ч)
№

Тема и содержание

Кол-во

Дата

часов
Представления о себе
1

Нос. Уход за носом. Очищение носового хода.

1

2

Волосы. Уход за волосами. Расчесывание волос.

1

Соблюдение последовательности действий при мытье
и вытирании волос.
3

Сушка волос. Соблюдение последовательности

1

действий при сушке волос феном.
4

Вытирание лица. Соблюдение последовательности

1
10

действий при мытье и вытирании лица.
5

Нанесение косметического средства на лицо.

1

Соблюдение последовательности действий при
бритье электробритвой.
6

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение

1

последовательности действий при чистке зубов и
полоскании полости рта.
Прием пищи
7

Значение питания

1

8

Правильное питание. Культура поведения в столовой,

1

за столом.

Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности
- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов
семьи ребенка;
- пиктограммы с изображением

действий, операций самообслуживания

правил поведения, пиктограммы с изображением действий, используемых
при этом предметов и др.
-

видеоматериалы,

презентации,

мультипликационные

фильмы,

иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;
-семейный альбом;
- раскраски с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания,
вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у
детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».