РП_АООП вар. 8.3 математика 3 класс

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(далее – АООП (вариант 8.3) учебного предмета «МАТЕМАТИКА»
образовательной области «МАТЕМАТИКА» 5 год обучения.
– это образовательная программа, адаптированная для обучения этой
категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
– это образовательная программа, адаптированная для обучения этой
категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП (вариант
соответствии

с

8.3)

ГКОУ АО «ОШИ №5»

требованиями

федерального

разработана

в

государственного

образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования
(далее – ОВЗ) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(далее – Стандарт), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и
планируемым результатам освоения на основе примерной адаптированной
основной образовательной программы – вариант 8.3.
Цель реализации АООП (вариант 8.3) определяется ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ. Адаптированная основная образовательная программа
начального

общего

аутистического

образования

спектра

направлена

обучающихся
на

с

расстройствами

овладение

ими

учебной

деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее
развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
АООП

(вариант

8.3)

определяет

содержание

и

организацию

образовательной деятельности на уровне НОО и предполагает решение
следующих задач:
2



формирование

общей

культуры,

обеспечивающей

разностороннее развитие личности обучающихся (нравственно-эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое);


охраны и укрепления физического и психического здоровья

детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;


формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения

обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями;


формирование основ учебной деятельности (умение принимать,

сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач,
планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до
конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и
сверстниками);


создание специальных условий для получения образования в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;


обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и

организационных форм получения образования обучающимися с РАС с
учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;


формирование социокультурной и образовательной среды с

учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп,
обучающихся с РАС.


развивать функциональную грамотность в процессе изучения

предмета.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности обещающихся
школьников с РАС.
3

Задачи коррекционной работы:
-

выявление особых образовательных потребностей, обучающихся

с РАС, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений,
недостатками в физическом и психическом развитии;
-

осуществление

индивидуально

ориентированной

психолого-

медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся
(в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической
комиссии);
организация индивидуальных и групповых занятий для детей с

-

учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и
реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
-

реализация системы мероприятий по социальной адаптации

обучающихся с РАС;
-

оказание родителям (законным представителям) обучающихся с

РАС консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим,
социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их
воспитанием и обучением.
Коррекционно-развивающая

работа

обеспечивает

организацию

мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции
недостатков в психическом развитии и освоению ими

содержания

образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-

составление

индивидуальной

программы

психологического

сопровождения учащегося (совместно с педагогами);
-

формирование в классе психологического климата, комфортного

для всех обучающихся;
4

-

разработку оптимальных для развития обучающихся с РАС

групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик,
методов

и

приёмов

обучения)

в

соответствии

с

их

особыми

образовательными потребностями;
-

организацию и проведение специалистами индивидуальных и

групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления
нарушений развития учащихся,
-

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и

коррекцию его поведения;
-

социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных

условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с
РАС
Коррекционная работа с обучающимися с РАС проводится:
-

в рамках образовательного процесса через содержание и

организацию

образовательного

процесса

(индивидуальный

и

дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная
простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность
в обучении);
-

в

рамках

внеурочной

деятельности

в

форме

специально

организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционноразвивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
-

в

рамках

психологического

и

социально-педагогического

сопровождения обучающихся.
Основные направления коррекционной работы являются:


развитие зрительного восприятия и узнавания;



развитие пространственных представлений и ориентации;



развитие основных мыслительных операций;
5



развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;



коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;



обогащение словаря;



коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях,

навыках.
Особенности организации учебного процесса.
Типы уроков: Урок открытия нового знания Урок рефлексии Урок
общеметодологической направленности Урок развивающего контроля
Методы обучения:

котором

объяснительно
учитель

- иллюстративный

объясняет,

а

метод,

обучающиеся

метод

при

воспринимают,

осознают и фиксируют в памяти;


репродуктивный метод (воспроизведение и применение

информации);


метод проблемного изложения (постановка проблемы и

показ пути её решения);


практический.

Используются

такие формы организации деятельности:

как

фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с
учебником,

таблицами

и

др.

учебными

пособиями.

Применяются

математические диктанты, работа с дидактическими материалами.
Формы контроля
Диагностическая контрольная работа, контрольные и самостоятельные
работы, тестирование, текущий опрос. Итоговые контрольные работы.
Планируемые результаты коррекционной работы с обучающимися с
рас
6



коррекция недостатков в физическом и психическом

развитии обучающихся;


овладение обучающимися навыками адаптации в социуме;



динамика

результатов

коррекционно

–

развивающей

работы с детьми «группы риска»;


сохранение и укрепление психологического здоровья

обучающихся;


овладение

общеучебными

умениями:

сравнение,

обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и
др.;


способность переключаться с одной умственной операции

на другую по словесной инструкции учителя;


овладение

навыками

адекватного

поведения

в

общественных местах, умениями саморегуляции;


активное пользование речью в процессе общения с

окружающими, использование речи для передачи информации
собеседнику, умение задавать вопросы, владение диалогической и
монологической речью.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕНА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
1. Патриотического воспитания:
1.1.

Осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном и многоконфессиональном обществе,
2. Гражданского воспитания:

7

2.1.

Готовность

к

выполнению

обязанностей

гражданина

и

реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
2.4.

Готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
5. Ценности научного познания:
5.3.

Овладение

основными

навыками

исследовательской

деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7.

Умение

осознавать

своё

эмоциональное

состояние

и

эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые
средства для выражения своего состояния;
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
7. Трудового воспитания:

8

7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности,
7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
8. Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
8.7.

Готовность

к

участию

в

практической

деятельности

экологической направленности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА»
Основной формой организации процесса обучения математике является
урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является
фронтальная

работа

при

осуществлении

дифференцированного

и

индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от
тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого
ребенка, класса (познавательных и личностных): какими знаниями по
математике владеет обучающийся, какие трудности он испытывает в
овладении

математическими

знаниями,

графическими

и

чертежными

навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими
9

потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны
можно опираться в развитии его математических способностей.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными
пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого
урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше
половины учебного времени в процессе обучения математике.
В младших классах закладываются основы математических знаний,
умений, без которых дальнейшее продвижение обучающихся в усвоении
математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять
внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике,
особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и
вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 100, знаниям
таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц обучающиеся должны
опираться не только на механическую память, но и владеть приемами
получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным
требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная
учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки
выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником
проведена работа над ошибками. Домашние задания обязательно ежедневно
проверяются учителем.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений
по

математике,

который

доступен

большинству

обучающихся

в

коррекционной школе. Однако есть в каждом классе часть обучающихся,
которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и
нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут
участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие
примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по
10

наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи).
Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать
облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
(нарушениями интеллекта) предметных результатов должна базироваться на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию

знания

и

умения

должны

выполнять

коррекционно-

развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в
становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в
современном обществе и к переходу на следующую ступень получения
образования.
Задачи обучения математике:
-

формировать

доступные

обучающимся

с

РАС

математические знания и умения, необходимые для решения учебнопознавательных, учебно-практических, бытовых и профессиональных
задач;
-

развивать произвольность мыслительной деятельности и

формировать ее основные компоненты:
-

способствовать

развитию

у

обучающихся

с

РАС

заинтересованности в математической деятельности:
-

расширять объем математического словаря и возможности

понимания обучающимися с РАС математической речи;
-

корректировать

обучающихся

с

индивидуальных
самостоятельности,

РАС

и

развивать

средствами

возможностей
терпеливости,

личностные

математики

(в

частности

умений

с

качества

учетом

их

аккуратности,

планировать

свою

деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль).
11

Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и
деление

неотрицательных

целых

чисел.

Названия

компонентов

арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица
умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1.
Взаимосвязь

арифметических

действий.

Нахождение

неизвестного

компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки.
Порядок

действий.

Использование

Нахождение

свойств

(переместительное

значения

арифметических

свойство

сложения

числового

действий
и

в

умножения).

выражения.
вычислениях
Алгоритмы

письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки
правильности вычислений.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим
способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности
(остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение)
чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию);
увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые
арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи,
содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на
расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные
арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное
расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже,
слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических
фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и
незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии - замкнутая,
незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия.
12

Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение
отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное

положение

на

плоскости

геометрических

фигур

(пересечение, точки пересечения). Геометрические тела.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область
«Математика».

Реализация

рабочей

программы

учебного

предмета

«Математика» рассчитана на 170 часов (34 недели, 5 часов в неделю)
Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

40

170

Количество часов
45

5

Возможно

35

увеличение

50

или

уменьшение

количества

часов,

в

зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков
каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
1) Формирование основ гражданской идентичности личности на

базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и

историю,

осознания

ответственности

человека

за

благосостояние

общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии

культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры
каждого народа;
2) Формирование психологических условий развития общения,

сотрудничества на основе:
13

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к

сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения

к окружающим — умения слушать и слышать

партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать
решения с учётом позиций всех участников;
3) Развитие

ценностно-смысловой сферы личности на основе

общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного

учреждения, коллектива и общества, и стремления следовать им;
- ориентации

в

нравственном

содержании

и

смысле

как

собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития
этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального
поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через

знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной
культурой;
4) Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и

самовоспитанию, а именно:
- развитие

познавательных

интересов,

инициативы

и

любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации

своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
5) Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности

личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного

отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою
позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их
оценивать;

14

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,

ответственности за их результаты;
– формирование

целеустремлённости

и

настойчивости

в

достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного
оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям,

представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и
общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять
избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты
труда других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕРА
«МАТЕМАТИКА» ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАС
Освоение рабочей программы учебного предмета «Математика»,
созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с
умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) двух видов результатов:
личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС,
осложненными

легкой

нарушениями),

с

образовательных

умственной

учетом

отсталостью

индивидуальных

потребностей

включают

(интеллектуальными

возможностей

и

особых

индивидуально-личностные

качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной
компетенции и должны отражать:
1.

развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к

школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2.

развитие мотивации к обучению;

3.

развитие адекватных представлений о насущно необходимом

жизнеобеспечении;
15

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в

4.

повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной
жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
владение

5.

элементарными

навыками

коммуникации и

принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
6.

развитие положительных свойств и качеств личности;

7.

готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфические для каждой образовательной области, готовность их
применения.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не
являются

основным

критерием

при

принятии решения

о переводе

обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений. АООП НОО обучающихся
с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный
уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью (нарушениями интеллекта). Отсутствие достижения этого
уровня по предмету не является препятствием к продолжению образования
по данному варианту программы.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание
любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
- знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения,
деления;
16

- понимание смысла арифметических действий сложения и
вычитания, умножения и деления (на равные части).
- знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
- понимание связи таблиц умножения и деления, пользование
таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения
и частного;
- знание порядка действий в примерах в два арифметических
действия;
- знание и применение переместительного свойства сложения и
умножения;
- выполнение устных и письменных действий сложения и
вычитания чисел в пределах 100;
- знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы,
времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись
числа, полученного при измерении двумя мерами;
- пользование календарем для установления порядка месяцев в
году, количества суток в месяцах;
- определение времени по часам (одним способом);
- решение, составление, иллюстрирование изученных простых
арифметических задач;
- решение составных арифметических задач в два действия (с
помощью учителя);
- различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;
- вычисление длины ломаной;
- узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух
прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без
вычерчивания;
- знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание
17

прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге (с помощью учителя);
- различение окружности и круга, вычерчивание окружности
разных радиусов.
Достаточный уровень:
- знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном
порядке;
- счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и
равными числовыми группами в пределах 100;
- откладывание

любых

чисел

в

пределах

100

с

использованием счетного материала;
- знание

названия

компонентов

сложения,

вычитания,

умножения, деления;
- понимание смысла арифметических действий сложения и
вычитания, умножения и деления (на равные части и по
содержанию);

различение

двух

видов

деления

на

уровне

практических действий; знание способов чтения и записи каждого
вида деления;
- знание таблицы умножения всех однозначных чисел и
числа 10;
- правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и
деления на 1, на 10;
- понимание связи таблиц умножения и деления, пользование
таблицами умножения на печатной основе для нахождения
произведения и частного;
- знание порядка действий в примерах в два арифметических
действия;
- знание

и

применение

переместительного

свойство
18

сложения и умножения;
- выполнение устных и письменных действия сложения и
вычитания чисел в пределах 100;
- знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы,
времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и измерении,
запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным
набором знаков в мелких мерах);
- знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала
года; умение
- пользоваться

календарем

для

установления

порядка

месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
- определение

времени по часам

тремя

способами с

точностью до 1 мин;
- решение, составление, иллюстрирование всех изученных
простых арифметических задач;
- краткая

запись,

моделирование

содержания,

решение

составных арифметических задач в два действия;
- различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных
линий;
- вычисление длины ломаной;
- знание

названий

элементов

четырехугольников,

вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного
треугольника на нелинованной бумаге;
- вычерчивание окружности разных радиусов, различение
окружности и круга.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕРА «МАТЕМАТИКА»
5 класс
19

