РП. по логопедии (АООП вар.1 на 24-25г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по логопедии составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП
УО (вариант1) утвержденной приказом Министерства просвещения России
от 24 11 2022г, № 1026
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей
Цели:
- коррекция и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической,
лексико-грамматической,

связной

речи);

способствующей

успешной

адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детейлогопатов;
- использование оборудования, полученного в рамках реализации
мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального
проекта «Образование» в логопедические и коррекционно-развивающие
занятия, направленные на коррекцию звукопроизношения, нарушения
письма и чтения и развитие связной речи.
Задачи:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и
его закрепления на словесном и игровом материале исходя из
индивидуальных особенностей обучающихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы,
лексико-грамматический
индивидуальным

строй

речи

доступных

возможностям

возрасту

и

учащихся.

3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать

1

коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего
речевого развития детей.
4.

Создать

деятельности

условия

для

учащихся

коррекции

и

развития

(общеинтеллектуальных

познавательной

умений,

учебных

навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания,
фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой
моторики.
5.Обеспечение здоровьесберегающей и речевой безбарьерной среды с
использованием доступного развивающего и игрового пространства на
доступном материале и с учетом возможностей обучающихся.
6 Формирование функциональной читательской грамотности.
Приоритетные направления в воспитательной работе
на логопедических занятиях
1. Патриотическое воспитание:
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации

и

языка

межнационального

общения

народов

России;

1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины
— России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа.
2. Гражданское воспитание:
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов

в

жизни

2.3. Представление об основных правах, свободах и

человека;
обязанностях

гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе.

2

3. Духовно-нравственное воспитание:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
4. Эстетическое воспитание:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов.
5. Ценности научного познания:
5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
7. Трудовое воспитание:
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологическое воспитание:
8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
Общая характеристика
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции
нарушений

развития

детей

с

интеллектуальной

недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка,
направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с
проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной
деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи,
3

который предполагает определенную степень сформированности средств
языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также
умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в
целях общения. Нарушения речи учащихся с умственной отсталостью
являются широко распространенными и имеют стойкий характер. Им
характерно нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического
восприятия и фонематического анализа; аграмматизмы, проявляющиеся в
сложных

формах

словообразования;

словоизменения;
недостаточная

нарушения

сформированность

сложных

форм

связной

речи);

нарушения чтения и письма. Исходя из этого логопедическое воздействие
должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один
изолированный дефект. Особенности речевого развития проявляются на
фоне грубого нарушения познавательной

деятельности, аномального

психического развития в целом, а именно отмечается конкретность и
поверхность мышления, нарушение словесной
незрелость

регуляции

поведения,

эмоционально-волевой сферы. Поэтому на логопедических

занятиях проводится коррекционная работа

по развитию психических

процессов (мышления, памяти, внимания, мелкой моторики).
Программа коррекционно-логопедических занятий для учащихся 1-7
классов с УО имеет под собой методологические и теоретические основания.
В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы,
определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по
ней: - гуманизма (вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного
подхода);

-

качественного

системности

(рассмотрения

своеобразного,

динамично

ребёнка

как

целостного,

развивающегося

субъекта;

рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами
психического развития); - реалистичности (учёта реальных возможностей
ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей
работы); - деятельностного подхода (опоры коррекционно-развивающей
работы

на

ведущий

вид

деятельности,
4

свойственный

возрасту);

-

индивидуально-дифференцированного

подхода

(изменение

содержания,

форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от
индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы); - системного подхода
(взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение,
фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Коррекционный курс «Логопедия» тесно связан с учебными предметами
«Речь и альтернативная коммуникация», «Русский язык», «Чтение»,
«Окружающий мир», «Язык и речевая практика», а также с различными
направлениями коррекционно-адаптационной работы.
Место коррекционного курса «Логопедия» в учебном плане
Курс коррекционно-логопедической работы входит в коррекционноразвивающую область учебного плана и рассчитан на 7 лет и составляет
ежегодно:
В 1 классе примерно 132 часа;
Во 2 классе примерно 136 часов;
В 3 – 7 классах примерно 102 часа;
Количество часов, указанных в программе, примерное и может
варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения
материала детьми.
Основные разделы: «фонетико-фонематическая сторона речи», « лексикограмматическая сторона речи», «связная речь».
Личностные и предметные результаты
Личностные результаты
-

