РП АООП вар.2 Человек 8 кл. (2)

Труд (технология). Полиграфия.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету
«Полиграфия»

составлена

на

основе

«Труд» по профилю

Федеральной

адаптированной

основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО
(вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026.
Целью трудового обучения является: подготовка обучающихся и
подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи:
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- формирование навыков работы с различными инструментами и
оборудованием;
- освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных
изделий.
- формировать у обучающихся знания и умения, необходимые для
самостоятельного выполнения картонажно-переплётных работ;
- развивать речь обучающихся на основе их практической деятельности;
- учить планировать свою работу, пользоваться технологическими картами;
- развитие функциональной грамотности в ходе реализации мероприятий
по воспитательной работе.
Обучение
сформированные

полиграфии
у

опирается

обучающихся

в

ходе

на

умения

занятий

по

и

навыки,

предметно-

практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий
изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой
деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой
деятельности, положительное отношение к результатам своего труда.
Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со
2

специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе
трудового

процесса.

У

обучающихся

постепенно

накапливается

практический опыт, происходит формирование операционно-технических
умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции
(умения

намечать

цель,

подбирать

необходимые

инструменты

и

материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Учится организовывать свое рабочее место в соответствии с
используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью
педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия,
проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему,
инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению
продукта;

контролирует

качество

выполненной

работы;

обсуждает

полученный результат в соответствии со своими представлениями.
Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой
деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в
течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с
требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в
установленные сроки.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках
полиграфии:
Патриотическое воспитание:
Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Гражданское воспитание:
Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство).
Духовно-нравственное воспитание:
3

Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства
Эстетическое воспитание:
Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
Ценности научного познания:
Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
Осознание ценности жизни;
Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни
(здоровое
питание,
соблюдение
гигиенических
правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
Умение принимать себя и других, не осуждая;
Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния;
Трудовое воспитание:
Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
4

Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
Экологическое воспитание:
Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода,
особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного
материала и постепенности ввода нового, более сложного материала.
Содержание

программы

направлено

на

осознание,

осмысление,

обобщение и систематизацию формирующихся профессионально-трудовых
знаний, навыков и практических умений, что соответствует коррекционноразвивающему обучению.
Трудовое воспитание и обучение на уроках полиграфии содержит в
себе богатые коррекционные возможности. Благодаря конкретности и
доступности, чувственному восприятию целей, задач и содержания трудовой
деятельности у обучающихся развивается мышление, формируется умение
соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные
способы работы. В этом процессе формируется мировоззрение ребенка, его
моральные качества, воспитывается воля и характер. Такая трудовая
деятельность

помогает

конкретизировать

и

исправлять

нечеткие

представления и понятия школьников об окружающем их мире, социальной
значимости труда. Поэтому так важно повышать уровень познавательных
интересов у воспитанников к данной деятельности.
При
технические

обучении

используются

рисунки,

образцы

изделий

предметно-технологические

и

карты,

материалов,
таблицы,
5

показывающие

те

или

иные

приемы

труда,

а

также

ноутбуки,

мультимедийное и другое оборудование.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Профильный труд» в разделе «Полиграфия»
является логическим продолжением изучения предмета «Ручной труд».
Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе,
осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный
переход от исключительно практического изучения предмета к практикотеоретическому

изучению,

но

с

обязательным

учетом

значимости

усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
Содержание программы, обеспечивая освоение базового минимума,
расширено в сторону получения прикладных знаний, умений и навыков для
подготовки к самостоятельной жизни, формирование для каждого ребёнка
максимально возможного уровня самостоятельности.
Обучение учащихся по программе «Профильный труд» в разделе
«Полиграфия» предусматривает усвоение учащимися специальных знаний,
выработку умений и навыков, необходимых для выполнения картонажнопереплётных и полиграфических работ.
Программный

материал

составлен

с

учетом

возрастных

и

психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений.
Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет,
имеющий учебную зону, рабочие столы, оборудование для полиграфии:
интерактивная

панель,

проектор,

компьютер,

носители

электронной

информации, МФУ (принтер, сканер, копир), ламинатор, биговщик, степлер,
резак для бумаги, переплётчик на пластиковую пружину, переплётчик на
металлическую пружину, термопереплётчик, расходные материалы: бумага

6

разных форматов, плотности, фактуры; ножницы, линейки, клей, карандаши
(простые, цветные).
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно Адаптированной образовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью, составленной на основе ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на изучение предмета «Полиграфия» отводится в общем объёме в 8 классе
102 часа.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели,
8 класс 3 часа в неделю.
Класс