Содержание программы предусматривает

степень

нарастания

сложности познавательного материала, от получения знаний, до применения
их в повседневной жизни. Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 100.
Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение многозначных чисел.
Единицы измерения и их соотношения. Величины (стоимость, длина,
масса, емкость, время, площадь, объем) и единицы их измерения. Единицы
измерения стоимости: копейка (1 к.), рубль (1 р.). Единицы измерения длины:
миллиметр (1 мм), сантиметр (1 см), дециметр (1 дм), метр (1 м), километр (1
км). Единицы измерения массы: грамм (1 г), килограмм (1 кг), центнер (1 ц),
тонна (1 т). Единица измерения емкости – литр (1 л). Единицы измерения
времени: секунда (1 с), минута (1 мин), час (1 ч), сутки (1 сут.), неделя
(1нед.), месяц (1 мес.), год (1 год), век (1 в.). Соотношения между единицами
измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных
величин. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости,
длины, массы. Запись чисел, полученных при измерении длины, стоимости,
массы.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и
деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 100; с
целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100,
легкие случаи в пределах 100. Алгоритмы письменного сложения,вычитания,
умножения и деления многозначных чисел. Нахождение неизвестного
компонента сложения и вычитания. Способы проверки правильности
вычислений

(алгоритм,

обратное

действие,

оценка

достоверности

результата). Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при
измерении,
Нахождение

на

однозначное,

значения

двузначное

числового

число.

выражения,

Порядок
состоящего

действий.
из

3–4

арифметических действий. Использование микрокалькулятора для всех видов
20

вычислений в пределах 100 с целыми числами и числами, полученными при
измерении,

с

проверкой

результата

повторным

вычислением

на

микрокалькуляторе.
Арифметические задачи. Простые и составные (в 2–3 арифметических
действия)

задачи.

Задачи

на

нахождение

неизвестного

слагаемого,

уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Задачи,
содержащие

отношения

«больше

на

(в)…»,

«меньше

на

(в)…».

Геометрический материал. Распознавание и изображение геометрических
фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг, параллелограмм, ромб. Использование чертежных
документов для выполнения построений. Взаимное положение на плоскости
геометрических

фигур

(пересечение,

точки

пересечения)

и

линий

(пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, в том числе
параллельные). Углы, виды углов, смежные углы.
5 класс
№

1

Раздел

Сотня

Основное содержание

Вид учебной деятельности

Устное сложение и
вычитание чисел в
пределах 100 с
переходом через разряд.

должны
уметь: выполнять устное
сложение и вычитание чисел
в пределах 100 (все случаи);
читать, записывать под
диктовку числа в пределах
100;
Выполнять сложение и
вычитание круглых
десятков.
- Определять порядок
действий в примерах со
скобками.
-Выполнять сложение
круглых десятков и единиц;
вычитание из полного числа
всех единиц или всех
десятков;
-Выполнять сложение и
вычитание двузначного
21

2

Нахождение
неизвестного

Нахождения
неизвестного

числа с однозначным;
- Выполнять сложение
и вычитание двузначного
числа с круглыми десятками;
- Выполнять сложение
и вычитание двузначных
чисел.
-Выполнять сложение
двузначного числа с
однозначным с получением
в сумме круглых десятков и
сотни.
-Выполнять вычитание
однозначного числа из
круглых десятков и сотни.
-Выполнять сложение
двух двузначных чисел с
получением в сумме
круглых десятков и сотни.
-Выполнять вычитание
двузначного числа из
круглых десятков и сотни.
- Выполнять
письменное сложение и
вычитание двузначных
чисел с однозначными и
двузначными с переходом
чрез разряд.
- Понимать
взаимообратный характер
сложения и вычитания.
- Составлять по
примеру на сложение
пример на вычитание и
наоборот.
- Выполнять проверку
действий сложения и
вычитания.
-Находить неизвестный
компонент сложения и
вычитания, используя
знания о взаимосвязи между
результатом и компонентами
действий сложения и
вычитания.
- Использовать
переместительное свойство
сложения при решении
примеров.
Вспомнить компоненты
действия данного уравнения.
22

компонента
сложения и
вычитания

3

Нумерация чисел
в пределах 1000

компонента сложения и
вычитания

Получение круглых
сотен в пределах 1 000,
сложение и вычитание
круглых сотен.

Определить
неизвестный компонент.
Вспомнить правило
нахождения неизвестного
компонента.
Применить правило
и найти неизвестный
компонент.
Записать корень
уравнения.
Называть и записывать
круглые сотни.
-Называть круглые
сотни в прямом и обратном
порядке.
-Сравнивать круглые
сотни.
-Читать и записывать
трехзначные числа.
- Называть числа в
прямом и обратном порядке,
начиная от 1 до 1000,
любого числа, а также
равными числовыми
группами.
- Раскладывать
трехзначные числа на
разрядные слагаемые,
составлять трехзначные
числа из разрядных
слагаемых.
- Определять
количество разрядных
единиц в числе.
-Определять место
числа в числовом ряду.
-Сравнивать числа
(поразрядно и по их месту в
числовом ряду).
-Называть наименьшее
и наибольшее однозначные,
двузначные и трехзначные
числа.
- Различать простые и
составные числа.
-Различать четные и
нечетные числа.
-Округлять числа до
десятков, до сотен.
-Записывать и читать
числа от 1 до 12, используя
23