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства

гордости за свою Родину
- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места
5

в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-

Принятие

формирование

и

освоение

и развитие

социальной

социально

роли

значимых

обучающегося,

мотивов

учебной

деятельности
-

Сформированность

доброжелательности,

этических

чувств,

эмоционально-нравственной

проявление

отзывчивости

и

взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец
речи учителя и анализ речевой ситуации;
- принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать свои просьбы и желания; выполнять речевые действия
приветствия, прощания, извинения и т. п., используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки
по темам речевых ситуаций;
- сообщать свое имя и фамилию;
-

участвовать

в

ролевых

играх

в

соответствии

с

речевыми

возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
- произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на
образец чтения учителя, используя поставленные звуки;
-

соотносить предметы

с их признаками и

функциональным

назначением;
- узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
- понимать простые грамматические категории: единственного и
множественного числа существительных;
6

- фонетически правильно оформлять согласные звуки ( [ п], [б ], [м ], [
т], [ д], [н ], [ к], [х ], [г ]), гласные ( [о ],[у ], [ы ], [э], [а], [и]);
-

воспроизводить

отраженно

и

самостоятельно

ритмико-

интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и
усвоенных звуков;
- общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и
простые нераспространенные предложения (задавать и отвечать на вопросы).
Достаточный уровень:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной
нормы;
- называть свое имя, фамилию, имена и фамилию родителей, свой адрес,
проезд к школе, дому;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- различать гласные I и II ряда ;
- дифференцировать звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и
свистящие согласные на слух и н письме;
- различать гласные и согласные;
- строить правильно предложения;
- находить главные и второстепенные члены предложения;
- составлять рассказ ( по картине, по серии сюжетных картин, по плану или
на тему данную учителем, например, «Лето», «Каникулы» и тд.);
- понимать содержание прочитанного, владеть элементарными навыками
пересказа;
- владеть навыком плавного осознанного чтения;
- писать с минимальным количеством ошибок, которые может исправить
самостоятельно или после замечаний учителя;
- уметь писать под диктовку слова с безударными гласными, парными
согласными; предложения, тексты; знать и применять на практике изученные
правила орфографии;
7

- владеть навыками диалогической речи;
-

владеть

навыками

словообразования:

продуцировать

названия

существительных от глаголов, прилагательных от существительных и
глаголов,

уменьшительно-ласкательных

и

увеличительных

форм

существительных и т.п.;
- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные
предлоги;
- пользоваться речью с целью социальной коммуникации, способствующей
развитию самостоятельности (в соответствии с его психическими и
физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач,
расширении

личного

опыта

и

удовлетворении

индивидуальных

потребностей.
Содержание программы
1 этап. Диагностическое обследование: с1 по 20 сентября

проходит

обследование речи обучающихся и вновь прибывших учащихся (звуковая
сторона, словарь, грамматический строй, слоговая сторона, фонематические
процессы, связная речь, чтение и письмо) для определения приоритетных
направлений в коррекционно-логопедической работе на данный учебный год.
В конце учебного года проводится проверка эффективности коррекционнологопедической работы
2 этап. Развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической
стороны речи.
Развитие общей, мелкой и речевой моторики. Развитие ритма и речевого
дыхания. Закрепление правильного дыхания в процессе речи. Работа над силой
голоса. Развитие мелкой моторики. Знакомство с органами артикуляции.
Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия звуков
окружающей действительности и звуков речи. Узнавание и вычленение звуков
гласных и согласных в разных позициях в слове. Определение места звука в
слове (начало, конец, середина). Формирование артикуляционной базы речи.
8

Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков,
уточнение произношения всех остальных звуков речи. Формирование
пространственных и временных представлений. Дифференциация звуков и
букв: гласных – согласных, твердых – мягких, звонких – глухих, свистящих –
шипящих.

Работа

над

слоговой

структурой

слова.

Дифференциация

акустически и оптически сходных звуков и букв; знакомство с предложением,
словом, слогом, звуком, буквой; работа со схемами предложений, слогов, слов,
работа над графическими изображениями печатных, прописных и строчных
букв; употребление предлогов .
3 этап. Развитие лексико-грамматической стороны речи, коррекция
нарушений письма и чтения.
Развитие слогового и звукобуквенного анализа и синтеза. Гласные звуки и
буквы, сходство и различие. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Обозначение

мягкости

согласных

гласными

2

ряда

и

буквой

Ь.

