Труд (технология). Полиграфия.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету
«Полиграфия»
составлена
на
основе
«Труд» по профилю
Федеральной
адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО
(вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026.
Целью трудового обучения является: подготовка обучающихся и
подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи:
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- формирование навыков работы с различными инструментами и
оборудованием;
- освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных
изделий.
- формировать у обучающихся знания и умения, необходимые для
самостоятельного выполнения картонажно-переплётных работ;
- развивать речь обучающихся на основе их практической деятельности;
- учить планировать свою работу, пользоваться технологическими картами;
- развитие функциональной грамотности в ходе реализации мероприятий
по воспитательной работе.
Обучение
сформированные
полиграфии
у
опирается
обучающихся
в
ходе
на
умения
занятий
по
и
навыки,
предметно-
практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий
изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой
деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой
деятельности, положительное отношение к результатам своего труда.
Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со
2
специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе
трудового
процесса.
У
обучающихся
постепенно
накапливается
практический опыт, происходит формирование операционно-технических
умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции
(умения
намечать
цель,
подбирать
необходимые
инструменты
и
материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Учится организовывать свое рабочее место в соответствии с
используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью
педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия,
проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему,
инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению
продукта;
контролирует
качество
выполненной
работы;
обсуждает
полученный результат в соответствии со своими представлениями.
Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой
деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в
течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с
требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в
установленные сроки.
Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках
полиграфии:
Патриотическое воспитание:
Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Гражданское воспитание:
Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство).
Духовно-нравственное воспитание:
3
Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства
Эстетическое воспитание:
Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
Ценности научного познания:
Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
Осознание ценности жизни;
Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни
(здоровое
питание,
соблюдение
гигиенических
правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
Умение принимать себя и других, не осуждая;
Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния;
Трудовое воспитание:
Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
4
Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
Экологическое воспитание:
Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода,
особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного
материала и постепенности ввода нового, более сложного материала.
Содержание
программы
направлено
на
осознание,
осмысление,
обобщение и систематизацию формирующихся профессионально-трудовых
знаний, навыков и практических умений, что соответствует коррекционноразвивающему обучению.
Трудовое воспитание и обучение на уроках полиграфии содержит в
себе богатые коррекционные возможности. Благодаря конкретности и
доступности, чувственному восприятию целей, задач и содержания трудовой
деятельности у обучающихся развивается мышление, формируется умение
соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные
способы работы. В этом процессе формируется мировоззрение ребенка, его
моральные качества, воспитывается воля и характер. Такая трудовая
деятельность
помогает
конкретизировать
и
исправлять
нечеткие
представления и понятия школьников об окружающем их мире, социальной
значимости труда. Поэтому так важно повышать уровень познавательных
интересов у воспитанников к данной деятельности.
При
технические
обучении
используются
рисунки,
образцы
изделий
предметно-технологические
и
карты,
материалов,
таблицы,
5
показывающие
те
или
иные
приемы
труда,
а
также
ноутбуки,
мультимедийное и другое оборудование.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Профильный труд» в разделе «Полиграфия»
является логическим продолжением изучения предмета «Ручной труд».
Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе,
осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный
переход от исключительно практического изучения предмета к практикотеоретическому
изучению,
но
с
обязательным
учетом
значимости
усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
Содержание программы, обеспечивая освоение базового минимума,
расширено в сторону получения прикладных знаний, умений и навыков для
подготовки к самостоятельной жизни, формирование для каждого ребёнка
максимально возможного уровня самостоятельности.
Обучение учащихся по программе «Профильный труд» в разделе
«Полиграфия» предусматривает усвоение учащимися специальных знаний,
выработку умений и навыков, необходимых для выполнения картонажнопереплётных и полиграфических работ.
Программный
материал
составлен
с
учетом
возрастных
и
психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений.
Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет,
имеющий учебную зону, рабочие столы, оборудование для полиграфии:
интерактивная
панель,
проектор,
компьютер,
носители
электронной
информации, МФУ (принтер, сканер, копир), ламинатор, биговщик, степлер,
резак для бумаги, переплётчик на пластиковую пружину, переплётчик на
металлическую пружину, термопереплётчик, расходные материалы: бумага
6
разных форматов, плотности, фактуры; ножницы, линейки, клей, карандаши
(простые, цветные).
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно Адаптированной образовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью, составленной на основе ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на изучение предмета «Полиграфия» отводится в общем объёме в 8 классе
102 часа.
Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели,
8 класс 3 часа в неделю.