4

Разностное
сравнение чисел

Разностное сравнение
чисел

5

Кратное
сравнение чисел

Кратное сравнение
чисел

6

Единицы
измерения меры
длины стоимости,
массы, времени.
Размен. Купюра.
Монета. Число
дней в году.
Високосный год.
Римские цифры

Единицы стоимости
Повторение знакомых
монет.
Повторение единиц
длины: миллиметр,
сантиметр, дециметр,
метр. единицы массы
килограмм, центнер и
их соотношение
Повторение единиц
времени – час, минута,
секунда, сутки, неделя,
месяц, год. Единичные
соотношения мер
времени.
Число дней в году.
Високосный год.

7

Устное сложение
и вычитание
чисел,

Устное сложение и
вычитание чисел,
полученных при

римскую нумерацию.
-Вводить числа в
пределах тысячи на
калькуляторе.
Закрепить правило
разностного сравнения чисел
в процессе выполнения
заданий, совершенствовать
навыки устного счета,
умение сравнивать числа и
величины,
Ознакомить с
правилом, по которому
можно узнать, во сколько
раз одно число больше или
меньше другого.
Закреплять умение
решать задачи на кратное
сравнение.
Знать названия и
обозначение мер длины
сантиметр и дециметр.
-Показывать
протяженность сантиметра и
дециметра на линейке.
-Знать соотношение 1
дм = 10 см.- Знать
назначение стрелок на
циферблате часов.
- Показывать движение
стрелок на циферблате.
- Определять время по
часам с точностью до 1 часа.
-Показывать на модели
часов время с точностью до
1 часа.
- Пользоваться
отрывным календарем.
- Определять по
календарю день недели и
дату.
- Знать количество
месяцев в году.
-Называть по порядку
месяцы года.
-Распознавать монету в
играх и упражнениях.
-Разменивать монету
Знать названия и
обозначение мер длины:
миллиметр, сантиметр,
24

полученных при
измерении мерами
длины, массы,
стоимости

измерении мерами
длины, массы,
стоимости

дециметр, метр, километр.
-Показывать
протяженность сантиметра,
дециметра и метра на
модели метра.
-Знать соотношения 1
дм = 10 см, 1 м = 10 дм, 1м =
100 см.
-Записывать результат
измерения с использованием
наименований.
-Преобразовывать
числа, полученные при
измерении длины (выражать
в более крупных и мелких
мерах).
-Сравнивать числа,
полученные при измерении
длины с одинаковыми и
разными наименованиями.
-Складывать и
вычитать числа, полученные
при измерении одной, двумя
единицами длины без
выполнения преобразований
и с выполнением
преобразований устными
вычислительными
приемами.
- Узнавать в магазине
продукты питания,
расфасованные по 1 кг, 500
г, 200 г.
- Определять вес
бытовых предметов,
продуктов питания с
помощью безмена или
циферблатных весов.
-Записывать результат
измерения числом с
наименованием.
-Преобразовывать
числа, полученные при
измерении массы (выражать
в более крупных и мелких
мерах).
-Сравнивать числа,
полученные при измерении
массы c одинаковыми и
разными наименованиями.
-Складывать и
25

вычитать числа, полученные
при измерении одной, двумя
единицами массы без
выполнения преобразований
и с выполнением
преобразований устными
вычислительными
приемами. Знать единичные
соотношения мер времени.
-Определять время по
часам с точностью до
минуты (в прошедшем и
будущем времени).
- Выполнять
преобразования чисел,
полученных при измерении
времени (выражать в более
крупных и мелких мерах).
-Определять
продолжительность события
по времени его начала и
окончания.
-Определять время
окончания события по
времени его начала и
продолжительности.

8

Сложение и
вычитание в
пределах 1000.
Проверка

Устное (легкие случаи)
и письменное сложение
и вычитание чисел в
пределах 10 000.
Названия компонентов
и результатов действий
сложения и вычитания.
Проверка сложения и
вычитания. Уравнение.

Выполнять сложение и
вычитание без перехода
через разряд письменными
вычислительными
приемами.
-Выполнять сложение и
вычитание с переходом
через разряд в одном разряде
письменными
вычислительными
приемами.
-Выполнять сложение и
вычитание с переходом
через разряд в двух и более
разрядах письменными
вычислительными
приемами.
-Выполнять вычитание
в случаях, когда
уменьшаемое содержит один
или несколько нулей, или
нули чередуются с
единицами, письменными
вычислительными
26

9

Умножение чисел
на 10,100,1000 без
остатка и с
остатком. Деление
чисел на
10,100,1000 без
остатка и с
остатком.