Слогообразующая роль гласных. Ударение. Работа со схемами слов, над
слоговой структурой слова.
Дифференциация

парных

согласных,

твердых

и

мягких,

Р-Л.

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Дифференциация свистящих –
шипящих,

аффрикат.

Дифференциация

оптически

сходных

букв.

Словообразование. Практическое знакомство с существительными. Подбор к
предмету действий и признаков. Многозначность слов, антонимы, сравнение.
предметов и признаков (простые случаи).
Формирование простого предложения. Построение, составление из слов ,
изменяя слова по смыслу; дополнение предложений; ответы на вопросы,
пользуясь словами вопроса. Накопление словаря. Развитие связной речи
(восстановление несложного деформированного текста; последовательное
расположение предложений по смыслу; коллективное составление коротких
рассказов по картинкам, опорным словам с последующей записью под
руководством логопеда).
4 этап. Развитие фразовой и связной речи.
9

Практическое усвоение частей речи и их основных грамматических
признаков, образование одной части речи от другой. Дифференциация
приставки и предлога. Накопление словаря за счет прилагательных, глаголов
и наречий.
Работа над предложением. Членение речи на предложения. Составление и
распространение предложений. Установление связи между словами в
предложении по вопросам, установление нарушенного порядка слов в
предложении.
Связная речь. Описание предметов, явлений природы с использованием
слов, изученных на занятиях. Составление небольшого рассказа по картине,
по серии картин, по плану. Восстановление несложного текста по вопросам,
деформированный текст.
Выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью
предлогов, союзов, некоторых наречий. Диалоговая речь.
Вся работа ведётся на лексическом материале: времена года,

осень,

овощи, фрукты, ягоды, поле, огород, инвентарь, комната, мебель, посуда,
одежда, обувь, комнатные растения, деревья, дикие птицы, птицы
перелётные, птицы зимующие, насекомые, домашние птицы, зима, зимние
забавы, зимняя обувь, зимний лес, дикие животные, домашние животные,
семья, профессии, орудия труда, транспорт, школа, класс, школьные
мастерские, инструменты, весна, праздники.
Программа

построена

по

цикличному

принципу

и

предполагает

повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне
(усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
В структуру занятий могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
10

- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звукослоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- развитие связной речи.
Определение количества часов по изучаемым темам зависит от уровня
нарушения речи обучающихся в каждом классе.

11

Тематический план групповых логопедических занятий
1 класс (2часа в неделю)
№

ТЕМА

Кол –во
часов

1 четверть (18 часов)
1.

Обследование речи обучающихся (звуковая сторона, словарь,
грамматический строй, слоговая сторона, фонематические
процессы, связная речь, чтение и письмо)

6

2.

Различение неречевых звуков окружающей действительности.

2

3.

Формирование представлений о звуках речи.

2

4.

Органы речи. Артикуляционные упражнения.

2

5.

Дыхательные упражнения.

2

6.

Развитие мелкой моторики руки.

1

7.

Знакомство со словом.

1

8.

Деление слов на части (слоги).

1

9.

Знакомство с предложением.

1

2 четверть (14 часов)
1

Звук и буква Аа.

2

2.

Звук и буква Уу.

2

3

Звук и буква Оо.

2

4.

Звук и буква Мм.

2

5.

Звук и буква Сс.

2

6.

Звук и буква Хх.

2

7.

Звуки и буквы А, У, О, М, С, Х .

2

3 четверть (18 часов)
1.

Звук и буква Нн.

1

12

2.

Дифференциация М - Н.

2

3.

Звук и буква Ы.

2

4.

Звук и буква Лл.

2

5.

Звук и буква Вв.

2

6.

Звук и буква Ии.

1

7.

Дифференциация Ы - И.

2

8.

Звук и буква Шш.

2

9.

Дифференциация С – Ш.

2

10.

Звук и буква Пп.

2
4 четверть (16 часов)

1.

Звук и буква Тт.

1

2.

Звук и буква Кк.

1

3.

Звук и буква Зз.

1

4.

Дифференциация З – С.

2

5.

Звук и буква Рр.

2

6.

Звук и буква Йй.

1

7.

Дифференциация И – Й.

2

8.

Звук и буква Жж.

2

9.

Дифференциация Ж – Ш.

2

10.

Обследование речи учащихся.

2

13

Тематический план групповых логопедических занятий
2 класс (2часа в неделю)
№

ТЕМА

Кол –во
часов

1 четверть (18 часов)
2

3.