Класс
I четверть
II четверть
III четверть IV четверть Итого
Количество часов
8
27
21
30
24
102
Предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный
труд".
В соответствии с требованиями Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО
(вариант 2) овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных
жизненных сферах;
овладение умением адекватно применять доступные технологические
цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового
взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными,
вспомогательными видами трудовой деятельности, например, керамика,
батик, печать, ткачество, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание
и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций,
несложные виды работ, применяемые в сферах производства и
обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты,
материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и
7
уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины
и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток
времени, оценивать результаты своего труда.
Обогащение положительного опыта и установка на активное
использование освоенных технологий и навыков для индивидуального
жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь
близким.
Содержание учебного предмета
I четверть
Вводное занятие
Беседа о профессиях, связанных с полиграфией. Задачи предстоящего
учебного года и план работы на четверть. Правила поведения и безопасной
работы в мастерской. Закрепление рабочих мест. Организация рабочего
места.
Знакомство с трудовым профилем «Полиграфия».
Теоретические
сведения.
История
полиграфии.
Знакомство
с
полиграфическими изделиями.
Сведения о бумаге.
Теоретические сведения. Бумага её виды и свойства, виды форматов бумаги,
отличие бумаги от картона.
Упражнения. Отсчет, складывание и выравнивание листов бумаги.
Фальцовка.
Теоретические сведения. Назначение фальцовки бумажных листов. Виды
фальцовки (параллельная, перпендикулярная, комбинированная, в один сгиб,
два и три сгиба). Элементы сгибов в сфальцованной тетради. Гладилка –
инструмент для ручной фальцовки бумаги. Учет направления волокон
бумаги при фальцовке листов.
Упражнения. Фальцовка листов в два и три сгиба.
Изготовление конверта из картона.
Изделия. Конверт из картона
Теоретические сведения. Виды, назначение и применение конверта.
Материалы и инструменты применяемые для изготовления конверта.
(ножницы, клей, картон, цветная бумага). Составление плана изготовление
конверта. Разметка конверта.
Практические работы. Разметка конверта. Сгибание боковых сторон и их
фальцовка. Сборка конверта.
8
II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Профиль трудового обучения «Полиграфия».
Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего
места.
Сведения о компьютере.
Теоретические сведения. Компьютер виды, части, назначение и применение.
Виды памяти. Устройства ввода и вывода информации.
Упражнения. Включение, загрузка и выключение компьютера .
Дырокол.
Теоретические сведения. Дырокол виды, назначение и применение. Понятие
перфорирование. Техника безопасности при работе с дыроколом.
Упражнения. Отсчет, выравнивание и складывание листов, перфорация
листов дыроколом.
Биговщик.
Теоретические сведения. Биговщик: назначение и применение. Правила
работы и техника безопасности при работе с биговщиком.
Упражнения. Работа на биговщике.
Изготовление открытки с помощью дырокола и биговщика.
Изделия. Открытка.
Теоретические сведения. Виды открыток по назначению и конструкции.
Сведения о форматах. Материалы, применяемые для изготовления открытки.
Последовательность изготовления открытки. Правила техники безопасности
при работе с дыроколом. Биговщик: назначение и применение. Правила
работы и техника безопасности при работе с биговщиком.
Практические работы. Изготовление обложки и задней стенки определенного
формата. Скрепление открытки с помощью тесьмы, шнура или ленты.
III четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в
мастерской. Организация рабочего места.
Работа за компьютером.
Теоретические сведения. Компьютер как универсальная машина.
Компьютерная мышь виды и правила пользования. Общие сведения о
курсоре. Кнопка «Пуск» и её назначение. Рабочий стол, главное меню.
Упражнения. Выполнение простых операций за компьютером с
помощью мыши.
Степлер
Теоретические сведения. Степлер: виды, назначение и применение. Правила
9
работы и техника безопасности при работе со степлером.
Упражнения. Скрепление листов степлером.
Форматы бумаги
Теоретические сведения. Знакомство с форматами бумаги. Виды форматов и
их назначение.
Изготовление записной книги
Изделия. Записная книжка (скрепление листов с помощью степлера).
Теоретические знания. Виды записных книжек. Материалы, применяемые
для
изготовления
записной
книги.
Детали
записной
книги.
Последовательность изготовления записной книги. Правила техники
безопасности при работе со степлером. Анализ образца и составление плана
работы совместно с учителем.
Упражнения. Отсчет, выравнивание и складывание листов, выполнение
разметки для скрепления листов, скрепление листов степлером.
Практические работы. Нарезка бумаги и обложки определенного формата.