10

Умножение
круглых десятков,
сотен на
однозначное
число

Повторение табличного
умножения и деления.
Умножение чисел на 10,
100, 1000; деление
чисел на 10, 100, 1000, в
том числе случаи
деления с остатком.

Умножение круглых
десятков, сотен на
однозначное число

приемами.
-Определять порядок
действий в примерах со
скобками.
-Выполнять разностное
сравнение чисел, используя
действие вычитание.
- Решать уравнения с
проверкой.
-Выполнять сложение и
вычитание на калькуляторе в
учебных и жизненных
ситуациях.
Выполнять умножение
и деление двузначного числа
на однозначное с переходом
через разряд в пределах 100
устными вычислительными
приемами.
- Умножать и делить
числа на 10, 100, 1000.
-Выполнять проверку
умножения и деления
Выполнять умножение
и деление круглых сотен и
круглых тысяч на
однозначное число устными
вычислительными
приемами.
-Выполнять умножение
и деление на однозначное
число без раздробления и
превращения разрядных
единиц письменными
вычислительными
приемами.
-Выполнять умножение
и деление на однозначное
число с раздроблением и
превращением разрядных
единиц (в одном, двух и
более разрядах)
письменными
вычислительными
приемами.
Выполнять умножение
и деление на однозначное
число в случаях, когда в
середине или на конце
множимого, делимого, или в
частном стоят нули
27

11

Письменное
умножение и
деление
двузначных и
трёхзначных
чисел на
однозначное
число без
перехода через
разряд. Составные
текстовые задачи

Умножение и деление
двузначных и
трёхзначных чисел

12

Письменное
умножение и
деление
двузначных и
трёхзначных
чисел на
однозначное
число с переходом

Письменное умножение
и деление двузначных и
трёхзначных чисел на
однозначное число с
переходом через разряд.
Составные текстовые
задачи

письменными
вычислительными
приемами.
Выполнять проверку
умножения и деления.
Выполнять умножение
и деление на круглые
десятки письменными
вычислительными
приемами.
Использовать знания
таблиц умножения и деления
при выполнении действий с
многозначными числами в
учебных и жизненных
ситуациях
Выполнять умножение
и деление круглых десятков
на однозначное число,
умножение и деление
двузначного числа на
однозначное число без
перехода через разряд
Решать простые
текстовые арифметические
задачи изученных видов.
Записывать решение
простых задач с
наименованиями, ответ
записывать полностью.
Решать составные
арифметические задачи в 2-3
действия.
Записывать решение
составной задачи с
пояснениями или вопросами
к каждому действию и
ответом.
-Кратко записывать
условие и вопрос задачи,
используя условные
обозначения, чертеж,
таблицу.
Выполнять умножение
и деление трехзначных
чисел на однозначное число
устными вычислительными
приемами.
-Выполнять умножение
двузначных чисел на
однозначное число с
28

через разряд.
Составные
текстовые задачи

13

Обыкновенные
дроби

Запись и чтение дробей.
Числитель и
знаменатель дроби, их
значение. Сравнение
дробей с одинаковыми
знаменателями,
сравнение дробей с
одинаковыми
числителями.

переходом через разряд (в
одном разряде, в двух
разрядах) письменными
вычислительными
приемами.
-Выполнять умножение
трехзначных чисел на
однозначное число с
переходом через разряд (в
одном разряде, в двух
разрядах) письменными
вычислительными
приемами.
-Выполнять умножение
трехзначного числа с нулем
на конце или в середине
записи числа на однозначное
число с переходом через
разряд.
Выполнять деление
трехзначного числа на
однозначное письменными
вычислительными приемами
в случаях, когда число сотен,
десятков и единиц делится
без остатка на делитель.
-Выполнять деление
трехзначного числа на
однозначное письменными
вычислительными приемами
в случаях, когда число сотен
делится на делитель без
остатка, а число десятков без
остатка на делитель не
делится.
Выполнять деление
трехзначного числа на
однозначное письменными
вычислительными
приемами, когда число сотен
не делится без остатка на
делитель.
Получать доли целого
предмета, числа.
Читать и записывать
обыкновенные дроби.
Понимать значение
числителя и знаменателя
дроби.
Сравнивать дроби с
одинаковыми
29

14

15

Элементы
наглядной
геометрии

Правильные,
неправильные дроби
Простые
арифметические задачи
на нахождение части
числа, неизвестного
слагаемого,
уменьшаемого,
вычитаемого; на
сравнение (отношение)
чисел с вопросами: «На
сколько больше
(меньше)?», «Во
сколько раз больше
(меньше)?». Составные
задачи, решаемые в 2-3
арифметических
действия
Периметр (Р).
Нахождение периметра
многоугольника.
Треугольник. Стороны
треугольника:
основание, боковые
стороны.
Классификация
треугольников по видам
углов и длинам сторон.
Построение
треугольников по трем
данным сторонам с
помощью циркуля и
линейки.
Линии в круге: радиус,
диаметр, хорда.
Обозначение R и D.
Масштаб: 1:2; 1: 5; 1:
10; 1 : 100.
Буквы латинского
алфавита: А, В, С, D, Е,
К, М, О, Р, S