Обследование речи обучающихся (звуковая сторона, словарь,
грамматический строй, слоговая сторона, фонематические
процессы, связная речь, чтение и письмо)
Органы речи. Артикуляционные упражнения. Дыхательные
упражнения.
Развитие мелкой моторики руки.

4.

Звук и буква Бб (выделение звука, соотнесение с буквой).

1

5.

Дифференциация Б – П.

1

6.

Звук и буква Дд.

1

7.

Дифференциация Д – Т.

1

8.

Звук и буква Гг.

1

9.

Дифференциация Г – К.

1

10.

Буква Ь.

1

11.

Звук и буква Е.

1

12.

Звук и буква Я.

1

13.

Дифференциация А – Я.

1

14.

Звук и буква Юю.

1

15.

Дифференциация У – Ю.

1

16.

Звук и буква Ё.

1

1.

2.

2
1

2 четверть (14 часов)
1.

Звук и буква Чч.

1

2.

Чтение и написание слов с ЧА, ЧУ.

1

3.

Звук и буква Фф.

1

4.

Дифференциация В – Ф.

1

14

5.

Звук буква Цц.

1

6.

Дифференциация С – Ц.

1

7.

Звук и буква Ээ.

1

8.

Звук и буква Щщ.

1

9.

Чтение и написание слов с ЧА - ЩА.

1

10.

Чтение и написание слов с ЧУ – ЩУ.

1

11.

Чтение и написание слов с ЖИ – ШИ.

1

12.

Чтении и написание слов с ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1

13.

Буква Ъ.

1

14.

Буквы Ь и Ъ.

1

3 четверть (20 часов)
1.

Парные звонкие и глухие согласные.

1

2.

Звук и буква Б.

1

3.

Звук и буква П.

1

4.

Дифференциация Б – П в слогах, словах.

1

5.

Звук и буква В.

1

6.

Звук и буква Ф.

1

7.

Дифференциация В – Ф в слогах, словах.

1

8.

Звук и буква Г.

1

9.

Звук и буква К.

1

10.

Дифференциация Г – К в слогах, словах.

1

11.

Звук и буква Д.

1

12.

Звук и буква Т.

1

13.

Дифференциация Д – Т в слогах, словах.

1

14.

Звук и буква Ж.

1

15

15.

Звук и буква Ш.

1

16.

Дифференциация Ж – Ш в слогах, словах.

1

17.

Звук и буква З.

1

18.

Звук и буква С.

1

19.

Дифференциация З – С в слогах, словах.

1

20.

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

1

4 четверть (16 часов)

.
1.

Свистящие и шипящие звуки и буквы

1

2.

Дифференциация С – Ш в слогах, словах.

1

3.

Дифференциация З – Ж в слогах, словах.

1

4.

Дифференциация С – Щ в слогах, словах.

1

5.

Дифференциация С – Ц в слогах, словах

1

6.

Дифференциация Ч – Ц в слогах, словах.

1

7.

Дифференциация Ч – Щ в слогах, словах

1

8.

Дифференциация Ш – Щ в слогах, словах

1

9.

Названия предметов.

1

10.

Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?

1

11.

Слова, обозначающие один и несколько предметов.

1

12.

Большая буква в именах, фамилиях, кличках.

1

13.

Названия действий.

1

14

Различение названий предметов и названий действий.

1

15

Обследование речи учащихся.

2

16

Тематический план групповых логопедических занятий
3 класс (2 часа в неделю)
№

ТЕМА

Кол-во
часов

1 четверть (18 часов)
1.

Обследование речи обучающихся (звуковая сторона, словарь,
грамматический строй, слоговая сторона, фонематические
процессы, связная речь, чтение и письмо).

6

2.

Предложение и слово. Порядок слов в предложении.

2

3.

Звуки и буквы. Алфавит.

1

4.

Гласные звуки и буквы.

1

5.

Согласные звуки и буквы.

1

6.

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

7.

Слог – часть слова. Анализ односложных слов.

1

8.

Анализ двусложных слов.

1

9.

Деление слов на слоги.

1

10.

Перенос части слова на письме.

1

11.

Ударение в слогах.

2

2 четверть (14 часов)

.
1.

Гласные 1 и 2 ряда.Парные гласные А – Я.

1

2.

Парные гласные О – Ё.

1

3.

Парные гласные У – Ю.

1

4.

