Труд (технология). Полиграфия. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Полиграфия» составлена на основе «Труд» по профилю Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. Целью трудового обучения является: подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности. Основные задачи: - развитие интереса к трудовой деятельности; - формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; - освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий. - формировать у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельного выполнения картонажно-переплётных работ; - развивать речь обучающихся на основе их практической деятельности; - учить планировать свою работу, пользоваться технологическими картами; - развитие функциональной грамотности в ходе реализации мероприятий по воспитательной работе. Обучение сформированные полиграфии у опирается обучающихся в ходе на умения занятий по и навыки, предметно- практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со 2 специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат). Учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии со своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки. Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках полиграфии: Патриотическое воспитание: Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Гражданское воспитание: Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство). Духовно-нравственное воспитание: 3 Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства Эстетическое воспитание: Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; Ценности научного познания: Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: Осознание ценности жизни; Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; Умение принимать себя и других, не осуждая; Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния; Трудовое воспитание: Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, 4 Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; Уважение к труду и результатам трудовой деятельности; Экологическое воспитание: Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, более сложного материала. Содержание программы направлено на осознание, осмысление, обобщение и систематизацию формирующихся профессионально-трудовых знаний, навыков и практических умений, что соответствует коррекционноразвивающему обучению. Трудовое воспитание и обучение на уроках полиграфии содержит в себе богатые коррекционные возможности. Благодаря конкретности и доступности, чувственному восприятию целей, задач и содержания трудовой деятельности у обучающихся развивается мышление, формируется умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные способы работы. В этом процессе формируется мировоззрение ребенка, его моральные качества, воспитывается воля и характер. Такая трудовая деятельность помогает конкретизировать и исправлять нечеткие представления и понятия школьников об окружающем их мире, социальной значимости труда. Поэтому так важно повышать уровень познавательных интересов у воспитанников к данной деятельности. При технические обучении используются рисунки, образцы изделий предметно-технологические и карты, материалов, таблицы, 5 показывающие те или иные приемы труда, а также ноутбуки, мультимедийное и другое оборудование. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Профильный труд» в разделе «Полиграфия» является логическим продолжением изучения предмета «Ручной труд». Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения предмета к практикотеоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций. Содержание программы, обеспечивая освоение базового минимума, расширено в сторону получения прикладных знаний, умений и навыков для подготовки к самостоятельной жизни, формирование для каждого ребёнка максимально возможного уровня самостоятельности. Обучение учащихся по программе «Профильный труд» в разделе «Полиграфия» предусматривает усвоение учащимися специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для выполнения картонажнопереплётных и полиграфических работ. Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, имеющий учебную зону, рабочие столы, оборудование для полиграфии: интерактивная панель, проектор, компьютер, носители электронной информации, МФУ (принтер, сканер, копир), ламинатор, биговщик, степлер, резак для бумаги, переплётчик на пластиковую пружину, переплётчик на металлическую пружину, термопереплётчик, расходные материалы: бумага 6 разных форматов, плотности, фактуры; ножницы, линейки, клей, карандаши (простые, цветные). Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно Адаптированной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, составленной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение предмета «Полиграфия» отводится в общем объёме в 8 классе 102 часа. Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели, 8 класс 3 часа в неделю. Класс I четверть II четверть III четверть IV четверть Итого Количество часов 8 27 21 30 24 102 Предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный труд". В соответствии с требованиями Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2) овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например, керамика, батик, печать, ткачество, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание и другие, с учетом особенностей региона. Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и 7 уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона. Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. Содержание учебного предмета I четверть Вводное занятие Беседа о профессиях, связанных с полиграфией. Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Закрепление рабочих мест. Организация рабочего места. Знакомство с трудовым профилем «Полиграфия». Теоретические сведения. История полиграфии. Знакомство с полиграфическими изделиями. Сведения о бумаге. Теоретические сведения. Бумага её виды и свойства, виды форматов бумаги, отличие бумаги от картона. Упражнения. Отсчет, складывание и выравнивание листов бумаги. Фальцовка. Теоретические сведения. Назначение фальцовки бумажных листов. Виды фальцовки (параллельная, перпендикулярная, комбинированная, в один сгиб, два и три сгиба). Элементы сгибов в сфальцованной тетради. Гладилка – инструмент для ручной фальцовки бумаги. Учет направления волокон бумаги при фальцовке листов. Упражнения. Фальцовка листов в два и три сгиба. Изготовление конверта из картона. Изделия. Конверт из картона Теоретические сведения. Виды, назначение и применение конверта. Материалы и инструменты применяемые для изготовления конверта. (ножницы, клей, картон, цветная бумага). Составление плана изготовление конверта. Разметка конверта. Практические работы. Разметка конверта. Сгибание боковых сторон и их фальцовка. Сборка конверта. 8 II четверть Вводное занятие План работы на четверть. Профиль трудового обучения «Полиграфия». Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. Сведения о компьютере. Теоретические сведения. Компьютер виды, части, назначение и применение. Виды памяти. Устройства ввода и вывода информации. Упражнения. Включение, загрузка и выключение компьютера . Дырокол. Теоретические сведения. Дырокол виды, назначение и применение. Понятие перфорирование. Техника безопасности при работе с дыроколом. Упражнения. Отсчет, выравнивание и складывание листов, перфорация листов дыроколом. Биговщик. Теоретические сведения. Биговщик: назначение и применение. Правила работы и техника безопасности при работе с биговщиком. Упражнения. Работа на биговщике. Изготовление открытки с помощью дырокола и биговщика. Изделия. Открытка. Теоретические сведения. Виды открыток по назначению и конструкции. Сведения о форматах. Материалы, применяемые для изготовления открытки. Последовательность изготовления открытки. Правила техники безопасности при работе с дыроколом. Биговщик: назначение и применение. Правила работы и техника безопасности при работе с биговщиком. Практические работы. Изготовление обложки и задней стенки определенного формата. Скрепление открытки с помощью тесьмы, шнура или ленты. III четверть Вводное занятие План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. Работа за компьютером. Теоретические сведения. Компьютер как универсальная машина. Компьютерная мышь виды и правила пользования. Общие сведения о курсоре. Кнопка «Пуск» и её назначение. Рабочий стол, главное меню. Упражнения. Выполнение простых операций за компьютером с помощью мыши. Степлер Теоретические сведения. Степлер: виды, назначение и применение. Правила 9 работы и техника безопасности при работе со степлером. Упражнения. Скрепление