I четверть

II четверть

III четверть IV четверть Итого

Количество часов
8

27

21

30

24

102

Предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный
труд".
В соответствии с требованиями Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО
(вариант 2) овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных
жизненных сферах;
овладение умением адекватно применять доступные технологические
цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового
взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными,
вспомогательными видами трудовой деятельности, например, керамика,
батик, печать, ткачество, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание
и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций,
несложные виды работ, применяемые в сферах производства и
обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты,
материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и
7

уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины
и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток
времени, оценивать результаты своего труда.
Обогащение положительного опыта и установка на активное
использование освоенных технологий и навыков для индивидуального
жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь
близким.
Содержание учебного предмета
I четверть
Вводное занятие
Беседа о профессиях, связанных с полиграфией. Задачи предстоящего
учебного года и план работы на четверть. Правила поведения и безопасной
работы в мастерской. Закрепление рабочих мест. Организация рабочего
места.
Знакомство с трудовым профилем «Полиграфия».
Теоретические
сведения.
История
полиграфии.
Знакомство
с
полиграфическими изделиями.
Сведения о бумаге.
Теоретические сведения. Бумага её виды и свойства, виды форматов бумаги,
отличие бумаги от картона.
Упражнения. Отсчет, складывание и выравнивание листов бумаги.
Фальцовка.
Теоретические сведения. Назначение фальцовки бумажных листов. Виды
фальцовки (параллельная, перпендикулярная, комбинированная, в один сгиб,
два и три сгиба). Элементы сгибов в сфальцованной тетради. Гладилка –
инструмент для ручной фальцовки бумаги. Учет направления волокон
бумаги при фальцовке листов.
Упражнения. Фальцовка листов в два и три сгиба.
Изготовление конверта из картона.
Изделия. Конверт из картона
Теоретические сведения. Виды, назначение и применение конверта.
Материалы и инструменты применяемые для изготовления конверта.
(ножницы, клей, картон, цветная бумага). Составление плана изготовление
конверта. Разметка конверта.
Практические работы. Разметка конверта. Сгибание боковых сторон и их
фальцовка. Сборка конверта.
8

II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Профиль трудового обучения «Полиграфия».
Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего
места.
Сведения о компьютере.
Теоретические сведения. Компьютер виды, части, назначение и применение.
Виды памяти. Устройства ввода и вывода информации.
Упражнения. Включение, загрузка и выключение компьютера .
Дырокол.
Теоретические сведения. Дырокол виды, назначение и применение. Понятие
перфорирование. Техника безопасности при работе с дыроколом.
Упражнения. Отсчет, выравнивание и складывание листов, перфорация
листов дыроколом.
Биговщик.
Теоретические сведения. Биговщик: назначение и применение. Правила
работы и техника безопасности при работе с биговщиком.
Упражнения. Работа на биговщике.
Изготовление открытки с помощью дырокола и биговщика.
Изделия. Открытка.
Теоретические сведения. Виды открыток по назначению и конструкции.
Сведения о форматах. Материалы, применяемые для изготовления открытки.
Последовательность изготовления открытки. Правила техники безопасности
при работе с дыроколом. Биговщик: назначение и применение. Правила
работы и техника безопасности при работе с биговщиком.
Практические работы. Изготовление обложки и задней стенки определенного
формата. Скрепление открытки с помощью тесьмы, шнура или ленты.
III четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в
мастерской. Организация рабочего места.
Работа за компьютером.
Теоретические сведения. Компьютер как универсальная машина.
Компьютерная мышь виды и правила пользования. Общие сведения о
курсоре. Кнопка «Пуск» и её назначение. Рабочий стол, главное меню.
Упражнения. Выполнение простых операций за компьютером с
помощью мыши.
Степлер
Теоретические сведения. Степлер: виды, назначение и применение. Правила
9