Парные гласные Э – Е.

1

5.

Парные гласные Ы – И.

1

6.

Парные гласные.

1

7.

Ь знак на конце и в середине слова.

1

8.

Звонкие и глухие согласные.

1
17

9.

Дифференциация Б – П в слогах, словах, фразах.

1

10.

Дифференциация В –Ф в слогах, словах, фразах.

1

11.

Дифференциация Г – К в слогах, словах, фразах.

1

12.

Дифференциация Д – Т в слогах, словах, фразах.

1

13.

Дифференциация Ж – Ш в слогах, словах, фразах.

1

14.

Дифференциация З – С в слогах, словах, фразах.

1

3 четверть (20 часов)
1.

Слова, обозначающие предметы.

1

2.

Одушевленные и неодушевленные предметы.

1

3.

Единственное и множественное число существительных.

1

4.

Существительные мужского рода.

1

5.

Существительные женского рода.

1

6.

Существительные среднего рода.

1

7.

Род имени существительного.

1

8.

Уменьшительно-ласкательная форма существительных.

1

9.

Слова, обозначающие действие предмета.

1

10.

Употребление глаголов с приставками В, ВЫ,ОТ, У,ПРИ.

1

11.

Изменение глаголов по числам.

1

12.

Изменение глаголов по родам.

1

13.

Слова, обозначающие признак предмета.

1

14.

Прилагательные, обозначающие цвет, величину предмета.

1

15.

Прилагательные, обозначающие вкус, форму предмета.

1

16.

Относительные прилагательные.

1

17.

Уменьшительно-ласкательные прилагательные.

1

18.

Прилагательные-антонимы.

1

19.

Прилагательные – синонимы.

1

20.

Словосочетания.

1
4 четверть (16 часов)

1.

Предлоги В, НА. Написание предлогов со словом.

1

2.

Предлоги С, ИЗ,У.

1
18

3.

Предлоги В, НА, С, ИЗ,У.

2

4.

Предлоги К, ПО, ОТ.

1

5.

Предлоги НАД, ПОД.

1

6.

Предлог О.

1

7.

Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О.

2

8.

Предложение. Выделение предложения из текста.

1

9.

Предложение законченное и незаконченное.

1

10.

Распространение предложения.

1

11.

Обследование речи учащихся.

4

19

Тематический план групповых логопедических занятий
4 класс ( 3 часа в неделю)
№

ТЕМА

Кол-во
часов

1 четверть (27 часов)
1.

Обследование речи обучающихся (звуковая сторона, словарь,
грамматический строй, слоговая сторона, фонематические
процессы, связная речь, чтение и письмо).

6

2.

Предложение и слово. Прядок слов в предложении.

1

3.

Звуки и буквы. Алфавит.

1

4.

Гласные звуки и буквы.

2

5.

Согласные звуки и буквы.

2

6.

Слоги. Слогообразующая роль гласных.

1

7.

Твердые и мягкие согласные.

1

8.

Гласные 1 и 2 ряда.

1

9.

Дифференциация Ы – И в слогах и словах.

2

10.

Дифференциация А –Я в слогах и словах.

2

11.

Дифференциация У – Ю в слогах и словах.

2

12.

Дифференциация О – Ё в слогах и словах.

2

13.

Дифференциация Э – Е в слогах и словах.

2

14.

Обозначение мягкости согласных буквой Ь.

2

2 четверть (21 час)
1.

Разделительный Ь.

2

2.

Звонкие и глухие согласные.

1

3.

Дифференциация Б – П в слогах, в словах, фразах.

2

4.

Дифференциация В –Ф в слогах, в словах, фразах.

2

5.

Дифференциация Г - К в слогах, в словах, фразах.

2

20

6.

Дифференциация Д - Т в слогах, в словах, фразах.

2

7.

Дифференциация Ж – Ш в слогах, в словах, фразах.

2

8.

Дифференциация З – С в слогах, в словах, фразах.

2

9.

Звонкие и глухие согласные.

1

10.

Ударение. Выделение ударных гласных.

2

11.

Безударные гласные. Подбор проверочных слов.

3

3 четверть (30 часов)
1.

Имя существительное (предметы, понятия).

1

2.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

3.

Единственное и множественное число существительных.

1

4.

Существительные мужского рода.

1

5.

Существительные женского рода.

1

6.

Существительные среднего рода.

1

7.

Уменьшительно-ласкательная форма имени существительного.

1

8.

