Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» в 9,10 классах составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.22г №1026 ФАООП УО ( вариант2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными особых образовательных нарушениями) с учетом реализации их потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты природы». Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях живой и неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном мире, формирование представлений о животном мире, формирование функциональной грамотности в естественно научной области знаний. 2 Приоритетные направления в воспитательной работе на уроках окружающего природного мира. 1. Патриотического воспитания: 1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, 2. Гражданского воспитания: 2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; 2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; 3. Духовно-нравственного воспитания: 3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4. Эстетического воспитания: 4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: 6.1. Осознание ценности жизни; 6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); 6.3. Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и 3 психического здоровья; 6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного образования; 6.8. Сформированность навыков рефлексии; 7. Трудового воспитания: 7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, 7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 8. Экологического воспитания: 8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; 8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Общая характеристика учебного предмета. В процессе формирования представлений о неживой природе, учащиеся получают знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – чередовании времен года (лето, осень, весна, зима), понятие о сутках (утро, день, вечер, ночь), учатся устанавливать общие закономерности природных явлений. Учащиеся знакомятся с разнообразием растительного и животного мира, получают представления о среде обитания животных и растений, учатся выделять характерные признаки животных и растений, объединять их в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. 4 Внимание учащегося обращается на связь живой и неживой природы: как растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Учащийся выполняет доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Описание места учебного предмета в учебном плане. В соответствии с учебным планом ГКОУАО «ОШИ№5» учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть учебного плана на 2024-2025 учебный год. Общий объем учебного времени 68 часов (2 часа в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета: - Знать и называть объекты неживой природы ( вода, воздух, земля, огонь, лес, река); - Знать времена года, характерные признаки времен года, их влияние на жизнь человека; - Уметь учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья; - Различать и называть представителей животного мира, растительного мира; - Соблюдать правила безопасного поведения в природе; - Различать части суток. дни недели, месяцы, соотнесение с временем года; - Иметь представление о течении времени. смене событий. смене частей суток. дней недели. Содержание предмета. Растительный мир Жизненные формы растений (дерево, куст, трава). Разновидность деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан) Фрукты (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви). 5 Овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец). Ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква). Грибы(белый гриб, мухомор, шампиньон, вёшенка, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка). Травянистые растения (цветы) (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, Животный мир. Домашних животные (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Ддиких животные (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Животные, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Дикие животные, обитающих в природных зонах ж роза, лилия, пион). Пряные травянистые растения. (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята). Комнатных растения (герань,фиалка, фикус), особенностях ухода за ними, значением в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Зерновых культурах (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы). Значении растений в жизни человека: сбор урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способы переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол и др.). Жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). е. Домашние птицы (курица (петух), утка, гусь, индюк). 6 Перелетные и зимующие птицы (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Водоплавающие птицы (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбах. Речных рыбах (сом, окунь, щук). Морские рыбы (акула, сельдь, камбала, рыба-ёж, скат).. Насекомые (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Значение животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.). Объекты природы Почва. Вода. Огонь. Воздух. Лес. Луг. Море. Озеро. Горы. Пустыни и прочее. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк, гранит, золото, серебро и др.) с учетом местных природных ресурсов. Значении объектов природы в жизни человека. Временные представления Части суток. Неделя . Месяц. Год. Времена года (осень, зима, весна, лето). Календарь. Сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Погоде текущего дня. Деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы). 