работы и техника безопасности при работе со степлером.
Упражнения. Скрепление листов степлером.
Форматы бумаги
Теоретические сведения. Знакомство с форматами бумаги. Виды форматов и
их назначение.
Изготовление записной книги
Изделия. Записная книжка (скрепление листов с помощью степлера).
Теоретические знания. Виды записных книжек. Материалы, применяемые
для
изготовления
записной
книги.
Детали
записной
книги.
Последовательность изготовления записной книги. Правила техники
безопасности при работе со степлером. Анализ образца и составление плана
работы совместно с учителем.
Упражнения. Отсчет, выравнивание и складывание листов, выполнение
разметки для скрепления листов, скрепление листов степлером.
Практические работы. Нарезка бумаги и обложки определенного формата.
Отсчет, складывание и выравнивание листов и обложки. Выполнение
разметки для скрепления листов. Скрепление записной книги степлером.
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в
мастерской. Организация рабочего места.
Материалы и оборудование.
Теоретические сведения. Сведения об оборудовании, используемом в
полиграфии: виды назначение и применение (дырокол, степлер, беговщик,
ножницы).
Сведения о материалах, используемых в полиграфии: виды, назначение и
применение (бумага, картон, обложка, тесьма, шнур, лента).
Работа за компьютером.
Теоретические сведения. Сведения о папках на рабочем столе компьютера.
Сведения о документах MicrosoftOfficeWord. Правила создания документа
MicrosoftOfficeWord. Действия с документами и папками. Правила техники
безопасности при работе за компьютером.
Упражнения. Создание документа MicrosoftOfficeWord на рабочем столе
компьютера, переименование документа MicrosoftOfficeWord.
Изготовление блокнота при помощи дырокола и степлера
Изделия. Блокнот (скрепление листов с помощью тесьмы или степлера).
Теоретические сведения. Виды блокнота по назначению и конструкции.
Материалы и оборудование, применяемые для изготовления блокнота.
Детали блокнота. Последовательность изготовления блокнота. Сведения о
10

форматах. Правила техники безопасности при работе с дыроколом и
степлером.
Упражнения. Отсчет, выравнивание и складывание листов, перфорация
листов дыроколом, скрепление листов с помощью степлера.
Практические работы. Нарезка бумаги и обложки определенного формата.
Перфорация листов и обложки дыроколом. Скрепление блокнота с помощью
степлера, шнура или ленты. Украшение обложки блокнота аппликацией.
Полиграфия
I четверть (27 ч)
Тема урока

№

Кол-

Календ.

во

сроки

часов
1

Беседа о профессиях, связанных с полиграфией.

1

Задачи предстоящего учебного года и план работы
на четверть.
2

Правила

поведения

и

безопасной

работы

в

1

Закрепление рабочих мест. Организация рабочего

1

мастерской.
3

места.
4

История полиграфии.

1

5

Знакомство с полиграфическими изделиями.

1

6

Бумага её виды и свойства, виды форматов бумаги.

1

7

Отличие бумаги от картона.

1

8

Отсчет,

складывание

и

выравнивание листов

1

бумаги.
9

Назначение фальцовки бумажных листов.

1

11

10

Виды фальцовки (параллельная, перпендикулярная,

1

комбинированная, в один сгиб, два и три сгиба).

11

Фальцовка листов в два и три сгиба.

12

Конверт

из

картона:

виды,

1
назначение

и

1

Материалы и инструменты, применяемые для

1

применение конверта.
13

изготовления конверта. (ножницы, клей, картон,
цветная бумага).

14

Составление плана изготовление конверта.

1

15

Разметка конверта, сгибание боковых сторон и их

1

фальцовка.
16

Сборка конверта.

1

17

Знакомство с компьютером части, назначение и

1

применение.
18

Кнопка «Пуск» и её назначение.

2

19

Рабочий стол, главное меню.

1

20

Включение, загрузка и выключение компьютера.

1

21

Возможности клавиатуры.

1

22

Видео урок виды клавиатур.

1

23

Компьютерная мышь, виды (видео урок).

1

24

Назначение компьютерных мышек.

1

25

Правила работы компьютерных мышек.

1

26

Подведение итогов.

1
12

Полиграфия
II четверть (21 ч)
№

1

Тема урока

Знакомство

с

дыроколом,

Колво
часов
степлером

виды,

1

Понятие перфорирование. Техника безопасности

1

Календ.
сроки

назначение и применение.
2

при работе с дыроколом и степлером.
3

Отсчет, выравнивание и складывание листов,

1

перфорация листов дыроколом и степлером.
4

Изготовление открытки с помощью дырокола

1

или степлера.
Составление плана изготовления открытки.
5

Подбор материалов вырезание формы открытки.

1

6

Скрепление деталей с помощью дырокола или

1

степлера.
7

Подпись открытки, выставка работ.

1

8

Компьютер как универсальная машина.

1

9

Общие сведения о курсоре.

1

10

Устройства ввода информации.

1

11

Устройства вывода информации.

1

12

Выполнение простых операций за компьютером

1

с помощью мыши.
13

Рисование на компьютере.

1

14

Биговщик: назначение и применение.

1

15

Правила работы на биговщике.

1

13

16

Правила техники безопасности при работе с

1

биговщиком.
17

Изготовление открытки с помощью биговщика.