Слова – антонимы.

1

9.

Слова – синонимы.

1

10.

Глаголы.

1

11.

Изменение глаголов по родам.

1

12.

Изменение глаголов по числам.

1

13.

Изменение глаголов по родам и числам.

1

14.

Приставки ЗА-, ВЫ-.

1

15.

Приставки ОТ-, ПРИ-.

1

16.

Глаголы-антонимы.

1

17.

Глаголы-синонимы.

1

18.

Глаголы.

2

19.

Имя прилагательное.

1

20.

Прилагательные цвета, величины.

1

21.

Прилагательные вкуса, формы.

1

22.

Прилагательные цвета, величины, вкуса, формы.

1

23.

Прилагательные качества характера.

1

24.

Относительные прилагательные.

1

25.

Притяжательные прилагательные.

1

21

26.

Уменьшительно-ласкательная форма прилагательных.

1

27.

Прилагательные-антонимы.

1

28.

Прилагательные-синонимы.

1

29.

Имя прилагательное.

1
4 четверть (24 часа)

1.

Предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В,НА.

2

2.

Предлог ИЗ.

1

3.

Предлог ЗА.

1

4.

Предлог БЕЗ.

1

5.

Предлог До.

1

6.

Предлог ПРО.

1

7.

Предлог ОКОЛО.

1

8.

Предлог ИЗ-ПОД.

1

9.

Написание предлогов со словом.

1

10.

Словосочетание и предложение.

1

11.

Выделение предложения в тексте.

1

12.

Деформированное предложение.

1

13.

Повествовательное предложение.

2

14.

Вопросительное предложение.

2

15.

Восклицательное предложение.

2

16.

Текст. Восстановление деформированного текста.

1

17.

Восстановление текста с пропущенными словами.

1

18.

Обследование речи учащихся.

3

22

Тематический план групповых логопедических занятий
5 класс (3 часа в неделю)
№

ТЕМА

Кол-во
часов

1 четверть (27 часов)
1.

Обследование речи обучающихся (звуковая сторона, словарь,
грамматический строй, слоговая сторона, фонематические
процессы, связная речь, чтение и письмо).

7

2.

Понятие о предложении.

1

3.

Простое предложение.

1

4.

Знаки препинания в конце предложения. Интонация
предложения.

2

5.

Простое распространенное предложение. Схема предложения.

2

6.

Согласование слов в предложении.

2

7.

Предлоги. Правописание предлогов.

1

8.

Правописание предлога НА.

1

9.

Правописание предлога В.

1

10.

Дифференциация предлогов НА, В.

1

11.

Правописание предлога С (СО).

1

12.

Правописание предлога ИЗ.

1

13.

Дифференциация предлогов С (СО) – ИЗ.

1

14.

Правописание предлога ПО.

1

15.

Правописание предлога К.

1

16.

Дифференциация предлогов ПО – К.

1

17.

Правописание предлога ЗА.

1

18.

Правописание предлога ИЗ-ЗА. Дифференциация предлогов ЗА и
ИЗ-ЗА.

1

2 четверть (21 час)

23

1.

Правописание предлога НАД.

1

2.

Правописание предлога ПОД.

1

3.

Дифференциация предлогов НАД – ПОД.

1

4.

Дифференциация предлогов ПОД – ИЗ-ПОД.

1

5.

Гласные звуки и буквы.

1

6.

Сходство парных гласных.

1

7.

Твердые и мягкие согласные.

2

8.

Обозначение мягкости согласных посредством «Ь».

2

9.

Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда.

2

10.

Родственные слова.

1

11.

Корень слова.

1

12.

Сложные слова.

2

13.

Приставка. Образование слов при помощи приставок.

1

14.

Суффиксы. Образование слов при помощи суффиксов.

1

15.

Окончание в словах.

1

16.

Закрепление темы «Состав слова».

1

17.

Дифференциация предлогов и приставок.

1

3 четверть (30 часов)
1.

Словосочетания. Согласование имен существительных с

1

глаголами в числе.
2.

Согласование имен существительных с прилагательными в числе.

1

3.

Согласование имен существительных с глаголами в роде.

2

4.

Согласование имен существительных с прилагательными в роде.

2

5.

Словосочетания, образованные по типу управления.

3

6.

Составление словосочетаний.

1

7.

Падежные формы имени существительного.

1

8.

Словосочетания, законченные предложения.

1

9.

Работа с деформированным предложением.

