ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Задачи: • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения); • формирование человеком представлений (многообразие, о предметном функциональное мире, назначение созданном окружающих предметов, действия с ними); • формирование функциональной грамотности. Приоритетные направления в воспитательной работе 1. Патриотическое воспитание 1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и много конфессиональном обществе. 1.2. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. 2 2. Гражданское воспитание 2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей. 2.2. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. 2.3. Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство). 3. Духовно-нравственное воспитание 3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. 3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. 3.3. Активное неприятие асоциальных поступков. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия 4.1. Осознание ценности жизни. 4.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). 4.3 Умение принимать себя и других не осуждая. 4.4. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния. 4.5. Сформированность навыков рефлексии. 4.6. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 5. Трудовое воспитание 3 5.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности. 5.2. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его усвоения обучающимися Программа «Квартира, дом, представлена двор», следующими «Предметы быта», разделами: «Школа», «Продукты питания», «Транспорт», «Традиции и обычаи», «Город», «Страна». В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, поведение в опасной ситуации и др. 4 Описание места учебного предмета в учебном плане Реализация рабочей программы предмета «Окружающий социальный мир» рассчитана на 34 недели, 4 часа в неделю. Всего 136 часов. Кол-во часов Класс I четверть II четверть III четверть IV четверть Всего 10 «Г» 36 28 40 32 136 11 «Г» 36 28 40 32 136 Базовые учебные действия освоения учебного предмета В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью направлена на развитие способности овладевать содержанием ФАООП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи: • формирование учебного поведения; • выполнять инструкции учителя; • использование по назначению учебных материалов; • выполнять действия по образцу и по подражанию; • формирование умения выполнять задание; • в течение определенного периода времени; • от начала до конца; • с заданными качественными параметрами; 5 • формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому. Содержание учебного предмета Школа. Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку. Квартира, дом, двор. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования 6 мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, использование (связь, игра и т.п.), выключение. Предметы быта. Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, 7 электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря. Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа). Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов). Питание. Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, 8 креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий. Предметы и материалы, изготовленные человеком. Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, 9 непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.). Город. Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры улицы , площади, парки. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города. Транспорт. Узнавание (различение) наземного транспорта. Знание назначения наземного транспорта. Знание (называние) профессий людей, работающих на 10 транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Традиции, обычаи. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Страна. Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь ) на фото, видео. Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание выдающихся людей России, Астраханкой области. Планируемые результаты изучения учебного предмета 1) Представления о мире, созданном руками человека: • интерес к объектам, созданным человеком; • представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д.; 11 • умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. 2) Представления об окружающих людях: • овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. • представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.); • представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях; • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками; • умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка. 3) Развитие межличностных и групповых отношений • представления о дружбе, товарищах, сверстниках; • умение находить друзей на основе личных симпатий; • умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание; • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности; • умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов. 4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. • представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них; 12 • использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности; • умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников. 