знаменателями, с
одинаковыми числителями.
Решать простые
арифметические задачи на
нахождение части числа,
неизвестного слагаемого,
уменьшаемого,
вычитаемого; на сравнение
(отношение) чисел с
вопросами: «На сколько
больше (меньше)?», «Во
сколько раз больше
(меньше)?». Составные
задачи, решаемые в 2-3
арифметических действия

Вычислять периметр
квадрата, прямоугольника,
параллелограмма, ромба
различать треугольники по
видам углов и по длинам
сторон.
Строить треугольники
с заданными длинами сторон
с помощью линейки и
циркуля.
Обозначать радиус,
диаметр, хорду в круге

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
п/п

Тема урока.
1 четверть

Колво
часов
45ч

Дата

30

1

Нумерация чисел 1–100.Прямой и обратный счёт десятками.

1

2

Сравнение круглых десятков.Увеличение, уменьшение круглых
десятков на 10.

1

3

Составление разрядной таблицы. Понятие разряда.

1

4

Разложение двузначных чисел на десятки и единицы.

1

5

Ломаная линия

1

6

Числовой ряд 1–100. Работас числовым квадратом.

1

7

Увеличение двузначных чисел на единицу и десяток.

1

8

Уменьшение двузначных чисел на единицу и десяток.

1

9

Увеличение и уменьшение чисел на 1 и 10.

1

10

Замкнутые, незамкнутыекривые линии

1

11

Увеличение и уменьшение двузначных чисел на десятки и
единицы.

1

12

Решение примеров в двадействия.

1

13

Нумерация в пределах 100.

1

14

Чётные и не чётные числа.

1

15

Решение составных задач.

1

16

Меры длины.

1

17

Сложение и вычитаниекруглых десятков.

1

18

Решение примеров со скобками.

1

19

Самостоятельная работа

1

20

Решение составных задач ипримеров в два действия со скобками.

1

21

Составление и решение задачпо краткой записи.

1

22

Меры стоимости: 1 р., 1 к.

1

23

Сложение круглых десятков иоднозначных чисел.

1

24

Вычитание круглых десятков и однозначных чисел

1

25

Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел.

1

26

Сложение двузначных и однозначных чисел. Решение простых
задач.

1

31

27

Вычитание из двузначныходнозначных чисел.

1

28

Сложение круглых десятков идвузначных чисел.

1

29

Вычитание круглых десятков из двузначных чисел.

1

30

Сложение и вычитание круглых десятков и единиц.

1

31

Решение составных задач.

1

32

Решение примеров вида: 42+25

1

33

Решение примеров вида:58-27

1

34

Решение примеров вида:48–38; 48-45

1

35

Решение составных задач.

1

36

Решение примеров в два действия со скобками.

1

37

Сложение и вычитаниедвузначных чисел.

1

38

Контрольная работа 1 четверть

1

39

Работа над ошибками

1

40

Получение круглых десятков сложением двузначного числас
однозначным.

1

41

Решение задачи по краткойзаписи.

1

42

Получение сотни сложением двузначного числа однозначным

1

43

Получение круглых десятков сложением двух двузначных чисел.

1

44

Получение сотни сложением двух двузначных чисел.

1

45

Геометрические фигуры

1
2 четверть

35ч

46

Вычитание однозначных чисел из круглых десятков.

1

47

Вычитание однозначных чисел из круглых десятков

1

48

Вычитание однозначных чисел из круглых десятков

1

49

Вычитание двузначных чиселиз круглых десятков

1

50

Вычитание двузначных чиселиз круглых десятков

1

51

Вычитание однозначныхчисел из сотни.

52

Вычитание однозначныхчисел из сотни.

1
32

53

Вычитание однозначныхчисел из сотни.

1

54

Решение примеров вида: 100-67

1

55

Решение примеров вида: 100-67

1

56

Решение примеров вида: 100-67

1

57

Меры времени.

1

58

Таблица умножения числа 2 и деления на 2.