2

10.

Повествовательное предложение.

1
24

11.

Вопросительное предложение.

1

12.

Восклицательное предложение.

1

13.

Сложносочиненное предложение с союзом И.

1

14.

Сложносочиненное предложение с союзами А, НО.

1

15.

Сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО.

1

16.

Сложноподчиненное предложение с союзом Чтобы.

2

17.

Простое предложение.

2

18.

Распространение предложений.

3

19.

Выделение предложений из сплошного текста.

1

20.

Связь слов в предложении.

2

4 четверть (24 часа)
1.

Текст. Восстановление деформированного текста (3 части).

1

2.

Восстановление деформированного текста (4 части).

1

3.

Пересказ текста по опорным словам и вопросам.

1

4.

Составление плана текста.

1

5.

Пересказ текста по плану.

2

6.

Выборочный пересказ.

1

7.

Краткий пересказ.

1

8.

Составление заключения к рассказу.

2

9.

Составление вступления к рассказу.

2

10.

Какие бывают тексты: повествование.

1

11.

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

2

12.

Описание.

1

13.

Составление рассказа-описания.

2

14.

Рассуждение.

1

15.

Составление рассказа с элементами рассуждения.

2

16.

Обследование речи учащихся.

3

25

Тематический план групповых логопедических занятий
6 класс (3 часа в неделю)
№

ТЕМА

Кол-во
часов

1 четверть (27 часов)
1.

Обследование речи обучающихся (звуковая сторона, словарь,

6

грамматический строй, слоговая сторона, фонематические
процессы, связная речь, чтение и письмо).
2.

Гласные звуки 1 и 2 ряда.

2

3.

Безударные гласные.

2

4.

Дифференциация А-Я в словах, фразах.

1

5.

Дифференциация О-Ё в словах, фразах.

2

6.

Дифференциация У-Ю в словах, фразах.

2

7.

Дифференциация Э-Е в словах, фразах.

2

8.

Дифференциация Ы-И в словах, фразах.

2

9.

Звонкие и глухие согласные.

2

10.

Дифференциация В – Ф в словах и фразах.

2

11.

Дифференциация З – С в словах и фразах.

2

12.

Дифференциация Ж – Ш в словах и фразах.

2

2 четверть (21 час)
1.

Дифференциация Б – П в словах и фразах.

3

2.

Дифференциация Д – Т в словах и фразах.

3

3.

Дифференциация Г – К в словах и фразах.

3

4.

Дифференциация С – Ш в словах и фразах.

2

5.

Дифференциация З –Ж в словах и фразах.

2

6.

Корень слова.

2

7.

Приставка в слове. Образование слов.

2

8.

Суффиксы. Образование слов.

2

9.

Состав слова.

2
3 четверть (30 часов.)

1.

Имя прилагательное.

2

2.

Имя прлагательное (описание неживого предмета).

2

26

3.

Имя прилагательное (описание живого предмета).

2

4.

Описание окружающего мира.

2

5.

Близкие и противоположные по значению имена прилагательные.

2

6.

Имена прилагательные, передающие портрет человека.

2

7.

Имена прилагательные, передающие характер и чувства

2

человека.
8.

Мужской род имени прилагательного.

2

9.

Женский род имени прилагательного.

3

10.

Средний род имени прилагательного.

3

11.

Род имени прилагательного.

2

12.

Единственное число имени прилагательного.

2

13.

Множественное число имени прилагательного.

2

14.

Число имени прилагательного.

2

4 четверть (24 часа)
1.

Склонение имени прилагательного.

3

2.

Склонение имени прилагательного среднего рода в единственном

3

числе.
3.

Склонение имени прилагательного мужского рода в

3

единственном числе .
4.

Склонение имени прилагательного среднего и мужского рода в

3

единственном числе .
5.

Склонение имени прилагательного женского рода в

3

единственном числе.
6.

Склонение имени прилагательного во множественном числе.

3

7.

Правописание имен прилагательных на –ЬЯ, -ЬЕ.

2

8.

Обследование речи учащихся.

4

27

Тематический план групповых логопедических занятий
7 класс (3 часа в неделю)
№

Тема

Кол-во
часов

1 четверть (27 часов)
1.

Обследование речи обучающихся (звуковая сторона, словарь,

6

грамматический строй, слоговая сторона, фонематические
процессы, связная речь, чтение и письмо).
2.

Дифференциация Р-Л в слогах, словах, словосочетаниях и

4

предложениях.
3.