Отсчет, складывание и выравнивание листов и обложки. Выполнение
разметки для скрепления листов. Скрепление записной книги степлером.
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в
мастерской. Организация рабочего места.
Материалы и оборудование.
Теоретические сведения. Сведения об оборудовании, используемом в
полиграфии: виды назначение и применение (дырокол, степлер, беговщик,
ножницы).
Сведения о материалах, используемых в полиграфии: виды, назначение и
применение (бумага, картон, обложка, тесьма, шнур, лента).
Работа за компьютером.
Теоретические сведения. Сведения о папках на рабочем столе компьютера.
Сведения о документах MicrosoftOfficeWord. Правила создания документа
MicrosoftOfficeWord. Действия с документами и папками. Правила техники
безопасности при работе за компьютером.
Упражнения. Создание документа MicrosoftOfficeWord на рабочем столе
компьютера, переименование документа MicrosoftOfficeWord.
Изготовление блокнота при помощи дырокола и степлера
Изделия. Блокнот (скрепление листов с помощью тесьмы или степлера).
Теоретические сведения. Виды блокнота по назначению и конструкции.
Материалы и оборудование, применяемые для изготовления блокнота.
Детали блокнота. Последовательность изготовления блокнота. Сведения о
10
форматах. Правила техники безопасности при работе с дыроколом и
степлером.
Упражнения. Отсчет, выравнивание и складывание листов, перфорация
листов дыроколом, скрепление листов с помощью степлера.
Практические работы. Нарезка бумаги и обложки определенного формата.
Перфорация листов и обложки дыроколом. Скрепление блокнота с помощью
степлера, шнура или ленты. Украшение обложки блокнота аппликацией.
Полиграфия
I четверть (27 ч)
Тема урока
№
Кол-
Календ.
во
сроки
часов
1
Беседа о профессиях, связанных с полиграфией.
1
Задачи предстоящего учебного года и план работы
на четверть.
2
Правила
поведения
и
безопасной
работы
в
1
Закрепление рабочих мест. Организация рабочего
1
мастерской.
3
места.
4
История полиграфии.
1
5
Знакомство с полиграфическими изделиями.
1
6
Бумага её виды и свойства, виды форматов бумаги.
1
7
Отличие бумаги от картона.
1
8
Отсчет,
складывание
и
выравнивание листов
1
бумаги.
9
Назначение фальцовки бумажных листов.
1
11
10
Виды фальцовки (параллельная, перпендикулярная,
1
комбинированная, в один сгиб, два и три сгиба).
11
Фальцовка листов в два и три сгиба.
12
Конверт
из
картона:
виды,
1
назначение
и
1
Материалы и инструменты, применяемые для
1
применение конверта.
13
изготовления конверта. (ножницы, клей, картон,
цветная бумага).
14
Составление плана изготовление конверта.
1
15
Разметка конверта, сгибание боковых сторон и их
1
фальцовка.
16
Сборка конверта.
1
17
Знакомство с компьютером части, назначение и
1
применение.
18
Кнопка «Пуск» и её назначение.
2
19
Рабочий стол, главное меню.
1
20
Включение, загрузка и выключение компьютера.
1
21
Возможности клавиатуры.
1
22
Видео урок виды клавиатур.
1
23
Компьютерная мышь, виды (видео урок).
1
24
Назначение компьютерных мышек.
1
25
Правила работы компьютерных мышек.
1
26
Подведение итогов.
1
12
Полиграфия
II четверть (21 ч)
№
1
Тема урока
Знакомство
с
дыроколом,
Колво
часов
степлером
виды,
1
Понятие перфорирование. Техника безопасности
1
Календ.
сроки
назначение и применение.
2
при работе с дыроколом и степлером.
3
Отсчет, выравнивание и складывание листов,
1
перфорация листов дыроколом и степлером.
4
Изготовление открытки с помощью дырокола
1
или степлера.
Составление плана изготовления открытки.
5
Подбор материалов вырезание формы открытки.
1
6
Скрепление деталей с помощью дырокола или
1
степлера.
7
Подпись открытки, выставка работ.
1
8
Компьютер как универсальная машина.
1
9
Общие сведения о курсоре.
1
10
Устройства ввода информации.
1
11
Устройства вывода информации.
1
12
Выполнение простых операций за компьютером
1
с помощью мыши.
13
Рисование на компьютере.
1
14
Биговщик: назначение и применение.
1
15
Правила работы на биговщике.
1
13
16
Правила техники безопасности при работе с
1
биговщиком.
17
Изготовление открытки с помощью биговщика.