1

59

Сложение с переходом черезразряд

1

60

Сложение двузначного числас однозначным

1

61

Сложение двузначного числас однозначным

1

62

Сложение двузначного числас однозначным

1

63

Сложение двузначного числас однозначным

1

64

Сложение двузначных чисел

1

65

Сложение двузначных чисел

1

66

Сложение двузначных чисел

1

67

Сложение двузначных чисел

1

68

Вычитание с переходомчерез разряд

1

69

Вычитание с переходомчерез разряд

1

70

Вычитание с переходомчерез разряд

1

71

Решение составных задач

1

72

Контрольная работа 2 четверть

1

73

Работа над ошибками

1

74

Вычитание однозначного числа из двузначного числа

1

75

Вычитание однозначного числа из двузначного числа

1

76

Вычитание однозначного числа из двузначного числа

1

77

Вычитание однозначного числа из двузначного числа

1

78

Вычитание однозначного числа из двузначного числа

1

79

Вычитание двузначных чисел

1

33

80

Вычитание двузначных чисел
3 четверть

1
50 ч

81

Вычитание двузначных чисел

1

82

Вычитание двузначных чисел

1

83

Вычитание двузначных чисел

1

84

Таблица умножения числа 3

1

85

Замкнутые, незамкнутые ломаные линии

1

86

Таблица умножения числа 3

1

87

Деление на 3

1

88

Деление на 3

1

89

Длина ломаной линии

1

90

Таблица умножения иделенияна 5

1

94

Таблица умножения иделения на 5

1

95

Окружность, дуга.

1

96

Двойное обозначение времени

1

97

Таблица умножения на 6

1

98

Таблица умножения на 6

1

99

Таблица умножения на 6

1

100

Деление на 6

1

101

Деление на 6

1

102

Прямоугольник

1

103

Умножение числа 7.

1

104

Умножение числа 7

1

105

Окружность, дуга

1

106

Умножение числа 7

1

107

Деление на 7

1

108

Деление на 7

1

34

109

Деление на 7

1

110

Таблица умножение числа 8

1

111

Таблица умножение числа 8

1

112

Таблица умножение числа 8

1

113

Таблица деления на 8

1

114

Деление на 8

1

115

Деление на 8

1

116

Квадрат

1

117

Меры времени

1

118

Таблица умножение числа 9

1

119

Таблица умножение числа 9

1

120

Таблица умножение числа 9

1

121

Деление на 9

1

122

Контрольная работа

1

123

Работа над ошибками

1

124

Умножение единицы и наединицу. Деление на 1

1

125

Умножение нуля и на нуль. Деление нуля.

1

126

Сложение и вычитание чисел(письменные вычисления)

1

127

Сложение и вычитание безперехода через разряд

1

128

Сложение и вычитание безперехода через разряд

1

129

Повторение

1

130

Пересечение фигур

1
4 четверть

40 ч

131

Сложение и вычитание безперехода через разряд

1

132

Сложение и вычитание безперехода через разряд

1

133

Сложение и вычитание безперехода через разряд

1

134

Сложение с переходом черезразряд

1

35

135

Сложение с переходом черезразряд

1

136

Сложение с переходом черезразряд

1

137

Сложение с переходом черезразряд

1

138

Сложение с переходом черезразряд

1

139

Сложение с переходом черезразряд

1

140

Сложение с переходом черезразряд

1

141

Вычитание с переходомчерез разряд

1

142

Вычитание с переходомчерез разряд

1

143

Вычитание с переходомчерез разряд

1

144

Вычитание с переходомчерез разряд

1

145

Вычитание с переходомчерез разряд

1

146

Вычитание с переходомчерез разряд

1

147

Взаимное положение фигур

1

148

Сложение и вычитание спереходом через разряд

1

149

Сложение и вычитание спереходом через разряд

1

150

Умножение 0 и на 0

1

151

Деление 0 на число

1

152

Сложение и вычитание спереходом через разряд

1

153

Контрольная работа 4 четверть

1

154

Умножение 10 и на 10

1

155

Умножение 10 и на 10

1

156

Умножение 10 и на 10

1

157

Деление на 10

1

158

Деление на 10

1

159

Деление на 10

1

160

Нахождение неизвестного слагаемого

1

161

Нахождение неизвестного слагаемого

1

36

162

Нахождение неизвестного слагаемого

1

163

Нахождение неизвестного слагаемого

1

164

Нахождение неизвестного слагаемого

1

165

Повторение

1

166

Повторение

1

167

Повторение

1

168

Повторение

1

169

Повторение

1

170

Повторение

1

Итого:

170

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-техническое обеспечение:
•

классная доска;

•

демонстрационные

измерительные

инструменты

и

приспособления (размеченные линейки, циркуль, транспортир, угольники).
•
Учебно-методический комплекс:
Учебник

для

образовательных

организаций,

реализующих

адаптированные основные общеобразовательные программы. Математика, 3
класс в 2 частях Т. В. Алышева И. М. Яковлева М.: Просвещение

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».