1

Составление плана изготовления открытки.
18

Подбор материалов вырезание формы открытки.

1

19

Сгибание открытки с помощью биговщика.

1

20

Подпись открытки, выставка работ.

1

21

Уход за оборудованием в мастерской, подведение

1

итогов.
Полиграфия
III четверть (30 ч)
№

Тема урока

Колво
часов

1

Степлер: виды, назначение и применение.

1

2

Правила работы со степлером.

1

3

Правила техника безопасности при работе со

1

Календ.
сроки

степлером.
4

Скрепление листов с помощью степлера.

1

5

Компьютер как универсальная машина.

1

6

Рабочий стол виртуальный и реальный.

1

7

Устройство вывода информации «Монитор»

1

8

Возможности клавиатуры.

1

9

Виды клавиатур.

1

10

История клавиатуры.

1

11

Работа за компьютером, набор слов, предложений.

1

14

12

Изготовление записной книги.

1

Составление плана изготовления изделия.
13

Обрезка листов по образцу.

1

14

Отсчет и складывание листов.

1

15

Подбор обложки и задней части изделия.

1

16

Сборка записной книги с помощью степлера.

1

17

Украшение обложки.

1

18

Проверка качества и исправление ошибок.

1

19

Рефлексия и выставка работ.

1

20

Изготовление настольного календаря. Составление

1

плана изготовления изделия.
21

Разметка сгибов основной части календаря.

1

22

Сгибание по размеченным линиям с помощью

1

биговщика.
23

Вырезание календаря.

1

24

Отсчет месяцев и выравнивание календаря.

1

25

Скрепление с помощью степлера.

1

26

Сборка календаря.

1

27

Украшение календаря.

1

28

Проверка качества и исправление ошибок.

1

29

Рефлексия и выставка работ.

1

30

Уход за оборудованием в мастерской, подведение

1

итогов.

№

Полиграфия
IV четверть (24 ч)
Тема урока

Колво

Календ.
сроки
15

часов

1

Знакомство с резаком. Виды резаков.

2

2

Назначение и применение резака.

1

3

Правила работы с резаком.

1

4

Правила техники безопасности при работе с
резаком.

1

5

Форматы нарезки листов.

1

6

Практическое
форматов.

7

Работа ножниц
недостатки.

и

1

8

Изготовление блокнота формата А4. Составление
плана изготовления блокнота.

1

9

Заготовка обложки и задней части блокнота.

1

10

Обрезка листов с помощью резака.

2

11

Отсчет и складывание листов.

1

12

Сборка блокнота и скрепление листов с помощью
степлера.

1

13

Украшение обложки.

1

14

Проверка качества и исправление ошибок.

1

15

Рефлексия и выставка работ.

1

16

Работа за компьютером. Набор текста.

1

17

Заглавная буква на клавиатуре.

1

18

Удаление не нужного символа и пробел.

1

19

Самостоятельная работа по образцу.

1

20

Карточка с индивидуальным заданием.

1

21

Уход за оборудованием в мастерской, подведение
итогов.

1

занятие,
и

резка

резака,

листов

разных

преимущества

2

16

Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Материально-техническое

обеспечение

учебного

предмета

«Профильный труд (полиграфия)»:
- учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих
тетрадей;
- методические рекомендации для учителя;
- полиграфическое оборудование (ламинатор, брошюратор, резак и т.д.);
- инструменты и приспособления для проведения практических работ
(дырокол, ручной степлер, ножницы и т.д.);
- материалы для проведения практических работ (пружины, плёнка для
ламинирования, обложки, картон, бумага и т.д.)
- оргтехника (компьютер, принтер, сканер);
- видеоподборки и презентации по темам программы;
- инструкционно-технологические и технологические карты;
- наглядно-демонстрационный материал;
- образцы готовых изделий;
- раздаточный материал.
В

процессе

оборудование,
федерального

реализации

приобретенное
проекта

в

рабочей

программы

используется

рамках

реализации

мероприятии

«Современная

школа»

национального

проекта

«Образование»:
Раздел рабочей программы

Оборудование

8 класс
Вводное занятие.
Наглядные пособия
безопасности.
Общие сведения о материалах и Степлер
оборудовании
Ламинатор
Принтер
Брошюратор
Термопереплетчик
Термопресс
Биговщик

по

технике

17

Сведения с дыроколом, степлером
Изготовление открытки
Изготовление открытки
Знакомство с биговщиком

Автоматический нарезчик визиток
Фотоаппарат
Дырокол, степлер
Степлер, дырокол
Ламинатор
Биговщик

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».