5) Представления об обязанностях и правах ребенка. • представление о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.; • представление об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др. 6) Представление о стране проживания Россия. • представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания; • представление о государственно символике (флаг, герб, гимн); • представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России. Календарно - тематическое планирование 10 «Г» класс (136 часов) № урока 1-2 Тема 1 четверть Вводный инструктаж по охране труда учащихся в кабинете СБО. Повторение пройденного материала. Колво часов 36 2 Школа Правила школьной жизни. Распорядок школьного дня. 8 2 Права и обязанности обучающегося. Представление о себе как члене классного коллектива. 2 Профессии людей, работающих в школе. 1 8-9 Что такое дружеские отношения 2 10 Выполнение обязанностей дежурного по школе, классу. Практическая работа. 1 3-4 5-6 7 Дата 13 Квартира, дом, двор. Типы домов. Части дома. Места общего пользования в доме. 8 2 13-14 Территория двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. 2 15-16 Коммунальные удобства в квартире (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). 2 17-18 Правила безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Правила поведения во дворе. 2 19-20 Предметы и материалы, изготовленные человеком Бумага. Свойства бумаги (рвется, мнется, намокает). Плотность бумаги (альбомный лист, картон). 8 2 21-24 Фактура.Знакомство с предметами, изготовленными из бумаги (книга, коробка, салфетка), их назначением. 4 25-26 Инструменты для работы с бумагой ( ножницы, шило, дырокол). Соблюдение правил ТБ при обращении с ножницами. 2 Транспорт Виды транспорта (повторение): автобусы, поезда, самолеты, вертолеты, корабли, теплоходы. 10 29-31 Профессии людей, работающих на транспорте (шофер, машинист, пилот, штурман). 3 32-34 Общественный и грузовой транспорт. Назначение специального транспорта. 3 35-36 Соблюдение правил пользования общественным транспортом. 2 37-44 II четверть Традиции, обычаи Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха, Курбан-байрам). 28 20 8 45-46 Школьные традиции. 2 47-48 Духовность разных конфессий. 2 49-50 Нравственные традиции, принятые в православии. 2 11-12 27-28 2 14 51-52 Положительные качества человека. 2 53-54 Способы проявления дружеских отношений 2 55-56 Отрицательные качества человека. 2 57-58 Предметы быта Электробытовые приборы. Назначение электроприборов. 8 2 59-60 Правила техники безопасности электробытовыми приборами. пользовании 2 61-62 Мебель. Назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). 2 63-64 Кухонный инвентарь. Назначение. 2 III четверть Питание Напитки по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитков. 40 32 2 67-68 Молочные продукты по внешнему виду, на вкус. Правила хранения молочных продуктов. 2 69-70 Мясные продукты готовые к употреблению. 2 71-72 Мясные продукты, требующие обработки. Способы обработки (приготовления) мясных продуктов. 2 73-74 Рыбные продукты готовые к употреблению. 2 75-76 Рыбные продукты, требующие обработки. Способы обработки (приготовления) рыбных продуктов. 2 77-78 Правила хранения мясных и рыбных продуктов. 2 79-80 Мучные изделия готовые к употреблению. 2 81-83 Мука и мучные изделия, требующие обработки (приготовления). Способы приготовления мучных изделий. 3 84-85 Правила хранения мучных изделий. 2 86-88 Крупы и бобовые: готовые к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох). 3 89-91 Крупы и бобовые требующие обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). 3 65-66 при 15 92-93 Способы обработки (приготовления) круп и бобовых. Правила хранения круп и бобовых. 2 94-96 Кондитерские изделия (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Правила хранения кондитерских изделий. 3 97-100 Город. Городская инфраструктура: районы, улицы, площади, здания, парки. 8 4 101-104 Здания: кафе, вокзал, службы помощи, магазин, театр, цирк, жилой дом. 4 IV четверть Профессии. Деятельность людей разных профессий. 32 2 107 Правила поведения в общественных местах. 1 108 Улица города. Правила перехода улицы. 1 109 Правила поведения на улице. 1 110-111 Достопримечательности города. 2 112-113 Страна Государство, в котором мы живем. Государственная символика (герб, флаг, гимн). Президент России. 12 2 Москва- столица России 1 115-116 Крупные города России и их достопримечательности: С.Петербург, Казань, Сочи. 2 117-118 Права и обязанности гражданина России. 2 Документы, удостоверяющие личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). 1 120-121 Значимые исторические события России. 2 122-123 Выдающиеся люди России и г. Астрахани. 2 124 Жилище. Квартира, дом. Мой дом. Домашний адрес. 3 1 125 Правила безопасного поведения в доме. 1 126 Правила безопасности, поведения в местах общего пользования в доме. 1 105-106 114 119 16 Предметы быта Часы. Виды часов. Части часов. Назначение часов. 5 1 128-129 Аудио, видеотехника и средства связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). 2 130-131 Телефон, планшет. Назначение, последовательность действий при пользовании, использование (связь, игра и т.п.). 2 Предметы и материалы, изготовленные человеком Резина. Свойства резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Предметы из резины. 5 2 134 Металл. Свойства металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Предметы, изготовленные из металла (ведро, игла, кастрюля, др.). 1 135 Ткань. Свойства ткани. Предметы из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). 1 136 Инструменты, для работы с тканью (ножницы, игла). 1 127 132-133 Календарно - тематическое планирование 11 «Г» класс (136 часов) № урока 1-2 Тема 1 четверть Вводный инструктаж по охране труда учащихся в кабинете СБО. Повторение пройденного материала. Колво часов 36 2 Школа Правила школьной жизни. Распорядок школьного дня. 8 2 Права и обязанности обучающегося.