Пояснительная записка Рабочая программа развивающие занятия. по учебному Сенсорное предмету развитие» «Коррекционно составлена на - основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Цель: обучение, - обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Задачи: — обогащение чувственного познавательного опыта; — развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета — коррекция недостатков познавательной деятельности детей; — развивать функциональную грамотность в процессе изучения предмета — развитие слухоголосовых координаций; — формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися Сенсорное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность 2 умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у этих детей процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Описание места коррекционного курса в учебном плане. Учебный план ГК ОУ АО «ОШИ №5» рассчитан на 34 учебные недели 2 раза в неделю, 68 часов. Класс I четверть II четверть III четверть IV четверть Всего 16 68 Количество часов 12 18 14 20 Планируемые результаты освоения коррекционного курса - Следить взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). - Следить взглядом за движущимся удаленным объектом. - Узнавать и различать цвета объекта. - Слуховое восприятие: следить за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Восприятие. - Соотносить звук с его источником. - Находить объекте, одинаковых по звучанию. - Адекватно реагировать на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре 3 (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). - Адекватно реагировать на вибрацию, исходящую от объектов. - Адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей - Различать материалы по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость). -Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -Выделять существенные признаки предметов; Содержание коррекционного курса Зрительное восприятие Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др). Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов. Кинестетическое восприятие. Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, 4 сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой). Восприятие запаха. Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.) Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый) 5 Календарно-тематическое планирование № Тема Кол-во часов 1 четверть 18 1 Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. 1 2 Различение форм предметов. 1 3 Узнавание предмета по его отдельным частям 1 4 Овощи «Большие и маленькие» 1 5 Фрукты «Мы делили апельсин» 1 6 1 7 Определение местоположения предмета, рисунка на листе бумаги. Дары леса «Путешествие в ягодную страну» 8 «Длинные и короткие» 1 9 «Деревья» «Здравствуй, деревце» 1 10 Ширина. Расставь по прядку. 1 11 Осень «В гости к Осени» 1 12 «Краски осени» 1 13 Профилактика и коррекция зрения. 1 14 Работа с геометрическим конструктором. 1 15 Сравнение двух предметов по ширине и толщине. 2 16 Составление целого из частей (2 – 3 детали) на разрезном наглядном материале. 2 четверть 2 1 14 1 2 Контрастные температурные ощущения: холодный горячий, обозначение словом (жестом). Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). 3 Развитие обоняния (приятный запах – неприятный запах). 1 4 1 5 Выделение и различение звуков окружающей среды (звук, гудение, жужжание). Различение и обозначение основных цветов. 6 Сравнение двух предметов. 1 7 Восприятие формы. 1 8 Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая и левая сторона) Построим домики для фигур 1 1 9 Дата 1 1 1 6 10 Собираем ягоды. 1 11 Знакомство с разным качеством движений 1 12 Различение и обозначение основных цветов 1 13 Исследование по тактильным ощущениям предметы 1 14 Определение веса предметов 1 3 четверть 20 1 Классификация предметов по цветовому признаку 2 2 Что забыл дорисовать художник? » 1 3 «Что здесь спряталось? » 1 4 «Найди такую же фигуру» 1 5 «Сложи картинку» 2 6 Шумящие коробочки. 1 7 2 8 Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов Определи, что слышится 9 Группировка предметов парных по величине 2 10 Формы: треугольник. Цвет, форма, размер. 1 11 1 12 Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной формы (квадрат) Упражнения на звукоподражание животным, технике 13 Нахождение отличий на наглядном материале. 2 4 четверть 2 2 16 1 Выполнение целенаправленных действий по инструкции 1 2 Тонкая дифференциация предметов на ощупь 1 3 Тренировка зрительной памяти. 2 4 2 5 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале исключение лишнего предмета (картинки, понятия). 6 Формы: круг. Цвет, форма, размер 1 7 Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной формы. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) 1 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Работа в технике рваной аппликации. 2 8 9 10 2 2 2 7 Описание материально-технического обеспечения - предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины); - предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра); - вставления (матрешка, стаканчики одинаковой величины); - различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); - наборы предметов для занятий (типа Монтессори - материал и др.); - мозаики, матрешки, стаканчики и т.д. - предметы различной формы, величины, цвета. 8