7 Календарно-тематическое планирование 10 класс I четверть № Тема Дата проведения 1 2 3 4 Многообразие растений. Жизненные формы растений. Части растения (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Сезонные изменения в жизни растений. Количество часов 1 1 1 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Деревья дикорастущие. Плодовые деревья (яблоня, груша). Кустарники дикорастущие. Кустарники ягодные. Фрукты (яблоко, персик, груша). Овощи (лук, морковь, свекла, картофель, кабачок, перец) Плоды. Семена. Комнатные растения Роль растений в жизни человека. Уход за комнатными растениями Чередование времен года Осень. Измерение температуры воздуха. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 II четверть № Тема Дата Количество проведения часов 1 1 1 1 1 2 3 4 Месяцы года. Понятие о сезонности. Сутки. Части суток. Дни недели. 5 6 7 8 Режим дня. Расписание уроков. Календарь. Планирование 1 1 1 1 9 10 11 12 Часы и минуты. Секундомер. Животный мир. Домашние животные. Кошка, собака. 1 1 1 1 13 14 15 16 Домашние животные. Корова, овца. Дикие животные леса. Заяц. Белка. Дикие животные леса. Хищники.Волк.Лиса. Детеныши домашних и диких животных 1 1 1 1 III четверть 8 № Тема 10 Чередование времен года. Зима. Вода. Свойства воды. Значение воды в жизни человека. Явления природы, связанные с водой. Огонь. Свойства огня. Значение огня в жизни человека. Воздух. Свойства, значение. Явления природы, связанные с воздухом. Влияние человека на окружающую среду. (экология) Как сберечь природу и природные ресурсы.( экономия ) Чередование времен года. Весна. 11 12 13 14 15 16 Солнце и солнечный свет. Значение солнца в жизни природы. Комнатные растения герань, фикус. Уход за комнатными растениями. Значение комнатных растений в жизни человека.. Размножение комнатных растений. 17 18 19 20 Животный мир. Птицы, разнообразие. Дикие птицы. Домашние птицы. Перелетные птицы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 № Дата Количество проведения часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема Дата Количество проведения часов 1 1 1 1 1 2 3 4 Безопасное поведение. Дом и школа.. Правила дорожного движения. Дорога. Чередование времен года. Лето, 5 6 7 8 Представление о насекомых. Насекомые опылители. Животный мир. Рыбы. Обитатели рек и морей. 1 1 1 1 9 10 11 12 Представление о ягодах: клубника, смородина. Представление о дикорастущих цветах: ромашка, одуванчик, ландыш. Представители декоративных, садовых цветов : ирисы, пионы , розы Лекарственные травы. 1 13 14 Природные явления летом. Радуга, туман, гроза. Правила поведения в период летнего отдыха. 11класс 1 1 1 1 1 9 I четверть № 1 2 3 4 Растительный мир планеты Земля. Части растения (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Жизненные формы растений. Растения осенью. Признаки осени.. Количество часов 1 1 1 1 5 6 7 8 9 10 11 12. 13 14 15 16 17 18 Деревья (лес, роща). Плодовые деревья (сад). Кустарники. (хвойные и лиственные) Травянистые растения. Фрукты (лимон, апельсин). Овощи (лук, морковь, свекла, картофель, кабачок, перец) Грибы (шампиньон). Грибы ядовитые(поганка). Роль растений в жизни человека. Вредные и полезные растения. Роль человека в жизни растений (уход, забота, восполнение). Дыхание растений. Условия жизни растений. Понятие о Красной книге . 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № Тема II четверть Тема Дата проведения Дата проведения 07.11 09.11 14.11 16.11 Количество часов 1 1 1 1 1 2 3 4 Календарь. Дни недели. Сутки. Части суток. Режим дня. Расписание уроков. 5 6 7 8 Животный мир. Дикие животные (лес, саванна ). Домашние животные. Детеныши домашних и диких животных. 21.11 23.11 28.11 30.11 1 1 1 1 9 10 11 12 Как меняется жизнь животных в разные времена года. Роль животных в жизни человека. Понятие пищевой цепочки. Взаимосвязь в живой природе. 05.12 07.12 12.12 14.12 1 1 1 1 13 14 15 16 Почва. Полезные ископаемые. Объекты, созданные руками человека. Неживая природа. Значение объектов природы в жизни человека.. 19.12 21.12 26.12 28.12 1 1 1 1 № III четверть Тема Дата Количество проведения часов 10 1 2 3 4 5 6 7 8. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20. Чередование времен года. Зима. Вода. Свойства воды. Значение воды в жизни человека. Явления природы, связанные с водой. Огонь. Свойства огня.. Значение огня в жизни человека. Воздух. Свойства, значение. Явления природы, связанные с воздухом. Влияние человека на окружающую среду. (экология) Как сберечь природу и природные ресурсы.( экономия ) Представления о формах земной поверхности. (Леса, горы, реки и прочее) Изображение форм земной поверхности на карте. Комнатные растения герань, фикус. Уход за комнатными растениями. Значение комнатных растений в жизни человека.. Размножение комнатных растений. Животный мир. Птицы, разнообразие. Дикие птицы. Домашние птицы. Водоплавающие птицы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 IVчетверть № Тема Дата Количество проведения часов 1 1 1 1 1 2 3 4 Безопасное поведение. Дом и школа.. Правила дорожного движения. Дорога. Чередование времен года. Лето. Растения и животные летом. 5 6 7 8 Представление о насекомых. Насекомые опылители. Животный мир. Рыбы. Обитатели рек и морей. 1 1 1 1 9 10 11 12 Представление о ягодах: клубника, смородина. Представление о дикорастущих цветах: ромашка, одуванчик, ландыш. Представители декоративных, садовых цветов : ирисы, пионы , розы Лекарственные травы. Природные явления летом. Радуга, туман, гроза. Правила поведения в период летнего отдыха. 1 1 1 1 13 14 15 1 1 11 Материально-техническое обеспечение предмета. Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; огород, теплица и др . Кроме того, организованные занятия с живыми растениями способствуют нормализации эмоционального состояния учащихся в процессе их непосредственного контакта с живой природой. 12