1
Составление плана изготовления открытки.
18
Подбор материалов вырезание формы открытки.
1
19
Сгибание открытки с помощью биговщика.
1
20
Подпись открытки, выставка работ.
1
21
Уход за оборудованием в мастерской, подведение
1
итогов.
Полиграфия
III четверть (30 ч)
№
Тема урока
Колво
часов
1
Степлер: виды, назначение и применение.
1
2
Правила работы со степлером.
1
3
Правила техника безопасности при работе со
1
Календ.
сроки
степлером.
4
Скрепление листов с помощью степлера.
1
5
Компьютер как универсальная машина.
1
6
Рабочий стол виртуальный и реальный.
1
7
Устройство вывода информации «Монитор»
1
8
Возможности клавиатуры.
1
9
Виды клавиатур.
1
10
История клавиатуры.
1
11
Работа за компьютером, набор слов, предложений.
1
14
12
Изготовление записной книги.
1
Составление плана изготовления изделия.
13
Обрезка листов по образцу.
1
14
Отсчет и складывание листов.
1
15
Подбор обложки и задней части изделия.
1
16
Сборка записной книги с помощью степлера.
1
17
Украшение обложки.
1
18
Проверка качества и исправление ошибок.
1
19
Рефлексия и выставка работ.
1
20
Изготовление настольного календаря. Составление
1
плана изготовления изделия.
21
Разметка сгибов основной части календаря.
1
22
Сгибание по размеченным линиям с помощью
1
биговщика.
23
Вырезание календаря.
1
24
Отсчет месяцев и выравнивание календаря.
1
25
Скрепление с помощью степлера.
1
26
Сборка календаря.
1
27
Украшение календаря.
1
28
Проверка качества и исправление ошибок.
1
29
Рефлексия и выставка работ.
1
30
Уход за оборудованием в мастерской, подведение
1
итогов.
№
Полиграфия
IV четверть (24 ч)
Тема урока
Колво
Календ.
сроки
15
часов
1
Знакомство с резаком. Виды резаков.
2
2
Назначение и применение резака.
1
3
Правила работы с резаком.
1
4
Правила техники безопасности при работе с
резаком.
1
5
Форматы нарезки листов.
1
6
Практическое
форматов.
7
Работа ножниц
недостатки.
и
1
8
Изготовление блокнота формата А4. Составление
плана изготовления блокнота.
1
9
Заготовка обложки и задней части блокнота.
1
10
Обрезка листов с помощью резака.
2
11
Отсчет и складывание листов.
1
12
Сборка блокнота и скрепление листов с помощью
степлера.
1
13
Украшение обложки.
1
14
Проверка качества и исправление ошибок.
1
15
Рефлексия и выставка работ.
1
16
Работа за компьютером. Набор текста.
1
17
Заглавная буква на клавиатуре.
1
18
Удаление не нужного символа и пробел.
1
19
Самостоятельная работа по образцу.
1
20
Карточка с индивидуальным заданием.
1
21
Уход за оборудованием в мастерской, подведение
итогов.
1
занятие,
и
резка
резака,
листов
разных
преимущества
2
16
Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Материально-техническое
обеспечение
учебного
предмета
«Профильный труд (полиграфия)»:
- учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих
тетрадей;
- методические рекомендации для учителя;
- полиграфическое оборудование (ламинатор, брошюратор, резак и т.д.);
- инструменты и приспособления для проведения практических работ
(дырокол, ручной степлер, ножницы и т.д.);
- материалы для проведения практических работ (пружины, плёнка для
ламинирования, обложки, картон, бумага и т.д.)
- оргтехника (компьютер, принтер, сканер);
- видеоподборки и презентации по темам программы;
- инструкционно-технологические и технологические карты;
- наглядно-демонстрационный материал;
- образцы готовых изделий;
- раздаточный материал.
В
процессе
оборудование,
федерального
реализации
приобретенное
проекта
в
рабочей
программы
используется
рамках
реализации
мероприятии
«Современная
школа»
национального
проекта
«Образование»:
Раздел рабочей программы
Оборудование
8 класс
Вводное занятие.
Наглядные пособия
безопасности.
Общие сведения о материалах и Степлер
оборудовании
Ламинатор
Принтер
Брошюратор
Термопереплетчик
Термопресс
Биговщик
по
технике
17
Сведения с дыроколом, степлером
Изготовление открытки
Изготовление открытки
Знакомство с биговщиком
Автоматический нарезчик визиток
Фотоаппарат
Дырокол, степлер
Степлер, дырокол
Ламинатор
Биговщик
18