Дифференциация Ч - Щ в слогах,словах, словосочетаниях и

4

предложениях.
4.

Дифференциация Ц - Ч в слогах, словах, словосочетаниях и

3

предложениях.
5.

Дифференциация С- Ч в слогах, словах, словосочетаниях и

3

предложениях.
6.

Дифференциация З -Ж в слогах, словах, словосочетаниях и

3

предложениях.
7.

Дифференциация С-Ш в слогах, словах, словосочетаниях и

4

предложениях.
2 четверть (21 час)

1.

Звонкие и глухие согласные.

2

2.

Дифференциация Г-К в слогах, словах, словосочетаниях и

3

предложениях.
3.

Дифференциация Д-Т в слогах, словах, словосочетаниях и

3

предложениях.
4.

Дифференциация Б-П в слогах, словах, словосочетаниях и

3

предложениях.
5.

Дифференциация Ж-Ш в слогах, словах, словосочетаниях и

3

предложениях.
6.

Дифференциация В-Ф в слогах, словах, словосочетаниях и
предложениях.
28

2

7.

Дифференциация З-С в слогах, словах, словосочетаниях и

3

предложениях.
8.

Правописание звонких и глухих согласных.

2

3 четверть (30 часов)
1.

Глагол. Значение глагола в предложении.

1

2.

Глагол движения.

2

3.

Глагол труда.

1

4.

Глагол звучания.

2

5.

Глагол речи.

2

6.

Глагол цвета.

1

7.

Глаголы, выражающие чувства человека, его характер, поступки.

2

8.

Глаголы близкие и противоположные по значению.

2

9.

Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

2

10.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

2

11.

Изменение глаголов во времени.

1

12.

Настоящее время глагола.

2

13.

Прошедшее время глагола.

2

14.

Будущее время глагола.

2

15.

Образование временных форм одного и того же глагола.

1

16.

Замена одних временных форм глагола другими.

1

17.

Время и число глагола.

1

18.

Местоимения ( Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, МЫ, ВЫ).

1

19.

Изменение глагола по лицам

2

4 четверть (24часа)
1.

Виды предложений.

2

2..

Повествовательное предложение.

2

3.

Вопросительное предложение.

2

4.

Восклицательное предложение.

2

5.

Работа с деформированным предложением.

1

6.

Текст. Восстановление деформированного текста.

1

7.

Пересказ текста по опорным словам и вопросам.

1

8.

Пересказ текста по плану.

2

9.

Выборочный пересказ.

1
29

10.

Краткий пересказ.

1

11.

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

1

12.

Составление рассказа-описания.

2

13.

Составление рассказа с элементами рассуждения.

2

.14.

Обследование речи учащихся.

4

30

Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Материально-техническое обеспечение включает:
- наглядный материал для обследования речи учащихся;
- наглядный , дидактический материал для логопедических занятий
(магнитная азбука, речевое лото (7 частей), настольная игра «Звуки»,
настольная игра «Антонимы», настольные игры по лексическим темам.
наборы обучающих карточек : «Домашние животные и птицы», «Птицы»,
«Дикие

животные»,

«Одежда»,

«Транспорт»,

«Еда»,

«Насекомые»,

«Профессии»; «Теремок» (застежки по М.Монтессори); «Погода», пазлы:
«Гусеница»,

«Пальцы»,

«Собаки»;

шнуровка:

«Ботинок»,

«Дерево»,

«Пуговица»);
- .логопедические зонды, шпатели;
-

оборудование,

федерального

приобретенное

проекта

в

«Современная

рамках

реализации

школа»

мероприятия

национального

проекта

«Образование», направленных на поддержку образования обучающихся с
ОВЗ:

интерактивный

стол

логопеда,

методика

«Логопедическое

обследование детей» (В.М.Акименко), муляж артикуляционного аппарата,
программно-дидактический комплекс «Логомер2»
Раздел рабочей программы
Фонетико-фонематическая сторона речи

Оборудование
Интерактивный стол логопеда, методика
«Логопедическое

обследование

детей

(В.М.Акименко), муляж артикуляционного
аппарата,

программно-дидактический

комплекс
Лексико-грамматическая сторона речи

Интерактивный

«Логомер
стол

программно-дидактический
«Логомер
Связная речь

Интерактивный

31

логопеда,
комплекс
2»

стол

программно-дидактический
«Логомер 2»

2»

логопеда,
комплекс

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».