листов степлером. Форматы бумаги Теоретические сведения. Знакомство с форматами бумаги. Виды форматов и их назначение. Изготовление записной книги Изделия. Записная книжка (скрепление листов с помощью степлера). Теоретические знания. Виды записных книжек. Материалы, применяемые для изготовления записной книги. Детали записной книги. Последовательность изготовления записной книги. Правила техники безопасности при работе со степлером. Анализ образца и составление плана работы совместно с учителем. Упражнения. Отсчет, выравнивание и складывание листов, выполнение разметки для скрепления листов, скрепление листов степлером. Практические работы. Нарезка бумаги и обложки определенного формата. Отсчет, складывание и выравнивание листов и обложки. Выполнение разметки для скрепления листов. Скрепление записной книги степлером. IV четверть Вводное занятие План работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. Материалы и оборудование. Теоретические сведения. Сведения об оборудовании, используемом в полиграфии: виды назначение и применение (дырокол, степлер, беговщик, ножницы). Сведения о материалах, используемых в полиграфии: виды, назначение и применение (бумага, картон, обложка, тесьма, шнур, лента). Работа за компьютером. Теоретические сведения. Сведения о папках на рабочем столе компьютера. Сведения о документах MicrosoftOfficeWord. Правила создания документа MicrosoftOfficeWord. Действия с документами и папками. Правила техники безопасности при работе за компьютером. Упражнения. Создание документа MicrosoftOfficeWord на рабочем столе компьютера, переименование документа MicrosoftOfficeWord. Изготовление блокнота при помощи дырокола и степлера Изделия. Блокнот (скрепление листов с помощью тесьмы или степлера). Теоретические сведения. Виды блокнота по назначению и конструкции. Материалы и оборудование, применяемые для изготовления блокнота. Детали блокнота. Последовательность изготовления блокнота. Сведения о 10 форматах. Правила техники безопасности при работе с дыроколом и степлером. Упражнения. Отсчет, выравнивание и складывание листов, перфорация листов дыроколом, скрепление листов с помощью степлера. Практические работы. Нарезка бумаги и обложки определенного формата. Перфорация листов и обложки дыроколом. Скрепление блокнота с помощью степлера, шнура или ленты. Украшение обложки блокнота аппликацией. Полиграфия I четверть (27 ч) Тема урока № Кол- Календ. во сроки часов 1 Беседа о профессиях, связанных с полиграфией. 1 Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. 2 Правила поведения и безопасной работы в 1 Закрепление рабочих мест. Организация рабочего 1 мастерской. 3 места. 4 История полиграфии. 1 5 Знакомство с полиграфическими изделиями. 1 6 Бумага её виды и свойства, виды форматов бумаги. 1 7 Отличие бумаги от картона. 1 8 Отсчет, складывание и выравнивание листов 1 бумаги. 9 Назначение фальцовки бумажных листов. 1 11 10 Виды фальцовки (параллельная, перпендикулярная, 1 комбинированная, в один сгиб, два и три сгиба). 11 Фальцовка листов в два и три сгиба. 12 Конверт из картона: виды, 1 назначение и 1 Материалы и инструменты, применяемые для 1 применение конверта. 13 изготовления конверта. (ножницы, клей, картон, цветная бумага). 14 Составление плана изготовление конверта. 1 15 Разметка конверта, сгибание боковых сторон и их 1 фальцовка. 16 Сборка конверта. 1 17 Знакомство с компьютером части, назначение и 1 применение. 18 Кнопка «Пуск» и её назначение. 2 19 Рабочий стол, главное меню. 1 20 Включение, загрузка и выключение компьютера. 1 21 Возможности клавиатуры. 1 22 Видео урок виды клавиатур. 1 23 Компьютерная мышь, виды (видео урок). 1 24 Назначение компьютерных мышек. 1 25 Правила работы компьютерных мышек. 1 26 Подведение итогов. 1 12 Полиграфия II четверть (21 ч) № 1 Тема урока Знакомство с дыроколом, Колво часов степлером виды, 1 Понятие перфорирование. Техника безопасности 1 Календ. сроки назначение и применение. 2 при работе с дыроколом и степлером. 3 Отсчет, выравнивание и складывание листов, 1 перфорация листов дыроколом и степлером. 4 Изготовление открытки с помощью дырокола 1 или степлера. Составление плана изготовления открытки. 5 Подбор материалов вырезание формы открытки. 1 6 Скрепление деталей с помощью дырокола или 1 степлера. 7 Подпись открытки, выставка работ. 