Представление о себе как члене классного коллектива. 2 Профессии людей, работающих в школе. 1 8-9 Что такое дружеские отношения 2 10 Выполнение обязанностей дежурного по школе, классу. Практическая работа. 1 Жилище. Квартира, дом, двор. Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. 8 2 3-4 5-6 7 11-12 Дата 17 13-14 Территория двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. 2 15-16 Благоустройство квартиры или дома (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение 2 17-18 Соблюдение правил при пользовании лифтом, мусоропроводом. Безопасные места на дворовой территории. 2 19-20 Предметы и материалы, изготовленные человеком Стекло. Свойства стекла: хрупкость, легкость, прозрачность. 8 2 21-24 Знакомство с предметами, изготовленными из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки), их назначением. 4 25-26 Соблюдение правил ТБ при обращении с предметами, изготовленными из стекла. 2 27-28 Транспорт Виды транспорта (повторение): автобусы, поезда, самолеты, вертолеты, корабли, теплоходы. 10 2 29-31 Профессии людей, работающих на транспорте (шофер, машинист, пилот, штурман). 3 32-34 Общественный и грузовой транспорт. Назначение специального транспорта. 3 35-36 Соблюдение правил пользования общественным и специальным транспортом. 2 37-44 II четверть Традиции, обычаи Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха, Курбан-байрам). 28 20 8 45-46 Школьные традиции. 2 47-48 Духовность разных конфессий. 2 49-50 Нравственные традиции различных конфессий. 2 51-52 Положительные качества человека. 2 53-54 Способы проявления дружеских отношений 2 55-56 Отрицательные качества человека. Предметы быта 2 8 18 57-58 Электробытовые приборы (утюг, обогреватель. микроволновая печь и т.д.). Назначение электроприборов. 2 59-60 Правила техники безопасности электробытовыми приборами. пользовании 2 61-62 Мебель. Назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). 2 63-64 Кухонный инвентарь. Назначение кухонного инвентаря. 2 III четверть Питание Напитки по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. 40 32 2 67-68 Молочные продукты по внешнему виду, на вкус. Правила хранения молочных продуктов. 2 69-70 Мясные продукты, готовые к употреблению. 2 71-72 Мясные продукты, требующие обработки. Способы обработки (приготовления) мясных продуктов. 2 73-74 Рыбные продукты готовые к употреблению. 2 75-76 Рыбные продукты, требующие обработки. Способы обработки (приготовления) рыбных продуктов. 2 77-78 Правила хранения мясных и рыбных продуктов. 2 79-80 Мучные изделия готовые к употреблению. 2 81-83 Мука и мучные изделия, требующие обработки (приготовления). Способы приготовления мучных изделий. 3 84-85 Правила хранения мучных изделий. 2 86-88 Крупы и бобовые: готовые к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох). 3 89-91 Крупы и бобовые требующие обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). 3 92-93 Способы обработки (приготовления) круп и бобовых. Правила хранения круп и бобовых. 2 94-96 Кондитерские изделия (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Правила хранения кондитерских изделий. 3 65-66 при 19 Город. Элементы городской инфраструктуры: районы, улицы, площади, здания, парки. 8 4 Назначения зданий: кафе, вокзал, службы помощи, магазин, театр, цирк, жилой дом. 4 IV четверть Профессии. Особенности деятельности людей разных профессий. 32 2 107 Правила поведения в общественных местах. 1 108 Улица города. Технические средства организации дорожного движения (дорожный знак, разметка, светофор). Правила перехода улицы. 1 109 Правила поведения на улице. 1 110-111 Достопримечательности своего города. 2 112-113 Страна Государство, в котором мы живем. Государственная символика (герб, флаг, гимн). Правительство РФ. 12 2 Москва- столица России. 1 115-116 Крупные города России и их достопримечательности: С.Петербург, Казань, Уфа, Ростов на Дону, Екатеринбург, Волгоград. Города-герои ВОВ. 2 117-118 119 Права и обязанности гражданина России. Документы, удостоверяющие личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). 2 1 120-121 Значимые исторические Государственные праздники. 2 122-123 Выдающиеся люди России и г. Астрахани. 2 124 Жилище. Квартира, дом. Дом в котором я живу. Мой домашний адрес. 3 1 125 Правила безопасного поведения в доме. 1 126 Правила безопасности, поведения в местах общего пользования в доме. 1 Предметы быта 5 1 97-100 101-104 105-106 114 127 Часы. Виды часов. события России. 20 128-129 Аудио, видеотехника и средства связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). 2 130-131 Телефон, планшет. Назначение, последовательность действий при пользовании, использование (связь, игра и т.п.). 2 Предметы и материалы, изготовленные человеком Пластмасса. Свойства пластмассы (легкость, хрупкость). Предметы, изготовленный из пластмассы (бытовые приборы, посуда, игрушки, канцтовары и т.д. ). 5 2 134 Металл. Свойства металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Предметы, изготовленные из металла (ведро, игла, кастрюля, др.). 1 135 Ткань. Свойства ткани. Предметы из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). 1 136 Инструменты, для работы с тканью (ножницы, игла). 1 132-133 Учебно-методический комплекс В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, практические работы, создание ситуации успеха, дидактические игры и упражнения, аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах. Информационно-методическое обеспечение 1. Ноутбук. 2. Интерактивная доска. 3. Классная доска с набором магнитов. 4. Мультимедийные средства обучения соответствующие тематики разделов программы.( пособие Multimain) 21 22