1 8 Компьютер как универсальная машина. 1 9 Общие сведения о курсоре. 1 10 Устройства ввода информации. 1 11 Устройства вывода информации. 1 12 Выполнение простых операций за компьютером 1 с помощью мыши. 13 Рисование на компьютере. 1 14 Биговщик: назначение и применение. 1 15 Правила работы на биговщике. 1 13 16 Правила техники безопасности при работе с 1 биговщиком. 17 Изготовление открытки с помощью биговщика. 1 Составление плана изготовления открытки. 18 Подбор материалов вырезание формы открытки. 1 19 Сгибание открытки с помощью биговщика. 1 20 Подпись открытки, выставка работ. 1 21 Уход за оборудованием в мастерской, подведение 1 итогов. Полиграфия III четверть (30 ч) № Тема урока Колво часов 1 Степлер: виды, назначение и применение. 1 2 Правила работы со степлером. 1 3 Правила техника безопасности при работе со 1 Календ. сроки степлером. 4 Скрепление листов с помощью степлера. 1 5 Компьютер как универсальная машина. 1 6 Рабочий стол виртуальный и реальный. 1 7 Устройство вывода информации «Монитор» 1 8 Возможности клавиатуры. 1 9 Виды клавиатур. 1 10 История клавиатуры. 1 11 Работа за компьютером, набор слов, предложений. 1 14 12 Изготовление записной книги. 1 Составление плана изготовления изделия. 13 Обрезка листов по образцу. 1 14 Отсчет и складывание листов. 1 15 Подбор обложки и задней части изделия. 1 16 Сборка записной книги с помощью степлера. 1 17 Украшение обложки. 1 18 Проверка качества и исправление ошибок. 1 19 Рефлексия и выставка работ. 1 20 Изготовление настольного календаря. Составление 1 плана изготовления изделия. 21 Разметка сгибов основной части календаря. 1 22 Сгибание по размеченным линиям с помощью 1 биговщика. 23 Вырезание календаря. 1 24 Отсчет месяцев и выравнивание календаря. 1 25 Скрепление с помощью степлера. 1 26 Сборка календаря. 1 27 Украшение календаря. 1 28 Проверка качества и исправление ошибок. 1 29 Рефлексия и выставка работ. 1 30 Уход за оборудованием в мастерской, подведение 1 итогов. № Полиграфия IV четверть (24 ч) Тема урока Колво Календ. сроки 15 часов 1 Знакомство с резаком. Виды резаков. 2 2 Назначение и применение резака. 1 3 Правила работы с резаком. 1 4 Правила техники безопасности при работе с резаком. 1 5 Форматы нарезки листов. 1 6 Практическое форматов. 7 Работа ножниц недостатки. и 1 8 Изготовление блокнота формата А4. Составление плана изготовления блокнота. 1 9 Заготовка обложки и задней части блокнота. 1 10 Обрезка листов с помощью резака. 2 11 Отсчет и складывание листов. 1 12 Сборка блокнота и скрепление листов с помощью степлера. 1 13 Украшение обложки. 1 14 Проверка качества и исправление ошибок. 1 15 Рефлексия и выставка работ. 1 16 Работа за компьютером. Набор текста. 1 17 Заглавная буква на клавиатуре. 1 18 Удаление не нужного символа и пробел. 1 19 Самостоятельная работа по образцу. 1 20 Карточка с индивидуальным заданием. 1 21 Уход за оборудованием в мастерской, подведение итогов. 1 занятие, и резка резака, листов разных преимущества 2 16 Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Профильный труд (полиграфия)»: - учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей; - методические рекомендации для учителя; - полиграфическое оборудование (ламинатор, брошюратор, резак и т.д.); - инструменты и приспособления для проведения практических работ (дырокол, ручной степлер, ножницы и т.д.); - материалы для проведения практических работ (пружины, плёнка для ламинирования, обложки, картон, бумага и т.д.) - оргтехника (компьютер, принтер, сканер); - видеоподборки и презентации по темам программы; - инструкционно-технологические и технологические карты; - наглядно-демонстрационный материал; - образцы готовых изделий; - раздаточный материал. В процессе оборудование, федерального реализации приобретенное проекта в рабочей программы используется рамках реализации мероприятии «Современная школа» национального проекта «Образование»: Раздел рабочей программы Оборудование 8 класс Вводное занятие. Наглядные пособия безопасности. Общие сведения о материалах и Степлер оборудовании Ламинатор Принтер Брошюратор Термопереплетчик Термопресс Биговщик по технике 17 Сведения с дыроколом, степлером Изготовление открытки Изготовление открытки Знакомство с биговщиком Автоматический нарезчик визиток Фотоаппарат Дырокол, степлер Степлер, дырокол Ламинатор Биговщик 18